Научная статья на тему 'Бюджет общины в системе межбюджетных отношений'

Бюджет общины в системе межбюджетных отношений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ScienceRise
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ ОБЩИНЫ / МОНИТОРИНГ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА / СБАЛАНСИРОВАНЫЙ БЮДЖЕТ / BUDGET OF COMMUNITY / MONITORING / PROFITS / CHARGES / PLANNING OF BUDGET / BALANCED BUDGET

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Боголиб Т.М.

В статье исследованы новые подходы к формированию бюджета территориальной общины, которые заложены в основу децентрализации органов местного самоуправления. Предложены методологические подходы к обеспечению мониторинга процесса планирования и выполнения доходов и расходов территориальной общины. Предложены методологические подходы к планированию бюджета общины. Развиты подходы к формированию сбалансированного бюджета общины; усовершенствованы подходы к перспективному прогнозированию доходов бюджета общины

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper investigates a new approaches to the formation of the budget of the territorial community, which is based on decentralization of local governments; methodological approaches to the monitoring of the planning process and execution of revenues and expenditures of the local community; methodological approaches to the planning of the budget of the community; the approaches for developing a balanced budget for the community; improved approaches to perspective in the forecasting of the revenues of the community

Текст научной работы на тему «Бюджет общины в системе межбюджетных отношений»

УДК 336.14:332

DOI: 10.15587/2313-8416.2015.46592

БЮДЖЕТ ОБЩИНЫ В СИСТЕМЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ © Т. М. Боголиб

В статье исследованы новые подходы к формированию бюджета территориальной общины, которые заложены в основу децентрализации органов местного самоуправления. Предложены методологические подходы к обеспечению мониторинга процесса планирования и выполнения доходов и расходов территориальной общины. Предложены методологические подходы к планированию бюджета общины. Развиты подходы к формированию сбалансированного бюджета общины; усовершенствованы подходы к перспективному прогнозированию доходов бюджета общины

Ключевые слова: бюджет общины, мониторинг, доходы, расходы, планирование бюджета, сбалансиро-ваный бюджет

The paper investigates a new approaches to the formation of the budget of the territorial community, which is based on decentralization of local governments; methodological approaches to the monitoring of the planning process and execution of revenues and expenditures of the local community; methodological approaches to the planning of the budget of the community; the approaches for developing a balanced budget for the community; improved approaches to perspective in the forecasting of the revenues of the community Keywords: budget of community, monitoring, profits, charges, planning of budget, balanced budget

ЕКОНОМ1ЧН1 НАУКИ

1. Введение

Бюджетная система государства является финансовой основой осуществления деятельности государственных органов власти и органов местного самоуправления, которая связана с экономическим и социальным развитием территорий. Большое влияние на развитие социального обеспечения населения, образования, культуры, охраны здоровья, жилищно-коммунального хозяйства имеют местные бюджеты, бюджеты общин. Финансовое обеспечение нужд местного самоуправления является одним из основных приоритетов бюджетной политики. Важным направлением местных финансов является усовершенствование механизма планирования бюджетов территориальных общин.

2. Постановка проблемы

Формирование местных бюджетов на основе внедрения комплекса современных финансовых методов и подходов, ориентированных на создание эффективного механизма планирования бюджета общины является действенным инструментом повышения качества управления ресурсами местного самоуправления.

Важным, в условиях децентрализации власти, реформы местного самоуправления является создание эффективного механизма формирования бюджета общины в системе межбюджетных отношений, с

учетом особенностей социально-экономического состояния и условий развития административно-территориальных единиц.

3. Литературный обзор

Значительный вклад в развитие теории и практики формирования местных бюджетов сделали зарубежные ученые [1-7].

Проблемам функционирования и развития местных бюджетов в системе регулирования межбюджетных отношений посвящены труды отечественных ученых [8-13].

Большинство научных трудов относительно финансового обеспечения местного самоуправления посвящены вопросам определения и обобщения методологических и институциональных основ формирования и исполнения местных бюджетов. Вместе с этим есть необходимость в условиях децентрализации местного самоуправления, усиления роли регионов обратить внимание на планирование бюджетов общин, что позволит обеспечить эффективность бюджета общины, улучшить качество планирования доходов, расходов, действенность межбюджетного регулирования, повысит степень экономического развития территорий.

Целесообразным является развитие методологических подходов к обеспечению мониторинга процесса планирования и исполнения доходов и расхо-

дов бюджета общины. Требует углубленного рассмотрения вопрос усовершенствования подходов к перспективному планированию и прогнозированию бюджетных доходов, развитие положения относительно формирования сбалансированного бюджета общины, что будет содействовать повышению действенности системы финансового выравнивания, обеспечению усиления бюджетной самостоятельности местного самоуправления.

4. Формирование бюджета общины

В Украине задекларировано проведение децентрализации власти реформ местного самоуправления.

Главными задачами проведения децентрализации власти, реформы местного самоуправления являются:

1. передача большинства полномочий и ресурсов на уровень территориальных общин - сел, поселков, городов;

2. четкое разграничение полномочий, как между разными органами местного самоуправления, так и между органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, реализация принципа субсидиарности;

3. ответственность органов местного самоуправления перед избирателями и государством.

Децентрализация власти расширит возможности и увеличение ресурсов общины, села, поселка, города, будет способствовать развитию территорий и благосостоянию их жителей.

Реформа расширить право общин: села, поселка, города. Общины будут отвечать за местное экономическое развитие, развитие и содержание местной инфраструктуры; планирование развития территорий общин; вопросы строительства; благоустройства территорий; социальной помощи; культуру и физическую культуру; медицинскую помощь; среднее и дошкольное образование, муниципальную милицию, пассажирские перевозки, жилищно-коммунальные услуги [14].

Планируется увеличение частицы в местных бюджетах до 30 % за счет:

• части налога на доходы физических лиц (до

25 %);

• части налога на прибыль предприятий (от 10 % до 25 %);

• экономический налог (частично);

• единый налог (полностью);

• другие налоги и сборы [15].

Планируется:

• введение обслуживания расходов II корзинки с казначейства (после экономической стабилизации);

• 100 % финансовое обеспечение делегированных полномочий без привлечения собственных доходов;

• возможность использования экономики финансовых ресурсов местных бюджетов от кредитных средств и лизингового оборудования для погашения соответствующих кредитных ресурсов;

• усовершенствование системы бюджетного планирования [16].

Предполагаются изменения в ст. 133 (раздел IX) утвердить административно-территориальные единицы: регион, район, община. Дано определение общины - это административно-территориальная единица, которая включает в себя один или несколько населенных пунктов (село, поселок, город), а также прилегающие к ним территории - везде [16].

5 февраля 2015 года было принято Закон Украины «Об основах государственной региональной политики», где определены цели региональной политики суть, которых состоит в создании условий для динамического, сбалансированного развития Украины и ее регионов, обеспечения их социального и экономического единства, повышения уровня жизни населения, придерживания гарантированных государством социальных стандартов для каждого гражданина независимо от его места проживания [17].

Важными являются определенные в ст. 6 приоритеты государственной региональной политики:

• стимулирование и поддержка местных инициатив относительно эффективного использования внутреннего потенциала регионов для создания и поддержки полноценной жизненной среды, повышения качества жизни людей;

• уменьшение территориальной дифференциации по индексу регионального человеческого развития;

• формирование конкурентоспособности регионов путем разработки и реализации программ и проектов повышения конкурентоспособности территорий;

• улучшение материального, финансового, информационного, кадрового и другого ресурсного обеспечения развития регионов, содействие осуществления полномочий органами местного самоуправления [17].

Впервые на законодательном уровне определено финансовое обеспечение государственной региональной политики, механизмы финансирования государственной региональной политики.

В ст. 20 Закона обусловлено, что механизмами финансирования государственной региональной политики являются:

• межбюджетные трансферты с государственного бюджета местным бюджетам;

• объединение на договорной основе финансовых ресурсов субъектов региональной политики, государственных и частных партнеров на принципах осуществления государственно-частного партнерства, международных институций;

• капитальные расходы государственного бюджета;

• государственные целевые программы, в том числе программы преодоления депрессивности территорий;

• соглашения регионального развития;

• программы и мероприятия, включая инвестиционные программы (проекты), которые реализуются за счет средств государственного фонда регионального развития [17].

Учитывая, что значительная часть Донецкой и Луганской областей находятся в зоне АТО, был при-

нят 3 февраля 2015 года Закон Украины «Об военно-гражданских администрациях». Этот Закон определяет организацию, полномочия и порядок деятельности военно-гражданских администраций для обеспечения безопасности и нормализации жизнедеятельности населения в районе проведения антитеррористической операции [18].

Важным являет тот фактор, что согласно ст. 4 военно-гражданские администрации подготавливают и утверждают программы социально-экономического и культурного развития соответствующих административно-территориальных единиц, целевых программ с других вопросов местного самоуправления; обеспечивают сбалансированное экономическое и социальное развитие соответствующей территории, эффективного использование природных, трудовых, финансовых ресурсов, составление и утверждение местного бюджета; обеспечение его выполнения [18].

Эти законодательные документы повышают роль региона общины в нем.

5. Основы формирования бюджета общины в системе межбюджетных отношений

Местные бюджеты являют собой совокупность финансовой и экономической деятельности органов местного самоуправления путем принятия управленческих решений в процессе формирования и использования централизованных фондов денежных средств, с целью выполнения возложенных на них функций и задач. Особенности формирования местных бюджетов определяются государственным и административно-территориальным устроем страны, разграничением полномочий между уровнями государственного управления и местного самоуправления, социально-экономическим развитием территорий. Бюджет общины является основным способом финансирования программ местного развития и играет важную роль в решении экономических, финансовых и социальных задач административно-тер -риториальной единицы.

Формирование бюджетов всех уровней осуществляется на основе показателей внутреннего продукта, в структуре которого отображается соотношения основных параметров и факторов влияния на экономику страны. Основной целью управления бюджетными ресурсами на уровне территории является обеспечение соответствующих объемов бюджетных ресурсов достаточных для выполнения местными органами власти возложенных на них функций, задач и обязательств. Поскольку бюджетный потенциал общин страны значительно отличается, возникает необходимость финансовой поддержки местных бюджетов, условия формирования которых характеризуются недостаточным уровнем развития экономики, налогового потенциала. Важную роль в этом играют межбюджетные отношения, посколько они являются инструментом перераспределения бюджетных средств и от их эффективности зависит сбалансированность бюджетов всех уровней и своевременное финансирование расходов бюджета на социально-экономическое развитие территорий.

Смотря на отличия в экономическом состоянии административно-территориальных единиц и имеющиеся финансовые диспропорции, целесообразным представляется применение взвешенных подходов при формировании и исполнении доходов и расходов местных бюджетов. Поскольку в условиях становления и развитие отечественной экономики бюджет должен быть как основным источником осуществления программ развития территорий, так и инструментом государственного регулирования в сфере финансирования важных социально-экономических направлений, обоснованием является необходимость создания эффективного механизма формирования бюджета общины в системе межбюджетных отношений. Сущность указанного механизма заключается в реализации мероприятий относительно укрепления финансовой основы местного самоуправления и усовершенствование системы формирования доходов и расходов общего и специального фондов бюджета общины, перспективного бюджетного прогнозирования и стратегического планирования бюджета, осуществления мониторинга показателей бюджета общины, системы регулирования доходов и расходов бюджета, действенности межбюджетных отношений.

Эффективное управление ресурсами местных бюджетов и действенное управление финансами в целом предусматривает реализацию с достаточной степенью полноты таких основных принципов управления, как интегрированность с общей системой функционирования бюджетного процесса, комплексный характер разработки, принятие и оценка управленческих решений с формирования и выполнения бюджета общины, прозрачность механизма планирования бюджета общины, направленность на стратегические цели экономического развития территорий [19].

С целью обеспечения реализации эффективного механизма формирования бюджета общины в системе межбюджетных отношений целесообразным является применение таких методов и инструментов, как анализ и экономическая оценка особенностей механизма формирования бюджета общины, перспективное прогнозирование доходной части бюджета общины, методологические подходы к планированию и выполнению доходов и расходов бюджета общины, сбалансированность бюджета общины в системе межбюджетных отношений.

Опыт формирования местных бюджетов стран с развитой и трансформационной экономикой свидетельствует, что в каждой стране мира структура местных бюджетов имеет национальные особенности, зависимые от характера государственного устройства, структуры экономики, вмести с этим, одним с основных признаков формирования бюджетов европейских стран, является принцип бюджетной децентрализации.

Реализация этого принципа содействует построению эффективных взаимоотношений между центральными и местными органами управления, содействует повышению экономической ответственности и действенности.

Ведущая роль в формировании доходов бюджетов всех уровней принадлежит налогам, которые используются как определяющий инструмент перераспределения национального дохода. Особенной чертой современного развития бюджетных систем европейских стран становится рост значимости местных бюджетов, которые являются важным звеном местных бюджетов и используются с целью делегирования органам местного самоуправления функций регулирования общественно-хозяйственных процессов на уровне территорий. В большинстве экономически развитых стран местные бюджеты ответственные за выполнение программ социального характера и внедрения программ экономических преобразований [20].

Исходя из мирового опыта, управления местными бюджетами, целесообразным является повышение уровня финансовой самостоятельности, ответственности органов местного самоуправления и действенности контроля за эффективным использованием средств местных бюджетов. Решением задач социально-экономического развития территорий предусматривает проведение структурных преобразований, направленных на модернизацию и усовершенствование инфраструктуры основных секторов экономики, улучшение инвестиционного климата, повышение стандартов жизни населения. Важно обеспечить финансовую стабильность административно-территориальных единиц на основе усовершенствования межбюджетных отношений как одного из важных рычагов достижения территориального развития.

6. Система формирования бюджета общины как составная межбюджетных отношений

В условиях децентрализации органов местного самоуправления, реализации Законов Украины, усиливается роль и значение административно-территориальной общины. Вместе с этим на процесс формирования бюджета общины влияют общегосударственные факторы, к которым относятся изменения институциональной среды, финансовая и бюджетная политика, социально-экономическое состояние страны.

На местном уровне на формирование бюджетов влияет развитость соответствующей инфраструктуры, природно-ресурсный, человеческий потенциал, степень экономического развития территорий.

С целью создания эффективного механизма формирования бюджета общины, важным является определение ресурсов бюджета, направленное на использование межбюджетных расходов и факторов, которые влияют на процесс бюджетного планирования. Целесообразным является осуществления анализа доходов и расходов бюджета общины, который является весомой составной системы управления бюджетом, результативность использования бюджетных средств.

Доходы бюджета общины являются финансовой основой функционирования административно-территориальной единицы, что обеспечивает осуществление функций и полномочий местного само-

управления и является способом перераспределения финансовых ресурсов территорий.

Проведенный анализ выполнения бюджетов общин за 2010-2015 годы показал недостаточно эффективное планирование и прогнозирование доходов бюджета. Динамика роста доходов происходила за счет роста средств общего фонда бюджета, поступления доходной части специального фонда бюджета не имели тенденции постоянного роста. Значительный удельный вес в доходах бюджетов общин имели межбюджетные трансферты, они составляют в среднем 20-30 %, а для депрессивных территориальных общин 50-67 % [21].

Значительное место занимали краткосрочные займы, которые осуществляются с целью покрытия временных кассовых разрывов. Налоговые поступления составляют 65-70 % поступлений в бюджет. Наибольшая часть в налоговых поступлениях приходится на налог на доходы физических лиц до 78,4 %. Неналоговые поступления занимают второе место наполнения доходов общин - 3,5-4 %, доходы от операций с капиталом занимают незначительную часть сумы доходов - от 4,0 % до 0,8 % [21].

Доходы общего фонда бюджета общины делятся на собственные, закрепленные, регулирующие. Наибольшую часть в доходах бюджетов общин занимают закрепленные доходы.

Расходы бюджетов общин формируются и направляются на выполнение делегируемых государством полномочий и осуществлении программ и мероприятий, предусмотренных определенным советом. Наибольшая часть в общем объеме расходов бюджетов общин занимают расходы на защищенные статьи: заработная плата, начисление на заработную плату, коммунальные услуги, энергоносители. Удельный вес капитальных расходов с каждым днем уменьшается [22].

В Министерстве финансов Украины считают, что децентрализация власти уже в 2015 году даст регионам 45 млрд. грн. благодаря изменениям, которые внесены в Налоговый и Бюджетный кодекс Украины. Общины получают 10 % налога на доходы предприятий, 100 % государственных пошлин, 80 % экологического налога, все средства от предоставления административных услуг, единый налог, налог на прибыль коммунальных предприятий, налог на имущество, местные сборы и 25 % налога на недра [21].

Разработка моделей прогнозирования доходной части местных бюджетов, является одним из наиболее актуальных направлений финансово-экономических исследований. Перспективное бюджетное прогнозирование при помощи использования экономико-математических методов содействует повышению эффективности процесса среднесрочного бюджетного планирования и выполнения бюджетных показателей, необходимого для оценки и анализа процесса управления ресурсами бюджета общин.

7. Усовершенствование системы формирования бюджета общины

Мы предлагаем методологические подходы к обеспечению мониторинга планирования и выполне-

ния доходов и расходов бюджета общины определяя основные задачи создания эффективного механизма формирования бюджета общины, прежде всего обеспечение стабильности предоставление местными органами власти общественных благ и услуг соответственно к государственным социальным стандартам, улучшение качества и оперативности информации для принятия управленческих решений по бюджету, действенности планирования доходов и расходов бюджета, повышения эффективности их использования, диагностики внутренних изменений в управлении ресурсами бюджета, выявлении внешних факторов, определение важных направлений бюджетной политики на уровне территорий. Проведение экономической оценки методологических основ планирования и выполнения бюджета общины, позволило получить полную, обоснованную, достоверную информацию относительно действенности управления ресурсами бюджета общины, очертить проблемные финансово-экономические сектора, которые требуют дополнительного влияния и анализа, выявление соответствующих резервов бюджета общины. Целесообразным является дальнейшее усовершенствование механизмов управления бюджетов общины, повышение качественного уровня проведения среднесрочного бюджетного планирования и перспективного прогнозирования, сбалансированности бюджетных показателей с использованием механизма финансового выравнивания. В экономической сфере органам местного самоуправления важно проводить взвешенную деятельность относительно влияния на предпринимательскую сферу, регулирование степени нагрузки в рамках полномочий местной власти, содействие улучшению инвестиционного климата и инновационного развития территории.

В современных условиях выполнения местных бюджетов по доходами как важной основы финансового обеспечения полномочий местных органов власти в процессе выполнения возложенных на них функций и задач осуществления перспективного бюджетного прогнозирования приобретает особую актуальность и является важным условием финансовой самостоятельности органов местного самоуправления. Бюджетное прогнозирование является одним из важных достоверных вариантов формирования бюджета общины и направлений использования этих ресурсов, что создали основу для выбора целей, которые в дальнейшем будут ориентиром при осуществлении планирования соответствующих среднесрочных показателей бюджета.

Одной из основных задач прогнозирования доходной части бюджета общины является тщательное изучение количественных связей между источниками поступлений для лучшего понимания процессов, которые влияют на изменение объемов доходов, что в свою очередь позволят более обоснованно определить финансово-экономические зависимости и осуществить бюджетные прогнозы.

В процессе управления бюджетными средствами применяются финансовые инструменты сбалансированности местных бюджетов, привлечение местных займов для финансирования капитальных

расходов бюджета. Обеспечение сбалансированности бюджетных ресурсов местного самоуправления содействует осуществлению экономических преобразований, проведению действенной социально-экономической политике на уровне территорий [23].

С целью сокращения дисбалансов в уровнях социально-экономического развития территорий применяется механизм финансового выравнивания, который является составной межбюджетных отношений и механизма бюджетного регулирования. Исходя из того, органы всех уровней управления являются субъектами межбюджетных отношений, можно выделить вертикальное и горизонтальное выравнивание. При формировании механизма финансового выравнивания территорий, возникает вопрос создания таких экономических условий, которые содействовали бы повышению эффективности воспроизводного процесса, действенной взаимосвязи бюджетных показателей и динамики социально-экономического развития территории.

Механизм межбюджетных отношений в системе финансового выравнивания имеет определенные признаки в каждой стране и формируются соответственно к ее территориальному устройству, уровню децентрализации полномочий между центральными и местными органами власти, распределением бюджетных средств, особенностей экономического развития [24].

Формирование отечественной системы межбюджетных отношений и механизм ее функционирования обусловлены необходимостью создания системы выравнивания местных бюджетов в условиях экономики - диспропорций отдельных территорий. Финансовые отношения территорий и центральных органов управления должны осуществляться к степени социального развития территорий экономического, научно-технического, инвестиционного потенциалов.

Система регулирования межбюджетных отношений требует усовершенствования с целью превращения механизма формирования бюджета общины в направление усиления его действенности, устойчивости и эффективности. Целесообразным является применение модели реализации межбюджетных отношений с целью достижения сбалансированности бюджета общины, повышения уровня обеспеченности финансовой стабильности административно -территориальной единицы. Межбюджетные трансферты играют определяющую роль в увеличении объема финансирования социальных программ, сбалансированности местных бюджетов, обеспечение финансовой стабильности и усиления ее влияния на социально-экономическое развитие территории [25].

8. Апробация результатов исследования

Основные выводы и результаты исследования использованы Секретариатом Кабинета Министров Украины при подготовке формирования кредитования местных бюджетов, имеют практическое значение в процессе повышения уровня эффективности и прозрачности формирования и использования бюджетных ресурсов органов местного самоуправления.

9. Выводы

Бюджет общины является финансовой основой развития административно-территориальной единицы и играет важную роль в решении экономических и социальных задач общины, функционировании ее инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта, строительства. Основными направлениями использования средств бюджета общины является финансирование социальной защиты и социального обеспечения, охраны здоровья, образования, культуры. Это требует от органов местного самоуправления взвешенных, действенных управленческих решений относительно формирования и использования бюджета общины в современных условиях развития экономики и финансов для достижения эффективности обеспечения населения общины общественно необходимыми благами и услугами.

Местный бюджет отображает систему экономических отношений, которые складываются в обществе по поводу распределения валового внутреннего продукта, создания фондов денежных средств, их перераспределения и использования для оказания соответствующих услуг и благ населению на определенной территории. Внедрение качественно новых подходов и методов в процесс формирования бюджета общины в системе межбюджетных отношений необходимо осуществлять на всех стадиях управления бюджетными ресурсами: мониторинга и оценки показателей бюджета, контроля за выполнением показателей по доходах и расходах бюджета, регулирование процесса формирования, распределения и использования бюджетных средств.

Финансовый механизм формирования местного бюджета являет собой агрегацию ряда институциональных основ при помощи, которых реализуется процесс управления доходами и расходами бюджета. Реализация эффективного механизма формирования бюджета общины возможна путем усовершенствования основных составных системы межбюджетного регулирования, увеличения экономической эффективности использования совокупных финансовых ресурсов общины, что будет содействовать уменьшению уровня централизации бюджетных ресурсов, росту степени воспроизводства валового регионального продукта, повышению уровня бюджетной обеспеченности жителей общины и повышению социально-экономического развития территорий.

Улучшение качественного уровня формирования использования и регулирования местных бюджетов должно происходить с применением опыта стран с развитой и трансформационной экономикой с учетом особенностей отечественной экономической среды. Подход развитых стран к эффективному бюджетному планированию на местном уровне является важным с позиций необходимости усиления финансовой самостоятельности местных бюджетов, перехода на среднесрочное бюджетное планирование, рациональное распределение бюджетных средств по приоритетным направлениям территориального развития.

Проведение мониторинга планирования и выполнения показателей бюджета общины обеспе-

чивает получение более полной, достоверной и качественной информации о состоянии и условиях функционирования бюджета общины с целью принятия действенных управленческих решений по формированию и выполнению бюджета. Это позволяет своевременно реагировать на изменения в экономике и направлять бюджетные средства на достижение эффективных финансово-экономических результатов. Мониторинг бюджета общины являет собой процесс наблюдения, сбора и учета информации, необходимой для оценки управления ресурсами бюджета общины. Методологические подходы относительно обеспечения мониторинга бюджета общины разработано на основе использования обеспечения мониторинга бюджета общины разработано на основе использования относительных показателей по финансовой, социальной и экономической возможностями бюджета общины результаты расчета которых позволят повысит уровень финансовой устойчивости и сбалансированности, эффективности формирования и использования бюджетных средств.

Обеспечение сбалансированности доходов и расходов местных бюджетов содействует осуществлению экономических преобразований на местном уровне, в том числе финансирование капитальных расходов, инвестиционных программ, проведения действенной финансовой политики территориального развития. Целесообразным является увеличение инновационной составной местных бюджетов, объема финансирования социальных программ, уменьшения зависимости местных бюджетов от трансфертов с государственного бюджета, обеспечение экономической и финансовой стабильности, усиление влияния регулирования межбюджетных отношений на социально-экономическое развитие территорий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

1. Афанасьев, М. Модернизация государственных финансов России [Текст] / М. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы экономики. - 2006. - № 9 - C. 103-111.

2. Бланкарт, Ш. Державш фшанси в умовах демократ [Текст] / Ш. Бланкарт. - К.: Либ1дь, 2000. - 564 с.

3. Three Extracts on Public Finance [Text] / A. Wagner, R. Musgrave, A. Peacjck (Eds.). - Classics in the Theory of Public Finance. - N. J.: Macmillan, 1958. - 332 p.

4. Родионова, В. М. Дискуссионные вопросы сущности и функций советских финансов [Текст] / В. М. Родионова. - М. : Финансы и статистика, 1951. - 444 с.

5. Сенгачов, В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста [Текст] / В. Сенгачов // Вопросы экономики. - 2007. - № 5. - C. 65-80.

6. Сттглщ, Дж. Е. Економша державного сектора [Текст] / Дж. Е. Сттглщж пер. з англ. - К.: Основи, 1998. - 854 с.

7. Швецов, Ю. Эволюция российского бюджетного федерализма [Текст] / Ю. Швецов // Вопросы экономики -2005. - № 8ю - C. 76-83.

8. Андрущенко, В. Л. Нацюнальш схеми бюджетного федерал1зму [Текст] / В. Л. Андрущенко, О. П. Кириленко // Актуальш проблеми м1жнародних в1дносин: Зб1рник наукових праць. - 2001. - Вип. 26. - C. 67-74.

9. Дем'янишин, В. Г. Теоретична концептуал1зацш i практична реалiзацiя бюджетноï доктрини Украши: моног-рафш [Текст] / В. Г. Дем'янишин. - Т.: ТНЕУ, 2007. - 768 с.

10. Деркач, Н. И. Бюджет и бюджетный процесс на Украине [Текст] / Н. И. Деркач, Л. П. Гордеева. - Днепропетровск: Пороги, 1995. - 256 с.

11. Зварич, О. В. Середньострокове прогнозування доходш бюджету та !х взаемозв'язок з макроекономичними показниками [Текст] / О. В. Зварич // Фшанси Укра1ни. -2011. - № 8. - C. 59-75.

12. Лунина, I. О. Державт фшанси та реформування мижбюджетних видносин [Текст]: монографш / I. Лушна. -К.: Наук. думка, 2006. - 432 с.

13. Юрш, С. I. Бюджет, бюджетна доктрина та бю-джетна политика держави: сучасна парадигма, иманентний детермшзм, реали i перспективи. [Текст] / С. I. Юрш // Свит фiнансiв. - 2010. - № 4. - C. 7-27.

14. Бюджетний Кодекс Украши [Текст]. - К.: Аттика, 2015 - 124 с.

15. Податковий Кодекс Украши [Текст]. - К.: Аттика, 2015 - 362 с.

16. Гройсман, В. Децентралiзацiя влади. Реформа мисцевогосамоврядування [Електронний ресурс] / В. Гройсман. - Режим доступу: http://www.minregion.gov.ua/ attachments/content-attachments/3023/.pdf

17. Закон Украши «Про засади державно! регионально! полижи» вид 05.02.2015-№ 156-VIII [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://www.zakon2. ra-da.gov.ua/laws/show/156-19

18. Закон Украши «Про вшськово-цившьт адмшс-траци» вид 03.02.2015 р. [Електронний ресурс]. - Режим доступу: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/ snow/141-19

19. Блейкли, Е. Дж. Планування мисцевого розвитку [Текст] / Е. Дж. Блейкли. - Л.:Штопис, 2002. - 416 с.

20. Зайчикова, В. Фшансова региональна политика держави [Текст] / В. Зайчикова // Фшанси Украши. -2005. - № 6 - C. 29-35.

21. Децентрализация дасть регионам 45 мильярдив гривень. Яресько. - [Електронний ресурс] - Режим доступу: http://vestiua.com/ua/news/20150113/62942

22. Регюни Украши: проблеми и прюритетисощаль-но-економичного розвитку: монография [Текст] / за ред. З. С. Варналш. - К.: Знання Украши, 2005. - 498 с.

23. Коваленко, Л. О. Управлшня бюджетними ресурсами [Текст] / Л. О. Коваленко // Фшанси Украши. -2002. - № 12. - C. 51-56.

24. Крайник, О. П. Економичнийрозвитокрепону [Текст] / О. П. Крайник. - Л.: Лга-прес, 2002. - 294 c.

25. Ларис, Н. И. Региональная политика в странах с рыночной экономикой [Текст] / Н. И. Ларис, А. А. Кисель-ников. - М.: Экономика, 1998 - 384 с.

References

1. Afanasiev, M., Krivogov, Ik> (2006). Modernization of public Finance in Russia. Voprosy Ekonomiki (Issues of Economy), 9, 103-111.

2. Blankart, C. (2000). Public finances in a democracy. Kyiv: Lybid, 564.

3. Wagner, A. (1958). Three Extracts on Public Finance. N. J.: Macmillan, 332.

4. Rodionova, V. M. (1951). Controversial issues of the nature and functions of the Soviet Finance. Moscow: Finance and statistics, 444.

5. Sengachov, V. (2007). Fiscal policy and its role in ensuring economic growth. Voprosy jekonomiki, 5, 65-80.

6. Stiglic, Dzh. E. (1998). Economics of the public sector. Kyiv: Osnovi, 854.

7. Shvecov, Ju. (2005). Evolution of Russian fiscal federalism. Voprosy jekonomiki, 8, 76-83.

8. Andrushhenko, V. (2001). National scheme of fiscal federalism. Aktual'ni problemi mizhnarodnih vidnosin: Zbirnik naukovih prac'. Kyiv.: VPC «Kiïvs'kij universitet», 26, 67-74.

9. Dem'janishin, V. (2007). Theoretical conceptualization and practical implementation of the budget of the doctrine of Ukraine. Ternopol: TNEU, 768.

10. Derkach, N. I., Gordeeva, L. P. (1995). The Budget and the budget process in Ukraine. Dnepropetrovsk: Porogi, 256.

11. Zvarich, O. V. (2011). Medium-term forecasting revenues and their relationship with macroeconomic indicators. Finansy Ukrainy (Finance of Ukraine), 8, 59-75.

12. Lunina, I. O. (2006). Public finances and reform of intergovernmental relations: monograph. Kyiv: Naukova dumka, 432.

13. Yurii, S. I. (2010) Budget, budget and fiscal policy doctrine states: the current paradigm, immanent determinism, realities and prospects. World Finance, 4, 7-27.

14. Budget Code of Ukraine (2015). Kyiv: Attika, 124.

15. Tax Code of Ukraine (2015). Kyiv: Attika, 362.

16. Groisman, V. Decentralization of power. Local government reform. Available at: http://www.minregion. gov.ua/attachments/content-attachments/3023/.pdf

17. Law of Ukraine (2015). On principles of the state regional policy. Dated 05.02.2015. Available at: http://zakon2.rada.gov.ua/laws/snow/! 56-19

18. Law of Ukraine (2015). On civil-military administration. From 03.02.2015. Available at: http://zakon2. rada. gov.ua/laws/snow/141-19

19. Blejkli, E. Dzh. (2002). Planuvannja miscevogo rozvytku. Lviv: Litopys, 416.

20. Zajchikova, V. (2005). Financial regional policy of the state. FinansyUkrainy(Finance of Ukraine), 6, 29-35.

21. Decentralization will give the regions 45 billion. Available at: http://vestiua.com/ua/news/20150113/62942

22. Varnaliya, Z. S. (2005). Regionsof Ukraine: problems and priorities of socio-economic development. Kyiv: Knowledge of Ukraine, 498.

23. Kovalenko, L. O. (2002). Management of budgetary resources. Finansy Ukrainy (Finance of Ukraine), 12, 51-56.

24. Kraynyk, O. P. (2002). The economic development of the region: monograph. Lviv: League Press, 294.

25. Laris, N. I., Kisel'nikov, A. A. (1998). Regional policy in the countries with market economy. Moscow: Jekonomi-ka, 384.

Дата надходження рукопису 19.06.2015

Боголиб Татьяна Максимовна, доктор экономических наук, профессор, декан финансово-экономического факультета, ГВУЗ «Переяслав-Хмельницкий ГПУ имени Григория Сковороды», ул. Сухомлинского, 30, г. Переяслав-Хмельницкий, Киевская обл., Украина, 08401 E-mail: bogolib60@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.