Научная статья на тему 'Концепт «Кот» в современном медиапространстве (на материале российских СМИ 2000–2020 гг. )'

Концепт «Кот» в современном медиапространстве (на материале российских СМИ 2000–2020 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
472
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медиалогия / медиастилистика / медиапространство / публицистическая картина мира / концепт «кот». / mediology / mediastinitis / the media / journalistic picture of the world / the concept of “cat”.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Афанасьева Ольга Максимовна

Данная статья написана в рамках нового научного направления – медиалогии и уже – медиастилистики, одной из задач которой является рассмотрение языкового воплощения в медиатекстах культурно значимых концептов. Посредством метода реконструкции и описания лексико-семантических полей автор статьи на обширном языковом материале показывает, как представлен концепт «кот» в современном медиапространстве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAT CONCEPT IN THE MODERN MEDIA SPACE (BASED ON THE MATERIAL OF THE RUSSIAN MEDIA 2000-2020)

The article is written in the framework of a new scientific direction – Medialogy, in particular, in the framework of mediastilistics, one of the most important tasks of which is to consider the language implementation of culturally significant concepts in media texts. The author of the article believes that the linguistic correspondence to the concept is not a word, but a lexical and semantic field. By identifying the lexical-semantic fields (microfields) that are part of the lexical-semantic field with the archiseme “cat” in the corpus of texts under study, the author essentially reconstructs the corresponding fragment of the journalistic picture of the world and considers the concept of “cat” in the modern media space on a vast linguistic material. The article shows how publications of the Russian media in 2000-2020 reflect such semantic components of the concept “cat” as “cat names”, “cat breeds”, “cat color”, “cat size”, “cat appearance”, “cat food”, “cat residence”, “cat character”, “cats attitude to people”, “the role of cats in people’s lives”, “people’s attitude to cats”. The article also shows that the concept of “cat” is an important concept of Russian culture. The author of the article is convinced that one of the tasks of the mass media is to promote the culture of sentimental admiration for cats, whose photos we see on the Internet, to become a culture of animal protection and assistance.

Текст научной работы на тему «Концепт «Кот» в современном медиапространстве (на материале российских СМИ 2000–2020 гг. )»

УДК 070

Б01: 10.24411/2070-0695-2020-10214

О. М. Афанасьева

Российский государственный гуманитарный университет,

Москва

КОНЦЕПТ «КОТ» В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ (НА МАТЕРИАЛЕ РОССИЙСКИХ СМИ 2000-2020 ГГ.)

Данная статья написана в рамках нового научного направления - медиалогии и уже -медиастилистики, одной из задач которого является рассмотрение языкового воплощения в медиатекстах культурно значимых концептов. Посредством метода реконструкции и описания лексико-семантических полег/ автор статьи на обширном языковом материале показывает, как представлен концепт «кот» в современном медиапространстве.

Ключевые слова: медиалогия, медиастилистика, медиапространство, публицистическая картина мира, концепт «кот».

Мурке, Ваське и Борьке, на чью кошачью долю выпало сложное послевоенное время;

Кисе Мурочке, сопровождавшего родгтелей-геологов в маршрутах; котам моего детства и юности - Дениске, Пуське, Тигрику, Миккичке, Васечке ; нынешним полноправным членам нашей семьи - Лизе, Делшньке н Васеньке;

а также всем знакомым и незнакомым котам, кошкам, котятам посвящается

«Стремительное развитие медиа и медийных технологий как основы современного информационного общества послужило толчком к созданию многих частных научных дисциплин» [3. С. 5], в числе которых важнейшее место занимает медиастилистика, способствовало возникновению медиалогии - «общего научного направления, объектом которого являются медиа» [3. С. 5]. Один из важнейших вопросов медиалогии - вопрос изучения публицистической картины мира, которую, вслед за Г. Я. Солгаником, мы понимаем как разновидность функционально-стилевой картины мира [10. С. 12-16]. Актуальность этого вопроса связываем с тем, что язык СМИ является средством внедрения в когнитивную систему получателей информации (часто помимо их воли) некоторой системы концептов: «суть коммуникации состоит в построении в когнитивной системе реципиента концептуальных конструкций, «моделей мира», которые определенным образом соотносятся с «моделями мира» говорящего, но не обязательно повторяют их» [9. С. 7]. Публицистическая картина мира, создаваемая средствами массовой информации, не может не влиять на систему ценностей аудитории массмедиа, не может не участвовать в формировании иерархии концептов - ценностно значимых, культурно значимых. В рамках медиастилистики интересно остановиться и на реконструкции целостного образа мира, транслируемого в медиапространство «четвертой властью», и на изучении отдельных концептов (составных частей, фрагментов публицистической картины мира).

Данная статья посвящена концепту «кот». Его репрезентация в медиапространстве ранее не рассматривалась.

«Концепт - это как бы сгусток культуры в сознании человека; то, в виде чего культура входит в ментальный мир человека. И <...> - это то, посредством чего человек - рядовой, обычный человек, не «творец культурных ценностей» - сам входит в культуру, а в некоторых случаях и влияет на нее» [11. С. 43].

Концепт «кот», на наш взгляд, небезынтересен для понимания русской культуры (ответ, как установить, являются ли концепт и соответствующее ему слово важными для некоторой культуры, находим в книге Анны Вежбицкой «Семантические универсалии и описание языков» [2. С. 276283]).

Мы видим, что в русском языке есть немало фразеологизмов, пословиц и поговорок со словом

«кот»: кот наплакал; купить кота в мешке; тянуть кота за хвост [14. С. 210]; кот слушает

да кушает; и кот песни поет, когда хорошо живет; загордился кот, и с печи нейдет, спящему коту мышь в рот не прибежит; без кота мышам раздолье; не все коту Масленица, будет и Великий пост; не дразни, кот, пса, придешь домой без уса [6. С. 443-444]. Есть и приметы, в которых жизненные обстоятельства связываются с поведением котов (вспомним роман в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин»: «Жеманный кот, на печке сидя, мурлыча, лапкой рыльце мыл: то несомненный знак ей был, что едут гости») или с отношением человека к коту (кота убить -семь лет счастья не видать).

В детских песенках-потешках коты предстают перед юными читателями как положительные персонажи - красивые, опрятные, порой самодовольные, но добрые (песенка-потешка «Трень-брень, мои струночки»: «У меня ли у кота всюду в доме чистота <...>. У кота, у кота на мордочке красота: усы гладенькие, глазки сладенькие!» [4. С. 18]). В русских народных сказках кот мыслится неоднозначно: он может быть смелым и готовым прийти на помощь («Кот, Петух и Лиса»), неунывающим, ловким и любящим поесть («Кот и Лиса»), плачущим от человеческой жестокости, но находчивым и вполне жизнестойким («Кот-серый лоб, козел да баран»), жадным и плутоватым, вызывающим страх даже у волка с медведем («Кот-воркот, Котофей Котофеевич»), а иногда и у человека (Кот Баюн). Кот становится героем и авторских сказок (А. Н. Толстой «Кот Васька», Д. Н. Мамин-Сибиряк «О Молочке, овсяной Кашке и сером котишке Мурке»), и басен (С. В. Михалков «Коты и мыши», И. А. Крылов «Кот и повар», «Щука и кот», И. И. Дмитриев «Петух, кот и мышонок»), и стихотворений (С. Черный «Как кот сметану поел», С. Я. Маршак «Кот и лодыри», Ю. П. Мориц «Букет котов»), и мультфильмов («Приключения Кота Леопольда», «Каникулы в Простоквашино», «Три кота»). Всем носителям русской культуры известен и Кот Ученый, живущий в сказочном Лукоморье (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»), и кот-оборотень Бегемот (М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита»). В рамках статьи, посвященной отражению концепта «кот» в современном российском медиапространстве, невозможно упомянуть о всех произведениях русской (а тем более - мировой) литературы, так или иначе раскрывающих образ кота (это и не входило в задачи исследования), но показанного уже достаточно, чтобы обозначить место концепта «кот» в русской культуре.

По нашему мнению, концепт представлен в медиатексте не словом, а лексико-семантическим полем - совокупностью лексических единиц, «объединенных общностью содержания (иногда также общностью формальных показателей) и отражающих понятийное, предметное или функциональное сходство обозначаемых явлений» [5. С. 380], т. е. лексические единицы, входящие в одно лексико-семантическое поле, характеризуются однородной понятийной соотнесенностью и имеют общую сему, или архисему [7. С. 437], они все вместе указывают на «частичку действительности, выделенную в человеческом опыте» [1. С. 322]. Единицей лексико-семантического поля обычно является не слово во всем богатстве значений, а лексико-семантический вариант слова, но может являться и слово, если оно однозначно или все его значения связаны с одним и тем же понятием. Единицы поля обычно группируются вокруг лексемы, выражающей его общее значение. Такая единица и ее ближайшее окружение образуют ядро лексико-семантического поля. В лексико-семантическое поле непременно входят все слова, однокоренные с центральной лексемой, все ее синонимические и тематические ряды, слова, связанные в тексте с центральной лексемой синтагматическими и парадигматическими отношениями, отношениями «род - вид», ассоциативными связями. Значение поля наиболее явно представлено в ядре и постепенно угасает при удалении к периферии.

Для выявления того, как отражен концепт «кот» в современном медиапространстве, было решено обратиться к воссозданию фрагмента «кот» публицистической картины мира при помощи метода реконструкции и описания лексико-семантического поля «кот», представленного в некотором корпусе публицистических текстов.

В качестве основного источника исследования был взят газетный подкорпус Национального корпуса русского языка [Национальный корпус русского языка. URL: http://www.ruscorpora.ru (дата обращения: 01.02.2020-15.03.2020)], в качестве дополнительного - электронная версия газеты «Известия» [Известия.iz / Электронная версия газеты «Известия». URL: https://iz.ru (дата обращения: 01.03.2020)]. Из данных источников методом случайной выборки было отобрано более 1000 контекстов, содержащих лексему «кот»; объем анализируемых текстов составил около 10 авторских листов (более 55 тысяч слов).

Лексема «кот» в своем прямом значении («самец кошки» [13. С. 372]) имеет большое словообразовательное гнездо (кот - котик; кот - котенок - котеночек; котиться, окотиться; кот - кошка - кошечка; кошачий, по-кошачьи; по-кошачьему; кошкин [12. С. 255], а также не вошедшие в словообразовательный словарь: котя, котька, котенька, котофей, котишка, котище, котяра, коток, котэ, котег, котичег, котский, кошатник, котоман, котомания), вступает в синонимические отношения не только с однокоренными словами (мурлыка, усатый-полосатый). Очевидно, что все эти слова связаны с концептом «кот».

В отобранном для исследования корпусе текстов были обнаружены многие из указанных лексем: кот, котенок, котеночек, кошка, кошечка, котофей, котяра, котэ, котег, котичег, по-кошачьи, кошкин, кошачий, котский (котские херувимы); кошатник, котоман, котомания. Выявление синтагматических, парадигматических и иных отношений, в которые они вступают с другими лексемами в медиатексте, дает возможность реконструировать лексико-семантическое поле с архиемой «кот» и увидеть, как выбранный для исследования концепт представлен в современном медиапространстве.

В статье будут отражены не все грани концепта «кот», а лишь те смыслы, которые в анализируемых текстах связаны непосредственно со словом «кот» (в его прямом значении).

Слово «кот» в прямом значении, обозначающее смысловое ядро концепта «кот» (центр соответствующего фрагмента публицистической картины мира и ядро лексико-семантического поля с архисемой «кот»), встречалось в самых разнообразных контекстах: «Строители Крымского моста показали, как создавали граффити с котом Мостиком. 20-метровое полотно рисовали более двух недель» («Известия.¿г» от 06.12.2019), «Кот за столом - один из популярных мемов 2019 года» («Известия.¡г» от 11.12.2019), «Кот со взглядом Джона Сноу стал героем Instagram» («Известия.¿г» от 29.12.2019), «Кот разрушил фигуру из 2432 деталей конструктора, о чем его хозяин написал в РасеЬоок» («Известия.¡г» от 02.01.2020), «В интернете появилось видео с опрокинувшим зеркало котом» («Известия.¿г» от 09.02.2020), «Кота взяли на работу в одну из Тверских библиотек» («Известия.¿г» от 04.03.2020), «Гроза авиакомпаний кот Виктор стал Котом года» («Известия.¿г» от 08.03.2020), «Сотни жителей Курской области остались без света из-за кота» («Известия.¡г» от 12.02.2020) и мн. др.

Популярность «темы котов» не раз подчеркивалась журналистами («Известия» от 09.09.2013). В одном из самых обстоятельных журналистских материалов, посвященных кошачьей теме, -статье Е. В. Пищиковой «Котичег» [8] - читаем: «Наступила эпоха котэ или время котега; время торжества мимимикультуры. Не откроешь уже никакую интернетовскую страницу, чтобы не наткнуться на умилительную «няшную» мордочку <...>. Мимими-феномену, по подсчетам знатоков, скоро исполнится восемь лет [на 04.09.2013 - О. А.], <...> но не только ведь в мимими дело. Кот как символ эпохи - это не только сетевой котег, это что-то большее. Коты что-то важное в современном мироустройстве, в современном укладе и характере символизируют и замещают. А что?» («Известия» от 04.09.2013).

По данным ВЦИОМ [на 03.03.2010 - О. А.], «жители России определились с пристрастиями в области домашних животных, <...> самыми популярными стали домашние коты, причем беспородные» («Новый регион 2» от 03.03.2010).

Как же зовут домашних любимцев россиян?

Речевая практика родственников и друзей дала возможность выделить несколько типов «кошачьих имен», которые условно можно объединить в два класса: собственно клички - Баська, Шерик, Мася, Лёсик, Барсик и формы личных имен человека (как правило, уменьшительные) -Тимошка, Фрося, Гриша, Дашка, Боря, Яша, Боня, Маня. Любопытно, что некоторые имена-диминутивы традиционно используются в качестве кошачьих кличек: Васька, Кузя, Мурка, Машка. Кличкой кота могут оказаться и иноязычные полные имена: Серж, Мартин, Томас, и фамилии медийных персон - Тайсон, Тимошенко. Собственно клички могут указывать на характер или привычки животного - Веник (кличка омонимична уменьшительному имени человека), Мявчик, Мурча, на окрас кота - Серый, Рыжий, Цыганочка, Персик (кот персикового цвета), на особенности внешности - Маркиз (с буквой «м» на мордочке), Бублик (по форме хвоста); собственно кличка может появиться как производная от имени другого питомца - Мась - от Мася, Кузина - от Кузя, прийти в жизнь из мультфильма - Матроскин, из произведения художественной литературы -Бегемот, может иметь корни в истории языка - Капсик («малютка», «малыш»; слово отмечено

В. И. Далем как диалектное) или указывать на родной город кота - Пантюшка (от Пантикапей - от древнего названия Керчи). В ряде случаев собственно клички свидетельствуют о духовной связи «котовладельца» с его исторической родиной (в приведенных примерах - с Италией): Нерина (пега - черная), Гаттиша (gatta - кошка), Маккья (macchia - пятно), Пигра (pigro - ленивый).

Выявить, какие клички котов стали частью современного медиапространства, позволило лексико-семантическое микрополе с архисемой «клички котов», входящее в лексико-семантическое поле с архисемой «кот», широко представленное в анализируемом корпусе текстов. В ряду кличек котов, упоминавшихся в публикациях, были: Ахилл («Известия, iz» от 02.07.2017), Барсик («Известия.iz» от 17.01.2019), Васька («Комсомольская правда» от 31.05.2014), Виктор («Известия.iz» от 08.03.2020), Вилли («Комсомольская правда» от 06.08.2012), Граф («Известиялг» от 04.10.2016), Дорофей («Труд-7» от 15.07.2009), Кекс («Комсомольская правда» от 01.02.2011), Кипарис («Труд-7» от 20.01.2011), Лелик («Советский спорт» от 17.02.2009), Люцифер («Известия.iz» от 11.10.2016), Матвей («Комсомольская правда» от 17.05.2014), Мир («Известия.iz» от 25.04.2017), Мостик («Известиялг» от 06.12.2019), Мусин («Известия.iz» от 01.03.2018), Пушок («Комсомольская правда» от 02.09.2013), Рыжик («Комсомольская правда» от 02.10.2009), Семен («Известия.iz» от 17.01.2019), Снежок («Советский спорт» от 03.03.2011), Тема («Комсомольская правда» от 28.12.2010), Тимоша («Комсомольская правда» от 31.10.2005), Томас («Комсомольская правда» от 31.10.2008), Фадей («Комсомольская правда» от 08.05.2005), Федула («Комсомольская правда» от 20.03.2014), Филипп («Комсомольская правда» от 08.08.2013), Чесс («Комсомольская правда от 20.04.2013), Чубайс («Известия» от 17.04.2013), Черчилль (один из котов В. В. Жириновского, «Комсомольская правда» от 31.10.2005), Чудов («Комсомольская правда» от 11.06.2013), Яша («Известия» от 24.03.2010), да и просто Кот («Комсомольская правда» от 28.12.2010: «в этом семействе попугая звали Птицей, а кота - Котом»), Как сообщил ТАСС, самыми популярными кличками котов [на 17.01.2019 - О. А.] стали Барсик, Василий, Семен и Рыжик («Известия.iz» от 17.01.2019).

Выбор клички не совсем свободен от веяний времени. Если кличка Барсик была популярна и в начале нулевых годов XXI века (она использовалась и как нарицательное именование котофеев: «Чем меньше солнца за окном, тем ленивее становится барсик», «Комсомольская правда» от 19.11.2004), то коты-Чубайсы - отражение политического момента («Домашних котэ, насмешливо названных Чубайсами, сегодня куда больше, чем <...> Васек», «Известия» от 17.04.2013). В связи со строительством Крымского моста известность стяжал кот Мостик («Известия.iz» от 17.05.2018), имеющий свою группу в «ВК» - «Кот Моста». Правда, медиапространство умалчивает о том, есть ли у Мостика тезки.

В рассматриваемом корпусе текстов присутствовали и кличка «мультяшного кота» Леопольда («Советский спорт» от 29.01.2009), и кличка реального кота Бегемота, который живет в музее-театре «Булгаковский Дом» («Комсомольская правда» от 04.06.2013), и кличка кота Базилио из «Приключений золотого ключика» («Известия.iz» от 04.12.2019).

Отмечалось также, что котов «принято с ласковой уважительностью именовать «котэ»» («Известия» от 17.04.2013).

Лексико-семантическое микрополе с архисемой «породы котов» в выбранном для исследования корпусе текстов было представлено не столь обширно. Упоминались породы: бенгальская («Труд-7» от 20.01.2011), британская короткошерстная («Известия.iz» от 06.01.2020), курильский бобтейл («Комсомольская правда» от 17.05.2014), мейнкун («Известия.iz» от 06.01.2020; самая популярная порода у москвичей в 2019 году), невская маскарадная («Известия, iz» от 25.04.2017), сибирская («Известия.iz» от 25.04.2017), скоттиш фолд («Комсомольская правда» от 06.08.2012), сфинкс («Советский спорт» от 10.02.2013); упоминался и представитель диких кошек - похожий на крупную домашнюю кошку манул («Известия» от 05.06.2013). Такое «невнимание» к породам котов, наверное, вполне объяснимо: «неужели вы думаете, что этому самому коту-бенгальцу жизненно важно, какую именно цену придумали для него люди?! Что, если его вдруг купят на 20 тысяч дешевле, этот кот уйдет в депрессию и объявит голодовку?» («Комсомольская правда» от 24.01.2013).

Цвет шерсти котов также назывался нечасто; лексико-семантическое микрополе с архисемой «окрас кота» включило в себя лишь малую часть из возможных лексем: белый («Комсомольская правда» от 30.06.2013), бело-рыжий («Известия» от 16.06.2013), рыжий («Труд-7» от 09.10.2008),

серый («Известия.¡г» от 06.01.2020), черный («Известия.¡г» от 08.11.2019), при этом отмечалось, что «многие хотят серого или черного кота, главное, большого» («Известия.¿г» от 06.01.2020). Данная цитата дала возможность предположить, что лексико-семантическое микрополе с архисемой «размер кота» будет представлено в медиапространстве достаточно полно, но в рассматриваемом корпусе текстов оно практически отсутствовало; его представляли лексемы: большой («Известия.¡г» от 06.01.2020), откормленный («Комсомольская правда» от 31.10.2008), толстый («Комсомольская правда» от 30.12.2011), упитанный («Советский спорт» от 26.11.2010), таким образом, габариты котов, как правило, не имели особого значения ни для хозяев котов, ни для автора материала. В отдельных контекстах упитанность котов свидетельствовала о финансовом и душевно-духовном благополучии: «здесь по улицам бродят туристы, а во дворах по деревьям лазают толстые коты. <...> У нас добрый православный город» («Комсомольская правда» от 17.02.2014).

Лексико-семантические микрополя с архисемами «окрас кота» и «размер кота» входят в более крупное лексико-семантическое микрополе с архисемой «внешний вид кота». Коты, о которых говорилось в анализируемых текстах, были: лохматые («Труд-7» от 09.10.2008), пушистые («Комсомольская правда» от 28.03.2013), хитроглазые («Комсомольская правда» от 17.05.2014), ленивые («Комсомольская правда» от 31.10.2008), пыльные, выгоревшие на солнце («Комсомольская правда» от 30.05.2012). Японский кот Зу, чей отец родом из России, «вечно недовольный и высокомерный», но «именно таким его любят в сети» («Известия.¿г» от 02.08.2019).

Внешность кота могла приобретать и «национальные черты»: кот породы невская маскарадная, «подаренный Путиным префектуре Акита, стал похож на японца» («Известия, ¿г» от 25.04.2017). Кот нередко ассоциировался со стилем: «Только для настоящих, самых бесстрашных модников. Современная версия бессмертных ленноновских «таблеток» в алюминиевой матированной оправе <...>, которые вызывают в памяти наших соотечественников <...> легендарного кота Базилио» («РБК Дейли» от 31.05.2013). Несмотря на то, что каких-то «особенных» характеристик внешнего вида кота в исследуемом корпусе текстов обнаружено не было, «на этих питомцев, как на огонь и воду, можно смотреть бесконечно, и каждое их движение вызывает умиление» («Известия.¿г» от 20.11.2015).

Лексико-семантическое микрополе с архисемой «пища кота» в рассматриваемом корпусе текстов также практически не было представлено. Контекст «скоро и дешевая рыба исчезнет с прилавков. Не видать котам любимого минтая» («Труд-7» от 30.06.2006) указывал на сложную экономическую ситуацию в стране. Словосочетание «купить корм» обозначало «необходимый минимум» заботы о питомцах: «Дуэт ведущих «Кот и пес» купил братьям меньшим лотки, молоко, корм» («Комсомольская правда» от 27.06.2014).

В каждом материале так или иначе было представлено лексико-семантическое микрополе с архисемой «место жительства кота». К сожалению, местом жительства кота далеко не всегда были квартира или частный дом («Комсомольская правда» от 13.06.2013), кот нередко оказывался бездомным («Комсомольская правда» от 27.08.2013). Тогда в лучшем случае местом жительства кота мог стать подъезд («В подъезде у него [у кота Васьки - О. А.] даже было свое место - так называемая «лежанка»», «Комсомольская правда» от 27.08.2013), в худшем случае - двор («Комсомольская правда» от 30.06.2013), причем отношение к дворовым котам характеризовало личностные качества человека («Раньше никаких претензий не было, и соседи были не против, - Алексей берет на руки белого дворового кота. Но некоторое время назад начались скандалы», «Комсомольская правда» от 30.06.2013).

Жизнь бездомных котов полна опасностей («Комсомольская правда» от 27.08.2013), и коты умеют ценить даже самое скромное жилье («Тут у подъезда с хозяйским видом сидят два кота -местное средство от появившихся грызунов - а на чердаке квохчут куры», «Комсомольская правда» от 24.09.2013).

Место рождения кота могло стать весьма необычным («Это мой новый кот. После спектакля принесли - родился во МХАТе», «Комсомольская правда» от 13.06.2013); а к тому, что коты живут в музеях, мы уже давно привыкли («Эрмитажного кота Ахилла планируют назначить оракулом ЧЕ-2020», «Известиялг» от 06.0019).

Но и это лексико-семантическое мирополе не раскрыло причины популярности котов.

«О котах говорят, котов автоматически рисуют, политические деятели говорят, что они идут в политику «мягко, как котики». Коты объединяют и разъединяют. Любовь к котам <...> вроде бы и мода, дух времени, и в этом смысле мы примыкаем к общемировому сентиментальному котолюбию, но и что-то «свое» есть в этой любви» («Комсомольская правда» от 06.05.2013). У котов есть и свой праздник - 1 марта, День котов («Известия.iz» от 01.05.2018).

Кошачий характер - в нем, возможно, секрет отношения к котам? Не исключено, что многих привлекает высокая «самооценка», самодостаточность кота: «Представьте себе кота, который страдает от комплекса неполноценности, потому что не может стать ни собакой, ни кроликом. <...> Вы вообще когда-нибудь видели кота, страдающего комплексом неполноценности? <...> и я не видела. Потому что эта пушистая зверюга знает, что он - Кот!» («Комсомольская правда» от 28.03.2013).

Лексико-семантическое микрополе с архисемой «характер кота» раскрывало противоречивость кошачьего характера. Коты независимы («Как и все серьезные и уважающие себя коты, Тема сам выбирает свое место», «Комсомольская правда» от 28.12.2010). Они могут появиться в самых неожиданных местах. «Совершенно не стесняясь публики», коты «прогуливались вдоль баннера с символикой саммита. «Это коты отдела безопасности, на них установлены нанокамеры», -высказал предположение один из журналистов» («Известия.iz» от 16.11.2015). Во время матча кот может оказаться на футбольном поле («Советский спорт от 07.02.2012») или ночью посетить музей («Культурный кот ночью посетил музей на Ставрополье», «Известия.iz» от 27.12.2018). Кот появился даже на совещании по строительству самолета Ил-114, которое проходило на заводе «Сокол» в Нижнем Новгороде («Вице-премьер Дмитрий Рогозин шуточно прокомментировал появление кота <...>. «Это не шпион, а наш боевой товарищ. На каждом авиазаводе у нас трудятся специально обученные коты, чтобы ни одна американская мышь не прошмыгнула»», «Известия.iz» от 30.03.2016). При том, что кот появляется там, где хочет, и тогда, когда хочет, в природе кота «заложен инстинкт охраны своей территории. Кот как бы дает знать всем котам, которые могут на эту территорию посягнуть: «Я тут главный кот». <...> Коты строго следуют иерархии, поэтому право на метки имеет только Главкот семьи» («Комсомольская правда» от 24.09.2007).

Коты могут «ссориться с соседскими котами из-за кошечек» («Труд-7» от 15.07.2009); из-за них «неравную битву пришлось выдержать Дорофею [коту Д. А. Медведева - О. А.] с матерым котом Михаила Горбачева. <...> кот [Дорофей - О. А.] попал «на карандаш» службы безопасности» («Труд-7» от 15.07.2009). Но коты способны выступать и в роли «миротворцев»: «Пользователей соцсетей покорил толстый кот-миротворец, который оригинальным образом остановил драку двух других домашних любимцев. <...> в шаге от участников «конфликта» кот заваливается на бок и переворачивается на спину. Животные <...> от изумления <...> забыли, что дрались секунду назад», «Известия.iz» от 24.03.2018).

Коты смелы даже при встрече со львом («Звери долго переглядывались, а потом лева сделал «Ам!» Кот вывернулся из пасти, <...> успел царапнуть соперника по морде», «Комсомольская правда» от 02.10.2009), но, не желая обидеть маленького зверька, способны отступить перед ним (рыжий кот «остался без обеда из-за наглого опоссума, съевшего его еду. <.> кот не стал воевать с незваным гостем, а просто очень расстроился», «Известия.iz» от 11.03.2018).

Котов любят «за самые важные в современной России качества <.> - равнодушие к кормящему и пофигизм» («Известия» от 04.09.2013), коты умеют «независимо относиться к зависимости» («Известия» от 04.09.2013). Но коты верны своим хозяевам, ревнуют их к компьютерам («Собственно, это было отношение не к технике, а к тому, что в работе за компьютером не принимал участия он [кот - О. А.]. И тогда мы стали работать с ним вместе» («Известия.iz» от 01.03.2018). Верны коты и «выбранной профессии»: «потерявшийся в Москве кот-актер из пермского театра пришел к началу спектакля» («Известия.iz» от 27.09.2016).

В русское культурно-языковое пространство вторгся и Кот Саймона: «Он был котом в квадрате, кубе, Абсолютным Котом. <...> Он делает все, что хочет: портит стены, рвет листья домашних растений, сносит карнизы, роняет шкафы - и всегда остается ни при чем» («Известия» от 22.12.2011). Коты непоседливы («Известия» от 22.01.2014) и бывают шкодливы («Известия» от 14.07.2013), но любящие хозяева прощают все даже очень шкодливым котам.

Коты - известные мышеловы («Комсомольская правда» от 23.03.2013), правда, теперь «теряют природные инстинкты» («Комсомольская правда» от 14.06.2013) и «стали меньше охотиться» («Комсомольская правда» от 14.06.2013), коты любят комфорт («Комсомольская правда» от 14.06.2013), любят греться на печи («Комсомольская правда» от 31.05.2014) и не любят снег («Комсомольская правда» от 05.03.2013).

Коты могут повторять человеческие пороки и бороться со своими слабостями: «Теперь четвероногий алкоголик с пивом «завязал» и лакает из мисочки только то, что и положено котам, -молоко. А в паб он больше ни ногой, простите, лапой» («Комсомольская правда» от 22.12.2001).

У многих котов замечательный характер («Васька оказался самым замечательным котом, -рассказывает Катя. - Вся наша семья его очень полюбила, и мы решили оставить его себе», «Комсомольская правда» от 04.02.2011).

Коты способны совершать поступки, которые не по силам многим людям. Кот Люцифер спас восемь кошачьих жизней. И дело не только в том, что кот стал донором - об этом у кота-инвалида, живущего в ветеринарной клинике в Перми, никто не спрашивал. У Люцифера «мягкий и дружественный нрав», «он любит находиться рядом с другими животными, иногда он наблюдает, как ассистенты проводят утренние процедуры, или находится поблизости в момент осмотра тяжелого пациента доктором. Время от времени мы видим его рядом с другими животными, которые готовятся к операциям или ждут своих хозяев, чтобы ехать домой. Он будто поддерживает их» («Известия.¿г» от 11.10.2016).

Не случайно коты наделяются способностью думать («Известия» от 09.09.2013).

С лексико-семантическим микрополем с архисемой «характер кота» пересекается лексико-семантическое микрополе с архисемой «отношение котов к людям».

Коты очень терпеливы («кот выдерживает испытание [игры с маленьким ребенком - О. А.] стоически», «Комсомольская правда» от 11.06.2013), скучают по человеку («Комсомольская правда» от 11.06.2013), не отворачиваются от хозяина и тогда, когда он остался «никому не нужным, без средств к существованию» («Комсомольская правда» от 20.04.2013), «коты проходят тысячи километров, чтобы вернуться домой!» («Комсомольская правда», 15.08.2013).

Концепт «кот» раскрывается и при помощи лексико-семантического мнкрополя с архисемой «роль котов в жизни людей», входящего, как и все описанные выше лексико-семантические микрополя, в лексико-семантическое поле с архисемой «кот».

В средневековом апокрифе о мыши в Ноевом ковчеге повествуется о том, как кот спас Ноев ковчег, а значит, спас человечество («мышь, в которую вселился дьявол, <... > стала прогрызать в ковчеге дыру. И тогда лев чихнул <...>, из его ноздри выскочил кот и задушил мышь. Так, говорит древнее сказание, возникли коты», «Известия.¿г» от 01.03.2018).

В сложных, порой безвыходных ситуациях коты помогали людям. Так было и во время штурма Берлина, когда коты «помогали связистам <...>, протягивая провода через самые узкие лазы. С одной стороны лаза боец приманивал кота куском пахучей колбасы, а с другой запускали животное с привязанным проводом» («Известия» от 04.05.2012). Известна людям и помощь «кота-героя», «жившего в окопах Сталинграда и даже переносившего на себе агитационные листовки, <...> да только неизвестно, долго ли протянул тот кот» («Известия» от 04.05.2012). Ярославские коты очистили послеблокадный Ленинград от крыс («Эта история известна и в Ярославле. О том, как наши бабушки отдавали в Ленинград своих четвероногих любимцев на борьбу с крысами», «Известия» от 25.01.2004). Есть «памятник коту, спасшему Елисеевский от пожара: он опрокинул хвостом кувшин и залил водой съедавший ковер огонь» («Советский спорт» от 18.09.2010).

Кот для многих стал «нормой жизни»: «Работаю в турфирме, живу с котом. Все как у всех» («Комсомольская правда» от 26.06.2014), для кого-то - отдушиной (герои Олимпиады, забытые чемпионы, «живут по 11 человек в комнате и ждут выселения во взрослую беспросветную жизнь»; «Зато у нас коты есть! В нашей комнате живут Снежок и Снежинка, -Сережа берет на руки ослепительно пушистое создание. - Мы о них заботимся», «Советский спорт» от 03.03.2011). Кот осознается как что-то противопоставленное суете и политике («Пусть вместо митингов люди пойдут и уберут квартиру, стол починят, полку повесят. Я, например, завтра с утра накормлю кота, разбужу жену <...>», «Комсомольская правда» от 14.03.2014).

Кот порой становится чем-то вроде визитной карточки своего хозяина: «Было время, когда городской голова приходил на пресс-конференции со своим котом Яшей. Черновецкий дарил друзьям фотографии питомца с подписью «От Черновецкого с любовью!»» («Известия» от 24.03.2010). От имени котов ведутся странички в Instagram («сейчас у моего кота больше подписчиков, чем у меня», «РБК Дейли» от 17.04.2014), блоги («Новый регион-2» от 17.01.2011). «Возникла целая популяция сетевых котэ, которые выполняют работу душещипания; имеются знаменитые мемы: угрюмый кот, рубенсовский кот, полковник Мяу, кот-ниндзя. Это не совсем чтобы настоящие животные, а скорее зоопутти, котские херувимы - специальные такие создания, предназначенные только и именно для того, чтобы вызывать умильные стоны» («Известия» от 04.09.2013).

Кот «становится как бы залогом гражданского примирения, воссоединения общины» («Известия» от 04.09.2013), выступает в роли оракула («Кот Ахилл из Эрмитажа предсказал победу сборной Германии в финале Кубка конфедераций», «Ахилл уже предсказывал победу сборной России в матче с Новой Зеландией», «Известия.iz» от 02.07.2017), является талисманом турнира («Меня попросили купить шайбу с изображением кота - талисмана турнира, а также шарф сборной России», «Советский спорт» от 15.05.2013), претендует на роль символа страны («Тигр, Волк и Кот претендуют на звание талисмана ЧМ-2018 в России», «Известия.iz» от 11.02.2016), официально присутствует на важных мероприятиях («Кот Государственного Эрмитажа Ахилл присутствовал во время подписания декларации об обращении с животными в Санкт-Петербурге», «полностью одобрил подписание декларации» и «познакомился с губернатором», «Известия.iz» от 05.09.2018), побеждая на выставках, помогает людям разбогатеть («Кот Тимоша выиграл автомобиль», «Комсомольская правда» от 31.10.2005); кот становится почетным мэром города (при написании статьи было решено ограничиться российской действительностью, но об этом случае сложно не упомянуть: «Кот по кличке Стаббс посвятил всю жизнь службе на посту почетного мэра города Талкитна. <...> Хозяйка выдвинула его кандидатуру в шутку. Но 900 жителей города на Аляске решили, что достойной кандидатуры нет», и коту удалось улучшить жизнь в Талкитне: в город стали приезжать туристы, «Известия.iz» от 24.07.2017).

Кот - источник вдохновения. «О котах, поссорившихся со сценическими машинами» пишет вместе с дочкой «Театральные сказки» Илзе Лиепа («Комсомольская правда» от 20.11.2013), Олег Тищенков «рисует про себя и про своего кота» «одностраничные истории, в которых они с котом беседуют на философские темы» («Труд-7» от 20.12.2010), на картинах Елены Лялиной -«кот на коньках, домовой с котом едят сметану» («Комсомольская правда» от 26.01.2010). «Впрочем, связанных с искусством котов так много, что им не уместиться ни в одном музее мира» («Известия» от 21.05.2012).

«Котик <...> пробуждает в людях нежность. Взывает к самому лучшему» («Известия» от 04.09.2013).

«Острее всего наше общество нуждается в прививке гуманизма. А здесь один кот Матроскин сделает в миллион раз больше, чем армия сотрудников анатомического театра с тесаками в руках» («Комсомольская правда» от 27.03.2014).

Лексико-семантическое микрополе с архисемой «отношение людей к котам» было очень широко представлено в рассматриваемом корпусе текстов. Характеризует оно уже не котов, а людей, но является составной частью лексико-семантического поля с архисемой «кот». Без рассмотрения данного лексико-семантического микрополя концепт «кот» не может быть описан хоть сколько-нибудь полно.

Как же люди относятся к котам?

«О коте говорят как о древнем и неприкосновенном животном» («Известия.iz» от 01.03.2018), котам устанавливают памятники («Монумент «Кот блокадный». Бронза», «Известия» от 21.01.2004).

Посмотрим, что видят коты, живущие рядом с нами, от человека.

Многие люди, в отличие от котов, не проявляют преданности, верности: они могут «сдать своего кота в аренду», как один из жителей Костромы («Известия.iz» от 01.03.2019), или даже продать («Житель Кемерово на одном из популярных сайтов разместил объявление о продаже кота за 5 миллионов рублей. Мужчина утверждает, что решил расстаться с питомцем из-за того, что в квартире у семьи мало места», «Известия.iz» от 02.09.2018). Люди способны выгнать кота

и тогда, когда он привыкнет к семье («Известия.¿г» от 24.11.2018). Присутствие бездомного кота во дворе вызывает не желание помочь беззащитному зверю, а недовольство («Комсомольская правда» от 30.06.2013). Потерявшие все человеческое нелюди находят удовольствие в мучениях и в убийстве живого существа («Комсомольская правда» от 27.08.2013), и не сумевшие спасти кота очевидцы с болью в душе от всего происшедшего будут требовать справедливого наказания для извергов («Комсомольская правда» от 27.08.27). Объектом зверств становятся и домашние коты, а в роли палача может оказаться тот, кто должен был любить и заботиться («Комсомольская правда» от 24.06.2013). Сообщения о том, что жестокое обращение приводит к смерти животного, не единичны («Известия.¿г» от 28.03.2019), эти публикации свидетельствуют о нравственном нездоровье российского общества. Странно, но жестокое отношение к котам проникло даже в колыбельные песни («Они хлопнули кнутом, побежали за котом, хотели кисоньку убить <...>. У нас даже колыбельные - такие. Исторически», «Известия» от 17.05.2012). Автор данной статьи солидарен с теми журналистами, которые считают, что убийство животных, издевательство над живым существом должны быть строго наказаны («Комсомольская правда» от 06.08.2012).

Недопустимо и «просто» безответственное отношение к питомцам («У нас клиника в спальном районе с многоэтажками и коты-«летчики» - одни из самых частых клиентов. «Собираем» кошечку, гипсуем, выздоравливайте! А через пару месяцев опять те же - с тем же», «Комсомольская правда» от 08.04.2014).

В отношении людей к котам порой прослеживаются нотки цинизма: «При сборе подписей расположите хозяев квартиры, похвалив, а лучше погладив их кота» («Комсомольская правда» от 02.10.2013); «А как определить, на что можно обратить взыскание, а на что нет? Скажем, телевизор вы можете забрать, а любимого кота у старушки? - Смотря какой кот. Если породистый - то да, можем» («Известия» от 19.03.2013).

Зато в интернете царит полное обожание. Слегка инфантильные взрослые очеловечивают поведение котов и радуются своим придумкам, как дети: «Кот станцевал брейк-данс на лапе и стал звездой сети» («Известия.¿г» от 05.09.2019). Нужно ли это обожание коту, если ради популярности в соцсетях владельцы котов могут нанести вред животному? («Эксперты объяснили «Известиям», почему коты из ролика, ставшего хитом Интернета за последние 5 дней, так сильно боятся огурцов. По словам профессионалов, кошек дразнили или запугивали овощами», «Известия.¿г» от 20.11.2015). Невольные свидетели издевательства над котом не бросились спасать кота, жизнь которого подвергалась серьезному риску, зато засняли эту сцену на телефоны и, возмущаясь поведением студентки, чуть не погубившей кота, выложили видео в соцсетях («Комсомольская правда» 2013.10.28).

Владельцы совершают сложнейшие маршруты вместе со своими котами («Турист из Нижнего Тагила покорил Эльбрус со своим котом по кличке Граф», «Известия.¡г» от 04.10.2016) -безопасны ли такие маршруты для животного? А кто-то готов «лететь на орбиту» со своим котом («Комсомольская правда» от 04.06.2012), не думая о том, каково будет коту в условиях невесомости. Даже искренняя любовь к котам может перерастать в непривычные, болезненные формы, такие, как крионирование («Известия.¿г» от 17.09.2015).

«Общемировое увлечение» котами, «по мнению социологов, связано с тревогой, вызванной «закатом буржуазного века». Кот - символ любви к комфорту <...>. Он себялюбец, индивидуалист. Нежный эгоист» ([8], «Известия» от 04.09.2013). «Возможно, подчеркнутая приязнь к котам -одна из примет ухода в частную жизнь. Кот как отдушина, кот как модель райской жизни. Лежит и спит!» ([8], «Известия» от 04.09.2013). «Есть в Москве чудесный магазин уцененных электрических вещей, пострадавших при переноске и перевозке, с нежным названием «Вмятинка». Вот мы все как бы с вмятинкой от этой нашей жизни, а кот устраивается в этой вмятинке - без кота человек не полон» ([8], «Известия» от 04.09.2013). Кот «становится важной приметой самоидентификации, отделения одной общности от другой. Так, на сайте болельщиков одной из московских футбольных команд сложилась традиция - в ночь перед важным матчем постить фотографии котов на счастье» ([8], «Известия» от 04.09.2013).

По мнению автора данной статьи, восхищение котами в сети хорошо до тех пор, пока не подменяет собой заботу о животном.

Отрадно, что в сердцах многих людей живет искренняя любовь к котам. Благодаря жительнице Зеленоградска Светлане Логуновой уличные коты этого города «довольны жизнью» («Известия.

iz» от 24.11.2018). Есть люди, которые готовы дать котам крышу над головой («Похоже, дядя Коля собрал их [котов - О. А.] со всей округи», «На котах все держится, весь жилой дух в доме, - философствует дядя Коля», «Комсомольская правда» от 25.04.2006), спасать и лечить котов, пострадавших при разных обстоятельствах («Известия.iz» от 07.03.2018; «Новый регион 2» от 14.02.2011), находить котам любящих хозяев, дом («Комсомольская правда» от 04.02.2011). «Первое котокафе открывается в Ульяновске. Посетителям предложат попить чай или кофе, поиграть в настольные игры, почитать книги и погладить пушистых и пока еще бездомных животных. Понравившегося кота разрешат забрать домой» («Известия.iz» от 12.03.2018).

Счастлив тот кот, у которого есть дом, в котором его любят («На фото я с супругой Еленой, дочкой Катей и любимым котом Леликом», «Советский спорт» от 17.02.2009), есть человек, который кота понимает («Он «мяу» - мне что-то говорит, я - ему тоже», «Комсомольская правда» от 27.12.2011). Счастлив человек, который сумел полюбить кота не сентиментальным интернет-чувством, а настоящей, теплой, человеческой любовью («Это было трудное счастье, но - счастье. Мусин до некоторой степени очеловечился, а мы - в какой-то мере стали котами. Мы понимали друг друга с полувзгляда, с полумяуканья. Мусин обычно пренебрегал словами - ориентировался, скорее, на интонацию. Он отлично понимал: как сказано нередко важнее того, что сказано», «Известия.iz» от 01.03.2018).

Перерастет ли культура умиления котами («мимимикультура») в культуру живой, сострадательной, действенной любви - и к котам, и ко всему живому, во многом зависит от наших СМК и СМИ.

Ограниченный объем статьи не позволил охарактеризовать все грани концепта «кот», остановиться на смежных концептах, показать особенности «мимимикультуры» как медиафеномена. Этим вопросам могут быть посвящены дальнейшие исследования.

Список литературы

1. Ахманова О. С. Поле // Словарь лингвистических терминов. М.: Советская энциклопедия, 1966. 608 с.

2. Вежбицкая А. Семантические универсалии и описание языков: монография. М.: Языки русской культуры, 1999. 777 с.

3. Клушина Н. И. Медиастилистика: монография. М.: ФЛИНТА, 2018. 184 с.

4. Колпакова Н. П. Ой ду-ду. Песни и сказки: запись и обработка фольклора. Л.: Художник РСФСР, 1967. 80 с.

5. Кузнецов А. М. Поле // Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред.

B. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.

6. Мокиенко В. М., Никитина Т. Г., Николаева Е. К. Большой словарь русских пословиц. М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2010. 1024 с.

7. Новиков Л. А. Сема // Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.

8. Пищикова Е. В. Котичег // Известия.iz / Электронная версия газеты «Известия». URL: https://iz.ru/news/556533 (дата обращения: 01.03.2020).

9. Сергеев В. М. Когнитивные методы в социальных исследованиях // Язык и моделирование социального взаимодействия: сборник статей / под общ. ред. В. В. Петрова. М.: Прогресс, 1987.

C.3-23.

10. Солганик Г. Я. Современная публицистическая картина мира // Публицистика и информация в современном обществе: коллективная монография / под ред. Г. Я. Солганика. М.: Издательство Московского университета, 2000. С. 10-16.

11. Степанов Ю. С. Константы: Словарь русской культуры. М.: Академический Проект, 2004. 992 с.

12. Тихонов А. Н. Новый словообразовательный словарь русского языка для всех, кто хочет быть грамотным. М.: АСТ, 2014. 639 с.

13. Толковый словарь русского языка с включением сведений о происхождении слов / РАН. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. Отв. ред. Н. Ю. Шведова. М.: Издательский центр «Азбуковник», 2007. 1175 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Фразеологический словарь русского языка: Свыше 4000 словарных статей / под ред. А. И. Молоткова. М.: Русский язык, 1987. 543 с.

THE CAT CONCEPT IN THE MODERN MEDIA SPACE (BASED ON THE MATERIAL OF THE RUSSIAN MEDIA 2000-2020)

Afcmas 'eva O. M, Russian State University for the Humanitiers, Moscow, Helgreen(a)yandex.rii

The article is written in the framework of a new scientific direction - Medialogy, in particular in the framework of mediastilistics, one of the most important tasks of which is to consider the language implementation of culturally significant concepts in media texts. The author of the article believes that the linguistic correspondence to the concept is not a word, but a lexical and semantic field. By identifying the lexical-semantic fields (microfields) that are part of the lexical-semantic field with the archiseme "cat" in the corpus of texts under study, the author essentially reconstructs the corresponding fragment of the journalistic picture of the world and considers the concept of "cat" in the modern media space on a vast linguistic material. The article shows how publications of the Russian media in 2000-2020 reflect such semantic components of the concept "cat" as "cat names", "cat breeds", "cat color", "cat size", "cat appearance", "cat food", "cat residence", "cat character", "cats attitude to people", "the role of cats in people's lives ", "people's attitude to cats ". The article also shows that the concept of "cat" is an important concept of Russian culture.

The author of the article is convinced that one of the tasks of the mass media is to promote the culture of sentimental admiration for cats, whose photos we see on the Internet, to become a culture of animal protection and assistance.

Key words: mediology, mediastinitis, the media, journalistic picture of the world, the concept of "cat".

References

1. Akhmanova, O. S. (1966). Pole [Field]. Slovar' lingvisticheskikh terminov [Dictionary of linguistic terms] (p. 608). Moscow, Soviet encyclopedia, (in Russ.).

2. Wierzbicka (Vezhbitskaya), A. (1999). Semanticheskie universalii i opisanie yazykov: monografiva. [Semantic universals and description of languages: monograph.]. Moscow, Languages of Russian culture, (in Russ.).

3. Klushina, N. I. (2018). Mediastilistika: monografiva [Mediastinitis: monograph], Moscow, FLINT, (in Russ ).

4. Kolpakova, N. P. (1967). Oj du-du. Pesni i skazki: zapis' i obrabotka fol'klora [OI Doo-Doo. Songs and tales: the recording and processing of folklore]. Leningrad, Artist of RSFSR, (in Russ.).

5. Kuznetsov, A. M. (1990). Pole [Field]. Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar [Linguistic encyclopedic dictionary], Moscow, Soviet encyclopedia, (in Russ.).

6. Mokienko, V. M., Nikitina, T. G. & Nikolaeva E. K. (2010). Bol'shoj slovar 'russkikh poslovits. [Great dictionary of Russian Proverbs]. Moscow, JSC ""OLIVIA Media Group", (in Russ.).

7. Novikov, L. A. (1990). Sema [Sema]. Lingvisticheskiy entsiklopedicheskiy slovar [Linguistic encyclopedic dictionary], Moscow, Soviet encyclopedia, (in Russ.).

8. Pischikova, E. V. (2020). Koticheg [Notes about cats]. Izvestiya. Ehlektronnava versiya gazety "Izvestiya" [Izvestia.iz. Electronic version of the newspaper ""Izvcstia"|. available at: https://iz.ru/ news/556533, accessed 01.03.2020. (in Russ.).

9. Sergeev, V. M. (1987). Yazyk i modelirovaniye sotsialnogo vzaimodeystviya: sbornik statey [Language and modeling of social interaction: a collection of articles]. Kognitivnvve metodv v sotsialnvkh issledovaniyakh [Cognitive methods in social research], (pp. 3-23). Moscow, Progress, (in Russ.).

10. Solganik, G. Ya. (2000). Publicistika i informaciya v sovremennom obshchestve: kollektivnaya monografiya [Journalistics and information in modern society: a collective monograph], Sovremennaya

publicisticheskaya kartina mira [Modern journalistic picture of the world]. (pp. 10-16). Moscow, Moscow University Press. (in Russ.).

11. Stepanov, Yu. S. (2004). Konstanty: Slovar' russkoj kul'tury. [Constants: Dictionary of Russian culture]. Moscow, Academic Project. (in Russ.).

12. Tikhonov, A. N. (2014). Novyj slovoobrazovatel'nyj slovar' russkogo yazyka dlya vsekh, kto hochet byt'gramotnym. [New word-forming dictionary of the Russian language for everyone who wants to be literate]. Moscow, AST. (in Russ.).

13. Shvedova, N. Yu. (2007). Tolkovyj slovar' russkogo yazyka s vklyucheniem svedenij o proiskhozhdenii slov /RAN. [Explanatory dictionary of the Russian language with information about the origin of words / RAS]. Moscow, Azbukovnik Publishing center. (in Russ.).

14. Molotkov, A. I. (1987). Frazeologicheskij slovar' russkogo yazyka: Svyshe 4000 slovarnyh statej. Moscow: Russian language. (in Russ.).

Афанасьева Ольга Максимовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры медиаречи факультета журналистики Института массмедиа Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ).

Helgreen@yandex.ru

БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ

Афанасьева О. М. Концепт «кот» в современном медиапространстве (на материале российских СМИ 2000-2020 гг.) // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 2 (36). С. 136-147. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10214.

Afanas'eva O. M. The "cat" concept in the modern media space (based on the material of the russian media 2000-2020) // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. № 2 (36), pp. 136-147. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10214.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.