Научная статья на тему 'Концепция безопасности образовательного пространства'

Концепция безопасности образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1565
186
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИНЕ / БЕЗОПАСНОСТЬ / КУЛЬТУРА ЯЗЫКА / СОХРАНЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ / УГРОЗЫ / ТЕРРОРИЗМ / СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Золотухин Михаил Анатольевич

В нашей стране разработана Концепция безопасности образовательного пространства [1-3], представляющая собой систему взглядов на обеспечение безопасности участников образовательного процесса от угроз для их жизни и здоровья в сфере педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция безопасности образовательного пространства»

Обеспечение комплексной безопасности субъектов образовательной деятельности

свойствами эргатичности, представляет собой сложную управляемую систему, включающую человека, технические устройства, субъектно- и объектно-ориентированную деятельность по защите от угроз и нейтрализации факторов опасности и среду, в которой эта деятельность осуществляется.

Литература

1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 102 с.

2. Блинникова А.В. Образовательная безопасность региона как социальный феномен. - диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук - Иркутск, 2004.

3. Вебер А. Б. В поисках новой парадигмы развития // Век глобализации, 2013, № 1 // Электронная публикация: Центр гуманитарных технологий. — 03.05.2013. URL: http://gtmarket.ru/ laboratory/ expertize /5907

4. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // THESIS. - 1994. - № 5. - С. 107-134.

5. Ибрагимов И.М. Основания экологического образования (философский анализ). - автореф. дис. канд. филос. наук. - М., 1998.

6. Ильин Г.Л. Философия образования (идея непрерывности). - М.: Вузовская книга, 2002. - 224 с.

7. Кумбс Ф.Г. Кризис образования в современном мире: системный анализ. - М.: Прогресс, 1970. - 263 с.

8. Лапин Н.И., Беляева Л.А., Наумова Н.Ф., Здра-вомыслов А.Г. Динамика ценностей населения реформируемой России. - М.: Эдиториал УРСС. -1996. - 224 с.

9. Луман Н. Понятие риска // Thesis. -1994.- № 5.

10. Могилевский В.Д. Методология систем: вербальный подход. - М.: Экономика, 1999. - 251 с.

11. Прокофьева Е.Н. Характеристика безопасности и риска: аспекты понимания // Казанский педагогический журнал. - 2015, № 1(108). - С. 71-76.

12. Урсул А.Д. Безопасность и развитие: концептуально-методологические аспекты // Безопасность Евразии, 2007, № 1.

УДК 37.015.3

КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

М.А. Золотухин1

НИИ Военно-Системных Исследований МТО ВС РФ Военной Академии МТО имени генерала армии А.В. Хрулёва, 199034, г. Санкт-Петербург, наб. Макарова 8

В нашей стране разработана Концепция безопасности образовательного пространства [1-3], представляющая собой систему взглядов на обеспечение безопасности участников образовательного процесса от угроз для их жизни и здоровья в сфере педагогической деятельности.

Ключевые слова: образованине, безопасность, культура языка, сохранение здоровья, угрозы, терроризм, система воспитания.

CONCEPT OF SAFETY OF EDUCATIONAL SPACE

M.A. Zolotukhin

Scientific research institute of Military and System Researches MTO Russian Armed Forces Voyennoy Akademii MTO of a name of the general A. V. Hrulyov, 199034, St. Petersburg, Makarov Emb. 8

In our country the Concept of safety of educational space representing a frame of reference on safety of participants of educational process from threats for their life and health in the sphere of pedagogical activity is developed.

Keywords: to the obrazovanena, safety, culture of language, maintaining health, threat, terrorism, educational system.

Образование как отрасль обеспечения потребностей человека

В процессе производства средств производства, объектов и структур экономики (энергоносителей, машин, механизмов, транспортных коммуникаций и т.д.) происходят как затраты ресурсов (энергетических, материальных, технологических), так и затраты живого труда, популяционного потенциала общества. Для компенсации затрат живого труда и обес-

печения поступательного развития общества промышленный продукт преобразуется в предметы потребления, услуги, инфраструктуру непроизводственной, социальной сферы, систему обеспечения воспроизводства, безопасности жизнедеятельности, материальные блага для удовлетворения потребностей человека в обучении, развитии культуры, языка, сохранении здоровья.

1Золотухин Михаил Анатольевич - оператор научной роты, бакалавр, ВА МТО , тел: +7 904 287 77 77, e-mail: Zolotoy_048@mail.ru

В процессе обучения осуществляется передача и усвоение знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности. Обучение есть механизм не только образования, но и воспитания, и в целом - педагогической деятельности. Таким образом, педагогическая деятельность является способом бытия особой сферы общества, в рамках которой осуществляется целенаправленное социокультурное воспитание человека, наращивание человеческого капитала, обеспечение потребностей человека в обучении, развитии культуры, языка, сохранении здоровья.

Сегодня, в условиях формирования многополюсного планетарного мира и развертывания борьбы за глобальные экологические ресурсы, тем не менее, все более и более обозначается общность человечества, связанная с проблемой его выживания. Для многих регионов нашей страны, переживших период катастрофической депопуляции своих территорий, проблема выживания, сохранения и развития народонаселения, его интеллекта, здоровья, репродуктивного благополучия становится в ряд первоочередных задач. Наиболее инертными сферами общественной деятельности по обеспечение потребностей человека оказываются культура и образование. Все то, что к настоящему моменту забыто и заброшено в сфере образования привело к тяжелому геополитическому отставанию России и ее регионов. В связи с этим, просвещение, образование и воспитание должны быть сегодня в центре деятельности основных культурных и социальных институтов.

Образовательное пространство

Под образовательным пространством понимается та сфера общественной деятельности, где осуществляется целенаправленное социокультурное воспроизводство человека, формирование и развитие личности, индивидуальности. В рамках образовательного пространства реализуется воспроизводство социально-духовного, интеллектуального и экономического потенциала нового общества, наращивание человеческого капитала.

Образовательное пространство имеет территориальные границы и другие качественные характеристики, позволяющие полноценно удовлетворить потребности развития, социализации и культурной идентификации детей и

молодежи при обязательном соблюдении требований их безопасности. В качестве организационной структуры, обеспечивающей решение этих задач в рамках определенной территории, выступает образовательная система, построенная на принципах здоровьесохраняющей, безопасной для жизнедеятельности единой образовательной политики и образовательного процесса.

Безопасность образовательного пространства обеспечивается единством действий всех субъектов образования и сопряженных с ним сфер, особенно культуры и безопасности систем жизнеобеспечения. Это единая образовательная политика направлена на сохранение и укрепление физического, репродуктивного, психического, социального и духовного здоровья детей и молодежи.

Угрозы безопасности образовательного пространства

В соответствии с положениями, изложенными в Концепции национальной безопасности Российской Федерации (утв. указом Президента РФ от 10.01.2000 г. № 24), состояние отечественной экономики, несовершенство системы организации государственной власти и гражданского общества, социально-политическая поляризация российского общества и криминализация общественных отношений, рост организованной преступности и увеличение масштабов терроризма создают широкий спектр внутренних и внешних, реальных и потенциальных угроз национальной безопасности страны. Очевидно, что эти же явления представляют угрозу безопасности образовательного пространства - наименее защищенной сфере деятельности человека.

В сфере экономики указанные угрозы имеют комплексный характер и обусловлены, прежде всего, сокращением внутреннего валового продукта, снижением инвестиционной, инновационной активности, что ведет к снижению и так небольших отчислений в социальную сферу, в том числе на развитие и реформирование системы образования, поддержание систем жизнеобеспечения и укрепление учебно-методической и материально-технической базы образовательных учреждений.

Ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных

Концепция безопасности образовательного пространства

направлениях научно-технического развития угрожают образовательному пространству утратой передовых позиций в мире, деградацией педагогических школ, ограниченным вовлечением в единое мировое информационное и образовательное пространство.

Экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей, отсутствие четких нравственных ориентиров в обществе приводят к формированию молодежных субкультур деструктивной направленности, увеличению числа правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, росту беспризорности и безнадзорности детей, детской наркомании и алкоголизма, негативных медико-социальных последствий наркопатологии, в том числе росту сопутствующей наркомании заболеваемости (ВИЧ-инфекция/СПИД, инфекционный гепатит, венерические болезни, туберкулез) и многим другим факторам, отрицательно влияющим на становление и развитие молодого поколения.

Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности правоохранительных органов, недостаточная правовая грамотность и межведомственная разобщенность лиц, обеспечивающих безопасность образовательного пространства, отток квалифицированных кадров из сферы образования и обеспечения её безопасности являются серьезной угрозой для жизни и здоровья участников образовательного процесса.

Угрозу безопасности образовательного пространства в социальном аспекте создают глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, увеличение удельного веса населения, живущего за чертой бедности.

Угроза ухудшения экологической ситуации в регионах России особенно велика из-за отсутствия экологического законодательства в нашей стране, отсутствия или ограниченного использования экологически чистых технологий, низкой экологической культуры, неразвитостью системы непрерывного экологического образования населения. В этих условиях недостаточная эффективность правовых и экономических механизмов обеспечения безопасности образовательного пространства, в том числе и экологической, увеличивают риск причинения

вреда жизни и здоровью участникам образовательного процесса.

Угрозу здоровью участников образовательного процесса создаёт неразвитость системы организации им медико-психологической и социальной помощи, неэффективная деятельность службы охраны труда в системе образования.

Существенным благоприятным условием образовательного процесса является естественный прирост населения (рождаемость). По данным, например, Иркутского областного комитета государственной статистики к 2017 году, по сравнению с 2003 годом, абсолютное число родившихся в указанном регионе увеличилось на 16%, а общий коэффициент рождаемости (число родившихся на 1000 человек населения) вырос с 31,5 до 36,9. Существенную угрозу представляет тенденция ухудшения качества здоровья подрастающего поколения.

Вопреки существующим нормам законодательства (ФЗ "Об образовании" ст. 31, ст. 33, ст. 51) немалый вклад в ухудшение здоровья детей и подростков вносит современная система воспитания и порой недостаточно обоснованные психофизические нагрузки, обусловленные существующей системой образования.

Обеспечение безопасности образовательного пространства

Главной целью практической реализации положений Концепции является разработка организационных подходов и методов деятельности образовательных учреждений по формированию безопасного образовательного пространства, обеспечивающего сохранение здоровья и снижение социальной дезадаптации подрастающего поколения, предупреждение или снижение последствий возможных чрезвычайных ситуаций, формирование культуры безопасности у подрастающего поколения.

Обеспечение безопасности образовательного пространства, защита прав, охрана жизни и здоровья участников образовательного процесса являются приоритетными направлениями образовательной политики Российской Федерации.

Основными задачами в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

1. Разработка и внедрение нормативно-правовых, научно-методических и организационных основ деятельности системы образования по формированию безопасного образовательного пространства.

2. Приобретение, закрепление и накопление опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства.

3. Совершенствование профессиональной компетентности и механизмов аттестации работников образования в области формирования безопасного образовательного пространства.

4. Совершенствование механизмов аттестации образовательного учреждения по созданию медико-социальных условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья участников образовательного процесса.

5. Разработка критериев эффективности деятельности образовательного учреждения и преподавателей по формированию безопасного образовательного пространства.

Стратегические подходы к достижению поставленной цели:

1. Совершенствование механизмов управления безопасностью образовательного пространства.

2. Совершенствование планирования мероприятий по основным направлениям обеспечения безопасности образовательного пространства.

3. Совершенствование учетно-отчетной документации по основным направлениям формирования безопасного образовательного пространства и методов их анализа с использованием современных технологий.

4. Улучшение средств и методов организации работы по охране труда на всех уровнях управления образованием, разработка эффективного механизма экономического стимулирования образовательных учреждений и преподавателей по внедрению эффективной системы управления охраной труда.

5. Совершенствование планирования мероприятий по межведомственной координации деятельности и механизмов достижения конкретных результатов в области формирования безопасного образовательного пространства.

6. Разработка и внедрение современных методов для мониторинга здоровья, условий учебы и труда в образовательном учреждении.

7. Обучение всех участников образовательного процесса вопросам формирования безопасного образовательного пространства и формирования культуры безопасности.

Формирование безопасного образовательного пространства предполагает, прежде всего, использование наиболее эффективных способов управления образованием, которые должны опираться на элементы стратегического планирования, реализация которого предусматривает использование статистической, социологической и экспертной информации.

Важнейшим направлением работы по формированию безопасного образовательного пространства является координация деятельности различных учреждений (образовательных, медицинских, социальной защиты, обеспечения общественного порядка и др.) с целью обеспечения безопасности всех участников образовательного процесса.

В этой связи важнейшим элементом объективной оценки могут служить результаты опроса мнения участников образовательного процесса (учащихся и преподавателей) и родителей учеников о эффективности функционирования соответствующих учреждений, работе их специалистов, удовлетворенности теми или иными видами различной помощи, правоохранной деятельности, осуществляемой в рамках образовательного пространства. Опрос специалистов, осуществляющих сопровождение учебно-воспитательного процесса (представителей вышеуказанных учреждений), может дать возможность узнать и решить проблемы в образовательном процессе и определить реальные направления по обеспечению безопасности образовательного пространства.

Литература

1. Ивашов Л. Г. Геополитика Русской цивилизации. - М. : Ин-т русской цивилизации, 2015. - 800 с.

2. Плотников В. Н. Национальная и экономическая безопасность высшего образования: вопросы теории и практики : моногр. / науч. ред. И. А. Максимцев. -СПб. : СПбГЭУ, 2015. - 262 с.

3. Пфаненштиль И. А., Яценко М. П. Влияние геополитических факторов на становление образования // Философия образования. - 2015. - № 1. - С. 14-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.