Научная статья на тему 'Концепт "дерево" в лирике Х. Х. Кажарова'

Концепт "дерево" в лирике Х. Х. Кажарова Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
100
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПТ / ДЕРЕВО / КАРТИНА МИРА / CONCEPT / THE TREE / THE PICTURE OF THE WORLD

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Фоменко Аксана Вячеславовна

В данной статье рассматривается концепт «дерево» в лирике кабардинского поэта Х.Х. Кажарова. В адыгской культуре данный концепт имеет большую значимость со времён язычества. Во многих культурах именно дерево является центром мироздания. В своей лирике концепт «дерево» рассматривают А.П. Кешоков, А.А. Шогенцуков, Р.Х. Ацканов. В художественной картине мира Х. Кажарова концепт «дерево» играет немаловажную роль. С помощью этого концепта поэт раскрывает душевные переживания своего лирического героя, проходит с ним через всю жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Concept of a "Tree" of the by Lyrics Kh.Kh. Kazharov

We consider the concept of "the tree" in the lyric of kabardian poet Kh.Kh. Kazharov. In adyghe culture this concept has a big importance since the time of heathendom. In many cultures exact the tree is the center of the world. A.P. Keshokov, A.A. ShogentsukovI, R.H. Atskanov consider in their lyric the concept of "the tree". In Kozharov's artistic picture of the world the concept of "the tree" plays an important role. With the help of the concept poet opens emotional experience his lyric hero, goes with it through all the live. Concept «tree» as concepts «sun», «sky», «mountains», «river» belongs to the group of natural concepts. We can meet this concept in all languages and cultures of the world: the tree of life, the world tree, the tree of the universe, however, despite its universality, mentality and national identity impose their own image on this concept. The image of the tree went in the poetry of the Kabardians from the Nart epic, praising the nature of the native land. Adygs had sacred trees to which they sacrificed. Before the campaign the adygs performed a circular dance around the sacred tree, asked for protection then organized a feast. Returning they also came to the holy place. Cows, rams were sacrificed, swords, chain mail, helmets after colorful rags were hung on the tree. The offerings were accompanied by requests to the deities for good luck before the spring campaigns.

Текст научной работы на тему «Концепт "дерево" в лирике Х. Х. Кажарова»

УДК 82.3(470.64)

КОНЦЕПТ «ДЕРЕВО» В ЛИРИКЕ Х.Х.КАЖАРОВА

А.В. Фоменко

DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-99-102

Хамид Кажаров - известный поэт в Кабардино-Балкарии. Читателю знакома его лирика на кабардинском языке, русскоязычный поэтический блок очень мал и практически не исследован, это и определяет актуальность данной темы.

Попытаемся изучить концепт «дерево» в лирике Х.Х. Кажарова. С этой целью определим место концепта «дерево» в культуре кабардинцев; сопоставим использование концепта «дерево» в лирике кабардинских поэтов; рассмотреть поэтические тексты Х. Кажарова, выявим репрезентацию концепта «дерево» в его лирике.

В сознании любого человека с детства на подсознательном уровне сформирована картина мира, состоящая из концептов. Концепт в данном случае можно воспринимать как «изначальное, которое содержит в себе некоторые основополагающие глобальные принципы отражения мироустройства» [1]. Мы исходим из концепции З.С. Хабекировой, разделяющей концепты на несколько групп: нравственные - стыд, совесть, правда, обман; социальные - дружба, воля, свобода, война; эмоциональные - радость, счастье, любовь; мир - время, число, пространство, родина; природа и стихии - вода, огонь, дерево, цветы [2, с 83].

Концепт «дерево» наряду с такими концептами, как «солнце», «небо», «ночь», «горы», «река» относится к группе природных, стихийных концептов без которых немыслима жизнь человека, и которые окружают его с детства, Данный концепт мы можем встретить во всех языках и культурах мира: дерево жизни, мировое древо, древо мироздания. Однако, несмотря на свою универсальность, ментальность и национальная самобытность накладывают на данный концепт свой отпечаток.

В культуре кабардинцев (адыгов) дерево занимает ключевое место. Адыги до принятия ислама, как и многие другие народности, были язычниками, и относились к лесу как к живому

Фоменко Аксана Вячеславовна - аспирант института филологии Кабардино-Балкарского государственного университета, 360004, Кабардино-Балкарская Республика, г. Нальчик, ул. Чернышевского, 173 e-mail: [email protected].

существу. Существовали священные рощи, в которых совершались жертвоприношения.

Перед походом адыги исполняли вокруг священного дерева круговой танец, просили покровительства, затем устраивали пир. Вернувшись, они также приходили в святое место. В жертву приносили коров, баранов, вешали на дерево мечи, кольчуги, шлемы, позже - разноцветные тряпки. Приношения сопровождались просьбами к божествам об удаче перед весенними походами, благодарностью за удачные свершения, молитвами о выздоровлении больных [3]. В нартском эпосе образ мирового древа, как можно судить по преданию «Лъэшъ и Чъыг гуащ», адыги воплотили в образе богини дерева. Это богиня мудрости, она - хранительница вселенских знаний, образное воплощение космоса. Богиня предстаёт в образе огромного дерева, крона которого достаёт до неба, a корни уходят в глубь земли, но при этом оно выглядит как человек с прекрасным лицом.

Однако, если в эпосе древо жизни -Богиня, женщина, то М.М. Хацукова говорит о том, что само слово «Жыг» можно трактовать как жы - побеги, стынь, г - знак мужского начала, семя [4, с. 153]. Это, по нашему мнению, обусловлено именно тем, что дерево - архетип является культурным архетипом, восходящим к тому периоду, когда среди адыгов был матриархат. Об этом свидетельствуют предания, дошедшие до наших дней, в которых женщины занимают главенствующую роль: это и образ мудрой Сатаней, предводительницы нартов, их советчицы во всех трудных делах; умной и обходительной Малечипх; женщины-богатыря Лашин, све-тлорукой Адиюх [4, с. 154].

Из нартского эпоса образ древа перешёл и в поэзию кабардинцев. Восхваляя природу родного края, Али Шогенцуков довольно часто упоминает дерево в своей лирике: «То дерево до срока стало голым, Богатым лишь единственным листом» [5, с. 126].

Aksana Fomenko - Kabardino-Balkarian State University named by Kh.M. Berbekov, 173 Chernyshevskogo Street, Nalchik, Kabardino-Balkaria, 360004, e-mail: [email protected]

В своих произведениях, посвящённых постреволюционным переменам, посредством описания природы он показывает, насколько изменилась жизнь: «Снова услышишь в затишье Ласковый шум тополей, Стали деревья там выше, стали дома веселей...» [5, с. 234].

Дерево - частый гость в поэзии Алима Ке-шокова. Этот концепт присутствует как в лирике, относящейся к мирному времени («Вдоль парка», «Ель», «Коммунист», «Яблоня», «Омела», «Чинар ценнее тополя и дуба...», «Орех»), так и к военной лирике. Особое отношение у поэта к яблоне; это дерево встречается наиболее часто: «Росли по склону яблони-дички, Плоды их были горьки все годы» [6].

Как и А. Шогенцуков, А. Кешоков показывает социальные изменения в своём крае с «помощью» дерева. В данном случае оно олицетворяет стариков, приверженцев прошлого, которые не меняются, но народ продолжает выказывать им дань уважения, «оставляя» на своём месте.

В отличие от предыдущих представителей кабардинской поэзии, творчество которых имело в основном социальную направленность, Р. Ацканов использует в своей поэтической картине мира концепт «дерево» для раскрытия внутренних переживаний. Для него дерево является целым миром, своеобразной связью с космосом, вечным. В стихотворении «Мне ясен жизни бег жестокий» он пытается через связь с природой понять сущность бытия: «В безмолвном вызнаю просторе, Как дерево живёт ночное, Шумя под звёздами как море, Гудя корнями подо мною» [7].

В другом лирическом произведении он сопоставляет дерево и старика, который никогда не покидал своего дома. «Дереву, поющему подобно,Он всю жизнь не выходил из дома» [7].

Дерево - символ мудрости, седовласый старец, аксакал, всегда для горцев был источником мудрости, к нему шли за советом, добрым словом. Так и дерево, стоящее у дома, всегда готово принять человека со всеми его думами и сомнениями. Побывав в тени «поющего» дерева, он обретает душевное равновесие и спокойствие.

В лирике Х. Кажарова можно выделить целый блок стихотворений посвящённых дереву. Для автора дерево - неизменный спутник отчего дома, родного края, беззаботного детства. Человек, как и дерево живёт своими корнями, зависит от своей семьи, её поддержки: «Корни некази-

стые - в тёмной глубине держат тебя красивую, на своих плечах»*

Человек словно «питается» её соками, как дерево, от корней которого зависит, засохнет ли оно, или будет благоухать «пышной кроной».

Тут автор проводит параллель с фамильным, родовым древом. Память предков очень важна для человека. Так он узнаёт, кто он, откуда, лучше понимает себя, чувствует свою связь со вселенной. Дерево является важнейшим элементом, связывающим землю и небо, неким пограничным состоянием между миром живых и мертвых. Оно одновременно находится и на земле (в земле), ветвями же уходит в небо. «Деревце стоит на камне, Корни его не могут прорезать камень У кого корни не растут, у того не будет ствола» [8, с. 22], - продолжает свою мысль поэт уже в другом стихотворении. Корни - это не всегда живые родственники, которые в прямом смысле могут «питать», помогать молодому человеку стать на ноги, окрепнуть, но и умершие пра-прадеды, память о которых как ствол поддерживает его.

Взаимосвязь неба и дерева не даёт поэту покоя. В стихотворении «Теперь узнал я, почему ели голубые.» он показывает нам взаимосвязь природных явлений. Это лирическое произведение строится на цветовой аллегории: «Это от того, что иглы навострённые пронзают нежное небо и оттуда высасывают голубую кровь» [9, с. 32].

Лирический герой чувствует свою связь с природой, пытается понять суть этого мира, взаимосвязь его явлений. Ель - символ смелости, храбрости, долголетия, бессмертия. Новогодняя, рождественская ель, - символ нового, обновленного, оно символизирует начало, новый цикл.

Всю свою жизнь человек следит за сменой времён года наблюдая меняющийся пейзаж за окном, дерево стоящее за окном является неким индикатором времени года: «Опадают листья с деревьев, желтые листья. Опадают и днём и ночью без конца» [8, с. 6], - говорит нам поэт, и мы видим осень, чувствуем шуршание листвы под ногами, тепло последних тёплых деньков. Дерево покрывается снегом, и вот уже перед нами поля и леса под белым снегом, зимняя стужа, звонкий морозный воздух: «Столетнее грушевое дерево - в обхват шириной Путается в шинели из льда, которая ему узковата Но настанет, настанет весна» [10, с. 8].

Личный архив Х.Х. Кажарова.

Не зря поэт говорит о ширине и возрасте дерева, они, как константа, чтобы не случилось, это дерево будет встречать весну, как встречало ее сто лет назад, когда поэта ещё не было на свете.

Весенние деревья часто встречаются в лирике Х. Кажарова. Несомненно, зеленые деревья, шелестящие нежной листвой - один из главных предвестников весны: «Земля думает о том, как бы дерево получше Родить ей, как настанет весна» [8, с. 9].

Весной всё обновляется, каждая весна для поэта лучше предыдущей, всё становится весной лучше, чище, благородней. Деревья всегда становятся свидетелями полетов и поражений человека: «О тебе мне рассказал дуб столетний. Помнишь ли ты, как мы сюда ходили» [8, с. 15].

О переживаниях лирического героя не знает никто, он скрывает свои чувства от людей, но ,придя в сад, он понимает, что ему не надо притворяться, тут он может быть собой. Именно здесь есть всё, что ему нужно для спокойствия. «Мой ресторан», так он называет сад: «Дерево-мой фужер, сад-зал ресторана А питьём я называю воздух» [см.: 4, с. 37].

Говоря о природе, первое, о чём думает человек - это свежий воздух и зелень деревьев. Поэт показывает нам дерево в ином обличье -труженика села. С детства мы знаем о той роли, которую играют деревья в природе, как они важны для планеты: «Дерево работает на село. Дерево вырабатывает чистый воздух Дерево работает так, что не имеет возможности присесть даже один раз» [8, с. 12].

Естественно, об этом свойстве дерева знают все, но мы не задумываемся о нём. Раскрывая образ дерева в своей лирике, поэт помимо поэтического, художественного образа внёс и такой, практичный, каждодневный образ «труженика».

Обнажая перед читателями свою поэтическую картину мира, поэт порой выбирает интересные аллегории, дерево выступает в роли друга умершего: «Говорят: если напоследок не увидится с любимыми, У умершего веки не закрываются» [8, с. 40].

В жизни каждого есть много важных, дорогих сердцу вещей, кого же ждёт покойный, с кем он не простился: «Грушевое дерево, на котором он сидел босоногим; Бузина, из которой стругал «винтовки»...» [там же].

В данном случае дерево олицетворяет счастливое прошлое человека, его детство, те счастливые моменты, которые никогда уже не повторятся. У человека с плодовыми деревья-

ми особая связь, так как они являются уже не частью дикой природы, но частью культуры. Особенно тесная связь у человека с плодовыми деревьями. Такое дерево в большей мере принадлежит миру культуры, нежели природы. Как упоминалось выше, у адыгов был культ деревьев, священным деревом помимо дуба «в качестве Тхьэч1эгъ чъыг зафиксированы и такие породы, как чинара, ольха, граб, сосна, каштан, волош-ский орех и груша», также груша явлется символом бессмертия [3]. В отличие от груши бузина не пользовалась таким почтением у кабардинцев (адыгов), это дерево было связано с несчастьем, смертью. По языческим обычаям славян, плодовое дерево считалось двойником человека: умер человек - нужно срубить дерево.

В результате проведённого анализа лирики Х. Кажарова мы можем сделать следующие выводы:

- концепт «дерево» наряду с такими концептами, как «солнце», «небо», «ночь», «горы», «река» относится к группе природных концептов, которые окружают человека с детства;

- в лирике кабардинских поэтов концепт «дерево» встречается очень, часто, его модно наблюдать в лирике А. Шогенцукова, А. Кешокова, Р.Ацканова

- концепт «дерево» один из основополагающих в лирике Х. Кажарова, он раскрывает душевные переживания своего лирического героя;

В кабардинском литературоведении нет исследований, посвящённых изучению данного концепта в стихах Х. Кажарова, данное исследование первое.

В художественной картине мира Х. Кажа-рова концепт «дерево» играет немаловажную роль. с помощью этого концепта поэт, определяет роль природы в жизни человека, её влияния на его судьбу. Дерево - образ из детства, который, как верный друг, проходит с нами через всю жизнь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Прохоров Ю.Е. В поисках концепта. М.: Флинта, Наука, 2009. 260 с. С. 24.

2. Хабекирова З.С., Адзинова Ф.С., Хачецукова З.К. Концептосфера русской культуры. Группы концептов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017. № 5. С. 83-85.

3. Куек А.С. Священное дерево в мифопоэтических воззрениях адыгов [Электронный ресурс]. URL: https://cyberieninka.ra/article/n/svyaschennoe-derevo-v-mifopoeticheskih-vozzreniyah-adygov (дата обращения 15.09.2018 г.).

4. Хацукова М.М. Духовная вселенная адыгов. Нальчик: Полиграфсервис, 2004. 438 с. С. 154.

5. Шогенцуков А.А. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. М.: Художественная литература, 1981. 366 с.

6. КешоковА.П. Собрание соч.: В 4 т. Т. 4. Стихотворения и поэмы. М.: Художественная литература, 1981. 494 с. С. 7.

7. Ацканов Р. Бегущие травы: стихотворения и поэма: пер. с кабард. М.: Современник, 1986. 126 с. С. 31.

8. КажаровХ.Х. Сто одно стихотворение. Нальчик: Эльбрус, 1978. 70 с.

9. Кажаров Х.Х. Ширина дороги. Нальчик: Эльбрус, 1973. 125 с.

10. Кажаров Х.Х. Предвестники весны. Нальчик: Эльбрус, 1983. 147 с.

REFERENCES

1. Prokhorov Yu.E. V poiskakh kontsepta [In search of a concept]. Moscow, Flinta, Nauka, 2009, 260 p., p. 24.

2. ^habekirova Z.S., Adzinova F.S., Khachetsukova Z.K. Mezhdunarodnyy zhurnal gumanitarnykh i est-estvennykh nauk, 2017, no. 5, pp. 83-85.

3. Kuek A.S. Svyashchennoe derevo v mifopoeticheskikh vozzreniyakh adygov [The Sacred tree in mythologi-

cal views of the Adygs], available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/svyaschennoe-derevo-v-mifopo-eticheskih-vozzreniyah-adygov (accessed September 15, 2018).

4. Khatsukova M.M. Dukhovnaya vselennaya adygov [The Spiritual universe of the Circassians]. Nalchik, Poligrafservis, 2004, 438 p., p. 154.

5. Shogentsukov A.A. Izbrannye proizvedeni-ya [Selected works]. In 2 vol. Vol. 1. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, 1981, 366 p., pp. 126, 234.

6. Keshokov A.P. Sobranie soch. [Collection of works]. In 4 vol. Vol. 4. Poems. Moscow, Khudozhestvennaya literatura, 1981, 494 p., p. 7.

7. Atskanov R. Begushchie travy: stikhotvoreniya i poema [Running grass: poems].Transl. From Kabard-ian. Moscow, Sovremennik, 1986, 126 p., p. 31.

8. Kazharov Kh.Kh. Sto odno stikhotvorenie [One Hundred and one poems]. Nalchik, Elbrus, 1978, 70 p.

9. Kazharov Kh.Kh. Shirina dorogi [Width of the road]. Nalchik, Elbrus, 1973, 125 p.

10. Kazharov Kh.Kh. Predvestniki vesny [Harbingers of spring]. Nalchik, Elbrus, 1983, 147 p.

5 октября 2018 г.

УДК 81.42

ОСОБЕННОСТИ КОМПОЗИЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ (на материале английского языка)

М.А. Сухомлинова

DOI 10.18522/2072-0181-2018-96-4-102-109

Отдельные элементы композиции академического текста уже попадали в поле зрения учёных. Они исследовались на материале жанра лекции, а также на базе языков для специальных целей, которые характеризуются жанрами с определёнными композиционными моделями построения [1, 2]. Что касается матричного анализа, в поле нашего зрения не попали работы, напрямую описывающие матрицу академического текста. Однако на материале английского языка с позиций когни-тивистики рассматривался матричный анализ на примере лексических единиц религиозной сферы [3]. Наряду с этим зарубежные лингви-

Сухомлинова Марина Анатольевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры английской филологии Южного федерального университета, 344010, г Ростов-на-Дону, пер. Университетский, 93, e-mail: sukhomlinovam@ mail.ru, т. 8(863)2184093.

сты исследовали матричный метод жанра обзора литературы [4]. Мы посчитали возможным применить отдельные положения перечисленных работ к построению матрицы академического текста.

Цель настоящего исследования заключается в определении композиционных и смысловых особенностей организации современных англоязычных академических текстов. В связи с этим попытаемся выявить базовые параметры композиции академических текстов и описать их назначение; исследовать содержательные особенности академических текстов, влияющих на композицию отдельно взятого жанра; выявить

Marina Sukhomlinova - Southern Federal University, 93 Universitetskiy Lane, Rostov-on-Don, 344006, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2184093.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.