Научная статья на тему 'Концептосфера художественного текста как уникальная когнитивная структура'

Концептосфера художественного текста как уникальная когнитивная структура Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1117
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТОСФЕРА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / КОГНИЦИЯ / СТРУКТУРА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Щибря Оксана Юрьевна

При категоризации и эстетической концептуализации эксплицируется индивидуально-авторский способ восприятия и интерпретации мира. Концептосфера художественного текста отражает структуру знаний о действительности и ментальный лексикон автора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептосфера художественного текста как уникальная когнитивная структура»

№ 1 (39), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

обусловливает успешную реализацию смысла предложения. Лексически наполненное полипредикативное сложное предложение является высказыванием, сформированным в соответствии с коммуникативно-прагматическими задачами, и участвует в коммуникативной организации текста. Изучение предложения в аспекте актуального членения подтверждает полноту осуществления авторских коммуникативно-прагматических задач, способствует выявлению возможного подтекста как одной из основных прагматических категорий.

Авторская целеустановка предопределяет и эмоциональную окрашенность изучаемой нами текстовой единицы, направленную на комплексное решение прагматических задач (показать состояние героя, выразить авторское отношение, воздействовать на творческую активность читателя, усилить эстетический эффект и пр.) на всех уровнях организации ПСП-абзаца (синтаксическом, коммуникативном, лексико-грамматическом, пунктуационном и др.). Реализуя свои коммуникативно-прагматические потенции, полипредикативное сложное предложение-абзац участвует в композиционном оформлении текста, выполняет специфические функции как композиционная единица, акцентирует внимание на важнейших фрагментах повествования. Все это способствует успешному решению коммуникативно-прагматических задач произведения в целом.

Литература

1. Гаибова М. Т. Прагмалингвистический анализ художественного текста. Баку, 1986. С. 19.

2. Валгина Н. С. Теория текста: учеб. пособие. М., 2003. С. 61.

3. Кузнецова А. В. Пространство художественного текста: образ автора, концептуализация, идиостиль // Язык. Дискурс. Текст: материалы IV междунар. науч. конф. Ростов н/Д, 2009. С. 67.

4. Рубина Д. Цыганка: рассказы. М., 2007. С. 222.

5. Марченко Е. П. Полипредикативные сложные предложения в современном русском языке: структурно-семантические, коммуникативные и текстообразующие потенции: моногр. Краснодар, 2003.С. 93.

6. Баженова И. С. Прагматический потенциал эмотивных высказываний // Актуальные проблемы германистики: сб. ст. межвуз. науч. конф. Вып. 4. Смоленск, 2001. С. 15.

7. Крылова О. А. Коммуникативный синтаксис русского языка. М., 2009. С. 137.

8. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М. Н. Кожиной. М., 2006. С. 480-481.

9. Шубина Н. Л. Пунктуация в коммуникативно-прагматическом аспекте и ее место в семиотической системе русского текста: дис. ... д-ра фи-лол. наук. СПб., 1999. С. 244-245.

a. s. kolomiytseva. the communicative-pragmatic potential of polypredicative compound sentences-paragraphs as text units

Polypredicative compound sentences-paragraphs realize unequal communicative-pragmatic tasks under the influence of author's intention and take part in formation and compositional organization of the text as indivisable sensual and structural unity.

Key words: polypredicative compound sentence, paragraph, communicative-pragmatic tasks, author's intention, text.

О. Ю. ЩИБРЯ

КОНЦЕПТОСФЕРА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК УНИКАЛЬНАЯ КОГНИТИВНАЯ СТРУКТУРА

При категоризации и эстетической концептуализации эксплицируется индивидуально-авторский способ восприятия и интерпретации мира. Концептосфера художественного текста отражает структуру знаний о действительности и ментальный лексикон автора.

Ключевые слова: концептосфера, художественный текст, ментальность, когниция, структура знаний.

Во второй половине XX века появилась необходимость исследовать язык с точки зрения его участия в когниции. Термин когниция ('познание, познавание, 'мышление', размышление), как пишет Е. С. Кубрякова, «обозначает познавательный процесс или же совокупность психических (ментальных, мыслительных) процессов -восприятия мира, простого наблюдения за окружающим, категоризации, мышления, речи и пр.,

служащих обработке и переработке информации, поступающей к человеку либо извне по разным чувственно-перцептуальным каналам, либо уже интериоризированной и реинтерпретируемой человеком» [1].

Как известно, человек не просто воспринимает и познает мир - он живет в нем. В языке находит выражение не только объективная реальность, но и сам познающий жизнь субъект. В связи с этим

78 "Культурная жизнь Юга России" № 1 (39), 2011

особенно значима проблема соотношения языка и мышления, изучаемая путем выявления основных закономерностей образования абстрактных концептов, имеющих репрезентацию в семантических пространствах различных языков (концеп-тологическое направление).

Система концептов отражает определенное понимание человеком реальности - «концептуальный рисунок», на основе которого человек воспринимает мир (мировидение, мировосприятие). В связи с этим на первый план в лингвистике выходит проблема ментальности (концепты, как отмечает В. А. Маслова, это ментальные сущности) [2].

В настоящее время термин концепт является достаточно разработанным, однако в различных лингвистических направлениях (лингвокультуро-логии, когнитивной лингвистике, психолингвистике и др.) его наполнение неодинаково. Существует несколько подходов к пониманию концепта, базирующихся на общем положении: концепт есть содержание понятия (синоним термина смысл).

Мы придерживаемся подхода, представители которого - Д. Лихачев, Е. Кубрякова и другие -считают, что концепт возникает не из непосредственного значения слова, а является результатом столкновения значения слова с личным и народным опытом человека [3]. Концепт выступает посредником между тезаурусом личности и действительностью. Как подчеркивает Д. С. Лихачев, концепт тем богаче, чем богаче национальный, сословный, классовый, профессиональный, семейный и личный опыт людей. Совокупность концептов образует концептосферу национального языка - целостно структурированное смысловое пространство, которое тем богаче, чем богаче культура нации (литература, фольклор, наука и т. д.). Особое место в создании концептосфе-ры принадлежит поэтам, писателям, носителям фольклора.

Вопросом о природе индивидуальных и художественных концептов занимается соответствующий раздел теории языка - концептология. Индивидуальные концепты весьма разнообразны; к их числу относятся индивидуально-авторские - выражаемые ключевыми словами, свойственными тому или иному писателю или философу. В. И. Карасик говорит о возможности рассмотрения индивидуальных концептов как определяющих тот или иной психотип личности [4]. Г. Г. Слышкин выделяет индивидуальные концепты в отдельную группу и утверждает, что они «богаче и разнообразнее, чем любые коллективные, от микрогрупповых до общечеловеческих» [5]. Данная точка зрения особенно справедлива по отношению к концептам художественного текста (индивидуально-авторским).

Понимая под художественным концептом уникальный опыт творца произведения (когнитивно-ментальный феномен, который генерируется авторским языковым сознанием и репрезентирует определенное мировоззрение и систему ценностей), а под функционированием художественного концепта - формирование новых смыслов и

ассоциаций, можно заключить, что эти взаимообусловленные смыслы составляют уникальную индивидуально-авторскую картину мира (концеп-тосферу художественного текста).

Как известно, в национальной концептосфере находят отражение менталитет народа, уровень и состояние культуры общества и науки. Произведения культуры, особенно словесные, обогащают и расширяют концептуальное пространство развитого национального языка.

Индивидуально-авторская картина мира формируется на двух уровнях: концептуальном и индивидуально-речевом. Ведущее значение первого обусловлено тем, что своеобразием художественной картины мира мы обязаны не столько языковым формам, сколько уникальности и избирательности авторского зрения. Текст как произведение искусства есть моделирующее образование, которое творит свою реальность («виртуальный» мир), эксплицирует индивидуально-авторский способ восприятия.

Выражаемые в художественной форме знания являют собой определенную систему. Наряду с универсальными (общечеловеческими) в ней воплощены самобытные, порой парадоксальные, представления автора. Концептуализация мира в художественном тексте, с одной стороны, отражает универсальные законы мироустройства, а с другой - воображаемые идеи.

Индивидуально-авторская концепция мира базируется на концептосфере определенной культуры в целом. Концепт художественного текста (индивидуально-личностный) отличается от лин-гвокультурного (социально-личностного) содержанием и объемом понятия. Он заключает в себе комплекс понятий, представлений, чувств, эмоций, иногда даже волевых проявлений, которые возникают на основе художественной ассоциативности - максимально свернутый в когнитивную структуру глубинный смысл, глобальное лингво-ментальное и лингвокультурное образование, организующее интеллектуальное и эмоциональное пространство языковой личности.

Для изучения авторской концептосферы как совокупности художественных концептов, «апеллирующих к мышлению реципиентов» [6], нами выбрано творчество выдающегося писателя Генриха Бёлля. В своих произведениях он неизменно обращался к эпохе, определившей национальное сознание не только послевоенного, но и ряда последующих поколений немцев.

«Могут ли книги одного автора выражать то, что свойственно национальной культуре в целом? -задает вопрос исследователь Н. В. Кулибина. - Да, ведь позиция подлинного художника всегда отражает типичные черты общественного сознания нации на том или ином этапе ее исторического развития» [7].

Анализ текстов некоторых ранних произведений Генриха Бёлля показал, что наиболее частотными, базовыми являются концепты война, смерть, страх, порядок, время, любовь, жертва. Концепт война содержит ряд субконцептов (боль, страдание, жестокость, абсурд), что дает ос-

№ 1 (39), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^

нования квалифицировать его как гиперконцепт. Субконцепты призваны очертить различные грани гиперконцепта когда война закончилась.

Это можно показать на следующих примерах. В разрушенном до основания Кёльне человек вешает картину на стену уже почти не существующего, разбомбленного, дома: «Он даже поправил картину <.> он даже отступил назад, чтобы убедиться, правильно ли она висит, затем он удовлетворенно кивнул» [8]. «Повсюду убивают только безвинных. Повсюду. И у нас» (здесь и далее курсив наш. - о. щ.); «Она только смотрит на него с расширенными от ужаса глазами. Какая страшная жизнь» [9]. «Мухи роем кружились над его забинтованными руками и над головой, упакованной в заскорузлую от крови марлю» [10].

Даже если Г. Бёлль не описывает военных действий, а переходит к изображению мирной жизни в ФРГ, дыхание войны ощущается во всем (руины родных домов, бесконечные тяжелые воспоминания, уклад жизни простых немцев, изуродованные души). Люди, пережившие ужасы войны, испытавшие все невзгоды времени, морально и физически уничтожены. Они потеряли вкус к нормальному существованию и не в состоянии выйти из-под морального гнета, который обрушился на них. «Он переворачивается на живот и, закрыв голову руками, плачет навзрыд. Кажется, от этих рыданий должна разверзнуться земля. Умереть, только умереть, тогда конец всему» [11].

Концепт порядок, также один из центральных, реализованный как в желании «навести порядок» в других странах, так и в деталях одежды, быта героев, несет на себе отпечаток деструкции: «разрушенное соседство, разрушенное доверие, разрушенная вера» [12]. Таковы приметы времени: «несвежие постели дешевых номеров», «простыни в сапожной ваксе», «яйцо катится по замызганному столу», «комната такая грязная и холодная» (образ жилой комнаты, пропахшей картошкой, мешки с которой хранились в платяных шкафах, описан в романе «Дом без хозяина»); церковь -«полуразрушенная», руки - «грязные», дома - «закопченные», «Лавчонки были встроены прямо в развалины; они будто присели на корточки возле выжженных и обрушившихся фасадов» (роман «И не сказал ни единого слова»).

«Язык является неким концентратом культуры нации <...> ее воплощением в разных слоях населения вплоть до отдельной личности» [13]. Поскольку совокупность концептов определенного языка представляет собой его концептосферу, тексты Бёлля могут интерпретироваться с позиции аккультурации как мощное средство познания страны, источник достоверной, глубокой информации о ее истории и ментальных процессах послевоенных лет. Они наглядно подтверждают тезис о том, что концептосфера художественного текста как уникальное когнитивное образование вбирает и несет в себе знания, вербализованные посредством разноструктурных единиц национального языка.

Литература

1. Кубрякова Е. С. Краткий словарь когнитивных терминов / Е. С. Кубрякова, В. З. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина. М., 1996. С. 81.

2. Маслова В. А. Введение в когнитивную лингвистику. М., 2006. С. 42.

3. Лихачев Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1993. С. 4-10.

4. Карасик В. И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002. С. 90.

5. Слышкин Г. Г. От текста к символу: лингво-культурные концепты прецедентных текстов в сознании и дискурсе. М., 2000. С. 32.

6. Черкасова И. П. Лингвокультурный концепт «ангел» в пространстве художественного мышления. Армавир, 2005. С. 59-60.

7. Кулибина Н. В. Методика лингвострановед-ческой работы над художественным текстом. М., 1987. С. 54.

8. Бёлль Г. Мое печальное лицо: рассказы. М., 2001.С. 264.

9. Бёлль Г. Собрание сочинений: в 5 т. Т. 1. М., 1989. С. 109.

10. Там же. С. 103.

11. Там же. С. 68.

12. Бёлль Г. Женщины у берега Рейна. М., 1989. С. 547.

13. Верещагин Е. М. Язык и культура / Е. М. Верещагин, В. Г. Костомаров. Лингвострановеде-ние в преподавании русского языка как иностранного. Вып. 4. М., 1990. С. 189.

o. yu. shchibrya. conceptosphere of fiction as the unique cognitive structure

When categorization and esthetic conceptualization take place, author's individual way of perception and understanding of the world are explained. Fiction conceptosphere reflects the structure of knowledge about reality and author's mental lexicon.

Key words: conceptosphere, fiction, mentality, cognition, structure of knowledge.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.