СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
Все приведённые выше концепции взаимно дополняют друг друга, отражая возрастающую сложность как маркетинговых отношений, так и требований рынка (рис. 1).
В настоящий момент в интернет-маркетинге доминирует распределительная концепция, потенциал дальнейшего развития которой далеко не исчерпан. Практически ежегодно в Интернете появляются новые способы продвижения (социальные сети, блоги и т.д.) и связанные с ними целевые рынки. Опыт их использования ещё только не переходит от количества к качеству. Окончательный переход к доминированию институциональной концепции начнётся тогда, когда теория маркетинга абсорбирует накопленный участниками электронной коммерции опыт.
Поэтому основная задача теории интернет-маркетинга заключается в обобщении, классификации и анализе огромного количества фактического материала, связанного с формирующимися институтами электронной коммерции. Именно здесь сегодня сосредоточено ключевое направление развития не только интернет-маркетинга, но и всей теории маркетинга в целом.
Библиографический список
1. Котлер, Ф. Маркетинг-менеджмент / Ф. Котлер. — СПб. : Питер, 2011. - 816 с. - ВВК 978-5-459-00841-8.
2. Калинина, А. Э. Интернет-бизнес и электронная коммерция / А. Э. Калинина. — Волгоград : ВолГУ, 2004. — 148 с. — ВВК 5-85534-930-6.
3. Крымский, И. А. Проблемы и перспективы развития электронной экономики в России / И. А Крымский, К. В. Павлов.— Мурманск : Изд-во Кольского НЦ РАН, 2007. — 199 с. — ВВК 5-7029-0297-0.
4. Вирин, Ф. Ю. Интернет-маркетинг. Полный сборник практических инструментов / Ф. Ю. Вирин. — М. : Эксмо, 2010. — 224 с. — ВВК 978-5-699-42302-6.
5. Drucker, P. F. Management Tasks, Responsibilities Practices / P. F. Drucker. - New York і Truman Talley Books, 198В. -554 p. - ISBN 0-525-244В3-8.
В. Дойль, П. Маркетинг, ориентированный на стоимость / П. Дойль. - СПб. і Питер, 2001. - 480 с. - ISBN 5-318-0022В-9.
7. Калужский, М. Л. Практический маркетинг / М. Л. Калужский. - СПб. і Питер, 2012. - 172 с. - ISBN 978-5-45901214-9.
8. Жуджунь, Д. Феномен экономического развития Китая / Д. Жуджунь, М. М. Ковалев, В. В. Новик. - Мн. і БГУ, 2008. -44В с. - ISBN 978-985-47В-В25-В.
9. Chen, Y., Hui, D., Seong, J. Click by click! How consumers are changing China's e-commerce land-scape. / Consumer and Shopper Insights / Y. Chen and others. - McKinsey & Company, July 2012. [Электронный ресурс] - Режим доступаі http^/ csi.mckinsey.com/knowledge_by_topic/digital_consumer (дата обращенияі 30.10.12012).
10. Alleman, J., Rappoport, P. The future of communications in Next Generation Networks. The unsus-tainability of access competition / J. Alleman and others / Document FoV/02, January 2007. - Geneva: ITU, 2007. - 2В p.
11. Коуз, Р. Фирма, рынок и право / Р. Коуз. - М. і Новое изд-во, 2007. - 224 с. - ISBN 978-5-98379-087-2.
12. Котлер, Ф. 300 ключевых вопросов маркетингаі отвечает Филип Котлер / Ф. Котлер. - М. і ЗАО «Олимп-Бизнес», 200В. - 222 с. - ISBN 5-9В93-0077-2.
13. Кристофер, М. Маркетинговая логистика / М. Кристофер, Х. Пэк. - М. і Технологии, 2005. - 200 с. - ISBN 594833-012-5.
КАЛУЖСКИЙ Михаил Леонидович, кандидат философских наук, доцент (Россия), доцент кафедры «Организация и управление наукоёмкими производствами».
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 01.11.2012 г.
© М. Л. Калужский
УДК 338242 Н. В. РЫСАК
КОНЦЕПЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ В КОНТЕКСТЕ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ_____________________________________________
В статье показано развитие концепций государственного регулирования, выделены их сущностные характеристики. Отражены процессы активного поиска и обоснования новых подходов к государственному регулированию в изменяющихся хозяйственных условиях.
Ключевые слова: государственное регулирование, планово-организационные подходы, концепции пространственного развития экономики, государство в постиндустриа^ной экономике.
Развитие экономической науки отражает имманентную связь между практикой хозяйственных изменений и их теоретическим осмыслением. Интерес к вопросам государственного регулирования периодически возрастает под влиянием социальноэкономических и историко-политических обстоятельств, реализуясь в поиске новых подходов и инструментов государственного участия в экономике.
Наиболее активно исследования получают развитие в ХХ веке, формируясь как отклик на возросшую скорость хозяйственных процессов, технико-технологических и структурных сдвигов в условиях «восходящего» тренда НТП, изменений институционального контекста. Интенсивный научный поиск наблюдается именно в «переломные» моменты экономической истории — периоды хозяйственных транс-
формаций и масштабного реформирования, когда проблемы эффективного государственного регулирования особо актуализированы. Исходя из этой посылки, мы выделили четыре направления (блока) исследований: I блок объединил концепции середины 1920-х — конца 1930-х годов, нацеленные на выработку новых подходов к макрорегулированию, народнохозяйственному планированию, реализацию масштабных инфраструктурных и отраслевых проектов. II блок (1960-е — 1970-е) охватил проблемы эффективного пространственного размещения хозяйства и развития промышленных комплексов. В границах III блока (1980-е гг.) исследовательский ракурс переместился в сферу создания государством условий и предпосылок развития среднего и малого бизнеса, активизации инновационных процессов. Формирование IV блока концепций госрегулирова-ния (с 1992 г. по настоящее время) основывается на осознании новой роли государства при переходе к постиндустриальной (информационной) экономике (табл. 1).
I блок. Концепции макрорегулирования. Зарождение этих концепций пришлось на период становления капиталистических отношений и демократических свобод Западной Европы, отразившись в идеях «воспитательного протекционизма» и реформирования, развившихся в германской исторической школе. Вместе с тем становление и теоретическое оформление концепций госрегулирования происходит в ХХ веке, когда в конце 1920-х гг. в системе мирового хозяйства впервые масштабно проявилось действие стихийных рыночных сил, вызвавших глубокие экономические кризисы, и, одновременно с этим, на примере отдельных стран (СССР и Германии) обнаружилось преимущество методов прямого государственного регулирования. На фоне «Великой депрессии», охватившей в этот период ведущие западные державы, советская экономика демонстрировала высокие темпы роста — по разным оценкам, от 3 до 6%, вступив в фазу активного планомерного создания нового ТЭУ на основе обобществленной собственности на недра, землю, средства производства, централизованного принятия решений, планирования, регулирования и контроля. Аналогичным образом с начала 1930-х проявляет себя экономика Германии, которая, путем активного использования планово-рыночных инструментов, прямой и косвенной государственной поддержки отдельных отраслей и секторов хозяйства (главным образом, оборонного), быстро вышла из кризиса и начала наращивать свой потенциал. Демонстрируя значительные организационные преимущества, обе страны обнаруживали крупные недостатки в сфере демократических прав и свобод своих граждан, что было неприемлемо для государств с развитой демократией; этот фактор являлся своеобразным «барьером» в заимствовании успешных практик, что обостряло актуальность формирования подходов к эффективному государственному регулированию в других странах. Блестящее решение было предложено Дж. М. Кейнсом, который впервые показал, что в капиталистической системе хозяйствования отсутствуют внутренние силы к достижению докризисного уровня производства и занятости, обосновал необходимость использования механизмов государственного регулирования денежно-кредитной и социальной сфер, был одним из основных разработчиков нового механизма и институтов регулирования международных экономических отношений (принципов Бреттон-Вудской системы). Вклад Дж. М. Кейнса также заключался в
провозглашении им особой роли и ответственности как государства, так и экономической науки за решение проблем социально-экономического развития.
В этот же период в рамках институционального направления развиваются технократический и социально-правовой подходы (Дж. Гэлбрейт, Дж. Коммонс), обосновывающие применение институционально-организационных регуляторов в хозяйственных отношениях. Роль государства сводится к созданию правовых условий для хозяйственной деятельности, «смягчению» конкуренции в корпоративном секторе и контролю над социальными проблемами.
Особое место в разработке концепций государственного регулирования принадлежит советской экономической школе периода 1925— 1934 гг. В ходе развернувшейся научной дискуссии, участниками которой выступили В. А. Базаров, А. А. Богданов, Н. И. Бухарин, Н. Д. Кондратьев, Е. А. Преображенский, Г. А. Фельдман, А. В. Чаянов, Л. Н. Юровский, обосновывались методы планирования и управления народным хозяйством в условиях технологических, структурных и финансовых ограничений. Так, в концепции социально ориентированного «многоукладного социализма», развитой в работах Н. И. Бухарина и А. В. Чаянова, акцентировалось первоочередное, но постепенное решение «крестьянского вопроса». Организационной основой развития села призвана была выступить сельхозкооперация, охватывавшая 85 — 90 % крестьян, накопленные в ней ресурсы виделись основным финансовым источником масштабных хозяйственных преобразований. Роль государства сводилась к перераспределению этих средств в промышленный сектор в процессе индустриализации. Выстраивалась логическая цепочка: создание благоприятных условий вызовет рост доходов и сбережений, «всплеск» покупательной способности, что увеличит емкость внутреннего рынка. Рост платежеспособного спроса первоначально будет удовлетворяться импортом, затем государство создаст собственное машиностроение, главным образом, сельскохозяйственное в секторах высокого спроса. В процессе научных дискуссий о роли государства А. В. Чаянов предложил ввести в оборот термин «моральная экономика», отражающий необходимость для государства соблюдать интересы своих граждан, и особенно крестьянства. Нетривиальный подход к определению новой роли государства предложил Е. А. Преображенский. Его концепция ускоренной индустриализации, реализованная на практике в сталинскую эпоху, опиралась на приоритетное развитие тяжелой промышленности. Для государства обосновывалась необходимость выбора приоритетов инвестирования с учетом циклической природы производства, строительства и структурных сдвигов: «инвестировать ... сперва в тяжелую промышленность, а затем в легкую, пищевую и другие отрасли производства «второго подразделения». Одновременно . вкладывать средства в расширение энергетики, транспорта, связи.» [1, с. 544]. Обосновывалась необходимость комплексного проведения хозяйственных преобразований — через развитие промышленного сектора и инфраструктуры, которые активизируют развитие других секторов. Важнейшим организационно-экономическим механизмом государства призван был выступить перераспределительный, действие которого основывалось на диспаритете цен промышленной и сельскохозяйственной продукции. Проблемы промышленно-структурной политики в постановках Л. Юровского предполагалось решать с использованием инструментов
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
Сущностные признаки Концепции советской / российской экономической школы Западные течения экономической мысли
I блок. 1925-1940 гг. (в основе — планирование макропараметров)
Эволюционные Циклические Организационные Кейнсианство Институционализм
1. Основоположники Н. И. Бухарин, А. В. Чаянов Н. Кондратьев, Е. Преображенский, Г. Фельдман А. Богданов Г. М. Кржижановский Дж. М. Кейнс Дж. Коммонс, позднее, в 1950-е — Дж. Гэлбрейт
2. Объекты исследования Планово-рыночные отношения Экономические механизмы циклических изменений Организационные механизмы государства и экономики Денежная масса, совокупный спрос, занятость, колебания экономической конъюнктуры Взаимодействия и контракты на рынке труда, в социальной сфере
3. Метод Диалектический Экономико- математические Структуро- логический Критический анализ классицизма Институцио-нально-правовой анализ
4. Сущностные основы М ногоукладный социализм, «моральная экономика» Восходящая динамика экономических циклов Преодоление организационных кризисов на научной основе В рамках «денежной» теории производства обоснована роль мультипликатора инвестиций Примирение экономических противоречий, уравновешивание сил бизнеса, правительства и профсоюзов
5. Отличительные особенности Регулирование решений по «крестьянскому вопросу» в ходе индустриализации Регулирование распределения ресурсов, создание механизмов развития промышленности Опора на государство и его организационные механизмы Государственное регулирование денежной массы, поддержание устойчивого уровня зарплат, совокупного спроса, инвестиций и занятости Регулирование отношений между трудом и крупным капиталом на основе социальных контрактов
II блок. 1960-1970 гг. (в основе — пространственное развитие экономики)
Концепция ТПК Концепция народно- хозяйственного прогнозирования Концепция «СОФЭ» Концепция «полюсов роста» Концепция «центр-периферия»
1. Основоположники Н. Колосовский В. Немчинов Н. П.Федоренко С. С. Шаталин Ф. Перу, Ж. Будвиль Дж. Фридман, Им. Валлерстайн
2. Объекты исследования Энергопроизводственные циклы (ЭПЦ) Совокупность отраслей народного хозяйства Экономика как сложная иерархическая система Макроединицы экономики Функциональнопроизводственные структуры (ФПС)
3. Метод Программно-целевой Балансовый, экономико- математический Экономико- математическое моделирование Институционально-социологический анализ Институционально- пространственный анализ
4. Сущностные основы Освоение хозяйственного пространства страны через систему ТПК Отход от основ централизованного директивного планирования Развитие через нахождение единой целевой функции Развитие через государственную поддержку «точек роста» Развитие через диффузию инноваций
5. Отличительные особенности Комплексное регулирование развития территорий и отраслей Регулирование для достижения сбалансированного развития Регулирование в целях достижения оптимального уровня производства Регулирование инновационно- ориентированного развития Регулирование аллокации ресурсов и размещения ФПС
III блок. 1980-е гг. (в основе - активизация деятельности хозяйствующих субъектов)
Концепции перестроечной экономики Концепция многоуровневой экономики Экономика предложения Теория общественного выбора
1. Основоположники А. Сергеев С. Шаталин Л. Абалкин Ю. Яременко А. Лаффер Дж. Бьюкенен
2. Объекты исследования Админист- ративно- командная система социализма Рынок и рыночные отношения Хозяйственная система в целом Уровни хозяйственной системы; качественные и массовые ресурсы Факторы производства, бюджетная политика Политические институты, трансакционные издержки
3. Метод Марксист- ский детерминизм Рыночный фундамен- тализм Синтетический Экономико- математический Эмпирическая оценка Институциональный анализ
4. Сущностные основы Сохранение администра- тивного давления, торможение частной инициативы Ломка сложившихся структур и отношений приватизация Синтез элементов плана и рынка на основе программ развития Планомерное сбалансированное развитие, смена приоритетов в распределении ресурсов по уровням хозяйственной системы Снижение налогового давления на бизнес, содействие развитию частной инициативы Разделение функций государства защищающего (арбитра) и государства производящие
5. Отличительные особенности Консерватизм Радикальные изменения в хозяйств. системе Постепенный переход к смешанной экономике Выявлены эффекты компенсации и замещения Политика расширения предложения, акцент на самозанятости Учет действия политических институтов как фактора экономического роста
IV блок. С 1992 г. - по настоящее время (госрегулирование в условиях переходной и постиндустриальной экономик)
Концепции переходной экономики Теории постиндустриальной (информационной) экономики
1. Основоположники Е. Гайдар, В. Мау Д. Белл, П. Друкер, М. Кастельс, Э. Тоффлер, В. Иноземцев
2. Объекты исследования Рынок, рыночные отношения Экономика, общество и человек в период становления шестого ТЭУ
3. Метод Заимствование идей «вашингтонского консенсуса» Системный анализ тенденций экономического и социально-политического развития
4. Сущностные основы Фактический уход государства из экономики Содействие развитию высокотехнологичных отраслей, решение социальных и экологических проблем, интеллектуализация и социализация хозяйственной деятельности
5. Отличительные особенности Непонимание действия механизмов госрегулирования, недооценка вызовов и угроз развития, отторжение советского наследия Создание государством предпосылок для раскрытия человеческого, в т.ч. духовного потенциала, формирование механизмов устойчивого инновационно-ориентированного развития, социальная детерминация хозяйственной жизни
государственного планирования и управления, «нормализации» денежного обращения. В противном случае, без учета «объективной (рыночной) системы цен», ход и результаты преобразований неизбежно будут «затушевываться несовершенством денежной системы» [1, с. 691]. Генетико-телеологический метод В. А. Базарова позволил обосновать способность социалистической хозяйственной системы к многовариантному развитию, «бескризисному расширенному воспроизводству» на основе обеспечиваемой государством согласованности «между генетическими установками и целевыми заданиями» на всех хозяйственных уровнях. В противовес «поверхностной индустриальной экспансии» были предложены идеи эволюционного развития и создания смешанной системы частного и государственного инвестирования. В ином ключе развил модель «техногенного роста» Г. А. Фельдман, выделив специфические взаимосвязи в структуре народного хозяйства в период развертывания индустриальных преобразований. Показав пропорциональную зависимость между технико-технологическим развитием и темпами экономического роста, он обосновал необходимость проведения государством планомерной структурной политики.
В этот период активно развиваются организационные подходы, на практике воплощенные в создании систем ГОЭЛРО и экономического районирования (разрабатывались под руководством Г. М. Кржижановского), в теории — в положениях организационной науки А. А. Богданова, отразившей «принципиально новую точку зрения» на роль государства, для которого обосновывалась необходимость, как минимум, преодоления и, как максимум, предотвра-
щения организационных противоречий и кризисов. Роль и функции государства сводятся к формированию «тектологического механизма», защищающего «от внешних воздействий» и поддерживающего «внутренние связи», и созданию новых организационных форм [2, с. 128]. Тектологическую (организационную) задачу государства Богданов видел в «стройном соединении» всей системы «рабочих сил общества ... в один коллектив», их точной скоординированности «со всей наличной суммой производительных сил. и суммой идей, господствующих в социальной среде» [2, с. 106]. Решить такую задачу предполагалось на основе «всего организационного опыта, накопленного человечеством» и «строгой научной планомерности». В свою очередь, в идеях «социально-экономической генетики» Н. Д. Кондратьева просматривался эволюционно-циклический подход к государственному регулированию и нахождению инструментов обеспечения «сбалансированного планомерного роста» [3, с. 63]. Н. Д. Кондратьев акцентировал внимание на необходимость научнообоснованного планирования как неотъемлемую часть государственного регулирования экономики, предупреждая об искушении волюнтаризмом. Государственное регулирование призвано было в различной степени присутствовать на разных стадиях экономического цикла, проявляясь в регулировании цен и ставок банковского процента, создании социально-политических и организационных условий труда и производства.
Следует отметить, что все выдающиеся теоретики этого периода были единодушны в необходимости широкого использования инструментов государственного регулирования, синтеза науки и практики в
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013
применении плановых методов и организационных подходов: «Чем организованней государственное хозяйство, чем тесней связаны его отдельные звенья оперативным, хозяйственным планом, чем более оно представляет из себя компактное экономическое целое, . тем больше его активное влияние на законы товарного производства, тем больше оно. превращается в важнейший элемент закономерности во всем хозяйстве, в том числе и частном» [1, с. 555].
Начавшаяся с 1928 г. политическая травля ведущих советских ученых привела к свертыванию глубоких теоретических исследований, консервации и догматизму подходов в экономической науке на несколько десятилетий.
II блок — концепции пространственного развития. Новый виток в развитии теорий государственного регулирования экономики пришелся на 1960-е — 1970-е гг. и был вызван остротой проблем пространственного развития экономики (табл. 1). В этот период формируются подходы, объясняющие дифференциацию в развитии регионов и предлагающие инструменты повышения эффективности их функционирования на основе межотраслевых взаимодействий. В западной экономической науке возникают концепции «полюсов роста» и «центра — периферии». Авторы первой — французские институционалисты-социологи Ф. Перру, Ж. Будвиль, обосновали и предложили применить в системе государственного регулирования эффективные способы организации хозяйственного пространства, инструменты индикативного планирования и контроля над развитием регионов. Основоположники второй — американские ученые Дж. Фридман, Им. Валлерстайн выявили центропериферичный характер современного мироустройства и обосновали возросшую роль государственного регулирования. В частности, ими проводилась мысль, что возрастание асимметрии хозяйственного пространства вызвано влиянием стихийных рыночных сил — процессами международного разделения труда, активными действиями ТНК, неспособностью проводимой государствами экономической политики противостоять им, что требует выработки новых, более продуктивных инструментов государственного участия в экономике. Параллельно С. Р. Деннисон, Э. Гувер исследовал роль государства в повышении эффективности пространственной организации экономики и акцентировали внимание на необходимости регулирования процессов размещения функционально-производственных структур.
Подобные вопросы решались в этот период и в исследованиях советских экономистов: в концепциях территориально-производственных комплексов (в последующем — теория программно-целевых ТПК), народнохозяйственного прогнозирования, оптимального функционирования экономики (СОФЭ), которые развились с широким применением методов экономико-математического моделирования. Общими для этих концепций были идеи построения новой модели хозяйственного механизма, основанного на планово-рыночных комбинациях и хозрасчете; рассмотрение экономики как сложной иерархической системы и признание невозможности эффективного централизованного планирования; необходимость снижения давления административных рычагов и широкое использование товарноденежных отношений и экономических стимулов. В границах достигнутого экономикой СССР четвертого технико-экономического уклада предлагалось предоставить предприятиям большую хозяйствен-
ную самостоятельность в выборе поставщиков, проведении ассортиментной и ценовой политики, активизировать конкурентную борьбу за качество и заказы. В отличие от западных концепций, идеи которых были использованы на практике, в Советском Союзе передовые идеи концепций СОФЭ и научно-обоснованного прогнозирования народнохозяйственного развития, были отброшены; на практике была воплощена только концепция ТПК, весьма существенно отличаясь от своего первоначального замысла тяготением к административным инструментам воздействия.
Основу III блока составили идеи активизации и инноватизации хозяйственной деятельности, развившиеся в 1980-е годы в русле либеральных теорий: экономики предложения, рациональных ожиданий и общественного выбора — на Западе, и концепциях «перестроечной» и «многоуровневой» экономики в СССР. Длительные периоды стагфляции на Западе и «застоя» в СССР вызвали фактически одновременный поиск адекватных инструментов государственного регулирования, способных, с одной стороны, сдерживать безработицу и инфляцию (в экономике СССР присутствовавших в скрытой форме), с другой — активизировать и в полной мере задействовать предпринимательскую инициативу и потенциал мелких хозяйствующих субъектов. Так, основоположники концепций экономики предложения и рациональных ожиданий, продолжая традиции неоклассицизма, делали акцент на умеренно-либеральной роли государства в экономике: регулировании денежно-кредитной сферы, обеспечении роста инвестиций, снижении налогового давления, стимулировании производства. Исследования, проводимые в рамках концепции общественного выбора, показали связь между стабильностью и эффективностью политических институтов, с одной стороны, и уровнем инвестирования, качеством хозяйственных отношений, механизмов исполнения контрактов, с другой. В свою очередь, в советской экономической школе в 1980-е гг. возобладали идеи перехода к новому типу взаимоотношений между государством, экономикой и обществом на основе постепенной либерализации хозяйственной среды. Созданная система «многоуровневой экономики» с качественно неоднородными хозяйственными звеньями и используемыми ресурсами, требовала кардинальных «сквозных» изменений, начать которые предполагалось с пересмотра «сложившейся системы приоритетов».
IV блок (1992 г. — по настоящее время) объединяет концепции, обосновывающие новую роль государства при переходе к постиндустриальной (информационной) экономике. На развитие этих концепций в значительной мере повлияли переломные историкополитические трансформации 1990-х — «развал» СССР и блока стран СЭВ, расширение ЕС, становление нового формата международных экономических и финансовых отношений, кризисы 1998-го и 2008-го годов. В настоящее время в условиях финансовой неопределенности и действия наднациональных регуляторов, нарастания противоречий глобализации-регионализации, осуществляется поиск новой парадигмы госрегулирования, одним из перспективных направлений которого видится сис-темно-синергийный подход, основанный на принципах самоорганизации, ситуационного реагирования, интерактивного контроля.
Сказанное позволяет заключить, что поиск эффективных механизмов и инструментов государственного регулирования на современном этапе хо-
зяйственных изменений продолжается. Преодоление ограничений развития и переход к инновационной модели состоится только при активном участии государства, в основе которого — знание теории и практики государственного регулирования экономики.
Библиографический список
1. Мировая экономическая мысль. Сквозь призму веков. В 5 т. Т III. Эпоха социальных переломов / Отв. ред. А. Г. Ху-докормов. — М. : Мысль, 2005. — 890 с.
2. Богданов, А. А. Тектология (Всеобщая организационная наука). В 2 кн. Кн. 2 / А. А. Богданов / Редкол. Л. И. Абалкин
(отв. ред.) и др. / Отд-ние экономики АН СССР. Ин-т экономики АН СССР. — М. : Экономика, 1989. — 351 с.
3. Кондратьев, Н. Д. Проблемы экономической динамики / Н. Д. Кондратьев / Под. ред. Л. И. Абалкина (отв. ред.) и др. —
М. : Экономика, 1989. — 526 с.
РЫСАК Наталья Владиславовна, кандидат экономических наук, доцент (Россия).
Адрес для переписки: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.08.2012 г.
© Н. В. Рысак
УДК 331.108 Е. В. ЯКОВЛЕВА
Н. Ю. КАМОЛОВА
Омский государственный технический университет
ПОВЫШЕНИЕ
ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ РЕСУРСОВ ПРЕДПРИЯТИЙ
РЫБОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ г. ОМСКА: КЛАССИФИКАЦИЯ ФАКТОРНОГО ВЛИЯНИЯ_________________________________
Представлены результаты исследования, направленного на выявление и классификацию факторного влияния на эффективность использования человеческих ресурсов предприятий рыбоперерабатывающей промышленности г. Омска.
Ключевые слова: человеческие ресурсы, факторное влияние, эффективность использования, рыбоперерабатывающая промышленность.
Человеческие ресурсы являются достаточно уникальными в ряду остальных видов экономических ресурсов. Термин «человеческие ресурсы» стал достаточно широко применяться в экономической науке с середины 80-х годов прошлого столетия для выражения нового взгляда на роль человека в современном производстве. Данный подход позволяет рассматривать человека шире, чем рабочую силу (носителя трудового ресурса), что является более характерным для современной экономики с существенной долей развития по интенсивному типу.
Человеческие ресурсы (от фр. Гв880ГСе — резервы, запасы) количественно характеризуются численностью экономически активного и занятого населения. Их качественным измерением является человеческий потенциал, характеризуемый человеческими компетенциями, опытом, интеллектом, способностями к постоянному совершенствованию и развитию. Человеческие ресурсы предприятия определяют как совокупность работников различных профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный
состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу, связанную как с основной, так и неосновной его деятельностью [1, с. 78].
Человеческие ресурсы становятся стратегическими ресурсами организаций, превращаясь скорее в активы, чем издержки, возрастает важность инвестирования в развитие человеческих ресурсов с их последующей капитализацией и получением максимального эффекта от этих вложений. Современные хозяйствующие субъекты сталкиваются с проблемой проведения системных изменений в области управления человеческими ресурсами. Конкурентоспособное предприятие стремится максимально эффективно использовать возможности сотрудников, создавая все условия для наиболее полной отдачи и интенсивного развития их трудового потенциала.
Рыбоперерабатывающая промышленность относится к одной из важнейших отраслей современной пищевой индустрии, в которой перерабатываются значительные объемы сырья. При этом при разделке рыбы образуется большое количество побочных продуктов весьма высокого качества (икра, головы,
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ