Научная статья на тему 'Перспективное развитие инфокоммуникационных технологий России'

Перспективное развитие инфокоммуникационных технологий России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / INFORMATION / INFORMATIZATION / INFORMATIONAL SOCIETY / INFOCOMMUNICATION TECHNOLOGIES / ECONOMICS OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Намятова Л. Е., Лашманова Н. А.

В статье рассматриваются информация — важнейший стратегический ресурс общества и информатизация как организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей. Показаны три сценария социально-экономического развития России до 2020 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Perspective development of info-communicational technologies in Russia

This article considers information as the main strategic resource of society and informatization as organizational, social-economical and scientific-technical process creation of optimal conditions for informational demands’ gratification. There are two scenarios of Russia’s social-economical development up to 2020.

Текст научной работы на тему «Перспективное развитие инфокоммуникационных технологий России»

дискуссия

журнал научных публикаций

Л. Е. Намятова, канд. экон. наук, доцент,

кафедра общей экономической теории,

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

Н. А. Лашманова, ст. преподаватель,

кафедра информационных систем и технологий,

Уральский федеральный университет

им. первого Президента России Б. Н. Ельцина,

г. Екатеринбург, Россия,

vs.semenenko@net-ustu.ru

ПЕРСПЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ РОССИИ

Принятие стратегических и оперативных управленческих решений сопряжено с получением, отбором, обработкой, систематизацией и анализом информации об объектах, явлениях, ситуациях, процессах и т.п. Информация служит удовлетворению потребностей хозяйствующих субъектов, являясь необходимым слагаемым общественного развития.

В истории цивилизации произошло несколько информационных революций в сфере общественных отношений из-за кардинальных изменений в обработке информации. ХХ век отмечен изобретением микропроцессорной техники, персональных компьютеров, формированием компьютерных сетей, информационных коммуникаций. Этот период характеризуется тремя фундаментальными инновациями: переходом от механических и электрических средств преобразования информации к электронным; миниа- -

тюризацией всех узлов, устройств, приборов, машин; созданием программно-управляемых устройств и процессов.

Согласно Федеральному закону от 25 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», информатизация — это организационный, социально-экономический и научно-технический процесс создания

ХХ век отмечен изобретением микропроцессорной техники, персональных компьютеров, формированием компьютерных сетей, информационных коммуникаций.

оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов.

Основными задачами информатизации являются:

1) модернизация информационно-телекоммуникационной инфраструктуры;

2) развитие информационных, телекоммуникационных технологий;

3) формирование и использование национальных информационных ресурсов и обеспечение широкого, свободного доступа к ним;

4) обеспечение граждан значимой информацией и развитие независимых средств массовой информации;

5) создание нормативно-правовой базы

построения информационного общества.

В развитии информатизации выделяют несколько тенденций.

Первая тенденция состоит в слиянии компьютеров и средств = коммуникаций. Инфо-коммуникация — это современная информационно-телекоммуникационная инфраструктура общества, развивающаяся в соответствии с темпами развития экономики.

№ 5-6 (35-36) МАЙ-ИЮНЬ 2013

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

Вторая тенденция касается смены взглядов на создание программного обеспечения по переходу от закрытости к открытым программным и другим системам.

В последние годы в России, как и в других странах мира, активизировалась разработка и реализация политики развития информационного общества. Одной из важнейших инноваций в государственном управлении является формирование электронного правительства. Электронное правительство — это предоставление частным лицам, бизнесу и учреждениям полного спектра услуг в сфере государственного управления. На внедрение технологий «электронного правительства» была направлена Федеральная целевая программа «Электронная Россия» (20022010 гг.), результатом реализации которой стало создание системы межведомственного электронного взаимодействия и портала государственных услуг. В 2010 г. принята государственная программа «Информационное общество (2011-2020 годы)», включающая планы мероприятий и программы развития информационного общества в субъектах Российской Федерации.

С развитием инфокоммуникационных технологий (ИКТ) и сервиса сети Интернет стал быстро развиваться новый сектор экономики, в котором кардинально меняются роль и место человека. Человек становится главной производительной силой, так как именно он способен производить новые знания и информацию. В итоге на смену индустриальной экономике приходит новая экономика, основанная на информации и знаниях, в которой большая часть валового внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается за счет деятельности по производству, обработке, хранению и распространению ин- =

формации и знаний.

В свою очередь, интеграция в мировое разделение труда в сфере ИКТ является важнейшим фактором радикального роста

Одной из важнейших инноваций в государственном управлении

является формирование электронного правительства.

На смену индустриальной экономике приходит новая

экономика, основанная на информации и знаниях, в которой большая часть валового

внутреннего продукта (ВВП) обеспечивается за счет деятельности по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний.

эффективности использования интеллектуального и кадрового потенциала России, ее перехода от сырьевого к наукоемкому инновационному типу развития.

Действительно, в «Проекте концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» от 24.07.2007 г. Минэкономразвития России было предложено три сценария социально-экономического развития.

1. Сценарий инерционного развития предусматривает консервацию экспортно-сырьевой модели развития и отказ от реализации новых долгосрочных приоритетных проектов и программ, реализующих сравнительные преимущества российской экономики. Темп прироста ВВП может достигнуть к 2015 г. 3-4 %, в 2016-2020 гг. он стабилизируется на уровне 3 % в год. За период 2008-2020 гг. ВВП увеличится в 1,6 раза, что не позволит решить задачи в области социального развитии, национальной безопасности и укрепления позиций России в мировом сообществе. Объем рынка информационных технологий к 2020 г. возрастет по сравнению с 2006 г. в 1,5 раза.

2. Сценарий энерго-сырьевого развития предполагает частичное снятие ограничений инерционного развития за счет реализации конкурентного потенциала России в сферах энергетики и транспорта, а также фрагментарной модернизации высокотехнологичных секторов при отсутствии

масштабного экспорта продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью.

Реализация сценария позволит сформировать новые источники роста, основанные на ускоренном развитии энерго-сырьевых отраслей, но это лишь укрепит сырьевую специализа-= ции России в мире. Импульс технологического развития получит часть обрабатывающих отраслей, связанных с обеспечением развития энергетики, сырьевого сектора и транспорта. Однако зна-

дискуссия

журнал научных публикаций

чительная часть отраслей, не сопряженных с экспортно-сырьевым направлением (в том числе отрасль информационно-коммуникационных технологий и связи), будет развиваться в инерционном режиме с падающей конкурентоспособностью.

Прирост ВВП до 2015 г. составит 5,56 % в год, в 2016-2020 гг. лишь 4,5-5,5 %. За период 2008-2020 гг. ВВП увеличится в 2 раза, что не обеспечит решение перспективных задач в области социального развития и национальной безопасности. Объем рынка информационных технологий увеличится в 2,2 раза. Технологическое отставание России от передовых стран будет нарастать и усилится ее зависимость от импорта технологий.

3. Сценарий инновационного развития отражает использование инновационных источников роста как за счет конкурентных преимуществ экономики России в традиционных секторах, так и за счет развития новых наукоемких секторов и экономики знаний. Предусматривается модернизация инфраструктурных отраслей экономики — транспорта, электроэнергетики, связи и информационно-коммуникационных технологий, сопровождающаяся значительным повышением эффективности энергосбережения.

Темпы экономического роста по сравнению с инерционным вариантом увеличатся на 2,8 % в 2011-2015 гг. и на 3,6 % в 20162020 гг. Основной вклад в ускорение темпов роста внесут факторы, связанные с ростом высокотехнологичного сектора и экономики знаний, интенсивным обновлением производственного аппарата хозяйствующих субъектов, повышением качества образования и квалификации специалистов. К 2020 г. объем рынка информационных технологий увеличится в 17 раз.

По результатам исследований ООН, в рейтинге электронных правительств Россия поднялась с 59-го места в 2010 г. на 27-е место в 2012 г., став лидером рейтинга среди стран Восточной Европы (индекс развития электронного правительства России составил 0,735).: Лидером рейтинга второй раз подряд стала Южная Корея (соответствую-

Объем рынка информационных технологий увеличится в 2,2 раза.

Технологическое отставание России от передовых стран будет нарастать и усилится ее зависимость от импорта технологий.

щий индекс составил 0,928). Так3, в сфере внешней торговли Южной Кореи удалось сократить время обработки таможенных деклараций по экспорту с 1 дня до 2 минут, = а по импорту с 2,5 до 1,5 часов, что обеспечивает ежегодную экономию в размере 2,5 млрд долл. Ежегодный объем средств, сэкономленных за счет внедрения электронной формы поставок товаров и услуг государственным инстанциям, составляет 4,5 млрд долл.

Инфокоммуникации помогают компаниям поддерживать конкурентный уровень, проникать на новые рынки, создавать новые продукты и услуги, наращивать производительность труда, увеличивать скорость принятия решений, сокращать бюрократический аппарат и др. Инфокоммуникации приносят выгоду не только отдельным фирмам, но и городам, регионам, странам.

Дальнейшее развитие инфокоммуни-каций будет способствовать включению России в глобальное информационное пространство и глобальное информационное общество, решению широкого круга проблем и задач, возникающих в экономике, науке, сфере управления государством, образовании, здравоохранении и т.п.

Таким образом, предпочтительным выступает сценарий инновационного развития, обусловленный преобразованиями во всех сферах жизни общества и дальнейшей демократизацией государства. Воплощение поставленных задач позволит электронному правительству своевременно получать информацию о реакции населения на важнейшие решения и сознательно включать граждан в разрешение назревших проблем современного развития. ^

1. Доклад на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. — 13.05.2012. [Электронный ресурс]. URL: http:// minsvyaz.ru/ru.

2. Теоретические основы стратегического управления и планирования. [Электронный ресурс]. URL: http://www.stplan.ru / theory.htm.

3. Абдурасулова Д. «Электронное правительство» в республике Корея // Экономист. 2012. № 6. С. 81-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.