Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА'

КОНЦЕПТ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНОЕ ПРАВО / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / РЕГУЛЯТОРНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дегтярев Михаил Владимирович

Статья посвящена понятию, онтологии и особенностям публично-правовых режимов. Автор, произведя обзор представленных в научной литературе концептов, даёт своё авторское определение понятию «публично-правовой режим».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT OF THE PUBLIC LEGAL REGIME

The article is devoted to the concept, ontology and features of public-legal regimes. The author, after reviewing the concepts presented in the scientific literature, gives his author's definition of the concept of «public-legal regime».

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_119

УДК 342; 347; 349; 342.9; 34.03; 340.130.5; 340.14.

КОНЦЕПТ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА The concept of a public-legal regime

ДЕГТЯРЕВ Михаил Владимирович,

кандидат юридических наук, докторант кафедры административного права и процесса Московского государственного юридического университета им. О.Е. Кутафина (МГЮА). 123995, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, 9. E-mail: mvdegtyarev@adm.khv.ru;

Degtyarev Mikhail Vladimirovich,

PhD (Law), postdoctoral of the department of administrative law and process of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL). 123995, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9. E-mail: mvdegtyarev@adm.khv.ru

Краткая аннотация: Статья посвящена понятию, онтологии и особенностям публично-правовых режимов. Автор, произведя обзор представленных в научной литературе концептов, даёт своё авторское определение понятию «публично-правовой режим».

Abstract: The article is devoted to the concept, ontology and features of public-legal regimes. The author, after reviewing the concepts presented in the scientific literature, gives his author's definition of the concept of «public-legal regime».

Ключевые слова: публичное право, административное право, правовой режим, публично-правовой режим, регуляторное пространство.

Keywords: public law, administrative law, legal regime, public-legal regime, regulatory space.

Для цитирования: Дегтярев М.В. Концепт публично-правового режима // Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 119-121. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_119.

For citation: Degtyarev M.V. The concept of a public-legal regime // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 119-121. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_ 11_119.

Статья поступила в редакцию: 05.10.2022

Понятие «публично-правовой режим», всё чаще применяемое в правовой практике, является на сегодня недостаточно исследованным и недостаточно объяснённым в публично-правовых науках, нуждаясь в дополнительной научной проработке. Это совершенно необходимо для заполнения пробелов и устранения неоднозначностей понимания и толкования указанной конструкции в праве.

Тем более, требует существенного прояснения понятие инновационного публично-правового режима^, но мы остановимся в настоящей статье пока на первом, более базового порядка, понятии.

По В.Ю. Троицкому, крайне важно отказаться и уйти от искусственных упрощений, искажающих понятие, поскольку неточное определение - это неверное определение2. Этому подходу мы и станем следовать.

Произведенное нами (отражённое в другой нашей статье) обобщение случаев применения лексической конструкции «правовой режим» в законодательстве РФ позволило выявить, что названная конструкция достаточно активно и во множестве модальностей применяется в текстах федеральных законов и конституционных федеральных законов (а также в текстах постановлений и распоряжений Правительства РФ, в иного уровня актах), но используется оно в очень размытой семантической привязке и без сопровождения должным закреплением правовой дефиниции. А именно, в текстах указанных актов России встречаются следующие приложения лексической конструкции «правовой режим» (иногда используется сокращённо, но идентично по смыслу - «режим», а также «регулирование правового режима» и «регуляторный режим»): правовой режим контртеррористической операции; правовой режим военного положения; правовой режим чрезвычайного положения; правовой режим повышенной готовности; правовой режим инноваций (например, цифровых); правовой режим деятельности (осуществления деятельности) - в определенной сфере, по определенному направлению или определённых акторов (субъектов); правовой режим отношений к определённой сфере; правовой режим некоторой административно-территориальной или иной территориальной единицы, земельного участка или иной территории определённого назначения; правовой режим зоны безопасности; правовой режим государственной границы; правовой режим некоторого промышленного или логистического объекта (например, морского порта); правовой режим охраны (например, природного объекта); правовой режим имущества; правовой режим иностранных организаций; правовой режим иностранных граждан; правовой режим информации в некотором онтологическом объёме (в некоторой конкретной системе) или некоторой направленности; правовой режим программно-технических средств; правовой режим технологической инфраструктуры системы; правовой режим оборота определённых материальных вещей; правовой режим оборота данных; правовой режим налогообложения; правовой режим работы (функционирования) государственного органа; правовой режим тру-

1 См.: Дегтярев М.В. Новейшие регуляторные технологии и инструменты: Регуляторные эксперименты, песочницы, гильотины, экосистемы, платформы / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. - 424 с. Дегтярев М.В. Будущее права. Инновационные публично-правовые режимы и новейшие (нетипичные) регуляторные технологии: Библиографический указатель / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. - 140 с. Понкин И.В., Лаптева А.И. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве: Учебник / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 174 с. <http://moscou-ecole.ru/2021/03/06/ponkin_lapteva_law-and-digital-2021/>.

2 Троицкий В.Ю. Судьбы русской школы. - М., 2010. - 480 с. - С. 335.

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 11(115)

да определённых категорий работников; правовой режим получения доступа к выделенному частотному режиму (в сфере телекоммуникаций). Нами был сформулирован как предварительный вывод (косвенно и производно подтверждаемый и разъяснениями Верховного суда РФ) о том, что в российских нормативных правовых актах смысл используемой лексической конструкции «правовой режим» прямо-семантически и контекстно сводим (при всём многообразии модальностей использования) к отражению феномена и понятия нормативно установленного порядка, то есть правового порядка - в определённой сфере (сегменте сферы) общественных отношений, в определённых условиях, по определённому направлению и видам деятельности и/или в отношении определённого круга акторов (субъектов).

Отталкиваясь от этого вывода (как уже аксиоматизированной1 опорной точки) мы начнём выстраивать более глубокую и развёрнутую авторскую научно-правовую парадигму публично-правового режима.

Прежде всего, заметим, что наш концептуальный подход не вступает в противоречие с концептуально-дефинитивными подходами мэтров отечественной административно правовой науки. Так, субстрат концепта В.Б. Исакова аттрактивно сводим к юридической форме порядка2; субстрат концепта Н.И. Матузова и А.В. Малько - к распорядку действия права3; субстрат концепта Д.Н. Бахраха - к сегменту системы норм права4 (то есть опять же к правовому порядку); субстрат концепта Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского и Ю.Н. Старилова - к порядку правового регу-

5

лирования .

Но что есть понятие «порядок» в этом подходе?

В самом общем значении, по И.В. Понкину, «порядок - это фактически существующая субстантивная (т.е. обладающая самостоятельным, независимым существованием, в том числе - в силу свойства негэнтропии), или конвенциально (условно) презюмируемая (предсказуемая, полагаемая) либо проектируемая и (или) искусственно создаваемая и поддерживаемая пространственно-временная, функционально-логическая, синтаксическая или морфологическая топология (схема, матрица) относительно стабильного состояния (в том числе, состояния, обладающего некоторой инвариантностью, либо состояния стабильного развития) набора имеющих определенные фиксированные взаиморасположения и интерреляции объектов или элементов, в рамках и на основе которой [топологии] каждому такому объекту или элементу (каждой группе объектов или элементов) атрибутируются свои наборы параметров, привязывающих (постоянно или в течение временного промежутка) их к определенному «образу места» в этой топологии или к определённому состоянию»6. Согласно тому же автору, «процессуальный порядок -это нормативно определенная алгоритмизация (трассировка, программирование) и, соответственно, алгоритм последовательных требуемых или возможных (значимых для хода или результатов процесса) действий или изменений, связанность таких действий и изменений указанным алгоритмом»7.

Говоря о лексеме «публичный», отражающей понятие публичного, следует понимать, что природа публичного:

- отражает суверенную волю государства и связанное с нею властное повелевание (как квинтэссенцию и онтологию любой власти) и относимость к публичной (доминантно - государственной, но также и муниципальной) власти,

- вытекает из природы и онтологии государства и государственной власти, из природы и объёма функций, компетенций, целей, задач и дел, традиционно относимых к компетенции публичной власти и определяющих баланс между экономическими и неэкономическими публичными интересами.

В числе опорных для наших инструментальных целей (разработки нашей авторской правовой парадигмы публично-правового режима) концептов (помимо вышеуказанной аксиоматизации, что правовой режим - это правовой порядок) мы позиционируем следующие:

- обобщённый субстратовый концепт понимания правового режима как правового порядка (и распорядка) В.Б. Исакова8, Н.И. Матузова, А.В. Малько9, Д.Н. Бахраха, Б.В. Россинского Ю.Н. Старилова10;

- теория порядка, процесса и процессуального порядка И.В.Понкина11;

- концепт Бертрана де Жувенеля12 о значении повелевания в природе и онтологии власти;

- концепт Стивена Краснера13 относительно структурного содержания правового режима.

Тогда текущая редакция нашей авторской дефиниции выглядит следующим образом:

Публично-правовой режим - это нормативно-правовой (то есть выстроенный и санкционируемый публичной властью) порядок (как аттрактивная часть регуляторного ландшафта в определённой сфере, в определённых условиях, по определённому направлению и видам дея-

1 См.: Понкин И.В., Редькина А.И. Методология науки: аксиоматический метод научного исследования // Копирайт. - 2019. - № 4. - С. 61-78.

2 Исаков В.Б. Правовые режимы и их совершенствование // XXVI съезд КПСС и развитие теории права. - Свердловск, 1982. - С. 34-39.

3 Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: понятие и виды // Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. - Воронеж, 1996. - С. 14.

4 БахрахД.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000.

5 БахрахД.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - 800 с. - С. 456.

6 Понкин И.В. Теория государственного управления: содержание понятия «порядок» // Административное право и процесс. - 2016. - № 11. - С. 8-10. - С. 9.

7 Понкин И.В. Теория государственного управления: Учебник / Предисл. А.Б. Зеленцова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 529 с. - С. 130.

8 Исаков В.Б. Правовые режимы и их совершенствование // XXVI съезд КПСС и развитие теории права. - Свердловск, 1982. - С. 34-39.

9 Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: понятие и виды // Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. - Воронеж, 1996. - С. 14.

10 БахрахД.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - 800 с. - С. 456.

11 Понкин И.В. Понятие «процесс» в праве и в публичном управлении // Вестник гражданского процесса. - 2017. - Т. 7. - № 2. - С. 11-30. Понкин И.В. Понятие, структура и особенности административного процесса // Административное право и процесс. - 2018. - № 5. - С. 6-9. Понкин И.В. К вопросу о содержании понятия «порядок» // Нравственные императивы в праве. - 2015. - № 4. - С. 3-5. Понкин И.В. К вопросу о содержании понятия «социальный порядок» // Социальное государство: конституционные модели и потенциал трансформации. - Белгород: ГиК, 2016. - 294 с. - С. 60-64. Понкин И.В. Энтропия, негэнтропия и порядок в публичном управлении и в праве // Право и образование. - 2016. - № 9. - С. 11-20. Понкин И.В. Теория государственного управления: содержание понятия «порядок» // Административное право и процесс. - 2016. - № 11. - С. 8-10.

1 Жувенель, де Б. Власть: Естественная история ее возрастания: Пер. с франц. - М.: ИРИСЭН; Мысль, 2011. - 546 с. - C. 43, 50, 148.

13 Krasner S.D. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables // International Regimes / Ed. by S.D. Krasner. - Ithaca (N.Y., USA): Cornell University Press, 1983. - P. 1-21. - P. 2.

тельности и/или в отношении определённого круга субъектов), объективируемо воплощаемый в форме диференцированного комплекса явных и неявных правовых предписаний (материальных и процессуальных) - правовых норм, принципов и процедур (алгоритмов) принятия и реализации решений, воплощая квинтэссенцию рационализированного текущего и нацеленного на перспективу властного повелевания.

В других наших статьях мы исследуем значение (прямое семантическое, контекстное, коннотативное, дискурсивное) понятия «инновационный», квалифицирующе-достраивающего и концептуально-уточняющего наш отражённый выше концепт публично-правового режима - до концепта инновационного публично-правового режима.

Библиогра фия:

1. Бахрах Д.Н. Административное право России. Учебник для вузов. - М.: НОРМА - ИНФРА-М, 2000.

2. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2005. - 800 с.

3. Дегтярев М.В. Будущее права. Инновационные публично-правовые режимы и новейшие (нетипичные) регуляторные технологии: Библиографический указатель / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. - 140 с.

4. Дегтярев М.В. Новейшие регуляторные технологии и инструменты: Регуляторные эксперименты, песочницы, гильотины, экосистемы, платформы / Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина (МГЮА). - М.: Буки Веди, 2022. - 424 с.

5. Жувенель, де Б. Власть: Естественная история ее возрастания: Пер. с франц. - М.: ИРИСЭН; Мысль, 2011. - 546 с.

6. Исаков В.Б. Правовые режимы и их совершенствование // XXVI съезд КПСС и развитие теории права. - Свердловск, 1982. - С. 34-39.

7. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовые режимы: понятие и виды // Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. - Воронеж, 1996. - С. 14.

8. Понкин И.В. К вопросу о содержании понятия «порядок» // Нравственные императивы в праве. - 2015. - № 4. - С. 3-5.

9. Понкин И.В. К вопросу о содержании понятия «социальный порядок» // Социальное государство: конституционные модели и потенциал трансформации. - Белгород: ГиК, 2016. - 294 с. - С. 60-64.

10. Понкин И.В. Понятие «процесс» в праве и в публичном управлении // Вестник гражданского процесса. - 2017. - Т. 7. - № 2. - С. 11-30.

11. Понкин И.В. Понятие, структура и особенности административного процесса // Административное право и процесс. - 2018. - № 5. - С. 6-9.

12. Понкин И.В. Теория государственного управления: содержание понятия «порядок» // Административное право и процесс. - 2016. - № 11. - С. 8-10.

13. Понкин И.В. Теория государственного управления: Учебник / Предисл. А.Б. Зеленцова. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 529 с.

14. Понкин И.В. Энтропия, негэнтропия и порядок в публичном управлении и в праве // Право и образование. - 2016. - № 9. - С. 11-20.

15. Понкин И.В., Лаптева А.И. Право и цифра: Машиночитаемое право, цифровые модели-двойники, цифровая формализация и цифровая онто-инженерия в праве: Учебник / Консорциум «Аналитика. Право. Цифра». - М.: Буки Веди, 2021. - 174 с. <http://moscou-ecole.ru/2021/03/06/ponkin_lapteva_law-and-digital-2021/>.

16. Понкин И.В., Редькина А.И. Методология науки: аксиоматический метод научного исследования // Копирайт. - 2019. - № 4. - С. 61-78.

17. Троицкий В.Ю. Судьбы русской школы. - М., 2010. - 480 с.

18. Krasner S.D. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables // International Regimes / Ed. by S.D. Krasner. - Ithaca (N.Y., USA): Cornell University Press, 1983. - P. 1-21.

1. Bakhrah D.N. Administrative law of Russia. Textbook for universities. - M.: NORM - INFRA-M, 2000.

2. Bakhrah D.N., Rossinsky B.V., Starilov Yu.N. Administrative law: Textbook for universities. 2nd ed., ed. and add. - M.: Norm, 2005. - 800 p.

3. Degtyarev M.V. The future of law. Innovative public law regimes and the latest (atypical) regulatory technologies: Bibliographic index / Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). - M.: Buki Vedi, 2022. - 140 p.

4. Degtyarev M.V. The latest regulatory technologies and tools: Regulatory experiments, sandboxes, guillotines, ecosystems, platforms / Moscow State Law University named after O.E. Kutafin (MSLA). - M.: Buki Vedi, 2022. - 424 p.

5. Jouvenel, de B. Power: The natural history of its growth: Translated from French - M.: IRISEN; Thought, 2011. - 546 p.

6. Isakov V.B. Legal regimes and their improvement // XXVI Congress of the CPSU and the development of the theory of law. - Sverdlovsk, 1982. - pp. 34-39.

7. Matuzov N.I., Malko A.V. Legal regimes: concepts and types // Law and politics: modern problems of correlation and development. - Voronezh, 1996. - p. 14.

8. Ponkin I.V. On the question of the content of the concept of "order" // Moral imperatives in law. - 2015. - No. 4. - pp. 3-5.

9. Ponkin I.V. On the question of the content of the concept of "social order" // Social state: constitutional models and the potential of transformation. - Belgorod: GiK, 2016. - 294 p. - p. 60-64.

10. Ponkin I.V. The concept of "process" in law and in public administration // Bulletin of Civil procedure. - 2017. - Vol. 7. - No. 2. - pp. 11-30.

11. Ponkin I.V. The concept, structure and features of the administrative process // Administrative law and process. - 2018. - No. 5. - pp. 6-9.

12. Ponkin I.V. Theory of public administration: the content of the concept of "order" // Administrative law and process. - 2016. - No. 11. - pp. 8-10.

13. Ponkin I.V. Theory of public administration: Textbook / Preface by A.B. Zelentsova. - M.: INFRA-M, 2019. - 529 p.

14. Ponkin I.V. Entropy, negentropy and order in public administration and in law // Law and education. - 2016. - No. 9. - pp. 11-20.

15. Ponkin I.V., Lapteva A.I. Law and digit: Machine-readable Law, digital twin models, digital formalization and digital onto-engineering in law: Textbook / Consortium "Analytics. Right. Digit". - M.: Buki Vedi, 2021. - 174 p. <http://moscou-ecole.ru/2021/03/06/ponkin_lapteva_law-and-digital-2021 />.

16. Ponkin I.V., Redkina A.I. Methodology of science: axiomatic method of scientific research // Copyright. - 2019. - No. 4. - pp. 61-78.

17. Troitsky V.Yu. The fate of the Russian school. - M., 2010. - 480 p.

18. Krasner S.D. Structural Causes and Regime Consequences: Regimes as Intervening Variables // International Regimes / Ed. by S.D. Krasner. - Ithaca (N.Y., USA): Cornell University Press, 1983. - P. 1-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.