Научная статья на тему 'Концепт «Демократия» в американской лингвокультуре'

Концепт «Демократия» в американской лингвокультуре Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
485
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Филиппова Маргарита Александровна

Построена двухмерная модель концепта «демократия» в американской лингвокультуре, в основу которой положены понятийная, образная и ценностная составляющие концепта, представленные на трех уровнях этимологическом, базовом и ассоциативно-расширительном. Наличие идеологических коннотаций во всех компонентах и на всех уровнях анализируемого концепта позволяет отнести его к особому типу ментальных образований идеологическим концептам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепт «Демократия» в американской лингвокультуре»

Литература

Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. М., 2001.

Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. М., 2004.

Олянич, A.B. Презентационная теория дискурса / A.B. Олянич. Волгоград, 2004.

Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка/ В.И. Даль. М., 1994.

Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М., 1994.

Новый объяснительный словарь синонимов русского языка / под общ. руководством акад. Ю.Д. Апресяна. М., 1999.

Duden. Das grobe Wörterbuch der deutschen Sprache in 6 Banden. Wien, 1976.

Deutsches Universalworterbuch. Mannheim, Leipzig, Wien, Zürich, 1996.

М.А. ФИЛИППОВА (Волгоград)

КОНЦЕПТ «ДЕМОКРАТИЯ» В АМЕРИКАНСКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ

Построена двухмерная модель концепта «демократия» в американской лингвокулътуре, в основу которой положены понятийная, образная и ценностная составляющие концепта, представленные на трех уровнях-этимологическом, базовом и ассоциативно-расширительном. Наличие идеологических коннотаций во всех компонентах и на всех уровнях анализируемого концепта позволяет отнести его к особому типу ментальных образований - идеологическим концептам.

Наша работа посвящена моделированию концепта «демократия» в американской лингвокулътуре и выявлению идеологических коннотаций в структуре рассматриваемого концепта. В основу проведенного исследования положена следующая гипотеза: концепт «демократия» представляет собой сложное ментальное образование, пронизанное идеологемными смыслами, что позволяет отнести его к особому типу ментальных образований -идеологическим концептам.

Теоретическую основу работы составляют трехаспектная модель концепта с рассмотрением его понятийной, образной и ценностной сторон (Ляпин 1997: 18; Карасик 2002: 129) и трехкомпонентная структура концепта, предложенная Ю.С. Степановым (Степанов 1997: 42 - 45) и включающая в себя основной, дополнительный и этимологический признаки. Объединив эти два известных в когнитивной лингвистике подхода, мы построили двухмерную модель концепта применительно к концепту «демократия», состоящую, соответственно, из девяти компонентов. По нашему мнению, понятийная, образная и ценностная составляющие концепта могут быть уточнены на трех уровнях - этимологическом, базовом и ассо-циативно-расширите льном.

Как показал компонентный анализ языкового материала, каждый из представленных компонентов пронизан идеологическими коннотациями, наличие которых в структуре концепта «демократия» позволило нам отнести его к особому типу ментальных образований - идеологическим концептам. В нашей работе под идеологией понимается совокупность когнитивных структур и ценностных ориентаций, представляющих интересы определенных социальных групп, чаще власть имущих. Основной идеологический потенциал при этом сосредоточен в идеологических концептах, которые, на наш взгляд, характеризуются следующими признаками: 1) гра-дуальностью (разной степенью идеологичности того или иного концепта); 2) вертикальным строением (изначально формируются в сфере официальной идеологии, затем внедряются в массовое сознание); 3) символичностью (не столько выражают понятие, сколько служат символом-паролем приверженности определенной идеологии).

В рамках представленных признаков концепт «демократия» в американской лингвокулътуре также обладает вертикальным строением, характеризуется символичностью (отсюда его частотное манипуля-тивное использование) и высокой степенью идеологичности, о чем свидетельствует наличие идеологических коннотаций во всех компонентах его структуры. Анализ

© Филиппова М.А., 2007

этимологического компонента проводился с учетом выделения понятийной, образной и ценностной составляющих на материале толковых, этимологических и энциклопедических словарей.

Первый (исходный) уровень понятийного содержания концепта - это этимологический признак «демократия как власть демоса в Древней Греции». Слово «демократия» образовано от греческих слов demos (народ) и kratos (власть). Энциклопедические источники отмечают, что в демос входили лишь свободнорожденные мужчины старше 20 лет, тогда как рабы, женщины, а также переселенцы из других областей, хотя и свободные, но не имеющие гражданства, народом (демосом) не считались (БСЭ).

Анализ образной составляющей этимологического компонента - это описание того, каким образом осуществлялось народовластие в Древней Греции. Как известно, власть в Афинах принадлежала народному собранию, в котором принимал участие демос. Здесь граждане Афин встречались ежемесячно и обсуждали государственные дела. Правительство не могло принять ни одного решения, не спросив народное собрание (http://www.arwhead. сот/ Greeks). В то же время в самом народном собрании была принята практика остракизма, т. е. изгнания инакомыслящего, чья деятельность была оценена большинством опасной для полиса.

Оценочное содержание этимологического компонента рассматриваемого концепта можно вывести из отношения к демократии в Древней Греции. Так, например, Перикл и Геродот были защитниками демократии, благодаря которой, как они полагали, граждане Афин наслаждались высокой степенью свободы и равенства и могли сами решать судьбу своего государства. Сократ резко критиковал демократию за то, что у власти оказывались худшие, неопытные и неподготовленные. Таким образом, демократическое правление основывалось на власти большинства и не учитывало прав меньшинства. Отметим, что идеологические коннотации прослеживаются во всех составляющих этимологического компонента концепта «демократия».

Второй уровень модели - базовый -также исследовался на основе трех состав-

ляющих концепта. Посредством дефини-ционного анализа американских толковых словарей была установлена понятийная составляющая. Приведем примеры словарных дефиниций: 1) government by the people (правление народа) (WTN I DEL); 2) the common people considered as the primary source of political power (народ в целом, рассматривающийся как первичный источник политической власти) (AHDEL); 3) government by popular representation (правление, осуществляемое через систему народного представительства) (WRUD). Данные дефиниции демонстрируют современное, устоявшееся понимание демократии как власти народа. Базовый признак включает все институциональные и процессуально-процедурные характеристики демократии как политического режима. Их описание составляет образную сторону базового признака концепта «Демократия», включающую всеобщие и прямые выборы при обеспечении реального равноправия и состязательности кандидатов, наличие гражданского общества, принцип разделения властей как система сдержек и противовесов, принцип подчинения меньшинства воле большинства, наличие общих для всех прав и обязанностей, верховенство закона, плюрализм мнений, процедуру импичмента. Этот список может быть продолжен, главное же условие народовластия - наличие конституционно закрепленных форм взаимодействия народа с властью и их обязательное соблюдение. В научной литературе выделены следующие общие признаки народовластия: «First, democracies are countries in which there are institutional mechanisms, usually elections that allow the people to choose their leaders. Second, prospective leaders must compete for public support. Third, the power of the government js restrained by its accountability to the people. These are the essential characteristics of political democracy» (Во-первых, демократии — это страны, где существуют ин-ституииональные механизмы, обычно выборы, которые позволяют людям выбирать своих лидеров. Во-вторых, будущие лидеры должны участвовать в конкурентной борьбе за общественную поддержку. В-треть-их, власть правительства должна быть ограничена ответственностью перед народом. Вот главные особенности политической демократии) (S. Lynn-Jones, www). Мы видим, что основным признаком де-

мократии называются выборы, которые должны быть конкурентными. Состязательность кандидатов возможна благодаря верховенству закона и равноправию. Будучи избранными, народные представители должны нести ответственность перед народом. Ответственность властей достигается посредством системы демократических механизмов и процедур, предполагающей разделение власти на исполнительную, законодательную и судебную. Все властные органы должны опираться на законы, их невыполнение влечет за собой определенные меры наказания (например, процедура импичмента - досрочного освобождения главы государства от должности и привлечения его к судебной ответственности) .

В основе перечисленных демократических процедур лежит принцип большинства как способ оптимального разрешения всех конфликтов в обществе, связанных с борьбой за власть. Однако эффективность такого принципа не всегда признается. Отсюда и критика в адрес демократии, которая на деле не учитывает позицию меньшинства. Так, по мнению П. Трено-ра, любая демократия - это попытка большинства создать препятствия для меньшинства. Автор приводит такой пример: «The majority might exclude the minority from the main labour market... The emergence of an underclass is usually seen as a structural change within a society, but it might be simply a side-effect of democracy» (Большинство может вытеснить меньшинство с основного рынка труда... Возникновение низших слоев общества обычно рассматривается как структурное изменение внутри общества, но речь может идти просто о побочном эффекте демократии) (Р. Treanor. www). Появление низших слоев общества является побочным эффектом демократии, которая поощряет позиции большинства, в частности, на рынке труда, откуда меньшинство при этом вытесняется. Пример демонстрирует также наличие идеологических коннотаций в структуре концепта «демократия», когда посредством эвфеми-зации вместо «недостатков демократии» (или side-effects) используют нейтральнооценочное словосочетание «структурные изменения общества».

Специфика демократии, таким образом, состоит в наличии двух субъектов

власти: гипотетически власть принадлежит народу, фактически она сосредоточена в руках элит, именующих себя народными представителями. При этом власть народа реализуется посредством идеологемы «выборы».

Третий уровень концепта «демократия» - ассоциативно-расширительный -включает совокупность культурных и ценностных характеристик демократии. Данный признак сосредоточен в следующих дефинициях: «а state of society characterized by freedom of expression and respect for the individual within a community, political, social, or economic equality» (общество, характеризующееся свободой самовыражения и уважением к личности в рамках общности, а также политическим, социальным и экономическим равенством) (WTNIDEL; АН DEL). Здесь демократия выходит за пределы понимания ее как политического феномена и определяется как особая форма гражданской культуры, поведения, основанного на принципах уважения к личности, терпимости и гражданской ответственности. Однако если понятийная составляющая может быть четко обозначена, то образная и ценностная, в рамках данного компонента, являются взаимообусловленными, и их различение не представляется возможным. Данный признак является актуальным для современной американской лингвокультуры и представляет обиходное переосмысление демократии. Его наличие наиболее ярко демонстрирует проведенное нами экспериментальное исследование, включающее опрос 100 информантов и анализ коротких сочинений на тему «Когда я думаю о демократии, я представляю себе...». Такая формулировка вопроса помогает, на наш взгляд, в наилучшей степени раскрыть образно-перцептивные характеристики концепта, не представленные в дефиниции. Приведем пример микросочинения: When I think of democracy a voting booth comes to mind (actually a specific one I've voted at a few times), and for some reason a famous painting of George Washington crossing the Delaware during the revolutionary war (Когда я думаю о демократии, я представляю себе кабину для голосования (такую, особенную, в которой я уже несколько раз голосовал), и почему-то знаменитую картину, на которой запечатлено, как Джордж Вашингтон форсирует реку Делавер во время войны за

независимость) (Jeff Holland, Illinois). Образные ассоциации демократии с кабиной для голосования указывают на право голоса как одно из благ народовластия. Исторические ассоциации демократии (речь идет о знаменитом полотне Эммануэля Лейтце «Вашингтон форсирует Де-лавер» (1851)) позволяют говорить о том, что ее становление происходило одновременно с возникновением самобытности американского народа, и потому демократия прочно укоренилась в сознании американцев как нечто неразрывно связанное с этой самобытностью, как культур-но-историческая ценность новой нации.

Итак, в ответах американских респондентов содержались апелляции и к смежным аксиологическим концептам, таким как basic rights, equality, freedom, tolerance, pragmatism, cooperation, compromise, opportunity и т.д., и к конкретным ценностноисторическим символам американского общества. Так, респонденты называют основным признаком демократии американский стиль жизни, который раскрывается через конкретные образы и ситуации (прецедентные феномены американской лин-гвокультуры): а) страна в целом, ее столица (America, the United States, Washington D.C.); б) национальная символика, денежная единица, девиз штата (American flag, The Bold Eagle, the five dollar bill, "Live

Таким образом, в американской линг-вокультуре идеологический концепт «Democracy» характеризуется наличием идеологических коннотаций во всех его компонентах. На этимологическом уровне - это понимание народа как демоса, практика остракизма в интересах властей, положительная либо отрицательная оценка. На базовом уровне - власть народных представите-

free or die"); в) государственные праздники (Independence Day, the 4th of July); г) официальные документы (Constitution, Bill of Rights, Declaration of Independence); д) исторические события ( I ndependence War, Revolutionary War); e) исторические личности (George Washington, Ronald Reagan, Abram Lincoln, Founding Fathers); ж) достопримечательности США (The Statue of Liberty, the Grand Canyon, the Colorado Rockies, Rockefeller center); e) удовольствия и развлечения (Christmas shopping, Ice skating).

Подобные образно-перцептивные признаки демократии позволяют утверждать, что концепт «демократия» является куль-турно-специфическим, а по шкале «свой/ чужой» демократия идентифицируется со «своим». И, наконец, исторические ассоциации в ответах респондентов наряду с современными указывают на транслиру-емость из поколения в поколение идейно-ценностных установок, наблюдаемых по отношению к демократии. Доминирование положительной оценки на этом уровне свидетельствует об успешности формирования идеологического концепта и его усвоения.

Схема идеологического концепта «демократия» в американской лингвокульту-ре может быть представлена следующим образом:

лей и определенные процедуры и механизмы осуществления демократического устройства общества; положительная оценка демократии и отрицательная оценка ее нарушений. На ассоциативно-расширительном уровне - высокая аксиологичность концепта, благодаря которой актуализируются признаки положительной оценки «своего» и отрицательной оценки «чужого».

Уровни Компоненты

понятийный образный ценностный

Этимологический Власть демоса Представленность демоса во власти Амбивалентная оценка демократии

Базовый Власть народа Описание современных демократических процедур Амбивалентная оценка демократии

Ассоциативно- расширительный Совокупность культурных, поведенческих и ценностных норм Культурно-ценностные образы и ситуации (доминирование положительной оценки)

Литература

Карасик, В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. Волгоград, 2002.

Ляпин, С.Х. Концептология: к становлению подхода / С.Х. Ляпин // Концепты. Научные труды Центроконцепта. Архангельск, 1997. Вып. 1.

Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования / Ю.С. Степанов. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997.

Lynn-Jones, S. Why the United States Should Spread Democracy, 1998 [Electronic resource]: http:// bcsia.ksg.harvard.edu/publication.cfm? program.

Treanor, P. Why democracy is wrong [Electronic resource] http://web.inter.nl.net/users/ Paul.Treanor/democracy.html.

Словарные источники

Большая Советская Энциклопедия: в 30 т. 3-е. изд. М., 1969- 1978. (БСЭ).

The American Heritage Dictionary of the English Language. 2000 (AHDEL).

The Barnhart Concise Dictionary of Etymology. N.Y., 1995 (BCDE).

Webster's Third New International Dictionary of the Enqlish Lanquaqe Unabridqed. 1993 (WTNIDEL).

Webster's Revised Unabridged Dictionary. G & C. Merriam Co., 1913 (WRUD).

А. А. МИШИН (Владимир)

КУЛЬТУРНЫЙ КОНЦЕПТ «ГЛУПОСТЬ» В НЕМЕЦКОЙ ПОСЛОВИЧНОЙ КАРТИНЕ МИРА

Предлагается лингвокулътурологическое описание концепта «Глупость», вербализованного в немецкой пословичной картине мира. Выявлены основные ценностные характеристики этого концепта в немецком социуме.

В последние десятилетия одной из доминантных тем в лингвистике стало описание фрагментов языковой картины мира и концептов духовной культуры (иначе -культурных концептов). Цель подобных

исследований, отталкивающихся от идеи

В.фон Гумбольдта об «индивидуальных образах, в которых отражается индивидуальный характер народа» (Гумбольдт 1985: 84), заключается в поиске национальной специфики языка как культурологического феномена (Фархутдинова 2000: 14).

По мнению В.И. Карасика, это объясняется рядом причин. Во-первых, это стремительная глобализация мировых проблем, необходимость учитывать универсальные и специфические характеристики поведения и общения различных народов в решении самых разнообразных вопросов, потребность знать заранее те ситуации, в которых велика вероятность межкультур-ного непонимания, важность определения и точного обозначения тех культурных ценностей, которые лежат в основе коммуникативной деятельности. Во-вторых, это объективная интегративная тенденция развития гуманитарных наук, необходимость освоения лингвистами результатов, добытых представителями смежных отраслей знания (психология, социология, этнография, культурология, политология и т. д.). В-третьих, это прикладная сторона лингвистического знания, понимание языка как средства концентрированного осмысления коллективного опыта, который закодирован во всем богатстве значений слов, фразеологических единиц, общеизвестных текстов, формульных этикетных ситуаций и т. д. (Карасик 2004: 87).

Говоря об особенностях культурных концептов, мы исходим из того, что личность, общество, культура образуют неразрывную триаду, где культура - совокупность концептов и отношений между ними, а концепты представляют собой как бы сгустки культурной среды в сознании человека.

Концепт (лат. сопссрШя ‘понятие’) соотносится с термином понятие, но эти термины принадлежат разным наукам. Термин «понятие» употребляется, главным образом, в логике и философии, а термин «концепт» - в математической логике, в последнее же время также в культурологии. Концепт - это основная ячейка культуры в ментальном мире человека (Степанов 1997: 41).

© Мишин А.А., 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.