Научная статья на тему 'Концепции глобальной и региональной финансовой безопасности государства в современный период'

Концепции глобальной и региональной финансовой безопасности государства в современный период Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1050
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ / CONCEPT OF GLOBAL SECURITY / FINANCIAL SECURITY / ECONOMIC SECURITY / THE UNITED NATIONS / THE WORLD TRADE ORGANIZATION / INTEGRATION PROCESSES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баетов Аяр Батыркулович

Обеспечение финансовой безопасности в рамках интеграционного процесса в условиях всеобщей глобализации является основополагающей задачей любого государства, стремящегося к устойчивой и стабильной внутренней экономике. Этот процесс ведет к тому, что финансово-экономические составляющие общественных правоотношений всех государств мира приобретают определенные черты и принципы в рамках определенных нормативов и стандартов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ensuring the financial security within the integration process in the age of globalization is a fundamental task of any state aimed at sustainable and stable domestic economy. This process leads to the fact that financial and economic components of public legal relations of all states acquire certain characteristics and principles within the framework of certain regulations and standards.

Текст научной работы на тему «Концепции глобальной и региональной финансовой безопасности государства в современный период»

ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА;

ИСТОРИЯ УЧЕНИЙ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ

***

КОНЦЕПЦИИ ГЛОБАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫЙ ПЕРИОД

БАЕТОВ Аяр Батыркулович

Аннотация. Обеспечение финансовой безопасности в рамках интеграционного процесса в условиях всеобщей глобализации является основополагающей задачей любого государства, стремящегося к устойчивой и стабильной внутренней экономике. Этот процесс ведет к тому, что финансово-экономические составляющие общественных правоотношений всех государств мира приобретают определенные черты и принципы в рамках определенных нормативов и стандартов.

Annotation. Ensuring the financial security within the integration process in the age of globalization is a fundamental task of any state aimed at sustainable and stable domestic economy. This process leads to the fact that financial and economic components of public legal relations of all states acquire certain characteristics and principles within the framework of certain regulations and standards.

Ключевые слова: концепция глобальной безопасности, финансовая безопасность, экономическая безопасность, Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация, интеграционные процессы.

Keywords: concept of global security, financial security, economic security, the United Nations, the World Trade Organization, integration processes.

Сотрудничество государств на региональном и глобальном уровнях проходит по самым различным направлениям, среди которых одним из важнейших является торгово-экономическое сотрудничество, включающее вопросы финансово-экономического взаимодействия и участия национальных систем в межгосударственных финансовых системах регионального и глобального уровней.

Системы финансовой безопасности между государствами могут быть соотнесены как часть и целое с вопросами концепции международной экономической безопасности, включающей в себя установленные правила и процессы, которые позволяют всем рынкам (при должном качестве национального регулирования) показывать динамичный совокупный рост без ущерба каким-либо отдельным членам международного сообщества (общая цель - достижение общего соразмерного блага).

Конечно, можно встретить доктринальные мнения с обратной позицией: «... экономическая

глобализация и открытость национальных финансово-экономических систем создают как угрозы и вызовы для благополучия развивающихся стран, так и позволяют отдельным системообразующим странам реализовывать новую модель своего экономического роста посредством международной дискриминационной перераспределительной политики»1.

Вместе с тем, принцип равноправия государств закреплен в рамках принципа суверенной равности во многих международных документах, основным из которых является Устав ООН 1945 г. Данный принцип является ключевым для сферы экономических (в том числе финансовых) взаимоотношений государств.

Организация Объединенных Наций также выделяет отдельную отрасль международного публичного права, которая должна охватывать

1 Каурова Н.Н. Финансово-экономическая безопасность в условиях открытости национальной экономики (теоретико-методологический аспект) : дис. ... д-ра экон. наук. М., 2013. С. 98.

вопросы международной экономической (в том числе финансовой) безопасности. Так, в резолюции 50/6 Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1995 г. отмечается, что «ускоряющийся процесс глобализации и усиления взаимозависимости в мировой экономике требует принятия стратегических мер, призванных обеспечить извлечение максимальных выгод из этих тенденций и сведения к минимуму их негативных последствий для всех стран».

Международная финансовая безопасность возможна только в условиях качественных межгосударственных и глобальных взаимоотношений, которые не достижимы без обеспечения международной экономической безопасности. Под последней понимается такое состояние экономики, при котором осуществляются эффективное взаимодействие государств в реализации национальных и международных проблем в социальной сфере, индивидуальный выбор и реализация ими стратегии социально-экономического становления при активном участии в международном разделении труда.

Также отмечается, что международная безопасность в финансово-экономической сфере обеспечивается при активном (возможно, регулирующем/координирующем) участии международных финансовых институтов, таких как Всемирный банк, Международный валютный фонд (далее - МВФ), Всемирная торговая организация (далее - ВТО), Международный банк реконструкции и развития и др.

Некоторые ученые также говорят о том, что национальные финансово-экономические системы должны быть построены таким образом (в административно-структурном, правовом и правоприменительном аспектах), чтобы отвечать качеству соотносимости с региональными и международными уровнями. В частности, стратегия реализации административно-правовой системы должна основываться на элементах соотношения и взаимодействия национальных законодательных актов с законодательствами иных стран, учитывая их унификацию с учетом цели и меры финансовой политики, реализуемой на различных иерархических этапах.

В российской доктрине отмечается, что «преодоление последствий экономического кризиса Россией должно стать основой для более активной ее интеграции в мировую экономику с целью получения дополнительных эко-

номических преимуществ, повышения эффективности и конкурентоспособности экономики и, в конечном счете, обеспечения своей экономической безопасности. Важно при этом, чтобы не было допущено стирания ресурса государственной управляемости и потенциала государства в регулировании национальной экономики в целом, чтобы не произошел переход за так называемую "красную черту", за которой регулирование экономики неизбежно ведет к утрате экономического суверенитета го-сударства»2.

В доктрине также уделяется много внимания процессам глобализации и интернационализации, которые играют особую роль в изменении роли, сущности и значения финансов.

Концепция глобальной финансовой безопасности. В соответствующих направлениях науки можно встретить различные подходы к пониманию международной (мировой) финансовой системы, которые могут отличаться от приведенного ранее определения международной экономической безопасности.

Так, советская школа предлагает определять международную экономическую безопасность как состояние мирового хозяйства и международных экономических отношений, при котором обеспечивается стабильное экономическое развитие государств и создаются условия для взаимовыгодного экономического сотрудничества, исключающего применение экономической силы .

В качестве задач концепции международной экономической (в том числе и финансовой) безопасности можно рассматривать следующие направления:

- обеспечение стабильности и устойчивости международной системы финансовых взаимоотношений государств, международных финансовых институтов и других субъектов хозяйственной деятельности;

- обеспечение согласованности экономической политики каждого государства для достижения наибольшего совокупного эффекта;

2 Корыстин О.Е. Экономическая безопасность : учеб. пособие. URL : http://uchebnikionline.com/ekonomika/ekonomichna_ bezpeka_-_koristin_oye/ekonomichna_bezpeka_-_koristin_oye.htm

3 Игнатов Ю.В. Международная экономическая безопас-

ность (совместное советско-английское исследование) / Ин-т

мировой экономики и междунар. отношений ФН СССР ; Королев. ин-т междунар. отношений Великобритании. М., 1988. С. 114.

- создание механизма предотвращения и нейтрализации возможных системных шоковых и кризисных явлений.

Вопросы обеспечения общих устоев (и, как следствие, стабильности) мировой экономической системы относятся к ведению глобальных объединений и в первую очередь к сфере внимания ООН, в системе которой созданы Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Организация ООН по промышленному развитию и др.

Вопросы хозяйственной и торговой деятельности в мировом масштабе относятся к ведению ВТО, которая создает условия для справедливой конкуренции (отсутствие дискриминации) между государствами в целях интенсификации взаимовыгодного обмена товарами и услугами на глобальном уровне4.

Важную роль в поддержании стабильности мировой финансовой системы играет МВФ, который, кроме всего прочего, призван обеспечивать глобальную финансовую безопасность через исключение кризисных явлений (в том числе резких валютных колебаний). Функции и задачи, стоящие перед МФВ, являются одними из самых сложных, так как финансовая система государства первая испытывает эффекты глобализации и вынуждена быстро адаптироваться к усложняющимся правилам и процессам мировой финансовой системы.

В доктрине отмечается, что «можно говорить о региональной, коллективной и глобальной финансовой безопасности. При этом финансовая безопасность государства является элементом макросистем более высокого порядка: субрегиональных, региональных и глобальных»5.

Таким образом, речь идет уже о концепции финансовой безопасности, которая имеет региональный контекст. При текущей интенсивности межгосударственных интеграционных (прежде всего экономических) процессов очевидно, что именно финансовая основа международных отношений (вкупе с развитием технологической стороны банковского дела) станет наиболее адаптивной частью экономических отношений.

Мировая финансовая система при всей сложности структуры развивает все национальные финансово-экономические системы в сторону открытости, что иногда ведет к излишней открытости и неподконтрольности финансовых потоков на международном уровне.

Любой интеграционный процесс неизбежно порождает необходимость согласования между субъектами (участниками) стандартов и общих правил. Глобализация финансовых рынков также способствует тому, что все государства мира на региональном, межрегиональном и глобальном уровнях следуют стандартным процессам и нормативам в рамках осуществления государственного финансового контроля и надзора в целях обеспечения национальной, региональной и международной финансовой безопасности.

Среди задач обеспечения экономической безопасности государства в условиях глобализации выделяют регулирование (правовое, таможенное, организационное, экономическое и т. д.) финансово-экономической сферы для эффективной интеграции в мировое экономическое пространство, совершенствование отраслевой структуры финансовой системы и содержания внешней торговли через развитие потенциала отечественных производителей и стимулирование их экспортной деятельности, повышение эффективности деятельности государственных органов управления и оптимизацию системы преодоления внешних и внутренних угроз экономической безопасности, проведение в рамках общепринятых и эффективных процедур политики разумного протекциониз-ма6, а также очень важное направление в современных условиях Кыргызстана - поддержание стабильности национальной денежной единицы и ее умеренной волатильности.

Среди функций государственного присутствия в финансово-экономической сфере также следует подчеркнуть превентивную функцию (в отношении соответствующих угроз и рисков для финансовой стабильности экономики).

В доктрине7 превентивная функция механизма обеспечения финансово-экономической безопасности выступает в качестве направле-

4 Кротков А.М., Еленева Ю.Я. Конкурентоспособность государства: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. 2005. № 6. С. 46-47.

5 Гурьянова Л.С., Непомнящий В.В. Концептуальные подходы к моделированию финансовой безопасности государства // Проблемы экономики. Харьков, 2012. № 4. С. 232-236.

6 Шевченко М.А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. 2000. № 2.

7 Барт А. А. Механизм обеспечения экономической безопас-

ности России // Российское предпринимательство. 2010. № 11. Вып. 1 (170). С. 4-9. URL : http://old.creativeconomy.ru/articles/11011/

ния на предвидение и последующее предупреждение возникновения внутренних и внешних угроз, рисков, критических ситуаций в социально-экономических процессах, когда для выработки эффективных мероприятий, качественного прогнозирования необходима своевременная информация в целях выработки оптимальных решений по предупреждению и преодолению возникающих угроз и рисков.

Концепция региональной финансовой безопасности. Концепция национальной безопасности Кыргызской Республики устанавливает, что одной из главных угроз национальной безопасности в настоящее время является «рост масштабов теневой экономики и коррупции во всех сферах общества», поэтому важнейшей задачей государства сегодня является «борьба с экономической преступностью, контрабандой и иными проявлениями криминализации экономики»8.

Наиболее криминализированными сферами в Кыргызстане являются отношения собственности, приватизация, банковская деятельность, торговля, денежное обращение, кредитная система.

В других государствах Центральной Азии положения концепций национальной безопасности либо полностью идентичны киргизским, либо содержат незначительные отличия.

Система обеспечения финансовой безопасности государства: общие положения. Финансовую сферу часто рассматривают как «слабое звено» экономики в странах Центрально-Азиатского региона. В данной области всегда существует отставание административного направления от проблематики текущей ситуации, т. е. субъекты обеспечения финансовой безопасности все время адаптируются к уже сложившимся угрозам, и в практике Кыргызской Республики (как и в практике других стран постсоветского пространства) сложно встретить случаи превентивного определения угрозы в рамках обеспечения финансовой безопасности.

Такая ситуация была насущной и в начале 1990-х, и в начале 2000-х гг. и имеет тенденцию к продолжению в настоящее время. Например, В. Дидык, комментируя текущее со-

8 Указ Президента Кыргызской Республики от 9 июня 2012 года УП № 120 «О Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики».

стояние финансовой сферы в странах бывшего СССР, заявляет: «... сегодня стал очевидным и практически не требует доказательств факт, что в качестве "слабого звена" экономики государства как основного института управления современным обществом специалисты наиболее часто называют финансовую систему, ее банковскую структуру и функционирование рынка ценных бумаг»9.

Другие ученые также поддерживают и развивают эту тематику, указывая на то, что «не на должном уровне анализа остается система соответствующих институтов и организационно-управленческих структур, которые должны заниматься этой проблемой, концепция их перспективного построения»10.

Рассматриваемая сфера является интересным и показательным примером сотрудничества разных субъектов на региональном и глобальном уровнях.

Межгосударственное сотрудничество и взаимодействие в сфере безопасности на местном уровне, основанные на усилении эндогенной открытости и сотрудничества между геоэкономическими партнерами-государствами, при одновременном снижении международной открытости, являются потенциально наиболее простыми и перспективными в реализации стратегии безопасности.

Отмечается, что данный подход (сценарий) представляется весьма практичным и реализуемым в применении к Евразийскому экономическому сообществу. Однако также говорится о том, что жесткая регионализация мировой финансово-экономической системы может помочь нивелировать внешние кризисные аспекты, но все же не устраняет глобальных первопричин потенциальных угроз (рисков).

Сегодня государствами созданы различные региональные (глобальные) органы финансового контроля, такие как Международная организация высших контрольных органов, Европейская организация высших контрольных органов, Азиатская организация высших контрольных органов, Международный кон-

9 Дидык В. Правовые аспекты обеспечения финансовой безопасности государства : автореф. дис. ... д-ра права по направлению 12.00.02 - Публичное право (Финансовое право) // Он же. Область исследования: организация и функционирование правовых институтов). Кишинев, 2012. С. 4.

10 Магура М.И., Курбатова М.Б. Современные технологии обеспечения финансовой безопасности. М. : Интел-Синтез, 2003. С. 75.

сорциум по государственному финансовому управлению и т. д.

Задача перечисленных и других органов не ограничивается только борьбой с отмыванием (легализацией) преступных доходов, но также включает борьбу с национальной и транснациональной преступностью. Вопросы института государственного финансового контроля представляют интерес и для межгосударственного регионального (или двустороннего) сотрудничества. Некоторые авторы говорят о том, что интенсификация этого направления ведет к созданию синхронизированной целостной системы государственного финансового контроля, когда контрольные функции отдельной страны инкорпорированы в международную систему контроля для достижения большего эффекта и противодействия транснациональной преступности.

В доктрине в качестве основных форм сотрудничества государств в сфере унификации вопросов института государственного финансового контроля отмечаются обмен информацией, опытом работы в области взаимных интересов, проведение совместных рабочих встреч и совещаний, информационное и функциональное взаимодействие11.

В качестве выводов можно выдвинуть следующие положения.

Важнейшей задачей механизма обеспечения финансовой безопасности государства в условиях глобализации является подготовка финансовой составляющей экономики к эффективной интеграции в рамках региональных и глобальных финансовых правоотношений (проведение в рамках общепринятых и эффективных процедур политики разумного протекционизма и (что является очень важным направлением в современных условиях Кыргызстана) поддержание стабильности национальной денежной единицы и ее умеренной волатильности.

При текущей интенсивности межгосударственных интеграционных (прежде всего экономических) процессов очевидно, что именно финансовая основа международных отношений (вкупе с развитием технологической стороны банковского дела) станет наиболее адаптивной частью экономических отношений.

11 Городецкий А.Е., Морукова А.А. Формирование единой системы государственного финансового контроля // Вопросы экономики. М., 2004. С. 96.

Мировая финансовая система при всей сложности структуры развивает в сторону прозрачности все национальные финансово-экономические системы, что иногда ведет к излишней открытости и неподконтрольности финансовых потоков на международном уровне. Некоторые специалисты говорят о том, что за сутки через международные валютные рынки проходит более триллиона долларов.

Любой интеграционный процесс неизбежно ведет к необходимости согласования между субъектами (участниками) определенных стандартов и общих правил. Глобализация финансовых рынков также способствует тому, что все государства мира на региональном, межрегиональном и глобальном уровнях следуют стандартным процессам и нормативам в рамках осуществления государственного финансового контроля и надзора в целях обеспечения национальной, региональной и международной финансовой безопасности.

Как следствие, определенные вопросы финансово-экономической сферы регулируются правом разных государств в более схожей манере. Этот процесс ведет к тому, что финансово-экономические составляющие общественных правоотношений всех государств мира приобретают определенные черты и принципы в рамках определенных нормативов и стандартов.

Наличествует проблематика запоздалости и отставания финансовой составляющей национальных экономик региона к развитию ситуации, включая негативные элементы (внешние кризисные явления, криминализация и т. д.), что говорит об отставании сферы административного направления от проблематики текущей ситуации, т. е. субъекты обеспечения финансовой безопасности все время адаптируются к уже сложившимся угрозам и в практике стран постсоветского региона сложно встретить случаи превентивного определения угрозы в рамках обеспечения финансовой безопасности.

В доктрине к сфере внутренних угроз и рисков (как негативных факторов) относятся экономическая преступность (криминализация финансово-экономической сферы), несовершенство (пробелы) административного регулирования финансово-экономической системы со стороны государства, возможные случаи неэффективного управления или злоупотреблений со стороны должностных лиц, отсутствие стабильности социально-экономической ситуации, что ведет к нестабильности всей

системы хозяйствования в целом и соответственно кредитно-денежных и финансовых сфер в частности, правовой нигилизм или низкий уровень правовой и бизнес-культуры среди субъектов хозяйствования.

В отношении же внешних угроз можно встретить более широкий спектр мнений и по-

зиций, которые отличаются друг от друга в значительной степени (от учета глобальных и региональных тенденций сугубо экономического характера и до оценки геополитических интересов и возможных скрытых заговоров государств и различных транснациональных сообществ).

Библиографический список

1. Резолюция 50/6 Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1995 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.un.org/

2. Указ Президента Кыргызской Республики от 9 июня 2012 года УП № 120 «О Концепции национальной безопасности Кыргызской Республики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.un.org/http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/61358?cl=ru-ru.

3. Барт, А. А. Механизм обеспечения экономической безопасности России [Электронный ресурс] // Российское предпринимательство. - 2010. - № 11. - Вып. 1 (170). - Режим доступа : http://old.creativeconomy.ru/articles/11011/

4. Городецкий, А.Е. Формирование единой системы государственного финансового контроля / А.Е. Городецкий, А.А. Морукова // Вопросы экономики. - М., 2004.

5. Гурьянова, Л.С. Концептуальные подходы к моделированию финансовой безопасности государства / Л.С. Гурьянова, В.В. Непомнящий // Проблемы экономики. - Харьков, 2012. - № 4.

6. Дидык, В. Правовые аспекты обеспечения финансовой безопасности государства : автореф. дис. ... д-ра права по направлению 12.00.02 - Публичное право (Финансовой право) // Он же. Область исследования: организация и функционирование правовых институтов). - Кишинев, 2012.

7. Игнатов, Ю.В. Международная экономическая безопасность (совместное советско-английское исследование) / Ин-т мировой экономики и междунар. отношений ФН СССР ; Королев. ин-т междунар. отношений Великобритании. - М., 1988.

8. Каурова, Н.Н. Финансово-экономическая безопасность в условиях открытости национальной экономики (теоретико-методологический аспект) : дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2013.

9. Корыстин, О.Е. Экономическая безопасность [Электронный ресурс] : учеб. пособие. - Режим доступа : http://uchebnikionline.com/ekonomika/ekonomichna_bezpeka_-_koristin_oye/ ekonomichna _bezpeka_-_koristin_oye.htm

10. Кротков, А.М. Конкурентоспособность государства: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2005. - № 6.

11. Магура, М.И. Современные технологии обеспечения финансовой безопасности / М.И. Ма-гура, М.Б. Курбатова. - М. : Интел-Синтез, 2003.

12. Шевченко, М.А. Механизм обеспечения экономической безопасности России в условиях глобализации // Переходная экономика. - 2000. - № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.