Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №1, Том 10 / 2018, No 1, Vol 10 https://esj.today/issue-1 -2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/70ECVN118.pdf Статья поступила в редакцию 01.03.2018; опубликована 23.04.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Крохичева ГЕ., Архипов ЭЛ., Хачатурян (Баздикян) М.Ю., Статов В.В., Лобова А.М. Технологическое предпринимательство в системе экономической безопасности // Вестник Евразийской науки, 2018 №1, https://esj.today/PDF/70ECVN118.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Krokhicheva G.E., Arkhipov E.L., Khachaturian (Bazdikyan) M.Yu., Statov V.V., Lobova A.M. (2018). Technological entrepreneurship in the economic security system. The Eurasian Scientific Journal, [online] 1(10). Available at: https://esj.today/PDF/70ECVN118.pdf (in Russian)
УДК 33
Крохичева Галина Егоровна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия Заведующий кафедрой «Экономической безопасности, учета и права»
Доктор экономических наук, профессор E-mail: [email protected]
Архипов Эдуард Леонидович
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Доцент кафедры «Экономической безопасности, учета и права»
Кандидат экономических наук E-mail: [email protected]
Хачатурян (Баздикян) Манушак Юрьевна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Студент кафедры «Экономической безопасности, учета и права»
E-mail: [email protected]
Статов Виктор Викторович
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Студент кафедры «Экономической безопасности, учета и права»
E-mail: [email protected]
Лобова Анастасия Михайловна
ФГБОУ ВО «Донской государственный технический университет», Ростов-на-Дону, Россия
Студент кафедры «Экономической безопасности, учета и права» E-mail: anastasya. lobowa2012 @yandex. ru
Технологическое предпринимательство в системе экономической безопасности
Аннотация. Статья посвящена исследованию сущности технологического предпринимательства в системе экономической безопасности. Деятельность субъектов правоотношения немыслима без стремления к большей рентабельности при осуществлении своей деятельности, а в условиях рыночной действительности для этого нужно иметь конкурентное преимущество, что и обеспечивает технологическое развитие. Так, технологическое предпринимательство в системе экономической безопасности позволяет развивать не только отдельно взятый субъект правоотношения, но и экономику страны в целом. Авторами проведен мониторинг основных проблем формирования благоприятного
Страница 1 из 10
70ECVN118
инвестиционного климата и инновационного развития, даны рекомендации и предложения по их нивелированию, разработаны и предложены модели: внешних и внутренних факторов субъектов правоотношений; создания и/или выбора инновационного инструмента для субъектов правоотношений; технологического предпринимательства в системе экономической безопасности. Разработанные и предложенные авторами модели позволяют учесть все факторы влияющие на субъект правоотношений при осуществлении предпринимательской деятельности, оценить рентабельность технологических изменений с акцентом на алгоритм их создания и внедрения, а так же смоделировать гипотетический эффект от их применения для целей принятия эффективных оперативных, тактических и стратегических управленческих решений.
Вклад авторов:
Архипов Э.Л. - Автор внес существенный вклад в написание статьи. Собрал, проанализировал и интерпретировал информацию, внес предложения и рекомендации;
Хачатурян М.Ю. - Автор осуществил написание части статьи;
Статов В.В. - Автор осуществил написание части статьи;
Лобова А.М. - Автор осуществил написание части статьи;
Крохичева Г.Е. - Автор оказывал участие в написание части статьи, одобрил окончательную версию статьи перед её подачей для публикации.
Ключевые слова: экономическая безопасность; предпринимательство; технологии; система; угрозы; риски; оптимизация; инвестиции; инновации; рентабельность
В настоящее время в условиях рыночной экономики и стремительного роста технологических изменений в целях стабильного развития бизнеса необходимо и целесообразно вектор развития направлять в сторону использования технологических прорывов, так как технологическое отставание, означает зависимость, а значит и снижение безопасности любого субъекта правоотношения, и как следствие понижение экономических возможностей страны, а в результате - потеря суверенитета России.
Стоит так же отметить тот факт, что технологическое развитие немыслимо без инноваций, а инновации как правило подразумевают инвестиции.
Важное значение при этом имеет информационно - учетное обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов, так как именно оно определяет, на чем основывается конкретный субъект правоотношений при принятии решений по инвестициям и инновациям
[4].
Таким образом, целесообразно представить мониторинг проблем и путей их решения по инвестициям и инновациям.
Основными проблемами благоприятного инвестиционного климата, влияющими на экономическую безопасность, являются:
• качество правоприменения действующих нормативно правовых актов, а также законодательства в целом;
• частота и непонимание субъектами правоотношений процедуры проверок контрольно-надзорными органами, а также сопутствующими санкциями;
• уровень административного и налогового давления на бизнес, обусловленный дополнительными барьерами на «вход» и «выход»;
• нестабильность экономики, порождающая непредсказуемость, выраженную плавающими рисками и непонятными ожиданиями по рентабельности;
• присутствие коррумпированной составляющей и недобросовестной конкуренции, что является сложным моментом для понимания иностранными инвесторами;
• отсутствие «единого окна», т. е. сложные и многогранные бюрократические процедуры;
• слабая защищенность прав собственности, сказывающаяся как на промышленном шпионаже (коммерческая тайна, «ноу-хао», технологии и инновации, и т. п.), так и на неправомерном использовании чужих изобретений и авторских прав (модели, рецепты и т. п.);
• другие факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность.
Основными проблемами в инновационной сфере влияющими на экономическую безопасность являются:
• административные проблемы, выраженные недостаточностью внимания на практическое применение результатов НИОКР (научно-исследовательские организационно-конструкторские работы), которые финансируются из федерального бюджета;
• недостаточный набор льгот и преференций для субъектов правоотношений, которые осуществляют и применяют инновационную деятельность, что сказывается отрицательно на темпах и масштабах научно-технического прогресса как в самих субъектов правоотношений, так и в стране в целом. Таким образом, при внушительном научном потенциале инновационная деятельность характеризуется достаточно слабыми показателями инновационной активности и привлекательности;
• проблемы административных и бюрократических барьеров, а также коррупции, порождающие основные трудностей ведения экономической деятельности в России, в частности и инновационной деятельности;
• проблемы инновационной инфраструктуры, т. е. сложности объединений взаимосвязанных структур, которые обслуживают и обеспечивают развитие инновационной деятельности в целом, при этом в качестве основных составляющих можно выделить: технопарки и бизнес-инкубаторы, инновационные центры и наукограды, а также технополисы и другое;
• изношенность основных средств субъектов правоотношений в России, а также подход - зачем менять то, что работает;
• позиция управляющих максимизировать доход сейчас, а не думать о стратегических выгодах, такая позиция обусловлена желанием заработать много и сразу, т. е. пока есть возможность, а не ждать период окупаемости опасаясь при этом неблагоприятных перемен. так же присутствует боязнь смены (должности, процентов от приносящей доход деятельности, покупательной способности и т. д.);
• повышение себестоимости товаров, работ, услуг из-за отнесения на нее расходов на инновации, которые в последствии должны дать конкурентные преимущества
(в том числе и ценовые), так как это может привести к снижению спроса, а значит и рентабельности;
• другие факторы, влияющие на инновационную привлекательность.
В качестве путей решения инвестиционных проблем авторами предлагается:
• создать нормативно-правовой акт, регламентирующий все взаимодействие всех контрольно-надзорных органов с субъектами правоотношений, с особым акцентом на алгоритм проверок и документно-вопросных аспектов, позволяющих открыто понимать как и что будут проверять, а так же то, какова ответственность обеих сторон, а так же типовые ошибки (в форме специальных справочников) с целью предупреждения противоправных деяний;
• четко регламентировать график проверок, а также обстоятельства при которых могут быть внеплановые проверки, особый акцент при этом целесообразно сделать на проверку качества товаров, работ и услуг в целях наибольшей удовлетворенности потребителей;
• создавать неменяющиеся условия для бизнеса (по отраслям и специфики субъектов правоотношений) на длительный период времени (окупаемость плюс год-два на дополнительное развитие т. е. реинвестиции). таким образом можно гарантированно ожидать определенного эффекта (рентабельности) от каждого бизнеса, а значит и стимулировать жизненно важные сферы и отрасли, таким образом и целесообразно восстанавливать аграрий и сельское хозяйство, а так же выводить их на качественно новый уровень, с акцентом на дальнейшую конкурентоспособность, прибыльность и качество. Так после развития на национальном уровне логично переходить на международный и «кормить» весь мир своей качественной продукцией т. к. внутренний рынок будет полностью удовлетворен, а конкурентное преимущество в форме высокого качества позволит конкурировать с зарубежными аналогами. Учитывая международный тренд экспортно-импортных отношений можно будет диктовать свои условия в том числе и политические т. к. рынок будет зависеть от Российских продуктов питания т. е. первостепенной потребности потребителей. Важным аспектом так же выступает умение эффективной работы с рисками, влияющими на оценку эффективности инвестиционного проекта в системе экономической безопасности
[3];
• гарантировать несменяемость государственных программ поддержки бизнеса на период привлечения и окупаемости инвестиций, что позволит понимать и легко рассчитывать полезный эффект от них, так же значимым является повышение экономической безопасности в финансовой сфере [1];
• ужесточить санкции за коррумпированные составляющие и недобросовестную конкуренцию, что позволит нивелировать незаконный протекционизм и целый ряд преступлений;
• упростить институт обращения субъектов правоотношений к государственным органам, так целесообразно сделать принцип «единого окна» т. е. возможность получить исчерпывающую информацию по любому вопросу через одну службу, которая в свою очередь может консультироваться у других;
• усилить защищенность прав собственности и аспектов коммерческой тайны путем санкций, а также судебной практики применения по упущенной выгоде из-за противоправных деяний;
• разработанная авторами модель внешних и внутренних факторов субъектов правоотношений.
Данная модель состоит из трех взаимодополняющих базелей.
Первый блок модели представляет из себя внутренние факторы субъекта правоотношения, а именно обусловлен организационной структурой предприятия с особым акцентом на синергетический эффект между подразделениями и филиалами и конгруэнтность целей разных звеньев (руководители и исполнители). Важное значение здесь имеет сам процесс организация внутреннего контроля и его принципы построения [5]. Этот блок позволяет оптимизировать процесс работы внутри компании с акцентом на механизмы, методы и способы нивелирования угроз и опасностей, а также релевантность (эффективность, своевременность, правильность, обоснованность) принимаемых управленческих решений.
Второй блок модели представляет из себя внешнюю среду первого уровня, т. е. внешняя среда на которую может оказывать влияние предприятие (контрагенты, поставщики, подрядчики и т. п.). Определенную особенность при этом представляет внешнеэкономическая деятельность в холдинговых структурах, а значит и ее анализ [8]. Акцент в данном блоке предлагается делать на взаимовыгодном сотрудничестве т. е. каждый партнер должен считать, что сделка более выгодна для него.
Третий блок модели обусловлен внешней средой, которая в одностороннем порядке воздействует на субъект правоотношения (политика государства, демография, правовые аспекты и т. п.). Стоит так же отметить, что для любого субъекта правоотношения особый интерес представляет модель управления экономической безопасностью региона, так как именно она позволяет правильно расставлять приоритеты на региональном уровне [9]. Здесь важнейшим критерием выступает стратегическое планирование, а также умение оперативно приспосабливаться к внешним условиям с максимальной выгодой для себя, т. е. максимизировать свою функцию полезности так, чтобы польза для общества при этом была максимальной.
Таким образом, предложенная модель в полной мере позволяет учесть внешние и внутренние факторы субъекта правоотношения, а также максимально эффективно использовать все сильные стороны и возможности с одновременным нивелированием слабостей и угроз в целях обеспечения стабильного развития.
В качестве путей решения инновационных проблем авторами предлагается:
• усилить контроль и надзор за практическим применением результатов НИОКР (научно-исследовательские организационно-конструкторские работы), которые финансируются из федерального бюджета в целях их максимально эффективного использования, а также внести ответственность за нежизнеспособные разработки, на которые из бюджета были выделены особо крупные суммы. Стоит особо отметить сложность трансакционного контроля в системе адаптивного управления при инновационных процессах [7]. Такая мера позволит одновременно развивать начинающие инициативы и таланты, а также осознавать бремя ответственности за создание и внедрение особо дорогих разработок в целях недопущения нерационального использования денежных средств;
• внедрить государственное поощрение субъектам правоотношений создающим полезным с точки зрения правительства (жизнеобразующие) инновационные продукты, которые в дальнейшем будут способствовать технологическому прорыву, в форме налоговых льгот;
• нивелирование административных и бюрократических барьеров путем создания «единого окна» с особым акцентом на сроки, полезность и открытость процедур, а также
отсутствие несанкционированных барьеров (затягивание, поручительство и т. п.), что приведет к оптимизации работы бизнеса и в первую очередь малого и среднего т. к. именно у них как правило нет сильного административного ресурса;
• создать дополнительные мероприятия по развитию технопарков и бизнес -инкубаторов путем поддержания и поощрения привязки их на базе учебных заведений ориентированных на пожелания работодателей, а также поддержание создание собственных проектов и бизнеса у обучающихся и их руководителей;
• видоизменять менталитет руководителей субъектов правоотношений с акцентом на тот факт, что технологический прорыв залог успешного будущего, стабильного развития и конкурентного преимущества, а значит и большей прибыли за среднесрочный и долгосрочный периоды времени. Так же достаточно значимым будет являться культурное и национальное развитие и благо т. е. дополнительная мотивация руководителя путем ощущения значимости для общества и социума;
• усиление патриотического воспитания и осознание стабильности будущего в целях создания направленности на стратегическое (долгосрочное) мышление и заботе о будущем посредством в том числе научно-технического развития;
• практики применения государственно-частного партнерства с фирмами, занимающимися технологическим развитием в целях разделения их бремени по издержкам на инновации с дальнейшей окупаемостью проектов. Таким образом субъект правоотношения, создающий стоящий инновационный проект, по мнению государственных экспертов может рассчитывать на государственную поддержку, которая позволяет ему понять, что проект жизнеспособный и скоро начнет приносить доход;
• разработанная авторами модель создания и/или выбора инновационного инструмента для субъектов правоотношений.
Данная модель состоит из трех взаимосвязанных укрупненных блоков.
Первый блок модели представляет из себя ввод первоначальных данных, а именно: рыночные показатели; ресурсы самого субъекта правоотношений, а также возможности по их дополнительному привлечению; оценка человеческого капитала (собственного и необходимого для привлечения); разработка мастер-бюджета с особым акцентом на окупаемость проекта. Важное значение имеет идентификация всех рисковых ситуаций в системе экономической безопасности, оказывающих влияние как на субъект правоотношения в целом, так и на конкретный технологический проект [6].
Второй блок модели представлен анализом альтернатив, а именно: товары и проекты с их оценкой и условиями привлечения; возможностями по внешним источникам; целесообразность субподрядчиков и заказчиков; ориентированности на клиентов т. е. конечную фазу продукта/проекта.
Третий блок модели представлен самим процессом создания проекта/продукта, а именно: генерацией и изучением идей; разработкой концепций, критериев, показателей и пороговых значений; тестированием идей, созданием проектов и опытных образцов; бизнес-анализ (жизнеспособность и окупаемость проектов/товаров); необходимость в лицензировании, сертификации и т. д.; разработка и создание опытных образцов; тестирование с целью дальнейшего внедрения; разработка специальной маркетинговой и сбытовой политики; обучение персонала созданным модификациям; внедрение на рынок посредством клиентской базы; внедрение новой стратегии; анализ полученных результатом с последующим принятием релевантным оперативных, тактических и стратегических управленческих решений.
Применение данной модели позволит осознанно и обоснованно принимать оперативные, тактические и стратегические решения по целесообразности разработки и внедрения инноваций с особым акцентом на положительном эффекте от них.
Исходя из вышеизложенного авторами была разработана и предложена модель технологического предпринимательства в системе экономической безопасности.
При разработке модели авторы исходили из следующих позиций:
Во-первых, модель строится на определенном наборе специальных правил и соглашений, используемых при контроле и контроллинге всех характеристик деятельности субъекта правоотношения, а также том факте, что система экономической безопасности включает в себя все виды безопасности.
Во-вторых, в модели используется новая парадигма технологического предпринимательства, а именно ориентированность на лозунг «предложение рождает спрос».
В-третьих, признание того факта, что эффективность работы может быть обусловлена использованием нового продукта и/или технологией.
В-четвертых, основной мотивацией может выступать процесс создание нового продукта и/или технологии.
В-пятых, целесообразно исходить из профессионального уровня человеческих ресурсов, возможностей эффектов синергии и конгруэнтности, а также полезности сопутствующих и побочных продуктов.
В-шестых, технологическое предпринимательство имеет специфические сдерживающие факторы и условия развития [10].
Разработанная и предложенная авторами модель технологического предпринимательства в системе экономической безопасности состоит из четырех взаимосвязанных укрупненных блоков.
Первый блок модели технологического предпринимательства в системе экономической безопасности представлен анализом целесообразности инноваций. Данный блок раскрывает специальные аналитические концепции, подходы, критерии, показатели, методы и пороговые значения, ориентирован на изучение мезо-, макро- и микросреды, а результирующим фактором выступает решение о целесообразности нововведений. Особый акцент делается на ресурсы и гипотетический эффект от их использования.
Второй блок модели технологического предпринимательства в системе экономической безопасности раскрывает этапы разработки принципиально нового или модернизации существующего объекта, он включает специальные подходы и методы, этапы жизненного цикла разработки и создания товара/проекта с акцентом на эффективность. Данный блок отвечает на вопросы о жизнеспособности и эффективности инноваций, а также о перспективах и стратегиях по его использованию.
Третий блок модели технологического предпринимательства в системе экономической безопасности представляет сам процесс реализации стратегии, а именно раскрывает области применения и сопутствующие изменения, используемые средства с акцентом на их рентабельность, результирующими показателями при этом выступают: стабильное улучшение финансовых показателей, повышение репутации и интеграция в сегменте, улучшение конкурентных позиций, освоение новых видов технологий, продуктов и проектов, рынков и видов деятельности, клиентов и контрагентов. Практическое применение данного блока обусловлено использованием специального программного продукта, разработанного авторами,
о чем получено официальное подтверждение, выданное федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам [2].
Четвертый блок модели технологического предпринимательства в системе экономической безопасности представляет из себя оценку результатов с акцентом на стабильное развитие субъекта правоотношения. Данный блок включает в себя специальные виды контроля и контроллинга, а именно использование инструментов финансовой оптики (производные балансовые отчеты) и агрегатов резервной системы в совокупности с сбалансированной системой показателей и использованием хедж позиций, итерациями при этом будут являться: выбор объектов контроля, измерение результатов, сравнение показателей (план/факт), принятие релевантных решений. Результатом будет являться возможность по корректировке миссии и целей субъекта правоотношения, применяемых стратегий и системы управления, самих процессов управления и механизмов, методов и способов получения дохода.
Таким образом, модель технологического предпринимательства в системе экономической безопасности позволяет проводить релевантный анализ, обеспечивающий выбор и/или разработку эффективного технологического инструмента, воплощать его в предпринимательской деятельности в целях технологического прорыва с акцентом на результативность его использования, выраженную через обеспечение защиты субъекта правоотношения от внешних и внутренних угроз, а так же обеспечение стабильного развития посредством максимизации доходности и развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Архипов Э.Л. Модель повышения экономической безопасности в финансовой сфере. Интернет-журнал «Научное обозрение» №12 2013 http://www.sced.ru/ru/index.php?option=com_content&view=article&id=236:nauchn oe-obozrenie-12-2013&catid=39&limitstart=9_(доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
2. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Баздикян М.Ю., Загорулько В.О., Зенцова К.С., Восканова А.С. Управление предпринимательскими рисками в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2017620697 от 30 июня 2017 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программы для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2017 г.
3. Архипов Э.Л., Крохичева Г.Е., Баздикян М.Ю., Виноградова М.А., Никогосян З.В., Алексанян Л.Г. Риск как фактор влияющий на оценку эффективности инвестиционного проекта в системе экономической безопасности. Свидетельство о государственной регистрации базы данных № 2017620706 от 03 июля 2017 г. Официальный бюллетень федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Программы для ЭВМ базы данных топологии интегральных микросхем. Москва: ФГУ ФИПС, 2017 г.
4. Варламова В.В. Информационно-учетное обеспечение экономической безопасности хозяйствующих субъектов. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2012 http://naukovedenie.ru/PDF/4ergsu412.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
5. Корнева Г.В. Организация внутреннего контроля: цели, задачи и принципы построения. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4 2011 http://naukovedenie.ru/sbornik9/9-9.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус.
6. Крохичева Г.Е., Архипов Э.Л., Баздикян М.Ю., Истомин А.В. Идентификация рисковых ситуаций в системе экономической безопасности // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 9, №4 (2017) http://naukovedenie.ru/PDF/95EVN417.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
7. Лесняк В.В. Трансакционный контроль в системе адаптивного управления // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 3 (16). С. 106. https://naukovedenie.ru/PDF/06ergsu313.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
8. Мезенцева Ю.Р. Модель анализа внешнеэкономической деятельности холдинговых структурах // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №1 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/59EVN116.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
9. Феофилова Т.Ю. Модель управления экономической безопасностью региона. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №6 (25) 2014 http://naukovedenie.ru/PDF/126EVN614.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз.
рус.
10. Хайруллина М.В. Технологическое предпринимательство: сдерживающие факторы и условия развития // Российское предпринимательство. Издательство "Креативная экономика" (Москва) Том 17, №16 (2016).
Krokhicheva Galina Egorovna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Arkhipov Eduard Leonidovich
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Khachaturian (Bazdikyan) Manushak Yurievna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Statov Viktor Viktorovich
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: [email protected]
Lobova Anastasiya Mikhailovna
Don state technical university, Rostov-on-Don, Russia E-mail: anastasya. lobowa2012 @yandex. ru
Technological entrepreneurship in the economic security system
Abstract. The article is devoted to the study of the essence of technological entrepreneurship in the system of economic security. The activities of legal entities are unthinkable without the desire for greater profitability in the conduct of their activities, and in the conditions of market reality, this requires a competitive advantage, which ensures technological development. So, technological entrepreneurship in the system of economic security allows us to develop not only an individual subject of legal relations, but also the economy of the country as a whole. The authors monitored the main problems of forming a favorable investment climate and innovative development, gave recommendations and proposals for their leveling, developed and proposed models: external and internal factors of subjects of legal relations; creation and/or selection of an innovative tool for subjects of legal relations; technological entrepreneurship in the system of economic security. The models developed and proposed by the authors allow to take into account all the factors influencing the subject of legal relations in the course of carrying out entrepreneurial activity, to assess the profitability of technological changes with an emphasis on the algorithm for their creation and implementation, and also to simulate the hypothetical effect of their application for the purpose of making effective operational, tactical and strategic management solutions.
Keywords: economic security; entrepreneurship; technologies; system; threats; risks; optimization; investments; innovation; profitability