Vol. 15 No. 3 ■ 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onF'linn<!)
Part 1. Philological Sciences
УДК 821.161.1 DOI: 10.17238/issn1998-5320.2021.15.3.3
Е. Н. Рымарева1
'Нижневартовский государственный университет, г. Нижневартовск, Российская Федерация
Концепт «родина» в сборнике избранных стихотворений А. С. Тарханова «Исповедь язычника»
Аннотация. В статье впервые подвергается анализу концепт «родина» в творчестве югорского поэта А. С. Тарханова, описывается поле концепта, его поэтическое воплощение, отмечается оригинальное видение поэтом идеи патриотизма. Статья углубляет представления об особенностях авторского мировидения. Фокус внимания исследования сконцентрирован на презентации концепта «родина» в индивидуально-авторской картине мира. Анализ сборника избранных произведений «Исповедь язычника» показал, что авторский концепт «родина» состоит из разных семантических компонентов. В номинативном поле сборника выделены следующие: Россия, малая родина, семья, мать, дом, природа, история. Концепт, как составляющая концептосферы поэта, выступает в поэтических текстах как основной носитель представлений поэта о культурных, исторических и этнических ценностях.
Ключевые слова: концепт, концептосфера, родина, мировосприятие, образ, лирика, стихотворение, А. С. Тарханов.
Дата поступления статьи: 30 июля 2021 г.
Для цитирования: Рымарева Е. Н. (2021) Концепт «родина» в сборнике избранных стихотворений А. С. Тарханова «Исповедь язычника» // Наука о человеке: гуманитарные исследования. Том 15. № 3. С. 20-27. DOI: I0.i7238/issni998-5320.202i.i5.3.3.
Проблема и цель. В современном литературоведении обращение к категории концепта при анализе художественных текстов становится традицией, поскольку такой подход ориентирован на раскрытие мировоззренческого и поэтического своеобразия художественных текстов. В лирическом тексте это просматривается в большей степени, так как слово, как номинативная единица, имеет в нём большую эмоциональную и смысловую значимость, чем в эпосе или драме. В этой связи актуальным представляется рассмотрение избранных стихотворений югорского поэта А. С. Тарханова именно в таком ракурсе. Целью статьи является не столько определение структурных категорий концепта, сколько его смысловое наполнение, позволяющее открыть новые возможности в исследовании организации художественного поэтического текста. Осмысление категории концепта способствует пониманию сущности авторской концептосферы.
Методы и методология. Исследование проводится на основе типологического, сравнительно-исторического, культурологического методов анализа, количественного и качественного контент-анализа. Для раскрытия сущности категории концепта в филологическом дискурсе были привлечены работы отечественных учёных, посвященные пониманию термина, наполняющим его компо-
нентам. Методология работы опирается на труды С. А. Аскольдова [1], В. Н. Ярцевой [2], Ю. С. Степанова [3], В. Н. Телии [4], В. Г. Зусмана [5]. Концепт «родина» анализировался в литературоведческих исследовательских работах на примере поэтических текстов русских поэтов, но в данном аспекте творческое наследие А. С. Тарханова не подвергалось анализу. Анализ стихотворений проведён в свете семантического и прагматического подходов.
Результаты. Термин «концепт» был введён в лингвистический тезаурс в 1928 г. С. А. Аскольдо-вым, впервые употребившим его в статье «Концепт и слово». Под концептом автор понимал «мысленное образование, которое замещает нам в процессе мысли неопределенное множество предметов одного и того же рода» [1, с. 269.] Теоретики языкознания по-разному трактуют данный термин. В. Н. Ярцева [2, с. 384] считает его синонимичным термину «понятие». Но «понятие» не отражает частные, необязательные признаки объекта, а фиксирует лишь общие, логически конструируемые признаки объектов. В современной лингвистике представлено три подхода к трактовке понятия «концепт».
Д. С. Лихачёв [6], В. В. Колесов [7], В. Н. Телия [4], являясь представителями лингвистического подхода, понимают концепт как потенциал зна-
чения слова вместе с его коннотативными элементами. В. Н. Телия полагает, что концепт - это «все то, что мы знаем об объекте во всей экстенсии этого знания [4, с. 97]. Когнитивный подход представлен в трудах А. П. Бабушкина [8], Н. Н. Болдырева [9], Е. С. Кубряковой [10], З. Д. Поповой и И. А. Стернина [11], В. З. Демьян-кова [12], Л. Г. Лузиной [13]. В понимании сущности концепта они ориентируются на явления ментального характера. В трактовке Ю. С. Степанова и других представителей культурологического подхода концепт предстаёт основной ячейкой культуры в ментальном мире человека [3, с. 43]. Анализ приведённых дефиниций позволяет резюмировать, что единого понимания термина «концепт» у современных исследователей нет, но при этом безусловно всеми принимается следующее положение: концепт, являясь продуктом коллективного сознания, обладает и этнокультурными особенностями.
Категория концепта стала сегодня предметом исследований философов, психологов, логиков. В последнее время данный термин активно используется в лингвистике, культурологии, литературоведении. В. Г. Зусман в книге «Диалог и концепт в литературе» впервые ввёл понятие «концепт» в терминологический аппарат литературоведения. Под концептом он понимает такой «образ, символ или мотив, который имеет "выход" на геополитические, исторические, этнопсихологические моменты, лежащие вне художественного произведения, открывающие одновременную возможность множества истолкований с разных точек зрения и выявляющие значимое расхождение между значением и смыслом выражающих его словесно-художественных элементов» [5, с. 14]. На наш взгляд, данное определение является весьма ёмким, наиболее полно отражающим сущностные стороны понятия, и мы будем придерживаться его в контексте нашего исследования. Именно потому, что концепт относится к категории мыслительной, так сложно дать ему однозначное определение. Вместе с тем многокомпонентность структуры концепта, динамическая сущность и этнокультурная маркированность отмечается представителями всех подходов.
Говоря о категории концепта, нельзя обойти вниманием такую категорию, как концепто-сфера. Под концептосферой понимается система
концептов, сформированная в сознании человека и в совокупности дающая представление о мире. Знаки языка, т. е. слова, составляют содержание этой системы. Понятные всем номинации «родина», «мать», «дом», «природа» в сознании каждого индивида имеют свою вариацию понимания, формируют свой концепт, который зависит от индивидуального жизненного опыта, от психологических особенностей личности и многих других составляющих. Говоря о художниках слова, под авторской концептосферой мы понимаем содержание индивидуального авторского сознания, которое при помощи образов закодировано в структуре художественного текста. Концепто-сфера - это категория уникальная, тождественных авторских концептосфер быть не может.
Рассматривая концепт «родина» в книге избранных стихотворений А. С. Тарханова «Исповедь язычника», мы выделили в номинативное поле следующие субконцепты-компоненты: Россия, малая родина, семья, мать, дом, природа, история и культура. Концепт «Родина» является универсальным, поскольку представлен во всех этнокульту-рах и поэтическом наследии всех художников слова, нашел он свое отражение и в лирике югорского поэта Андрея Семеновича Тарханова, творчество которого пропитано культурным наследием двух народов: русских и манси. Являясь выходцем из русскоязычной семьи кондинских манси, он гармонично синтезировал в своём поэтическом творчестве мировоззренческие установки двух этносов.
Поэтическая судьба его складывалась удачно, лирик получил заслуженное признание ещё при жизни, а его поэтические сборники всегда были востребованы читательской аудиторией не только Югры, но и всей России. Первая его книга вышла в свет ещё в 1963 г., на сегодняшний день его поэтическое наследие собрано в 24 сборниках, в их числе книга избранных стихотворений «Исповедь язычника». В стихотворении «Ночами трепетны леса» автор открывает читателю тайну своего «поэтического рождения»:
Я на ромашковой меже
Открыл в себе поэта [17, с. 24]
Поэтическая судьба А. С. Тарханова - это вечное движение вверх, а источником его вдохновения служит всё, что является понятийной составляющей концепта «родина».
Vol. 15 No. 3 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches
Part 1. Philological Sciences
Одним из наиболее значимых понятий для человека является образ родной земли, Родины, занимающей, пожалуй, центральное место в системе человеческих ценностей. Вне Родины человек ощущает себя оторванным от нации, традиций, лишённым «живого поля» жизни. Наиболее ярко, на наш взгляд, это подтверждает творческая судьба первого русского лауреата Нобелевской премии в области литературы И. А. Бунина, которому в тархановской «Исповеди язычника» посвящено стихотворение «В том порту». Священный образ родины формируется в нашем сознании сызмальства. Он запечатлён в устном народном творчестве, в афоризмах и пословицах, в произведениях классиков мировой литературы. Любому этносу присуще воспевание своей малой родины, в народном самосознании этот образ является ключевым.
Этимология слова «родина» связана с прасла-вянской основой «родъ». Слово имеет множество родственных однокоренных слов. К примеру, род, родня, родители. У слова «родина» много образов: Родина-мать, Родина-дом, Родина-страна. В словарях зафиксированы следующие дефиниции рассматриваемой лексемы. В. И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» зафиксировал три значения: «1. Родимая земля, чье-либо место рождения. 2. Земля, государство, где кто-либо родился. 3. Город, деревня» [14, с. 1697]. Д. Н. Ушаков в «Толковом словаре русского языка» зафиксировал 2 прямых и 2 переносных значения: «1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. 2. Место рождения кого-нибудь. 3. Переносное. Место зарождения, происхождения чего-нибудь. 4. Переносное. Место возникновения чего-нибудь» [15, с. 1939]. В «Русском толковом словаре» Лопатиных зафиксировано два значения. «1. Страна, в которой человек родился. 2. Место рождения, возникновения чего-нибудь, происхождения кого-чего-нибудь». [16, с. 597]. Таким образом, можно констатировать, что слово «Родина» синонимично словам «Отчизна» и «Отечество», неслучайно слова эти пишутся с большой буквы и несут основную нагрузку идеи патриотизма в русском языке.
Концепт всегда имеет слоистое строение, как кольца камбия на спиле дерева. Разные слои представляют собой результаты культурной жизни разных эпох. Концепт «родина» в ана-
лизируемом сборнике также имеет «матрёшеч-ный» принцип построения: от маленькой родины - отчего дома в конкретном населенном пункте - до образа страны. В образ страны вложены и образ родного дома, и образ матери, и образ родной природы. Любовь к Родине создаёт для автора смысл жизни, его собственное счастье неотделимо от счастья страны:
Ой, как нужен День прощенья!-Накопилось много слез В добрых душах за Россию, За себя и за народ [17, с. 300].
Авторский концепт родины, состоящий из разных компонентов, в качестве ценностного компонента предстаёт в образе России. Культурно и общественно значимые идеалы, выходящие за рамки индивидуального, сформированные в авторском сознании, обращены к образу страны: «Страна моя, любимая Россия», «Судьба твоя, Россия, светоносна» [17, с. 89]. Автор часто обращается к теме судьбы Родины, так как считает свою частную судьбу частью судьбы страны. Потому осина у него «... хранительница той, // Моей поэмы родовой // В глуши заснеженной Отчизны»[17, с. 105], а в глуши лесов «живут, Россия, // Твои и тайны, и мечты» [17, с. 365] Ему небезразлична судьба страны и народа, потому он обращается с просьбой:
О юных душах и умах,
Ушедших до поры из жизни.
Ты призадумайся, Отчизна [17, с. 244].
Автор придерживается известной концепции спасения, провозглашенной Ф. М. Достоевским: «Красота спасет мир». Он видит красоту во всем: в окружающей природе, в людях, в закатах и рассветах, в небе и на земле, в дне и ночи. Но даже ночь «во имя России // несет Красоту» [17, с. 83].
В концептосферу родины в «Исповеди язычника» входит и территориальная среда лирического героя и автора - Югра. При создании данного образа автор часто использует притяжательные местоимения, акцентируя внимание читателя на чувстве родства с югорской землей. Это мы наблюдаем во многих стихотворениях, к примеру: «Моя деревня», «Живи, Конда», «Где ты, Аманья моя?».
Для А. С. Тарханова Родина - это и образ малой родины, который встречается довольно-таки часто. К примеру, в стихотворении «Живи, Конда» мы читаем:
Прощай, мой лес - приволье детства! Прощайте, милые года! Мы в сердце сохраним их вместе, Моя родимая Конда [17, с. 279].
Значимой характеристикой родины в «Исповеди язычника» является родная земля малой родины, в описании которой, пожалуй, главную роль играют образы природы. Рассматривая интерпретацию концепта «родина» в поэтической речи А. С. Тарханова, нельзя не заострить внимание на гармоничном слиянии мира человека и природы родного края. В стихотворении «Природа» А. С. Тарханов обращается к читателям:
Поэт всегда акцентирует наше внимание на сопричастности к судьбе своего народа, к красоте своей природы:
Я привыкаю к бездорожью, Терпенье искренне пою В своем рябиново-таежном, В своем языческом краю... [17, с. 42].
В комплекс каждого концепта, и концепта «родина» тоже, входит отношение человека к отражаемому объекту. Это очень значимый ценностный компонент в структуре концепта. Отношение А. С. Тарханова к родине очень трепетное и, как истинного патриота, неравнодушное:
Я слышу, время, голос твой:
Доколе быть России в плаче?
Неужто жить нельзя иначе?
Живем - как на земле чужой...»[17, с. 244].
Судите, хайте отчужденно, Но я вам честно говорю: На свете есть одна Икона, И я ее боготворю [17, с. 198].
«Я верю небу и лесам», - утверждает поэт в стихотворении «Гроза из дальних-дальних странствий.» [17, с. 28]. Любование и восхищение - вот те чувства, которые охватывают лирика, когда он пишет о природе родного края. «Летал во сне над лесом я // И восхищенными глазами // Оглядывал свои края!» - восклицает поэт в «Зове неба» [17, с. 20].
В поэтическом описании родины у А. С. Тарханова важную роль играют образы деревьев: священного кедра («У кедра замедляю шаг - // Он для меня всегда священный.»), березы («Береза трепетна, нежна // Порою - мать, порой - гулена...»), сосны («Сосна - любимица небес.»), осины («Осина - скорбь»), лиственницы:
В тархановских текстах родина - это и родная деревня - то место, где человек родился. В стихотворении «Моя деревня» он тепло и нежно вспоминает свою малую родину - деревню Карагаево:
Здесь у кедров голос древний И душничка на лугу. Карагаево - деревня На песчаном берегу [17, с. 144].
С горечью пишет автор, как по вине чьего-то «неразумнейшего пера» она перестала существовать. Это тревожит душу поэта и становится лейтмотивом стихотворения:
Нет тебя, моя деревня, Нет боров, река тиха. Голос кедров мудрых, древних Стал тревогою стиха [17, с. 145].
Венчает лиственница строй Моих древес в таежной жизни. Она - хранительница той, Моей поэмы родовой
В глуши заснеженной Отчизны [17, с. 105].
Важно, что родина для поэта в любой её ипостаси является объектом любви, обожествления. Вот как он пишет об этом в «Исповеди таёжника»:
Есть края таежных очищений,
Хоть ползком,
но доберусь туда.
На заимке, в тишине залива,
Я обрел невыдуманный рай [17, с. 100].
Встреча с родиной для поэта - это всегда предельный эмоциональный накал. В одноимён-
Vol. 15 No. 3 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches
Part 1. Philological Sciences
ном стихотворении автор с глубоким волнением признаётся:
Жить на свете без вас не могу,
Кедры детства и волны удачи.
На песчаном стою берегу
У тебя, мой Туман, на виду,
Как ребенок, от радости плачу [17, с. 96].
Родина - ключевой концепт образа человеческого существования, противопоставленный государству и данный как естественное внешнее окружение и среда жизни:
Ни в чем, как мать,
поверь, ты не повинна...[17, с. 19].
С момента своего рождения именно мать является источником формирования моральных качеств и нравственных ценностей. В стихотворении «Чудаки» автор вспоминает её наказ: «Мать с рожденья сына просит: // Благородным будь, сынок» [17, с. 251]. На протяжении всей жизни мать является ангелом-хранителем, именно этот образ запечатлён в стихотворении о девушке, похожей на озябшую птичку, которую он случайно встретил на улице морозным днём:
Как велика, тонка взаимосвязь
Деревьев, звезд, священного жилья!
Она и есть основа бытия [17, с. 200].
Многослойность концепта «родина» обусловлена авторским мировосприятием. Родина для А. С. Тарханова - это и дом, и таёжные просторы, и священная тайна родства людей, которые живут и действуют в неизменной черте обитания. В центре него находится образ матери. Это один из самых типичных для человека вариантов восприятия родины через образ матери, приведённый к ассоциативной равнозначности «Родина-мать». Связанные с родиной метафорические ассоциации часто встречаются в тар-хановских текстах. Именно через образ матери реализуется А. С. Тархановым метафорическое воплощение идеи патриотический, сыновней любви к Родине.
Образ матери предстаёт перед читателем во многих стихотворениях сборника. В стихотворении «Костер памяти», посвящённом маме, Клавдии Гавриловне, создаётся обобщённый образ матерей, на долю которых в тяжёлые годы военного лихолетья выпала участь растить детей, содержать хозяйство и смиренно, с «печалью и любовью» ждать мужей. В контексте стихотворения слова «отец», «мать» и «Отчизна» приобретают особую значимость. Образы родителей, разлучённых войной, вырастают до образа «миллионов, как ты, матерей», которые несут свой крест «во имя Отчизны детей» [17, с. 241], ради будущего поколения, ради будущего Родины.
Мать - это самое святое, она никогда и ни в чём не может быть виновата:
И только мать...
В ее волшебной власти
Согреть тебя,
поднять упавший крест [17, с. 148].
«Материнскими» качествами в его лирических стихотворениях наделены многие образы. Рябина машет платком, «словно скорбная мать» [17, с. 52], озеро способно умыть «с материнской теплотою» [17, с. 101], даже звёзды могут «светить по-матерински»[17, с. 24]. Образ матери возникает в текстах всегда, когда автор пишет о тревожащих душу вещах. «Мать по судьбе - от боли, от разлуки» [17, с. 134]. С потерей матери автор остро ощущает одиночество. В стихотворении «К маме» он горестно восклицает:
Если бы знал человек,
Что с потерею матери
Более близкой души ему век не найти?! [17, с. 40]
Понятие родины для автора неотделимо от представления о родительском доме, образ которого связан со священным амбаром - местом приношения даров языческим богам, и образом «незабываемой бабушки» Матрёны Александровны Тархановой («Родная бабушка Матрена // Мне веру в небеса дала») [17, с. 89]. Еще в детстве «священная тайна амбара» вызывала у автора благоговейный трепет «.Под козырьком амбара священного стою» [17, с. 224]. Лесной пожар вынудил семью покинуть отчий дом («Назавтра дом отцовский запылал. // На пепелище молча я стоял. // Не уберег амбар - пришла беда») [17, с. 200]. Но каково же было удивле-
ние поэта, когда он увидел: «Амбар четырехно-гий мой // Среди обугленных деревьев // Стоит угрюмый, но... живой» [17, с. 82]. Вера занимает особое место в поэтической судьбе Тарханова.
Христианин я и язычник,
Меня крестили в Иртыше.
И по судьбе своеобычной -
Две веры у меня в душе [17, с. 117].
Потому, наверное, его одинаково восхищают купола храмов Тобольского кремля и каменные маски для шаманских танцев «в часы медвежьей пляски» [17, с. 373].
Родина для А. С. Тарханова - это и духовная культура этноса манси, отражение которой запечатлено во многих поэтических образах, таких как злой болотный дух Комполен, фея тайги Юча, хантыйский князь Самар, погибший в сражении с отрядом Ермака. Автор верит, что «Есть мудрых шаманов заветы» [17, с. 85], кедры холмов Ханты-Мансийска хранят память «Времен далеких Ермака»[17, с. 309], священные камни -историческую память: «И память ему подарили века, // Он помнит Кучума, отряд Ермака» [17, с. 133]. Почитая традиции своих далёких предшественников, которые когда-то были «заодно» с гуннами («. когда-то давно // Были с гуннами предки мои заодно» [17, с. 93]), А. С. Тарханов показывают любовь и почтение к своей Родине, так как для него Родина - это еще и культура, история и наследие.
Исторические события времён гражданский войны, когда «России качалась судьба» и «катился вал войны гражданской»[17, с. 72], опоэтизированы автором в «Батьке Махно» [17, с. 163] и стихотворении «Была ты нежною дворянкой». Годы Великой Отечественной войны, которая забрала жизнь отца поэта, вспоминаются как самые тяжёлые:
В войну морозы были лютыми,
Стонали лед и дерева.
А люди лес валили сутками,
Губами
шевеля едва. [17, с. 258].
На страницах книги избранных стихотворений запечатлены и исторические личности: монах Юлиан, открывший венграм землю предков: «Рикардо, брат, не умирай // Не время умирать. // Уж близок, брат, Югорский край.» [17, с. 118]; опальный князь Меньшиков, имеющий девиз: «Достоин уваженья каждый, кто в беды честь свою сберег» [17, с. 297]; великий полководец Суворов, в годы жизни которого «Была Россия вдохновенной» [17, с. 172]; Сталин и Жуков, роль которых в исторических сражениях Великой Отечественной войны осмыслена автором так: «И думал о войне товарищ Сталин. // А маршал Жуков думал обо мне»[17, с. 166]; и «вечный» генеральный секретарь Брежнев : «.А Брежнев не думал о славе Державы» [17, с. 167]; и академик Вавилов, расстрелянный в годы репрессий (ему посвящено стихотворение «Костер Вавилова» [17, с. 263]).
Выводы. Приведённые выше наблюдения и процитированные мнения исследователей позволяют сделать вывод о том, что концепт - это не только смысловое значение имени. Он также напрямую зависит от авторского мировосприятия и мышления. Анализируя авторскую концептосферу, мы имеем возможность приблизиться к пониманию его видения мира и пониманию конкретного слова в комплексе понятийных, психологических составляющих, которые возникают на основе художественных ассоциаций. Логика нашего повествования приводит к мысли, что запечатлённый в сборнике избранных произведений «Исповедь язычника» образ Родины - один из наиболее часто повторяющихся когнитивно-культурологических мотивов поэзии А. С. Тарханова, отражающий его философию и ми-ровидение. В данной работе многокомпонентный концепт «родина» был рассмотрен как часть поэтической картины мира А. С. Тарханова. Мы пришли к выводу, что он многогранен и состоит из уникальных авторских номинантов, а традиционные для русской поэтической речи образы являются неотъемлемой составляющей данного концепта.
Источники
1. Аскольдов С. А. Концепт и слово // Русская словесность : антология / под ред. В. П. Нерознака. М. : Academia, 1997. С. 267-279.
2. Языкознание. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. 2-е изд. М. : Большая Российская Энциклопедия, 1998. 685 с.
3. Степанов Ю. С. Константы : словарь русской культуры. М. : Школа «Языки русской культуры», 1997. 824 с.
Vol. 15 No. 3 2021 The Science of Person: Humanitarian Researches ISS'NSi1N51897^98433x2(onF'linn<!)
Part 1. Philological Sciences
4. Телия В. Н. Русская фразеология. Семантический, прагматический и лингвокультурологический аспекты. М. Школа «Языки русской культуры», 1996. 288 с.
5. Зусман В. Концепт в системе научного знания // Вопросы литературы. М., 2003. № 2. С. 3-29
6. Лихачёв Д. С. Концептосфера русского языка // Известия РАН. Сер. лит. и яз. М., 1993. Т. 52. № 1. С. 3-9.
7. Колесов В.В. Философия русского языка. СПб. : ЮНА, 2002. 444 с.
8. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1996. 104 с.
9. Болдырев Н. В. Концепт и значение слова // Методологические проблемы когнитивной лингвистики. Тамбов : Изд-во Тамбов. гос. ун-та, 2001. С. 25-36.
10. Кубрякова Е. С. Концепт // Краткий словарь когнитивных терминов. М. : Изд-во Мос. гос. ун-та, 1996. С. 90-92.
11. Попова З. Д., Стернин И. А. Понятие «Концепт» в лингвистических исследованиях. Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 1999. 30 с.
12. Демьянков В. З. Понятие и концепт в художественной литературе и в научном языке // Вопросы филологии. М., 2001. № 1 (7). С. 35-47.
13. Лузина Л. Г. О когнитивно-дискурсивной парадигме лингвистического знания // Парадигмы научного знания в современной лингвистике. М. : Инст-т науч. информации по общественным наука РАН, 2008. С. 40-48.
14. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. / [соч.] Владимира Даля. 3-е изд., испр. и знач. доп., изд. под ред. [и с предисл.] проф. И. А. Бодуэна-де-Куртенэ. СПб. - М. : Т-во М. О. Вольф, 1907. Т. 3. 1782 с.
15. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Гос. инст-т «Сов. энцикл. »; ОГИЗ ; Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1939. Т. 3. 1424 с.
16. Лопатин В. В., Лопатина Л. Е. Русский толковый словарь. 5-е изд., стер. М. : Русский язык, 1998. 832 с.
17. Тарханов А. С. Исповедь язычника: Стихи и поэма / предисл. К. Яковлева. Екатеринбург : Сред.-Урал. кн. изд-во, 2001. 400 с
Информация об авторе
Рымарева Елена Николаевна
Кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций и туризма. Нижневартовский государственный университет (628616, РФ, г. Нижневартовск, ул. Мира, 3, корп. б). ORCID ID: https://orcid. org/0000-0002-4920-5803. E-mail: enrimareva@yandex.ru
E. N. Rymareva1
'Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russian Federation
The concept of "motherland" in the collection of selected poems "Confession of a pagan" by A. S. Tarkhanov
Abstract. For the first time the concept of "motherland" in the work of the Ugra poet A. S. Tarkhanov is analyzed, the article also describes the field of the concept, its poetic embodiment, and notes the poet's original vision of the idea of patriotism. The article deepens the ideas about the features of the author's worldview. The focus of the research is concentrated on the presentation of the concept of "homeland" in the individual author's picture of the world. The analysis of the collection of selected works "Confession of a Pagan" shows that the author's concept of "motherland" consists of different semantic components. The following features are highlighted in the nominative field of the collection: Russia, small motherland, family, mother, home, nature, history. The concept, as a component of the poet's conceptual sphere, appears in poetic texts as the main carrier of the poet's ideas about cultural, historical and ethnic values.
Keywords: concept, conceptosphere, homeland, world perception, image, lyrics, poem, A. S. Tarkhanov.
Paper submitted: July 30, 2021.
For citation: Rymareva E. N. (2021) The concept of "motherland" in the collection of selected poems "Confession of a pagan" by A. S. Tarkhanov. The Science of Person: Humanitarian Researches, vol. 15, no. 3, pp. 20-27. DOI: 10.17238/ issni998-5320.202i.i5.3.3.
References
1. 1. Askold S. A. Concept and word. In, Russian literature. An Anthology. Ed. by V. P. Neroznak. Moscow , Academia Publ., 1997, pp. 267-279.
2. Linguistics. The Great Encyclopedic Dictionary. Ch. ed. V. N. Yartseva. 2nd ed. Moscow, The Great Russian
Encyclopedia, 1998, 685 p.
Раздел 1. Филологические науки
3. Stepanov Yu. S. Constants, Dictionary of Russian culture. Moscow, Languages of Russian Culture Publ., 1997, 824 p.
4. Telia V. N. Russian phraseology. Semantic, pragmatic and linguoculturological aspects. Moscow Languages of Russian Culture Publ., 1996, 288 p.
5. Zusman V. Concept in the system of scientific knowledge. Questions of literature, 2003, no. 2, pp. 3-29
6. Likhachev D. S. The concept of the Russian language. Izvestiya RAN. Ser. lit. and lang. Moscow, 1993, vol. 52, no. 1, pp. 3-9.
7. Kolesov V.V. Philosophy of the Russian language. St. Petersburgh, JUNA Publ., 2002, 444 p.
8. Babushkin A. P. Types of concepts in the lexico-phraseological semantics of the language. Voronezh, Voronezh State University Publ., 1996, 104 p.
9. Boldyrev N. V. Concept and meaning of the word. In: Methodological problems of cognitive linguistics. Tambov, Publishing State University Publ., 2001, pp. 25-36.
10. Kubryakova E. S. Concept. In: A short dictionary of cognitive terms. Moscow, Moscow State University Publ., 1996, pp. 90-92.
11. Popova Z. D., Sternin I. A. Term "Concept" in linguistic research. Voronezh, Voronezh State University Publ., 1999, 30 p.
12. Demyankov V. Z. Concept and concept in fiction and scientific language. Questions of philology. Moscow, 2001, no. 1 (7), pp. 35-47.
13. Luzina LG On the cognitive-discursive paradigm of linguistic knowledge. In: Paradigms of scientific knowledge in modern linguistics. Moscow, Inst-t scientific. Information on Social Science RAS Publ., 2008, pp. 40-48.
14. Explanatory dictionary of the living Great Russian language. In 4 volumes. Op. by Vladimir Dal. 3rd ed., corr. and significant additional. Ed. and preface. Prof. I. A. Baudouin-de-Courtenay. St. Petersburg - Moscow, O. Wolf Publishing house, 1907, vol. 3, 1782 p.
15. Explanatory dictionary of the Russian language. Ed. by D. N. Ushakov. Moscow, State in-t Soviet encyclopedia; OGIZ, State publishing house in foreign languages. and nat. dict., 1939, vol. 3, 1424 p.
16. Russian explanatory dictionary. 5th edition, ster. Moscow, Russkiy yazyk Publ., 1998, 832 p.
17. Tarkhanov A. S. Confessions of a pagan. Poems and a ballad. Foreword by K. Yakovlev. Yekaterinburg, Sred.-Ural. Publ., 2001, 400 p.
Information about the author
Elena N. Rymareva
Cand. Sc. (Philol.), Associate Professor. Nizhnevartovsk State University (3b Mira St., Nizhnevartovsk, 628600, Russian Federation). ORCID ID: https://orcid.org/0000-0002-4920-5803. E-mail: enrimareva@yandex. ru
© E. H. PbiMapeBa, 2021