Научная статья на тему 'КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ИХ РЕАЛИЗАЦИИ'

КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ИХ РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
59
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИИ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ФИНАНСОВАЯ АВТОНОМИЯ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Гираев Везирхан Камалиевич, Курбанова Патимат Муталимовна

Сложившаяся в нашей стране система финансового обеспечения регионального развития не в полной мере соответствует целям обеспечения сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В статье рассматриваются концептуальные подходы и обоснованы направления финансового обеспечения устойчивого и сбалансированного регионального развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL DEVELOPMENT CONCEPTS AND THE ROLE OF FINANCE IN THEIR IMPLEMENTATION

The current system of financial support for regional development in our country does not fully comply with the goals of ensuring balanced socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation. The article discusses conceptual approaches and substantiates the directions of financial support for sustainable and balanced regional development.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ИХ РЕАЛИЗАЦИИ»

DOI 10.47576/2712-7559 2021 5 9 867

УДК 332.02

Гираев Везирхан Камалиевич,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности и таможенного дела, Дагестанский государственный технический университет; старший научный сотрудник, Научно-исследовательский институт управления, экономики, политики и социологии, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, е-mail: vgaaf@rambler.ru

Курбанова Патимат Муталимовна,

кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, г. Махачкала, Россия, е-mail: kurbanovap@gmail.com

КОНЦЕПЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ И РОЛЬ ФИНАНСОВ В ИХ РЕАЛИЗАЦИИ

Сложившаяся в нашей стране система финансового обеспечения регионального развития не в полной мере соответствует целям обеспечения сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В статье рассматриваются концептуальные подходы и обоснованы направления финансового обеспечения устойчивого и сбалансированного регионального развития.

Ключевые слова: теории регионального экономического развития; региональный бюджет; финансовый потенциал; региональное управление; финансовая автономия; институциональные критерии; устойчивое развитие.

UDC 332.02

Giraev Vezirkhan Kamalievich,

PhD in Economics, Associate Professor of the Department of Economic Security and Customs, Dagestan State Technical University; Senior Researcher, Research Institute of Management, Economics, Politics and Sociology, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: vgaaf@rambler.ru

Kurbanova Patimat Mutalimovna,

Candidate of Economic Sciences, Senior Lecturer of the Department of Taxes and Taxation, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia, e-mail: kurbanovap@gmail.com

REGIONAL DEVELOPMENT CONCEPTS AND THE ROLE OF FINANCE IN THEIR IMPLEMENTATION

The current system of financial support for regional development in our country does not fully comply with the goals of ensuring balanced socio-economic development of the constituent entities of the Russian Federation. The article discusses conceptual approaches and substantiates the directions of financial support for sustainable and balanced regional development.

Keywords: theories of regional economic development; regional budget; financial potential; regional administration; financial autonomy; institutional criteria; sustainable development.

Наличие дисбалансов в социально-экономическом развитии регионов и диспропорции административно-территориального устройства приводят к конфликту компетенций между органами государственной власти федерального и регионального уровней и местными органами самоуправления. Являясь главным субъектом управления финансовым потенциалом региона, органы власти субъектов федерации выполняют задачи по мобилизации и управлению имеющимися и потенциальными финансовыми ресурсами, необходимыми для обеспечения устойчивого социально-экономического развития региона. Практическое решение этой основной задачи находится в плоскости расширения финансовой самостоятельности региональных и местных органов власти и децентрализации фискальных полномочий, особенно в условиях усиливающихся диспропорций исполнения региональных бюджетов и роста объемов распределяемых трансфертов из федерального бюджета.

По итогам 2020 г. налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличились на 104,7 % и составили 14,9 трлн руб. Пандемический кризис отразился на источниках собственных доходов региональных и местных бюджетов, которые сократились на 1,8 %, или на 194,4 млрд руб.

Рост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ был обеспечен за счет трансфертов из федерального бюджета, прирост которых составил 54 % (3,8 трлн руб.). Высокие темпы роста демонстрировали все виды межбюджетных трансфертов: дотации (41,3 %), субсидии (81,6 %), субвенции (52,9 %) и иные межбюджетные трансферты (48,5 %) [2].

В ходе изучения и анализа основных теорий и моделей регионального экономического развития установлено, что в новейших направлениях этих теорий основное внимание акцентируется именно на социальной составляющей, то есть социальных целях. Наиболее современным, социально ориентированным является подход, согласно которому эффективное использование внутренних ресурсов региона должно быть направлено прежде всего на создание для местного населения новых возможностей трудоустройства и на стимулирование новых видов экономической деятельности.

Согласно концепции, разработанной Дж. Мейером, независимо от формы, в которой происходит реализация регионального экономического развития, она имеет одну основополагающую цель: создать для местных жителей лучшие возможности трудоустройства. Эту позицию полностью поддерживает Э. Блейкли, отмечая, что главной целью экономического развития региона является увеличение стоимости рабочей силы на конкретной территории. Сущность этого концептуального подхода заключается в том, что развитие предусматривает создание на конкретной территории таких экономических условий, которые бы соответствовали местной рабочий силе и одновременно опирались бы на местную ресурсную базу и инфраструктуру [1, с. 89].

К. Робинсон предлагает рассматривать два подхода к региональному экономическому развитию - корпоративистский и альтернативный. Поэтому, если корпоративистсткий подход предусматривает как задачу стратегии экономического развития регионов экономический рост и увеличение поступлений в бюджет, то согласно альтернативному подходу, предложенному К. Робинсоном и поддержанному Э. Блейкли, такой задачей становится улучшение положения и достижение соответствия внешней среде малообеспеченных граждан и этнических меньшинств [1, с. 77]. Соответственно, корпоративистский подход не рассматривает участие указанных категорий населения в процессе планирования экономического развития, а альтернативный подход рассматривает такое участие как необходимый элемент процесса планирования и улучшения положения коренного населения. То есть финансовые ресурсы при альтернативном подходе должны создать условия для реализации проектов по экономическому развитию, тогда как при традиционном подходе они являются лишь средством для удовлетворения потребностей частных предприятий.

Оба подхода имеют право на существование и уже доказали свою эффективность для достижения тех или иных целей и решения задач социально-экономического развития регионов (см. табл.). Однако именно альтернативный подход как более социально ориентированный становится все более распространенным во многих странах мира.

В любом случае, по мнению Э. Блейкли, в каждой программе регионального развития следует объединить и уравновесить обе эти стратегии [1, с. 77].

На современном этапе сбалансированное и устойчивое социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации и муниципальных образований является при-

оритетным направлением государственной региональной политики, цель которой заключается в создании равных возможностей для реализации экономических, политических и социальных прав граждан Российской Федерации на всей территории страны, повышение качества их жизни [5].

Таблица 1 - Основные подходы к экономическому развитию регионов [1, с. 80]

Показатель Корпоративистский подход Альтернативный подход

Общественный и частный сектор Первоочередное значение имеют действия частного сектора: процессом управляет частный сектор. Общественный сектор должен создать экономический и социальный климат, благоприятный для частных инвестиций На коммерческие решения частного сектора влияют действия общественного сектора. Общественный сектор должен планировать частные инвестиции так, чтобы они принесли желаемые экономические результаты

Планирование, осуществляемое частным сектором Задача стратегии - экономический рост и увеличение поступлений в бюджет. Малообеспеченные граждане и представители этнических меньшинств практически не участвуют в процессах планирования Задача стратегии - улучшить положение малообеспеченных граждан и меньшинств. Малообеспеченные граждане и представители этнических меньшинств приобщаются к процессам планирования

Проекты общественного сектора Региональные ресурсы являются средством для удовлетворения потребностей частных предприятий. Проекты общественного сектора направлены на обеспечение экономического роста (например, путем привлечения предприятий из-за пределов региона). Объектом стратегии являются секторы, переживающие рост (например, услуги, высокие технологии, туризм). Объектом внимания являются головные офисы и филиалы крупных предприятий. Проекты сосредотачиваются в экономически развитых городах и районах. Акцент на создание рабочих мест для «белых воротничков» и высококвалифицированных работников Региональные ресурсы используются так, чтобы создать условия для реализации желательных проектов по экономическому развитию. Проекты общественного сектора направлены на улучшение положения малообеспеченных местных жителей и этнических меньшинств (например, курсы переквалификации уволенных рабочих). Объектом стратегии являются секторы, переживающие рост, и секторы, которые могут удовлетворить неотложные экономические и инфраструктурные потребности местности. Объектом внимания являются предприятия, принадлежащие местным жителям. Акцент на местную рабочую силу, в частности, частично занятых, неквалифицированных работников и «синих воротничков»

Развитие любого региона - это процесс, учитывающий множество целей и критериев, которые, в свою очередь, должны быть согласованы с общегосударственными целями. Приоритетными целями социально-экономического развития региона в современных условиях выступают такие, как увеличение доходов населения, повышение уровня образования, улучшение состояния окружающей среды, равенство возможностей, расширение личной экономической свободы, обогащение культурной жизни людей и т.д.

Бюджетно-финансовый аспект государственной политики регионального развития в настоящее время не сводится сугубо к проблеме распределения между федеральным

центром и субъектами РФ доходной базы и к соответствующему закреплению расходных полномочий. Для устойчивого и сбалансированного развития страны в условиях глобализации в равной степени значимы построение единой эластичной бюджетно-финансовой системы и обеспечение соответствия прав, обязанностей и ответственности государства и его субъектов в финансовой сфере.

Государственное регулирование развития регионов обеспечивается определением соответствующих приоритетов, то есть предоставлением преимуществ на конкретном этапе развития отдельным отраслям, видам деятельности, формам хозяйствования ис-

ходя из структуры экономики региона и иных макроэкономических показателей. В зависимости от поставленных целей и уровней управления приоритеты можно сформулировать как на федеральном, так и региональном уровне. При этом существенное внимание нужно уделять финансовому обеспечению делегированных полномочий, направленных на обеспечение устойчивого развития региона и выполнение возложенных функций. Финансовая децентрализация - основная форма реализации принципов государственной политики регионального развития. Финансовая независимость в совокупности с организационной и административной независимостью является предпосылкой эффективного решения региональными органами власти возложенных на них задач.

Финансовая автономия региональных органов власти в подлинно федеративном государстве является объективно необходимым фактором, способствующим эффективному распределению функций государственной власти. Без финансовой децентрализации невозможно существование самого федеративного государства. Объективная потребность в финансовой автономии региональных органов власти может быть реализована на основании своих законодательных решений и инициатив. Региональные органы власти в пределах принятых законодательных актов должны самостоятельно устанавливать объемы расходов, источники и способы формирования доходов, учреждать соответствующие финансовые институты, иметь собственную компетенцию в системе финансовых отношений. Следовательно, главным критерием, который подтверждает финансовую децентрализацию органов власти, является наличие у них права принимать законодательные акты в сфере собственных финансов. Это право является общей предпосылкой финансовой автономии органов власти.

Существует ряд критериев, на основании которых можно определить масштабы и пределы финансовой автономии. Прежде всего это система прав, которые определяют финансовую компетенцию органов власти. К ним можно отнести право на самостоятельное разработку, утверждение и исполнение регионального бюджета, право налоговой инициативы, право образования внебюд-

жетных, валютных, страховых, резервных, пенсионных и других целевых фондов. Это также право на привлечение кредитных ресурсов, право на предоставление кредитов и гарантий физическим и юридическим лицам по кредитам, право на установление цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов, право на введение штрафов и других финансовых санкций, право на создание собственных финансово-кредитных учреждений. Эти права должны распространяться также на право участия в капитале и доходах различных предприятий, право на пользование, владение и распоряжение коммунальной собственностью, прибылями коммунальных предприятий и других предприятий, находящихся в собственности региональных и местных органов власти.

Важнейшими элементами социально-экономического развития региона выступают инвестиционная и фискальная политика региональных и местных органов власти. Безусловно, от инвестиционного имиджа региона во многом зависит объем инвестиций в промышленную и социальную сферу. Инвестиции, в свою очередь, влияют на уровень доходов населения, инновационное развитие промышленности и сферы услуг. Таким же образом на региональное развитие оказывает влияние система региональных и местных налогов, установление предусмотренных Налоговым кодексом РФ льгот и преференций, способствующих расширению бизнеса, увеличению доходов и улучшению качества жизни населения.

Актуальными для российских регионов сегодня выступают вопросы сохранения занятости населения, стимулирования постко-видного предпринимательства, социальной защиты семей с детьми и малообеспеченных слоев населения, формирования цифровой инфраструктуры развития бизнеса и других институтов рыночной инфраструктуры. Это означает, что региональные органы власти должны активно содействовать, в том числе и в рамках выполнения национальных проектов, трансформации рыночной среды в соответствии с динамикой макроэкономических процессов. С другой стороны, они должны обеспечивать устойчивое и стабильное развитие региональной социальной и производственной инфраструктуры, рациональное использование местных природных

и трудовых ресурсов, охрану естественной среды, развитие региональных систем расселения, сохранение этнической самобытности регионов и т.д. Иными словами, именно органы власти субъектов РФ должны обеспечивать комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов, эффективно и рационально используя естественные, географические, демографические особенности регионов, их экономический и научно-технический потенциал. А поскольку проблемы всегда возникают в конкретном регионе, то их нужно решать на местах за счет средств региональных и местных бюджетов, внебюджетные и другие средства. Ведь именно так финансируются региональные инвестиционные программы, направленные на формирование социальной инфраструктуры, развитие отраслей социальной сферы, рационального использования трудовых и природных ресурсов и т.д.

Следовательно, решение ряда региональных проблем нуждается в нетрадиционных подходах и широком применении разнообразных методов - как прямого, так и косвенного государственного влияния. Однако все они должны быть направлены на выполнение главной целевой функции - обеспечение устойчивого и сбалансированного развития регионов через координацию и согласование интересов всех экономических субъектов. То есть объективной потребностью является перенос центра тяжести в управлении многи -ми социально-экономическими процессами непосредственно на места и привлечение к их решению всех участников хозяйственной деятельности. Учитывая это, достаточно важным, по нашему мнению, становится децентрализация социальных гарантий государства, обеспечение равного доступа к бюджетным услугам на уровне государственных социальных стандартов.

Отличительной чертой экономического развития является акцентирование внимания на эндогенном развитии, предполагающее использование потенциала человеческих, институциональных и физических ресурсов, чтобы создать для жителей региона новые возможности трудоустройства и стимулировать новые виды экономической деятельности. Это объясняется тем, что региональное экономическое развитие - длительный

процесс. Он предусматривает образование новых институций, развитие новых отраслей экономики и углубление межрегиональной кооперации, расширение возможностей модернизации оборудования и обновления технологий, повышение качества выпускаемой продукции и гибкости выпускаемого ассортимента, освоение новых рынков сбыта, оперативное использование новых знаний и технологий.

Учитывая исторический опыт России, следует дифференцировать институциональные критерии социально-экономического развития отдельных территорий, в которых особое внимание должно быть уделено финансовым институтам и механизмам стратегического планирования регионального развития.

Список литературы

1. Блейкли, Э.Дж. Значение местного экономического развития / Э.Дж. Блейкли; перевод с английского. - Москва, 1997. - 102 с.

2. Дерюгин, А.Н. Региональные бюджеты в 2020 году: поддержка Федерации и антикризисная политика / А.Н. Дерюгин // Мониторинг экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социально-экономического развития. - 2021. - № 4(136), март. - С. 17-20.

3. Караваева, И.В. Фискальная децентрализация как основа эффективной экономической политики регионов / И.В. Караваева, В.К. Гираев // Федерализм. -2018. - № 2. - С. 18-31.

4. Ленчук, Е.Б., Филатов В.И. Стратегическое планирование - путь к устойчивому развитию России / Е.Б. Ленчук, В.И. Филатов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2018. -Т.11. - № 4. - С. 35-47.

5. Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 13. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_210967/ (дата оборащения: 13.11.2021).

6. Рабкин, С.В. Институциональная среда регионального управления: современные вызовы социально-экономической безопасности территориального развития / С.В. Рабкин // Экономическая безопасность. - 2021. - Том 4. - № 1. - С. 89-100.

7. Татаркин, А.И. Региональная направленность экономической политики Российской Федерации как института пространственного обустройства территории / А.И. Татаркин // Экономика региона. - 2016. - Том 12. - Выпуск 1. - С. 9-27.

References

1. Blakely E.J. Significance of local economic development/per. from English, Moscow, 1997, 102 p.

2. Deryugin A.N. Regional budgets in 2020: support of the Federation and anti-crisis policy. Monitoring of the

economic situation in Russia. Trends and challenges of socio-economic development, 2021, No 4 (136), March, pp. 17-20.

3. Karavaeva I.V., Giraev V.K. Fiscal decentralization as the basis for an effective economic policy of the regions. Federalism, 2018, No 2, pp. 18-31.

4. Lenchuk E.B., Filatov V.I. Strategic planning is the path to sustainable development in Russia. Economic and social changes: facts, trends, forecast, 2018, t. 11, No 4, pp. 35-47.

5. On Approval of the Fundamentals of State Policy for

Regional Development of the Russian Federation for the Period up to 2025: Decree of the President of the Russian Federation of January 16, 2017, No 13.

6. Rabkin S.V. Institutional environment of regional management: modern challenges to the socio-economic security of territorial development. Economic security, 2021, vol. 4, No 1, pp. 89-100.

7. Tatarkin A. I. Regional orientation of the economic policy of the Russian Federation as an institution of spatial development of the territory. Economy of the region, 2016, vol. 12, issue 1, pp. 9-27.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.