ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ ECONOMY AND MANAGEMENT OF NATIONAL ECONOMY
УДК 332.301
Контрольно-надзорные органы, Российской Федерации
обеспечивающие
DOI: 10.23947/2413-1474-2-2-6-12 экономическую безопасность
Г. Е. Крохичева, Э. Л. Архипов, К. Н. Абдуллаева, Т. В. Сушкова
Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация
Regulatory authorities to ensure the economic security of the Russian Federation
G. E. Krokhicheva, E. L. Arkhipov, K. N. Abdullaeva, T. V. Sushkova
Don State Technical University, Rostov-on-Don, Russian Federation
В условиях рыночного типа экономики и развития рыночных механизмов все большее значение придается экономической безопасности. Она выступает как одна из важнейших составляющих частей системы национальной безопасности, способствует противодействию внутренним и внешним угрозам. В этой связи рассмотрена деятельность контрольно-надзорных органов, обеспечивающих экономическую безопасность. Результатом такого мониторинга является унификация сущности их деятельности, она заключается в выявлении отклонений от установленных стандартов, принятии мер по их устранению, возможности компенсации за нанесенный ущерб и в проведении мероприятий по предотвращению подобных нарушений.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, контроль, надзор, релевантность, государство.
Образец для цитирования: Контрольно-надзорные органы, обеспечивающие экономическую безопасность Российской Федерации / Г. Е. Крохичева [и др.] // Экономика и экология территориальных образований. - 2018. -Т. 2, №2. - С. 6-12. DOI: 10.23947/2413-14742-2-6-12.
In the context of market-oriented economy and development of market mechanisms economic security is playing a very important role. It stands as one of the most important components of the national security system, which helps to counter internal and external threats. In this context, the activities of regulatory bodies to ensure economic security are examined. The result of this monitoring is to unify the nature of their activities, identify deviations from established standards, adopt measures to address them and possibility of compensation for damages and implementing measures to prevent such violations.
Keywords: economic security, national security, control, supervision, relevance, the state.
For citation: G. E. Krokhicheva, E. L. Arkhipov, K. N.Abdullaeva, T. V. Sushkova. Regulatory authorities to ensure the economic security of the Russian Federation. Economy and ecology territorial formations, 2018, V.2, no 2, pp. 6-12. DOI: 10.23947/2413-1474-2-2-6-12.
Введение. В современном мире одной из главных задач государства является обеспечение экономической безопасности, поскольку именно она выступает гарантом высокого уровня жизни населения, защиты от внутренних и внешних угроз, а также постепенной реализации националь-
ных интересов страны. Государство ставит перед собой определенный ряд задач, направленных на обеспечение экономической безопасности, которые выполняют уполномоченные органы Российской Федерации. Определение экономической безопасности закреплено в Указе Президента РФ от 13.05.17 г. №208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» [1]. Основными нормативными актами, составляющими правовую базу стратегии, являются Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы от 28.12.10 г. №390 «О безопасности», от 28.06.14 г. №172 «О стратегическом планировании в РФ», стратегия национальной безопасности [2, 3].
Экономическая безопасность — состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [1]. Под экономическим суверенитетом понимается экономическая независимость государства в проведении внутренней и внешней политики. Национальными интересами являются приоритетные экономические потребности страны, с помощью которых производится реализация стратегии государства. Угрозы экономической безопасности — это совокупность факторов, которые могут нанести вред экономическим интересам страны [1].
В настоящее время возрастает политическая нестабильность в мире, в результате чего национальная экономика может приобретать неустойчивый характер. Следовательно, между странами возрастает конкуренция, появляется множество новых факторов, которые могут способствовать росту количества угроз национальным интересам. Именно поэтому данная тема имеет актуальность в данный момент, устранение недостатков в деятельности контрольно-надзорных органов позволит повысить эффективность обеспечения экономической безопасности государства. В связи с этим задача авторов статьи — проанализировать основные угрозы экономической безопасности страны, а также деятельность контрольно-надзорных органов по обеспечению национальной безопасности государства.
Основными угрозами экономической безопасности РФ являются:
1) рост внешнего долга страны;
2) обострение международных конфликтных отношений в зонах экономических интересов РФ, а также вблизи ее границ;
3) нестабильность конъюнктуры финансовых и товарных рынков;
4) изменение спроса на энергетические ресурсы;
5) исчерпание энергетических ресурсов;
6) слабая инновационная активность;
7) недостаток внешних инвестиций;
8) слабая эффективность государственного управления;
9) высокий уровень криминализации и коррупции в государстве;
10) рост объемов теневой экономики [1].
Деятельность органов государственного управления направлена на нивелирование вышеперечисленных угроз для обеспечения экономической безопасности страны. Как известно, государственная власть делится на три ветви: законодательную, судебную и исполнительную. Именно через исполнительную власть государственные органы осуществляют контроль и надзор в экономическом секторе страны. Определения «контроль» и «надзор» нельзя приравнивать друг к другу, поскольку контроль служит для повышения эффективности определенных структур, тогда как надзор направлен на обеспечение соблюдения законов. Контрольно-надзорные органы осуществляют свою деятельность в пределах своей компетенции, принимают различные административные меры влияния, предоставляют отчетность вышестоящим органам о проделанной работе. К данным органам, в частности, относятся:
1) Федеральная антимонопольная служба (ФАС);
2) Министерство финансов Российской Федерации;
3) Министерство экономического развития;
4) правоохранительные органы государства;
5) Федеральная налоговая служба;
6) Счетная палата Российской Федерации;
7) Федеральная таможенная служба;
8) Казначейство Российской Федерации;
9) другие.
ФАС осуществляет контроль и надзор в области рекламы, сферы закупок товаров, работ и услуг для обеспечения нужд органов государственной власти и местного самоуправления, а также разрабатывает нормативно-правовые акты антимонопольного законодательства в рамках своих полномочий. Деятельность ФАС регулируется международными договорами РФ, Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, постановлением Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» [4]. В соответствии с вышеперечисленными нормативными актами ФАС осуществляет контроль за деятельностью субъектов естественных монополий, участников оптового и розничного рынков, за соответствием договоров между хозяйствующими субъектами антимонопольному законодательству, за соблюдением цен в одном диапазоне индивидуальными предпринимателями, юридическими и аффилированными лицами.
Одной из главных задач Федеральной антимонопольной службы является поддержка конкуренции на товарном рынке. Она выдает заключения о последствиях влияния на конкуренцию на внутреннем рынке государства, антидемпинговых мер, предусмотренных государством в указанной сфере. Обеспечение конкуренции ФАС осуществляет через ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.06 № 135-ФЗ [5]. Данный закон обязует предприятие предоставлять антимонопольному органу затребованную им информацию, но проблема в том, что принудительное выполнение этого обязательства занимает большое количество времени. При условии выявления нарушения антимонопольным органом в информации, предоставленной по его запросу, предприятию выгоднее выполнить односторонние санкции, нежели устранить причину правонарушения. В данной ситуации ФАС теряет свою эффективность в связи с тем, что ей не хватает полномочий для обнаружения преступлений, предусматривающих уголовную ответственность. Необходимо внести поправки в антимонопольное законодательство и расширить перечень полномочий антимонопольных органов. Более того, следует повысить эффективность механизмов взаимодействия ФАС с правоохранительными органами.
Одним из самых значимых контрольно-надзорных органов является Министерство финансов Российской Федерации [6]. Данному органу предоставляют отчетность о проделанной работе ФНС, Казначейство, Федеральная таможенная служба. Министерство финансов осуществляет нормативно-правовое регулирование государственно-правовых актов в финансовой сфере (в том числе в бюджетной, налоговой, страховой, валютной, а также в области государственного долга, финансовых рынков, аудиторской деятельности, бухгалтерской отчетности и таможенных платежей). Министерство финансов контролирует таким образом огромную сферу экономических правоотношений, но несмотря на это, говорить о том, что Минфин может полностью обеспечить экономическую безопасность государства, нельзя. Для реализации данной цели необходимо взаимодействие с соответствующими правоохранительными органами. Правоотношения Министерства финансов РФ и правоохранительных органов в области обеспечения экономической безопасности закреплены в приказе Минфина, МВД, ФСБ от 07.12.1999 № 89н/1033/717 «Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок)» [7].
Основу экономической безопасности формирует финансовая безопасность. Одним из самых главных аспектов финансовой безопасности является бюджетно-налоговая сфера. От нее за-
висит финансовая устойчивость государства, стабильное развитие общества и экономический рост страны. Налоговая система является инструментом государственного воздействия на экономические процессы в обществе. Именно поэтому качественно разработанная налоговая политика государства является очень важным звеном в обеспечении экономической безопасности.
Федеральная налоговая служба (ФНС) как контрольно-надзорный орган осуществляет контроль и надзор за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления налогов и своевременной их уплатой в бюджет, производством и оборотом табачной продукции, а также за соблюдением валютного законодательства в пределах ее компетенции [8]. Через реализацию своих функций ФНС РФ выполняет такую важную роль, как предотвращение развития теневой экономики в Российской Федерации.
Счетная палата РФ осуществляет внешний государственный аудит, обеспечивает контроль над управлением и распоряжением средствами государственного бюджета и иными ресурсами, находящимися в ее компетенции [9]. Данный орган государственного управления является подотчетным Федеральному Собранию Российской Федерации, его деятельность не может быть приостановлена, в том числе и с роспуском Государственной Думы. Важность Счетной палаты как органа, обеспечивающего экономическую безопасность страны, заключается еще и в том, что она осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации [10].
Одним из видов преступлений в сфере импорта является ввоз товаров контрабандой, ввоз одного вида товара под видом другого, имеющего более низкую налогооблагаемую базу. На снижение уровня экономической безопасности влияет ложное завышение таможенной стоимости вывозимого товара в целях возмещения из федерального бюджета большей суммы налога на добавленную стоимость, а также уменьшение декларируемой стоимости товаров для того, чтобы не возвращать валютную выручку в полном объеме. Существует и такая серьезная проблема, как «бегство капитала», то есть сокрытие капитала в оффшорных зонах за территорией Российской Федерации. Всеми этими вопросами (регулированием процесса перемещения товаров через границу, обеспечением своевременных взысканий и перечислений таможенных платежей таможенными органами в федеральный бюджет, противодействием незаконным схемам вывода денежных средств за рубеж посредством осуществления валютного контроля) занимается Федеральная таможенная служба РФ.
В целях повышения эффективности ее функционирования необходима системная законодательная регламентация роли, форм и методов деятельности службы в этой сфере. Спектр этих мер достаточно многообразен, однако можно объединить их в шесть основных групп. Применение таких мер в различных сочетаниях и в дополнении друг к другу позволит усилить их влияние.
Первая группа мер включает в себя прямое ограничение объемов импорта. Также — запреты (в том числе эмбарго), лицензирование, абсолютное квотирование и т.п. Это позволит наладить производство внутри страны.
Вторая группа — меры по снижению конкурентоспособности импортной продовольственной продукции на внутреннем рынке Российской Федерации. Достигается за счет повышения качества отечественных товаров.
Третья группа охватывает технические барьеры: повышение требований к безопасности, фитосанитарным и ветеринарным нормам, требований к упаковке, маркировке и составу сопроводительной документации, к порядку сертификации качества продуктов и подтверждению выполнения нормативных требований.
Четвертая группа включает в себя меры по непосредственной экономической поддержке производителей продовольствия: субсидирование, дотации, льготное кредитование, налоговые льготы и др.
Пятая группа объединяет косвенные экономические меры снижения конкурентоспособности импортной продукции.
Шестая группа охватывает меры по информационно-аналитической работе в сфере экономической безопасности.
Казначейство осуществляет контроль за исполнением расходных обязательств государства. Его деятельность регламентируется постановлением Правительства РФ от 01.12.04 № 703 (ред. от 29.12.17) «О Федеральном казначействе» [11]. Государственная казначейская система строится на базе «Электронный бюджет», что способствует соблюдению всех требований демократического общества и развитию интеграционной информационной системы.
В настоящее время возникла существенная проблема, препятствующая развитию сформировавшейся ранее системы внутреннего контроля и аудита Федерального казначейства, а именно сегментация контрольной и аудиторской деятельности. Дробление по различным направлениям неизбежно приведет к утрате единства и системности подхода к организации их деятельности. В целях решения этой проблемы следует перенести ответственность за комплексную регламентацию осуществления внутреннего контроля и аудита и выработку методологии построения системы в целом на один федеральный орган государственной власти.
Выводы. Таким образом, деятельность контрольно-надзорных органов в сфере обеспечения экономической безопасности Российской Федерации играет важную роль в обеспечении национальной безопасности страны. Все они связаны между собой и взаимодополняют друг друга. Пробелы в организации одного из контрольно-надзорных органов способны нарушить всю систему экономической безопасности страны в целом.
Библиографический список
1. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года : указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 : [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71572608/ (дата обращения: 11.04.18).
2. О безопасности : федеральный закон : [принят Государственной Думой 7 декабря 2010 года, одобрен Советом Федерации 15 декабря 2010 года] [Электронный ресурс] / Консультант-Плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108546/ (дата обращения: 11.04.18).
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации : федер. закон : [принят Государственной Думой 20 июня 2014 года, одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 года] : [Электронный ресурс] / Законодательство Российской Федерации. Сборник основных федеральных законов РФ. — Режим доступа: http://fzrf.su/zakon/o-strategicheskom-planirovanii-172-fz/ (дата обращения: 11.04.18).
4. Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе : постановление правительства РФ от 30.06.2004 № 331 (ред. от 17.02.2018) [Электронный ресурс] / Консультант-Плюс. — Режим доступа : http://wwwconsultant.ru/document/cons_doc_LAW_48611/(дата обращения: 11.04.18).
5. О защите конкуренции : федер. закон : [принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года] : [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим досту.па: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения: 11.4.18).
6. Положение о Министерстве финансов Российской Федерации : [утв. постан. Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 329] : [Электронный ресурс] / Консультант-Плюс. — Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48609/cd89f024c8a89b060b1780be65e57ec5f7e2c2 Ю/ (дата обращения: 11.04.18).
7. Об утверждении Положения о порядке взаимодействия контрольно-ревизионных органов Министерства финансов Российской Федерации с Генеральной прокуратурой Российской Фе-
дерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации при назначении и проведении ревизий (проверок) : приказ Минфина РФ, МВД РФ, ФСБ РФ от 07.12.1999 № N 89н/1033/717 [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_27461/ (дата обращения: 11.04.18).
8. Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе : пост. Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 [Электронный ресурс] / Консультант плюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_49673/ (дата обращения: 11.04.18).
9. О Счетной палате Российской Федерации : федер. закон [принят Государственной Думой 22 марта 2013 года, одобрен Советом Федерации 27 марта 2013 года] : [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 11.04.18).
10. Литовских, А. М. Финансы, денежное обращение и кредит : учебное пособие / А. М. Литовских, И. К. Шевченко [Электронный ресурс] / AUR.ru. Административно-управленческий портал. — Режим доступа: http://www.aup.ru/books/m86/4.htm (дата обращения: 27.01.18).
11. О Федеральном казначействе : постановление Правительства РФ от 01.12.2004 № 703 (ред. от 29.12.2017) : [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_50565/ (дата обращения: 11.04.18).
References
1. O strategii ekonomischeskoi bezopasnosti Rossiiskoi Federatsii. [Russian Federation Economic Security Strategy for the period up to 2030: Presidential Decree of May 13, 2017 No 208] (in Russian).
2. O bezopasnosti: federalnii zakon. [About Security: Federal law: [adopted by the State Duma on December 7, 2010, the Federation Council approved December 15, 2010].] KonsultantPlus (in Russian).
3. O strategicheskom planirovanii v Rossiyskoy Federatsii. [About strategic planning in the Russian Federation: the fader. Law: [adopted by the State Duma on June 20, 2014, the Federation Council approved June 25, 2014].] Collection of basic federal laws of the Russian Federation (in Russian).
4. Ob utverzhdenii Polozheniya o Federalnoy antimonopolnoy sluzhbe. [On approval of the Federal Antimonopoly Service: Resolution of the RF Government of 30.06.2004 No 331.] KonsultantPlus(in Russian).
5. O zaschite konkurentsii. [On Protection of Competition: Feder. Law: [adopted by the State Duma on July 8, 2006, the Federation Council approved July 14, 2006].] KonsultantPlus (in Russian).
6. Polozhenie o Ministerstve finansov Rossiiskoy Federatsii. . [Regulation on the Ministry of Finance of the Russian Federation: [approved by the decree of the Russian Government dated 30 June 2004 No 329].] KonsultantPlus (in Russian).
7. Ob utverzhdenii Polozheniya o poraydke vzaimodeistviya kontrolno-religioznikh organov Ministerstva finansov s Generalnoi Prokuraturoi RF, Ministerstvom bnutrennikh del RF, Federalnoi slu-zhboi bezopasnosti RF. [Approval of the Regulations on the procedure of interaction of control and audit bodies of the Ministry of Finance of the Russian Federation of the Russian Federation Prosecutor General's Office, the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, the Federal Security Service in the appointment and conduct of audits: Order of the RF Ministry of Finance, the FSB from 07.12.1999 No N 89n / 1033/717] (in Russian).
8. Ob utverzhdenii Polozheniya o Federalnoi nalogovoi sluzhbe. [On approval of the Federal Tax Service: decree of the. Russian Federation from 30.09.2004 No 506.]
9. O schetnoi palate RF. [ On the Accounts Chamber of the Russian Federation: the fader. law [passed by the State Duma on March 22, 2013, the Federation Council approved March 27, 2013]] (in Russian).
10. Litovskikh, A.M. Financi, denezhnoe obraschenie I kredit. [Finance, money circulation and credit: tutorial] (in Russian).
11. O Federalnom kaznacheistve. [On the Federal Treasury: Resolution of the RF Government of 01.12.2004 No 703 (as amended on 12.29.2017.)] (in Russian).
Поступила в редакцию 07.04.2018 Сдана в редакцию 09.04.2018 Запланирована в номер 03.05.2018
Об авторах:
Крохичева Галина Егоровна,
профессор кафедры «Экономическая безопасность, учет и право» Донского государственного технического университета (РФ, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), доктор экономических наук, профессор Galina-krokhi cheva@yandex.ru
Архипов Эдуард Леонидович,
доцент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право» Донского государственного технического университета (РФ, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), кандидат экономических наук, доцент AEL55555@mail.ru
Абдуллаева Камила Натиковна,
студентка кафедры «Экономическая безопасность, учет и право» Донского государственного технического университета (РФ, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), kamila2804@yandex.ru
Сушкова Татьяна Васильевна,
студентка кафедры «Экономическая безопасность, учет и право» Донского государственного технического университета (РФ, 344000, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), tanya.sushkova.97@mail .ш
Received 07.04.2018 Submitted 09.04.2018 Scheduled in the issue 03.05.2018
Authors:
Krokhicheva, Galina E.,
professor of the faculty of «Economic security, accounting and law» Don State Technical University (Russia, 344000, Rostov-on-Don, Gagari-na, sq 1), Doctor of Economics, Professor, Galina-krokhicheva@yandex.ru
Arkhipov, Eduard L.,
associate Professor of the faculty of «Economic security, accounting and law» Don State Technical University (Russia, 344000, Rostov-on-Don, Gagarina, sq. 1), PhD, associate professor, AEL55555@mail.ru
Abdulaeva, Kamila N.,
student of the department of «Economic security, accounting and law» Don State Technical University (Russia, 344000, Rostov-on-Don, Gagari-
na, sq 1),
kamila2804@yandex.ru Sushkova, Tatyana V.,
student of the department of «Economic security, accounting and law» Don State Technical University (Russia, 344000, Rostov-on-Don, Gagari-
na, sq 1),
tanya.sushkova.97@mail.ru