Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №6, Том 10 / 2018, No 6, Vol 10 https://esj.today/issue-6-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/85ECVN618.pdf Статья поступила в редакцию 27.12.2018; опубликована 24.02.2019 Ссылка для цитирования этой статьи:
Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Щербакова Т.А., Топор Ю. А. Модель обеспечения юридической безопасности бизнеса // Вестник Евразийской науки, 2018 №6, https://esj.today/PDF/85ECVN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Krokhicheva G.E., Arkhipov E.L., Scherbakova T.A., Topor Yu.A. (2018). Model of ensuring legal security of business. The Eurasian Scientific Journal, [online] 6(10). Available at: https://esj.today/PDF/85ECVN618.pdf (in Russian)
УДК 33
Крохичева Галина Егоровна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия Заведующий кафедрой «Экономическая безопасность, учет и право»
Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]
Архипов Эдуард Леонидович
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право» Кандидат экономических наук, доцент E-mail: [email protected]
Щербакова Татьяна Александровна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право»
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Топор Юлия Александровна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Ассистент кафедры «Экономическая безопасность, учет и право»
E-mail: [email protected]
Модель обеспечения юридической безопасности бизнеса
Аннотация. Статья посвящена исследованию сущности юридической безопасности бизнеса в системе экономической безопасности. Деятельность бизнес единиц и бизнеса в целом немыслима без стремления к большей рентабельности при осуществлении своей деятельности, а в условиях рыночной действительности для этого нужно нивелировать угрозы и риски с одной стороны и иметь конкурентное преимущество (эффективность) с другой, что и обеспечивает экономическая безопасность. Так, экономическая безопасность позволяет развивать не только отдельно взятый субъект правоотношения, но и экономику страны в целом. Авторами для этих целей предложена специальная модель, с акцентом на правовые аспекты, в основе которой находится механизм определения правоотношений, являющийся тем ключевым элементом обеспечения юридической безопасности бизнеса, который позволяет квалифицировать все экономические деяния в экономико-правовые деяния с помощью которых и целесообразно обеспечивать нивелирование угроз и рисков с одновременным повышением эффективности (прибыльности) работы субъекта правоотношения. Разработанная и предложенная авторами
модель юридической безопасности бизнеса позволяет оценить влияние всех многочисленных факторов, как внешней среды (государство, СРО, поставщики, подрядчики, потребители, посредники, коммерческие организации, профсоюзы, заказчики и другие контрагенты), так и внутренней среды (специфические особенности институциональной единицы), которые влияют на деятельность субъекта правоотношения в целом, а также на определения стоимости поглощаемых им ресурсов и услуг и прибыли, полученную от клиентов, с акцентом на изменение ресурсов (на «входе» и «выходе»), сроках, ответственных лицах, результате который определяет основные направления развития субъекта правоотношения и эффективность его работы.
Ключевые слова: экономическая безопасность; юридическая безопасность; бизнес; правоотношения; угрозы; риски; ресурсы; оптимизация; рентабельность
В современных условиях оперативная, тактическая и стратегическая деятельность субъекта правоотношения происходит в сложной экономической ситуации, которая зависит от внешних и внутренних условий жизнедеятельности институциональной единицы.
Таким образом, в целях повышения экономической безопасности в финансовой сфере необходимо и целесообразно акцентировать внимание на экономико-правовой составляющей [1; 12].
Многообразие институциональных единиц порождает полемичность их мониторинга в целях понимания контрагентов, важным подспорьем при этом является модель анализа внешнеэкономической деятельности холдинговых структурах [8].
Исходя из вышеизложенного, была разработана и предложена модель обеспечения юридической безопасности бизнеса (рисунок 1).
Модель строилась на следующих основных положениях:
Во-первых, все возможные объекты обеспечения юридической безопасности бизнеса были систематизированы в следующие укрупненные группы:
1. оперативные, тактические и стратегические инициативы, которые определяют финансово-хозяйственную деятельность субъекта правоотношения [2];
2. экономические, финансовые и товарные ситуации, оцененные в разрезе фракталов времени и пространства т. е. соотнесением временных потоков (инвестиционных, инновационных, кредитных и других) с пространством (стратегические площадки и т. п.) [6];
3. инновации и их внедрения, с акцентом на формирование, распределение и использование ресурсов, ответственность, сроки, жизненный цикл и результат
[3];
4. собственность, с акцентом на методы ее формирования (собственные, заемные), рентабельность, сроки, альтернативы и приращение результата;
5. затраты, издержки, расходы, себестоимость, выручка, доход, с акцентом на их обоснованность и целесообразность [5];
6. методы и способы нивелирования рисков, угроз и опасностей (отказ от рисков, хеджирование, использование агрегатов резервной системы, страхование и самострахование (метод «Ганта и Гаррисона» т. е. переложение денежной ответственности на материально обремененных нарушителей), переложение рисков, использование рисков, диверсификация и т. п.) [4].
Нелогоеея полнтиы^: -форь:ироЕЕНие доходов
государств е; -перерЕягредгляше еж доходов между участниками гол й:те гнный
ОТНОШЕНИИ:
-о5гопгчгниг ke4s:tee жкзни; -поддержка малого предпринт.: етйльсте е; -нелогоеой регулирование и преоледоЕЕНие; - ~ое ершгн^ге ое ений 3 еконодетйль ле е.
ине г:/пшионнед
политике: -рЕЗЕитае офер СОЦИаЛЬНОГО ЛрЕХОЕЕНИЯ
■здрЕЕОохрЕнашл; - ^rpEXSrmS^EHS
инег^ппши е ПрОИЗЕ ОД:ТЕ О и
поЕышгниг привлекательности отечественных предприятий: -ине елиннонное развитие регионов: -онккенне инвестиционных риоков.
По л m пыл. шучво-цегоевыя программ ;£-пнаш:проьанп* п разЕшпз шучво-теяжжчвсЕого прогр кг а)
Полшпьа «дом до ЕМ ^придол^нп? чр?зм?рноп тГ. ШК1Е?ННОП nTT'l"'i':Lr 1 '.ид 1 *.и н НДС ?НПя)! -разиппг рьшы труда; - стпмулпроЕанпг развития ингеллевтуального потгнппала; -регулирование уровня ¿аняго:ш на:=л=ння; -пнр ei : шпл up ао о тноп пл ать: и других д ополнт ельньл; доходов; утверждении мпнпмальноп о азы оплаты труда
¿шзчши
потр?ошзлп
пэ:р=лнны1
Сиея ею бухгалтерского (финансового) учета
Unn ?ма
упр аьл ?нч вснего
Сшп
налогогого учета
ТЕ
ПОДрЯДЧПКИ
ц ено о о р азо ванп е
Ж.
КО ШС- 'р 5-НТ Ы
строительное
производство
31
Hü I т зьшшл
логистика.
JZ
коммерч ezicne организации
маркетинг
Служба экономической безопасности
Го су дар ственные органы
+ +
Бнутр ениие стандарты
Упр авл енч ее ш;
решения: о перативныв. тактич еские. стратегические
Кадровая
политика
У пр авляюшнн орган
Саморегулируемые организации (СРО): -установление условии членства хозяйственны:-; субъектов; -накладывание мер дисциплинарного воздействия; -анализ и контроль деятельности чл енов СРО; -представление интересов участников СРО и рассмотрение их жалоб; -взаимодействие с органами государственной власти РФ по вопросам СРО
Региональная экономическая политика (выравнивание уровней экономического развития различным регионов)
профсоюзы
Политика демонополизации: антимонопольная политика (контроль над ценами органпзацпп-монополистое. д езпнт егрпрованпе сверхкрупных упр,авл енч еекпх. производственных и коммерческих структур, поддержка конкуренции
о течественнюго производителя, поощрение
Д ГЕЕ-Ер СП фтгт.'птттпт,
антимонопольная экспертиза принимаемых
законов)
Правовое регулирование: -конституционно е: -гражданское; -трудовое; -уголовное: - ад министр ативно е: -процессуальное; -антимонопольное; -валютное; -бухгалтерское; -налоговое; -таможенное: -земельное; -охр анно-эко логическое.
Финансовая и дттттгтгяfrnIиг-пмнзт политика:
-валютное регулирование;
-регулирование денежно-кредитной политики (% ставки, операции на отврытых рынках, "'¡ставки по операциям ЦБ РФ.
рефинансирование банков, рост денежной массы); -дефляционная политика (регулирование уровня цен. спроса, предложения)
Рисунок 1. Модель юридической безопасности бизнеса
Страница 3 из 15
85ECVN618
Издательство «Мир науки» \ Publishing company «World of science» http://izd-mn.com
Внешнее воздействие (экономико-правовые угрозы и риски с акцентом на объекты)
Внутренняя среда (структура, ресурсы, локальные нормы права)
Рисунок 2. Взаимодействие внешнего воздействия, внутренней среды, угроз, опасностей и рисков
Во-вторых, взаимодействие внешнего воздействия (внешняя среда императивная и внешняя среда на которую субъект правоотношения может оказывать влияние), внутренней среды, угроз, опасностей и рисков (см. рисунок 2) направлено на определение и использование зоны юридической безопасности, при этом важным элементом выступает понимание синергетического эффекта и конгруэнтностей целей институциональных единиц и внешней среды (регион, страна), что в свою очередь обеспечивает эффективное управление экономической безопасностью региона в целом [9].
В-третьих, в основу зависимости между внешней и внутренней средой положена идея, ориентирующая субъект правоотношения на взаимоувязку эффекта как самой для институциональной единицы, так и для общества, от ее законной работы, с акцентом на правовое взаимодействие приоритета эффекта, а также трансакционный контроль в системе адаптивного управления [7].
В-четвертых, итерации модели обеспечивают понимание влияния всех факторов (как внешних, так и внутренних) на субъект правоотношения с акцентом на возможности и целесообразность нивелирования угроз и рисков с одновременным обеспечением повышения стабильной эффективности (прибыльности) субъекта правоотношения с акцентом на инновации (и их внедрение), а также технологическое развитие [10].
В-пятых, базелем модели является служба экономической безопасности с акцентом на ее экономико-правовое обеспечение.
Модель юридической безопасности бизнеса используется для управления институциональной единицей в целом, а также для обеспечения непосредственно правовой (юридической) безопасности субъекта правоотношения посредством релевантного воздействия на внутреннюю среду и частично внешнюю, а также эффективного использования внешней среды в целом. Она состоит из следующих укрупненных блоков:
1. первый укрупненный блок модели представлен как высший (императивный) уровень внешней среды, он определяется непосредственным государственным руководством, выраженным через деятельность контрольно-надзорных органов, нормативно-правовое регулирование, политические и экономические реалии, воздействие географических, демографических, экологических и иных факторов.
В данном блоке представлены все основные факторы (правовые, финансовые, административные, экономические, социальные, политические, иные) влияющие на все сферы деятельности всех институциональных единиц;
2. второй укрупненный блок модели представлен рабочей внешней средой т. е. участниками экономико-правовых отношений, с которыми взаимодействует конкретная институциональная единица. Данный блок раскрывает контрагентов, с которыми взаимодействует субъект правоотношения в целях нивелирования своих угроз, опасностей и рисков, а также обеспечения своей эффективности (прибыльности);
3. третий укрупненный блок модели представлен внутренней средой институциональной единицы, раскрывает организационную структуру, а также значение всех искусственных факторов (внутренних правовых норм) в деятельности субъекта правоотношения.
Модель юридической безопасности бизнеса демонстрирует все многообразие (многоуровневость, системность и соподчиненность) связей как прямых, так и обратных, а также их влияние между всеми участниками экономико-правовых отношений и конкретного субъекта правоотношения, а также регулирование этих отношений со стороны государства, особый акцент при этом делается на обеспечение правовой безопасности всех информационных и ресурсных потоков (как внешних, так и внутренних) в целях максимизации положительного эффекта.
Первый укрупненный блок модели «внешняя среда императивного воздействия» включает в себя 8 блоков, т. е. представляет основные направления влияния как государственной политики посредством нормативно-правового регулирования, деятельности контрольно-надзорных органов, а также ветвей власти, так и влияния иных внешних факторов оказывающих воздействие на субъект правоотношения:
Первый блок - финансовая и антиинфляционная политика государства представлена валютным, денежно-кредитным и дефляционным регулированием и контролем, включающими в себя комплекс законодательных, нормативных и административных ограничений на проведение валютных, кредитных и иных расчетных операций между субъектами правоотношений, стабилизации уровня цен. Данный блок призван обеспечить эффективность финансовой системы России в целом, а также ее отдельных субъектов правоотношения. Стабильное развитие страны, общества, институциональной единицы немыслима без веры в будущее, что должно быть обеспечено некой закономерностью, выраженной стабильным развитием. Так, в условиях нынешней действительности мера счастья зачастую выражается некими финансовыми приращениями, а также стабильностью их покупательной способности.
Негативные последствия инфляции заключаются в том, что покупательная способность денежных средств неумолимо снижается, причем несмотря на тот факт, что данный процесс считается естественным в силу развития спроса и предложения, он должен быть предсказуемым и достаточно стабильным, ведь только в таких условиях субъекты правоотношений могут рассчитывать прибыльность, окупаемость, эффективность вложений в долгосрочном периоде, а также понимать свои потребности и в полной мере покрывать их. Финансовая составляющая отвечает непосредственно за экономические аспекты т. е. стабильность национальной валюты, приоритетные национальные программы, которые призваны обеспечить незыблемость экономики и уровня жизни, независимость (обеспечение ресурсами военной сферы, а также самофинансирование т. е. незыблемость отечественного бизнеса путем недопущения иностранцев в контрольным пакетам и «ноу-хау»), прозрачность систем и способов заработка, направление ресурсов на обеспечение всех иных процессов, саморазвитие посредством
самообеспечения, а затем и возможное лидерство путем софинансирование в том числе иностранных государств. Стоит отметить, что особая роль национальных проектов формирует уровень жизни (достатка, счастья, запросов, предпочтений, интересов, развития) всех субъектов правоотношений, а финансовая составляющая определяется таким важнейшим правовым документом как бюджет страны формирование которого обусловлено целым набором нормативно-правовых актов (бюджетный кодекс, закон о валютном регулировании и контроле, административный кодекс и другие) которые в свою очередь отражаются на деятельности институциональных единиц. Регулирование цен, спроса и предложения является так же важнейшим элементом т. к. именно цены на первичные продукты и товары зачастую формируют себестоимость вторичных, которые и лежат в основе бизнеса, так, к примеру, стоимость нефти и бензина ложится в основу всей логистической системы страны, а значит и продуктового набора товаров в том числе. Взаимосвязь всех элементов системы формирования, распределения и использования ресурсов и определяет эффективность администрирования всех субъектов правоотношений.
Второй блок обусловлен региональной экономической политикой, которая заключается в желании государства создать условия равномерного развития регионов, в укрепления их экономической самостоятельности и привлекательности, что обеспечит большую плотность населения, а также ее равномерность, совершенствовании правового законодательства муниципального уровня так же очень значимо, наравне с обеспечением единства экономического пространства и свободы перемещения товаров, капитала и рабочей силы. Суть данного подхода заключается в уходе от «дотационных» регионов и переходе к региональной направленности т. е. сосредоточении и развитии сильных сторон и возможностей каждого конкретного региона с акцентом на его паритетную привлекательность для субъектов правоотношений. Так, выбор региона для институциональных единиц будет обусловлен непосредственно их видами деятельности, к примеру, одни регионы могут сосредотачиваться на сельском хозяйстве и аграрии (в силу их климатических условий), а другие на промышленности и переработке, а также добычи полезных ископаемых. Развитие кампусного подхода может обеспечить приток кадров т. е. студенты, обучающиеся в университетах (студенческий «город» за городом) получают распределение по специальности и отработав определенный период времени (тождественный с процессом обучения) на указанном месте, в последствии смогут строить свою карьеру по выбору, но немаловажным фактором здесь будет привыкание к среде обитания и возможный карьерный рост, а также необходимая мотивация (материальная и иная).
Третий блок представлен инвестиционной политикой государства. Так, важность и значимость инвестиций, в том числе реинвестиций в любом процессе трудно переоценить, ведь именно инвестирование обуславливает развитие (эффективность, рентабельность, масштабность и т. п.) субъектов правоотношений и их бизнеса, а также бизнес-направлений. Инвестиции обычно делят на долгосрочные, краткосрочные и среднесрочные, а также на стратегические, тактические и оперативны, причем их правильное толкование и понимание зачастую определяют их эффективность.
Так, временной интервал (кратко-, средне- и долгосрочный) обычно понятен каждому, но взаимодействие с процессами, выраженными через призму эффективности нет. Стоит отметить, что именно понимание того факта, что необходимость и целесообразность инвестирования выражается не только посредством желания получить доход, но и стремлением достичь цели позволяет ранжировать инвестиции на: стратегические т. е. позволяющие достичь конкретной конечной цели (с одной стороны для которых они привлекалась, а с другой максимальный доход в долгосрочной перспективе с учетом всех альтернатив), тактические, позволяющие воплотить очередной ее этап (выполнить итерацию), данные инвестиции приносят средне- и краткосрочный доход, но позволяют понять правильность и
целесообразность дальнейшего пути с акцентом на возможные механизмы, методы и средства корректировки, оперативные призваны решить конкретную кратковременную задачу либо получить сиюминутный доход. Так же обычно действует принцип «чем дольше работают деньги, тем больше доход», но при этом не следует забывать об альтернативных проектах и изменениях покупательной способности денег, поэтому обычно сравнивают как разные товары, так и разные валюты, а также деревативы, которые в свою очередь хоть формально и являются финансовым товаром, но по факту лишь дают юридическое право на что либо, а суть их заключается лишь в возможности получить доход в определенный период времени в соответствии с выбранной стратегией и нахождением оппонента с зеркальной позицией т. е. кто то из субъектов правоотношении получит доход в противовес оппоненту обреченному на провал. Кроме важности самих инвестиционных процессов и сложностей их правовой защиты также большого внимания заслуживают сами инвестиционные сферы, так к примеру, существуют защищенные государством инвестиции, которые позволяют гражданам заниматься инвестированием и при этом не рисковать своими сбережениями. Стоит так же отметить, что именно на инвестициях базируются инновации, а значит и прогресс (стабильное развитие) т. е. будущее конкурентное преимущество субъектов правоотношений, а также нивелирование рисков снижения покупательной способности ресурсов.
Четвертый блок демонстрирует важность и значимость налоговой политики государства, которая заключается в изъятии части доходов налогоплательщиков и использование различных принудительных мер, с целью своевременного и полного формирования бюджета и других государственных и муниципальных фондов, перераспределение поступивших налогов в виде финансирования из бюджета на просвещение и науку, здравоохранение, оборону, содержание органов управление, стимулирование предпринимательской деятельности (развитие новейших технологий и производства) и другое, а также контроль за исполнением налоговых обязательств субъектами, посредством органов Федеральной налоговой службы, налоговой инспекции, финансовых департаментов администраций, совершенствования налоговой законодательной системы и законодательства, таким образом, суть налогов путем фискальной функции обеспечить достойное будущее общества. Правовые аспекты в налогообложении крайне важны, ведь именно они позволяют избегать штрафов и пеней, своевременно и правильно уплачивать законно установленные налоги и сборы, а также получать положенные налоговые преференции. так, в силу работы любой институциональной единицы и необходимости взаимодействия с налоговыми органами возникает необходимость и целесообразность налогового планирования и прогнозирования, что позволит повысить эффективность деятельности субъекта правоотношения.
Пятый блок определяет политика научно-целевых программ (финансирование и развитие научно-технического прогресса) регулируется Федеральным Законом №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», так посредством этого блока происходит интеграция науки в производство и рынки, а создание инновационной инфраструктуры является всего лишь инструментом повышения эффективности отраслей. Стоит отметить, что инновации определяют возможные вектора развитие бизнеса, а значит необходимо и целесообразно достойное правовое сопровождение с акцентом на влияние на конкретный субъект правоотношения, отрасль, регион, контрагентов, что обеспечит релевантность науки и бизнеса.
Шестой блок - политика «доходов» (преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения) основывается в большей степени на Трудовом законодательстве РФ, понимании доходности, выручки и прибыли субъектов правоотношения в разрезе покупательной способности, правовые государственные гарантии трудовых прав и свобод граждан, а также обеспечение благоприятных условий труда и защита прав и интересов работников и работодателей. Развитие и регулирование рынка труда, является одной из
приоритетных задач государства, так как лишь при осуществлении деятельности, приносящей доход, возможно обременение путем законно установленных налогов и сборов, которые в свою очередь могут использоваться на социальные программы, развитие страны в целом и поддержание нетрудоспособного населения. Защита от принудительных работ и дискриминаций в сфере труда, индексация заработной платы и дополнительных доходов, установление МРОТ и другие гарантии которые создает, реализует и обеспечивает государство является неотъемлемой части жизнедеятельности общества определяющие критерии запросов как работников, так и работодателей. Стоит так же отметить, что в последнее время правовой акцент делается на безопасность труда т. к. данная сфера постоянно мониторится контрольно-надзорными органами.
Седьмой блок реализуется государственной политикой, обеспечивающей конкуренцию, а именно демонополизацией, которая включает в себя антимонопольную политику и ценообразование. Антимонопольная политика призвана обеспечить сбалансированность ранка, возможность участия мелкого и среднего бизнеса на ровне с крупным в любых сферах деятельности в целях поиска новых путей решения задач, ведь именно конкуренция призвана с одной стороны сформировать и использовать дополнительные блага (приращение стоимости в целях повышения конкурентоспособности), а с другой стороны оптимизировать себестоимость (снижение цен как конкурентное преимущество). Мелкий бизнес так же является способом борьбы с безработицей, так как он может задействовать сферы неинтересные для крупного бизнеса, либо выполнять часть работы для крупного бизнеса (субподряд).
Государственная политика ценообразования направлена на контроль уровня цен, а также сбалансирование спроса и предложения, путем слежения мониторинга и прогнозирования цен, а также ограничения влияния монополий на цены, что обеспечивает акцент на ценообразование по всему жизненному циклу товара, работы, услуги с особым вниманием на ограничение сверх доходов т. е. приращение дополнительной прибыли в целях равномерности развития отраслей, а также повышения привлекательности приоритетных отраслей для субъектов правоотношения, которые в последствии призваны максимизировать эффект для общества. Федеральная антимонопольная служба в ходе своей деятельности ориентировано на четкое использование норм права, т. е. все ее деятельность строго регламентирована, существуют и вспомогательные службы (Роспотребнадзор и другие) которые так же призваны следить за ценой, качеством и необходимым и целесообразным количеством товаров, работ, услуг. Юридическая безопасность бизнеса ориентирована на применение данных норм в целях нивелирования угроз и рисков и обеспечение максимизации эффективности развития субъекта правоотношения.
Восьмой блок - непосредственно государственное правовое регулирование, он характеризует контроль всех сфер экономических отношений между участниками финансово-хозяйственной деятельности, посредством разработки и совершенствования нормативно-правовой базы, которая в свою очередь определяет способности и возможности деятельности всех субъектов правоотношений, а также их локальные акты. Базелем данного блока является понимание того, что все многообразие нормативно-правовых и правовых актов, а также подведомственность и состав деяний является неотъемлемой частью жизнедеятельности любого субъекта правоотношения. На рисунке 3 представлен механизм определения правоотношений, он состоит из трех основных этапов позволяющих понять законность и целостность деяний, нивелировать ничтожность и оспоримость сделок, определить правонарушения и преступления, понять подведомственность и правовое регулирование, а также взаимосвязь действий и последствий от них.
Рисунок 3. Механизм определения правоотношений (рисунок авторов)
Первым этапом является определение сферы либо сфер, регламентирующих данное деяние, вторым этапом выступают нормативно-правовые акты, регламентирующие конкретную сферу, третий этап представляет собой определение состава деяния так как именно через определение и понимание состава целесообразно и необходимо делать вывод о законности, оспоримости, разумности экономических отношений. Состав представляет собой пять взаимосвязанных элементов, причем четыре являются обязательными т. е. неотделимыми от правоотношения, правонарушения или преступления, отсутствие хотя бы одного из них переквалифицирует в взаимоотношение т. е. обуславливает оспоримость и ничтожность, а также мнимость.
Первый элемент «объект» представляет собой необходимость определить сферу в которой что-то происходит, а также нормативно-правовое регламентирование данного процесса т. е. найти нужный нормативно-правовой акт. Второй элемент «объективная сторона» это детализация того, что происходит т. е. четкое конкретное описание всех процессов и обстоятельств (обычно указывается в конкретной статье нормативно-правового акта), данный элемент и описывает правоотношение, правонарушение либо преступление. Третий этап «субъект» это стороны т. е. участники правоотношений, правонарушитель или преступник. Четвертый этап «субъективная сторона» определяет умысел посредством которого делается определенное деяние. Пятый этап «предмет» т. е. то, что лежит в основе (лот в договоре) или чем пользуются (предмет с помощью которого) в процессе данных действий, он является факультативным т. к. в ряде случаев в нем нет необходимости. Так, именно механизм определения правоотношений является тем ключевым элементом обеспечения юридической безопасности бизнеса, который позволяет квалифицировать все экономические деяния в экономико-правовые деяния, с помощью которых и целесообразно обеспечивать
нивелирование угроз и рисков с одновременным повышением эффективности (прибыльности) работы субъекта правоотношения.
Второй укрупненный блок модели «второй уровень внешней среды: участники финансово-хозяйственных отношений, взаимодействующие и влияющие на бизнес-процессы институциональной единицы» включает в себя 10 блоков:
Первый блок - государственные органы посредством которых происходит регулирование всех правовых аспектов жизнедеятельности не только отдельно взятой институциональной единицы, но также и всех остальных участников финансово-хозяйственного процесса, контроль и надзор осуществляют налоговые службы, прокуратура, государственные бюджетные фонды, Федеральная антимонопольная служба, казначейство, Центральный банк, таможенные органы, органы правосудия, счетная палата и другие органы и службы призванные контролировать данный процесс.
Второй блок - саморегулируемые организации (СРО) являются связующим звеном 1 и 2 уровня внешней среды при взаимодействии государственных органов с экономическим субъектом так как именно они выступают с одной стороны дополнительным барьером на вход в определенную деятельность, а с другой важной «подушкой безопасности» защищающей от недобросовенности конкретных участников.
Третий блок - заказчики т. е. лица (как физические, так и юридические), определяющие спрос на работы, товары и услуги посредством их непосредственного оформления (заказ), стоит отметить, что отношения с заказчиками регулируется как Гражданским кодексом РФ (главы 3, 37-39), так и другими многочисленными нормативно-правовыми актами указанными ранее.
Четвертый блок - потребители т. е. лица определяющие основной спрос на работы, товары, услуги, стоит отметить, что их эффективность зависти непосредственно от их покупательской способности, что в конечном счете и определяет привлекательность ранка и его значимость, отношения с потребителями регулируются законами: о защите прав потребителей, административными, гражданскими, иными.
Пятый блок - посредники т. е. субъекты правоотношения, помогающие институциональной единице в продвижении, сбыте и распространении его товаров, работ и услуг среди клиентов, а значит цепочка от продавца к конечному покупателю является важным элементом ценовой политики и привлекательности, некоторые компании имеют аффилированные лица, с помощью которых получают дополнительную выгоду посредством данной цепочки путем максимальной надбавки прибыли на каждом звене.
Шестой блок - подрядчики т. е. лица, принимающее на себя, по договору подряда с заказчиком, обязательство своими силами и под свою ответственность часть работы.
Седьмой блок - конкуренты т. е. производители аналогичной продукции, работ, услуг или заменители их, данные оппоненты в силу максимизации своей выгоды представляют дополнительную угрозу институциональной единице.
Стоит отметить, что конкуренция как правило подразделяется на белую т. е. законную (оппоненты занимаются аналогичной деятельностью, а значит в силу своего существования побуждают нас делать действия (увеличивать привлекательность товара, работы, услуги или снижать цену) которые институциональная единица изначально на планировала), серую (оппонент намеренно пытается создать субъекту правоотношения дополнительные барьеры, но в рамках как правило закона), черную (т. е. грязная конкурентная борьба, в которой не чураются использовать незаконные методы и средства), но во всех случаях отношения на рынке регулируется законами о конкуренции, антимонопольным законодательством и другими нормами права рассмотренными выше.
Восьмой блок - коммерческие организации т. е. субъекты правоотношения чья деятельность по максимизации их прибыли не препятствует институциональной единице, а напротив дает возможность получения дополнительных ресурсов для расширения производства, выгодного вложения формирования, распределения и использования ресурсов, а также страхования, к ним относят коммерческие банки, страховые компании, инвестиционные фонды и другие.
Девятый блок - поставщики т. е. субъекты правоотношения, обеспечивающие институциональную единицу материально-техническими и иными необходимыми ресурсами (энергия и т. п.) для производства конкретных товаров, работ или услуг, причем релевантность взаимодействия с сетью поставщиков в целях обеспечения поставки указанных ресурсов точно в срок позволяет иметь дополнительное конкурентное преимущество. Правовыми аспектами здесь выступают ответственность сторон, условия получения ресурсов, а также цена, качество и условия поставки (сроки, объемы, условия платежа и т. д.). Именно использование поставщиков (идеальной логистической системы) позволяет нивелировать операционные расходы (нет необходимости в складских помещениях) и посредством выгодных договоров (акцент на ответственность сторон) максимизировать прибыль.
Десятый блок - профсоюзные организации, которые устанавливают паритет отношений между собственниками и наемными рабочими, а также борются за отстаивание интересов и прав, тем самым, повышают привлекательность и качество труда.
Третий укрупненный блок модели «внутренняя среда субъекта правоотношения включает в себя 13 блоков:
Первый блок - внутренние стандарты т. е. локальные акты регламентирующие процессы жизнедеятельности институциональной единицы, важность и значимость локальных актов и их соответствие нормативно-правовым актам были рассмотрены выше, внутрифирменные стандарты деятельности (приказы, распоряжения) и их документооборот, учредительные документы, учетная, договорная и налоговая политика, технические и производственная нормативная документация, бизнес-планы, инструкции и другие документы определяющие управленческие процессы, их законность и релевантность, является важнейшим элементом контроля и контроллинга любого субъекта правоотношения.
Второй блок - система бухгалтерского (финансового) учета т. е. упорядоченная система сбора, регистрации и обобщение в денежном выражении информации о всех ресурсах институциональной единицы, правила и принципы инвентаризации и ревизий, логика отражений в структурированном рабочем плане счетов, природа отдельных объектов учета, исходя из действующей нормативной базы, формы первичных документов и порядок их ведения, методы оценки имущества и обязательств, правила документооборота и другие организационные аспекты системы бухгалтерского (финансового) учета.
Третий блок - система управленческого учета т. е. внутренняя регламентация всех управленческих аспектов (коммерческая тайна) с особым акцентом на обеспечение экономико-правовой безопасности и релевантность процессов (время, изменение ресурсов, обоснованность, ответственность, сроки, конфиденциальность, значимость, конгруэнтность целей всех служб субъекта правоотношения, мониторинг план/факт с акцентом на отклонения, другие).
Четвертый блок - система налогового учета (осуществляется для формирования информации о порядке учета в целях налогообложения с особым акцентом на налогооблагаемую базу) имеет под собой цель формирование релевантной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, обеспечение информацией всех пользователей для контроля за релевантностью уплаты налогов. Порядок
ведения налогового учета устанавливается в учетной политике, использует законодательно установленные регистры;
Пятый блок - система ценообразования т. е. установление оптимальных цен, причем процесс выбора окончательной цены зависит как от себестоимости продукции, работ, услуг, так и от цен конкурентов, а также соотношения спроса и предложения и других факторов (деятельности Федеральной антимонопольной службы).
Шестой блок - система маркетинга т. е. продвижение и распространение идей, товаров, работ и услуг для удовлетворения нужд и потребностей субъектов правоотношений, важнейшей задачей данного блока является повышение привлекательности и стабильное развитие клиентской базы.
Седьмой блок - система логистики т. е. оперативное, тактическое и стратегическое управление ресурсными потоками в процессе закупки, снабжения, перевозки и хранения ресурсов в целях доведения их до конечных потребителей, стоит отметить, что система логистики институциональной единицы направлена на оптимизацию издержек и рационализацию процесса производства, реализацию и сопутствующего сервиса, необходимых объемов запасов, мест хранения, сроков закупки, подбор ряда надежных поставщиков и т. п.
Восьмой блок - строительное производство т. е. комплекс мероприятий, направленных на рациональное сочетание процессов труда с вещественными элементами производства в пространстве и во времени с целью повышения эффективности, то есть достижения поставленных задач (оперативные, тактические и стратегические) в релевантные сроки, при оптимальном использовании производственных ресурсов.
Девятый блок - инвестирование т. е. деятельность институциональное единицы по долгосрочному вложению капитала с целью получения повышенного дохода, а также реинвестиции, стоит отметить, что все аспекты, связанные с инвестициями, и их многогранность были раскрыты ранее.
Десятый блок - кадровая политика т. е. система правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствие со стратегией институциональной единицы, она регламентирована должностными инструкциями, штатным расписанием, адаптацией персонала к требованиям и условиям труда (ответственность, качественность, мотивированность и другие), и призвана обеспечить безопасный тыл т. е. нивелированность хищений, краж, мошенничества, некомпетентности, рейдерского захвата и других угроз использующих человеческий капитал, а также повысить эффективность работы (качество, сроки и т. п.).
Одиннадцатый блок - служба экономической безопасности, обеспечивает экономико-правовую защиту путем нивелирования угроз и опасностей институциональной единицы с одновременным повышением эффективности ее работы выраженную посредством приращения прибыльности, это происходит путем сбора, обработки, оценки, анализа и контроллинга информационных потоков поступающей из всех структурных подразделений субъекта правоотношения, выявляя законность и экономическую целесообразность всех действий.
Двенадцатый блок - управляющий орган т. е. генеральный директор и его заместители, т. е. лица которые принимают непосредственные решения, используя обработанную и проанализированную информацию на основе данных службы экономической безопасности.
Тринадцатый блок - принятие оперативных, тактических и стратегических управленческих решений т. е. непосредственное воплощение задуманного в реалии с акцентом на результат, а также изменение ресурсов, причины, сроки, ответственные лица,
синергетический эффект, приращение стоимости (в том числе гудвилл), удовлетворенность инвесторов и акционеров на каждой стадии жизненного цикла идеи с акцентом на контроллинг.
Таким образом, разработанная и предложенная модель юридической безопасности бизнеса позволяет оценить влияние всех многочисленных факторов, как внешней среды (государство, СРО, поставщики, подрядчики, потребители, посредники, коммерческие организации, профсоюзы, заказчики и другие контрагенты), так и внутренней среды (специфические особенности институциональной единицы), которые влияют на деятельность субъекта правоотношения в целом, а также на определения стоимости поглощаемых им ресурсов и услуг, и прибыль, полученную от клиентов, с акцентом на изменение ресурсов (на «входе» и «выходе»), сроках, ответственных лицах, результате который определяет основные направления развития субъекта правоотношения и эффективность его работы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипов Э.Л. Модель повышения экономической безопасности в финансовой сфере. Интернет-журнал «Научное обозрение» №12 2013 http://www.sced.ru/ ru/index.php?option=com_content&view=article&id=236:nauchnoe-obozrenie-12-2013&catid=39&limitstart=9 (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
2. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Баздикян М.Ю., Загорулько В.О., Зенцова К.С., Восканова А.С. Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2017620697 от 30 июня 2017 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программы для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2017 г.
3. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Баздикян М.Ю., Виноградова М.А., Никогосян З.В., Алексанян Л.Г. Риск как фактор влияющий на оценку эффективности инвестиционного проекта в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2017620706 от 03 июля 2017 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программы для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2017 г.
4. Варламова В.В. Информационно-учетное обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012 http://naukovedenie.ru/PDF/4ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
Страница 13 из 15
85ECVN618
5.
6.
7.
8.
9.
10. 11.
12.
Корнева Г.В. Организация внутреннего контроля: цели, задачи и принципы построения. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2011 http://naukovedenie.ru/sbornik9/9-9.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Баздикян М.Ю., Истомин А.В. Идентификация рисковых ситуаций в системе экономической безопасности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/95EVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Лесняк В.В. Трансакционный контроль в системе адаптивного управления // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 3 (16). С. 106. https://naukovedenie.ru/ PDF/06ergsu313.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Мезенцева Ю.Р. Модель анализа внешнеэкономической деятельности холдинговых структурах // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/59EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Феофилова Т.Ю. Модель управления экономической безопасностью региона. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №6 (25) 2014 http:// naukovedenie.ru/PDF/126EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
Хайруллина М.В. Технологическое предпринимательство: сдерживающие факторы и условия развития // Российское предпринимательство. Издательство "Креативная экономика" (Москва) Том 17, №16 (2016).
Архипов Эдуард Леонидович, Крохичева Галина Егоровна, Тевосян Сатине Араевна, Астафьев Владимир Олегович Модель безопасности бизнес среды в системе экономической безопасности // Интернет-журнал Науковедение. 2017. №6 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/model-bezopasnosti-biznes-sredy-v-sisteme-ekonomicheskoy-bezopasnosti.
Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Тевосян С.А., Астафьев В.О. Модель безопасности бизнес среды в системе экономической безопасности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №6 (2017) https://naukovedenie.ru/PDF/32EVN617.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Krokhicheva Galina Egorovna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Arkhipov Eduard Leonidovich
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Scherbakova Tatyana Aleksandrovna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Topor Yuliya Aleksandrovna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Model of ensuring legal security of business
Abstract. The article is devoted to the study of the essence of the legal security of business in the system of economic security. The activity of business units and business as a whole is unthinkable without striving for greater profitability in carrying out its activities, and in a market reality it needs to level threats and risks on the one hand and have a competitive advantage (efficiency) on the other, which ensures economic security. Thus, economic security allows us to develop not only a single subject of legal relations, but also the economy of the country as a whole. For these purposes, the authors have proposed a special model with an emphasis on legal aspects, which is based on the mechanism for determining legal relations, which is the key element of ensuring legal security of business, which allows to qualify all economic actions into economic and legal actions with the help of which it is advisable to ensure threat leveling and risks with a simultaneous increase in the efficiency (profitability) of the work of the subject of the relationship. The model of legal security of business developed and proposed by the authors allows to evaluate the influence of all the numerous factors, both the external environment (government, SRO, suppliers, contractors, consumers, intermediaries, commercial organizations, trade unions, customers, and other counterparties) and the internal environment (specific features of the institutional unit) that influence the activity of the subject of the legal relationship as a whole, as well as on determining the value of resources and services absorbed by it , and the profits received from customers, with an emphasis on changing resources (at the "input" and "output"), terms, responsible persons, the result of which determines the main directions of development ment entity relationship and its performance.
Keywords: economic security; legal security; business; legal relations; threats; risks; resources; optimization; profitability