Научная статья на тему 'Концепт «Природа» в драме Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора»'

Концепт «Природа» в драме Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
99
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ «ПРИРОДА» / Н. Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ / ДРАМА «ЗОРА» / МИФОЛОГЕМА / CONCEPT “NATURE” / N. G. GARIN-MIKHAILOVSKY / DRAMA “ZORA” / MYTHOLOGEME

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сарбаш Людмила Николаевна

Введение. Предмет исследования - концепт природы в драме Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора». Концепт как единица творческого процесса активно исследуется в современном литературоведении, однако в аспекте писательской концептосферы драматические произведения Н. Г. Гарина-Михайловского не анализировались, чему и способствует данное исследование. Цель предпринятого исследования - выявление концепта «природа» в драме «Зора», в семантическом поле которого проявляется главная дихотомия «человек - природа». В работе используются сравнительно-сопоставительный и структурно-описательный методы анализа, которые позволяют показать концепт «природа» как интегрированное явление, включающее в себя такие его составляющие, как патриархальное сознание, национальные мифологемы, этноконстанты. В статье анализируется содержательное поле концепта природы, которое связано с различными аспектами духовного плана. В драме «Зора» обозначено противостояние двух миров: промышленной цивилизации, которую стремится «привить» в чужом краю англичанин Гарри, и мира природно-патриархального, в полном гармонии с которым живут чуваши и красавица Зора. Эта противопоставленность является доминирующей в пьесе, определяющей ее идейную направленность, сюжетную динамику, образную систему. Природа предстает в широком контексте мировидения народа, патриархального сознания: в пьесе «задействованы» национальные мифологемы, языческие боги - добрый Тура и злой Ирик. Мифологические образы народной культуры усиливают природную константу пьесы. Национальная песня характеризует образно-фольклорное, мифологическое миропонимание чувашей о добром и всемогущем боге, который одаривает человека всеми благами жизни. Различные грани концепта природы позволяет увидеть соотнесенность в пьесе двух песен и природного мира с жизнью главной героини. Концепт «природа» организует художественное пространство драмы и демонстрирует широкий семантический диапазон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT “NATURE” IN N. G. GARIN-MIKHAILOVSKY’S DRAMA “ZORA”

Introduction . The subject of the research is the concept of nature in N. G. Garin-Mikhailovsky’s drama “Zora”. The concept as a unit of the creative process is actively studied in modern literary criticism, but the dramatic works of N. G. Garin-Mikhailovsky have not been analyzed in the aspect of the writer's conceptual sphere, which this study contributes to. The purpose of the undertaken research is to identify the concept of "nature" in the drama "Zora", in the semantic field of which the main dichotomy "man - nature" is manifested. In the work, comparative and structural-descriptive methods of analysis are used, which allow us to show the concept of "nature" as an integrated phenomenon that includes such components as patriarchal consciousness, national mythologemes, ethnic constants. The article analyzes the content field of the concept of nature, which is associated with various aspects of the spiritual plan. In the drama “Zora”, the confrontation of two worlds is indicated: industrial civilization, which the Englishman Harry seeks to “inoculate” in a foreign land, and the natural - patriarchal world, in complete harmony with which the Chuvash and the beautiful Zora live. This opposition is dominant in the play, determining its ideological orientation, plot dynamics, figurative system. Nature appears in the broad context of the worldview of the people, religious and mythological consciousness: national mythologemes, pagan gods - good Tura and evil Irik are “involved” in the play. Mythological images of folk culture reinforce the natural constant of the play. The national song characterizes the figurative-folklore, mythological understanding of the Chuvash about a good and omnipotent God who gives a person all the blessings of life. The different facets of the concept of nature allow us to see the correlation of two songs and the natural world with the life of the main character in the play. The concept “nature” organizes the artistic space of the drama and demonstrates a wide semantic range.

Текст научной работы на тему «Концепт «Природа» в драме Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора»»

УДК 821.161.1. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-373-378

Концепт «природа» в драме Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора»

Л. Н. Сарбаш

Чувашский государственный университет, г. Чебоксары, Россия

Введение. Предмет исследования - концепт природы в драме Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора». Концепт как единица творческого процесса активно исследуется в современном литературоведении, однако в аспекте писательской концептосферы драматические произведения Н. Г. Гарина-Михайловского не анализировались, чему и способствует данное исследование. Цель предпринятого исследования -выявление концепта «природа» в драме «Зора», в семантическом поле которого проявляется главная дихотомия «человек - природа». В работе используются сравнительно-сопоставительный и структурно-описательный методы анализа, которые позволяют показать концепт «природа» как интегрированное явление, включающее в себя такие его составляющие, как патриархальное сознание, национальные мифологемы, этноконстанты. В статье анализируется содержательное поле концепта природы, которое связано с различными аспектами духовного плана. В драме «Зора» обозначено противостояние двух миров: промышленной цивилизации, которую стремится «привить» в чужом краю англичанин Гарри, и мира природно-патриархального, в полном гармонии с которым живут чуваши и красавица Зора. Эта противопоставленность является доминирующей в пьесе, определяющей ее идейную направленность, сюжетную динамику, образную систему. Природа предстает в широком контексте мировидения народа, патриархального сознания: в пьесе «задействованы» национальные мифологемы, языческие боги - добрый Тура и злой Ирик. Мифологические образы народной культуры усиливают природную константу пьесы. Национальная песня характеризует образно-фольклорное, мифологическое миропонимание чувашей о добром и всемогущем боге, который одаривает человека всеми благами жизни. Различные грани концепта природы позволяет увидеть соотнесенность в пьесе двух песен и природного мира с жизнью главной героини. Концепт «природа» организует художественное пространство драмы и демонстрирует широкий семантический диапазон.

Ключевые слова: концепт «природа», Н. Г. Гарин-Михайловский, драма «Зора», мифологема

Для цитирования: Сарбаш Л.Н. Концепт «природа» в драме Н.Г. Гарина-Михайловского «Зора» // Вестник Марийского государственного университета. 2020. Т. 14. № 3. С. 373-378. DOI: 10.30914/2072-67832020-14-3-373-378.

The concept "nature" in N. G. Garin-Mikhailovsky's drama "Zora"

L. N. Sarbash

Chuvash State University named after I. N. Ulyanova, Cheboksary, Russia

Introduction. The subject of the research is the concept of nature in N. G. Garin-Mikhailovsky's drama "Zora". The concept as a unit of the creative process is actively studied in modern literary criticism, but the dramatic works of N. G. Garin-Mikhailovsky have not been analyzed in the aspect of the writer's conceptual sphere, which this study contributes to. The purpose of the undertaken research is to identify the concept of "nature" in the drama "Zora", in the semantic field of which the main dichotomy "man - nature" is manifested. In the work, comparative and structural-descriptive methods of analysis are used, which allow us to show the concept of "nature" as an integrated phenomenon that includes such components as patriarchal consciousness, national mythol-ogemes, ethnic constants. The article analyzes the content field of the concept of nature, which is associated with various aspects of the spiritual plan. In the drama "Zora", the confrontation of two worlds is indicated: industrial civilization, which the Englishman Harry seeks to "inoculate" in a foreign land, and the natural - patriarchal world, in complete harmony with which the Chuvash and the beautiful Zora live. This opposition is dominant in the play, determining its ideological orientation, plot dynamics, figurative system. Nature appears in the broad context of the worldview of the people, religious and mythological consciousness: national mythologemes, pagan gods - good Tura and evil Irik are "involved" in the play. Mythological images of folk culture reinforce the natural constant of the play. The national song characterizes the figurative-folklore, mythological understanding of the Chuvash about a good and omnipotent God who gives a person all the blessings of life. The different facets of the concept of nature allow us to see the correlation of two songs and the natural world with the life of the

© Сарбаш Л. Н., 2020

main character in the play. The concept "nature" organizes the artistic space of the drama and demonstrates a wide semantic range.

Keywords: concept "nature", N. G. Garin-Mikhailovsky, drama "Zora", mythologeme

For citation: Sarbash L.N. The concept "nature" in N. G. Garin-Mikhailovsky's drama "Zora". Vestnik of the Mari State University. 2020, vol. 14, no. 3, pp. 373-378. DOI: 10.30914/2072-6783-2020-14-3-373-378 (In Russ.).

В современной филологической науке понятие концепта как интегрированного механизма интерпретации текста, наряду с другим инструментарием анализа, используется довольно часто. Обращение к тому или иному концепту позволяет открывать новые смысловые пласты художественного текста, его интерпретации. Концепт как единица творческого процесса активно исследуется в современной филологии [1; 2; 3]. Концепт как универсальная текстовая категория позволяет прочесть творчество писателя и конкретное произведение как в историко-литературном контексте, так и в авторско-индивиду-альной специфике [9; 10].

В аспекте писательской концептосферы творчество Н. Г. Гарина-Михайловского представляет несомненный интерес, однако драматургия русского писателя оказалась за пределами исследовательской оптики: не была предметом специального рассмотрения и романтическая драма Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора». Между тем пьеса занимает особое место в творчестве писателя-реалиста: она интересна как своей проблематикой, так и романтической поэтикой - необычностью героев и жизненных обстоятельств, культом природы и чувства, интересом к экзотическому пространству. Романтические произведения характеризуются органическим единством человека и природы, их глубинным взаимопроникновением. Концепт «природа» - доминирующий в пьесе Н. Г. Гарина-Михайлоского «Зора», связующий поэтическое пространство и позволяющий увидеть глубинные пласты произведения.

Драма Гарина-Михайловского основана на инонациональном материале: «далекий край», куда приезжает англичанин Гарри, населен чувашами, с которыми и связано действие пьесы. Русская реалистическая литература XIX века обращалась к объективному изображению жизни, этнических нравов и обычаев, культуры многочисленных «внутренних» российских

народов, о чем свидетельствуют работы современных исследователей [4; 5; 6]. Драма Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора» - произведение романтическое, в эстетике которого природа и экзотическое пространство, не тронутое цивилизацией, имеет особое значение: природа у романтиков - субъект духовного порядка, с которым сопряжены тайны личности и вопросы нравственного бытия.

Семантическое поле концепта природы в пьесе Н. Г. Гарина-Михайловского связано с различными аспектами духовного плана, одна из форм проявления которого - противопоставление цивилизации необычному экзотическому миру. В драме «Зора» обозначено противостояние двух миров: культуры - цивилизации, которую стремится «развить» в чужом краю англичанин Гарри, и мира природного, в полном гармонии с которым живут чуваши. Эта дихотомия является доминирующей в пьесе, определяющей ее идейную направленность. Характерно в этом аспекте напутствие отца Маргариты перед отъездом Гарри в далекий край: «Вы молоды, отважны, энергичны. Капитал и знание в ваших руках, вы едете туда облеченный исключительной властью и силой, вы - гражданин страны, культурой своей победившей мир. Работайте же, пока есть силы»1. Цивилизация квалифицируется в пьесе как культ капитала и культуры, о чем, практически в экономических категориях, говорит Гарри: «Мировые законы жизни здесь - спрос рынка, обесцененный труд... Наука, Освальд, великая наука жизни и великие ее законы»2.

Концепт «природа» в драме русского писателя проявляется на всех уровнях структуры текста: произведение строится на антитезе промышленной цивилизации и патриархального уклада

1 Гарин-Михайловский Н.Г. Несколько лет в деревне. Очерки. Драма. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1980. С. 340.

2 Там же. С. 338.

жизни чувашей, которые органично связаны с природным миром. Семантическое поле концепта природы включает такие понятия, как языческая вера, мифологическое сознание чувашей -национальные боги и обычаи. Жрец указывает на патриархально-родовое представление чувашей о жизни, пришедшее от предков и связанное с миром матери-природы: «Так и деды наши веселились... Мы - бедные чуваши - без книг, со слов отцов обычай предков строго держим ... Мы пашем землю и круглый год работаем, а в веселый месяц май мы веселимся. Мы любим Туру, богинюшку нашу и мать земли. Мы знаем голос ее и, слушая его, мы знаем, какому хлебу будет урожай. Мы весело работаем, весело празднуем свой праздник, а когда смерть приходит - умираем»1. Родной Бог предстает создателем земли: человек слушает ее голос и живет в согласии с миром: времени жить - пахать землю, веселиться и времени умирать - отвечать пред богом за свою жизнь.

В концепте природы выделяется философская составляющая, особенно заметная в национальной песне: жрец поясняет иноземцу глубинный смысл «песнопения без слов», которое передает религиозно-мифологическое сознание народа: «Они ничего не поют. Они изображают, как после смерти они будут подходить к своему богу Туре. Тогда они будут смотреть ему прямо в глаза. У них не будет тогда слов. Ему не надо слов: он все знает»2. Инонациональная песня характеризует образно-фольклорное, мифологическое миропонимание чувашей о добром и всемогущем боге, который одаривает человека всеми благами жизни. Природа предстает как мировидение народа: писатель вводит в идейно-художественное пространство пьесы национальные мифологемы: чуваши предстают язычниками, обожествляющими силы природы: «Великий Тура -бог наш добрый, а Ирик злой. Богинюшка ж, дочь молодая Тура, нам свадьбы правит, и так живем мы»3.

В идейно-художественной системе пьесы функционирует мифологема языческого бога Ирика, которому чуваши поклоняются. Исследование «межевых» пространственных точек в хро-

1 Гарин-Михайловский Н.Г. Несколько лет в деревне. Очерки. Драма. Чебоксары : Чувашское кн. изд-во, 1980. С. 343-344.

2 Там же. С. 344.

3 Там же. С. 343.

нотопической структуре изображения позволяет показать специфику национальных явлений [8]. Мифологема злого бога активно «работает» в произведении, с нею связано развитие сюжета и динамика произведения: сначала Гарри заявляет, что он посланник Ирика, которого чуваши страшатся, затем «излечивает» душевный недуг Зоры. Чуваши искренне верят, что иноземец -вестник злого духа природы: «Пророчество сбылось. старик наш говорил: придут тяжелые годины, и Тура Ирику над нами волю даст»4. Чуваши приняли ложь чужеземца за чистую монету. Гарри же понимает, что он может в своих интересах использовать чужих богов: он говорит, что Ирик как дух земли имеет «неисчислимые богатства», а Гарри - его «слуга», с которым сила злого духа. Строительство дворцов, дорог, привоз машин он связывает с чувашским природным божеством: именно в его «волшебном замке на горе» Ирик, якобы обманув Туру, спрятал несметные богатства.

Постижение различных смысловых граней концепта природы позволяет увидеть в драме и четкую соотнесенность природного мира с жизнью главной героини - органичную связь между Зорой и матерью-природой. Природная смена времен года соотносится с разными этапами жизни героини. В своем мире до приезда Гарри Зора чувствует себя свободной и счастливой. Писатель показывает героиню весной, в период расцвета природы, с которой она в ладу и согласии: интересна в этом аспекте ее беседа с Водяным, обращение к «родным духам» -Лешему, Домовому. Мифологические образы народной культуры - естественная составляющая патриархального мира. Пребывание Зоры в родном доме - это радость и весна, когда чуваши отмечают весенний праздник Уяв, водят хороводы. Описание природы в ремарке первого действия небольшое, однако, оно имеет символическое значение: «Вдали видна деревня, речка с прудом. Солнце. Кругом нарядные, в зелени и цветах, поля»5. В природную радостную картину жизни органично вписывается древний праздник весны, чувашский хоровод и встреча «дикарки» Зоры с Гарри. «Забывание» жизни в родительском доме, отрыв героини от своих корней и пребывание в замке («богов своих

4 Там же. С. 346.

5 Там же. С. 342.

я не боюсь») совпадает с наступлением осени, увяданием природы. Смерть же героини происходит зимой - в заколдованном зимнем лесу, в период природного «умирания». Зора становится частью зимней сказки, удивительно волшебной и мифопоэтической, она приобщается к миру «теней» и «образов», обретая потерянную гармонию с прежним миром жизни: «Движутся тени, окружают Зору. Дерево, под которым она замерзает, вырисовывается на мгновение, и видны на нем черты дедушки-мороза. То же с другими деревьями: в каждом на мгновение показывается чей-то напряженный образ. Зора сидит, окутанная инеем, узорами снега, лунные лучи играют на нарядном одеянии»1. Пространственный образ природы расширяется в пьесе до масштабов Вселенной. Для героини, пусть и в ее забывшемся состоянии, это своеобразное обретение «дома», как «утраченного рая», о чем говорил прежде Водяной: «Покинешь скоро нас. Забудешь дом родной, богов родных забудешь. И вновь вернешься к нам, но знать о том уже не будешь»2.

Такие категории природного космоса, как «день» и «ночь» также способствуют выделению в драме концептуальных аспектов природы. Время действия драмы от первого до последнего акта измеряется сменой дневных и ночных сцен. Зора в кругу своей семьи изображается днем, момент побега с Гарри происходит вечером, в сумерках. Все дальнейшее время - ночь: ночью изображается бал в замке Гарри, ночью же героиня умирает. Драма завершается в темное время суток, когда освещением является луна и горящий замок. Огонь уничтожает замок Гарри как символ промышленной цивилизации, разрушающей природный мир жизни.

В поэтической системе драмы значимы две песни, Зораиба и английских моряков, - пер-цепты, связанные с природой, контрастные

1 Гарин-Михайловский Н.Г. Несколько лет в деревне. Очерки. Драма. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1980. С. 358.

2 Там же. С. 348.

по своему содержанию. Близость чувашей к природе передается в песне Зораиба, в которой он признается в любви к Зоре. Песня «включает» героя в природную стихию жизни, показывает удивительное единение человека с миром: солнце светит, наступает весна и наступает день жизни -Зораиб пашет землю, от которой идет весенний живительный пар: «Кто пришел на землю, всякий поет свою песню любви - так велел великий Тура, и куда уйти живущему от его повеления? И мне велел он. Я пахал мою землю, и солнце светило, и пар шел от нее, потому что была весна, было веселое утро и табуны бежали в поле. Тогда громко звал теленок свою мать, и птицы пели свою песню любви, а Зора шла к своему отцу. И сердце сказало мне: "Вот кого я люблю, и буду любить, пока бьется мое серд-це"»3. Содержание песни английских моряков диаметрально противоположно песне Зораиба: гармонии с миром противопоставлен пафос борьбы и схватки с природной стихией. Морякам не нужен покой и тепло «избы», их стихия -свобода, опасность и борьба: «Кто хочет плакать и проститься - пусть идет в монастырь! Кто хочет тепла и покоя - пусть не вылезает из своей избы. А кто хочет борьбы - пусть идет с нами в океан. Мы научим его смотреть там опасности прямо в глаза»4.

Таким образом, подытоживая наше исследование, отметим: концепт «природа» в драме Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора» как универсальная категория текста открывает новые смысловые аспекты. Концепт природы, организующий пространство пьесы в структуре романтической поэтики, демонстрирует широкий семантический диапазон, обнаруживая такие его органические составляющие, как патриархально-религиозное сознание, национальные мифологемы и этнические константы.

3 Там же. С. 342.

4 Там же. С. 338.

Литература

1. Антология художественных концептов русской литературы XX века / ред. и авт-сост.: Т.И. Васильева, Н.Л. Карпичева, В.В. Цуркан. М. : Флинта. 2013. 355 с. URL: https://dom-knig.com/read_240305-1 (дата обращения: 1.05.2020).

2. Володина Н.В. Концепты, универсалии, стереотипы в сфере литературоведения: монография. М. : Флинта, 2010. 256 с. URL: https://lib.rin.ru/book/koncepty-universalii-stereotipy-v-sfere-litera1urovedenija_natalja-vladimirovna-volodina/text/ (дата обращения: 1.05.2020).

3. Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Русская словесность. От теории словесности к структуре текста: антология / под ред. проф. В.П. Нерознака. М. : Academia, 1997. С. 280-287.

4. Образ народной культуры в литературе: монография / под ред. Д. В. Абашевой. Чебоксары : Чуваш. гос. пед. ун-т, 2016. С. 124-135.

5. Сарбаш Л.Н. Немецкий мир в волжском травелоге XIX века // Вестник Чувашского государственного педагогического университета. 2018. № 4 (100). С. 88-97. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/nemetskiy-mir-v-volzhskom-traveloge-xix-veka (дата обращения: 1.05.2020).

6. Сарбаш Л.Н. Волжский травелог XIX века: идейно-художественное своеобразие и проблемы изучения // Вестник Марийского государственного университета. 2018. Т. 12. № 2. С. 143-150. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n7volzhskiy-travelog-xix-veka-ideyno-hudozhestvennoe-svoeobrazie-i-problemy-izucheniya (дата обращения: 1.05.2020).

7. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. М. : Акад. Проект, испр. и доп. 2004. Изд. 3-е, 982 с. URL: https://litmy.ru/knigi/kultura/89577-konstanty-slovar-russkoy-kultury-3-e-izd.html (дата обращения: 1.05.2020).

8. Черноярова М.Ю. «Межевые» пространственные точки в хронотопической структуре мифологических рассказов Чувашской Республики // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филологическое образование. 2014. № 1 (12). С. 95-101. URL: https://www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/2862/1485950392-VestnikMgpuFilologicheskoe0brazovanie%231(12)2014.Pdf (дата обращения: 1.05.2020).

9. Evdokimova O., Ivanova I., Lyapaeva L., Obzhogina N., Sarbash L., Fedyay S. The Concept of "War" in Russian Literature of the Twentieth Century // INTCESS 2020: th International Conference on Education and Social Sciences: Abstracts & Proceedings (20-22 January 2020, Dubai, U.A.E.). Dubai. 2020. PP. 275-282. URL: https://www.ocerints.org/intcess20_e-publication/paper.html (дата обращения: 1.05.2020).

10. Lyapaeva L., Evdokimova O., Sarbash L., Fedyay S. "Beauty" in works of I. Shmelyov at the beginning of XX century // SCTCMG 2019 International Scientific Conference "Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism", 14-15 June 2019. Published by the Future Academy, 2019. Vol. LXXVI. Pp. 2018-2022. DOI: 10.15405/epsbs.2019.12.04.270

References

1. Antologiya khudozhestvennykh kontseptov russkoi literatury XX veka [Anthology of artistic concepts of Russian literature of the XX century]. Ed. and authors T.I. Vasilieva, N.L. Karpicheva, V.V.Tsurkan, Moscow, Flinta Publ., 2013. 355 p. Available at: https://dom-knig.com/read_240305-1 (accessed 1.05.2020). (In Russ.).

2. Volodina N.V. Kontsepty, universalii, stereotipy v sfere literaturovedeniya: monografiya [Concepts, universals, stereotypes in the field of literary criticism: monograph]. Moscow, Flinta Publ., 2010, 256 p. Available at: https://lib.rin.ru/book/koncepty-universalii-stereotipy-v-sfere-literaturovedenija_natalja-vladimirovna-volodina/text/ (accessed 1.05.2020). (In Russ.).

3. Likhachev D.S. Kontseptosfera russkogo yazyka [The conceptosphere of the Russian language]. Russkaya slovesnost'. Ot teorii slovesnosti k strukture teksta: antologiya / pod red. prof. V. P. Neroznaka = Russian literature. From the theory of literature to the structure of the text: anthology, ed. by prof. V.P. Neroznak, Moscow, Academia Publ., 1997, pp. 280-287. (In Russ.).

4. Obraz narodnoi kul'tury v literature [The image of folk culture in literature: monograph]. Ed. by D.V. Abasheva. Cheboksary, Chuvash SPU Publ. house, 2016, pp. 124-135. (In Russ.).

5. Sarbash L.N. Nemetszkii mir v volzhskom traveloge XIX veka [German world in the Volga travelogue of the XIX century]. Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University Bulletin, 2018, no. 4 (100), pp. 88-97. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/nemetskiy-mir-v-volzhskom-traveloge-xix-veka (accessed 1.05.2020). (In Russ.).

6. Sarbash L.N. Volzhskii travelog XIX veka: ideino-khudozhestvennoe svoeobrazie i problemy izucheniya [Volga travelogue of the 19th century: ideological and artistic originality and study issues]. VestnikMariiskogo gosudarstvennogo universiteta = Vestnik of the Mari State University, 2018, vol. 12, no. 2, pp. 143-150. Available at: https://cyberlemnka.ru/article/ri/volzhskiy-travelog-xix-veka-ideyno-hudozhestvennoe-svoeobrazie-i-problemy-izucheniya (accessed 1.05.2020). (In Russ.).

7. Stepanov Yu.S. Konstanty. Slovar' russkoi kul'tury [Constants. Dictionary of Russian culture]. Moscow, Akad. Proekt Publ., 2004, 3d issue, corr. and amended, 982 p. Available at: https://litmy.ru/knigi/kultura/89577-konstanty-slovar-russkoy-kultury-3-e-izd.html (accessed 1.05.2020). (In Russ.).

8. Chernoyarova M.Yu. "Mezhevye" prostranstvennye tochki v khronotopicheskoi strukture mifologicheskikh rasskazov Chuvashskoi Respubliki ["Boundary" spatial points in the chronotopic structure of mythological stories of the Chuvash Republic]. Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Filologicheskoe obrazovanie = Vestnik of Moscow City Pedagogical University. Series: Philological Education, 2014, no. 1 (12), pp. 95-101. Available at: https:// www.mgpu.ru/uploads/adv_documents/2862/1485950392-VestnikMgpuFilologicheskoe0brazovanie%231(12)2014.Pdf (accessed 1.05.2020). (In Russ.).

9. Evdokimova O., Ivanova I., Lyapaeva L., Obzhogina N., Sarbash L., Fedyay S. The Concept of "War" in Russian Literature of the Twentieth Century. INTCESS 2020: The International Conference on Education and Social Sciences: Abstracts & Proceedings (20-22 January 2020, Dubai, U.A.E.). Dubai, 2020, pp. 275-282. Available at: https://www.ocerints.org/intcess20_e-publication/paper.html (accessed 1.05.2020). (In Eng.).

10. Lyapaeva L., Evdokimova O., Sarbash L., Fedyay S. "Beauty" in works of I. Shmelyov at the beginning of XX century. SCTCMG 2019 International Scientific Conference "Social and Cultural Transformations in the Context of Modern Globalism ", 14-15June 2019, Published' by the Future Academy, 2019, vol. LXXVI, pp. 2018-2022. DOI: https://doi.org/10.15405/epsbs.2019.12.04.270 (accessed 1.05.2020). (In Eng.).

Статья поступила в редакцию 7.06.2020 г.; принята к публикации 6.08.2020 г.

Submitted 7.06.2020; revised 6.08.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

The author has read and approved the final manuscript.

Об авторе

Сарбаш Людмила Николаевна

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры русского языка и литературы, Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия, ORCID ГО: 0000-00025159-8925, [email protected]

About the author Lyudmila N. Sarbash

Dr. Sci. (Philology), Associate Professor, Professor of the Department of Russian Language and Literature, Chuvash State University named after I.N. Ulya-nov, Cheboksary, Russia, ORCID ID: 0000-00025159-8925, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.