Научная статья на тему 'Концепт «Цена» в рекламных текстах'

Концепт «Цена» в рекламных текстах Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1433
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕКЛАМА / КОНЦЕПТ / МЕТАФОРА В РЕКЛАМЕ / ПРАГМАТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕТАФОРЫ / АРГУМЕНТАЦИЯ / ЯЗЫКОВАЯ ИГРА / ADVERTISING / CONCEPT / A METAPHOR IN ADVERTISING / THE PRAGMATIC CAPACITY OF METAPHORS / REASONING / LANGUAGE GAME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дударева Зайтуна Мухтаровна

Рассматриваются вопросы исследования рекламных текстов с точки зрения использования понятия цена. Ценовой фактор является важным компонентом рекламы как мотив преимущества считается одним из наиболее значимых с точки зрения обычного покупателя. Приводятся примеры, которые демонстрирует убедительный потенциал рассматриваемой концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Price» concept in advertising texts

The article touches upon the issues of the research of advertising texts from the position of the use of the concept «Price». The price factor is an essential component of advertising as motive benefits is considered one of the most significant from the point of view of the ordinary buyer. The author cites examples that demonstrates a persuasive potential of the considered concept.

Текст научной работы на тему «Концепт «Цена» в рекламных текстах»

являются как объектом, так и субъектом восприятия.

Примечания

1 См.: Новый мир : журнал [Электронный ресурс]. 2000-2008 гг. иЯЬ: http://magazines.russ. ги/поуу^ть

2 См.: Волохина, Г. А. Синтаксические концепты русского предложения / Г. А. Волохина, З. Д. Попова. Воронеж, 1999. 196 с.

3 Кузьмина, С. Е. Понятие «синтаксический концепт» в лингвистических исследованиях // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2012. № 17 (271). Филология. Искусствоведение. Вып. 66. С. 90.

4 Ремхе, И. Н. Статус модели в лингвистических науках и ее реализация в когнитивном моделировании языка // Вестн. Челяб. гос. ун-та.

2007. Филология. Искусствоведение. № 8 (86). С. 97.

5 Герасименко, Н. А. Соотношение объективного и субъективного компонентов смысла в бисубстантивных предложениях [Электронный ресурс] // Вестн. Моск. гос. ун-та. 2012. № 4. С. 177-181. иЯЬ: http://evestnik-mgou.ru/ Агйс^/Оос/245.

6 Барабанщиков, В. А. Психология восприятия: организация и развитие перцептивного процесса. М., 2006. С. 71.

7 Апресян, Ю. Д. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / В. Ю. Апресян, Ю. Д. Апресян, Е. Э. Бабаева, О. Ю. Богуславская и др. ; под общ. руковод. акад. Ю. Д. Апресяна. 2-е изд., испр. и доп. М., 2003. С. 92.

8 См.: Падучева, Е. В. Динамические модели в семантике лексики. М., 2004. 607 с.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).

Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 132-135.

З. М. Дударева

КОНЦЕПТ ЦЕНА В РЕКЛАМНЫХ ТЕКСТАХ

Рассматриваются вопросы исследования рекламных текстов с точки зрения использования понятия цена. Ценовой фактор является важным компонентом рекламы как мотив преимущества считается одним из наиболее значимых с точки зрения обычного покупателя. Приводятся примеры, которые демонстрирует убедительный потенциал рассматриваемой концепции.

Ключевые слова: реклама, концепт, метафора в рекламе, прагматический потенциал метафоры, аргументация, языковая игра.

Лингвистика рекламы - одно из ярких и плодотворно развивающихся направлений современных языковедческих исследований.

Развитие рекламотворчества способствует формированию особой сферы коммуникации, где функционирует своеобразный русский язык и используются специфические принципы коммуникации.

Анализ работ, в центре внимания которых находится собственно лингвистика рекламы, позволяет выделить самые различные аспекты в указанном плане: общая организация языкового материала в рекламном тексте; особенности функционирования языковых средств в рекламном тексте; специфика композиции рекламных текстов, исследуемая как совокупность соответствующих; язык рекламы на лексическом, синтаксическом, стилевом уровнях; тенденции

развития престижных компонентов рекламы, в особенности рекламных слоганов; попытки классификации рекламных текстов в зависимости от стратегии рекламы; анализируются языковые особенности различных типов рекламы: торговой, политической, социальной и т. п. [1].

Многочисленность и многоаспектность исследований рекламы в языковом аспекте позволяет исследователям говорить о новом направлении в лингвистике - рекламоведении [1].

Совершенно естественно, что основная цель рекламы - продвижение товара на потребительском рынке, для чего сознанием аудитории должна завладеть идея необходимости или престижности товара. При этом в рекламном дискурсе практически в чистом виде реализуется одна из важнейших функций языка - функция воздействия на адресата.

Таким образом, в сфере рекламы язык служит инструментом коммуникации, цель которой -побудить адресата к потребительскому поведению. Не секрет, что рекламная кампания осуществляется в условиях жесткой конкуренции, в ситуации недоверия, а порой и негативного отношения со стороны адресата, что стимулирует рекламодателей к поиску экономичных языковых «сигналов» привлечения внимания потенциальных покупателей.

Поскольку немаловажное значение для потенциального потребителя рекламируемого товара имеет его цена, обратимся именно к этой позиции рекламного текста. Вполне оправдано, что рекламодатели стремятся учитывать мотив выгоды, обусловленный стремлением человека приобрести дешевый, но, по возможности, качественный товар. И в этом случае концепт цена в структуре рекламы становится одним из ключевых элементов языкового манипулирования.

Создание грамотной рекламы требует учета психологии личности как потенциального потребителя и умения использования языковых средств аргументации, приемов убеждения. Именно по этой причине из всей массы определений понятия «концепт» остановимся на психолингвистической его мотивировке, принадлежащей А. А. Залевской, согласно которой концепт - это «спонтанно функционирующее в познавательной и коммуникативной деятельности индивида базовое перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера, подчиняющееся закономерностям психической жизни человека и вследствие этого по ряду параметров отличающееся от понятий и значений как продуктов научного описания с позиций лингвистической теории» [1].

Для того чтобы реклама была действенной, ее создатели должны учитывать многие факторы и в том числе мотив выгоды, весьма немаловажный для большей части населения нашей страны.

Мотив выгоды напрямую реализуется в словосочетаниях «низкие цены» и «выгодные цены», например: Предлагаем выгодные цены на автомобиль. Однако чаще рекламодатели «усиливают» представленный мотив выгоды различными способами, и в этом случае потребитель встречает рекламу вроде следующей: Окна СОК. Грандиозно выгодные цены; Раствор, бетон любых марок по очень выгодным ценам. Словосочетание «низкие цены» даже в сочетании с каким-либо наречием («безумно низкие», «скандально низкие», «невероятно

низкие», «действительно низкие») считается проблемным клише, и его использование признается неэффективным [3. С. 102]. И все же в рекламе это словосочетание используется довольно часто, например: Самые низкие цены в городе; Последние очень низкие цены в Cres-иійе; Забери электронику по абсурдно низким ценам; В М-Видео рекордно низкие цены; Бешено низкие цены на всю электронику; Вся электроника по ошибочно низким ценам; Неделя жестко сниженных цен в Эльдорадо.

Стремление продавцов заявить о себе в лучшем виде приводит к появлению рекламы, суть которой заключается в «отказе от прибыли», так как товар обещают продавать по цене изготовителя: Заводские цены; Фабричные цены; Товары по закупочным ценам; Товары по ценам производителя; и даже Наши цены ниже, чем у производителя.

К этой же группе, видимо, можно отнести и следующий пример рекламного текста, гласящий: Товары по своей цене.

В погоне за потребителем рекламодатели готовы даже принять цену покупателя, предлагая: Назови свою цену; Товары по вашей цене.

А чтобы покупатель не сомневался в искренности продавца, реклама утверждает: Устанавливаем цены как для себя.

Чтобы привлечь внимание потребителя к рекламируемому товару, создатели рекламы акцентируют внимание на процессе снижения цен, что также является ориентацией на мотив выгоды. В большинстве случаев реклама подобного рода носит ярко выраженный манипулятивный характер: Режем цены пополам; в «Спортмастере» цены пополам; Все товары за полцены.

Магазины объявляют не просто о снижении цен, они гиперболизируют эту кампанию, ср.: Обвал цен на дубленки и шубы; Грандиозный обвал цен на Ивановский текстиль.

Подобные заявления могут быть красиво обыграны. Так, посетители парикмахерского салона с юмором реагируют на объявление «Стрижем цены». В то же время следует отметить, что использование деструктивной лексики вносит определенный диссонанс в восприятие рекламного обещания снижения цены.

О. А. Феофанов приводит в качестве примера рекламу «Наш магазин взламывает цены» [3].

В нашей выборке представлен следующий рекламный текст фирмы «Атланта»: «Убиваем цены на хозяйственные товары».

Для продвижения товара на рынок рекламодателям важно подчеркнуть их близость к

основным группам потребителей, учет их покупательной способности, что ярко выражено в рекламе: Народная цена на продукты; В нашем магазине самые демократичные цены. Для людей не самого юного возраста выездная торговля предлагает купить шубы по советским ценам.

Один из способов эффективного воздействия на потребителя базируется на использовании в рекламном тексте языковой метафоры, что предполагает апелляцию не столько к рациональному, сколько к эмоциональному уровню потенциального покупателя. Именно в рекламе наглядно представлен прагматический потенциал метафоры, позволяющий воздействовать на адресата, настроить его на необходимый поведенческий тип.

Сезонное снижение цен метафорически обыгрывается в рекламе, где цена соотносится с определенным временем года. В отдельных случаях этот прием оправдан спецификой самого товара, ср.: Цены на весь ассортимент абсолютно летние (речь идет о распродаже шуб); Зимняя обувь по летним ценам; Обувь зимняя натуральная - цены летние Монре-альные. В последнем случае удачно использовано окказиональное прилагательное Монре-альные, связанное с наименованием магазина «Монро».

Сезонное снижение цен связывается с весенней приметой таяния снега: Цены тают. В осенний период ценопонижение связывается в одну картину с опаданием листвы: Осень начинается, цены осыпаются; и с отлетом птиц в теплые края: Цены полетели! В зимнее время рекламодатели завлекают потребителя, обещая ему Ценопотепление и даже Глобальное потепление цен.

Жаркое лето, напротив, требует некоторого «похолодания», что также используется в рекламном тексте: «На улице жаркое лето, а у нас в «Алтынай» ледяной водопад цен». Кроме того, лето - это пора цветения, что также берется на вооружение создателями рекламы, так реклама фотоаппаратов утверждает: «В июле расцветают специальные цены».

В нашей выборке широко представлены рекламные тексты, в которых реализуется метафора «Цена - праздник», например: Ново-годниецены на технику; Обычные цены меняются на новогодние. Сюда же можно отнести рекламу, где цена объявлена юбилейной: Торопитесь приобрести Липтон-Айс-Ти по юбилейной цене. Праздничная нота содержится в

рекламе новых моделей женской одежды, где обещается Фейерверк суперцен.

Салоны по продаже автомобилей широко используют рекламу, в которой представлены спортивные метафоры: Железная схватка: битва с ценой во всех салонах Nissan; Автомобили Nissan одерживают верх над ценами; Цены в нокауте. _

Языковеды отмечают, что в поисках новых средств выражения оригинальности, экспрессивности рекламных текстов, их создатели используют различные способы и приемы языковой игры, в частности, каламбуры, совмещение лексики разных стилей, иноязычные вкрапления, окказиональные новообразования, сознательное нарушение норм орфографии, графики, пунктуации, игровая цитация, реминисценции и так далее.

Одним из действенных приемов воздействия на потребителя является повтор в рекламе, способствующий запоминанию информации. Анализ подобных рекламных текстов свидетельствует, что в этом случае цена на товары воспринимается весьма положительно, так как характеризуется так же, как и сам товар. Так реклама туши-стимулятора роста ресниц утверждает: Невероятная длина - невероятная цена. Обратим внимание, что эпитеты в данном случае имеют антонимичное значение. Невероятная длина предполагает нечто большее, чем обычно, в то время как словосочетание невероятная цена должно восприниматься как цена ниже обычной. Рекламные повторы часто встречаются для характеристики косметических товаров, приведем еще пример рекламы геля для душа: Сочный уход - сочная цена. Однако не менее интересными являются и другие примеры: Детские товары по детской цене; Честная обувь по честным ценам; Нет сияющих витрин - есть сияющие цены. В последнем случае речь идет о возможности приобретения товаров в Интернет-магазине, где отсутствуют витрины.

Отметим также, что салоны, специализирующиеся на продаже компьютерной техники, вполне естественно используют в рекламе своих товаров соответствующую лексику: Интернет-цены в Эльдорадо; Распродажа по Интернет-ценам; Перезагрузка цен. Ориентация этих салонов на учащуюся молодежь прослеживается в рекламе следующего плана: Умным - отличные цены; Распродажа. Цены - на отлично; Зачетные цены для студентов.

К разряду окказиональных можно отнести образование термина микроцена в рекламе: У нас установлена микроцена на товары для дома. Частным случаем окказиональных инноваций является, на наш взгляд, использование в рекламе новообразований шок-цена и стоп-цена в магазине детских товаров: В нашем магазине стоп-цена на детские коляски.

Реклама не чуждается использования разговорной лексики: Цены дали деру. Несовременная орфография представлена в названии магазина «Грошъ-цена». Такое название само по себе служит рекламой заведения. Используется рекламистами и прием сознательного нарушения правил орфографии. Владельцы салона кожи и меха заявляют: «В Крессиде с-ума-сшедшие цены».

Отметим, что в разговорном языке эпитет «сумасшедший» по отношению к цене товара имеет негативный характер, так говорится о высокой цене, и по этой причине подобная реклама вряд ли может рассчитывать на успех.

Креативная реклама использует ценовую характеристику в стилистике предлагаемого товара, повышая тем самым его привлекательность. С нашей точки зрения, примером удачной рекламы могут быть тексты следующего содержания: Мы предлагаем легкие цены на

кожаную обувь; Обувь из кожи по натуральной цене. Покупатель понимает, что кожаная обувь высокого качества не может быть дешевой, однако представленная характеристика цен как легких и натуральных находится в одной плоскости с качеством товара и не противоречит ему.

Таким образом, концепт цена в составе рекламного текста обладает ярко выраженным прагматическим потенциалом, что предъявляет повышенные требования к его использованию.

Список литературы

1. Залевская, А. А. Психолингвистический подход к проблеме концепта // Методологические проблемы когнитивной лингистики : науч. изд. / под ред. И. А. Стернина. Воронеж, 2001. С. 36-44.

2. Зирка, В. В. Языковая парадигма мани-пулятивной игры в рекламе [Электронный ресурс] : дис. ... д-ра филол. наук. Днепропетровск, 2005. иЯЬ: http://www.twirpx.com/ file/45965.

3. Феофанов, О. А. Реклама: новые технологии в России [Электронный ресурс]. СПб., 2000. иЯЪ: http://www.twirpx.com/file/52427.

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 6 (335).

Филология. Искусствоведение. Вып. 88. С. 135-139.

Г. И. Исина

К ПРОБЛЕМЕ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ КОМПАРАТИВНЫХ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ

Исследуются механизмы создания образной фразеологической картины мира, что способствует проникновению в тайны когнитивной деятельности человека по творческому освоению мира, уточнению функциональной значимости фразеологических единиц и их места в осущест-

влении коммуникации.

Ключевые слова: когнитивная фразеология,

Язык является формой существования знания в виде системы определенных моделей. Однако знания, используемые при его декодировании, отнюдь не ограничиваются знаниями о языке. В их число входят также знания о мире, социальном контексте высказываний, умение извлекать хранящуюся в памяти информацию, планировать и управлять дискурсом и многое

концепт, моделирование, сознание.

другое. Только изучение способов взаимодействия и организации всех типов знаний приближает нас к пониманию сути языковой коммуникации. Изучение знаний, используемых в ходе языкового общения, рассматривается как одно из ведущих направлений когнитивной науки.

Фундаментальной частью наших знаний о мире являются представления об отношениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.