В. И. Богословский
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье обосновывается необходимость рассмотрения общетеоретических и методологических оснований категории «безопасность» при разработке конкретных методических приемов и средств формирования экологического сознания школьников при обучении их «основам безопасности жизнедеятельности». Рассмотрены психологические и педагогические аспекты безопасности в образовательной среде. Приведены взаимосвязи основных понятий: «безопасность», «защищенность», «субъекты и объекты безопасности», «опасность», «угроза», «риск», которые рассматриваются как в рамках общей теории безопасности, так и в психо-лого-педагогических исследованиях.
Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, экологическое сознание, психолого-педагогическая безопасность, защищенность, субъекты образовательной среды.
V. Bogoslovski
METHODOLOGICAL ASPECTS OF DEVELOPING ECOLOGICAL AWARENESS OF LEARNERS AS A PSYCHOLOGICAL PEDAGOGICAL PROBLEM OF SAFETY OF VITAL FUNCTIONS
The need of considering theoretical and methodological foundations of the category “safety” in designing instructional techniques and materials for developing ecological awareness of learners taking a course in “Foundations of Safety of Vital Functions” is explained. Psychological and pedagogical aspects of safety in educational environment are regarded. The interrelation of the basic concepts (safety, protectedness, subjects and objects of safety, danger, threat, risk) of the general theory of safety and of psychological and pedagogical research is described.
Keywords: safety of life, ecological awareness, psychological and pedagogical safety, protectedness, subjects of educational environment.
Сегодня проблема безопасности России и ее граждан приобрела ключевое, решающее значение. Происходящие изменения в обществе, в частности, переход к новой системе социально-экономических отношений, его непосредственное влияние на повседневную жизнь человека, с одной стороны, создают качественно новые альтернативы и возможности выбора жизненного пути, с другой — оказывают воздействие, вызывающее у многих людей дезориентацию в современной социальной ситуации, негативно отражаются на планах, целях и качестве жизни, повышают психическую напряженность и приводят к ухудшению социального здоровья общества. Все эти факторы по отдельности и в совокупности лишают общество такой важной характеристики, как безопасность.
Понятно, что школьное обучение, помимо знаний по учебным предметам, должно обеспечивать формирование духовно-нравственной сферы учащихся как системы их жизненных установок и ценностей общечеловеческого плана. Прежде всего, это важно в отношении к окружающей природе, к другим людям и к самому себе как к существу не только социальному, но и природному. Иначе говоря, речь идет о формировании сознания учащихся и, в первую очередь, сознания экологического. Отсюда возникает необходимость углубленно исследовать экологическое сознание, его психологическую структуру и психолого-
педагогические условия его формирования.
Экологический кризис — это несоответствие между уровнем воздействия на природу и теми границами, в которых должны находиться воздействия, чтобы система жизни могла адекватно регулировать окружающую среду. Поэтому главная роль должна отводиться не работе с техникой, с изобретениями научнотехнического прогресса, а над сознанием человека.
Осознание и принятие человеком ответственности за развитие самого себя, планеты и природы в целом означает, что человек становится экологическим субъектом, то есть субъектом экологического процесса развития.
Сегодня становится все более популярным подход [1], в центре которого находятся психологические аспекты взаимодействия человека с окружающей средой. Вот почему методологически значимо рассмотрение экологической безопасности в системе анализа психологических проблем безопасности в целом.
Отражением тревоги общества за свое будущее, за сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения стал предмет «Основы безопасности жизнедеятельности», введенный в образовательных учреждениях. Данный учебный предмет нуждается в методическом оснащении, которое должно отвечать динамическим изменениям социальной ситуации. Для системной разработки методических основ, раскрывающих содер-
жание, необходимы общетеоретические основания, которым посвящена данная публикация.
В Законе Российской Федерации «О безопасности» безопасность определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы представляют собой совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства [2, с. 3].
В общей теории безопасности государства, в различных научных трудах и научно-исследовательских работах по безопасности в числе основных понятий рассматриваются: «безопасность», «защищенность», «субъекты и объекты
безопасности», «система безопасности», «уровень (степень) безопасности», «методы обеспечения безопасности», «опасность», «угроза», «деструктивная сила» (или «фактор опасности»), «стабиль-
ность», «риск», «ущерб», «надежность» и др.
«... безопасность как состояние сохранности, надежности предполагает поддержание определенного баланса между негативным воздействием на субъект окружающей его среды и его способностью преодолеть это воздействие либо собственными ресурсами, либо при помощи соответствующих, специально для этого созданных органов или механизмов. Безопасность следует интерпретировать как свойство системы, включающей в себя потенциальные жертвы и угрозы для них. Она обеспечивается стабильностью, устойчивостью, живучестью жертвы и использованием ею следующих методов: уклонение, защита либо уничтожение источников опасности, угроз и вызовов. Под устойчивостью подразумевается способность нормально функционировать при возмущениях; под ста-
бильностью — совокупность устойчивостей к длительно действующим возмущающим факторам, а под живучестью — способность систем сохранять функционирование в условиях целенаправленного противодействия» [3, с. 34].
Структура понятия национальной безопасности включает следующие составляющие:
• политическая безопасность (политическая безопасность личности, глобальная политическая безопасность, региональная политическая безопасность, общественная безопасность, дипломатическая безопасность, информационная безопасность, полиэтническая безопасность);
• военная безопасность (космическая безопасность, радиационная безопасность, военно-промышленная безопасность, безопасность границ, морская безопасность, ядерно-химическая безопасность, бактериологическая безопасность);
• экономическая безопасность (финансовая безопасность, технологическая безопасность, демографическая безопасность, продовольственная безопасность, экологическая безопасность, энергетическая безопасность, транспортная безопасность, техногенная безопасность, внешнеэкономическая безопасность);
• социальная безопасность (медицинская безопасность, генетическая безопасность, психологическая безопасность, потребительская безопасность, образовательная безопасность, пенсионная безопасность);
• культурная безопасность (цивилизационно-наследственная безопасность, интеллектуальная безопасность, безопасность искусства и массовой культуры, безопасность печати и СМИ, конфессиональная безопасность).
Экологическая безопасность является одной из составляющих национальной безопасности и включена в категорию экономической безопасности, а психоло-
гическая безопасность есть часть социальной безопасности. Формирование экологического сознания человека как важнейшего компонента экологической безопасности, безусловно, базируется на методологических и методических основах психологической безопасности.
Проблема психологической безопасности начала осознаваться в полном объеме лишь в последние годы. Все больше исследователей и практиков обращают внимание на необходимость активной разработки данной проблематики не только на личностном, общественном и государственном уровнях, но и на профессиональном — в связи с профессиональной деятельностью людей в предметной сфере. Человеческий фактор в контексте представлений об угрозах безопасности личности и среды, определяющих поведение человека и характер его межличностных отношений, является наиболее слабым звеном и достаточно глубоко изучен в теории катастроф и конфликтных ситуаций. С точки зрения человеческого фактора, психологическая безопасность рассматривается в следующих контекстах: психологические
вопросы безопасности, обусловливающие профилактику несчастных случаев на производстве; профессионализм человека, безопасность в деловой коммуникации и психологическая сущность угроз; повышение уровня индивидуальной защищенности человека путем формирования механизмов организации более безопасного поведения. Применительно к образовательной среде обеспечение ее психологической безопасности может осуществляться как на организационном, так и на профессиональном и личностном уровнях, поскольку школа есть образовательное учреждение (организация), где осуществляется профессиональная деятельность, целью которой может выступать личностное развитие всех участников образовательной среды.
Безопасность в данном контексте может быть рассмотрена как психолого-педаго-гическая проблема.
Психологические и педагогические аспекты безопасности также активно разрабатываются в связи с возрастанием роли и влияния средств массовой коммуникации в жизни общества и защиты от воздействия информационных факторов. Однако человек не только «потребляет» сообщения из самых разных источников, но и отражает условия и обстоятельства собственной жизни и деятельности, а также события, непосредственно касающиеся социума, исходя из непосредственного опыта. «Человек как субъект не только и не просто “потребляет” информацию. Он сам ее “производит” в той или иной степени, поскольку в ходе своей деятельности, общения он самоопределяется, занимает определенную жизненную позицию и потому весьма избирательно относится ко всему, что влияет на него в ходе всей жизни, обучения, пропаганды» [4, с. 34, 41-42, 45]. Таким образом, человек может получать информацию о том или ином явлении в процессе социального познания и взаимодействия, выстраивать свое поведение на основе имеющихся социальных представлений и дополнять их собственным опытом.
Т. С. Кабаченко предлагает рассматривать под психологической безопасностью «такое состояние информационной среды и условий жизнедеятельности конкретного человека, группы, общества в целом, которое не способствует нарушению целостности, адаптивности (всех форм адаптации) функционирования и развития социальных субъектов (отдельного человека, групп, общества в целом)» [5, с. 4]. Данное определение «психологической безопасности» имеет общие черты с определением безопасности, применительно к социальным субъектам, как состояния, при котором обеспечивается устойчивое существование и функционирование со-
циальных субъектов, удовлетворение и реализация необходимых потребностей и интересов, а также способность к предотвращению или устранению различного рода угроз, способность к прогрессу и саморазвитию [4]. Участники образовательной среды школы и сама образовательная среда могут являться как субъектами (обеспечивать ее) и объектами (нуждаться в ней) психологической безопасности, так и средствами ее обеспечения. Образовательные учреждения, представляя социальный институт общества, образуют систему обеспечения психолого-педаго-гической безопасности.
В рамках концепции национальной безопасности страны психолого-педаго-гическая безопасность учителей, учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психолого-педагогическая безопасность образовательной среды — как прямое продолжение безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.
Систематизация подходов, имеющихся в научной литературе, позволяет рассмотреть психолого-педагогические характеристики безопасности во взаимосвязи с такими понятиями, как «защищенность», «социальная среда» и «угроза».
Определение защищенности включает в себя соблюдение гражданских прав и свобод человека и, в частности, ребенка, среди которых есть право на жизнь и ее защиту, безопасность и получение образования. Согласно гуманистической психологии, защищенность и безопасность взаимосвязаны с принятием, признанием безусловной ценности и с психологической свободой человека; безопасность и защищенность способствуют развитию
любви к жизни и гуманным отношениям между людьми.
В педагогической психологии имеются работы, затрагивающие понятие защищенности. Степень защищенности, толерантности, исключение каких-либо форм насилия при взаимодействии составляют эмоциональную атмосферу школы и представляют собой один из наиболее существенных факторов, благотворно влияющих на динамику развития школы.
Специалисты отмечают, что большинство родителей связывают понятие «хорошая школа» не только с качеством образования, но и с обеспечением безопасности детей, с заботой об их здоровье. Среди условий, необходимых для воспитания человека, выделяют сотрудничество ребенка с учителем, взрослым, получение необходимой помощи; совместную работу учащихся; обеспечение психоло-го-педагогической безопасности работы группы — установление чувства общности, доверия, защищенности, поддержки.
Безопасность, являясь необходимым условием существования и развития человека и общества, реализуется через определенные формы социальных взаимодействий — совместную деятельность, адаптацию человека и жизненной среды и соблюдение определенных отношений между ними.
Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде и находится с нею в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения взаимозависимости и взаимовлияния. Оптимальным уровнем такого взаимодействия является умение защититься от возможных угроз для личности и умение создавать психологически безопасную среду (безопасные отношения со средой). Окружающая среда, стремящаяся гарантировать психологическую безопасность, может и должна способствовать выра-
ботке адаптивных форм поведения, обеспечивать возможности и модели безопасного поведения, основанного на опыте научения отношениям. Тогда сохраняется и приоритет внутренней сущности личности и средовая обусловленность психической организации человека.
Ситуации нарушения психолого-педа-гогической безопасности в образовательной среде школы подразумевают негативные эмоциональные переживания, определенные типы поведения в межличностных отношениях и относятся к ситуациям повышенного риска (по показателям психологического климата и социальной поддержки).
Представления о безопасности в общественном сознании связаны, в первую очередь, с состоянием, чувствами и переживаниями человека. Проанализировав толковые словари различных стран, С. К. Рощин и В. А. Соснин выявили, что в разных культурах сформировались примерно одинаковые представления о безопасности, которая переживается как чувство защищенности от действия различного рода опасностей. Авторы сформулировали определение психологической безопасности как состояние общественного сознания, при котором общество в целом и каждая отдельная личность воспринимают существующее качество жизни как адекватное и надежное, поскольку оно создает реальные возможности для удовлетворения естественных и социальных потребностей граждан в настоящем и дает им основания для уверенности в будущем [6, с. 48].
В качестве психотравмирующей ситуации нарушения психологических и педагогических аспектов безопасности участников образовательного процесса могут выступать когнитивно-ориентированное обучение, конфликтные ситуации, возникающие на уроке и в общении учителей и детей [7].
«Опасность», «риск», «угроза» являются основными понятиями области изучения безопасности. Если риск представляет собой меру опасности, то опасность является потенциальной угрозой, а угроза — высшей степенью опасности [8, с. 41-43].
Опасность трактуется как возможность, угроза чего-либо очень плохого, а безопасность — как состояние, при котором не угрожает опасность, — есть защита от опасности. Структура процесса воздействия опасности может рассматриваться в статическом и динамическом аспектах и применима к анализу психологической безопасности в образовательной среде.
В зависимости от источника воздействия и представлений о нем человек способен воспринять ситуацию и/или процесс общения и взаимодействия либо как опасные, представляющие угрозу его целостности, жизни и деятельности, либо как не противоречащие его ценностным ориентациям и соответствующим потребностям. Следовательно, изучение представлений учителей, учащихся и их родителей об угрозах образовательной среды школы позволит не только выявить особенности, характерные для каждой группы, но и разработать рекомендации по улучшению взаимопонимания, увеличению референтной значимости среды и предупреждению существующих и потенциальных угроз, негативно отражающихся на психическом здоровье.
К одной из существенных психологопедагогических опасностей в социальном взаимодействии и соответственно в образовательной среде школы относится неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении и, как следствие, — склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к школе и нарушения психического и физического здоровья [9]. Потенциально опасными в процессе
развития школьника являются: переход из дошкольного детства в школьную жизнь, начало обучения в основной школе и переход из основной в старшую школу. Опасность состоит в том, что при неблагополучных условиях этап адаптации к новой ситуации обучения идет болезненно и может затянуться. Соответственно такие характеристики школы, как особенности организации обучения (несоответствие требований к средствам обучения и возрастных особенностей), перегрузка, информатизация, негативное отношение к школе, а также организация досуга школьников будут являться факторами опасностей и рисков в образовательной среде.
Риск определяется как мера опасности, как ситуативная характеристика деятельности, состоящая в неопределенности ее исхода и возможных неблагоприятных последствиях в случае неуспеха, как возможность возникновения потерь, вытекающая из специфики тех или иных явлений природы и видов человеческой деятельности, как вероятность получения незапланированных результатов при осуществлении той или иной деятельности [8].
В современных подходах психологическая безопасность используется при изучении чрезвычайных ситуаций, аварий и катастроф, профессиональной деятельности, подразумевающих под собой объекты высокого риска, при этом выделяются такие ее аспекты, как человеческий фактор, психологический травматизм и закономерности деятельности человека в условиях физической и психологической опасности. Современная школа может быть рассмотрена как объект высокого риска, поскольку выпускает «сверхсложный продукт» — психологически здоровую личность, — требующий для своего создания индивидуальных технологий. Психологический риск здесь обусловлен использованием потен-
циально опасных психолого-педагоги-ческих технологий или их полным отсутствием [9].
Риск рассматривается также применительно и к качеству образования и заключается в не достижении заинтересованными сторонами качества образования, и к педагогической деятельности, и к образовательной среде школы.
Факторами педагогического риска могут быть:
1) фактор условий обучения (реальные условия учебного процесса — освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. — все, что подлежит гигиеническому нормированию);
2) фактор учебной нагрузки (информационная сторона учебного процесса и организация обучения — объем заданий, распределение учебной нагрузки в течение учебного дня, недели, четверти, учебного года);
3) фактор взаимоотношений (стиль взаимоотношений педагога и учащегося, включая оценку результатов его учебной деятельности, а также взаимоотношения с родителями). Любые нарушения в системе этих отношений непосредственно отражаются на психическом состоянии учащихся.
В качестве риска также может рассматриваться рост психологической напряженности в педагогических коллективах.
К школьным факторам риска, которые негативно сказываются на развитии и здоровье, а следовательно, психологопедагогической безопасности детей, относятся:
• педагогическая тактика, способствующая возникновению стресса у детей;
• интенсификация учебного процесса;
• несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
• нерациональная организация учебной деятельности;
• функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья;
• отсутствие системы работы по формированию понимания ценности здоровья и здорового образа жизни, в том числе профилактики вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения и т. п. [10].
С. В. Феоктистова и С. В. Дмитриева в качестве фактора риска для здоровья учащихся выделяют сам процесс обучения в школе (ухудшение состояния здоровья детей от начала обучения в школе к его концу, снижение порога жизненной устойчивости, выносливости и защитных механизмов человеческой жизни) [11, с. 64-72].
Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несфор-мированность социальных и практических навыков, умений и опыта, низкий уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики
участников учебно-воспитательного процесса, несформированность представлений и профилактики психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.
Угрозу психологическим и педагогическим характеристикам безопасности может представлять и информационнопсихологическое воздействие на личность человека. В качестве психологической угрозы выделяют влияние на поведение человека средств массовой информации, в которых чаще всего обыденно освещаются негативные стороны жизни общества, насилия, убийства. Г. В. Грачев добавляет к основным средствам ин-
формационно-психологического воздействия на человека литературу, искусство, образование, воспитание и личное общение. В условиях реформирования российского общества и выдвижения отношения соревновательности, конкуренции и борьбы на ведущее место в системе социальных отношений источниками угроз могут выступать все субъекты, начиная с государственного уровня и кончая межличностным взаимодействием [12].
Анализируя источники по проблемам психологической безопасности образовательной среды, И. А. Баева выделила в качестве основных угроз участникам образовательной среды следующие:
• отсутствие или частичное признание референтной значимости среды и, как следствие, реализация намерения ее покинуть или отрицание ее ценностей и норм;
• отсутствие или частичная удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия. Удовлетворенность основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды заключает в себе возможности и условия, обеспечивающие личностное развитие. Эмпирическими проявлениями здесь являются: возможность высказать свою точку зрения; уважительное отношение к себе; сохранение личного достоинства; возможность обратиться за помощью, учет личных проблем и затруднений и т. д.;
• отсутствие или частичная защищенность от психологического насилия во взаимодействии. Критерием отсутствия данной угрозы будет оценка защищенности от психологического насилия для всех участников образовательного среды [9, с. 121].
Угрозу психологической безопасности образовательной среды также может представлять неудовлетворительное состояние психического здоровья ее участников. В психологии понятие «здоровье»
рассматривается как «психическое здоровье» — оптимальное в соответствии с возрастными психологическими нормами психическое развитие ребенка. Забота о здоровье нации — одна из задач социальной безопасности.
Психическое здоровье соотносится с социально-психологической адаптацией, нарушение которой лежит в основе наиболее распространенных нервно-психических расстройств — неврозов; с внут-риличностными и межличностными конфликтами; с переживанием психологического комфорта/дискомфорта.
Нарушения психического здоровья могут быть связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями. Наряду с наследственными, социальными и экологическими условиями на психическое здоровье влияют условия среды существования. Рассматривая влияние на здоровье факторов среды, специалисты отмечают негативное воздействие факторов школьной среды на здоровье школьников. При этом следует учитывать, что факторы школьной среды действуют комплексно и постоянно в течение всего периода обучения, поэтому даже в случае минимального влияния каждого из факторов их суммарное воздействие велико.
Снижению уровня психического здоровья школьников способствует несоблюдение физиолого-гигиенических требований к условиям обучения, физиологической ценой которых является утрата здоровья, а психологической — проявление уже в начальной школе отклоняющегося поведения, повышенной тревожности, агрессивности, неуверенности, страхов, сложностей в обучении.
К опасностям и угрозам для здоровья школьников Л. А. Регуш относит несоответствие уровня требований учебного предмета возможностям ученика, трудности контакта ученика и учителя в учебной деятельности, пассивную позицию учащихся в процессе обучения, отсутствие интеграции между различными предметами и трудности учащихся в успешном выполнении домашних заданий. Все это может быть результатом обучения, ориентированного не на личность как на приоритет обучения, воспитания и развития, а на передачу знаний [13, с. 182-185];
Однако категория психического здоровья касается не только детей, но и взрослых. Отношение учащихся и педагогов к собственному здоровью является главным психологическим фактором здоровьесбережения. По данным В. Родионова, М. Ступницкой, О. Кардаши-ной, Т. Кирилиной, хорошее физическое и психическое здоровье относится к профессиональным качествам педагогов наряду с хорошим знанием собственного предмета, с психолого-педагогиче-ским мастерством, с инновационным мышлением и лидерскими качествами [14, с. 38-46].
Учет общетеоретических позиций и оснований психологических и педагогических характеристик безопасности образовательной среды необходим при разработке теоретических и методических вопросов формирования экологического сознания человека на различных ступенях его развития, так как в современной социальной ситуации сохранение и поддержка психолого-педагогической безопасности личности, среды, общества и государства диктуется большой практической значимостью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Панов В. И. Экологическая психология: Опыт построения методологии. — М.: Наука, 2004.
2. Закон Российской Федерации о безопасности. — М., 1992.
3. Зеленков М. Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. — М., 2002.
4. Брушлинский А. В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности: Сборник статей и материалов конференций. — М., 1996.
5. Кабаченко Т. С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. — М., 2000.
6. Рощин С. К., Соснин В. А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. 1995. № 6. С. 47-54.
7. Дмитриевский В. А. Психологическая безопасность в учебных заведениях. — М., 2002.
8. Гражданкин А. И. Опасность и безопасность // Безопасность труда в промышленности.
2002. № 9. С. 41-43.
9. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. — СПб., 2002.
10. Безруких М. М., Ефимова С. П. Ребенок идет в школу. — М., 2000.
11. Феоктистова С. В., Дмитриева С. В. Проблемы здоровья школьников в Москве и обеспечение психологической безопасности образовательной среды // Управление здравоохранением.
2003. № 9.
12. Грачев Г. В. Личность и общество: информационно-психологическая безопасность и психологическая защита. — М., 2003.
13. Регуш Л. А. Безопасность обучения школьников // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. — М., 2003.
14. Родионов В., Ступницкая М., Кардашина О., Кирилина Т. Психологическое здоровье педагогов. Сценарный план проведения психолого-педагогической студии // Школьный психолог. 2000. № 19.