Научная статья на тему 'Концепт "судьба" в ментальном поле русской нации'

Концепт "судьба" в ментальном поле русской нации Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
613
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Форофонтова Юлия Леонидовна

The article is devoted to the research of one of the most important national mental segments to the concept "fate" in diachronic and synchronic aspects; to the revelation of the nation's ethic priorities, included in concept "concept"; to the specificity of the concept "fate" in individual and national aspects at different historic periods.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The concept "fate" in the mental sphere of the Russian nation

The article is devoted to the research of one of the most important national mental segments to the concept "fate" in diachronic and synchronic aspects; to the revelation of the nation's ethic priorities, included in concept "concept"; to the specificity of the concept "fate" in individual and national aspects at different historic periods.

Текст научной работы на тему «Концепт "судьба" в ментальном поле русской нации»

КОНЦЕПТ «СУДЬБА» В МЕНТАЛЬНОМ ПОЛЕ РУССКОЙ НАЦИИ

Ю.Л. Форофонтова

Forofontova Y.L. The concept “fate” in the mental sphere of the Russian nation. The article is devoted to the research of one of the most important national mental segments - to the concept “fate” in diachronic and synchronic aspects; to the revelation of the nation’s ethic priorities, included in concept “concept”; to the specificity of the concept “fate” in individual and national aspects at different historic periods.

Интерес к России и ее обитателям, к «загадочной русской душе» в последние годы стремительно растет. На Западе русские люди воспринимаются как непонятные и непредсказуемые, а у нас остается ощущение «исторического одиночества». Ответить на вопрос, чего же больше в русских - «западного» или «восточного» - и по возможности сгладить культурные барьеры можно посредством языка. Во все времена язык предстает одним из самых надежных путей изучения менталитета нации, так как он сопровождает ее с момента зарождения и до заката, если эта нация исчезла, или до настоящего времени, если нация живет и действует.

Описанием взаимоотношений языка и культуры, языка и этноса, языка и менталитета народа занимается сравнительно молодая наука - когнитология. В общем виде ее можно определить как репрезентацию человеческого опыта, структур знаний и оценок мира в языковых категориях. Когнитивная лингвистика дает возможность выйти за лингвистические рамки и учитывать лингвокультурологические факторы; благодаря этой науке можно исследовать ментальную информацию, составляющую основу человеческого сознания, материальную и духовную самобытность народа [1].

Важнейшим, базовым объектом исследования в когнитивной лингвистике является концепт, который в настоящее время переживает период глубокого осмысления. Вслед за Ю. С. Степановым, под концептами будем понимать «сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека», чьи основные признаки распознаваемы всеми носителями языка и культуры [2]. Концепты характеризуют носителей определенной этнокультуры, постигают объект не только рассудочно, но и творчески, ассоциативно. Ключевыми кон-

цептами культуры называют главные единицы картины мира, константы культуры, которые сложились в глубокой древности и не потеряли актуальности в наши дни.

В качестве предмета нашего исследования взят абстрактный, аксиологический концепт «судьба», представляющий собой ментальное и культурное ядро нации. Концепт «судьба», с одной стороны, является универсальным, надэтническим, а с другой, обладает специфическими особенностями, свойственными конкретной, в данном случае русской нации, поэтому очень важным становится выделение тех составляющих этого концепта, которые являются общечеловеческими, а также определение того, что отличает в этом плане русскую нацию.

Понятие судьбы характерно для всех народов и имеет сходства и различия, что проявляется в лексическом и семантическом выражении. Русское лексико-семантическое поле, вписываясь в общемировое, благодаря взаимовлиянию культур, заимствует практически все компоненты, привнося в концепт свои собственные оттенки смысла. Судьба относится к числу древнейших и важных слов нашей культуры, которая, несмотря на изменение и в мире, и в самом человеке, не исчезает из языка и пространства культуры. Объект, стоящий за этим словом, многомерен и допускает множество различных интерпретаций, в чем заключается сложность его исследования.

Никакой концепт не может быть репрезентирован в полном объеме с помощью вербальных средств языка, так сведения о мире кодируются и невербально. Однако для расширения диапазона исследования и объективации результатов исследования в нашей работе используется разножанровый материал: лексикография (материалы словарей), фольклор (пословицы и поговорки, репрезен-

тирующие выбранный концепт), а также философское наследие («Диалоги» Платона).

Язык как одна из составляющей концепта является, с одной стороны, самой консервативной его частью, так как передается от поколения к поколению, а с другой, постоянно меняющейся под воздействием различных реалий действительности, поэтому крайне важным становится изучение концепта в разный временные периоды, начиная с глубокой древности.

Изучение философских работ античных мыслителей, в частности философского наследия Платона, показывает, что на заре цивилизации судьба трактовалась как предопределенность, неизбежность: «Судьба -

путь от неведомого к неведомому и произвольная причина рокового деяния» [3]. На заре цивилизации люди хорошо осознавали причинно-следственную связь какого-либо поступка, понимали, что за определенным поступком, действием последует соответствующий результат, и благосклонность судьбы может напрямую зависеть от качеств характера человека: «Неизбежность последствий поступка определяется роком, например, за добровольным поступком «Парис похитит Елену» последует «из-за Елены эллины начнут войну»» [3, с. 463]. Однако за человеком в то время оставалось право свободы выбора и собственной жизненной позиции.

Проблема концепта «судьба» стояла на протяжении многих веков. Так, в индийской религии и философии судьба понималась как предопределение, как «закон возмездия», по которому в соответствии с суммой добрых и злых деяний живому существу предопределена судьба его текущего и будущего существования.

Для понимания основных значений концепта «судьба» обратимся к словарям, которые фиксируют основные этапы становления концепта «судьба» и основные компоненты его формулы, например: «судъ, участь, жребий, рокъ, часть, счастье, предопределение, неминучее въ быту земномъ провидения; что суждено, чему суждено сбыться или быть» [4].

Словарь русского языка дает следующее определение судьбы: «Складывающийся независимо от воли человека ход событий, стечение обстоятельств (по суеверным представлениям - сила, предопределяющая все, что приходит в жизни)» [5].

Большинство исследователей (Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев и др.) выделяют два основных значения существительного «судьба» в русском языке [6]. Судьба - это:

1) события чьей-либо жизни (Его судьба была интересной);

2) таинственная сила, стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека (Так решила судьба).

Попытки понимания и интерпретации концепта «судьба» осуществлялись на материале различных языков (Арутюнова 1999, Вежбицкая 1997 [7], Чернейко 1995). Анна Вежбицкая подчеркивала, например, ссылаясь на частицу авось, в которой также заложена идея судьбы, неконтролируемое™ событий, что в русском менталитете «судьба» понимается как что-то плохое, фатальное, непредсказуемое. Полностью с этим согласиться нельзя, хотя черты фатализма присущи русскому человеку. Вспомним хотя бы знаменитую игру «русская рулетка». Однако в повседневной русской речи слово судьба чаще используется в таких контекстах, как устроить свою судьбу, изменить свою судьбу, творец своей судьбы.

Проанализировав сведения словарей (Даль, Ожегов, СРЯ, Фасмер), предлагается следующая таксономическая модель концепта «судьба» в русском лексико-семантическом и ментальном поле (рис. 1).

Установив таксономическую модель (рис. 1), важно дифференцировать ее уровни, выделять «концепт первой ступени включения», «концепт второй ступени включения» и др. [1, с. 45]. Предложенная модель отражает языковые явления и показывает обилие представлений и толкований судьбы в русском менталитете. Из рис. 1, репрезентирующего концепт «судьба», видно, какой диапазон значений охватывает данное понятие. Соотносимые по «первой ступени включения» понятия рок, участь, удел, доля, фортуна, жребий, жизнь, история, авось характеризуются своими самостоятельными оттенками значений.

Для характеристики русской ментальности особую роль играют пословицы и поговорки, в которых сосредоточена вся мудрость народа. Пословицы и поговорки, представляя собой своеобразную квинтэссенцию идей, чувств, душевного склада народа особенно важны для исследования [8]. В отличие

СУДЬБА

суд рок

фатум

фортуна история доля жребий участь

удел

Срок, урочное Предопределение, вpeмя, гoд, предназначение,

пора, доба предначертание,

предзнамение

удача, успех

Рис. 1. Таксономическая модель концепта «судьба» в русском лексико-семантическом и ментальном

поле

от бытового употребления слова судьба, где оно в одном из своих значений может быть приложимо к неодушевленным предметам (судьба картины, дома, книги), носителями судьбы в пословицах и поговорках выступают только лица одушевленные.

Пословицы, содержащие концепт «судьба», демонстрируют многообразие отношений русского народа к данному понятию: это и связанное с дохристианским сознанием отношение к судьбе как к темной силе, потустороннему миру, могущему изменить человеческую судьбу, так и Божья воля. Концепт «судьба» в проанализированных русских пословицах и поговорках, наследуя старые мифопоэтические мотивы и возводя свои собственные, выступает в трех основных значениях: как высшая сила, как данное Богом и как неизбежность.

1. Судьба как высшая сила. Судьба ведет себя здесь как живое существо. Она владеет, распоряжается человеком, как хочет (Судьба придет - по рукам свяжет). Человек высту-

пает здесь как предмет, вещь, которым и владеет судьба, он пленник судьбы. Она активна, человек пассивен (От судьбы не уйдешь // Никто от своего року не уйдет). Типичные действия судьбы отражают ее агрессивный характер, ее нельзя миновать, обойти. Образ судьбы может слиться с образом смерти (Рок головы ищет). «Русские пословицы, в которых рок и судьба представлены как личности, показывают Судьбу судьей, а Рок палачом» [9]. Несомненна связь концептов «судьба» и «смерть», поэтому неслучайно, что концептуальная модель судьбы, рока строится при включении идеи смерти: Бойся не бойся, а без року смерти не будет. Отметим, что в большинстве традиций смерть, как, впрочем, и рождение, - обязательный и неотъемлемый компонент представлений о судьбе.

Судьба относится к людям неодинаково, некоторые получают счастливую судьбу, некоторые - несчастливую. Редки, но все же встречаются случаи, когда судьба как небес-

ная сила благосклонна. Пословица, репрезентирующая благосклонность судьбы (Под счастливой звездой родился), связана с астральной символикой, с солнцем, луной, звездами, зафиксированной у большинства народов. Считалось, что у каждого человека имеется своя звезда, которая рождается и умирает (падает) вместе с ним.

2. Судьба как данное Богом. Человек принимает судьбу от Бога (Жребий - Божий суд). Здесь также остается мотив подчиненности (Так Богу угодно было, знать, так уж суждено // Такова доля, что божья воля), зависимости (Кому что Бог даст // Не сам ковал, какой Бог дал), смирения: Что будет, то будет; а будет то, что Бог даст // Молчи, когда Бог убил (о калечестве, глупости и т. д.).

Человек получает судьбу в дар и в отличие от первого значения, где судьба субъект, в данном случае судьба выступает объектом. Человек судьбой может быть наделен (Де-тинка не без судъбинки) или, напротив, обделен (Малому дитятке да горькая часть). Русские пословицы, концептуализующие судьбу как данное Богом связаны с положением о параллелизме концептов «судьба» и «Бог», судьба и Бог являются объектами веры, обозначают силу, наделенную властными полномочиями; судьба управляет человеком, Бог - всем миром.

3. Судьба как неизбежность. Судьба здесь выступает как что-то предназначенное: Видно, так на роду написано. Используя разные лексемы, судьба может нести отрицательный, роковой характер (Где беде быть, там ее не миновать // Бойся не бойся, а от части (участи) не уйти // Бойся не бойся, а року не миновать // Чему быть, тому и статься) и в то же время указывает на сугубо индивидуальный, личностный характер (Кому сгореть, тот не утонет // Солдату умереть в поле, матросу в море // Овому та-

лант, овому два // То и счастье, что иному ведро, иному ненастье).

Таким образом, хотя представление о судьбе является универсальным и встречается во всех языках и культурах, судьба особенно значима для русского сознания, для русской картины мира, что обосновывается высокой частотностью употребления данного слова именно в русской речи, в русских текстах, значительно превышающую частоту употребления аналогов этого слова в западноевропейских языках [6, с. 489].

Изучение языкового материала, зафиксированного в лексикографической практике, философском наследии Платона и русском фольклоре позволяет сопоставить ментальный охват в различные отрезки времени, в индивидуальном и национальном сознании. Лексико-семантическое и, как следствие, ментальное поле концепта «судьба» включает множество значений, образующих в сознании человека собственные смыслы.

1. Сафонова Н.В. Концепт благо/добро как сегмент ментального поля нации (на материале русского языка). Тамбов, 2003. С. 9.

2. Степанов Ю. С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997. С. 40-41.

3. Платон. Диалоги. М., 1986. С. 427.

4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1956. Т. 4. С. 356.

5. Словарь русского языка: в 4 т. М., 1981-1984. Т. 4. С. 302.

6. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики). М., 1997. С. 488.

7. Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание. М., 1997.

8. Пословицы русского народа: сб. В.И. Даля: в 2 т. М., 1989.

9. Колесов В.В. Язык и ментальность. СПб., 2004. С. 131.

Поступила в редакцию 30.11.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.