Научная статья на тему 'Концепция человеческого развития - ответ на глобальные вызовы современности: Европейский контекст'

Концепция человеческого развития - ответ на глобальные вызовы современности: Европейский контекст Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European research
Область наук
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / СТРАТЕГИЯ РОСТА / GROWTH STRATEGY / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / QUALITY OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пальчук Марина Ивановна

Глобализационные процессы бросили серьезный вызов мировому сообществу, возникла острая потребность в его реструктуризации на основе современной концепции человеческого развития, ориентированной на повышение качества жизни. Последовательные шаги в создании единой Европы обеспечиваются инновационными трендами в виде инвестиций в человеческие ресурсы. Разработка моделей устойчивого развития в странах Европейского Союза ключ к преодолению текущих проблем. Одновременно непрерывное, всеохватывающее, качественное образование на протяжении всей жизни для всех это серьезный ответ на сегодняшние вызовы, соответствующие миру завтрашнего дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция человеческого развития - ответ на глобальные вызовы современности: Европейский контекст»

PEDAGOGICAL SCIENCES

THE HUMAN DEVELOPMENT CONCEPT - RESPONDING TO GLOBAL CHALLENGES OF OUR TIME: THE EUROPEAN CONTEXT Palchuk M. (Russian Federation) КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - ОТВЕТ НА ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ СОВРЕМЕННОСТИ: ЕВРОПЕЙСКИЙ КОНТЕКСТ Пальчук М. И. (Российская Федерация)

Пальчук Марина Ивановна /Palchuk Marina — доктор педагогических наук, доцент,

кафедра психологии и педагогики, Крымский институт постдипломного педагогического образования, г. Симферополь

Аннотация: глобализационные процессы бросили серьезный вызов мировому сообществу, возникла острая потребность в его реструктуризации на основе современной концепции человеческого развития, ориентированной на повышение качества жизни. Последовательные шаги в создании единой Европы обеспечиваются инновационными трендами в виде инвестиций в человеческие ресурсы. Разработка моделей устойчивого развития в странах Европейского Союза - ключ к преодолению текущих проблем. Одновременно непрерывное, всеохватывающее, качественное образование на протяжении всей жизни для всех - это серьезный ответ на сегодняшние вызовы, соответствующие миру завтрашнего дня.

Abstract: processes of globalization have thrown a serious challenge to the international community; there is an urgent need for its restructuring based on the modern concept of human development, focused on improving the quality of life. The successive steps in the creation of a united Europe provides innovative trends in the form of investment in human resources. Development of sustainable models of development in the European Union - the key to overcoming current problems. Continuous, quality education throughout life - a serious response to the challenges.

Ключевые слова: человеческие ресурсы; стратегия роста; качество образования. Keywords: human resources; growth strategy; the quality of education.

В начале третьего тысячелетия среди многих вызовов, определяющих тенденции мирового развития, человеческие ресурсы играют особую роль в создании общественных благ и стабильности на планете, что в значительной степени должно обеспечиваться качеством образования, которое является фундаментом, краеугольным камнем Европейских договоренностей, этот императив задекларирован в Саламанковском обращении [8]. Концепция развития человеческого потенциала является одним из значимых интеллектуальных продуктов, разработанных в рамках Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) [5].

Отвечая на вызовы глобализации, страны Европейского Союза (ЕС) приняли стратегию роста и занятости «Европа - 2020», направленную на выход из экономического кризиса и динамичное движение вперед. В стратегии обозначены приоритетные цели: обеспечение стабильности национальных бюджетов; защита инвестиций в человеческие ресурсы; социальное обеспечение граждан; эффективность функционирования общеевропейского и внутренних рынков труда; максимальное использование взаимной выгоды от открытости межгосударственных границ. В особую категорию выделена проблема формирования компетентности педагога, связанная с отношением к современному социокультурному развитию, что в определенной степени зависит от владения им морально-этическими ценностями, к которым относится профессиональная этика, плюрализм, толерантность, приверженность идеям демократии [3]. Стратегия позволяет странам ЕС противостоять вызовам глобализации, а также обострению международной и межконтинентальной конкуренции. В Коммюнике министров стран ЕС, ответственных за сферу высшего образования - «На пути к Европейскому пространству высшего образования: ответы на вызовы глобализации» указано, что мобильность педагогического персонала, студентов и выпускников дает возможность для личностного развития, развития международного сотрудничества, улучшения качества профессионального и высшего образования, а также научной деятельности, что содействует европейскому измерению, основанному на высоком качестве жизни [9, с. 2].

Современная концепция человеческого развития направлена на раскрытие способностей личности. Решение этой проблемы заключается в качественном образовании, непрерывном повышении

профессионального мастерства, накоплении опыта разных категорий населения на основе эффективного социального диалога между системой ПОО и работодателями.

Реформирование Европейской службы занятости (EURES) трансформирует ее в центральную организацию по поиску рабочих мест на общеевропейском рынке труда, открывает новые горизонты для мобильности персонала разного квалификационного уровня. Этому способствует ввод в действие Европейской системы квалификаций, которая значительно облегчила механизмы взаимного признания дипломов между странами ЕС. В 2006 году Европейской комиссией опубликована Зеленая книга «Модернизация трудового права в ответ на вызовы XXI века», в которой представлена эволюция трудового законодательства стран ЕС, указаны пути формирования наднационального права, обеспечивающего профессиональную мобильность и развитие человеческих ресурсов [10].

Начиная с 2010 года Европейский фонд образования реализует новый проект - «Туринский процесс», задачей которого является налаживание тесного сотрудничества системы образования и бизнеса. В ходе международной конференции «Развитие сотрудничества для совершенствования профессиональных умений» принято решение считать 2015 год «Европейским годом развития». Задекларировано, что развитие человеческого капитала должно быть включено в национальные повестки дня, а разработка моделей устойчивого развития - ключ к преодолению текущих проблем [11].

В Европейском Союзе до 2020 г. предусмотрена непрерывная модернизация национальных систем ПОО. В то же время мощная конкуренция с Азиатско-Тихоокеанским регионом с более чем трехмиллиардным населением требует от стран ЕС сплоченности в решении поставленных задач, что является в конкурирующем мире адекватным ответом на существующие вызовы [7]. В условиях новых вызовов человечеству, странам и народам, связанных с демографическим спадом, пожилым людям необходима социальная поддержка со стороны государства и общества. Этот контекст определил жизненную стратегию граждан среднего и пожилого возраста - необходимо направлять различные ресурсы не только на организацию пенсионных систем, но и ориентацию населения на неформальное и информальное обучение с целью адаптации в социуме на как можно более длительное время [1, с. 342].

Концепция человеческого развития пришла на смену «классической» экономической теории, базисом которой считался показатель валового национального дохода (ВНД), характеризующий социально-экономическое состояние отдельной страны, личности отводилась только роль движущей силы всех цивилизационных трансформаций. В ходе исследований, проведенных А. Исаенко еще в прошлом веке, выявлена относительность факторов общественного производства: «В 1890 г. на долю ресурсов, получаемых от земли, включая минеральные, энергетические и пищевые, приходилось 50% ВНД, в 1957 г. - только 13%, к началу 80-х годов ХХ века - уже менее 10%, в то же время отдача от людских ресурсов достигла 4/5 всего внутреннего продукта» [6, с. 116]. Это обосновывает переход на современную концепцию человеческого развития. По мнению Э. Карневейла (A. Carnevale), развитие человеческих ресурсов - Human Resource Development, рассматриваемых в исторической ретроспективе, замещают собой другие источники развития [2, с. 59].

Сегодня интеграционные процессы предоставляют широкие возможности для повышения конкурентоспособности каждой отдельно взятой страны как целостного организма, что способствует преодолению негативных последствий глобализации [4, с. 171]. В докладе «Труд во имя человеческого развития» за 2015 г. говорится, что «труд - это основной динамический фактор повышения уровня человеческого развития. Политика государств должна содействовать расширению возможностей для производительного, оплачиваемого труда, приносящего удовлетворение; повышению знаний, умений и потенциала работников, обеспечивающих их права, безопасность и благополучие. Одновременно в 2015 г. опубликован «Манифест образования взрослых в XXI веке», в котором задекларирована задача создания «Обучающейся Европы: Европы, способной справляться с вызовами времени с использованием всех возможных знаний и компетенций» [12].

Таким образом, анализ тенденций человеческого развития позволит выявить скрытые ресурсы национального потенциала и определить современный вектор эволюции человеческих ресурсов для инновационной экономики России с учетом научно-технических достижений и исторически сложившихся образовательных традиций. Глобализационные и интеграционные процессы обуславливают необходимость объединения усилий мирового научного сообщества в поисках новой парадигмы образования, сфокусированной на создании условий для непрерывного, всеохватывающего и справедливого качественного обучения на протяжении всей жизни для всех, что объективно становится ответом на глобальные вызовы современности.

Литература

1. Роик В. Д. Социальное страхование: учебник и практикум для академического бакалавриата. М. Изд-во Юрайт, 2014. 509 с.

2. Carnevale A. P. America and the new economy. San Francisco. Jossey Bass Publishers, 1991. 267 p.

3. European Council Conclusions of 12 May 2009 on a Strategic Framework for European Cooperation in Education and Training («ET - 2020») // Official Journal of European Union. C. 119. 28/05/2009.

4. Ясинский Л. Глобализация: новые выгоды, новые вызовы // Мир перемен, 2006. № 3. С. 171-175.

5. Пальчук М. И. Развитие человеческих ресурсов - главный фактор потенциала страны // Наука, техника и образование, 2016. № 12 (30).

6. Исаенко А. Н. Человеческий капитал в современной экономике // США - Канада: экономика -политика - культура, 2000. № 2. С. 110-127.

7. Пальчук М. И. Тенденции развития систем профессиональной подготовки производственного персонала сферы услуг в странах ЕС: дис. ... д-ра пед. наук. В 2-х т. К., 2016. Т. 1. 505 с.; Т. 2. 223 с.

8. Message from Salamanca. Shaping the European Higher Education Area (Salamanca, 29-30 March 2001) [Electronic resource]. URL: http://www.eua.be/eua/jsp/en/upload/Salamanca_declaration_en.1066755820 788.pdf/ (date of access: 06.12.2014).

9. London Communiqué. Towards the European Higher Education Area: responding to challenges in a globalised world (18 May 2007). [Electronic resource]. URL: https://www.eqar.eu/fileadmin/documents/b ologna/London-Communique-18May2007.pdf/ (date of access: 26.06.2014).

10. Green Paper «Modernising labour law to meet the challenges of the 21-st century». Brussels, 2006. [Electronic resource]. URL: http://www.europarl.europa.eu/meetdocs/2004_2009/documents/com/com_co m(2006)0708_/com_com(2006)0708_en.pdf/ (date of access: 15.03.2014).

11. The Torino Process 2014. [Electronic resource] / European Training Foundation. URL: http://www.etf.europa.eu/webatt.nsf/0/2090C2F0401AB964C1257C91005AA9E6/$file/Torino%20 Process%202014.pdf/ (date of access: 17.10.2015).

12. European Association for the Education of Adults (EAEA). [Electronic resource]. URL: http://www.eaea.org/ (date of access: 23.04.2014).

PROBLEM CHILD READING IN MODERN ELEMENTARY SCHOOL Kamalova L. (Russian Federation) ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ

ШКОЛЕ

Камалова Л. А. (Российская Федерация)

Камалова Лера Ахтямовна /Kamalova Lera - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дошкольного и начального образования, Институт психологии и образования Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань

Abstract: the urgency of the problem under investigation due to the fact that in the conditions of informatization and intellectualization of society, the transition to electronic media is the process of reducing interest in reading and the book as a spiritual and socio-cultural values. The purpose of the article is to research and development of instructional techniques work with a children's book on the lessons in primary school and in extracurricular activities, which contributes to raising interest in reading and the book Formation of reader competence, functional literacy of younger students, the overall development of spiritual and moral education of children.

Аннотация: актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что в условиях информатизации и интеллектуализации общества, перехода на электронные носители информации, идет процесс снижения интереса к чтению и книге как духовной и социокультурной ценности. Цель статьи заключается в исследовании и разработке методических приемов работы с детской книгой на уроках в начальной школе и во внеурочной деятельности, что способствует воспитанию интереса к чтению и книге, формированию читательской компетентности, функциональной грамотности младших школьников, общему развитию и духовно-нравственному воспитанию детей.

Keywords: reading, reading skill, elementary school, junior high school students, reading technique, creative reading, globalization, means of communication.

Ключевые слова: чтение, навык чтения, начальная школа, младшие школьники, методика чтения, творческое чтение, глобализация, средства коммуникации.

Одна из актуальных проблем современного российского общества состоит в том, что современные дети мало читают, предпочитая книге другие виды досуговой деятельности. В XXI веке достаточно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.