Научная статья на тему 'КОНЦЕПТ «ЕВРАЗИИ»: К ВОПРОСУ «ЕВРОПА» ЛИ РОССИЯ?'

КОНЦЕПТ «ЕВРАЗИИ»: К ВОПРОСУ «ЕВРОПА» ЛИ РОССИЯ? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-историческая система / Европа / Азия / Евразия / Россия
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТ «ЕВРАЗИИ»: К ВОПРОСУ «ЕВРОПА» ЛИ РОССИЯ?»

Васильев Г.Е.

к.филос.н., доцент, в.н.с. Института культурного и природного наследия

КОНЦЕПТ «ЕВРАЗИИ»: К ВОПРОСУ «ЕВРОПА» ЛИ РОССИЯ?

Ключевые слова: культурно-историческая система, Европа, Азия, Евразия, Россия.

Довольно типичен вопрос: «Европа» ли Россия? Принадлежит ли Россия Европе?

Прежде всего, в этом отношении необходимо заметить, что люди, задающиеся этим вопросом, а также отвечающие на него, зачастую банально смешивают разные понятия «Европы», с одной стороны используя это понятие в культурно-историческом значении, а с другой - в значении географическом.

Европа, в географическом значении, есть часть света. Европа представляет собой часть континента Евразии. Континент - большая часть суши, полностью, или почти полностью, ограниченная океанами и морями.

Европа в культурно-историческом значении обыкновенно ассоциируется с Западноевропейской культурно-исторической системой («Западной»; «Фаустовской», в терминологии О. Шпенглера, культурой; «Романо-герман-ским», в терминологии Н.Я. Данилевского, культурно-историческим типом).

Под культурно-историческая системой - я понимаю своеобразную развитую общественную систему, имеющую место в определённый исторический период, на определённой территории, со своими своеобразными культурными образцами, ценностями и принципами бытия.

Западноевропейская культурно-историческая система возникла и сформировалась после падения Западной Римской Империи (476 г.), на «удобренной» почве (в терминах Н.Я. Данилевского) и основаниях разрушенной и погибшей Древнеримской культурно-исторической системы, позаимствовав у этой системы определённые стереотипы и социокультурные институции. Начало, собственно, Западноевропейской культурно-исторической системы как своеобразной исторически заметной системы обыкновенно, и довольно верно, определяется различными исследователями (О. Шпенглером, Н.Я. Данилевским и др.) с империи Карла Великого (рубеж УШ-Х1 в.). И эта «Западноевропейская» («Фаустовская»), культурно-историческая система существует и по сию пору; правда, в настоящее время она переживает свой очевидный «закат» (в терминах О. Шпенглера), а то уже и «смерть» (в терминах П. Бьюкенена, например), -несмотря на своё вроде как господство над миром и распространение на весь Земной шар в виде т.н. «процесса глобализации», - однако при этом, очевидно, уже утратив свои ценности, свой энергетический культурный потенциал; а «процесс глобализации» совершается уже совсем другими субъектами, хоть и выходцами вроде как из среды Фаустовской культурно-исторической системы, но, по существу, по своим базовым ценностям, не имеющими с нею уже ничего общего и использующими наработанную техническую мощь этой цивилизации (культурно-исторической системы) в своих целях и интересах. Это (нюансы «процесса глобализации»), впрочем, отдельная большая темы, и мы пока её не станем подробнее разбирать, остановившись на сказанном.

В Европе, как части света, в исторической перспективе, имели место и иные культурно-исторические системы; в этой связи можно упомянуть и Древнегреческую культурно-историческую систему, и Восточно-Римскую («Византийскую») культурно-историческую систему, и, собственно, Русскую (Российскую) культурно-историческую систему, которые занимали и занимают, территории, расположенные в Европе (как части света; в географическом её значении).

Правда, все вышеперечисленные культурно-исторические системы занимали, во-первых, прежде всего восточную часть Европы (в географическом значении), а во-вторых, располагались и в Азии (как части света). И тем самым некоторым образом отличаются от Западноевропейской культурно-исторической системы, - от «Запада», от «Европы», в культурно-историческом смысле.

Однако в географическом смысле они - тоже «Европа».

И в этом плане можно говорить об определённой узурпации Западноевропейской культурно-исторической системой, её идеологами, понятия «Европа», о присвоении ими «Европы» и в географическом, и в культурно-историческом значении.

При этом нужно учитывать, что та же Древнегреческая культурно-историческая система в Древнем мире была своеобразной альтернативой (со своими ценностями и принципами бытия) Древнеримской культурно-исторической системе; Восточно-Римская («Византийская») культурно-историческая система была довольно долгое время своеобразной культурно-исторической и геополитической альтернативой (со своими ценностями и принципами бытия) поднимающейся тогда Западноевропейской культурно-исторической системе; а Русская культурно-историческая система (со своими базовыми ценностями и принципами бытия, со своим, весьма отличным от «западного», «культурным кодом») долгое время была реальной культурно-исторической и геополитической альтернативой «Западу», Западноевропейской культурно-исторической системе, она остаётся таковой и теперь, несмотря на поражение в холодной психоинформационной войне в 1991 г.

То же самое можно сказать, представляя соотнесение России, Российской культурно-исторической системы, с некой «Азией».

Понятие «Азии», опять-таки, зачастую используется в двух значениях, которые нередко неправомерно смешиваются: с одной стороны, в географическом значении «Азии» как части света, а с другой - Азии как некой культурно-исторической системы, в «культурном» значении.

Опять же, если мы возьмём «Азию» в её культурно-историческом значении, то здесь мы сталкиваемся с наличием множества культурно-исторических систем, в прошлом и настоящем, так или иначе расположенных на данной территории. Причём, эти культурно-исторические системы (со своими особыми ценностями и принципами бытия) весьма отличаются друг от друга, зачастую - даже сильнее, нежели от той же Западноевропейской культурно-исторической системы, от её мировоззренческих принципов и ценностей.

В этой связи можно указать, в частности, на Китайскую культурно-историческую систему, на Индийскую (как и Древнеиндийскую) культурно-историческую систему, на Арабскую (Мусульманскую; «Магическую», в терминах О. Шпенглера) культурно-историческую систему и т.д.

Сюда же можно отнести и Российскую (Русскую) самобытную культурно-историческую систему, находящуюся в своей значительно большей части (в территориально-географическом плане) именно в Азии, которая в своём культурно-историческом значении существенно отличается (в своих ценностях и основополагающих принципах бытия) от упомянутых Китайской, Индийской, Арабской и иных «азиатских» культурно-исторических систем.

Более того, именно Россия, Русская культурно-историческая система занимает и по сию пору то, что геополитики именуют Хартлендом (Heartland - «срединная земля», в терминах Д. Маккиндера), т.е. ключевую в геополитическом плане область, расположенную в сердцевине Евразии, хотя после распада СССР часть Хартленда уже территориально находится вне Русской (Российской) культурно-исторической системы.

С учётом сказанного можно считать, что Русская культурно-историческая система («Большая Россия»), с одной стороны, есть «Европа», - поскольку занимает часть Европы, в географическом её значении, восточную её часть, - и в то же время Россия представляет собой и своего рода альтернативную Европу, учитывая многовековое геополитическое противостояние «России» и «Европы», Русской и Западноевропейской (Фаустовской, Романо-германской) культурно-исторических систем. И русские, и иные народы России - тоже своего рода «европейцы»; но другие «европейцы», не «западные», не «западноевропейцы».

С другой стороны, Россия, Русская культурно-историческая система есть «Азия», - поскольку большей своей частью она находится в Азии, в географическом смысле; и в этом смысле, русские и иные народы России, составляющие Российскую культурно-историческую систему есть «азиаты». Хотя, конечно, совершенно другие «азиаты» нежели китайцы, индусы или арабы.

Тем более, что в своём культурно-историческом развитии Россия, Российская культурно-историческая система очень многое позаимствовала и своеобразно усвоила и от «азиатских», и от «европейских» культурно-исторических систем, - от Восточно-Римской («Византийской») культурно-исторической системы, от Западноевропейской культурно-исторической системы, от Ордынской культурно-исторической системы и др.

В этом плане, наверное, можно говорить о евразийской составляющей Российской культурно-исторической системы, учитывая довольно тонкое различение, связанное с тем, что, с одной стороны, Евразия (в географическом значении) есть континент, включающий в себя Европу и Азию как части света; а с другой стороны, Евразия - особое ландшафтное геоклиматическое пространство, простирающееся от Балтики и Карпат на Западе до Тихого океана на востоке, от Ледовитого океана на севере до Кавказского хребта и Среднеазиатских пустынь и Памира на юге, обладающее как географическими, так и культурно-историческими характеристиками. Предполагая, тем самым, что именно особые ландшафтные, географические и климатические условия способствуют созданию и формированию особого культурно-исторического мира, особой культурно-исторической системы на пространстве северной Евразии, развитию особого культурно-исторического мира, особой культурно-исторической системы. Каковой и является в настоящее время Российская (Русская), Евразийская культурно-историческая система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.