Научная статья на тему 'Концепция человека-творца в философской лирике С. Я. Маршака'

Концепция человека-творца в философской лирике С. Я. Маршака Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
163
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
литературная критика / поэзия / внехудожественные жанры / лирика / стиль / мета-фора / традиция / пантеизм / экзистенциальный / literary criticism / poetry / non-artistic genres / lyrics / style / metaphor / tradition / pantheism / exis-tential.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Степанова Т. М., Аутлева Ф. А., Кандор С. А.

Выявляются основные черты художественной антропологии С.Я. Маршака на материале его лири-ческой поэзии, определяются следующие основные грани этой проблемы как темы творческой преем-ственности, литературной традиции, идеи диалога культур в аспектах синхронии и диахронии, устанав-ливается место этого материала в литературоведческих статьях и философской лирике С.Я. Маршака позднего периода; рассматриваются особенности и способы отображения в ней проблем культурологии, литературоведения, коммуникативистики, психологии творчества. Данные, полученные в процессе ис-следования, позволяют сделать наблюдения и выводы о значимости художественного исследования экзи-стенциальных вопросов бытия для литературно-эстетической концепции С.Я. Маршака в целом, способ-ствуют определению основных принципов его философской системы человека-творца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT OF A HUMAN – CREATOR IN THE PHILOSOPHICAL LYRICS OF S. YA. MARSHAK

The main features of artistic anthropology of S.Ya. Marshak on the basis of his lyric poetry are analyzed; the following main facets of this problem are defined as themes of creative continuity, literary tradition, the idea of a dialogue of cultures in the aspects of synchrony and diachrony; the place of this material in the literary articles and philosophical lyrics of S. Ya. Marshak of the late period is established; features and ways of displaying in it the problems of cultural studies, literary criticism, communicative studies, the psychology of creativity are con-sidered. The data obtained in the course of the study allow us to make observations and conclusions about the significance of the artistic study of existential issues of being for the literary and aesthetic concept of S.Ya. Mar-shak as a whole, contribute to the determination of the basic principles of his philosophical system of man-creator

Текст научной работы на тему «Концепция человека-творца в философской лирике С. Я. Маршака»

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#9(Ш,2©2© / PHILOLOGICAL sciences

95

УДК - 82.035

Степанова Т.М.

доктор филологических наук, профессор кафедры литературы и массовых коммуникаций

Аутлева Ф.А.

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных языков

Адыгейский Государственный Университет,

Кандор С.А. кандидат филологических наук, доцент кафедры стандартизации метрологии и товарной экспертизы

ФГБОУВО «МГТУ», г. Майкоп, Россия.

DOI: 10.24411/2520- 6990-2020-11604 КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕКА-ТВОРЦА В ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКЕ С. Я. МАРШАКА

Stepanona T.M., Autleva F.A.

Adyghe State University.

Kandor S.A.

Maikop State TechnologicalUniversity

THE CONCEPT OF A HUMAN - CREATOR IN THE PHILOSOPHICAL LYRICS OF S. YA.

MARSHAK

Аннотация

Выявляются основные черты художественной антропологии С.Я. Маршака на материале его лирической поэзии, определяются следующие основные грани этой проблемы как темы творческой преемственности, литературной традиции, идеи диалога культур в аспектах синхронии и диахронии, устанавливается место этого материала в литературоведческих статьях и философской лирике С.Я. Маршака позднего периода; рассматриваются особенности и способы отображения в ней проблем культурологии, литературоведения, коммуникативистики, психологии творчества. Данные, полученные в процессе исследования, позволяют сделать наблюдения и выводы о значимости художественного исследования экзистенциальных вопросов бытия для литературно-эстетической концепции С.Я. Маршака в целом, способствуют определению основных принципов его философской системы человека-творца.

Abstract

The main features of artistic anthropology of S.Ya. Marshak on the basis of his lyric poetry are analyzed; the following main facets of this problem are defined as themes of creative continuity, literary tradition, the idea of a dialogue of cultures in the aspects of synchrony and diachrony; the place of this material in the literary articles and philosophical lyrics of S. Ya. Marshak of the late period is established; features and ways of displaying in it the problems of cultural studies, literary criticism, communicative studies, the psychology of creativity are considered. The data obtained in the course of the study allow us to make observations and conclusions about the significance of the artistic study of existential issues of being for the literary and aesthetic concept of S. Ya. Marshak as a whole, contribute to the determination of the basic principles of his philosophical system of man-creator.

Ключевые слова: литературная критика, поэзия, внехудожественные жанры, лирика, стиль, метафора, традиция, пантеизм, экзистенциальный.

Keywords: literary criticism, poetry, non-artistic genres, lyrics, style, metaphor, tradition, pantheism, existential.

Стиль поэта — выражение его творческой индивидуальности. Стиль лирики С.Я. Маршака во многом определяется доминирующей художественной традицией, ее авторским освоением и преобразованием. «Без знания традиции невозможно подлинное новаторство, — писал Маршак. — .. .Только умственно ограниченный и наивный человек может думать, что знакомство со стихами поэтов — современников и предшественников грозит ему потерей оригинальности и самобытности» [1, а 558].

Рассмотрение общих и частных вопросов культурологии, литературоведения, коммуникативи-стики, психологии творчества имело большое значение для С.Я. Маршака. К осмыслению этих вопросов метапоэтики он постоянно, на протяжении всей сознательной жизни, обращается в двух основных формах своей деятельности - в литературной

критике и собственно в поэзии. Эти две формы могут быть близки по своему информационному содержанию, наполнению, но они принципиально различаются по многим другим своим параметрам. В первую очередь, это различные методы и собственно формы смыслового и вербального воплощения тех или иных достаточно общих по сути логических мыслительных процессов и умозаключений.

Лирика как поэзия индивидуального человеческого чувства по способу своего создания и конечному результату характеризуется большей экспрессивностью, эмоциональностью, мобильностью и динамичностью, чем литературоведение и критика. Поэтому именно в лирике происходит по преимуществу более быстрое, прямое и непосредственное

96

РН1ШШ01САЬ 8С1Е1ЧСЕ8 / «Ш11ШетУМ~^©УГМа1>#9(1611)),2©2©

выражение авторского сознания, чем в текстах вне-художественных жанров - эссе, литературно-критических и литературно-теоретических трудах.

Так например, проблема культурной традиции, с маршаковской характеристики которой в его книге «Воспитание словом» была начата эта статья, она же - тема культурной преемственности, осмысливается поэтом в его лирическом тексте уже не с логической, понятийной, рационалистической, точки зрения, а в эмоциональном ключе:/Все то, чего коснется человек, /Приобретает нечто человечье. /Вот этот дом, нам прослуживший век, /Почти умеет пользоваться речью [2, с.7].

В центре философской, культурологической, антропологической парадигмы философской лирики С.Я. Маршака неизменно находится Человек. Это афористическое стихотворение наполнено ярким образным смыслом, глубоким чувством, тонким проникновением в стихию культурного и антропологического взаимодействия, когда «феномен речи», «говорения» присваивается неодушевленным объектам. Ключевая идея этого глубокого произведения С.Я. Маршака строится, по нашему мнению, вокруг двух общеизвестных метафор, зачастую уже не воспринимаемых массовым сознанием (в результате слишком частого употребления, и порой - всуе) в их первоначальном значении. Первая: «Архитектура — застывшая музыка» (Ф.Шеллинг). У С.Я. Маршака контекст этого высказывания существенно расширяется, поскольку речь идет не просто об архитектуре, но об объектах культурного наследия, еще и непосредственно связанных с личностью и творчеством конкретных выдающихся людей. Вторая метафора - та, на основе которой сконструирован столь популярный в научной публицистике ХХ века термин «диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов, М.М. Бахтин). В стилистическом арсенале текста С.Я. Маршака наблюдаются олицетворения и другие формы переносного значения лексики: /Мосты и переулки говорят. /Беседуют между собой балконы. /И у платформы, выстроившись в ряд, /Так много сердцу говорят вагоны [2, с. 7].

Основная цель метафорического осмысления автором всего того, что можно сухо и официально назвать «литературным краеведением» в данном стихотворении - это создать в произведении живую картину, историю и реконструкцию присутствия личности самих великих русских поэтов в топографии и топонимике великого города, литературной столицы страны на протяжении многих лет:/Давно стихами говорит Нева.

Страницей Гоголя ложится Невский. /Весь Летний сад - Онегина глава. / О Блоке вспоминают Острова, /А по Разъезжей бродит Достоевский [2, с.7].

С.Я. Маршак по отношению к таким неодушевленным объектам, как дома, улицы, переулки, мосты, вагоны, балконы употребляет глаголы речи, действия, движения: говорит, вспоминают, ложится, живет, коснется. Эффект присутствия передается С.Я. Маршаком через прямую связь элементов городского пейзажа с конкретными произведениями русских поэтов, через точную фиксацию автором отражения точных и значимых образов, и

деталей текстов русских авторов, посвященных Петербургу:^ там еще живет петровский век, /В углу между Фонтанкой и Невою.../Все то, чего коснется человек, /Озарено его душой живою [2, с. 7]. ("Стихи. 1941-1946", в цикле "Из лирической тетради").

Наиболее продуктивна для С.Я. Маршака-лирика мысль и эмоция о том, что именно человеческая, художественная личность и талант способны оживить, озарить светом любви и творчества, «очеловечить» холодный камень этого города. С.Я. Маршаку вообще свойственно диалектическое осмысление экзистенциальных проблем бытия, ощущение сложной преемственности между жизнью и смертью как самого человека, так и его творений. Мысли о бренности человека, быстротечности его существования и одновременно о вечности мира и человеческих творений освещены авторской философией оптимизма. Поэт не замыкается в пространстве «кабинетного бытия», он ощущает себя и свое предназначение в единстве с ритмами природы, Вселенной, в восприятии ее щедрости и полноты. /Цените слух, цените зренье. /Любите зелень, синеву -/Все, что дано вам во владенье/Двумя словами: я живу. /Любите жизнь, покуда живы. /Меж ней и смертью только миг [3, с. 213].

«Природа занимает основополагающее место в идейно-эстетической концепции всякого крупного художника. Отношение каждого писателя к природе, отраженное в его художественных текстах -это важнейшая часть его мировидения и миропонимания» [4, с. 49]. Мысль о непрерывности и полноте бытия, о преемственности и вечном продуктивном взаимодействии человека и природы, особенно - творческой личности - многократно и по-разному варьируется в лирике поэта разных лет, в частности, и в самый поздний период. Так первые в журнале "Новый мир" в № 12 за 1960 год было напечатано ставшее хрестоматийным стихотворение С.Я. Маршака под названием "Чудо». /Чудес, хоть я живу давно, /Не видел я покуда, /А впрочем, в мире есть одно/Действительное чудо [4, с. 118].

Очевидно, что поэт сохраняет потрясающую ясность ума и чувства, активную мыслительную деятельность, заставляющую его вновь и вновь осмысливать свое место в мире и в историческом времени, осмысливать сам этот мир и его составляющие как через его объективные характеристики, так и через индивидуальное восприятие:/Помножен мир (иль разделен?) /На те миры живые, /В которых сам он отражен, /И каждый раз впервые [4, с. 118].

Именно роль человека как воспринимающего мир и одновременно творящего его субъекта остается одной из наиболее ключевых и продуктивных функций человеческого бытия, и сознания:/Все в мире было бы мертво, -/Как будто мира самого/Совсем и не бывало, -/Когда б живое существо/Его не открывало [5, с. 118].

С.Я. Маршаку импонирует идея пантеизма, перекликающаяся с известной экспрессивной мыслью А. Блока: «О, я хочу безумно жить:/ Всё сущее -увековечить, / Безличное - очеловечить, / Несбывшееся - воплотить!» Художественный мир многогранной деятельности С.Я Маршака как поэта и мыслителя еще ждет своего всестороннего серьезного исследования.

<<ШУШетиМ~^©У©Ма1>#9(Ш,2©2© / PHILOLOGICAL sciences

Список литературы

1. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 6. - М.: Художественная литература, 1971. - 598 с.

2. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1970. С. 213.

3. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1970. С. 213.

97.

4. Огепанова Т.М., Кaндор С.А. Философско-онтологические основы концепции природы в прозе С. Хан-Гирея. Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2016. Вып. 2. С.49

5. Маршак С. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1970. С. 118.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.