Научная статья на тему 'Концепт память в русской языковой картине мира'

Концепт память в русской языковой картине мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1985
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ / FICTION / КОНЦЕПТ / CONCEPT / ЯЗЫКОВАЯ КАРТИНА МИРА / LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD / ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ / LEXICAL AND SEMANTIC FIELD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Муфазалова Людмила Сергеевна

Рассмотрены понятия: концепт, языковая картина мира, взаимоотношение культуры и языка; выделены основные методики анализа концепта. Определены состав и структура лексико-семантического поля этического концепта память в системе русского языка, исследованы языковые единицы как вербализаторы концепта в русской языковой картине мира (на материале лексикографических источников).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT “MEMORY” IN RUSSIAN LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD

The article gives consideration to the notions of concept, linguistic picture of the world, interaction of culture and language and describes the fundamental methods of concept analysis. It identifies the composition and structure of the lexical and semantic field of the ethical concept of “Memory” in the system of the Russian language, as well as studies linguistic units verbalizing the concept in the Russian linguistic picture of the world (according to the materials of lexicographic sources).

Текст научной работы на тему «Концепт память в русской языковой картине мира»

нально-важных качеств, которые лежат в основе профессиональной компетентности личности, нужно учитывать психологическую готовность к деятельности диспетчера. Психологическая готовность к деятельности диспетчера складывается из интеллектуального, волевого, мотивационного, эмоционального компонен-

тов с обязательным учетом нервно-психического напряжения как психофизиологического показателя. Обязательным должен быть учет количества предыдущих ошибок, опыта аварий и инцидентов.

Статья поступила 07.07.2014 г.

Библиографический список

1. Белявцева К.К. Механизмы психологической защиты и совладающее поведение у диспетчеров энергосистем // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2009. № 8 (54). С. 14-18.

2. Вяткин А.П. Проблема психологической готовности к экономической деятельности // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2006. № 3. С. 97-100.

3. Затучный Д.А. Построение оптимальной связи «диспетчер - пилот» // Надежность и качество: труды Междунар. симпозиума. Т. 1. Пенза: Изд-во информ.-издат. центра пГу, 2010.

4. Максутова Н.Г. К проблеме профессиональной пригодности начинающих диспетчеров экстренных служб // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 27. С. 128-130.

5. О промышленной безопасности опасных производственных объектов: федер. закон от 04.03.2013 г. № 22-ФЗ [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочно-правовая система. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144721

6. Смирнов Б.А., Долгополова Е.В. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. Харьков: Гуманитарный центр, 2007. 276 с.

7. Чумак В.И. Исследование личностного фактора безопасности труда диспетчеров (на примере диспетчеров по управлению железнодорожным движением на горнообогатительных комбинатах Кривбасса Минчермета УССР): дис. ... канд. психолог. наук: 19.00.03. Л., 1983.

УДК 4Р М92

КОНЦЕПТ ПАМЯТЬ В РУССКОЙ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА © Л.С. Муфазалова1

Восточно-Сибирская государственная академия образования, 664011, Россия, г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 9.

Рассмотрены понятия: концепт, языковая картина мира, взаимоотношение культуры и языка; выделены основные методики анализа концепта. Определены состав и структура лексико-семантического поля этического концепта память в системе русского языка, исследованы языковые единицы как вербализаторы концепта в русской языковой картине мира (на материале лексикографических источников). Библиогр. 11 назв.

Ключевые слова: художественный текст; концепт; языковая картина мира; лексико-семантическое поле.

CONCEPT "MEMORY" IN RUSSIAN LINGUISTIC PICTURE OF THE WORLD L.S. Mufazalova

East Siberian State Academy of Education, 9 Sukhe-Bator St., Irkutsk, 664011, Russia.

The article gives consideration to the notions of concept, linguistic picture of the world, interaction of culture and language and describes the fundamental methods of concept analysis. It identifies the composition and structure of the lexical and semantic field of the ethical concept of "Memory" in the system of the Russian language, as well as studies linguistic units verbalizing the concept in the Russian linguistic picture of the world (according to the materials of lexicographic sources). 11 sources.

Key words: fiction; concept; linguistic picture of the world; lexical and semantic field.

Образ человека многоаспектно реконструируется в разных областях гуманитарного знания. Наиболее обширен и интересен, загадочен и непознаваем внутренний мир человека, чувственная сфера его бытия.

Каждый естественный язык характеризуется определенным способом восприятия и концептуализации мира. Выражаемые в языке значения складываются в единую систему взглядов, то есть национальное самосознание, менталитет. Единицами такой системы являются концепты. Концепты - это наибо-

лее существенные для данной культуры смыслы, включенные в модель ценностной картины мира нации, отраженные и сформулированные в формах национального языка.

Концепт - термин, служащий объяснению единиц ментальных или психических ресурсов нашего сознания и той информационной структуры, которая отражает знание и опыт человека; содержательная оперативная единица памяти, ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины

1Муфазалова Людмила Сергеевна, аспирант, тел.: (3952) 202143, e-mail: [email protected] Mufazalova Lyudmila, Postgraduate, tel.: (3952) 202143, e-mail: [email protected]

мира, отраженной в человеческой психике [4, с. 50]. Язык, культура и этнос неразрывно связаны между собой. При этом культура представлена как среда, в которую проникает человек. Это «пронизывание» осуществляется в виде ментальных образований -концептов. По определению Ю.С. Степанова, «концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека, то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И, с другой стороны, концепт - это то, посредством чего человек ... сам входит в культуру и даже влияет на нее» [9, с. 43].

Основным средством представления концептуального знания является слово. Слово - органичная часть концепта. З.Д. Попова и И.А. Стернин выделяют следующие методики анализа вербализаторов концепта [6, с. 14]:

1) анализ словарных толкований ключевого слова по возможно большему числу словарей; из толкований делается выборка всех возможных характеристик концепта;

2) изучение многозначности слов в процессе ее развития. Анализ очередности появления новых значений позволяет установить определяющие это развитие черты изучаемого концепта;

3) анализ пословиц и поговорок, в которые входит изучаемое ключевое слово;

4) построение и изучение различных полей (деривационного, лексико-грамматического, лексико-фразеологического) ключевого слова;

5) эксперименты (свободный, ассоциативный, заключающийся в предъявлении испытуемым слов-стимулов, в фиксации и дальнейшем анализе реакций на эти слова, и рецептивный - «экспериментальное исследование знания (понимания) значения языковых единиц носителями языка»).

Перечисленные выше методики концептуального анализа базируются на языковом материале и позволяют выстроить тот или иной фрагмент языковой картины мира.

Современная реальность очень часто порождает проблемы, связанные с нравственным миром человека, что обусловливает актуальность исследования этических концептов. Одним из наиболее значимых является концепт память. Цель статьи - исследовать вербализованную составляющую концепта память, то есть инвариантное для всех носителей современного русского языка ядро данного языкового концепта. Объект исследования - языковые единицы как верба-лизаторы концепта в русской языковой картине мира (на материале лексикографических источников).

Именем концепта память выступает лексема память. Поскольку значение слова дает представление о смысловой структуре концепта, именуемого этим словом, сравним значения лексемы память, представленные в толковых и аспектных словарях русского языка. Анализ словарного отражения и воплощения концепта необходим, поскольку система дефиниций в словарях дает исследователю культурных концептов нити к познанию сущности народного сознания. Интерпретация словарных определений позволяет вы-

явить обобщенный прототип концепта, его содержательный минимум, что создает базу для дальнейшего изучения концепта на основе других методик.

В современном русском языке слово память является многозначным. В «Толковом словаре русского языка» С.И Ожегова и Н.Ю. Шведовой выделяется три основных значения данного слова [5, с. 481]:

«ПАМЯТЬ. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений, опыта. 2. То же, что воспоминание о ком-, чем-нибудь. 3. То, что связано с умершим (воспоминания о нем, чувства к нему)».

В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Б.М. Волина, Д.Н. Ушакова добавлены два значения [10, с. 250]:

«ПАМЯТЬ. 1. Способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. 2. Воспоминание о ком-, чем-нибудь. 3. Поминание умершего в день его смерти, а также самый этот день (разг., церк.). 4. Запись или книжечка с записями о чем-нибудь, что нужно помнить (устар.). 5. Деловое отношение, предписание (старин.)».

Как видим, только первые два значения являются активными. Таким образом, дефиниция лексемы, репрезентирующей концепт, актуализирует представление о памяти как о внутренней способности человека переживать свои ощущения, действия, не забывать о пережитом и содеянном. Значения же, связанные с определенными предписаниями или письменными напоминаниями в виде записей, берут свое начало с XVI века, когда под словом память подразумевали вид служебной переписки, которая содержала распоряжения, поручения должностным лицам. Кроме того, в древнерусском языке под этим словом понимали имущество, отписываемое «на помин души».

В то же время слово память имеет общий корень со словами мудрый, муж, мнить, менталитет. Изначальное значение этого слова - «то, что можно подумать, нечто подобное мысли» [11, с. 1124]. Согласно «Этимологическому словарю русского языка» А.В. Семенова, слово память - производное от «мять» (мнить, думать), имеет древние корни, поэтому нельзя точно установить время его появления. Это слово происходит от общего славянского корня «мн» и встречается во многих языках славянской группы. Во всех них имеет сходные значения - «мыслить, судить».

Исторический анализ концепта позволяет выявить его связь со словами, обозначающими интеллектуальную деятельность. По М. Фасмеру, память: словен. pamet (разум, рассудок) родственно др.-лит. mintis (мысль, суждение), вост.-лит. mintis (загадка), др.-инд. matis, matis ж. (мысль, намерение, мнение), лат. mens, род. п. mentis (ум, мышление, разум) [11, с. 1230].

Следовательно, концепт память помимо представления о сохранении и воспроизведении человеком информации включает еще и внутреннюю способность к осмыслению, осознанию совершаемых действий. Подобный вывод находит подтверждение в ста-

тье «Толкового словаря» под редакцией Т.Ф. Ефремовой, где появляется дополнительное значение [11, с. 200]:

«ПАМЯТЬ. 1. Способность запоминать, сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления. 2. Запас впечатлений, хранящихся в сознании и могущих быть воспроизведенными. 3. а) Воспоминание о ком-л. или чем-л.; б) То, что напоминает о ком-л., чем-л. 4. устар. Воспоминания об умершем в день смерти кого-л. (обычно отмечаемый религиозными обрядами). 5. Способность мыслить, рассуждать, отдавать отчет в своих поступках, чувствах; сознание».

Поскольку посредством памяти происходит организация и сохранение прошлого жизненного опыта, позволяющая его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания, формируется связь времен. Кроме того, память, опираясь на уже имеющийся опыт, обеспечивает развитие личности.

Как отмечалось ранее, память тесно связана с сознанием (разумом), которое мы понимаем как процесс отражения действительности мозгом человека, включающим все формы психической деятельности и обеспечивающим целенаправленную деятельность.

Память является одним из свойств разума. Согласно «Краткому философскому словарю» под ред. А.П. Алексеева, процесс познания затрагивает все стороны внутреннего мира человека - потребности, интересы, чувства, волю. Важную роль играет память, так как она позволяет сохранять опыт, перекидывает мостик между прошлым и настоящим, а также между прошлым, настоящим и будущим [3, с. 356].

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля слово память получило дополнительные значения, которые позволяют соотнести ее с духовной стороной человека [2, с. 230]:

«ПАМЯТЬ (мнить, мнети) - способность помнить, не забывать прошлого; свойство души хранить, помнить, сознанье о былом; памятованье или воспоминанье; памятная записка; стар. письменное отношенье, деловое сообщенье, предписанье, записка; церковная служба в честь святых, а также поминовение усопших».

В словаре В.И. Даля память предстает как свойство не только сознания, но и души; тем самым определяется сооотнесенность анализируемого концепта с семантическим полем душа, совесть, мораль, так как именно память заставляет человека обращаться к уже пережитому действию, поступку, к прошлым размышлениям, делать соответствующие выводы, и не повторять того, что имело негативный характер.

Как показывают лексикографические источники, к основным признакам концепта память, нашедшим отражение практически во всех рассмотренных словарях, можно отнести следующие:

1) способность человеческой души удерживать и воспроизводить в сознании события;

2) запас хранимых в сознании впечатлений прошлого;

3) мысль;

4) мораль, совесть;

5) церковная служба в честь умершего.

Одним из наиболее эффективных методов изучения концептов как «реальностей сознания» людей исследователи З.Д. Попова и И.А. Стернин считают психолингвистический эксперимент, и прежде всего ассоциативный [6, с. 17].

Анализ ассоциативных связей слова память позволяет проследить отношения между значениями лексических единиц в семантическом пространстве русского языка и концептов, объективированных данными словами, в концептосфере. Источником материала для реконструкции концептов как фрагментов «коллективного сознания» является «Русский ассоциативный словарь».

Наполнение ассоциативного поля память определяется лексическим составом статей, представленных в анализируемом словаре. В первом томе, фиксирующем правонаправленные отношения ^ ^ R), дано 109 реакций-ответов, из них 56 - единичные. Во втором томе, представляющем левонаправленные отношения ^ ^ S), выделено 238 слов-стимулов, вызвавших в качестве реакции какую-либо из форм слова совесть.

Оцениваемая эмоционально, память, с одной стороны, характеризуется словами, имеющими положительную модальность (хорошая, вечная, долгая, большая, феноменальная), а с другой - память может быть девичья, дырявая, плохая, куриная, короткая, никудышная. В ассоциативном аспекте память тесно связана с мыслями и душой, что нашло свое отражение и в системном представлении.

Память может вызвать боль, грусть. Она заставляет помнить о чем-либо, не забывать, восстанавливать, вспоминать, оставлять прошлое при себе, воссоздавать и сохранять; благодаря этому память соотносится с вечностью, безграничностью, святостью. Проявления памяти могут быть связаны с кем-то или чем-то конкретным (о друге, о людях, о маме, о павших, о себе, о тебе, о том) или общим (о войне, о прошлом).

Память может иметь индивидуального носителя (моя), а может принадлежать всем (общество). Она ассоциируется с такими высшими ценностями человечества, как долг, добро, патриотизм.

Память человека, подобно другим его способностям, может быть развита в большей или меньшей степени. Это находит свое подтверждение в формах следующих моделей словосочетаний с ключевым словом: баснословная, бесподобная, блестящая, богатая, великолепная, громадная, емкая, замечательная, зоркая, избирательная, изумительная, исключительная, колоссальная, крепкая, невероятная, недурная, незаурядная, неимоверная, необыкновенная, превосходная, чудесная и др. [11, с. 500]. Приведенные примеры характеризуют память с положительной стороны, так как, чтобы выполнить свое предназначение - сохранение личного и общественного культурного опыта поколений, память должна быть именно такой. О плохой же памяти говорят: гусиная, девичья, дурная. Причем все эти высказывания

в словаре отмечены пометкой «разг.»

Важность концепта память для русского сознания находит свое выражение в большом количестве пословиц и поговорок, передающих многовековые итоги осмысления народом данного понятия. Ценность пословиц о памяти, причина их большой популярности объясняется глубоким содержанием, мудростью. В.И. Даль писал: «Простой народ упорнее хранит и сберегает исконный быт свой. Ни чужие языки, ни грамматические умствования не сбивают его с толку, и он говорит правильно, метко и красно, сам того не зная» [1, с. 7].

Рассмотрим смысловое наполнение концепта память в русских пословицах и поговорках.

Память в народном понимании тесно взаимосвязана с умом, разумом: Так вот на уме и вертится. В голове (на памяти) захлестнуло. Память в темени, мысль во лбу, а хотение в сердце. Раскинуть умом-разумом.

При этом не столь важно уметь самостоятельно находить решение проблемы, сколько помнить и чтить прошлое, воспроизводить его: Не будь грамотен, а будь памятен! И бестолков, да памятлив.

Образность пословиц и поговорок о памяти создается посредством метафор. О хорошей памяти народ отзывается с почтением: Тридцать лет, как видел коровий след, а молоком отрыгается. По старой памяти, что по грамоте. Жив буду - не забуду. А вот плохая память заставляет забыть о самом близком: И того не помню, как крестился; а как родился, совсем забыл. И то забыли, что вчерась говорили. У меня голова, что решето.

Таким образом, в ассоциативном аспекте, отражающем наивное представление «коллективного

субъекта» о мире, память предстает как способность человека сохранять пережитое, благодаря чему осуществляется связь поколений. Семантическая соотнесенность этических концептов память и совесть, память и долг, память и правда, выявленных в ходе ассоциативного эксперимента, указывает на то, что память является не только носителем и накопителем информации, но и нравственным регулятором жизни человека. Она позволяет нам помнить о вечных ценностях, о хороших и плохих поступках. Память, которую человек оставляет после себя, - это тоже одно из важнейших значений, но в словарях оно не зафиксировано, так как в системном представлении память -это психофизиологическая способность личности либо религиозное напоминание (поминовение). Только человек с чистой, незапятнанной совестью, не совершивший при жизни постыдных дел, оставит о себе хорошую память.

Концепт память, а также антонимичные ему забвение и беспамятство входят в группу ключевых концептов религиозного дискурса наряду с концептами Бог, грех, страх, закон, наказание, душа. В религиозном дискурсе прослеживается аналогия концептов память и след, причем след рассматривается как свидетельство существования и как знак памяти. По следам в памяти восстанавливают, вспоминают, воспроизводят. След соединяется с идеями вечности и бессмертия, а несохраненный (уничтоженный) - забвения и небытия.

Таким образом, концепт память занимает важное место в русском языковом сознании, а лексические единицы, его эксплицирующие, помогают нам реконструировать «образ человека» по данным языка.

Статья поступила 04.09.2014 г.

1. Даль В.И. Пословицы русского народа: сборник. В 2 т. М.: Художественная литература, 1984. Т. 1.

2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. Т. IV. Р - Я. М.: Русский язык, 1978-1980.

3. Краткий философский словарь / А.П. Алексеев, Г.Г. Васильев; под ред. А.П. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: РГ-Пресс, 2012.

4. Кубрякова Е.С. Эволюция лингвистических идей во второй половине XX века (опыт парадигмального анализа) // Актуальные проблемы современной лингвистики / сост. Л.Н. Чурилина. М.: Флинта; Наука, 2006. С. 46-59.

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. 3-е изд., стереотип. М.: АЗЪ, 1996.

6. Попова З.Д., Стернин И.А. Очерки по когнитивной лингви-

ский список

стике. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 2001. 192 с.

7. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 1: От стимула к реакции: Около 7000 стимулов / Ю.Н. Караулов. М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.

8. Русский ассоциативный словарь. В 2 т. Т. 2: От реакции к стимулу: Более 100 тыс. реакций / Ю.Н. Караулов. М.: ООО «Изд-во Астрель»: ООО «Изд-во АСТ», 2002.

9. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Языки русской культуры, 2001.

10. Толковый словарь русского языка. В 4 т. / гл. ред. проф. Б.М. Волин, Д.Н. Ушаков. Т. IV. М.: Гос. изд-во иностр. и национ. словарей, 1940.

11. Универсальный словарь русского языка. СПб.: ИГ «Весь», 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.