Вестник Челябинского государственного университета. 2019. № 4 (426). Филологические науки. Вып. 116. С. 38—44.
УДК 81'22 DOI 10.24411/1994-2796-2019-10405
ББК 81'2
ФАНТАЗИЙНЫЕ МИФОЛОГЕМЫ КАК ЭЛЕМЕНТЫ ФАНТАЗИЙНОЙ КАРТИНЫ МИРА (НА ПРИМЕРЕ РОМАНОВ ДЖ. К. РОУЛИНГ)
Т. В. Борисенко
Челябинский государственный университет, Челябинск, Россия
Настоящая статья посвящена уточнению понятия «фантазийная картина» мира. В работе рассмотрены специфические черты мифа и мифологического мышления. В результате выделены основные различия между фантазийной и мифологической картинами мира. В качестве примера взаимосвязи фантазийной и мифологической картин мира проведен анализ мифологем, используемых британской писательницей Дж. К. Роулинг в цикле романов о Гарри Поттере.
Ключевые слова: картина мира, фантазийность, фантазийная картина мира, миф, мифологема, мифологическая картина мира, мифологическое мышление, фэнтези.
Введение
Современные авторы нередко используют мифологические мотивы и образы в произведениях. Они интерпретируют и изменяют мифы согласно своему жизненному опыту и современному восприятию мира. Немаловажную роль в этом процессе играет картина мира. В настоящей статье рассмотрено соотношение мифологической и фантазийной картины мира, проанализированы некоторые мифологемы, используемые Дж. К. Роулинг. Работа выполнена в рамках исследований по лингвокультурологии.
Понятие картины мира строится на изучении представлений человека о мире. Человек обычно не замечает то, что выходит за рамки его картины мира [7. С. 49]. М. Хайдеггер писал: «картина мира, сущностно понятная, изображает не картину, изображающую мир, а мир, понятный как картина» [12. С. 103]. Картина мира формируется в процессе социализации человека и, следовательно, несет на себе национально-культурный отпечаток. [4. С. 17]. Она представлена пространственными, временными, количественными, этическими и другими параметрами [7. С. 50—51].
«Картина мира, которую можно назвать знанием о мире, лежит в основе индивидуального и общественного сознания» [7. С. 49]. В ней отражены объекты окружающей действительности и отношение субъекта к данным объектам. Таким образом, картина мира — «целостный, глобальный образ мира, который является результатом всей духовной активности человека, она возникает у человека в результате всех его контактов с миром». Картина мира находит отражение в системе национального языка. Она играет важную
роль в создании языковой картины мира. Язык как составная часть культуры вербализует культуру, передает ключевые концепты культуры в знаковом воплощении [7. С. 49, 52]. Язык — «хранилище информации, накопленной языковым коллективом», который находится в определенной среде и развивается в определенных социальных условиях [11. С. 173—203].
Мифологическая картина мира
Важной частью любой культуры является миф. Миф — это «форма целостного массового переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности» [14. С. 634]. На первых этапах существования общества люди стремились с помощью мифа построить картину мира, обобщить свой опыт, объяснить непонятные явления. Среди особенностей мифа — отсутствие границы между естественным и сверхъестественным, объективным и субъективным. В то же время он обладает гармоничной, строго упорядоченной структурой и закрытым пространством [там же].
Характерной чертой построения мифологической картины мира является «невыделение человеком себя из окружающей среды», что приводит к персонификации природы, выражению абстрактных понятий через конкретно-чувственные образы. Миф в древнем обществе становится истиной, не требующей доказательств [3. С. 34—35].
Исследователи подчеркивают тесную связь мифа и фантазии. Э. Кассирер выделяет мифологическую фантазию и отмечает, что миф не просто
отражает действительность, в нём происходит её творческое преобразование [2. С. 20]. В то же время А. Ф. Лосев в своих трудах подчеркивал, что с точки зрения мифического сознания, миф — это не выдумка. Для древнего человека миф воспринимался как действительность, «в величайшей мере напряженная реальность» [6. С. 24].
А. Ф. Лосев выделяет мифологическую и поэтическую фантазию. Он указывает на различия в сущности этих явлений. В искусстве возможно наблюдать только образы, существующие не так, как реальные вещи. Тогда как с точки зрения мифологического мышления миф реален и все, что в нем описано тоже реально. Фантастические образы мифа воспринимаются как реально существующие, тогда как действительность в искусстве — «созерцаемая» [6. С. 65].
Картины мира в фэнтезийных произведениях
В XX в. возникает особый жанр художественного произведения — фэнтези. В нём сочетаются фэнтезийная, художественная и фантазийная картины мира.
Фэнтезийный мир превращает миф в схему и становится основой для нового мифологического текста. Д. А. Батурин считает, что автор фэнтезийного мира «создает новое пространство по основным законам мифологической реальности и мифологического мышления». Мифологическая реальность рождается дважды. Первый раз — в авторском сознании, второй — в читательском. Фантазийные модели поведения общезначимы и откладываются у читателя на сознательном и подсознательном уровне. Это приводит к созданию фэнтезийной картины мира. Фэнтезийная картина мира у Д. А. Батурина — это картина мира произведений фэнтези [1].
Фантазийная картина мира несколько шире. Она включает в себя фантастические, сказочные и чудесные элементы художественного произведения. Фантазийная картина мира основана на понятии «фантазийность», которое связано с фантазией. Фантазия — это «воображение, характеризующееся особой силой, яркостью и необычностью создаваемых представлений и образов» [15. С. 594]. Таким образом, можно говорить о фантазийной картине мира фэнтези, фантастики, сказки и др.
Фантазийная картина мира является частью художественной картины мира. Согласно Б. С. Мейлаху, «художественная картина
мира — воссоздаваемое всеми видами искусства синтетическое панорамное представление о конкретной действительности тех или иных пространственно-временных диапазонов» [8. С. 120]. Художественная картина мира субъективна, в ней выражены философские идеи автора и его отношение к миру. Образы художественной картины мира обладают многозначностью, вызывают множество ассоциаций. Её важной особенностью является также многослойность — в неё входят различные типы мироощущений, понятийные, наглядно-чувственные элементы. Это даёт ей возможность включать в себя элементы других картин мира. В то же время, главное отличие художественной картины мира от других картин мира — в «её образно-эмоциональном, в эстетическом и этическом способе освоения действительности, в силе нравственного воздействия на адресата художественной картины мира» [9].
Фантазийная картина мира имеет общие черты с мифологической картиной мира. Во-первых, они являются продуктом духовной деятельности человека (людей), а воображение и фантазия играют важную роль в их построении. Во-вторых, в обеих картинах мира наблюдается обращение к фантастическому и чудесному, создание нереальных образов и событий, которые невозможны с рациональной точки зрения. Кроме того, исторически фантазийная картина мира зарождается из мифологической.
В то же время, необходимо отметить следующие отличия. Во-первых, мифологическая картина мира давала древнему человеку возможность познать реальный мир, объясняла те явления, которые невозможно было объяснить иначе на данном этапе развития [5]. Фантазийная картина мира представляет собой своеобразное фантастическое отражение действительности. Её суть не в том, чтобы объяснить, как все устроено на самом деле, а в том, чтобы показать, как всё могло бы быть при определенных нереальных обстоятельствах (например, что бы было, если бы на свете жили волшебники, или если бы люди умели перемещаться между мирами, если бы животные могли разговаривать и т. п.).
Во-вторых, мифологическая картина мира обладает сакральной функцией, содержит в себе духовно-нравственные постулаты. И, с точки зрения мифологического сознания, знания, которые включены в мифологическую картину мира, не подвергаются сомнению и воспринимаются как истина [5]. В фантазийной картине мира нет такого
подтекста. Конечно, в произведении отражена духовно-нравственная позиция автора, но она не является указанием к действию, не воспринимается как единственно верная позиция.
Различия также выражены и в отношении ко времени. В мифе отражено далекое прошлое, отличное от настоящего. Оно является моделью, образцом для современной жизни [5]. В фантастических произведениях (сказках, фантастике, фэнтези и др.) время действия может быть любым. Это может быть и история о давно прошедших событиях, и повествование о том, что происходит сейчас где-то в параллельном мире, и предположения о том, каким будет наш мир в будущем.
Мифологическая картина мира — это результат коллективной духовной деятельности. Фантазийная картина мира может быть творением одного либо двух человек. В ней отражаются, с одной стороны, особенности менталитета писателя, его культурный «багаж», а с другой — его субъективная точка зрения на события и окружающую действительность, работа его воображения.
Мифологемы в фантазийной картине мира Дж. К. Роулинг
Две рассматриваемые картины мира исследуют, в том числе, с помощью анализа мифологем. «Мифологема является дискретной единицей коллективного сознания, концептом, отражающим объекты возможных миров, и в вербальной форме представлена в национальной памяти носителей языка» [10. С. 18—19].
С. А. Питина отмечает тот факт, что мифологемы могут принадлежать и культуре в целом, и отражать особенности мышления отдельной культуры. Универсальные мифологемы, понятные всем народам называются интернациональными. В мифологической картине мира конкретной культуры они изменяются и получают специфические, особенные характеристики [там же].
В процессе работы над произведением автор также дополняет мифологемы новыми характеристиками, расширяет их содержание. В фантазийной картине мира писатель выбирает и трансформирует мифологемы для создания фантастических, чудесных образов, вписанных в художественное пространство произведения. Мифологемы, используемые и «переработанные» авторами фантазийной картины мира, называются фантазийными.
Рассмотрим, как писатель современной фэнтези изменяет и расширяет содержание мифологемы. Для примера возьмем романы детской писательни-
цы Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и философский камень» («Harry Potter and the Philosopher Stone») и «Гарри Поттер и тайная комната» («Harry Potter and the Chamber of Secrets»). Произведения отличаются обилием мифологических существ британско-скандинавской мифологии. Автор также написала книгу «Фантастические твари и где они обитают» («Fantastic Beasts and Where to Find Them»), которая, по сути, является школьным учебником Гарри Поттера по предмету Магические существа. Книга интересна тем, что в ней Дж. К. Роулинг перечисляет всех волшебных животных, которые встречаются в цикле романов о Гарри Поттере и часто даёт им более подробную характеристику, чем в романах. Таким образом, «учебник» «Фантастические твари и где они обитают» и цикл романов о Гарри Поттере дополняют друг друга.
Итак, в романах Дж. К. Роулинг наблюдается множество различных существ, взятых из мифологии: феникс (phoenix), единорог (unicorn), великан (giant), привидение (ghost), кентавр (centaur), гоблин (goblin), гиппогриф (hippogriff), упырь (ghoul), кор-нуэльский эльф (cornish pixie), гном (gnome), бан-ши (banshee), дракон (dragon) и другие. Одних существ автор оставляет практически в неизменном виде, добавляя лишь небольшие детали, другим приписывает новые свойства и качества, разрабатывает классификацию. Все магические существа цикла романов о Гарри Поттера воспринимаются как реальные. Автор искусно вписывает их в свой фантазийный мир. Она объясняет, почему мы не встречаем таких существ в обычной жизни: волшебники стремятся скрыть их от людей, т. к. некоторые могут оказаться слишком опасными для человека, а для других опасность представляет сам человек.
В качестве примера возьмем несколько наиболее ярких и известных мифологем: дракона (dragons), василиска (basilisk), единорога (unicorn), феникса (phoenix) и цербера.
В энциклопедии «Мифы народов мира» дракон описан как летающее существо, в котором соединены образы нескольких животных (чаще всего змеи и птицы). У дракона есть крылья, одна или несколько голов, и он способен извергать пламя [13. С. 326]. Дж. К. Роулинг в книге о волшебных тварях составляет словарную статью по аналогии со статьей из энциклопедии о животных. Она добавляет следующие характеристики: «женская особь обычно больше и более агрессивна, чем мужская» («The female is generally larger and more aggressive than the male»), «шкура, кровь, сердце,
печень и рог дракона обладают сильными магическими свойствами» («Dragon hide, blood, heart, liver, and horn all have highly magical properties») [19. С. 10].
В классической мифологии драконы могут отличаться количеством голов и размерами. Европейских драконов делят на виверонов (похожи на змей, имеют крылья и колючку на хвосте), линдвурмов (умеют летать) и огнедышащих [16. С. 561].
Британская писательница конкретизирует образ дракона и выделяет следующие его виды: Норвежский Спинорог (Norwegian Ridgeback), Уэльский Зеленый Обыкновенный (Common Welsh Green), Венгерский Рогохвост (Hungarian Horntail), Австралийский Опаловый Глаз (Antipodean Opaleye), Китайский Огнемёт (Chinese Fireball), Гебридский Черный (Hebridean Black), Перуанский Ядозуб (Peruvian Vipertooth), Украинский Бронебрюх (Ukrainian Ironbelly), Шведский Короткорыл (Swedish Short-Snout), Румынский Длиннорог (Romanian Longhorn). Первая лексема в названии дракона указывает на происхождение существа (Норвегия, Уэльс, Венгрия, Гебриды, Китай и др.), вторая часть названия содержит в себе лексемы, указывающие на внешние особенности (зеленый — green, рог на спине — ridgeback, ядовитый зуб — vipertooth, рог на хвосте — horntail и др.). Исключение составляет Китайский Огнемёт, где вторая часть названия подчеркивает способности дракона. Дж. К. Роулинг подробно описывает внешность, ареал и повадки каждого вида дракона, расширяя тем самым содержание мифологемы Дракон.
Волшебники рассматриваемого фантазийного мира нередко используют волшебных существ в своих целях. Например, дракон охраняет волшебный банк Гринготтс, но не по своей воле. Его посадили на цепь и держат в неволе. Это аллюзия на мифологического дракона, который охраняет сокровища [13. С. 327].
Писательница разрабатывает образ мифологического животного по аналогии с его прообразом — животным, которое существует на самом деле. Например, в романе «Гарри Поттер и философский камень» описано рождение маленького дракона из яйца, которое похоже на рождение птенца. «The baby dragon flopped on to the table. It wasn't exactly pretty; Harry thought it looked like a crumpled, black umbrella. Its spiny wings were huge compared to its skinny jet body and it had a long snout with wide nostrils, stubs of horns and bulging, orange
eyes. It sneezed. A couple of sparks flew out of its snout» [17. C. 170]. («Маленький дракончик шлепнулся на стол. Он не был симпатичным. Гарри решил, что он похож на помятый черный зонтик. Его колючие крылья были просто огромными по сравнению с худощавым агатовым тельцем и длинной мордочкой с широкими ноздрями, крошечными рожками и выпученными оранжевыми глазками. Он чихнул. Несколько искр вылетело из его ноздрей» — перев. Т. Б.).
Еще одно существо, объединяющее черты змея и птицы — василиск. Это огромная змея, монстр с головой и ногами петуха. Он выводится из яйца, отложенного петухом и высиженного жабой [20]. Василиск может убить взглядом, от его дыхания высыхает трава. Победить это чудовище можно с помощью зеркала (василиск погибает, увидев своё отражение) [13. С. 181]. У Дж. К. Роулинг василиск — ярко-зеленая змея до пятнадцати футов в длину. Его клыки смертельно ядовиты. Тот, кто посмотрит в огромные желтые глаза чудовища тут же погибает. Василиск опасен для всех волшебников, кроме тех, которые способны говорить на змеином языке. Только они могут подчинить его себе [19. С. 3—4]. В романе «Гарри Поттер и тайная комната» герои спасаются от смертельного взгляда василиска только благодаря тому, что смотрят на него не напрямую, а через какой-нибудь предмет (зеркало, привидение, воду, объектив фотоаппарата). Гарри одерживает победу над василиском, используя меч, который обладает большой магической силой. Здесь, скорее, прослеживается мифологический мотив убийства героем дракона, что приводит к освобождению похищенного человека, чаще девушки. В романе Гарри спасает свою подругу Джинни.
Среди абсолютно положительных мифологических образов единороги и фениксы. Единороги (unicorns) — магические животные с телом лошади (быка) и длинным прямым рогом. Их могут приручить лишь девушки [13. С. 355]. В книге «Магические твари и где их искать» им дано аналогичное описание, но автор дополняет его указанием на то, что цвет шерсти жеребенка — золотой [19. С. 41]. Также в первом романе цикла говорится об уникальных свойствах крови единорога. Она способна поддерживать жизнь в человеке, даже если он находится на волосок от смерти. Но тот, кто убьет такое невинное и беззащитное животное будет проклят на всю жизнь. Единорог описывается следующими лексемами: defenceless (беззащитный), pure (чистый), silver (серебряный),
powerful magic creatures (могущественные волшебные существа).
Птица феникс (phoenix), которая живет у Дамблдора, помогает Гарри Поттеру победить василиска. В романе, так же, как и в мифах, феникс — красивая птица с красными и золотыми перьями. В день смерти птица сгорает, и из ее пепла появляется новый птенец [13. С. 1026; 19. С. 32]. Автор уточняет магические свойства фениксов. Они могут переносить очень тяжелые предметы (carry immensely heavy loads), их слезы обладают лечебными свойствами (healing power), а песня поднимает дух борца за добро. Феникс прилетает к Гарри в подземелье, когда мальчик сражается с василиском. Его песня описывается как сверхъестественная (eerie), волнующая (spine-tingling), неземная (unearthly). Волшебники приручили фениксов. Дамблдор говорит о нем как о крайне преданном питомце (highly faithful pet).
Единороги, фениксы и драконы дают волшебникам «материал» для создания магических предметов. В частности, сердечная жила дракона (dragon's heartstring), шерсть единорога (unicorn hairs) и перо из хвоста феникса (phoenix tail feather) могут стать основой для волшебной палочки. Рог единорога (unicorn horn), драконья кровь (dragon's blood), драконий компост (dragon-dung compost) используются в качестве компонентов магических зелий.
Интересна трансформация мифологемы Цербер в романе. Цербер — огромный трехголовый пёс с головами змей на теле и змеиным хвостом. Он охраняет вход в царство мёртвых [13. С. 524]. В произведении Дж. К. Роулинг трёхголового пса зовут Пушок (Fluffy). Автор иронически замечает, что его хозяин Хагрид относится к нему как к маленькому милому кролику (little bunny
rabbit). Животное описано как собака огромных размеров, которая «заполняет собой всё пространство от пола до потолка» (filled the whole space between ceiling and floor). У неё три пары сумасшедших глаз (mad eyes), три носа (three noses), три пасти (three drooling mouths), и слюна, текущая как скользкие канаты с желтоватых клыков (saliva hanging in slippery ropes from yellowish fangs). За исключением невероятных размеров и трёх голов, Пушок — совершенно обычный охранный пёс. Он хороший сторож, не жесток и верен хозяину (Хагриду). Сложно сказать, обладает ли он какими-либо особенными магическими способностями. Ближе к концу романа герои узнают, что его может мгновенно усыпить обычная мелодия. В этом прослеживается мифологический мотив победы Орфея над Цербером.
Заключение
Мифологическая и фантазийная картины мира имеют общие черты, и в то же время их сущность различна. Являясь результатом творчества одного автора (реже двух-трех авторов), фантазийная картина мира отражает вымышленный мир. В ней представлен ответ на вопрос: что было бы, если... При создании фантастических произведений писатели часто обращаются к мифологии, используя мифологемы и мифологические мотивы. Дж. К. Роулинг искусно изменяет, интерпретируют и расширяет содержание классических мифологем. Она «приспосабливает» мифологический образ к современной действительности так, что у читателя создаётся впечатление реальности созданного мира. Особенностью фантазийной картины мира Дж. К. Роулинг также является ироничное отношение к некоторым созданным фантастическим образам.
Список литературы
1. Батурин, Д. А. Виртуально-неомифологическая сущность фэнтези: автореферат дис. ... кандидата философских наук / Д. А. Батурин. — Тюмень, 2015.— 28 с.
2. Кассирер, Э. Философия символических форм. Том 2. Мифологическое мышление. / Э. Касси-рер. — М.; СПб.: Университетская книга, 2002.— 280 с.
3. Ковтун, Е. Н. Поэтика необычайного: Художественные миры фантастики, волшебной сказки, утопии, притчи и мифа (На материале европейской литературы первой половины XX века). / Е. Н. Ковтун. — М.: Изд-во МГУ, 1999.— 308 с.
4. Красных, В. В. «Свой» среди «чужих»: миф или реальность? / В. В. Красных. — М.: ИТДГК «Гно-зис», 2003.— 376 с.
5. Лазарев, М. А. Мифологическая картина мира /М.А. Лазарев // Humanity space International almanac. VOL. 6.— 2017.— № 2. — с. 269—282.
6. Лосев, А. Ф. Философия. Мифология. Культура. / А. Ф. Лосев. — М.: Издательство политической литературы, 1991.— 527с.
7. Маслова, В. А. Когнитивная лингвистика: уч. пособие / В. А. Маслова. — Мн.: ТетраСистемс,
2004.— 256 с.
8. Мейлах, Б. С. Философия искусства и художественная картина мира / Б. С. Мейлах // Вопросы философии.— 1983 — № 7 — С. 116—125.
9. Минханова, Л.К., Фаткуллина, Ф. Г. Художественная картина мира как особый способ отражения действительности / Л. К. Минханова, Ф. Г. Фаткуллина // Вестник Башкирского государственного университета. Филология. Искусствоведение.— 2012 — Т. 17, № 3 (1) — С. 1626—1627.
10. Питина, С. А. Концепты мифологического мышления как составляющая концептосферы национальной картины мира / С. А. Питина. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002.— 191 с.
11. Телия, В. Н. Метафоризация и её роль в создании языковой картины мира / В. Н. Телия // Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира. — М, 1988. — С. 173—203.
12. Хайдеггер, М. Время картины мира / М. Хайдеггер // Новая технократическая волна на западе. — М., 1986. — С. 93—119.
13. Мифы Народов Мира / под ред. С. А. Токарева. — М.: Советская энциклопедия, 1980.— 1147 с.
14. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. /под. ред. А. А. Грицианова. — Мн.: Книжный Дом, 2003.— 1280 с.
15. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — М.: Республика, 2001.— 719 с.
16. Энциклопедия сверхъестественных существ / под ред. К. Королева. — М.: Эскмо; СПб.: Мидград,
2005.— 720 с.
17. Rowling, J. K. Harry Potter and the Philosopher's Stone / J. K. Rowling. — London: Bloomsbury, 1997.— 223 p.
18. Rowling, J. K. Harry Potter and the Chamber of Secrets / J. K. Rowling. — London: Bloomsbury, 1998.— 251 p.
19. Rowling, J. K. Fantastic Beasts and Where to Find them / J. K. Rowling. — London: Bloomsbury Publishing, 2001.— 128 p.
20. Merriam Webster Dictionary [Электронный ресурс]: Deluxe Edition. — Britannica, 2001. — CD-ROM.
Сведения об авторе
Борисенко Татьяна Владимировна — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры теоретического и прикладного языкознания, Челябинский государственный университет. Челябинск, Россия. [email protected]
Bulletin of Chelyabinsk State University.
2019. No. 4 (426). Philology Sciences. Iss. 116. Рp. 38—44.
FANTASY MYTHOLOGEMES AS THE ELEMENTS
OF THE FANTASY PICTURE OF THE WORLD (ON THE EXAMPLE OF J.K. ROWLING'S NOVELS)
T. V. Borisenko
Chelyabinsk State University, Chelyabinsk. Russia. [email protected]
The article deals with the fantasy and mythological pictures of the world. «Picture of the world» is the notion that reflects the way a person accepts the world around him/her. It is influenced by culture and society and appears in language. The fantasy and mythological pictures of the world have some features in common. They both are the result of human intellectual activity and they appeal to fantastic and miraculous images. However, fantasy picture of the world represents an imaginary world of one or sometimes several authors, while the mythological picture of the world is the result of collective consciousness. Unlike the mythological picture of the world the fantasy one is not accepted as real. The reader knows that it is an imaginary world. The fantasy picture of the world usually bears no sacral implication. It is also oriented not only on the past events, but can describe the present and the future depending on the author's choice. Myth and mythological images are often used for creating the fantasy picture of the world. Authors take a traditional «mythologeme», add details to it (like classification of the species, new magical abilities, etc.) and use it in this new way.
Key words: picture of the world, fantasy, fantasy picture of the world, myth, mythological picture of the
world, phantasy.
References
1. Baturin, D.A. Virtualnoneomifologicheskaia sushchnost fentezi (Virtually Neomythological essence of fantasy literature) : avtoreferat disertatsii kandidata filosofskikh nauk. Tiumen, 2015, 28 p. (in Russ.)
2. Kassirer, E. Filosofiia simvolicheskikh form. Tom 2. Mifologicheskoe myshlenie [Philosophy of symbolic forms. Vol.2. Mythological thinking]. Moscow, SPb.: Universitetskaia kniga [University book], 2002, 280 p. (in Russ.)
3. Kovtun, E.N. Poetika neobychaynogo: Khudozhestvennye miry fantastiki, volshebnoy skazki, utopii, pritchi i mifa (Na material evropeyskoy literatury pervoy poloviny XX veka). [Poetics of unusual: imagery world of fantastic, fairy tale, utopia, paroemia, and myth (on the example of European literature of the early 20th century)]. M.: Izdatelstvo MGU, 1999, 308p. (in Russ.)
4. Krasnykh, V.V. «Svoi» sredi «chuzhikh»: mif ili realnost? ["Friend" amongst the "enimies": a myth or reality?]. M.: ITDGK «Gnozis», 2003, 376p. (in Russ.)
5. Lazarev, M.A. Mifologicheskaia kartina mira [Mythological picture of the world]. Humanity space International almanac VOL. 6., 2017, № 2, pp. 269-282. (in Russ.)
6. Losev, A.F. Filosofiia. Mifologiia. Kultura. [Philosophy. Mythology. Culture]. M.: Izdatelstvo politich-eskoi literatury [Political literature publishers], 1991, 527p. (in Russ.)
7. Maslova, V.A. Kognitivnaia lingvistika: uchebnoye posobie. [Cognitive linguistics: studyguide]. Minsk: TetraSistems, 2004, 256p. (in Russ.)
8. Meilakh, B.S. Filosofiia iskusstva i khudozhestvennaia kartina mira. [Phylosophy of art and the artistic picture of the world]. Voprosy filosofii [Questions of philosophy], 1983, no 7, pp. 16-125. (in Russ.)
9. Minkhanova, L.K., Ftkullina, F.G. Khudozhestvennaia kartina mira kak osobyi sposob otrazheniia deist-vitelnosti [The artistic picture of the world as a special way of reflecting reality]. Vestnik Bashkirskogo gosu-darstvennogo universiteta. Filologiia. Iskusstvovedenie [Bulletin of Bashkir State University. Philology. Art]. 2012, Vol.17, no 3 (1), pp.1626-1627 (in Russ.)
10. Pitina, S.A. Kontsepty mifologicheskogo myshleniia kak sostavliaiushchaia kontseptosfery natsionalnoi kartiny mira [Mythological thinking concepts as part of the mythological conceptosphere of national picture of the world]. Cheliabinsk: Cheliabinskiy gosudarstvennyi universitet [Chelyabinsk State University], 2002, 191p. (in Russ.)
11. Teliia, V.N. Metaforizatsiia i ee rol v sozdanii iazykovoi kartiny mira -Rol chelovecheskogo faktora v iazyke. Iazyk I kartina mira. [Metaphorization and its role in the creation of the language picture of the world. The role of a human factor. Language and the picture of the world]. M, 1988, pp.173-203. (in Russ.)
12. Khaidegger, M. Vremia kartiny mira [Time in the picture of the world]. Novaia tekhnokraticheskaia volna na zapade [New technocratic wave in the west], M., 1986, pp.93-119. (in Russ.)
13. Mify narodov mira [Myths of the nations]. Pod redaktsiey S.A. Tokareva - M.: Sovetskaia entsiklopediia [Soviet encyclopedia], 1980, 1147p. (in Russ.)
14. Noveishii filosofskii slovar [New philosophical dictionary]. 3e izdanie. Pod redaktsiey A.A. Gritsianova. - Minsk: Knizhnyi dom [Booh house], 2003, 1280p. (in Russ.)
15. Filosofskii slovar [Phylosophical dictionary] / pod red. I.T. Frolova. - M.: Respublika, 2001, 719p. (in Russ.)
16. Entsiklopediia sverkhestestvennykh sushchestv [Encyclopedia of the supernatural creatures]. Ed. K.Ko-roleva - M.: Eskmo; SPb. Midgrad, 2005, 720p. (in Russ.)
17. Rowling, J.K. Harry Potter and the Philosopher's Stone, London, Bloomsbury, 1997, 223 p.
18. Rowling, J.K. Harry Potter and the Chamber of Secrets. London, Bloomsbury, 1998, 251 p.
19. Rowling, J.K. Fantastic Beasts and Where to Find them. London, Bloomsbury Publishing, 2001, 128 p.
20. Merriam Webster Dictionary [Electronic resource]. Deluxe Edition, Britannica, 2001, CD-ROM.