ГЕИЕВА.М.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
В статье отражена проблема формирования сбалансированного социально-экономического развития и разработки государственной политики однородного регионального развития. В работе предложен алгоритм управления сбалансированным развитием региона и определены этапы достижения сбалансированности в региональном развитии. Обозначены направления повышения сбалансированности на основе финансово-институционального меха-низмаресурсного обеспечения экономики региона.
GEIEVA.M.
THEORETICAL FUNDAMENTALS OF THE STATE POLICY OF BALANCED DEVELOPMENT OF THE REGIONS
In the article is the problem of formation of a balanced socio-economic development and the development of a state policy of regional development. In the proposed algorithm of management of balanced development of the region and identified the steps to reach a balance in regional development. Marked directions of increase of the balance on the basis of financial and institutional resources for the economy of the region.
Ключевые слова: регион, сбалансированное развитие, социально-экономическая асимметрия, государственная политика регионального развития.
Keywords: region, balanced development, the socio-economic asymmetry, the state policy of regional development.
Процессы трансформации российской экономики и особенности их проявления в условиях пространственной организации экономики порождают разнонаправленность воздействия механизмов развития, проявляющуюся в усилении социально-экономических диспропорций в рамках единого регионального пространства. Традиционные методы управления социально-экономическим развитием регионов в условиях резких структурных изменений, вызванных переходом к рыночной системе хозяйствования и обострением конкуренции за ресурсы, показывают свою неэффективность и обусловливают необходимость формирования новой стратегии регионального роста, разработки новых инструментов, особенно тех, которые связаны с обеспечением сбалансированности региональной экономики.
Современное экономическое пространство России трудно назвать единым. Единство невозможно при резкой дифференциации регионов по типу центр - периферия по уровню экономического развития, которая с течением времени только увеличивается, что приводит к социально-экономической де-
градации отдельных частей страны. На сегодняшний день чрезмерное экономическое неравенство субъектов РФ становится самостоятельным фактором, сдерживающим рост валового продукта как на уровне региона, так и на макроуровне. Более того, в долгосрочном аспекте негативному влиянию подвергаются и темпы экономического роста. По оценкам зарубежных исследователей, цена избыточной экономической дифференциации субъектов РФ составляет потерю до 3% ВВП в год.
Несмотря на экономическую деструктивность чрезмерного регионального неравенства, государственная политика не стремится обеспечить экономически однородное развитие территории страны и упрямо продолжает придерживаться универсального подхода в отношении субъектов РФ, т.е. искусственная массовая дотационность регионов России обеспечивает территориальную целостность страны. Исключения составляют отдельные регионы, поддерживаемые в рамках федеральных целевых программ в силу того, что эти субъекты РФ имеют внутриполитическое и геополитическое значение (Чеченская Республика, Калининградская область, Курильские острова), либо на их территории осуществляются исключительные федеральные проекты (Владивосток-2012, Сочи-2014), либо они стоят на грани физического прекращения своего существования (например, Магаданская область). Реальных же инструментов, обеспечивающих селективный экономический подход к регионам и дающих им шанс на приближение к лидерам, не создано. Теория и практика свидетельствуют о том, что критическим является 2-кратный разрыв в значениях рассматриваемых параметров (душевой ВРП, заработная плата и т.д.). При неравенстве, превышающем означенное критическое значение, начинает проявляться повышенная психологическая чувствительность экономических агентов, отражающаяся на их поведении [3].
Наиболее остро отсутствие скоординированного стратегического управления сбалансированным региональным развитием проявляется в депрессивных территориях, характеризующихся низким значением социально-экономических факторов и условий, определяющих их способность и готовность к переходу на устойчивую сбалансированную траекторию развития. Это связано с тем, что общие проблемы развития и становления российской экономики в транзитивный период наложились на негативные социально-экономические, демографические и социально-психологические последствия реструктуризации угольной отрасли.
Поэтому сбалансированность следует рассматривать как стратегический ориентир эффективного управления развитием экономики региона, а не конкретно достижимый результат. В данном контексте ориентация на достижение целей сбалансированности развития региональной экономики предполагает формирование такой пространственной организации регионального воспроизводства, которая обеспечит доступ всех территориальных образований региона и их населения к источникам социально-экономического развития.
Поэтому формирование данной стратегии должно строиться на принципах, обеспечивающих создание институциональных условий для согласова-ния интересов и целей развития всех субъектов региональной экономики, их
доступ к источникам экономического роста, расширяющих полномочия и от -ветственность региональных властей в сфере управления сбалансированным развитием территории (в том числе через его ресурсное обеспечение), определяющих роль и место каждого муниципального образования в реализации стратегии сбалансированного регионального развития. В связи с этим важным моментом является соблюдение пропорциональности развития ключевых отраслей и сегментов экономики (добывающая и обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство, транспорт, сбыт и др.), и как следствие - снижение внутрирегиональной структурной асимметрии; обеспечение роста экономического потенциала региона за счет интеграции и более рационального совместного использования внутренних конкурентных ресурсов на основе расширения внутрирегионального взаимодействия субъектов хозяйствования (местных, региональных, национальных и глобальных корпораций); целевое регулирование в интересах достижения воспроизводственных пропорций ресурсных потоков в системе бюджетного финансирования, а также региональных рынков товаров, услуг, инвестиций.
Практическая реализация данных принципов находит отражение в содержании основных элементов управления сбалансированным развитием региона, представленном в виде алгоритма (см. рис. 1), и должно стать обязательных элементом государственной политики.
Рис. 1. Алгоритм управления сбалансированным развитием региона.
Государственная политика по обеспечению сбалансированного развития территории страны состоит из двух этапов (см. рис. 2). Этап 1 предусматривает механизм реализации государственной политики в части идентификации и преодоления экономической асимметрии между регионами в рамках федеральных округов. Этап 2 содержит программу действий по обеспечению экономически однородного развития регионов.
Выделение двух этапов является целесообразным, поскольку, во-первых, конечная цель государственной политики по обеспечению сбаланси-
рованного развития территории страны также разбивается на две задачи: преодоление чрезмерной экономической дифференциации между регионами и сглаживание выявленного экономического неравенства. Во-вторых, решение данных задач заключается в том, чтобы через реализуемый комплекс экономико-управленческих мероприятий экономическая асимметрия между регионами была не выше 2 раз.
Рис. 2. Этапы достижения сбалансированного развития регионов в рамках федеральных округов.
Соответственно на этапе 1 регионы тестируются на предмет наличия неприемлемого отставания от региона-лидера с помощью неравенства (1) и акцентируется внимание на проблемных территориях [1]:
урег/утах > 0,5, (1)
где урег - душевой ВРП в субъекте РФ рассматриваемого федерального округа или экономического района, утах - душевой ВРП в регионе-лидере по данному федеральному округу или экономическому району.
Сбалансированное региональное развитие может быть реализовано с использованием различных инвестиционных, институциональных, финансово-кредитных механизмов. Институционально пакет мер можно разделить на налоговые и неналоговые. Среди первых: льготы по НДС и другим федеральным налогам, учреждение свободной таможенной зоны, либерализация амортизационной политики. К нефискальным относятся такие механизмы, как объединение субъектов РФ, принятие в отношении того или иного региона федеральной целевой программы развития, предусматривающей федеральные инвестиции в экономику субъекта РФ, финансирование инвестиционных проектов из средств федерального бюджета и др.
В основе выбора тех или иных мер, а также степени их применения лежит предложение о целесообразности предоставления отстающему региону льготных условий для ведения бизнеса, пропорциональных масштабу отставания от лидера. Таким образом, за счет территориальных преференций, включающих региональную и окружную компоненту, в стране устанавливается дифференцированный по субъектам РФ инвестиционный режим.
Органы власти Муниципаль- Научные Образова- Организации
субъекта Феде- ные органы Бизнес организации тельные уч- инновационнои
рации власти реждения инфраструктуры
Виртуальный Центр поддержки развития отсталых территорий
Экономические рычаги
льготы по налогу на имущество предприятий, реализующих проекты модернизации производственных мощностей и технологий на отсталых (депрессивных) территориях; дифференцированные тарифы нэнергопот-ребление и воду
X
Источники финансирования
часть поступлении налога на имущество предприятий;
средства федеральных, региональных, отраслевых программ и проектов отраслевого финансирования; банковские кредиты; средства венчурных фондов; средства Фонда регионального развития и др.
/■ N
Фонд поддержки развития
V отсталых территории У
Инновационные проекты крупного бизнеса и научных организаций с вовлечением в их реализацию малого бизнеса на отсталых территориях
Территориально-производственный кластер
i чг 1 +
Согласование ин- Структурное обновление экономики Попол- Рост социально- Сбалансиро-
тересов субъектов нение бюджета экономического потенциала отсталых (депрес- ванность ре-сурсообеспече-
сивных) теппитопий нио ТРППНТП-
1 V 1 1 г 1
Сбалансированное развитие экономики региона
Рис. 3. Схема финансово-институционального механизма ресурсного обеспечения сбалансированного развития экономики региона [2].
С целью повышения эффективности государственной поддержки регионального развития в направлении повышения сбалансированности экономики региона Черновой O.A. предложен финансово-институциональный механизм ресурсного обеспечения стратегии сбалансированного развития региона на основе создания Фонда поддержки развития отсталых (депрессивных) территорий (см. рис. 3) [2]. Источником финансирования Фонда могут стать средства феде-ральных, региональных, отраслевых программ и проектов отраслевого финансирования, а также банковские кредиты и др. Для стимулирования обновления фондов и технологий предлагается предоставление льготы по налогу на имуще -ство предприятий, величина которой будет коррелировать с долей модернизированных производственных фондов. Кроме того, экономическим рычагом воздействия предложенного механизма станут дифференцированные в зависимо -сти от уровня социально-экономического развития территории тарифы на энер -гопотребление и воду ддя предприятий, реализующих проекты модернизации
производственных мощностей и технологий на отсталых (депрессивных) территориях.
Средства фонда должны распределяться на конкурсной основе и использоваться на реализацию инвестиционных проектов развития бизнеса, в том числе на основе интеграции с научными организациями и образовательными учре-ждениями путем создания и развития малых предприятий на отсталых (депрессивных) территориях. Коллегиальный орган управления средствами Фонда состоит из представителей органов власти субъекта Федерации, местных органов власти, учреждений образования, научных организаций, бизнеса, что позволит обеспечить скоординированное взаимодействие всех заинтересованных участников. Структурно-функциональной базой реализации данного механизма является виртуальный Центр поддержки развития отсталых (депрессивных) территорий, создаваемый в соответствии с Федеральной целевой программой «Электронная Россия» и обеспечивающий аккумулирование финансовых ресурсов и их распределение в направлении реализации инновационных проектов крупного бизнеса, образовательных учреждений и научных организаций с вовлечением экономико-ресурсного потенциала отсталых (депрессивных) территорий с целью установления рациональных пропорций в системе регионального воспроизводства.
Для повышения эффективности финансово-кредитного механизма регулирования сбалансированности развития экономики региона также предлагается: создание системы кредитования на льготных условиях инвестиционных проектов модернизации социальной и производственной инфраструктуры, реализуемых на отсталых (депрессивных) территориях, проектов молодых предпринимателей; развитие системы концессионных соглашений в сфере модернизации транспортной инфраструктуры, энерго- и водоснабжения; предоставление госзаказа организациям (предприятиям), привлекающим для его выполнения малый и средний бизнес отсталых (депрессивных) территорий (в т.ч. на условиях субподряда).
_Литература_
1. Гусев А.Б., Шилов М.А. Технологическая модернизация и сбалансированное развитие территории России // Капитал страны от 13.04.2009.
2. Чернова O.A. Сбалансированное развитие экономики региона: инновационно ориентированная стратегия управления: диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Ростов-на-Дону, 2010.
3. Шилов М.А. Искусственная дотационность регионов как залог единства России // Капитал страны от 27.01.2009.