Научная статья на тему 'Государственное регулирование национальной экономики: типы и особенности'

Государственное регулирование национальной экономики: типы и особенности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1668
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА / ТИП / ПОТЕНЦИАЛ / ФОРМА / МЕХАНИЗМ / GOVERNMENT / REGULATION / ECONOMY / TYPE / POTENTIAL / FORM / MECHANISM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Герасин Александр Николаевич, Мезяков Юрий Анатольевич

В статье рассмотрены типы государственного регулирования экономики, их интегрированная составляющая, а также проанализированы особенности их использования в зависимости от внешних и внутренних факторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GOVERNMENT REGULATION OF NATIONAL ECONOMY: TYPES AND FEATURES

The work considers types of government regulation of economy, their integrated constituent, and analyzes their particular features in application depending on the external and internal factors.

Текст научной работы на тему «Государственное регулирование национальной экономики: типы и особенности»

II. ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ

12. ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАРКЕТИНГ,

МЕНЕДЖМЕНТ

12.1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ: ТИПЫ И ОСОБЕННОСТИ

Герасин Александр Николаевич, д.э.н., профессор, ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет» кафедра экономики и планирования в организации

Мезяков Юрий Анатольевич, соискатель, ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»

Аннотация. В статье рассмотрены типы государственного регулирования экономики, их интегрированная составляющая, а также проанализированы особенности их использования в зависимости от внешних и внутренних факторов.

Ключевые слова: государство, регулирование, экономика, тип, потенциал, форма, механизм

GOVERNMENT REGULATION OF NATIONAL ECONOMY: TYPES AND FEATURES

Alexander N. Gerasin, Doctor of Economics, Professor, Head of Economics and Organizational Planning Department, Moscow State Industrial University

Yuri A. Mezyakov, Candidate for a degree, Moscow State Industrial University

Annotation: The work considers types of government regulation of economy, their integrated constituent, and analyzes their particular features in application depending on the external and internal factors.

Keywords: government, regulation, economy, type, potential, form, mechanism

Государственное регулирование национальной экономики в его широком значении, т.е. в смысле воздействия государства различными методами на ее функционирование и развитие, предопределяется качественными и количественными параметрами ее интегрированного экономического потенциала, а, также характером ее задействованности в системе мирового хозяйства.

Последнее непосредственно связано с особым видом интегрированного экономического потенциала страны, а именно, ее внешнеэкономическим потенциалом.

При всем этом могут иметь место различные типы государственного регулирования национальной экономики, различающиеся по глубине и масштабам воздействия на ее развитие, что позволяет говорить о различных по своей сущности, а не только по методам, формам и механизмам, типах воздействия государства на народное хозяйство страны.

Этому соответствуют существенные различия места, роли и функций государственного регулирования экономики в системе общественного воспроизводства, осуществляемого в общенациональных масштабах.

В табл. 1 представлена матрица объективной предопределенности типа государственного регулирования народного хозяйства страны в зависимости от ее интегрированного экономического потенциала и задействованности в системе мирового хозяйства.

В основу построения этой матрицы положено следующее.

Можно выделить пять типов государственного регулирования национальной экономики:

Тип 1 - ограниченность регулирования национальной экономики формированием правового (исключительно в законодательной форме) пространства экономической (производственно-хозяйственной и коммерческой) деятельности. Этому типу соответствует концепция неоконсерваторов о превращении государства в «ночного сторожа», при ограничении его воздействия на экономику действиями только в области

1

ее законодательного регулирования.

Тип 2 - наряду с законодательным регулированием экономики, на государство возлагается задача регулирования ее основных монетарных параметров на макроуровне (денежной массы, резервов коммерческих банков и процента за кредит, уровня инфляции, валютного курса, бюджетного дефицита, предельной величины заимствований государством и его внешнего и внутреннего долга, при предельно возможной минимизации налогов и расходов государственного бюджета и

др.).2

Тип 3 - регулирование национальной экономики с включением в него всех элементов, свойственным 1му и 2-му типам, также с позиции решения стоящих перед страной социальных и экологических задач,3 круг и масштабы которых могут широко дифференцироваться по различным странам и на разных этапах их социально-экономического развития.

Тип 4 - применение всего спектра мер государственного воздействия на национальную экономику, с активным применением стратегического планирования, программирования, государственного финансирования науки, образования, ключевых инвестиционных проектов в сфере интеллектуального и материального производства (особенно при строительстве объектов инфраструктуры), государственных заказов и пр., а также при действенной поддержке системного порядка национальных производителей. Данный тип характерен для современной интегрированной экономики, он со-

1 Hayek F. Capitalism and the Historians. - Chicago: 1954; Селиг-мен Б. Основные течения современной экономической мысли /Пер. с англ. - М.: Прогресс, 1968. - С. 202 - 233.

2 Гайдар Е. Современный экономический рост и стратегические перспективы социально-экономического развития России. - М.: ИЭПП, 2003.

3 Ведута Е.Н. Государственные экономические стратегии. - М.: Деловая книга, 1998; Государственное регулирование рыночной экономики /Авт. колл. под ред. Видяпина В.И. - М.: Экономическая литература, 2002.

ответствует в наибольшей степени интегрированному экономическому потенциалу России на данном этапе ее исторического развития.

Тип 5 - мобилизационный характер государственного воздействия на национальную экономику, когда все ее ресурсы мобилизуются в максимально возможной степени, в том числе и методом принуждения со стороны государства, и концентрируются на решении неотъемлемых задач, связанных с выживанием страны в чрезвычайных обстоятельствах.

Мобилизационный тип госрегулирования характерен для таких периодов истории страны, когда она повергается военной угрозе, агрессии или когда ее экономика находится в состоянии развала и т.п.

В будущем, в связи с нарастанием мирового экономического кризиса, многие страны, возможно, будут вынуждены перейти к государственному регулированию национальной экономики по мобилизационному типу с целью противодействия экологической катастрофе. Также в будущем и нельзя будет исключить возможности межгосударственного регулирования мировой экономики по мобилизационному типу в качестве противодействия общепланетарному экологическому кризису, несущему угрозу самому существованию человеческой цивилизации.5

Очевидно, что в рамках определенных выше пяти основополагающих типов государственного регулирования национальной экономики могут быть свои варианты с весьма существенными особенностями, отражающими особенность той или иной страны.

В матрице, представленной в табл. 1, выделены три основных типа интегрированного экономического потенциала страны.

Тип 1 - самодостаточный интегрированный потенциал национальной экономики.

Данный тип характеризуется ее полной, или почти полной самодостаточностью. Это означает, что национальная экономика способна целиком и полностью обеспечить достаточно высокий жизненный уровень народонаселения, а также может успешно развиваться в духовно-культурном и научно-техническом отношении, а также обеспечивать свою обороноспособность исключительно за счет своих собственных ресурсов.

Потенциал данного типа в наиболее полной мере присущ России. В свою очередь; некоторые другие страны, например, США, могут трансформировать свой интегрированный потенциал в потенциал 1-го типа, но это потребует самой коренной реструктуризации народного хозяйства страны.

Наличие 1-го типа интегрированного экономического потенциала не означает, что стране следует проводить политику экономического изоляционизма. Напротив, активное подключение экономики страны к системе международного разделения труда способно еще более усилить преимущества потенциала 1-го типа.

Однако, в случае искусственной изоляции страны из вне, страна с потенциалом 1-го типа сможет самостоятельно обеспечить благоденствие своего народа и при этом успешно развиваться в русле мировой человеческой цивилизации, причем по ряду направлений и параметров опережая все другие страны мира.

Тип 2 - интегрированный потенциал национальной экономики, не обладающий самодостаточностью, а потому предполагающий в качестве обязательного условия обеспечения достаточно высокого уровня жизни населения и возможностей успешного развития в научно-технической, социально-экономической, духовно-

4 Вознесенский Н.А. Экономика СССР в период отечественной войны. - М.: ОТИЗ, 1998.

5 Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Экологический вызов и ус-

тойчивое развитие. - М., 2000.

культурной сферах интеграцию народного хозяйства страны с системой мирового хозяйства, но обязательно таким образом, что экономика данной страны играет в мировой экономике не пассивную, а активную роль, оказывая на последнюю весьма значительно воздействие.

Таблица 1

Типы интегрированного экономического потенциала страны и задействованности национальной экономики в системе мирового хозяйства Типы интегрированного экономииче-ского потенциала страны Типы задейство-ванности национальной экономики в системе мирового хозяйства

1. Самодостаточный интегрированный потенциал 0 л -и лиа им ио нц од ей ет он тпо нви 1! І ї * 1 Ї 5 Ї ав меи ан о ин оир на ри ада г ал 8 чЗ 1 53 * & од 3. Интегрированный потенциал с преобладанием пассивной доминанты 1. Сильная задействованность в качестве активного участника Ф 5 ьк ьт ин сн от он с нн сач ач в у оо вг вт он £ 1 йдеа исс за сап 11 ьт лс и се иС еч . а сч * 3. Ориентация на сильную задействованность в качестве активного участника 4. Слабая задействованность

Тип государственного регулирования экономики 1. Ограниченность регулирования правовым про-странст-вом хозяйст- венной деятельно- сти - - + - + - -

2. Регулирование макроэкономических монетарных параметров - - + - + - -

3. Регулирование экономики с позиций социальной сферы и экологии - + + + + - -

4. Применение всего спектра мер государственного регулирования экономики при активной поддержке наци- ональных производи- телей + + - - - + +

5. Мобилизационный характер государст-ве-нного регулирования экономики + + - - - + +

Примером данного типа может служить Япония, которая не может ни обеспечить высокого жизненного уровня населения, ни научно-технического и социально-экономического прогресса своей страны, без того,

6 Русинов Ф.М. Япония: экономика, средний и малый бизнес. -М., 1992.

чтобы не быть интегрированной в систему мирового хозяйства, поскольку Япония не в состоянии обеспечить себя энергоносителями; сырьем и продовольствием.

Однако при этом Япония играет весьма активную роль в системе мирового хозяйства, она участвует в определении алгоритмов и правил поведения в нем, задает тон ряду важнейших направлений научнотехнического прогресса, оказывает сильное влияние на направления и конфигурацию денежных потоков в мире и т. д .

Тип 3 - интегрированный потенциал национальной экономики, также не обладающий самодостаточностью, а на практике - далеко не обладающий, вследствие чего обуславливающий даже для простого выживания страны и ее народа, не говоря уже о социально-экономическом и научно-техническом развитии, интеграцию страны в систему мирового хозяйства, причем в данном случае интеграция осуществляется с позиции экономической и политической слабости.

В этом случае национальная экономика, интегрированная с мировой, выступает в качестве пассивного элемента последней. В экономике стран, интегрированный потенциал которых относится к 3-му типу, господствуют не их государства или национальные производители, а транснациональные корпорации, а также наиболее сильные в политическом и экономическом отношении страны, прежде всего, США, использующие для своего господства, помимо прочего, международные экономические организации, такие как международный валютный фонд и Всемирный банк.

К странам с интегрированным экономическим потенциалом 3-го типа относятся все бедные государства мира, характеризуемые низким уровнем жизни населения и экономической отсталостью.

Также в матрице (см. табл. 1) выделены типы за-действованности национальной экономики в системе мирового хозяйства.

Тип 1 - сильная задействованность экономики страны в системе мирового хозяйства в качестве активного участника.

При этом народное хозяйство страны взаимопере-плетено с системой мирового хозяйства, иначе говоря, интегрировано с ним, однако при этом степени интеграции с мировой экономикой дифференцированы в рамках этого типа.

К тому же интегрированность национальной экономики с мировой в отношении конкретно взятой страны всегда обладает существенными особенностями, в том числе связанными и с культурно-историческими традициями.

Страны рассматриваемого типа играют в мировой экономике активную роль, выступают ее «игроками», в отличие от стран, относящихся ко 2-му типу, являющихся «предметами» этой активной «игры».

В прошлой истории, страны 1-го типа называли метрополиями, а страны 2-го типа - колониями. В современной истории к 1-му типу относятся экономически развитые страны Запада во главе с США, хотя в рамках этого типа их роль, место, функции в системе мирового хозяйства далеко неодинаковы, а ко 2-му типу принадлежат слабо развитые в экономическом отношении страны, но при этом достаточно сильно задействованные в системе мирового хозяйства страны.

7 Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. -М.: ИНФРА-М, 2003.

Тип 2 - сильно задействованная экономика страны в системе мирового хозяйства в качестве пассивного участника.

Как уже отмечалось выше, в прошлом - это, как правило, колониальные и зависимые страны.

В настоящее время в рамках 2-го типа присутствует две группы стран: такие, которые смирились на данном отрезке исторического пути развития с ролью нео-колониального придатка к мировому рынку, а также государства, стремящиеся активизировать свою роль в мировом хозяйстве, переходя постепенно к 1-му типу стран, уже выступающих в качестве активных субъектов мировой экономики.

Из второй подгруппы 2-го типа формируется 3-й тип.

Тип 3 - характеризуется ориентацией на активную роль в системе мирового хозяйства стран, сильно задействованных в этой системе, но еще не сумевших полностью преодолеть то место и роль в мировой экономике, которые соответствуют 2-му типу.

Как уже отмечалось выше, 3-й тип вырастает из второй подгруппы 2-го типа и является переходным к 1-му типу. В качестве примера стран, относящихся к типу 3, причем отдельным из них уже удалось перейти в 1-ый тип; можно привести новые индустриальные страны8 и, в первую очередь, Китай.9

Тип 4 - страны, в слабой степени задействованные в системе мирового хозяйства.

К этому типу могут относиться самые разные страны, большие и малые, с далеко неодинаковым интегрированным экономическим потенциалом и уровнем научно-технического, социально-экономического, духовнокультурного развития.

В период с 1917 по 1945г.г. такой страной был Советский Союз, а затем, выйдя победителем во Второй мировой войне, он стал формировать новую альтернативную систему мирового хозяйства, координируемую коллективными органами управления социалистических стран - Советом экономической взаимопомощи, международным банком экономического сотрудничества, международным инвестиционным банком, Международным институтом стандартизации, Международным институтом проблем управления и др.

В 1991г., в связи с распадом СССР, мировая система социалистического хозяйства также распалась.

К четвертому типу в настоящее время относятся страны, которые можно разделить на две подгруппы:

- 1-я подгруппа, включающая в себя бедные страны, не обладающие природными ресурсами, достаточно значимыми для мирового хозяйства;

- 2-я подгруппа - страны, проводящие экономическую политику изоляционизма по идеологическим соображениям, например, КНДР.

Рассматриваемая нами матрица (табл. 1) позволяет определить совместимость и несовместимость, с одной стороны, типов государственного регулирования национальной экономики, а, с другой - типов ее интегрированного экономического потенциала и типов ее задействованности в системе хозяйства.

Конкретно это находит выражение в следующем.

1. Первому типу государственного регулирования национальной экономики, когда государство ограничивает свою регулирующую роль исключительно правовой сферой производственно-хозяйственной и ком-

8 Киреев А. Международная экономика. - М., 1997; Международные экономические отношения /Под ред. Е.Ф. Жукова. - М.: ЮНИТИ, 1999; Мировая экономика /Под ред. И.П. Николаевой. -М.: Финстатинформ, 1999.

9История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920 -

1990г.г. /Под ред. А.Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1998. - С. 129 -141. - Раздел «Экономические реформы в Китае».

мерческой деятельности (роль «ночного сторожа»), соответствуют:

- 3-й тип интегрированного потенциала национальной экономики, характеризуемый преобладанием пассивной доминанты;

- 2-й тип задействованности национальной экономики в системе мирового хозяйства, а именно, сильная задействованность в этой системе в качестве пассивного участника.

2. Второму типу государственного регулирования национальной экономики, когда ее регулирование, помимо правового оформления экономической деятельности, оперирует лишь с основными монетарными показателями на макроуровне, также как и первому варианту госрегулирования, соответствуют 3-й тип интегрированного потенциала и 2-й тип задействованности в системе хозяйства.

Данное совпадение обусловлено тем, что оба типа государственного регулирования базируются на одной и той же идеологии (неоконсерватизме, иначе говоря, рыночном либерализме), требующей минимизации государственного воздействия на экономику, ее полной отдачи «невидимой руке рынка»10.

В данной связи, оба типа государственного регулирования экономики допустимо называть его отсутствием, что обычно и делают сторонники либеральнорыночной идеологии, современной формой которой является монетаризм.

3. Третьему типу государственного регулирования экономики, характеризуемого активным воздействием на ее функционирование и развитие со стороны государства с целью решения социальных и экологических задач, чаще всего в виде их комплексов, присущи:

- 2-й тип интегрированного экономического потенциала (в отдельных случаях может соответствовать и 3-й тип этого потенциала);

- 1-й тип задействованности национальной экономики в системе мирового хозяйства (в тех же самых отдельных случаях, относящихся также и к интегрированному экономическому потенциалу, может иметь место 2-й тип задействованности народного хозяйства в системе мирового хозяйства).

4. Четвертому типу государственного регулирования экономики, представляющему собой активное применение в системном виде и с позиции решения стратегических задач развития всего спектра мер воздействия государства на народное хозяйство, соответствуют:

- 1-й тип интегрированного экономического потенциала страны (но в ряде случаев может соответствовать 2-й тип этого потенциала);

- 1-й тип задействованности экономики в системе мирового хозяйства, а в ряде случаев - 3-й тип.

5. Пятому типу государственного регулирования экономики, являющемуся в своей сущности мобилизационным, присущи:

- 1-й тип интегрированного экономического потенциала страны, а в ряде случаев, когда он, в принципе, не может иметь места, 2-й тип этого потенциала;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 4-й тип задействованности национальной экономики в системе мирового хозяйства, являющийся в своей сущности экономическим автаркизмом, но в случае целесообразности может иметь место и 3-й тип (т.е. ориентация на сильную задействованность в мировой экономике в качестве ее активного участника).

6. В Советском Союзе с 1937 по 1953г.г. существовал в его классическом, чистом виде мобилизационный тип экономики, соответственно и мобилизацион-

10 Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. - М.: Соцэкгиз, 1962.

ный тип воздействия государства на ее функционирование и развитие.

Такой тип экономики и ее государственного регулирования были исторически полностью оправданы и доказали свою высокую эффективность. СССР победил гитлеровскую Германию, на военную машину которой работало большинство стран Европы, не только благодаря героизму народа, но и потому, что военная экономика нашей страны оказалась более эффективнее военной экономики Германии.11

Начиная с середины 50-х годов ХХ века, при создании мощного ракетно-ядерного потенциала, надежно обеспечивающего обороноспособность страны, необходимость в мобилизационном типе государственного регулирования отпала. Все более предпочтительным становился четвертый тип госрегулирования, т.е. активное воздействие государства на развитие экономики с применением всего спектра мер - от стратегического планирования и программирования до бюджетного финансирования науки, образования, социальной сферы, ключевых проектов в производственной сфере.

Однако, вместо перехода к 4-му типу госрегулирования экономики, в СССР, вплоть до его роспуска в 1991г., сохранялся 5-й тип госрегулирования, который, однако, назывался не мобилизационным, каковым он был в своей сущности, а социалистическим.

При этом в ходе непрерывного реформирования советской экономики с середины 50-х до начала 90-х годов прошлого века в мобилизационный, по своей сущности, тип хозяйствования, основанный на директивном плане и распределении, стали вмонтироваться, в том или ином виде, рыночные формы, методы и механизмы хозяйствования, основанные уже на обмене. В результате мобилизационный тип экономики не заменялся на новый тип, а сохранялся, однако, в деформированном виде, что крайне негативно сказалось на эффективности народного хозяйства.12

После распада Советского Союза, в экономику РФ внедрили 2-й тип государственного регулирования экономики, в основе которого лежит неоконсервативная (либерально-рыночная) идеология и постулаты монетаризма. Это отбросило российскую экономику назад, поставило страну на грань выживания.

В настоящее время, Россия, судя по всему, постепенно отказывается от либерально-рыночной модели хозяйствования в соответствии с рецептами монетаризма, осуществляет ряд конкретных мер, направленных, в конечном итоге, на утверждение в народном хозяйстве страны четвертого типа государственного регулирования экономики.

Список литературы:

1. Делягин М.Г. Мировой кризис: общая теория глобализации. - М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Вознесенский Н.А. Экономика СССР в период отечественной войны. - М.: ОТИЗ, 1998.

3. Киреев А. Международная экономика. - М., 1997.

4. Мировая экономика / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: Финстатинформ, 1999.

5. Экономическая теория / Под ред. Ларионова И.К. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2001.

6. Русинов Ф.М. Япония: экономика, средний и малый бизнес. - М., 1992.

7. Hayek F. Capitalism and the Historians. - Chicago: 1954.

11 Вознесенский Н.А. Экономика СССР в период отечественной войны. - М.: ОТИЗ, 1998.

12 Экономическая теория /Под. ред. Ларионова И.К. - М.: ИТК «Дашков и К°», 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.