Научная статья на тему 'Концепция безопасности личности, общества и государства'

Концепция безопасности личности, общества и государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4557
490
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / БЕЗОПАСНОСТЬ / КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / КОНЦЕПЦИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мурадян Эмма Робертовна

Представлен конституционно-правовой механизм реализации уникальной концепции современной теории права концепции безопасности трех основных взаимосвязанных элементов: личности, общества и государства

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция безопасности личности, общества и государства»

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 15 (153). Право. Вып. 19. С. 20-24.

Э. Р. Мурадян

КОНЦЕПЦИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ,

ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА

Представлен конституционно-правовой механизм реализации уникальной концепции современной теории права — концепции безопасности трех основных взаимосвязанных элементов: личности, общества и государства.

Ключевые слова: личность, общество, государство, безопасность, концепция безопасности, концепция национальной безопасности.

При достижении баланса интересов личности, общества и государства в соответствующих сферах государственной и общественной жизни, в процессе выполнения государством конституционных обязанностей по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, при решении публично значимых задач по защите основ конституционного строя, обеспечению обороны страны и безопасности государства важная роль принадлежит Конституции РФ, выступающей нормативноправовой основой безопасности личности, общества и государства.

Следует отметить, что в Конституции РФ неоднократно употребляется термин «безопасность»:

1) ч. 5 ст. 13 запрещает «создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на подрыв безопасности государства»;

2) в ч. 3 ст. 37 сказано, что «каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности»;

3) в ч. 3 ст. 55 и ч. 1 ст. 56 речь идет об условиях допустимости ограничения прав и свобод человека, среди которых называются безопасность государства и граждан;

4) п. «м» ст. 71 относит безопасность к ведению Российской Федерации;

5) п. «б» ст. 72 относит обеспечение общественной безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов;

6) п. «д» ст. 72 относит обеспечение экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов;

7) ч. 2 ст. 74 оговаривает возможность ограничения перемещения товаров и услуг в России, если это необходимо для обеспечения безопасности;

8) в соответствии с ч. 1 ст. 82 при вступлении в должность Президент РФ приносит присягу,

в которой обязуется защищать безопасность государства;

9) п. «д» ст. 114 относит обеспечение государственной безопасности к ведению Правительства РФ;

10) п. «ж» ст. 83 закрепляет полномочия главы государства по формированию Совета Безопасности РФ и руководству им, указывая на то, что его статус определяется федеральным законом.

В целом Конституция РФ отражает различные стороны реализации безопасности, во-первых, правовой (юридической) безопасности личности, имея в виду, например, физическую безопасность (ст. 20-23), информационную безопасность (ст. 24, 29), экономическую безопасность (ст. 34, 35) и т. д.; во-вторых, безопасности общества (ч. 2 ст. 7); в-третьих, безопасности государства (ч. 3 ст. 4, ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 55, п. «м» ст. 71).

Анализ Конституции РФ показал, что значительное число конституционных норм посвящено безопасности личности.

Конституция РФ 1993 г. восприняла прогрессивные положения, сформулированные в последней Конституции СССР и Конституции РСФСР 1978 г., и содержит много новых положений, обеспечивающих безопасность личности.

Как справедливо отмечает Л. А. Окуньков, было бы заблуждением ожидать появления идеального варианта Конституции РФ, способной обеспечить стабильный прогресс во всех сферах общественной жизни. Однако действующая сегодня Конституция РФ отражает динамичный процесс развития российской государственности, как бы пронизывая быстро сменяющиеся события и направления в политической жизни и экономике, определяет то, что должно стать основным на долгие годы1.

Несмотря на то, что глава 2 Конституции РФ 1993 г. не предусматривает обособленного права человека и гражданина на безопасность, сам

термин «безопасность» применительно к обществу и отдельным людям встречается практически по всему ее тексту. Например, ч. 3 ст. 37 закрепляет право на труд в безопасных условиях; ст. 56 в качестве одной из целей ограничения прав и свобод при чрезвычайном положении называет безопасность граждан; ст. 74 определяет одной из целей ограничения перемещения товаров и услуг обеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья людей.

Конституция РФ является нормативным актом, устанавливающим основы и принципы деятельности органов государственной власти по обеспечению безопасности личности с учетом принципов верховенства Основного Закона, федеральных конституционных и федеральных законов, федерализма, народовластия, единства системы государственной власти, разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Поэтому косвенно вопросы безопасности личности обозначены в п. «в» ст. 71 Конституции РФ, которым регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина отнесены к предметам ведения Российской Федерации. Определяя вопросы, находящиеся в ведении Российской Федерации, ст. 71 предусматривает, что к исключительному ведению Российской Федерации относятся регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина, уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство, амнистия и помилование (п. «е», «о»), установление системы федеральных органов исполнительной власти (п. «г»).

В совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находятся защита прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности особо охраняемых природных территорий и охрана памятников истории и культуры (п. «б», «д» ст. 72), а также административное, административнопроцессуальное законодательство, установление принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления (п. «к», «л», «н» ст. 72). По вышеперечисленным вопросам субъекты Российской

Федерации могут принимать решения самостоятельно, и единственным требованием к ним будет соблюдение Конституции РФ и законов Российской Федерации.

Таким образом, безопасность личности получает свое воплощение путем конституционноправового закрепления прав и свобод человека и гражданина.

Некоторое противоречие мы можем наблюдать, сравнивая ст. 71 и 72 Конституции РФ, в которых защита прав и свобод личности указана и как предмет ведения Российской Федерации, и как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

Статья 37 Конституции РФ, закрепляя право на труд в безопасных условиях, проводит различие между безопасностью и гигиеной. Полагаем, что оснований к выведению понятия «гигиена» из определения «безопасность» не имеется, так как последнее является универсальным и охватывает все меры, способствующие обеспечению состояния защищенности прав и свобод человека. К таковым можно отнести и гигиенические мероприятия. В ст. 74 Конституции РФ также необоснованно выделяется понятие «безопасность» из определения «защита жизни и здоровья».

Другими словами, безопасность личности требует такой организации конституционной материи, совершенствования ее регулятивного потенциала (действия), когда конституционные права и свободы человека и гражданина дают возможность четко определить саму защищаемую ценность. В свою очередь, такое положение должно отразиться и на степени конкретизации корреспондирующей правам и свободам человека и гражданина конституционной обязанности государства.

Что касается конституционного регулирования государственной безопасности, то соответствующие положения Конституции РФ могут быть разделены на несколько групп:

1) основы конституционного строя, выступающие нормативно-правовой базой государственной деятельности по обеспечению безопасности Российской Федерации;

2) статьи, посвященные отдельным видам безопасности (отдельным составляющим безопасности государства);

3) положения Конституции РФ, в которых требование обеспечения безопасности государства выступает критерием правомерности ограничения прав и свобод человека и гражданина;

4) положения Конституции РФ, в которых требование обеспечения безопасности государства выступает критерием правомерности деятельности общественного объединения.

В числе основ конституционного строя, направленных на обеспечение безопасности Российской Федерации, следует назвать прежде всего принцип суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации (ст. 4 Конституции РФ).

Помимо основ конституционного строя, выступающих нормативно-правовой базой государственной деятельности по обеспечению безопасности Российской Федерации, Конституция РФ содержит также ряд статей, посвященных отдельным видам безопасности (отдельным составляющим государственной безопасности).

Согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ к исключительному ведению Российской Федерации относятся «оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования». Как подчеркивается в научной литературе, установленные п. «м» ст. 71 предметы ведения объединены в один комплекс, а деятельность по их реализации, основанная на суверенитете Российской Федерации, имеет целями обеспечение целостности и неприкосновенности территории России, защиту личности, общества и государства. Оборона и безопасность являются предметами ведения и конституционными функциями федеративного государства.

Анализ текста Конституции РФ позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев подчеркивается приоритетность государственной безопасности по отношению к безопасности отдельных граждан, поскольку согласно ч. 3 ст. 55 права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения безопасности государства. Другими словами, требование обеспечения государственной безопасности служит в данном случае критерием ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Как отмечает Д. А. Малый, в связи с особым историческим значением ч. 1 ст. 16 Конституции РФ данная норма отнесена к основам конституционного строя Российской Федерации и наделена большей юридической силой по сравнению

со ст. 30 Конституции РФ, предусматривающей право каждого на объединение, и с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, устанавливающей основания и пределы ограничения прав и свобод человека и гражданина2. Подобные ограничения представляются вполне обоснованными и объективно необходимыми для обеспечения безопасности личности, общества и государства. Как справедливо отмечают некоторые исследователи, любая толерантность имеет смысл лишь до тех пор, пока не сталкивается с силой, стремящейся уничтожить ее носителя. Самая свободная демократия должна защищать себя от распространения антидемократических идеологий и их организационных форм. Демократическое конституционное государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, следовательно, насильственным путем3.

Меньше всего положений Конституции РФ посвящено безопасности общества. В соответствии с Конституцией РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение «законности, правопорядка, общественной безопасности» (п. «б» ч. 1 ст. 72). Безопасность общества косвенно закреплена также в ч. 2 ст. 7 Конституции РФ.

Как отмечает В. О. Лучин, «конкретизация конституционных принципов и норм в текущем законодательстве, как способ их реализации, осуществляется путем трансформации общих конституционных требований в конкретные предписания законодательства применительно к отдельным видам социальных субъектов; происходит преобразование, перевод конституционных принципов с высокого уровня абстрактности на иной, “технологический” уровень, в результате чего основные требования, выражающие сущность конституционных принципов, приобретают вид конкретных прав и обязанностей соответствующих субъектов». Конституционное воздействие, по мнению В. О. Лучина, обычно сопровождается, дополняется воздействием комплекса правовых норм, иногда относящихся к различным отраслям права. При этом Конституция РФ не утрачивает ведущей роли в этом общем потоке правового регулирования, поскольку она формирует основу нормативной модели общественных отношений, делает возможным, целесообразным функцио-

нирование их с точки зрения высших интересов общества и государства4.

По мнению А. И. Кима, конституционные нормы могут быть разделены на три группы в зависимости от их воздействия на общественные отношения: одни из этих норм воздействуют на общественные отношения исчерпывающим образом и для достижения необходимого социального эффекта не нуждаются в текущем законодательстве; другие нормы, действуя непосредственно, допускают конкретизацию в актах текущего законодательства; третьи для полного раскрытия и наиболее эффективного применения к конкретным отношениям непременно нуждаются в текущем законодательстве5.

Конституционная концепция безопасности личности, общества и государства содержит совокупность всех указанных групп конституционных норм, что предопределяет особенности их конкретизации и детализации в отраслевом законодательстве. В то же время, не оспаривая важность конкретизации конституционных норм в текущем законодательстве как способа их реализации, следует согласиться с мнением В. О. Лучина о том, что «реализация ряда конституционных установлений объективно требует многоуровневого правового обеспечения. Вместе с тем нельзя не видеть тот факт, что многоступенчатость затрудняет сохранение, передачу без потерь подлинного, изначального содержания (духа и буквы) конституционных положений, нередко ведет к их деформации». Именно поэтому, отмечает В. О. Лучин, правовое обеспечение реализации конституционных положений должно быть системным, комплексным, исчерпывающим, полностью охватывающим однородные общественные отношения, единообразным по форме и методам регулирования6.

Полагаем, что указанные требования к процессу конкретизации конституционных норм должны быть применены при отражении конституционной концепции безопасности личности, общества и государства в отраслевом законодательстве.

Залогом эффективности реализации конституционных норм, регулирующих основы обеспечения безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации, является качество их действия, потенциальная способность еще на стадии конституционного закрепления таких основополагающих принципов обеспечить охрану жизненно важных ценностей. Напротив,

отсутствие смыслового единства в конституционных определениях тех или иных основ обеспечения безопасности личности, общества и государства препятствует формированию состояния защищенности их жизненно важных интересов.

В настоящее время правовое регулирование вопросов обеспечения отдельных видов безопасности осуществляется на основании более чем 70 федеральных законов и 200 указов Президента РФ, около 500 постановлений Правительства РФ, а также других подзаконных актов. Большинство из них носят фрагментарный характер, касаются частных угроз и порождают локальные, разрозненные массивы правовых норм, относящиеся к различным отраслям права. Последнее связано с тем, что вопросы безопасности личности, общества и государства пронизывают фактически все сферы общественных отношений и объективно могут быть предметом регулирования в любой из существующих отраслей права.

Наиболее актуальные проблемы безопасности личности, общества и государства (Концепция национальной безопасности РФ, Военная доктрина РФ, Доктрина информационной безопасности РФ и др.) регулируются не федеральными законами, а указами и постановлениями. В правовой природе этих концепций и доктрин много неясного, выходящего за пределы конституционного поля. К тому же в обществе еще не сложилось целостного представления о безопасности личности, общества и государства, что затрудняет системный подход к законотворчеству в этой области.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность по обеспечению безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации строго подчинена принципам, составляющим основы конституционного строя, а также конституционным нормам, образующим конституционно-правовую концепцию безопасности личности, общества и государства в Российской Федерации и получающим дальнейшее отражение в отраслевом законодательстве.

Однако системного закрепления основ безопасности личности, общества и государства Конституция РФ не дает, речь идет либо об отдельных составляющих данных понятий, либо о требовании соблюдения безопасности как критерия ограничения прав и свобод человека и гражданина. В итоге целостное понимание

конституционно-правовой концепции безопасности личности, общества и государства возможно путем доктринального толкования.

Примечания

1 См.: Окуньков, Л. А. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1997. С. 4.

2 См.: Малый, Д. А. Конституционное право на объединение в Российской Федерации: вопросы теории и практики. СПб., 2003. С. 144.

3 См.: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. С. 69.

4 См.: Лучин, В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002. С. 79.

5 См.: Ким, А. И. Конституционные нормы и их классификация // Актуальные проблемы государства и права в современный период / отв. ред. В. Ф. Волович. Томск, 1981. С. 3-4.

6 См.: Лучин, В. О. Указ. соч. С. 82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.