Научная статья на тему 'Образ кошки в современной культуре'

Образ кошки в современной культуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2348
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ОБРАЗ КОШКИ / МАССОВАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / ИНТЕРНЕТ-МЕМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гордеева З.А.

Актуальность статьи в том, чтобы определить образ кошки в современной культуре, проанализировав книги, фильмы, мультфильмы, различные сайты (в том числе социальные сети) по данной тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«CAT» IMAGE IN THE MODERN CULTURE

The topicality of this article is in the definition of 'cat' image in the modern culture through the analysis of books, cartoons, websites (including social networks).

Текст научной работы на тему «Образ кошки в современной культуре»

УДК 008

ОБРАЗ КОШКИ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

Актуальность статьи в том, чтобы определить образ кошки в современной культуре, проанализировав книги, фильмы, мультфильмы, различные сайты (в том числе социальные сети) по данной тематике.

Ключевые слова: Интернет, образ кошки, массовая культура, социальные сети, интернет-мем.

3. A. ropdeeBa Z. A. Gordeeva

«CAT» IMAGE IN THE MODERN CULTURE

The topicality of this article is in the definition of 'cat' image in the modern culture through the analysis of books, cartoons, websites (including social networks).

Keywords: Internet, 'cat' image, mass culture, social networks, Internet meme.

Форумы и видеохостинги заполнены популярными роликами и картинками про кошек с миллионами просмотров и тысячами комментариев. Кошки оставили свой след почти во всех проявлениях сетевого фольклора, надежно закрепив за собой культовый статус. Не раз можно услышать фразы: «Интернетом правят кошки» или «Интернетом правят коты и социальные сети».

Доказательств этому есть немало. Даже статистика говорит, что пользователи крупнейших социальных сетей, таких как Вконтакте, Одноклассники, Twitter, Facebook, делятся фотографиями кошек в два раза чаще, чем фотографиями знаменитостей: фото кошек получают около 3,8 млн репос-тов ежедневно, тогда как свежие фото известных личностей - всего лишь 1,4 млн репостов.

Каждый пятый владелец кошки создает для своего питомца собственную страничку в социальных сетях, считая, что животное не менее важно, чем его хозяин, а около 15 % котовладельцев со всего мира регулярно выкладывают в Интернет фотоснимки и видеозаписи со своим питомцем, надеясь, что в один прекрасный день их кот станет новой интернет-знаменитостью [1]. В мире действительно существует целая социальная сеть для кошек, где пользователь обязан быть котом или кошкой - catmoji.com, а также огромное количество сайтов, созданных любителями кошек для любителей кошек.

Анализируя так называемые «просторы Интернета», можно увидеть много доказательств «мирового господства кошек».

Если обратиться к свободной интернет-энциклопедии «Лукоморье», то можно увидеть такое толкование слова «кошка»: кошка (англ. Cat) - ленивое домашнее животное, считающее хозяина-человека своим рабом, одно из наиболее популярных (как и собаки) «животных-компаньонов» (друзья человека); по совместительству является официальным животным Интернета и в этом аспекте по популярности уступает только порнографии [2].

Максим Кронгауз, известный лингвист, доктор филологических наук, директор Института лингвистики РГГУ, в своей книге «Самоучитель олбанского» [3] называет одним из лингвистических подтверждений сетевой любви к кошкам лолспик (lolspeak).

Лолспик/лолкэт (Lolspeak/Lolcat), от LOL «смеюсь до упаду» + speak/cat «разговор»/«кошка» - особый вариант английского языка, «кошачий английский». Основные принципы лолспика - сокращение слов и игнорирование или

искажение грамматики. Впервые лолспик появился на фотографиях, изображающих кошек как способ передачи речи животного. Идея заключалась в том, что кошки плохо знают английский и говорят на нем с ошибками - как дети, но «по-кошачьи» [4].

В указанной работе М. А. Кронгауз анализирует и еще одно специфическое слово - котэ. Можно назвать несколько предположительных причин возникновения этого слова:

1. Котэ появилось случайно. Клавиша э русской клавиатуры находится рядом с клавишей Enter. При быстром наборе текста некоторые люди нажимали э вместо или вместе с Enter, и получалось Котэ. Впоследствии это закрепилось в жаргоне.

2. Котэ произошло от грузинского имени Котэ (Константин).

3. Котэ произошло от японского слова котэ («наручи, часть доспехов, защищающая руки от локтя до кисти, или перчатки, используемые в японских единоборствах»).

4. Котэ - нейтральное слово для вида, одинаково подходящее для самцов и самок. Здесь, правда, встает вопрос, чем же не угодило русское слово кошка, выполняющее эту роль? [4].

5. Появление слова «котэ» связано с сайтом Упячка (upyachka.ru), одним из важных источников мемов в рунете. На Упячке появилась анимация, изображающая кота с попкорном, и именно этот кот был впервые назван словом котэ или Котэ, поскольку иногда это существительное интерпретируется как имя собственное.

6. Существует гипотеза, что появление слова «котэ» связано с актером и известнейшим спортивным комментатором Котэ Махарадзе, который являлся автором известнейших перлов.

Еще одно популярное в современной культуре слово, пришедшее в русский язык сравнительно недавно и имеющее непосредственное отношение к кошкам - няша. Няша (няшка, ня) - выражение, присущее любителям ани-ме, отаку, японское мяу, звукоподражание мяуканью кошки. Если говорить о значении, то няша - это синоним к словам милый, приятный. Как правило, данное слово употребляется по отношению к смазливым людям. К примеру, предложение Она такая няшка! по смыслу равноценно словам Она такая симпатичная [5].

Если продолжать рассуждать о влиянии японской культуры на современную русскую культуру, то можно привести еще один яркий пример. Все видели приветливых фарфо-

ровых или пластиковых котят, машущих лапкой с прилавков суши-баров. Несложно догадаться, что это талисман на удачу. Эти фигурки называются манэки-нэко, что переводится с японского, как «приглашающая, манящая кошка». Если у кошки поднята левая лапка, она приманивает клиентов, если правая - деньги и удачу.

Интересно, что Интернет принес славу многим конкретным кошкам. Каждый пользователь всемирной сети может назвать несколько «знаменитых» кошек, так называемых интернет-мемов.

Интернет-мем - явление спонтанного распространения некоторой информации или фразы, часто бессмысленной, спонтанно приобретшей популярность в интернет-среде посредством тиражирования всеми возможными способами (по электронной почте, в мессенджерах, на форумах, в блогах и др.), а также сама эта информация или фраза [6]. Интернет-мемы, посвященные кошкам, можно перечислять бесконечно. Остановимся на самых популярных:

1. Grumpy Cat (Сердитый кот, Угрюмый кот). Сердитый кот - герой многочисленных фотографий, демотиваторов, фотожаб и карикатур. Из-за своего постоянно сердитого выражения лица этот кот завоевал супер-популярность в Интернете как в России, так и вне ее.

2. Есть также Colonel Meow или полковник Мяу. Этот кот награжден природой повышенной лохматостью, брутальным взглядом и суровым характером. При этом из-за повышенной лохматости его брови образуют достаточно выразительный взгляд, которым кот постоянно пользуется.

3. Мару - любитель коробок. Мару любит пакеты и коробки. А еще он любит валяться в раковине и вообще валяться. Хозяйка Мару загрузила видео со своим питомцем на YouTube, и этот ролик набрал рекордное количество просмотров, все хотели наблюдать за забавными играми котика породы скоттиш стрейт.

4. Кот Снупи, Двуликая кошка Венера, самая забавная кошка - Ли Баб, Лаймовый кот, кот с выдающимися бровями Сэм, Нора, которая играет на пианино, Широненко - самый ленивый кот на свете, Хани БИ - слепая кошка-путешественница, Банье - всегда удивленный кот, Гамильтон - кот-хипстер, Килер - кот, который выглядит как Гитлер, и многие другие.

В чем причина популярности этих кошек? Возможно, в том, что они похожи на людей внешне или по характеру. Люди привыкли сравнивать себя с животными. А кошка дает множество таких оснований.

Следует упомянуть и о явлении исключительно научном, но, благодаря Интернету, приобретшем популярность. Это кот Шредингера - герой мысленного эксперимента, предложенного австрийским физиком Эрвином Шреднигером в 1935 году. Эксперимент призван продемонстрировать проблемы копенгагенской интерпретации квантовой механики [7]. Образность персонажа, а также парадоксальность ситуации, в которой он находится (кот и жив, и мертв) сделало кота Шредингера объектом многих аллюзий. Массовая культура быстро подхватила такой двусмысленный образ.

Среди современных писателей кошка также пользуется популярностью: «Уличный кот по имени Боб» и «Мир глазами кота Боба» Джеймса Боуэна, «Кот по имени Алфи» Рейчел Уэллс, «Полные записки кота Шашлыка» Алекса Экс-

лера, «Как стать счастливым котом» Чарльза Плата, серия книг «Кошки в доме» Дорин Тови, серия «Необыкновенный кот и его обычный хозяин. История любви» Питера Гитер-са, детективные истории о котах Ширли Мэрфи, детективная серия «Следствие ведут коты» Лилиан Джексон Браун. Даже в жанре фэнтази коты очень популярны: «Женщина-кошка» Роберта Асприна, «Знак кота», «Кошачьи врата», «Кошачьим взглядом», «Все кошки серы», серия «Звездный коот» Андрэ Нортон, «Кошачий бог» Ярославы Кузнецовой, «Весь мир на блюдечке сметаны» Виталия Бодрова.

А сколько новых слов образуется из-за любви человека к кошке: КОТэ, КОТопес, КОТэлло, КОТО^НОР, КОТофено-мен, КОТелок, КОТ да Винчи, КОТовасия, КОТОмир, КОТия, КОТюня, штрих-КОТ, Хард КОТ, КОТ брюле, оКОШко, Тер-ра-КОТ, КОТдог, КОТ-нуар, КОТОтьюб, КОТОфото, КОТО-селфи, Ледовый КОТок, нарКОТики, Ай-Да-КОТ, КОТаны, КОТовторники, саМУРай, КОТОкафе.

Борьбе с засильем кошечек в интернете посвятил свой известный проект «Котя» Борис Бергер [8], который называет себя арт-технологом. Бергер инкорпорирует фотографии кота в произведения живописи: «Последний день Помпеи», «Бурлаки на Волге», «Явление Христа народу»... Но как бы ловко художник ни объяснял свой проект (например: «Котя был всегда. Или его никогда не было. Котя - это особое состояние реальности. Это элемент нашей культуры и нашего сознания»), популярен Котя стал все-таки именно благодаря умильной внешности. Именно морда Коти, одновременно наглая и невинная, заставляет нас делать перепост этих картинок, а не творческая составляющая ироничного проекта.

Возможно, причина такой любви к кошкам кроется в том, что биологи относят кошку к разряду животных-компаньонов, т. е. тех, кого человек приручил намеренно в качестве универсального антидепрессанта. Само слово «кошка» уже содержит уменьшительно-ласкательный суффикс и происходит от древнерусского «котъка».

Психологи склонны объяснять сверхпопулярность кошек в социальных сетях сегодняшним дефицитом телесного контакта, телесного тепла - кошки компенсируют их в первую очередь [9]. Во всем мире даже открывают котокафе, в котором «работают» кошки. В этом кафе можно пить кофе и гладить кошку.

Заметим, завершая, что причина популярности кошек, по нашему мнению, кроется в том, что кошка является распространенным и «удобным» домашним животным, общение с которым приятно и комфортно; это также животное, с которым человек сравнивает себя по многим параметрам, начиная от внешнего вида (красота, грациозность, походка) и заканчивая физическим сходством (ловкость, быстрота, гибкость).

1. Кошки // Все о ваших домашних животных. URL: http:// www.all4pet.ru/cat/index.html (дата обращения: 25.12.2015).

2. Кошка // Lukomore - свободная энциклопедия правды. URL: 1лйр:/Лммл/.1игктогеМКошка#Б0.9АБ0.ВЕБ1.82. D0.BE.D1.91.D0.B1.D1.81.D1.82.D0.B2.D0.BE (дата обращения: 25.12.2015).

3. Кронгауз М. А. Самоучитель олбанского. М.: АСТ, 2013. 288 с.

Гуманитарные исследования • 2016 • № 1 (10)

113

4. Санникова А. Г. Интернет и письменная речь: искажение графики // Филологические проекции Большого Урала: материалы студенческой конф. Пермь: ПермГУ, 2009. С. 128-134.

5. Няша - это что за неологизм? URL: http://www.fb.ru/ article/193901/nyasha—eto-chto-za-neologizm (дата обращения: 25.12.2015).

6. Интернет-мем. URL: http://www.dic.academic.ru/dic.nsf/ ruwiki/940981 (дата обращения: 25.12.2015).

7. Кот Шредингера в массовой культуре // Википедия. URL: http:// www.cyclowiki.org/wiki/ (дата обращения: 25.12.2015).

8. Аналог сетевого фольклора. URL: http://www.netlore. ru/kotya_unart (дата обращения: 25.12.2015).

9. Интервью Марлена Мкртычевича Асланяна, ученого-генетика, профессора биофака Московского государственного университета имени Ломоносова. URL: http://www. mn.ru/friday/86017 (дата обращения: 25.12.2015).

© Гордеева З. А., 2016

УДК 130.2

АГОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЭСТРАДНО-ДЖАЗОВЫХ ВОКАЛЬНЫХ КОНКУРСОВ

В статье рассматриваются агональные аспекты эстрадно-джазовых вокальных конкурсов с точки зрения их проявления в контексте континуума специфической конкурсной среды. Показываются качества участника, необходимые для высокого результата. В частности, рассматриваются природные данные (тембр, сила голоса, диапазон), степень образованности конкурсанта, его умение пользоваться своим голосом, способность к конкуренции, воля к победе. Затрагиваются проблемы агональности, связанные с работой жюри. Выявляется игровая природа конкурсов, фило-софско-антропологический смысл агональности, который состоит в совершенствовании мастерства, в развитии личностных качеств конкурсанта.

Ключевые слова: агональность, конкурс, вокал, эстрадно-джазовый исполнитель.

Е. Б. Новикова E. B. Novikova

AGONAL ASPECTS OF POP-JAZZ VOCAL COMPETITIONS

The article discusses the agonal aspects of pop-jazz vocal competitions from the point of view of their manifestation in the context of the continuum of specific competitive environment. The qualities of a participant needed for achieving high results are revealed. In particular, such physical characteristics as timbre, voice power and range, the level of education of participants, their ability to use their voices, the ability to compete and the will to win are analyzed. The author addresses agonal issues relating to the work of the jury. The playful nature of the contests as well as philosophical and anthropological meaning of agonality, which includes improving skills and developing personal traits of the participant, is revealed.

Keywords: agonality, competition, vocal, pop-jazz performer.

Под агоном (aY^u - agon, греч. состязание, борьба) понимается основной вид выступления в античном обществе, вся жизнь которого была пронизана принципом состязательности. Агоны были спортивные, музыкальные, поэтические, драматические [1, с. 19]. Агон постоянно осмыслялся исследователями античной философии, их внимание было обращено к агональности «греческого чуда», и постепенно термин вошел в научный оборот. Категорией агональности пользовались Я. Буркхардт, Ф. Ницше, Ж. Лиотар, А. Ф. Лосев, анализируя специфику культуры древних греков, их социального строя.

А. И. Зайцев отмечал, что «древнегреческое общество принадлежало, во всяком случае от гомеровской до классической эпохи, к категории обществ, в которых важное значение имела установка индивида на то, чтобы превзойти окружающих в достижении своих жизненных целей» [2, с. 81]. Будем иметь в виду, что термином «агон» обозначается как борьба, так и состязание. Поскольку борьба актуализировалась в момент возникновения военной ситуации в обществе, в мирное время актуальным становилось состязание. Конечно, говоря о вокальном конкурсе, мы обращаемся

к агональности-состязательности. По словам Н. Калашниковой: «Агон представляет собой универсальное качество культуры, заключающееся в состязательности, вытекающей из потребности присваивать, сделать своим иное пространство» [3, с. 16].

Вокалист на вокальном конкурсе состязается в своем мастерстве с другими, стараясь завоевать, т. е. присвоить себе, главный приз (премию, диплом), тем самым доказав, что он самый достойный кандидат из всех, кто стоял во время конкурса на сцене, и пространство сцены принадлежит по праву лучшего ему. Для победы он использует весь свой арсенал. В первую очередь важны качества голоса. Учитывается тембр, диапазон, сила звучания, подвижность, полетность голоса. То есть сам голос важен как инструмент, с помощью которого вокалист способен исполнить художественное музыкальное произведение.

С одной стороны, прекрасный голос может быть дан человеку от природы. Известны случаи, когда от природы у человека практически профессиональное дыхание, резонирование, звукоизвлечение. С другой - голос чаще является результатом развития певческих качеств с помощью

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.