XI. ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИИ
Н.Я. ДАНИЛЕВСКИЙ
Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885) - русский публицист и социолог, идеолог панславизма, философ истории, основатель цивилизационного культурно-исторического подхода, предтеча евразийства (которое возникло в первой половине ХХ века), автор знаменитого сочинения «Россия и Европа» (1869), содержащего теорию «культурно-исторических типов».
Н.Я.Данилевский родился 22 января 1822 г. в селе Оберец Ливенского уезда Орловской губернии в родовом имении Дарьи Ивановны Данилевской. В 1837 г. он поступил в Царскосельский лицей, в котором, как известно, учился А.С.Пушкин. С 1843 по 1897 г. Н.Я.Данилевский обучался на естественном факультете Петербургского университета, где получил и степень кандидата, и звание магистра ботаники. С 1869 г. он живет в Крыму, где короткое время исполнял должность директора Никитского ботанического сада. Здесь же начинает работать над вторым своим крупным сочинением «Дарвинизм. Критическое исследование». В конце 40-х годов Н.Я.Данилевский участвовал в кружке петрашевцев, по делу которых в 1850 г. был выслан из Петербурга.
Исследователи философии истории Н.Я.Данилевского выделяют два основных этапа его жизни: 1843-1850 годы и 1855-1885 годы. В первый период Н.Я.Данилевский увлекался теоретической системой воззрений французского социалиста Фурье, задумывался «о роли и листе научных знаний в истории человечества о соотношении истории науки и политической истории» (цит. по: 3, с.199). Увлечение фурьеризмом,
174
согласно которому, на смену строю цивилизации должен прийти высший общественный строй - строй гармонии, который не только будет соответствовать предначертаниям Бога-Природы, но явится исторической необходимостью, приводит Н.Я.Данилевского к участию в заседаниях кружка М.В.Буташевича-Петрашевского, где он наряду с А.В.Ханыковым и К.И.Тимковским делал доклады и сообщения об идеях Фурье. Ведь и сам Петрашевский, апеллируя к разуму и философии, считал себя фурьеристом. Н.Я.Данилевский (вместе с А.В.Ханыковым, К.И.Тимковским, Н.С.Кашкиным и др.) занимал по преимуществу аполитичную позицию, ограничиваясь пропагандой консервативно-романтически понимаемого социализма Фурье и подчеркивая его «мирный и безвредный» характер. «Правое» крыло петрашевцев, к которому примыкал Н.Я.Данилевский, апеллировало и к естествознанию.
Именно в это время Н.Я.Данилевский публикует в журнале «Отечественный записки» три статьи под общим названием «Космос. Опыт физического миропонимания Александра фон Гумбольдта» и анализ работ ботаника А.Дютроше. При этом он «не замыкается в рамках естественнонаучной тематики, а задумывается о роли и месте научных знаний в истории человечества, о соотношении истории науки и политической истории» (цит. по: 3, с.199). В его статьях о Гумбольдте подчеркивается, что внешние политические события по своей сущности случайны, тогда как в процессе науки проявляется логически-последовательная линия, причем прогресс этот претерпевает все меньше и меньше изменений от внешних влияний. Такова натуралистическая философия Н.Я.Данилевского, в которой «намечено понимание усиления роли научной истории, роста роли науки в исторической детерминации» (3, с.200).
Второй этап идейной эволюции Н. Я. Данилевского ознаменован его главным трудом - монографией «Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к романо-германскому», которую он начал писать, по свидетельству Н.Н.Страхова, в 1865 г. и закончил в 1868 г. Дискуссия об этой книге в 70-80 годах XIX привлекла таких выдающихся российских мыслителей как Н.Н.Страхов, В.С.Соловьев, К.Н.Леонтьев. В этом своем труде Н.Я.Данилевский предвосхитил геополитические конструкции западных политологов конца
175
ХХ в. создал социально-историческую схему во многом несущую в себе прозрения концепции этногенеза Л.Н. Гумилёва, концепции исторического здоровья нации В.П.Казначеева, концепции локальных цивилизаций в истории, которые развиваются последователями И.Д.Кондратьева. В основе социологической доктрины Н.Я.Данилевского лежит мысль об обособленных, локальных «культурно-исторических типах», т.е. цивилизациях, взаимоотношения которых описываются им при помощи биологизаторских построений. Н. Я. Данилевский считал, что подобно живым организмам, культурно-исторические типы находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с внешней средой. Так же, как и биологические виды, культурно-исторические типы проходят, по мнению Н. Я.Данилевского, естественно предопределенные стадии возмужания, дряхления и неизбежной гибели. Касаясь исторического самопроявления этих типов, Н.Я. Данилевский выделяет четыре их разряда: религиозный, культурный, политический и социально-экономический.
Согласно Данилевскому, культурно-исторический тип эволюционизирует от этнографического состояния к государственному, а от последнего - к цивилизации. Ход истории состоит в смене вытесняющих друг друга культурно-исторических типов, Н. Я.Данилевский насчитывал десять таких типов, которые полностью или частично исчерпали возможности своего развития. Новым, перспективным с точки зрения истории культурно-историческим типом он считал «славянский тип», который наиболее полно выражен в русском народе.
На вопрос «Европа ли Россия?» Н.Я.Данилевский отвечал в том смысле, что Россия должна «самоидентифицировать себя как уникальную цивилизацию, имеющую свое прошлое и свое будущее, в соответствии с логикой социально-цивилизационного и этногенетического развития» (3, с.200). Говоря об оппозиции «Европа - Азия», Н.Я.Данилевский утверждает, что Европа есть «поприще» германо-романской цивилизации, но отнюдь не «общечеловеческой цивилизации», поскольку римская и греческая цивилизации не совпадали по своему местоположению с Европой как географическим ареалом, что их «поприщем» был весь бассейн Средиземного моря (цит. по: 3, с. 201). В этом смысле, считал Н. Я.Данилевский, Россия к Европе не принадлежит. «Она не питалась ни одним из тех корней, которые всасывала Европа как благотворные, так и
176
вредоносные соки непосредственно из почвы ею же разрушенного мира, -не питалась и теми корнями, которые почерпали пищу из глубины германского духа» (2, с.48-49). Н.Я.Данилевский считал, что Россия для Европы остается «не-Европой», которую нужно цивилизовывать, европеизировать (3, с.201).
«Какую же роль представляет нам Европа на всемирно-историческом театре? - спрашивал Н.Я.Данилевский и отвечал: «Быть носителем и распространителем европейской цивилизации на Востоке -вот она, та возвышенная роль, которая досталась нам в удел - роль, в которой родная Европа будет нам сочувствовать, содействовать своими благословениями, всеми пожеланиями души своей, будет рукоплескать нашим цивилизаторским деяниям» (2, с.50).
Говоря о логике истории, о том, что такое цивилизация, Н. Я.Данилевский предлагает целый перечень признаков, определяющих типичность той или иной цивилизации: язык или группа близких языков, психический строй, целостность этнографических элементов, общность исторической судьбы. Цивилизация и культурно-исторический тип, по Данилевскому, становятся носителями соответствующего жизненного цикла, определяя полихронную ритмологию человеческой истории.
Выступая против линейной логики понимания исторического развития, Н.Я. Данилевский делает акцент на механизмах цикличности и разнообразии локальных цивилизаций. Каждая локальная цивилизация, т. е. народ, по Данилевскому, «проходит свой жизненный цикл с фазами зарождения, наивысшего развития, постоянного уменьшения и, наконец, совершенного исчезновения» (2, с.62). Н.Я.Данилевский первым выступил против европейизма философии истории. Выделив десять «самобытных цивилизаций», т. е. культурно-исторических типов, он утверждает, что одиннадцатый тип, т.е. «Славянство, Россия», есть совершенно особая цивилизация во всем поле цивилизационного разнообразия. Противопоставляя категории «общечеловеческого» категорию «всечеловеческого», он оказывался «в общем потоке русского космизма» (3, с.203).
В психическом строе цивилизаций Н. Я. Данилевский выделяет особую черту, которую он именует насильственностью, т.е. чрезмерно развитым чувством личности, индивидуальности, навязыванием «своего
177
образа мыслей другим» (2, с.150). Эту черту он считает общей для народов романо-германского типа. Говоря о «европейничаньи» как «болезни русской жизни», Н.Я.Данилевский выделяет три «разряда» этого явления иностранных учреждений, взгляд на вопросы русской жизни с иностранной точки зрения. Эта «болезнь», по Данилевскому, возникла еще в период петровских реформ и затянулась почти на 200 лет.
Идеи Н. Я. Данилевского в большой мере предвосхитили философию жизни Освальда Шпенглера (1880-1936), который в своем главном труде «Закат Европы» также трактует культуру как «организм» и насчитывает восемь культур - египетскую, индийскую, вавилонскую, китайскую, «аполлоновскую» (греко-римскую), «магическую» (византийско-арабскую), «фаустовскую» (западноевропейскую) и культуру Майя.
0.Шпенглер считал, что ожидается рождение «русско-сибирской» культуры.
Список литературы
1. Бажов С.И. Философия истории Н.Я. Данилевского. - М., 1997. - С.
2. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. - СПб., 1888. - С.
3. Субетто А.И., Субетто Л. Данилевский как философ истории, предтеча евразийства и
цивилизационного подхода к анализу социо-культурной динамики и истории в целом// Кирилло-мефодиевские чтения, 15-16 июня 1999 г.: Сб. материалов междунар. научн. конф. - Луга, 1999. - С.198-207.
И.Г.
178