Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ" В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА'

КОНЦЕПТ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ" В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / STUDENT GROUPS / MANAGERIAL COMPETENCE / PROFESSIONAL ACTIVITY / MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Павлова Л.Н.

Введение. В статье представлено теоретическое обоснование исследования профессиональной компетентности педагога. За единицу изучения взят концепт «педагогическое управление ученическим коллективом», что на научно-методическом уровне позволяет определить методы исследования данной проблемы. Материалы и методы. Заявленная тема требует рассмотрения с позиции теоретического знания, поэтому основным методом изучения концепта является метод «идеализации», т. е. описание педагогического управления ученическим коллективом с точки зрения идеализированной профессиональной деятельности педагога. В данном случае позволительно использовать логические средства рассуждений. Результаты. Результатом исследовательской деятельности автора работы является теоретическое описание концепта «педагогическое управление ученическим коллективом», посредством которого характеризуется профессиональная управленческая компетентность педагога. Обсуждение. В статье опубликованы взгляды ученых по предлагаемому вопросу. Автор дал характеристику логико-семантической модели, теоретической модели и модели качества педагогического управления ученическим коллективом. Конвергенция данных концепций представлена в форме парадигмы педагогического управления ученическим коллективом. Заключение. Концепт «педагогическое управление ученическим коллективом» рассматриваем как систему путей реализации профессиональной управленческой компетентности. В ходе исследования, изучив информационно-аналитические материалы общеобразовательных организаций г. Челябинск и Челябинской области, пришли выводу, что в современной ситуации оценка профессиональной деятельности педагога представляется по системе «овладение профессиональными компетенциями - оценка по направлению профессиональной педагогической деятельности». Следовательно, концепт «педагогическое управление ученическим коллективом» можем представить по формуле «овладение профессиональной педагогической управленческой компетентностью - оценка профессиональной управленческой компетентностью педагога». Реализация управленческой компетентности педагога возможна сначала путем моделирования системы «педагогическое управление ученическим коллективом» посредством конвергенции концепций с определением основополагающих методологических подходов и мер осуществления профессиональной деятельности педагога, затем путём материализации управленческой функции. Рассогласование заданных действий приводит к необъективной оценке профессиональной деятельности педагога. Основные положения: - определены концепции педагогического управления ученическим коллективом; - представлена парадигма педагогического управления ученическим коллективом; - практика применения парадигмы педагогического управления ученическим коллективом является реализацией управленческой компетентности педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Павлова Л.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONCEPT “PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF THE SCIENTIFIC TEAM” IN THE ASPECT OF PROFESSIONAL MANAGEMENT COMPETENCE OF THE TEACHER STUDY

Introduction. The relevance of the topic is shaped by the contradiction at the scientific and methodological level of research into the theory and practice of the teacher’s professional competence. The purpose of this article is to determine the research positions within the concept of “pedagogical management of the student team”. The paper deals with the professional management activities of a teacher by defining the semantic content of the pedagogical management. Such an approach allowed the author to reveal the system of a teacher’s activity within the framework of a professional standard, defining the limits of his managerial functions. Materials and methods. The method of cognition “idealization” allows pedagogical management to be presented as perfect management of the team, which authorizes the purpose of the study. The means of cognition will be the path of logical reasoning. Results. The results of the study are presented in the form of the theory of pedagogical management of the student team, which is based on the image of the managerial competence of the teacher. Discussion. The development of theoretical research is determined by socio-pedagogical conditions. The concept of pedagogical management of the student groups is presented as a system of components that solve their subjective tasks within the framework of one theoretical field. Therefore, they are interconnected and interdependent. This allows us to outline the author’s idea of solving a practical problem - the implementation of the managerial competence of the teacher. The implementation of the concept of pedagogical management of the student groups is reflected in the practice of the educational process. In the field of teacher training, his managerial activity at a certain level of mastering the profession can be confirmed as necessary and sufficient. Question theory provides a degree of generalization of empirical research methods. Thus, the “concept” as a form of scientific knowledge is a theoretical generalization of the practice of the implementation of the professional activity of a teacher in educational organizations. Therefore, the theory of the issue of managerial competence of a teacher (concept) is a system of judgments and subsequent targeted application of this teaching [6, C.41]. The logical-semantic model of pedagogical management of the student groups describes the object of research in terms of professional pedagogy, thereby revealing the content of the basic concepts and establishing semantic meanings between them. The theoretical model of pedagogical management of the student groups allows us to formulate a set of tasks and present a complex of functional components, parameters and conditions for the implementation of the professional managerial activity of the teacher. The quality model of pedagogical management of the student groups allows you to identify the essence and content of the managerial competence of the teacher, determine the conditions for the implementation of the managerial competence of the teacher and the validity of the assessment of professional teaching activity in relation to the student team. And theoretically determine the requirements for the level of professional training of the teacher. The system of concepts presented by the author of pedagogical management of the student groups allows typologizing pedagogical activity and the theoretical provisions on the professional activity of the teacher to show in the form of a paradigm of pedagogical management of the student team. The paradigm of pedagogical management of the student groups reflects the idea of a normative model of education and a model of scientific activity that defines value criteria and methodological approaches. The paradigm of pedagogical management of the student groups determines the view on the study of this problem in the context of value-purpose settings of the educational process in accordance with the philosophy of education at the present stage. The paradigm carries the burden of determining positions in the professional activity of a teacher and is based on theoretical research methods. The paradigm in theory represents the form of pedagogical management of the student team, defining the semantic content of the concept of “pedagogical management of the student team” and provides a description of the organization and implementation of the teacher’s professional activities in terms of managerial competence. Thus, we came to the judgment of the professional activities of the teacher, in particular, the implementation of managerial competence. The study of pedagogical management of the student groups as a professional activity determines the formation of a set of necessary specially created means. The nature of the teacher’s professional activity in managing the student groups allows the theory of the question to be presented in the form of a paradigm (by analogy with human resource management). The paradigm of pedagogical management of the student groups is intended to consider pedagogical management as a specific function of professional pedagogical activity, as well as the level of management of the educational organization. The paradigm of pedagogical management of the student groups allows you to capture the change in the role of pedagogical management of the student team in the educational process and determine the place in the management of the educational organization of the teacher, the conditions for fulfilling the management functions of the teacher in a specific socio-historical period. It is noteworthy that due to the dual nature of the phenomenon in the teacher’s activities, the theory of professional pedagogy and the theory of human resource management are consistent as knowledge systems by using logical means of cognition. Therefore, in this paradigm, the object of study has a double role - it is also a means of experiment. Subject modeling allows you to imagine the performance of the teacher’s professional management by the student team in real conditions. Mathematical means of cognition are used to confirm the results of theoretical research. Conclusion. We consider the concept of “pedagogical management of the student body” as a system of ways to implement professional managerial competence. In the course of the study, having studied the information and analytical materials of educational institutions of the city of Chelyabinsk and the Chelyabinsk region, they came to the conclusion that in the current situation the assessment of the teacher’s professional activity is presented according to the system “mastery of professional competencies - assessment in the direction of professional pedagogical activity”. Therefore, the concept of “pedagogical management of the student body” can be represented by the formula “mastery of professional pedagogical managerial competence - assessment of the professional managerial competence of a teacher”. The implementation of the managerial competence of the teacher is possible by first modeling the system of “pedagogical management of the student body” through the convergence of concepts, identifying the fundamental methodological approaches and measures for the professional activity of the teacher, then materializing the managerial function. The mismatch of the given actions leads to a biased assessment of the performance of the teacher’s professional activity. Highlights: The main research methods of the concept “pedagogical management of the student team” were the analysis of scientific literature, the analysis of the documentation of educational institutions of Chelyabinsk and the Chelyabinsk region, the methods of cognition “idealization” and paradigm, subject modeling. The managerial competence of the teacher is provided by the concept of “pedagogical management of the student team”. This competence is formed in the course of the professional activity of the teacher and is a combination of organizational competence and management competence itself. The analysis of the practice of assessing the managerial competence of the teacher presented a lack of information on the implementation of the teacher’s professional competence.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ" В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА»

DOI 10.25588/CSPU.2019.153.7.011

УДК 378.937: 373.01 ББК 74.480.26: 74.200.3

Л. Н. Павлова

ORCID № 0000-0002-0418-3778 Доцент кафедры подготовки педагогов профессионального

обучения и предметных методик, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация. E-mail: pavlovalnppi@mail.ru

КОНЦЕПТ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ УЧЕНИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ» В АСПЕКТЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА

Аннотация

Введение. В статье представлено теоретическое обоснование исследования профессиональной компетентности педагога. За единицу изучения взят концепт «педагогическое управление ученическим коллективом», что на научно-методическом уровне позволяет определить методы исследования данной проблемы.

Материалы и методы. Заявленная тема требует рассмотрения с позиции теоретического знания, поэтому основным методом изучения концепта является метод «идеализации», т. е. описание педагогического управления ученическим коллективом с точки зрения идеализированной профессиональной деятельности педагога. В данном случае позволительно использо-

§ вать логические средства рассуждений.

§

fc; Результаты. Результатом исследовательской деятельнос-

t-j ти автора работы является теоретическое описание концепта

«педагогическое управление ученическим коллективом», посредством которого характеризуется профессиональная управленческая компетентность педагога.

Обсуждение. В статье опубликованы взгляды ученых по предлагаемому вопросу. Автор дал характеристику логико-семантической модели, теоретической модели и модели качества педагогического управления ученическим коллективом. Конвергенция данных концепций представлена в форме парадигмы педагогического управления ученическим коллективом.

Заключение. Концепт «педагогическое управление ученическим коллективом» рассматриваем как систему путей реализации профессиональной управленческой компетентности. В ходе исследования, изучив информационно-аналитические материалы общеобразовательных организаций г. Челябинск и Челябинской области, пришли выводу, что в современной ситуации оценка профессиональной деятельности педагога представляется по системе «овладение профессиональными компетенциями — оценка по направлению профессиональной педагогической деятельности».

Следовательно, концепт «педагогическое управление ученическим коллективом» можем представить по формуле «овладение профессиональной педагогической управленческой компетентностью - оценка профессиональной управленческой компетентностью педагога».

Реализация управленческой компетентности педагога возможна сначала путем моделирования системы «педагогическое управление ученическим коллективом» посредством конвергенции концепций с определением основополагающих методологических подходов и мер осуществления профессиональной

н

н -к

а

а

е д

а г о г и

ч

е

с к

о

е

3 а

л е

н и

№ у

ч е н и ч е с

ки

л

и

и

№ о

а с

а

е

к

3

о ^

е с с и о н §

о* н

о

Й

3 3

а

л е

н

4 е с

ко й

а

а

е

л

ан е

н

ао

О с аи

деятельности педагога, затем путём материализации управленческой функции. Рассогласование заданных действий приводит к необъективной оценке профессиональной деятельности педагога.

Ключевые слова: педагогическое управление; ученический коллектив; управленческая компетентность; профессиональная деятельность; модель управления.

Основные положения:

- определены концепции педагогического управления ученическим коллективом;

- представлена парадигма педагогического управления ученическим коллективом;

- практика применения парадигмы педагогического управления ученическим коллективом является реализацией управленческой компетентности педагога.

1 Ведение (Introduction)

Актуальность темы сформирована противоречием на научно-методическом уровне исследования теории и практики профессиональной компетентности.

Целью данной статьи является определение позиций теоретического исследования профессиональной педагогической деятельности в рамках «педагогическое управление ученическим коллективом».

Представим взгляды ученых в отношении теории рассматриваемой темы. Е. В. Говердовская и А. Л. Болховская считают, что парадигма современного общества представлена в виде

а

so

| социально-философской и педагогической концепций. Конвер-

^ генция указанных концепций позволяет сформировать методоло-

fej гический инструментарий, разрешающий объективно изучать об-

щество.

В. И. Чумаков предлагает на основе историко-педагоги-ческого анализа основных концепций женского образования изученияе теоретического вопроса через рассмотрение педагогических явлений как общественной действительности во времени и пространстве.

По мнению Е. Н. Бондаренко, посредством концепции (цель, содержание, технологии обучения и образования) можем представить основные принципы организации образовательного процесса (структуру и формы).

А. А. Симонова идею инновационно ориентированной подготовки к педагогическому менеджменту в области непрерывного профессионального образования рассмотрела посредством концептуальной системы подготовки педагогических кадров к педагогическому менеджменту как профессиональной деятельности, определив его структуру и содержание, а также к самоменеджменту педагогов в поле непрерывного образования [1].

Е. Н. Михайлова в авторской концепции оптимизационного подхода назвала уровни исследовательской деятельности педагога. Современные концепции создаются на методологическом уровне исследования. Теоретический уровень исследования позволяет назвать принципы, критерии оптимизации с позиции разных методологических подходов. И, наконец, инструментарий оптимизации, формы и методы исследовательской работы реализуется на уровне прикладного исследования.

В диапазоне организационно-временного аспекта педагогического управления ученическим коллективом нами представлена концепция содержания профессиональной деятельности педагога. Качество подготовки специалистов сегодня обуслав-

£

ж -к № а

а

№ д

а г о

г

Л

О *

о

№ 3

а §

ж №

Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ж 8

Л

О 8

0

8

8

№ 0

№ а

О

а

3

о

О О 8 о ж §

о* ж

о

Й

3 3

а § № ж Л № О

о й

а

а

л

аж №

ж

ао

0 о а8

ливается компетентностным подходом, что доказывает в своей научной работе С. С. Гущина [2].

Г. Г. Корзникова и Н. Шишарина занимаются разработкой содержания управленческой деятельности в образовании применительно к административной и образовательной деятельности педагога [3; 4].

Следовательно, проблемы педагогического управления ученическим коллективом объективно изучать посредством научной формы, такой, как парадигма. Парадигма педагогического управления ученическим коллективом представляется в виде конвергенции концепций педагогического управления ученическим коллективом. Так мы можем получить универсальный инструментарий исследования объекта. Концепция априори позволяет описывать педагогическое управление ученическим коллективом относительно временных рамок. Концепция является средством определения содержание целевых ориентиров профессиональной деятельности, представляя структуру и основные формы организации образовательного процесса, технологии обучения и образования. Методология исследования имеем возможность сформулировать принципы и критерии, разработать инструментарий, формы и методы исследования, затем описать каркасную структуру профессиональной деятельности.

Прежде рассмотрим доктрину в аспекте проблемы педагогического управления ученическим коллективом.

Теоретическая модель педагогического управления ученическим коллективом призвана раскрыть сущность изучаемых процессов действительности педагогической деятельности. Теоретическая модель использует различные методологические под-^ ходы. Такая модель концепции представляется посредством идеи

а

«о

о

§

изыскании, её замысла и гипотезы.

Вместе с тем обобщенная модель профессиональной деятельности позволяет обнаружить структуру педагогического управления и ход управления педагогом ученическим коллективом. Формальное исследование разрешает описать характеристику структуры педагогического управления ученическим коллективом как комплекс генеральных положений. Такие положения основаны на эмпирических методах исследования.

2 Материалы и методы (Materials and methods)

Нами был выбран метод познания «идеализация». Он позволяет педагогическое управление представить как безупречное управление ученическим коллективом, что санкционирует цель исследования. Метод ««идеализация» предполагает в качестве доказательной базы использовать путь логических рассуждений.

3 Результаты (Results)

Результаты исследования представлены как теория педагогического управления ученическим коллективом, в основу которой положен образ управленческой компетентности педагога.

4 Обсуждение (Discussion)

Развитие теоретического исследования определяется социально-педагогическими условиями. Концепция педагогического управления ученическим коллективом представляется как система компонентов, которые решают свои субъективные задачи в рамках одного теоретического поля. Следовательно, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это позволяет обрисовать авторскую идею решения практичес-кой проблемы — реализацию управленческой компетентности педагога. Апробация концепции педагогического управления уче-ническим коллективом отображается практикой образовательного процесса.

£

ж -к № ж

ж

№ д а г о г s

Л

О «

о

а §

ж

s №

л

ж s

Л

О

s

« о

s

s

№ о

№ а

О

ж

«

о № О О s о ж §

о* ж

о

Ki

а

§ № ж

Л

О о

K

ж

ж

жж №

ж

ао

о О

Г s

а s

В области профессиональной подготовки педагога его управленческая деятельность на определенной ступени освоения профессии может быть подтверждена как необходимая и достаточная. Теория вопроса обеспечивает степень обобщенности эмпирических методов исследования.

Таким образом, «концепция» как форма научного познания представляет собой теоретическое обобщение практики реализации профессиональной деятельности педагога в образовательных организациях. Следовательно, теория вопроса об управленческой компетентности педагога (концепция) представляет собой систему суждений и последующее адресное применение данного учения [5, с. 41]. В таблице представлены типы и потенциал концепции педагогического управления ученическим коллективом, разработанные автором статьи (Таблица 1).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 1 — Типы концепции педагогического управления ученическим коллективом

Table 1 — Types of the concept of pedagogical management of student groups

a

«o

o §

¡Ü

Тип концепции Потенциал концепции

Логико-семантическая модель педагогического управления ученическим коллективом Описание функций педагогического управления через логику семантического аспекта понятий

Теоретическая модель педагогического управления ученическим коллективом Описание технологии педагогического управления ученическим коллективом

Модель качества педагогического управления ученическим коллективом Описание возможности реализации педагогического управления ученическим коллективом посредством управленческой профессиональной компетентности педагога

Логико-семантическая модель педагогического управления ученическим коллективом описывает объект исследования в терминах профессиональной педагогики, тем самым раскрывая содержание основных понятий, и устанавливает между ними смысловые значения.

Теоретическая модель педагогического управления ученическим коллективом позволяет сформулировать комплекс задач и представить комплекс функциональных компонентов, параметров и условий реализации профессиональной управленческой деятельности педагога.

Модель качества педагогического управления ученическим коллективом разрешает: во-первых, выявить сущность и содержание управленческой компетентности педагога; во-вторых, определить условия реализации управленческой компетентности педагога и, в-третьих, обоснованность оценки профессиональной педагогической деятельности по отношению к ученическому коллективу и теоретическим образом определить требования к уровню профессиональной подготовки педагога.

Система представленных автором концепций педагогического управления ученическим коллективом позволяет типологизи-ровать педагогическую деятельность и теоретические положения о профессиональной деятельности педагога показать в виде парадигмы педагогического управления ученическим коллективом.

Парадигма педагогического управления ученическим коллективом отражает представление о нормативной модели образования и модели научной деятельности, определяющей ценностные критерии и методологические подходы.

Парадигма педагогического управления ученическим коллективом определяет взгляд на исследование указанной проблемы

ж ж

к №

а

а

д а г о г 8 Л № О к о №

3 3

а § № ж 8 № Л № ж 8 Л № О

к8

о

8

8

№ о

№ а

О а № к

о № О О 8 о ж §

о* ж

о

Й 3

а § № ж Л № О

ко Й

а

а

л

аж №

ж

ао го О

г з а8

в разрезе ценностно-целевых установок процесса образования в соответствии с философией образования на современном этапе. Парадигма несет нагрузку по определению позиций в профессиональной деятельности педагога и базируется на теоретических методах исследования. Парадигма в теории представляет форму педагогического управления ученическим коллективом, определяя смысловое содержание понятия «педагогическое управление ученическим коллективом», и обеспечивает описание порядка организации и реализации профессиональной деятельности педагога в аспекте управленческой компетентности [6-12].

5 Заключение (Conclusion)

Таким образом, мы подошли к суждению о профессиональной деятельности педагога, в частности, реализации управленческой компетентности. Исследование педагогического управления ученическим коллективом как профессиональной деятельности обусловливает формирование набора необходимых специально создаваемых средств.

Природа профессиональной деятельности педагога по управлению ученическим коллективом позволяет теорию вопроса представить в форме парадигмы (по аналогии управления человеческими ресурсами). Парадигма педагогического управления ученическим коллективом предназначена рассматривать педагогическое управление как конкретную функцию профессиональной педагогической деятельности, а также как уровень управления образовательной организацией.

Парадигма педагогического управления ученическим

а

§ коллективом позволяет фиксировать изменение роли педагоги-^ ческого управления ученическим коллективом в образователь-fcj ном процессе и определить место в управлении образовательной

Becm£sK Южжо-Уральского государствежжого гyмажиmаpжо-жедагогического yживepcиmemа, № 7, 2019_

организации педагога, условия выполнения функций управления педагогом в конкретном социально-историческом периоде.

Примечательно, что по причине двоякости натуры явления в деятельности учителя, теория профессиональной педагогики и теория управления человеческими ресурсами согласуются как системы знаний путем использования логических средств познания.

Поэтому в данной парадигме у объекта исследования двоякая роль: он является еще и средством эксперимента. Предметное моделирование позволяет представить исполнение профессионального управления педагога ученическим коллективом в реальных условиях. Математические средства познания используются для подтверждения результатов теоретического исследования.

Библиографический список

1. Симонова А. А. Инновационно ориентированная подготовка к педагогическому менеджменту в непрерывном профессиональном образовании : монография. М. : ИНФРА-М, 2016. - 133 с.

2. Гущина С. С. Особенности компетентностного подхода в профессиональном образовании // Концепт : научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 15. С. 2246-2250. URL: http://e-koncept.ru/2016/96370.htm. (дата обращения 13.12.2019).

3. Корзникова Г. Г. Менеджмент в образовании. М. : ИН-ФРА-М, 2018. - 352 с.

4. Шишарина Н. Инновационный менеджмент в современном образовании. М. : Palmarium Academic Publishing, 2018. - 208 с.

5. Беляев Ю. М. Инновационный менеджмент : учебник для бакалавров. М. : Дашков и К, 2016.- 220 с.

6. Балабанов В. С., Дудин М. Н. Инновационный менеджмент. М. : Элит, 2014. - 282 с.

7. Гамидуллаева Л. А. Теоретико-методологические основы

£

ж -к № а

а № д а г о г к ч №

О *

о

Ö §

ж

к

ч

ж к

ч

О

к

о

к

к

№ о

№ Ö О

а

о № О О к о ж §

о* ж

о Ki

а §

№ ж д № О

о

K

а

а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

л

аж №

ж

а о

о о

Г s ак

G

управления и прогнозирования развития инновационной системы региона : дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05 ; ФГБОУ ВО «Пензенский государственный университет». Пенза, 2019. - 839 с.

В. Кудрявцева E. И. Управленческий потенциал: функции против институций : монография. СПб : Социально-гуманитарное знание, 2015. - 196 с.

9. Макарова Л. П. Аттестация. Комплексная оценка деятельности педагога: организационные формы, управленческие механизмы. М. : Учитель, 2014. - 175 c.

10. Орлов А. А. Стратегия развития педагогического образования: ценности и смыслы // Педагогика. 2016. № 6. С. 118-124.

11. Фастова E. И. Инновационные педагогические технологии. Кейс успешного педагога. М. : Учитель, 2016. - 813 с.

12. Шастина А. E. Развитие организационно-управленческих компетенций в процессе повышения квалификации инженерно-технических кадров : дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.0В ; ФГБОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технологический университет». Казань, 2014. - 147 с.

L. N. Pavlova

ORCID No 000-0002-041В-377В Associate Professor at the Department of Training Teachers of Professional Education and Subject Methods, Federal State Budgetary Institution of Professional Education,

South-Ural State Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: pavlovalnppi@mail.ru

THE CONCEPT "PEDAGOGICAL MANAGEMENT

è OF THE SCIENTIFIC TEAM" IN THE ASPECT

Pa OF PROFESSIONAL MANAGEMENT ^ COMPETENCE OF THE TEACHER STUDY

Abstract S

Introduction. The relevance of the topic is shaped by the contradiction at the scientific and methodological level of research into the theory and practice of the teacher's professional competence. The purpose of this article is to determine the research positions within the concept of "pedagogical management of the student team". The paper deals with the professional management activities of a teacher by defining the semantic content of the pedagogical management. Such an approach allowed the author to reveal the system of a teacher's

Materials and methods. The method of cognition "ideali-zation" allows pedagogical management to be presented as perfect management of the team, which authorizes the purpose of the study. The means of cognition will be the path of logical reasoning.

Results. The results of the study are presented in the form of the theory of pedagogical management of the student

a3 ft

s o kffi

£

t

0

1 c' a

a

n

§

s §

n

t №

c

i §

activity within the framework of a professional standard, de- » fining the limits of his managerial functions. ^

aft

X f

§ c

r

f

>1

i o'

n a

a

team, which is based on the image of the managerial compe- g

tence of the teacher.

Discussion. The development of theoretical research is o

determined by socio-pedagogical conditions.

The concept of pedagogical management of the student

groups is presented as a system of components that solve their

subjective tasks within the framework of one theoretical field.

Therefore, they are interconnected and interdependent. This alt

lows us to outline the author's idea of solving a practical prob- dd

o §

§ n c §

№ §

§

ft

a c

§

r

lem — the implementation of the managerial competence of the

teacher. The implementation of the concept of pedagogical management of the student groups is reflected in the practice of the educational process.

In the field of teacher training, his managerial activity at a certain level of mastering the profession can be confirmed as necessary and sufficient. Question theory provides a degree of generalization of empirical research methods.

Thus, the "concept" as a form of scientific knowledge is a theoretical generalization of the practice of the implementation of the professional activity of a teacher in educational organizations. Therefore, the theory of the issue of managerial competence of a teacher (concept) is a system of judgments and subsequent targeted application of this teaching [6, C.41 ].

The logical-semantic model of pedagogical management of the student groups describes the object of research in terms of professional pedagogy, thereby revealing the content of the basic concepts and establishing semantic meanings between them.

The theoretical model of pedagogical management of the student groups allows us to formulate a set of tasks and present a complex of functional components, parameters and conditions for the implementation of the professional managerial activity of the teacher.

The quality model of pedagogical management of the student groups allows you to identify the essence and content of the managerial competence of the teacher, determine the

o

conditions for the implementation of the managerial compels

aP tence of the teacher and the validity of the assessment of pro-Kj fessional teaching activity in relation to the student team. And

theoretically determine the requirements for the level of pro fessional training of the teacher.

s

ft

The system of concepts presented by the author of peda-

gogical management of the student groups allows typologizing pedagogical activity and the theoretical provisions on the professional activity of the teacher to show in the form of a para-

S

g

go

gi c

a

digm of pedagogical management of the student team. na

ge ft

The paradigm of pedagogical management of the student groups reflects the idea of a normative model of education and a model of scientific activity that defines value criteria and methodological approaches. |

The paradigm of pedagogical management of the student groups determines the view on the study of this problem in the context of value-purpose settings of the educational process in accordance with the philosophy of education at the present stage. The paradigm carries the burden of determining positions in the professional activity of a teacher and is based on theoretical research methods. The paradigm in theory represents the form of pedagogical management of the student team, defining the semantic content of the concept of "pedagogical management of the student team" and provides a descr iption of the organization and implementation of the teacher's professional activities in terms of managerial competence.

Thus, we came to the judgment of the professional activities of the teacher, in particular, the implementation of managerial competence.

The study of pedagogical management of the student groups as a professional activity determines the formation of a set of necessary specially created means.

ft n

th

e

Sc o

ft

ÍS

ft

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ö

a-

e

s e c

rofes

si o

n

a

Rf n

age

ft m

e n

0

1 e

te n

c e

th

e

Te

ft a

c h e r

Stud dy

The nature of the teacher's professional activity in managing the student groups allows the theory of the question to be presented in the form of a paradigm (by analogy with human resource management). The paradigm of pedagogical management of the student groups is intended to consider pedagogical management as a specific function of professional pedagogical activity, as well as the level of management of the educational organization.

The paradigm of pedagogical management of the student groups allows you to capture the change in the role of pedagogical management of the student team in the educational process and determine the place in the management of the educational organization of the teacher, the conditions for fulfilling the management functions of the teacher in a specific socio-historical period.

It is noteworthy that due to the dual nature of the phenomenon in the teacher's activities, the theory of professional pedagogy and the theory of human resource management are consistent as knowledge systems by using logical means of cognition.

Therefore, in this paradigm, the object of study has a double role — it is also a means of experiment. Subject modeling allows you to imagine the performance of the teacher's professional management by the student team in real conditions. Mathematical means of cognition are used to confirm the results of theoretical research.

a

Conclusion. We consider the concept of "pedagogical

1

^ management of the student body" as a system of ways to imple-

Kj ment professional managerial competence. In the course of the

study, having studied the information and analytical materials of educational institutions of the city of Chelyabinsk and the

S

s

ft

Chelyabinsk region, they came to the conclusion that in the

current situation the assessment of the teacher's professional activity is p resented according to the system "mastery of professional competencies — assessment in the direction of pro-

S

g

go

gi c

a

fessional pedagogical activity". a

ge

Therefore, the concept of "pedagogical management of the student body" can be represented by the formula "mastery of professional pedagogical managerial competence — assessment of the professional managerial competence of a teacher". |

The implementation of the managerial competence of the teacher is possible by first modeling the system of "pedagogical management of the student body" through the convergence of concepts, identifying the fundamental methodological approaches and measures for the professional activity of the teacher, then materializing the managerial function. The mis- o match of the given actions leads to a biased assessment of the performance of the teacher's professional activity.

№ n

th

e

Sc ft

ft

ÍS

ft

a

a-

e

s e c of

f

es

si o

n

a

Keywords: Pedagogical management; Student groups; §

ft

Managerial competence; Professional activity; Management §

ft

model. X

o

Highlights: ft

The main research methods of the concept "pedagogical management of the student team" were the analysis of scientific literature, the analysis of the documentation of educatio- ft nal institutions of Chelyabinsk and the Chelyabinsk region, the methods of cognition "idealization" and paradigm, subject modeling.

ft

te n

c e

th

e

R> c h e r

Stud dy

a v lo vl

a P

.N

L.

The managerial competence of the teacher is provided by the concept of "pedagogical management of the student team". This competence is formed in the course of the professional activity of the teacher and is a combination of organizational competence and management competence itself.

The analysis of the practice of assessing the managerial competence of the teacher presented a lack of information on the implementation of the teacher's professional competence.

References

1. Simonova A.A. (2016), Innovatsionno oriyentirovanna-ya podgo-tovka k pedagogicheskomu menedzhmentu v nepreryv-nom professio-nal'nom obrazovanii [Innovatively oriented preparation for pedagogical management in continuing professional education]. Monografiya, Izdatel'stvo "INFRA-M", Moscow, 133 p. (In Russian).

2. Gushchina S.S. (2016), Osobennosti kompetentnostnogo podkhoda v professional'nom obrazovanii [Features of the competency-based approach in vocational education]. Nauchno-metodicheskiy elektronnyy zhurnal "Kontsept", 15, 2246-2250. Available at: http://e-koncept.ru/2016/96370.htm. (Accessed: 13.12.2019). (In Russian).

3. Korznikova G.G. (2018), Management in education [Management in education]. Izdatel'stvo "INFRA-M", Moscow, 352 p. (In Russian).

4. Shisharina N. (2018), Innovation management in modern education [Innovation management in modern education]. Palmarium Xcademic Publishing, Moscow, 208 p. (In Russian).

5. Belyaev Yu.M. (2016), Innovatsionnyy menedzhment (uchebnik dlya bakalavrov) [Innovation Management (Textbook

for Bachelors)]. Izdatel'stvo "Dashkov i K", Moscow, 220 p. (In h Russian).

to

o

s

6. Balabanov V.S. & Dudin M.N. (2014), Innovation Man- t

agement [Innovation management]. Izdatel'stvo "Elit", Moscow, e 282 p. (In Russian).

7. Hamidullaev L.A. (2019), Teoretiko-metodologicheskiye

osnovy upravleniya i prognozirovaniya razvitiya innovatsionnoy n

eg

sistemy regiona (Dissertatsiya na soiskaniye uchenoy stepeni m doktora ekonomicheskikh nauk — 08.00.05 [Theoretical and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

methodological foundations of management and forecasting the he

c

development of the innovation system of the region (The disser- e

s

tation for the degree of Doctor of Economic Sciences — C

08.00.05]. Penzenskiy gosudarstvennyy universitet, Penza, 839 p. g

S

(In Russian). ^

8. Kudryavtseva E.I. (2015), Upravlencheskiy potentsial: funktsii protiv institutsiy [Management potential: functions against institutions]. Monografiya, Sotsial'no-gumanitarnoye znaniye, St. Petersburg, 196 p. (In Russian).

9. Makarova L.P. (2014), Attestatsiya. Kompleksnaya otsenka deya-tel'nosti pedagoga: organizatsionnyye formy, up-ravlencheskiye mekhanizmy [Certification. A comprehensive assessment of the teacher's activities: organizational forms, management mechanisms]. Izdatel'stvo "Uchitel'", Moscow, 175 p. o (In Russian).

10. Orlov A.A. (2016), Strategiya razvitiya pedagog-icheskogo obra-zovaniya: tsennosti i smysly [Strategy for the development of teacher education: values and meanings]. Pedagog-ika, 6, 118-124. (In Russian).

11. Fastova E.I. (2016), Innovatsionnyye pedagogicheski-ye tekhnologii. Keys uspeshnogo pedagoga [Innovative pedagogi-

g

0

1 c' a

ft n

f

ft A

e c

r

s

i n

a

p e

ee n

c e

ft

h e

ee

ft a

c

h

e

ft

d y

cal technologies. Case of a successful teacher]. Izdatel'stvo "Uchitel"', Moscow, 813 p. (In Russian).

12. Shastina A.E. (2014), Razvitiye organizatsionno-upravlencheskikh kompetentsiy v protsesse povysheniya kvalifika-tsii inzhenerno-tekhnicheskikh kadrov (Dissertatsiya na soiskani-ye uchenoy stepeni kandidata pedagogicheskikh nauk — 13.00.08) [Development of organizational and managerial competencies in the process of advanced training of engineering and technical personnel (dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences — 13.00.08)]. Kazanskiy natsional'nyy is-sledovatel'skiy tekhnologicheskiy universitet, Kazan', 147 p. (In Russian).

a -S

a Oh

£

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.