Научная статья на тему 'Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности'

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1236
195
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / УРОВЕНЬ / РЕСУРСЫ / УГРОЗЫ / РАЗВИТИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / STRATEGY / LEVEL / RESOURCES / THREATS / DEVELOPMENT / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крохичева Галина Егоровна, Архипов Эдуард Леонидович, Восканова Ася Суреновна

Статья посвящена исследованию сущности стратегии национальной безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности. Деятельности субъектов правоотношения присуще стратегические, тактические и оперативные аспекты, так для Российской Федерации основополагающим документом, регламентирующим стратегическое планирование, определяющим национальные интересы и приоритеты, а также цели и задачи, является стратегия национальной безопасности. Данный документ является важным элементом системы эконмической безопасности страны, в нем определены долгосрочные направления развития и угрозы как внутри страны, так и на международной арене. Система экономической безопасности согласно стратегии национальной безопасности, включает в себя все виды безопасности, предусмотренные нормативно-правовыми актами, а именно, экономическую, финансовую, информационную, фондовую, кадровую, общественную, ресурсную, валютную, ценовую, государственную, энергетическую, экологическую, транспортную, безопасность личности. Отсюда следует необходимость в укреплении экономической безопасности государства и расставлении стратегических приоритетов в условиях современности с особым акцентом на все процессы и подпроцессы. Авторами проведен мониторинг стратегии национальной безопасности, позволяющий определить основные показатели состояния национальной безопасности; представлены угрозы национальной безопасности РФ посредством экономической сферы, с особым акцентом на способах их нивелирования; даны предложения и рекомендации по оптимизации стратегии национальной безопасности РФ посредством использования эффективной системы экономической безопасности России. Рекомендуемые обоснования позволяют воспринимать стратегию национальной безопасности РФ в системе экономической безопасности не как отдельно взятый нормативно-правовой акт, а как базель системы экономической безопасности, позволяющий нивелировать угрозы и оптимизировать устойчивое развитие страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крохичева Галина Егоровна, Архипов Эдуард Леонидович, Восканова Ася Суреновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Russia’s National Security Strategy of economic security

In the article the essence of the Russian Federation National Security Strategy in economic security. The activities of legal entities, the inherent strategic, tactical and operational aspects, as well as the Russian Federation, the main document that regulates strategic planning, defining national interests and priorities, as well as the goals and objectives of the national security strategy. This document is an important safety feature ekonmicheskoy country, it determines the longterm trends and threats to development both domestically and in the international arena. The system of economic security in accordance with the national security strategy includes all types of security stipulated by regulations, namely, economic, financial, information, stock, human, social, resource, currency, pricing, government, energy, environmental, transport, security of the person. Hence the need to strengthen the economic security of the state and placed in a strategic priority of our time, with special emphasis on all processes and sub-processes. The authors monitored the national security strategy allows to define the basic parameters of the state of national security; presented Russian national security through the economic sphere, with special emphasis on ways of leveling; given suggestions and recommendations on optimization of Russia's national security strategy through the use of an effective system of economic safety of Russia. Recommended study permit to take the strategy of national security of the Russian Federation in the economic security of the system is not separately taken legal act, as well as the Basel economic security, which allows to neutralize threats and optimize the sustainable development of the country.

Текст научной работы на тему «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/

Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/vol9-1.php

URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/08EVN117.pdf

Статья опубликована 13.02.2017

Ссылка для цитирования этой статьи:

Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Восканова А.С. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №1 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/08EVN117.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 33

Крохичева Галина Егоровна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону Заведующий кафедрой «Экономической безопасности, учета и права»

Доктор экономических наук, профессор E-mail: Galina-krokhicheva@yandex.ru

Архипов Эдуард Леонидович

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Доцент кафедры «Экономической безопасности, учета и права»

Кандидат экономических наук E-mail: AEL55555@mail.ru

Восканова Ася Суреновна

ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Россия, Ростов-на-Дону

Студент кафедры «Экономической безопасности, учета и права»

E-mail: asyavoskanova@gmail.com

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности

Аннотация. Статья посвящена исследованию сущности стратегии национальной безопасности Российской Федерации в системе экономической безопасности. Деятельности субъектов правоотношения присуще стратегические, тактические и оперативные аспекты, так для Российской Федерации основополагающим документом, регламентирующим стратегическое планирование, определяющим национальные интересы и приоритеты, а также цели и задачи, является стратегия национальной безопасности. Данный документ является важным элементом системы эконмической безопасности страны, в нем определены долгосрочные направления развития и угрозы как внутри страны, так и на международной арене. Система экономической безопасности согласно стратегии национальной безопасности, включает в себя все виды безопасности, предусмотренные нормативно-правовыми актами, а именно, экономическую, финансовую, информационную, фондовую, кадровую, общественную, ресурсную, валютную, ценовую, государственную, энергетическую, экологическую, транспортную, безопасность личности. Отсюда следует необходимость в укреплении экономической безопасности государства и расставлении стратегических приоритетов в условиях современности с особым акцентом на все процессы и подпроцессы. Авторами проведен мониторинг стратегии национальной безопасности, позволяющий определить основные показатели состояния национальной безопасности; представлены угрозы национальной безопасности РФ посредством экономической сферы, с особым акцентом на способах их нивелирования; даны предложения и рекомендации по оптимизации стратегии национальной безопасности РФ посредством использования эффективной системы

экономической безопасности России. Рекомендуемые обоснования позволяют воспринимать стратегию национальной безопасности РФ в системе экономической безопасности не как отдельно взятый нормативно-правовой акт, а как базель системы экономической безопасности, позволяющий нивелировать угрозы и оптимизировать устойчивое развитие страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность; стратегия; уровень; ресурсы; угрозы; развитие; эффективность

Деятельности субъектов правоотношения присуще стратегические, тактические и оперативные аспекты, так для Российской Федерации основополагающим документом, регламентирующим стратегическое планирование, определяющим национальные интересы и приоритеты, а также цели и задачи, является стратегия национальной безопасности.

Данный документ является важным элементом системы эконмической безопасности страны, в нем определены долгосрочные направления развития и угрозы как внутри страны, так и на международной арене [4].

Система экономической безопасности, согласно стратегии национальной безопасности, включает в себя все виды безопасности, предусмотренные нормативно-правовыми актами, а именно, экономическую, финансовую, информационную, фондовую, кадровую, общественную, ресурсную, валютную, ценовую, государственную, энергетическую, экологическую, транспортную, безопасность личности [9]. Отсюда следует необходимость в укреплении экономической безопасности государства и расставлении стратегических приоритетов в условиях современности с особым акцентом на все процессы и подпроцессы [11].

Мониторинг стратегии национальной безопасности позволяет определить основные показатели состояния национальной безопасности, к ним относятся:

1) уровень безработицы, являясь основным индикатором рынка труда и показывающий отношение занятого населения к общей численности трудоспособного населения, определяет текущее состояние экономики страны, с особым акцентом на потребительскую способность, доходы от налогообложения, потребительскую корзину, среднюю заработную плату, уровень социальных пособий и другие факторы;

2) децильный коэффициент т.е. дифференциация доходов, которая характеризует степень социального расслоения и показывает во сколько раз минимальные доходы 10% наиболее обеспеченного населения превышают максимальные доходы 10% наименее обеспеченного населения, при этом целесообразно выделять их степень толерантности, важным аспектом так же выступают процент ВВП, суммарное благосостояние и другие показатели измерения уровня жизни населения;

3) уровень роста потребительских цен с особым акцентом на изменение стоимости жизни, инфляцию, устойчивость и стоимость национальной валюты, индекс потребительских цен, денежно-кредитную политику, ставку рефинансирования, проценты по кредитам и вкладам;

4) уровень внешнего и внутреннего долга государства, с акцентом на его соотношение, политику формирования/покрытия и привлечение капитала, а также его использование, что показывает структуру бюджета и стратегическую направленность государственных программ;

5) уровень обеспеченности социальными ресурсами, а именно здравоохранение, образование, культура, наука, экология, с акцентом на процентное отношение от валового внутреннего продукта и расходы на обороноспособность;

6) уровень модернизации и переоснащения вооружения, специальной и военной техники, а также воинское довольствование с акцентом на соотнесение доходных и расходных статей бюджета (государственный аппарат, налоги и сборы);

7) уровень обеспеченности человеческим капиталом (самым недооцененным ресурсом в России), а именно военными, инженерно-техническими, научными, производственными и другими кадрами.

В настоящее время в условиях неопределенности мировых процессов и применения санкционных мер, влияющих на экономику страны, России необходимо не только сохранить свои позиции как на национальной, так и на международной арене, но и укрепить свой потенциал [7].

В целом все угрозы национальной безопасности Российской Федерации целесообразно представить посредством экономической сферы, с особым акцентом на способах их нивелирования, так как именно экономика определяет выгоду любого субъекта правоотношения, которая достигается посредством политики и права, а также специальных экономических методов и механизмов [6].

Важным аспектом экономической безопасности любого субъекта правоотношения выступает контроль, который позволяет посредством гибкости тактических и оперативных итераций обеспечивать эффективностью стратегию в целом [8].

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации обеспечивает и раскрывает не только национальные интересы, но и финансовые аспекты посредством экономической логики и обоснования [2].

Важнейшим аспектом нивелирования угроз национальной безопасности в целом как и экономической безопасности в частном выступает такой механизм как хеджирование [3].

Так, для сохранения безопасности и преумножения экономического потенциала Российской Федерации в стратегии был определен ряд угроз в области экономики:

1) в очередной раз сохранение экспортно-сырьевой модели развития и высокой зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры, стоит особо отметить тот факт, что данная угроза систематически переходит от одного нормативно-правового акта в другой и до сих пор никто не прилагал усилий для ее нейтрализации, что прежде всего связано с гипервысокой доходностью данных отраслей и как следствие значительный вклад в доходную часть бюджета страны. Нивелирование данной угрозы целесообразно представить посредством переориентированности статей дохода от операционных видов деятельности на те, которые приносят реальную пользу экономики, а именно сельское хозяйство, аграрий, животноводство, производство, деревообработка и т.п. Данная мера позволит переориентировать экономику на устойчивое развитие, самообеспечение и «правильный» экспорт товаров, приводящий к экспансии мирового рынка;

2) низкая конкурентоспособность отечественных товаров, что вызвано ориентированностью на спекулятивный рынок и нехваткой культуры долгосрочных доходов (длинных денег). Нивелировать данную угрозу целесообразно посредством введения специальных стандартов качества (ГОСТ) на приоритетные потребительские товары, за исключением люксовой продукции, что обеспечит возможность завоевание рынка через качество, барьер на вход иностранным компаниям через специальные требования к товарам, а также приток инноваций для ориентированности на стандарт-люкс;

3) недостаток инноваций вследствие искусственного нежелания делиться передовыми технологиями с Россией, что определено международной политикой с целью распределения мировых ресурсов посредством максимизации выгоды для западных стран. Нивелировать данную угрозу возможно переориентированностью производства, работ, услуг и товаров на стратегические национальные интересы страны в целях максимизации положительного эффекта для общества в стратегической перспективе с акцентом на возможности оптимизации прибыли для всех субъектов правоотношений, т.е. прогрессивная шкала доходов по приоритетным стратегических программам;

4) исчерпание запасов и одновременно сокращение добычи стратегически важных полезных ископаемых т.к. с одной стороны это основная статья доходов бюджета, а с другой медленно возобновляемые ресурсы, которые находятся на минимальной грани, что указывает на долгосрочные интересы. Нивелировать данную угрозу целесообразно путем переориентированности на переработку, замену, оптимизацию и поиск неисчерпаемых альтернатив;

5) присутствие значительной доли теневой экономики, коррупции, криминализации финансово-хозяйственных отношений. В целях нивелирования данной угрозы необходимо изменить принципы и способы финансово-хозяйственных отношений в сторону неприемлемости условий для возможных коррупционных составляющих, с одновременным ужесточением санкций за данное преступление посредством ссылки в Сибирь (одновременное решение демографической и экономической проблемы (затраты, содержание, эффект для общества));

6) неравномерное развитие регионов посредством демографического движения к более привлекательным условиям жизни. Нивелировать данную угрозу логично путем укрупненных и единых по качеству центров образования, вынесенных за города в каждом округе университетов, равнозначности условий жизни, а именно соразмерность мотивации жителей с их потребностями и желаниями, а также стратегическими национальными интересами страны.

Стоит так же отметить, что введенные против России ограничительные экономические меры, мировые экономические кризисы, региональные проблемы, нарастание недобросовестной конкуренции, использование юридических средств неправомерным путем, незаконное поручительство и лоббирование оказывают негативное воздействие на экономическую безопасность как в целом Российской Федерации, так и отдельно взятых ее субъектов [10].

Важное негативное влияние на экономику страны оказывает и увеличение силового потенциала Организации Североатлантического договора (НАТО) и наделение ее глобальными функциями, реализуемыми в нарушение норм международного права, активизация военной деятельности стран блока, дальнейшее расширение альянса, приближение его военной инфраструктуры к российским границам, что приводит к возобновляемой гонки вооружений и как следствие дополнительным затратам. Выходом из данной ситуации помимо непосредственного прекращения гонки вооружений является применение военных и специальных средств и технологий в гражданских целях, а также синергия затрат на них с возможностью отдачи благ предпринимательскому сектору посредством эффективного использования НОУ-ХАО, сопровождающей инфраструктуры, внедрению инноваций, повышения духовно-нравственного воспитания и другое [5].

В следствии вышеизложенного целесообразно дать следующие предложения и рекомендации по оптимизации стратегии национальной безопасности РФ посредством использования эффективной системы экономической безопасности России:

1) в нормативно-правовом акте закреплять не только стратегические угрозы национальной безопасности РФ, но и меры противодействия путем определения процессов, подпроцессов, матрицы ответственности, сроков и ожидаемых результатов на каждом этапе;

2) обеспечить четкое следование стратегии развития путем контроля на каждом этапе с особым акцентом на ответственности, сроках и реализации плана;

3) при каждой итерации соотносить затраты с результатом, акцент делать на эффективное достижение целей и эффективность действий;

4) каждый государственный орган/служба должны ежегодно отчитываться о своей эффективности путем соотнесения расходов и доходов бюджета посредством их деятельности, что обеспечит упразднение неэффективных служб и органов, унифицированный и стандартизированный подход к их деятельности. Данная мера приведет и к улучшению работы института обращения граждан, а также открытости проводимой государственной политики для общества, т.е. каждый будет знать какие интересы преследует государство конкретными действиями и согласие на них выражать путем выборов;

5) ужесточить меру ответственности гос. служащих за преступления и правонарушения, допускаемые ими, что позволит быть уверенным в их непредвзятости и «чистой» работе;

6) релевантность использования и создания резервной системы [1];

7) прививать желание гражданам РФ следовать интересам страны путем понимания надобности и значимости действий, а также отдачей для общества.

Рекомендуемые обоснования позволяют воспринимать стратегию национальной безопасности РФ в системе экономической безопасности не как отдельно взятый нормативно-правовой акт, а как базель системы экономической безопасности, позволяющий нивелировать угрозы и оптимизировать устойчивое развитие страны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Архипов Э.Л. Виртуальный управленческий учет резервной системы сетевого предприятия. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012 http://naukovedenie.ru/PDF/2ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

2. Архипов Э.Л. Модель повышения экономической безопасности в финансовой сфере. Интернет-журнал «Научное обозрение» №12 2013 http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=236:nauchn ое-оЬо7геше-12-2013&са11ё=39&Нт1181аг1=9 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

3. Архипов Э.Л. Хеджирование в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015620127 от 26 января 2015 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программа для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС,

2015 г.

4. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Восканова А.С. Обеспечение законности в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2015620961 от 24.06.2015 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программы для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2015 г.

5. Варламова В.В. Информационно - учетное обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012 http://naukovedenie.ru/PDF/4ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

6. Корнева Г.В. Организация внутреннего контроля: цели, задачи и принципы построения. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2011 http://naukovedenie.ru/sbornik9/9-9.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

7. Мезенцева Ю.Р. Модель анализа внешнеэкономической деятельности холдинговых структурах // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/59EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

8. Переверзева Е.С., Погребенко Ю.Н. Банковская безопасность как одна из составляющих экономической безопасности государства. Научный журнал Фундаментальные исследования №11 (часть 4) 2015 г.

9. Пономарев Н.Н. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года как важнейшее направление обеспечения национальной безопасности. Вестник Краснодарского университета МВД России №1 (31) /

2016 г.

10. Феофилова Т.Ю. Модель управления экономической безопасностью региона. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №6 (25) 2014 http://naukovedenie.ru/PDF/126EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.

11. Шпилевская Е.В. Экономическая безопасность страны: угрозы и пути ее обеспечения. Международный научно-исследовательский журнал №5 (47) Часть 1, Май 2016 г.

Krokhicheva Galina Egorovna

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: Galina-krokhicheva@yandex.ru

Arkhipov Eduard Leonidovich

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: AEL55555@mail.ru

Voskanova Asya Surenovna

Don state technical university, Russia, Rostov-on-Don E-mail: asyavoskanova@gmail.com

Russia's National Security Strategy of economic security

Abstract. In the article the essence of the Russian Federation National Security Strategy in economic security. The activities of legal entities, the inherent strategic, tactical and operational aspects, as well as the Russian Federation, the main document that regulates strategic planning, defining national interests and priorities, as well as the goals and objectives of the national security strategy. This document is an important safety feature ekonmicheskoy country, it determines the long-term trends and threats to development both domestically and in the international arena. The system of economic security in accordance with the national security strategy includes all types of security stipulated by regulations, namely, economic, financial, information, stock, human, social, resource, currency, pricing, government, energy, environmental, transport, security of the person. Hence the need to strengthen the economic security of the state and placed in a strategic priority of our time, with special emphasis on all processes and sub-processes. The authors monitored the national security strategy allows to define the basic parameters of the state of national security; presented Russian national security through the economic sphere, with special emphasis on ways of leveling; given suggestions and recommendations on optimization of Russia's national security strategy through the use of an effective system of economic safety of Russia. Recommended study permit to take the strategy of national security of the Russian Federation in the economic security of the system is not separately taken legal act, as well as the Basel economic security, which allows to neutralize threats and optimize the sustainable development of the country.

Keywords: economic security; strategy; level; resources; threats; development; efficiency

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.