Научная статья на тему 'Концепт «Магия» в русском детском фэнтези'

Концепт «Магия» в русском детском фэнтези Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
589
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ФАНТАЗИЙНАЯ КАРТИНА МИРА / ДЕТСКАЯ ФЭНТЕЗИ / МАГИЯ / ДОБРО / ЗЛО / CONCEPT / FANTASY PICTURE OF THE WORLD / FANTASY FOR CHILDREN / MAGIC / GOOD / EVIL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Борисенко Татьяна Владимировна

Рассматривается вербализация концепта «магия» в детском фэнтези русских писателей на примере произведений Т. С. Левановой «Сквозняки» и Т. Ш. Крюковой «Хрустальный ключ». Особое внимание уделяется взаимосвязи концептов «добро», «зло» и «магия».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Concept “magic” in Russian fantasy for children

This article deals with the analyses of Russian fantasy novels for children. The problems of good and evil correlation in magic are discussed. The author outlines main features of magic in Russian fantasy literature for children on the example of T. Krjukova’s and T. Levanova’s novels.

Текст научной работы на тему «Концепт «Магия» в русском детском фэнтези»

Вестник Челябинского государственногоуниверситета. 2015. № 27 (382). Филологические науки. Вып. 98. С. 26-29.

УДК 81.33 ББК 81.00

Т.В. Борисенко

КОНЦЕПТ «МАГИЯ» В РУССКОМ ДЕТСКОМ ФЭНТЕЗИ

Рассматривается вербализация концепта «магия» в детском фэнтези русских писателей на примере произведений Т. С. Левановой «Сквозняки» и Т. Ш. Крюковой «Хрустальный ключ». Особое внимание уделяется взаимосвязи концептов «добро», «зло» и «магия».

Ключевые слова: концепт, фантазийная картина мира, детская фэнтези, магия, добро, зло.

Исследование художественного произведения предполагает обращение к такой категории, как фантазийность. Категория фан-тазийности соотносится с художественным творчеством. Она связана с художественным вымыслом, стилями в живописи, литературными жанрами и др. В отношении литературного жанра Н. Н. Меньшакова приводит пример «фантастического произведения», которое соотносится с понятиями мифологического, фантастического, сказочного, чудесного и других типов текстов. Понятие фантастическое произведение соотносится и с художественным текстом настолько, насколько он отражает мнимую действительность, уход от реальности [3]. Категория фантазийности интересна при изучении жанра фэнтези. На основе ее можно выделить фантазийную картину мира - целостный образ художественного мира произведения, который является результатом духовной активности писателя. В фантазийную картину мира входят мифологические, сказочные, фантастические, чудесные и другие элементы, которые отражают несуществующую, вымышленную действительность.

Мифологическая картина мира соприкасается с фантазийной, так как и мифологическую, и фантазийную картины мира возможно описать в том числе с помощью анализа мифов и мифологем. Но кроме мифологем и мифа в фантазийную картину мира входит большое количество других элементов. В то же время мифологическая картина мира не может быть частью фантазийной, так как последняя представляет собой результат духовной деятельности одного автора.

Одним из важных концептов фантазийной картины мира является концепт «магия».

С. И. Ожегов определяет магию как «совокупность действий и слов, якобы обладающих чудодейственными свойствами и спо-

собных подчинить сверхъестественные силы» [4. С. 287]. Магия или волшебство - неотъемлемая часть произведений жанра фэнтези. Этот концепт реализуется посредством заклинаний, волшебных предметов, магических существ и животных. Кроме того, в детском фэнтези наблюдается четкое разделение между магией добра и магией зла. Таким образом, можно проанализировать взаимосвязь концептов «магия», «добро» и «зло». Рассмотрим способы реализации концепта «магия» на примере повестей Т. С. Левановой «Сквозянки, первая миссия» и Т. Ш. Крюковой «Хрустальный ключ».

Героиня русской повести «Сквозняки» встречает некоторых магических существ и животных. Почти все, что касается волшебных существ и животных в повести, относится к реализации концепта «добро». Попацая в другой мир, Маша встречает колокольцев, которые показывают ей дорогу к шарлатану Фаринго и дарят волшебную шапочку. Колокольцы - это крохотные человечки «с разноцветными фонариками на шапочках», они летают верхом «на парящих в воздухе больших черных жуках» [2. С. 13]. У ручья девочка знакомится с хранительницами ручейка тюльпанов: «миниатюрными девушками» в «пышных юбках». Каждый, кто хочет попить воды из ручья, должен преподнести хранительницам какой-нибудь дар. Повозку шарлатана возит говорящий лиловый кролик. Несмотря на то, что у Фаринго сгорела шляпа, благодаря которой он мог управлять всеми животными, кролик остался верен своему другу и хозяину. Приведение, которое Маша находит в подземелье, тоже оказывается добрым и помогает девочке выбраться на свободу.

Кроме того, в повести упоминается о существовании драконов, тигровых ежиков, синего и желтого гномов. Несмотря на то, что традиционно драконы считаются опасными существами и часто в произведениях реализуют

концепт «зло», в данном тексте к ним показано другое отношение. Сталь, переплавленная драконами, самая крепкая, и кузнец кует из нее броню для Маши.

Магические зелья и предметы также вербализуют концепт «добро». Среди них необходимые для перехода в другой мир вещи: второе лицо (зеркало) и кристалл, различные «шарлатанские штучки» (растишишка, бегимотор, несекретная пыль, лекарство от превращения, открывон, синяя жидкость, служащая для лечения ран). Несмотря на иронично-негативное название, «шарлатанские штучки» служат для добрых целей и помогают героям справиться со многими неприятностями. В рецептах содержатся лексемы, вербализующие концепт «добро». Например, мед, крыло ангельской мухи, разрыв-трава, усы рыжего таракана, Шапочка лилового гнома (растение), серебряная вода, яйцо белой птицы и др.

Волшебные предметы связаны не только с шарлатанской магией. Лоскутки с одежды магистра Александра обладают магической силой. Например, темно-синий лоскуток позволяет спрятаться и пройти куда-либо незаметно, другой лоскуток помогает создать стену огня. Маячки помогают перемещаться из одной точки пространства в другую. В мире, куда попала Маша, головные уборы играю важную роль, в том числе некоторые из них обладают магическими свойствами. Так, шляпа (волшебная шапочка) господина Фаринго позволяла ее владельцу подчинять всех животных, шапочка колокольцев указывает нужный путь.

В повести «Сквозняки» магия не связана с использованием волшебных палочек и магических формул. Здесь никто не применяет заклинаний. Упоминается только о бабушкином заговоре: «Истина в том, что сила моя за этим порогом». Для того чтобы получилось волшебство, достаточно «щелкнуть пальцами». Так колдовать могут и положительные, и отрицательные персонажи, поэтому это действие нельзя отнести к вербализации концептов «добро» или «зло». С другой стороны, само слово магия тесно связано с концептами «добро», «зло», «магия» и «власть». Если в тексте речь идет о магии до прихода Мудреного, то она вербализует концепт «добро». Отдать себя магии (знаниям) считалось почетным, кроме того, магия не была связана с наличием или отсутствием власти. «Магия чрезвычайно токсична! Если человек практикует ее в непроветриваемом помещении достаточно долго, он отрав-

ляется и, как результат, пропитывается магией, превращаясь в Белую птицу, суть которой и есть магия!» [2. С. 337]. «Раньше в магов превращалось гораздо меньше, и это считалось почетным - человек отдавал себя магии...» [2. С. 338]. При упоминании о существующем положении вещей и власти Мудреного, лексема магия становится одним из способов реализации концепта «власть». Применение магии людьми несведущими, не знающими ее токсических свойств, приводит к печальным последствиям (люди превращаются частично или полностью в птиц), что позволяет говорить о магии как средстве вербализации концепта «зло».

В «Сквозняках» говорится о нескольких типах магии. Самой почетной считается тайная магия. Также существует бытовая и шарлатанская магия. Последняя практикуется шарлатанами. Шарлатаны - это своего рода целители. Несмотря на то, что лексема шарлатаны несет в себе негативную коннотацию, в тексте она вербализует концепт «добро».

Повесть Т. Ш. Крюковой наполнена различными магическими существами. Причем большая часть из них взята из славянской мифологии. Волшебных существ и животных повести можно разделить на добрых и злых. Все они хорошие или плохие по своей природе. К добрым существам относятся дед Пихто, эльфы, гномы, дождевой червячок, Крылатый конь (Пегас). Дед Пихто излучал доброту: глаза были добрые, старичок постоянно улыбается, сердился как-то по-доброму. Появление эльфов вызывает положительные эмоции: чувство счастья, что-то очень хорошее, [Даша] смеялась и хлопала в ладоши. С гномами связаны труд и помощь: «они добряки и всегда готовы помочь» [1. С. 80].

Отрицательные существа: карлики, оборотни, кошмары, волкодлаки, богинки, лихо, берегини (русалки), Анчутка. Все, кроме карликов, относятся к славянской мифологии. Каждый из них олицетворяет зло или недостаток характера. Так, карлики тщедушные, оборотни - чудища, волкодлаки силком утащили на волчью свадьбу девушку, богинки маленького украли, берегини и Анчутка обманули ребят.

Для создания волшебных существ Т. Ш. Крюкова использует традиционные мифологические образы, но дополняет их. Например, богинки в мифологии славян - «демоны женского пола, похищающие и подменяющие детей», ими становятся «роженицы, умершие до обряда очищения, похищенные дети, женщины-

28

Т. В. Борисенко

самоубийцы, клятвопреступницы, детоубийцы, то есть заложенные покойники» [5. С. 395]. У Т. Ш. Крюковой богинки - кукушки, бросившие своих детей: «Гуляли кукушенъки, II Во чужие гнездышки II Детушек бросали. II и по доброй волюшке // На сиротску долюшку II При живой при матушке // Деток обрекали» [1. С. 271].

В повести появляются три русских богатыря: Усыня, Горыня иДубыня. Образ Горыни -смесь мифологического Горыни и Змея Горы-ныча: это огнедышащий дракон (Змей Горы-ныч), который передвигает горы (Горыня). Горыня - злое существо, он помогает детям только благодаря тому, что они смогли напоить его. Дубыню автор не изменила и он больше других богатырей похож на мифологического персонажа: «исполин. Тело его напоминало старый кряжистый дуб, а руки - толстенные сучья с ветвями-пальцами» [1. С. 372]. Он также отрицательный герой, так как ради забавы хочет сражаться с Дашей и Петей. Горыня и Дубыня занимаются, по сути, бесполезным делом. Горыня двигает горы, а Дубыня выкорчевывает деревья и ищет, с кем можно подраться. В противоположность своим старшим братьям, Усыня - доброе существо. Он также, как и Горыня, дракон. Его задача - охранять остров, что он и выполняет. Усыня пропускает ребят, потому что они пришли с миром: «Неужто люди стали понимать, что миром да ладом больше получишь, чем силой да угрозами» [1. С. 394].

Дети встречают двойственное существо -то, которое может быть и добрым, и злым. Это конь Вечорки - Двоедушник. Он может быть добрым и помогать героям в образе коня, но, превращаясь в волка, он представляет для них угрозу и может убить ребят. В славянской мифологии двоедушник - «существо, в котором совмещаются два естества - человеческое и демоническое» [5. С. 499].

В качестве магических формул использованы заговоры - стихи, содержащие в себе информацию о том, чего хочет получить гово-

рящий. Магические формулы, которые произносит ведьма Морра, направлены на то, чтобы причинить другим зло. В основном в ее заклинаниях преобладают лексемы с отрицательной коннотацией.

«Всюду, всюду миражи: // Вы попали в царство лжи. II В зеркалах что отразится, // То тотчас преобразится, - // То ль ворона, то ль жар-птица, // То ли бред, а то ли снится. // Все на свете исказится II Так, что сразу не поймешь, // Где тут правда, // Где тут ложь... II Сам себя не узнаешь. // Где тут ложь? II Сплошь...» [1. С. 114].

Среди других лексем, выражающих концепт «зло» в заговорах: туман, кошмар, вскипевший ужас, миражи, страх, обман, мертвые, без-молвъе.

Заклинания доброго персонажа Вечорки отличаются: «Поклажа легка, II Да упряжь крепка - II Держит твой норов II Под надежным запором. // Скачи, подгоняй, // Да мягче ступай» [1. С. 243].

Все волшебные предметы, упомянутые в повести, кроме Зеркала Кривды и стеклянного шара Морры, служат добру. К ним относятся дары эльфов в виде горошин: лунный луч, солнечный зайчик, спасительная соломинка, осенняя паутинка, дыхание леса, глоток воды; подарки гномов: подвеска-подковка, кинжал. У гномов есть Книга премудростей, в которой написано, как делать Зеркальный шар. Созданный Мастером Зеркальный шар ломает Зеркало Кривды и освобождает долину от Миражей и власти Морры.

Итак, авторы русского фэнтези активно используют мотивы славянского фольклора, иногда немного изменяя их, либо придумывают новые магические предметы, заклинания (заговоры) и зелья. Магия в русском фэнтези отличается близостью к природе. Авторы употребляют большое количество лексем, связанных с живой природой при описании зелий, заговоров, среды обитания волшебных существ.

Список литературы

1. Крюкова, Т. Ш. Хрустальный ключ / Т. Ш. Крюкова. - М.: Аквилегия-М, 2010. - 421 с.

2. Леванова, Т. С. Сквозняки, первая миссия / Т. С. Леванова. - М.: Эксмо, 2009. - 413 с.

3. Меньшакова, Н. Н. Категория фантазийности в науке / Н. Н. Меньшакова // Вестн. Челяб. гос. ун-та. - 2008. - № 36 (137). Филология. Искусствоведение. Вып. 27. - С. 95-102.

4. Словарь русского языка / под ред. С. И. Ожегова, Н. Ю. Шведовой. - М.: Рус. яз., 1984. -816 с.

5. Энциклопедия сверхъестественных существ (ЭСС). - М.: Эскмо, 2005. - 720 с.

Сведения об авторе

Борисенко (Печагина) Татьяна Владимировна - старший преподаватель кафедры теории языка Челябинского государственного университета. house-elf@yandex.ru

Bulletin ofChelyabinskState University. 2015. No. 27 (382). Philology Sciences. Issue 98. Pp. 26-29.

CONCEPT «MAGIC» IN RUSSIAN FANTASY FOR CHILDREN

Т. V. Borisenko

Chelyabinsk State University, house-elf@yandex.ru

This article deals with the analyses of Russian fantasy novels for children. The problems of good and evil correlation in magic are discussed. The author outlines main features of magic in Russian fantasy literature for children on the example ofT. Krjukova's and T. Levanova's novels.

Keywords: concept,fantasypicture ofthe world,fantasyfor children, magic, good, evil.

References

1. Krjukova T.Sh. Hrustal'nyjkljuch [Crystal key]. Moscow, 2010. 421 p. (In Russ.).

2. Levanova T.S. Skvoznjaki, pervaja missija [Drafts, the first mission], Moscow, 2009. 413 p. (In Russ).

3. Men'shakovaN.N. Kategorijafantazijnostivnauke [Category fantasy science]. VestnikCheljabin-skogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Chelyabinsk State University], 2008, no. 36 (137), iss. 27, pp. 95-102. (In Russ.).

4. Slovar' russkogo jazyka / pod red. S.I. Ozhegova, N.Ju. Shvedovoj [Russian dictionary (Ozhegov S.I., ShvedovaN.Y. (eds.))]. Moscow, 1984. 816 p. (In Russ.).

5. Jenciklopedija sverh#estestvennyh sushhestv [Encyclopedia of supernatural beings]. Moscow, 2005. 720 p. (InRuss.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.