Научная статья на тему 'Развитие человеческих ресурсов - главный фактор потенциала страны'

Развитие человеческих ресурсов - главный фактор потенциала страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
531
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДЕКС ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пальчук Марина Ивановна

Современная концепция развития человеческого потенциала, ориентированная на повышение качества жизни и раскрытие способностей человека, пришла на смену классической теории экономического развития, базисом которой являлся показатель валового национального дохода. Считалось, что рост экономики главная цель общественного прогресса, а человек в нем только движущая сила. На современном этапе цивилизационных преобразований человеческий капитал признан ключевым фактором конкурентоспособности стран, их преимущества основываются, в первую очередь, на образовании и накопленном профессиональном опыте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческих ресурсов - главный фактор потенциала страны»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Развитие человеческих ресурсов - главный фактор потенциала страны

Пальчук М. И.

ПальчукМарина Ивановна /PalchukMarina Ivanovna — доктор педагогических наук, доцент, кафедра психологии и педагогики, Крымский институт постдипломного педагогического образования, г. Симферополь

Аннотация: современная концепция развития человеческого потенциала, ориентированная на повышение качества жизни и раскрытие способностей человека, пришла на смену классической теории экономического развития, базисом которой являлся показатель валового национального дохода. Считалось, что рост экономики - главная цель общественного прогресса, а человек в нем только движущая сила. На современном этапе цивилизационных преобразований человеческий капитал признан ключевым фактором конкурентоспособности стран, их преимущества основываются, в первую очередь, на образовании и накопленном профессиональном опыте. Ключевые слова: индекс человеческого развития; образование; конкурентоспособность.

DOI: 10.20861/2312-8267-2016-30-007

Концепция развития человеческого потенциала является одним из значимых интеллектуальных продуктов, разработанных в рамках Программы Развития Организации Объединенных Наций (ПРООН), в котором отражаются глобальные национальные и региональные отчеты по человеческим ресурсам [11]. Уже в первом выпуске Доклада о человеческом развитии (1990 г.) опубликованы научные материалы с оценкой социально-экономического потенциала стран всего мира, сформулировано понятие человеческого развития - это процесс расширения спектра личностного выбора, наиболее важные из которого - жить долгой и здоровой жизнью; получить образование; иметь достойный уровень жизни, а также политическая свобода, гарантированные права человека и самоуважение [12, с. 1]. Среди множества вызовов, определяющих тенденции мирового развития, профессионализм человеческих ресурсов играет особую роль в создании общественных благ и стабильности на планете, что в значительной степени обеспечивается высоким качеством образования - фундаментом и краеугольным камнем цивилизационных преобразований. Человеческий и социальный капитал как два общественных феномена, не имеющих материального подтверждения, признаны ключевыми факторами конкурентоспособности стран [10, с. 7; с. 148-149].

Отличительной чертой инновационного развития является высокое качество трудового потенциала, приобретающее свойство человеческого капитала (М. Армстронг, Г. Беккер (G. Becker), Э. Деминг (E. Deming), Г. Десслер (G. Dessler), Э. Долан (E. Dolan), А. Исаенко, Р. Каплан (R. Kaplan), М. Клинова, С. Курганский, Д. Линдсей (J. Lindsey), А. Маршалл (A. Marshall), Я. Минсер (J. Mincer), Д. Нортон (D. Norton), П. Райт (P. Wright), С. Снелл (S. Snell), Т. Шульц (T. Schultz), В. Щетинин). Человеческий капитал определяется как накопления в виде умственных способностей в результате «формального обучения, образования или на основе практического опыта» [1]. Подтверждением признания концепции стало присуждение Г. Беккеру (1992 г.) Нобелевской премии в области экономики. Сегодня феномен человеческого капитала рассматривается учеными разных областей научных знаний, разграниченных условно, истина же на междисциплинарной границе.

В условиях глобализации стратегическим потенциалом концепции человеческих ресурсов является Индекс человеческого развития (ИЧР), разработанный пакистанским экономистом М. уль-Хаком (M. ul-Haq) (1990 г.). Высокий уровень доверия к ООН и ее специализированным структурам, разработки ведущих ученых сделали ИЧР одним из самых авторитетных классификаций, характеризующих трансформации современной цивилизации. Концептуальная идея исследования, считавшаяся радикальной, объективно оказалась простой: общественное развитие следует оценивать не только по показателям валового национального дохода (ВНД), как это было принято раннее, но и по достижениям в сфере профессионального образования, которое поддаётся измерениям и оценке. Он выдвинул предположение, что параметры, имеющие непосредственное статистическое выражение, влияют на качество жизни, следовательно, отражают его состояние [7].

Проанализируем содержание основных показателей Индекса развития человеческого потенциала, а также факторы, которыми он определяется. Важные интегральные компоненты - здоровье, доступность образования и фактический доход граждан. Каждый показатель оценивается самостоятельно: здоровье -по прогнозу долголетия, т. е. ожидаемой продолжительности жизни; доступность образования - по среднему количеству лет обучения человека (характеристика уровня грамотности населения); фактический уровень жизни, рассчитанный по ВНД на душу населения по паритету покупательской

101

способности в долларах США). Эти три измерения стандартизируются в виде числовых значений от 0 до 1 каждый. Математический расчет ИЧР проводится, исходя из средне арифметического, и представляет собой интегральный показатель, на основании которого государства ранжируются в порядке убывания ИЧР и классифицируются по уровням развития: очень высокий (49 стран), высокий (46 стран), средний (39 стран), низкий (54 страны). Рейтинги ИЧР (данные 2015 г.) убедительно доказывают, что уровень человеческого развития в странах Европы растет, практически все государства европейского континента имеют очень высокий уровень. Первые пять мест занимают Норвегия, Австралия, Швейцария, Дания и Нидерланды. ИЧР России (0,798) позволил вместе с Беларусью занять 50-е место и возглавить группу стран с высоким уровнем человеческого развития [13].

Таким образом, фундаментом ИЧР являются условные показатели - здоровье и долголетие; знания, навыки и компетенции; достойный уровень жизни. Рассмотрим второй показатель, представляющий научный интерес, в контексте субдисциплины педагогической науки - профессиональной педагогики. Аналитически он делится на относительно независимые составляющие, характеризующие различные аспекты деятельности людей. Поскольку индикаторы образуют определенный запас, имеющий значительный потенциал, их называют фондами человеческого капитала: капитал здоровья, интеллектуальный капитал (образовательный, научный, интеллектуальный компоненты); капитал подготовки на производстве (квалификация, компетенции, производственные навыки и опыт работы); капитал мобильности (миграционные возможности); капитал предпринимательской деятельности (конкурентоспособность) и другие виды капитала (социальный, творческий, капитал культуры).

В Докладе «Труд во имя человеческого развития» (2015 г.) «красной нитью» проходит идея профессиональной деятельности, как динамического фактора, повышающего уровень человеческого развития, способного поднять его на новую высоту. Главные условия реализации этого императива основываются на государственной политике, содействующей расширению возможностей для производительного, оплачиваемого труда, приносящего удовлетворение; повышению знаний, умений и потенциала работников, обеспечивающих их права, безопасность и благополучие. Одной из главных целей, представленной в Докладе, является обеспечение всеохватывающего и справедливого качественного образования, содействие профессиональной подготовке на протяжении всей жизни для всех [14, с. 6].

Один из авторов «японского экономического чуда» Э. Деминг (E. Deming) предложил отойти от стереотипов традиционного менеджмента и перейти к новой парадигме управления людьми, системами и процессами с целью построения устойчивого, эффективного развития экономики, обеспечивающей баланс интересов всех заинтересованных сторон [2]. Отсюда конкурентоспособность страны определяется стратегическими ресурсами, к которым принадлежит профессионально обученный персонал.

Продолжая дискурс о развитии человеческого потенциала, обратимся к исследованиям Р. Каплана и Д. Нортона, которые пришли к выводу, что управление профессиональными навыками, компетенциями и интеллектуальным потенциалом персонала, повышает показатели развития организаций различных форм собственности. Ученые пришли к выводу, что стратегии успешных предприятий основываются на целях, направленных на наращивание информационного, человеческого и организационного капиталов. Под организационным капиталом авторы концепции понимают возможности предприятий к изменениям, что важно в условиях сверхдинамичного развития конкурентного окружения. Информационный капитал - это информационные системы, базы данных, с точки зрения стратегически значимого для бизнеса человеческого капитала, а также - знания, навыки, способности и «know-how» работников, позволяющие реализовать критически важные бизнес-процессы [3, с. 182].

В начале третьего тысячелетия в сложной социально-политической ситуации расслоение общества несет серьезные угрозы мировому сообществу. Общественные отношения в развитых странах мира регулируются показателями качества жизни - материальными условиями и социальными стандартами, к которым относится, в первую очередь, образование [4]. Под руководством Нобелевских лауреатов Дж. Стиглица (J. Stiglitz) и А. Сена (A. Sen) (2009 г.) Международная комиссия по показателям экономической деятельности и социальному прогрессу обосновала переход от критерия экономического развития общества, основанного на ВНД, к показателям качества жизни. Ученые представили доклад об условиях высокого качества жизни. Это - познание мира и индивидуальное развитие через доступность к знаниям, образованию и культурным ценностям, формирующим личность и его представление об окружающей действительности; учет мнения человека при решении общественных проблем, его участие в создании правил поведения в обществе; полноправная жизнь человека в общественной и культурной среде; доступность к информации; комфортные условия труда, предоставляющие свободу для творчества и самореализации, относительно непродолжительный рабочий день, оставляющий человеку достаточно свободного времени для различных занятий [15, с. 39-40].

Анализ степени удовлетворённости качеством образования, проводимый Европейским фондом улучшения условий жизни и труда показал, несмотря на существенные различия между

102

образовательными системами, удовлетворенность образованием растет. Однако самого высокого показателя (10,0) не выявлено ни в одной стране, что свидетельствует о необходимости повышения качества образования, в том числе и профессионального, обеспечивающего высокотехнологичные рабочие места специалистами высокого квалификационного уровня [16].

Изучение теоретических и практических основ управления человеческими ресурсами позволило М. Армстронгу (M Armstrong) сделать вывод о необходимости развития интеллектуального капитала [5]. Сегодня лидерами в этом вопросе являются те страны, которые осуществляют крупные инвестиции в человеческий капитал. Без модернизации сферы образования невозможно развитие страны на основе инноваций, которые, по утверждению Е. Пальчук, должны стать основным приоритетом государственной политики [8, с. 51]. В современных условиях и на ближайшее будущее капитал в его интеллектуальной форме является главнейшим фактором производства, развитие которого имеет неограниченный ресурс, как по количественным параметрам, так и по качественным. Интеллектуальный капитал относится к новым, более сложным формам капиталовложений, обладает большим потенциалом социально-экономической активности и выступает своего рода индикатором поступательного движения вперед [там же, с. 55]. Роль науки в этом контексте имеет исключительное значение: «наука убедительно доказывала свою познавательную мощь; результаты научно -технического прогресса оказали прямое воздействие на развитие государств, которые в конкурентной борьбе вынуждены большую долю национального бюджета тратить на науку» [9, с. 100] с целью увеличения экономического потенциала страны.

Подводя итог, обратимся к Докладу о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год (гл. 9 «Образовательная политика: вызовы и перспективы»), где указано, что «достижение доступности и качества образования напрямую связаны с инвестированием в систему образования. Инвестиции в образование - это не только преумножение человеческого капитала, а значит, рост экономического потенциала страны, но и создание конкурентного преимущества страны на международной арене» [6, с. 175]. В выводах и рекомендациях отдельным пунктом обозначена задача формирования современных, востребованных рынком труда навыков, особенно навыков будущего, для молодежи и взрослых. Решение поставленной задачи напрямую связано с нерешенной проблемой - необходимость разработки системы оценки навыков [6, с. 190].

Таким образом, развитые страны, в том числе и Россия, располагают значительным человеческим капиталом. Однако инновационные тренды в виде инвестиций в человеческие ресурсы требуют всеобщей рефлексии прогнозных сценариев трансформации человеческого капитала, изучения особенностей формирования его компетентностного потенциала, обеспечивающего профессиональную мобильность и конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.

Вместе с этим, необходимо пересмотреть само понятие и показатели человеческого развития, чтобы сделать их более соответствующими сегодняшним вызовам и миру завтрашнего дня [7, с. 17].

Литература

1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Микроэкономика: учеб. пособие // Пер. с англ. В. Лукашевича и др. / Под общ. ред. Б. Лисовика и др. СПб.: Литера-Плюс, 1994. 546 с.

2. Деминг Э. Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами // Пер. с анг. М.: «Альпина Паблишер», 2011. 400 с.

3. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Стратегические карты: трансформация нематериальных активов в материальные результаты // Пер. с англ. М.: «Олимп-Бизнес», 2004. 493 с.

4. Стиглиц Дж. Цена неравенства. Чем расслоение общества грозит нашему будущему // Пер. с англ. М.: Эксмо, 2015. 512 с.

5. АрмстронгМ. Практика управления человеческими ресурсами // Пер. с англ. 8-е изд. СПб.: Питер, 2004. 825 с.

6. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2016 год / Под ред. С. Н. Бобылева и Л. М. Григорьева. М.: Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, 2016. 298 с.

7. Haq M. The Birth of the Human Development Index // Readings in Human Development. Eds. S. Fukuda-Parr and A. K. Shiva Kumar. Oxford. UK: Oxford University Press, 2003. P. 127-137.

8. Пальчук Е. И. Особливосп реформування освпньо! галузi як одте! з основних ланок шновацшно! економжи // Науюж дослщження розвитку свггово! економши: пропозицп, теори: зб. наук. праць з актуальних проблем економiчних наук / Наукова оргашзацш «Перспектива», у 2-х частинах. Дшпропетровськ: Видавничий дiм «Гельветика», 2015. Ч. 2. 192 с.

9. Лёвин В. Г. Наука в контексте социокультурных трансформаций // Наука, техника и образование, 2015. № 11 (17). С. 97-104.

10. Пальчук М. И. Тенденции развития систем профессиональной подготовки производственного персонала сферы услуг в странах ЕС: дис. ... д-ра пед. наук. В 2-х т. К., 2016. Т. 1. 505 с. Т. 2. 223 с.

11. United Nations Development Programme (UNDP). [Electronic resource]. URL: http://www.undp.org/content/undp/en/home.html/ (date of access: 16.09.2014).

12. Human Development Report 1990. [Electronic resource]. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/reports/219/hdr_1990_en_complete_nostats.pdf/ (date of access: 22.12.2016).

13. Индекс развития человеческого потенциала. Гуманитарные технологии: информационно -аналитический портал. [Electronic resource]. URL: http://gtmarket.ru/ratings/human-development-index/human-development-index-info/ (date of access: 22.12.2016).

14. Доклад о человеческом развитии 2015. [Electronic resource]. URL: http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr15_standalone_overview_ru.pdf/ (date of access: 21.12.2016).

15. Stiglitz J., Sen A., Fitoussi J.-P. Report by the Commission on the Measurement of Economic Performance and Social Progress [Electronic resource]. URL: http://archives.cerium.ca/IMG/pdf/1-Measurement.pdf/ (date of access: 22.12.2016).

16. Third European quality of life survey - Quality of life in Europe: Trends 2003-2012. [Electronic resource]. URL: http://digitalcommons.ilr.cornell.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1347&context=intl/ (date of access: 22.12.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.