Научная статья на тему 'Концепция бережливого производства предприятием в системе стратегического управления'

Концепция бережливого производства предприятием в системе стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
998
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИЗДЕРЖКИ / COSTS / ИННОВАЦИИ / INNOVATIONS / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / COMPETITIVE STRATEGY / КОНЦЕПЦИЯ БЕРЕЖЛИВОГО ПРОИЗВОДСТВА / LEAN PRODUCTION CONCEPT / ПОТЕРИ / LOSSES / СТРАТЕГИЯ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ / COST SAVING STRATEGY КРЕАТИВНА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баранов В.В., Зайцев А.А., Зайцев А.В., Седларж Й.

В статье рассматривается процессный подход к управлению предприятием, обосновывается необходимость перехода на инновационные концепции управления качеством и эффективностью. Анализируется взаимосвязь организационных инноваций, создаваемых в сфере управления затратами, с общей конкурентной стратегией. Авторами рассмотрен метод функциональной декомпозиции формирования стратегии снижения производственных затрат и издержек на предприятии. Приведена структура этого метода. Показана практическая ценность менеджмента затрат и конкретных подходов концепции бережливого производства на примере предприятия Hartmann Rico, a.s. (г. Брно, Чехия) немецкого концерна Paul Hartmann AG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баранов В.В., Зайцев А.А., Зайцев А.В., Седларж Й.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Process approach at an enterprise management is examined in the paper, the necessity of innovative concepts of quality and efficiency management adoption is substantiated. The correlation of organizational innovations, created in the cost management sphere, and general competitive strategy is analyzed. The method of functional decomposition of forming a strategy of production cost saving and costs at an enterprise is examined. The structure of this method is given. Practical value of cost management and certain approaches of the lean production concept is shown on the example of the Hartmann Rico, a. s. enterprise (Brno, Czech Republic) of the Paul Hartmann AG German concern.

Текст научной работы на тему «Концепция бережливого производства предприятием в системе стратегического управления»

копейка рубль бережет

концепция бережливого производства

в системе стратегического управления

предприятием

Аннотация

В статье рассматривается процессный подход к управлению предприятием, обосновывается необходимость перехода на инновационные концепции управления качеством и эффективностью. Анализируется взаимосвязь организационных инноваций, создаваемых в сфере управления затратами, с общей конкурентной стратегией. Авторами рассмотрен метод функциональной декомпозиции формирования стратегии снижения производственных затрат и издержек на предприятии. Приведена структура этого метода. Показана практическая ценность менеджмента затрат и конкретных подходов концепции бережливого производства на примере предприятия Hartmann - Rico, a.s. (г. Брно, Чехия) немецкого концерна Paul Hartmann AG.

Ключевые слова: издержки, инновации, конкурентная стратегия, концепция бережливого производства, потери, стратегия снижения затрат

Для инновационной экономики характерно увеличение числа участников рынка и усиление конкуренции, что является следствием процессов глобализации. На уровне отдельного предприятия возникает задача повышения конкурентоспособности и эффективности его функционирования. Такая задача может быть решена за счет использования инновационных технологий управления бизнес-процессами.

Баранов В.В.

д-р экон. наук, профессор АНХ при Правительстве РФ

Зайцев А.А.

студент АНХ

при Правительстве

РФ

Зайцев А.В.

д-р философии (PhD),

зав. аналитической

лабораторией,

Московский

государственный

текстильный

университет

им. АН. Косыгина

Седларж Й.

директор предприятия Hartmann - Rico, a.s. (г. Брно, Чешская Республика) концерна Paul Hartmann AG (ФРГ)

выпуск

продуктовой

инновации на

предприятии

невозможен

с использованием

имеющегося

оборудования,

а также

применяемых

в традиционном

производстве

методов

организации труда

В настоящее время в мировую практику управления предприятиями активно внедряется процессный подход. Современные концепции менеджмента, использующие данный подход, представлены такими управленческими технологиями как «всеобщее управление качеством» (Total Quality Management); «производство точно в срок» (Just in Time Management); «бережливое производство» (Lean Production) и рядом других. Эти технологии позволяют менеджменту, рассматривая деятельность предприятия как единый процесс, изменять составные элементы этого процесса.

Такой подход к управлению дает возможность обеспечить долгосрочный успех путем овлетворения требований потребителя и лучения выгоды для сотрудников, акци-еров и общества. Реинжиниринг бизнес-оцессов, разработка и внедрение системы менеджмента качества, устранение потерь при производстве продукта служат основой для достижения предприятием новых конкурентных преимуществ.

Процессный подход к управлению предполагает разработку совокупности функциональных стратегий, в рамках которых реализуются бизнес-процессы в различных подразделениях предприятия. Фактически функциональные стратегии являются элементами стратегической системы управления предприятием (т.е. его конкурентной стратегии), которые определяют задачи по достижению конкурентных преимуществ предприятия. В жесткой конкурентной борьбе формирование функциональных стратегий предприятия необходимо проводить с учетом создания условий для эффективной реализации общей конкурентной стратегии. Такая реализация обеспечивается сбалансированностью потоков ресурсных воздействий на протекание бизнес-процессов при реализации всех функциональных стратегий предприятия. Создание, производство и вывод на рынок инновационного продукта может кардинальным образом усилить позиции предприятия в

^ fr

крвати

вная экономика, 2010, N 2

конкурентной среде. Усиление этих позиций обуславливается тем, что предприятие, создавая совокупность технологических инноваций, становится ориентированным на достижение высоких показателей эффективности и результативности своей деятельности. Это достигается за счет наилучшего удовлетворения потребностей покупателя в новой продукции.

Однако выпуск продуктовой инновации на предприятии невозможен с использованием имеющегося оборудования, а также применяемых в традиционном производстве методов организации труда. Динамичное развитие рыночных отношений в постиндустриальной экономике ориентирует субъекты предпринимательства на инновационные подходы к управлению качеством и эффективностью.

Это означает, что перед менеджментом предприятия возникает задача разработки и внедрения организационных (концепция бережливого производства, гибкая автоматизация и т.д.) и управленческих инноваций (всеобщее управление качеством, производство точно в срок и т.д.) [3], связанных с созданием новых организационно-производственных структур и новых методов управления производством.

Рассмотрим взаимосвязь организационных инноваций, создаваемых в сфере управления затратами, с общей конкурентной стратегией предприятия. Это дает возможность показать практическую ценность менеджмента затрат на примере внедрения конкретных подходов концепции бережливого производства, т.е. той концепции, которая широко известна в мировой экономике как Производственная система японской компании Toyota - TPS (Toyota Production System) [4]. Стратегия снижения производственных затрат и издержек на предприятии посредством концепции бережливого производства, основанная на методе функциональной декомпозиции, формируется с помощью структуры, представленной на рис. 1.

производственная

система,

базирующаяся

на концепции

бережливого

производства,

направлена

на максимально

возможное

исключение потерь

ОБЩАЯ КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Маркетинговая стратегия Инвестиционная стратегия Производстве ниан стратегия Финансовая стратегия

Стратегия управления персоналом

Стратегии управлении и н теллектуал ь н ы м капиталом

Стратегия управления инновациями

ДЕКОМПОЗИЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Производственная стратегия

Стратегия управления иннонаннями

Финансовая стратегия

Ь. Z.

ВЫДЕЛЕНИЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИ И ПРЕДПРИЯТИЯ

Об и он лен не и модернизация технологического оборудования

Внедрение концепции бережливого производства

Управление текущими и инвестиционными издержками

ФОРМИРОВАНИЕ ФОКУСНОЙ СТРАТЕГИИ НА ОСНОВЕ БАЗОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

СТРАТЕГИЯ СНИЖЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАТРАТ И ИЗДЕРЖЕК НА ПРЕДПРИЯТИИ

Рис. 1. Структура формирования стратегии снижения издержек на предприятии посредством концепции бережливого производства

экономика, 2010, № 2

Философия предложенного метода заключается в выделении ряда базовых элементов из выбранных функциональных стратегий на основе декомпозиции общей конкурентной стратегии предприятия. Используя эти базовые элементы, можно создать стратегию, которая фокусирует деятельность определенной группы персонала на достижении конкретных целей в рамках исполнения сформированной стратегии. Важной задачей является выбор и создание механизма реализации фокусной стратегии. В рассматриваемой структуре (рис. 1) концепция бережливого производства представляет ядро механизма реализации стратегии производственных затрат.

Использование принципа управления по целевым издержкам и нацеленность менеджмента на устранение потерь позволят предприятию стать лидером в снижении стоимости продукции на конкурентном рынке. Производственная система, базирующаяся на концепции бережливого производства, направлена на максимально возможное исключение потерь. Это означает, что в процессе управления производством идентифицируется, какое действие, операция или процесс не добавляет ценности продукту с точки зрения клиента. Потом такие действия, операции или процессы рассматриваются в качестве потерь предприятия. Эти потери классифицируются как неустранимые и устранимые. Устранимые потери подлежат полной ликвидации.

Проблема идентификации скрытых потерь на производстве заключается в том, что большинство этих потерь лежит вне зоны внимания персонала, поскольку они являются естественной частью каждодневной работы. Эти «невидимые» потери становятся фактором, сдерживающим рост рыночной стоимости предприятия и снижения эффективности реализации его конкурентной стратегии. Поэтому перед менеджментом предприятия возникает задача определения скрытых потерь в производстве.

перед

_менеджментом

_предприятия

_стоит задача

_определения

скрытых потерь _в производстве

Идентификация этих потерь может быть проведена в рамках применения предприятием концепции бережливого производства.

К основным принципам концепции бережливого производства относятся [1]:

• максимизация ценности продукта для потребителя в любом производственном процессе. Это означает, что «производить не те товары или оказывать не те услуги правильным способом - верный путь создания потерь»;

• определение и осознание всеми участниками процесса потока создания ценности продукта (от производителя сырья до потребителя) на основе анализа существующих

оцессов и выявления источников потерь средством «фотографий» происходящего предприятии в реальности; организация непрерывного движения продукта (потока) по всем технологическим стадиям (перестройка производства с работы партиями на непрерывный поток), т.е. последовательное продвижение продукта без остановок, потерь и заторов (например, штамповка, покраска и сборка выполняются сразу, друг за другом). Определяются действия, которые добавляют ценность продукту и устраняются не добавляющие ценность;

• «вытягивание» продукта клиентом, означающее способность производителя спроектировать и изготовить продукт, который действительно необходим потребителю;

• совершенство организации производства продукта для всех заинтересованных сторон, предполагающее более точное определение ценности, увеличение скорости потока (сокращение длительности технологического и производственного циклов). Практическим примером формирования и реализации стратегии снижения издержек может служить концепция бережливого производства, внедренная на предприятии Hartmann - Rico, a.s. (г. Брно, Чехия), которое входит в состав немецкого транснационального концерна Paul Hartmann AG. Являясь

экономика, 2010, № 2

крупнейшим производителем и дистрибьютором медицинской и гигиенической продукции в Чешской Республике, компания постоянно совершенствует концепцию бережливого производства. Компания смогла добиться значительного успеха в сфере разработки, производства и сбыта продуктовых инноваций благодаря проведению обучающих тренингов и производственных семинаров по внедрению принципов концепции бережливого производства на своих предприятиях.

С целью повышения эффективности производства руководство предприятия и менеджеры Hartmann - Rico, a.s. сформировали изменения конкурентной стратегии на основе структуры, представленной нами на рис. 1. При формировании изменений конкурентной стратегии была проведена диагностика всех функциональных стратегий предприятия, проанализирована эффективность использования материальных, финансовых, интеллектуальных и других видов ресурсов. Это дало возможность определить емкость рынка, оценить сильные и слабые стороны, а также потенциальные угрозы и будущие преимущества предприятия в конкурентной борьбе.

На основе метода функциональной декомпозиции и результатов проведенной диагностики была сформирована стратегия снижения производственных затрат на предприятии за счет внедрения концепции бережливого производства. Эта стратегия охватывает элементы организационной структуры предприятия, связывая между собой все звенья системы управления, бизнес-процессы и конкретные технологические операции. Целью реализации стратегии является устранение негативного влияния скрытых потерь и повышение ценности инновационных продуктов. Рассматривая конкретный практический пример, можно сформулировать локальную задачу (на уровне одной стадии технологического процесса) реализации концепции

на основе результатов анализа, проведенного на трех упаковочных линиях, были выявлены операции, на которых существовали устранимые потери времени

бережливого производства. Так, на предприятия Hartmann - Rico, a.s. эта задача охватывала:

• анализ процессов на трех упаковочных линиях продуктовых инноваций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• определение на основе карт потока создания ценности продукта «узких» мест, т.е. процессов или производственных этапов, на которых происходит потеря времени;

• анализ причин потерь времени;

• анализ эргономичности организации производственных линий;

• анализ процессов транспортировки материалов и готовой продукции;

• разработку и принятие решений по устранению негативных воздействий на процесс

изводства.

я решения этой задачи нами был прове-н хронометраж технологических опера-й, выполняемых на упаковочных линиях, составлены карты анализа деятельности (Activity Analysis Cards, Tätigkeitsanalysekarten). При анализе определялась необходимость выполнения той или иной операции в данном производственном процессе, и решался вопрос, «создается ли ценность продукту для потребителя на этой операции». Анализировались способы, которыми можно сократить потери времени и ресурсов на технологических операциях. В качестве таких способов рассматривались ликвидация операции, комбинирование с другими операциями, модернизация или переоборудование технологического процесса, упрощение операции.

На основе результатов анализа, проведенного на трех упаковочных линиях, были выявлены операции, на которых существовали устранимые потери времени. Эти потери находились в интервале от 8 секунд до 100 секунд. В рамках реализации стратегии снижения производственных затрат на предприятии были сформулированы рекомендации по внедрению оборудования с гибкой переналадкой. Также было рекомендовано использовать это оборудование на различ-

креативна;

я экономика, 2010, № 2

ных этапах процесса производства. Это позволило сократить потери на 3,25 секунды на одну упаковку или 15 минут в час на одной линии. Предложенный новый принцип вертикальный погрузки готовой продукции упростил процесс упаковки и уменьшил затраты времени.

Внедрение сформулированных нами организационных инноваций позволило разработать предложения по совершенствованию концепции бережливого производства на предприятии. В частности, эти предложения были связаны с разработкой мероприятий по сокращению потерь времени на упаковочных линиях, рациональным использованием производственного персонала предприятия, повышением уровня эргономичности организации производственных линий для обслуживающего персонала с целью сокращения потерь времени при проведении технологических операций.

Литература

1. Вумек Джеймс П., Джонс Дэниел Т. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 473 с. - (Серия «модели менеджмента ведущих корпораций»).

2. Зайцев А.А. Практическое приложение концепции бережливого производства для снижения издержек предприятия // Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Современные технологии и оборудование текстильной промышленности» (ТЕКСТИЛЬ - 2009) - М.: ГОУВПО «МГТУ им. А.Н. Косыгина», 2009. - С. 332-333.

3. Круглов М.Г. Инновационный проект: управление качеством и эффективностью: учеб. пособие. - М. : Издательство «Дело» АНХ, 2009. - 336 с. - (Серия «Образовательные инновации»).

4. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира / Джефри Лайкер; Пер. с англ. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. - 400 с. - (Серия

«Модели менеджмента ведущих корпораций»).

5. Zaytsev A.V., Sedlar J. Features of forming cost-cutting production strategy in a subsidiary of the holding structure // Proceedings of Higher Education Institutions. Textile Industry Technology. (Special issue in English) Известия высших учебных заведений. Технология текстильной промышленности. (Специальный выпуск на английском языке). - 2009. - №. 3. - С. 6-8.

Baranov V.V. Dr. of Econ. Soi., Professor, Academy of National Economy under the Government of Russian Federation Zaytsev A.A. Student, Academy of National Economy under the Government of Russian Federation Zaitsev A.V. Head of the analytical laboratory, Moscow State Textile University «AN. Kosygin» Ing. Joseph Sedlar Plant Manager, Hartmann - Rico a.s. (Brno, Czech Republic) The lean production concept within strategic management of an enterprise Abstract

rocess approach at an enterprise management is examined in the paper, the necessity of innovative concepts of quality and efficiency management adoption is substantiated. The correlation of organizational innovations, created in the cost management sphere, and general competitive strategy is analyzed. The method of functional decomposition of forming a strategy of production cost saving and costs at an enterprise is examined. The structure of this method is given. Practical value of cost management and certain approaches of the lean production concept is shown on the example of the Hartmann - Rico, a. s. enterprise (Brno, Czech Republic) of the Paul Hartmann AG German concern. Keywords: costs, innovations, competitive strategy, lean production concept, losses, cost saving strategy

я экономика, 2010, № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.