Научная статья на тему 'Контрольно-надзорная деятельность Банка России: сущность, формы и виды, инструментальное обеспечение'

Контрольно-надзорная деятельность Банка России: сущность, формы и виды, инструментальное обеспечение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5547
852
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК / БЕЗОПАСНОСТЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ / БАНКОВСКИЙ КОНТРОЛЬ / БАНКОВСКИЙ НАДЗОР / КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНСТРУМЕНТЫ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / BANKING SYSTEM / CENTRAL BANK / SECURITY OF THE BANKING SYSTEM / BANKING CONTROL / BANKING SUPERVISION / CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES / METHODS OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES / INSTRUMENTS OF CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рогатенюк Э. В.

Глобальный финансовый кризис и санкции, ограничивающие доступ российских компаний к международному рынку капиталов, способствовали активизации угроз для участников финансового рынка. Это обусловило повышение роли Банка России как главного финансового института, обладающего особым правовым статусом, осуществляющего от имени государства контрольно-надзорную деятельности, от эффективности которой зависит устойчивость и будущий подъем экономики, упрочнение позиций России на международном уровне. Определение направлений по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности Банка России в условиях экономики современного уровня развития предполагает уточнение ее сущности, форм и видов, а также инструментального обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF THE BANK OF RUSSIA: ESSENCE, FORMS AND TYPES, INSTRUMENTAL SUPPORT

The global financial crisis and sanctions restricting Russian companies ' access to the international capital market have contributed to the intensification of threats to financial market participants. This has led to an increase in the role of the Bank of Russia as the main financial institution with a special legal status, carrying out on behalf of the state control and supervision activities, the effectiveness of which depends on the stability and future growth of the economy, strengthening Russia's position at the international level. Determination of the directions for improvement of control and Supervisory activity of Bank of Russia in the conditions of economy of modern level of development assumes clarification of its essence, forms and types, and also tool providing.

Текст научной работы на тему «Контрольно-надзорная деятельность Банка России: сущность, формы и виды, инструментальное обеспечение»

УДК 336.71

КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БАНКА РОССИИ: СУЩНОСТЬ, ФОРМЫ И ВИДЫ, ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Рогатенюк Э.В.

Институт экономики и управления (структурное подразделение), ФГАОУ ВО КФУ им. В.И. Вернадского 295015 г. Симферополь, ул. Севастопольская, 21/4, каб. 302, e-mail: [email protected]

Аннотация. Глобальный финансовый кризис и санкции, ограничивающие доступ российских компаний к международному рынку капиталов, способствовали активизации угроз для участников финансового рынка. Это обусловило повышение роли Банка России как главного финансового института, обладающего особым правовым статусом, осуществляющего от имени государства контрольно-надзорную деятельности, от эффективности которой зависит устойчивость и будущий подъем экономики, упрочнение позиций России на международном уровне. Определение направлений по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности Банка России в условиях экономики современного уровня развития предполагает уточнение ее сущности, форм и видов, а также инструментального обеспечения.

Ключевые слова: банковская система, Центральный банк, безопасность банковской системы, банковский контроль, банковский надзор, контрольно-надзорная деятельность, методы контрольно-надзорной деятельности, инструменты контрольно-надзорной деятельности.

ВВЕДЕНИЕ

Кризис 2008 года и введение в 2014 году санкций, ограничивающих доступ российских компаний к международному рынку капиталов, способствовали активизации угроз для участников финансового рынка. Низкое качество ресурсной базы и недостатки банковского менеджмента по управлению активами и пассивами привели к повышению концентрации «рисков на одного заемщика и клиентов, связанных с акционерами банка, которая обусловила крах санированных или лишившихся лицензии банков» [11, с.174], а также возникновению мошеннических схем неправомерного получения страхового возмещения от государства и отмывания теневых доходов. Перечисленные угрозы обусловили: во-первых, ужесточение регламентации отношений в банковской сфере с целью минимизации различного рода рисков; во-вторых — необходимость повышения требований к осуществлению банковского контроля и надзора. В сложившихся условиях возросла роль Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ, Банка России) как главного финансового института, обладающего особым правовым статусом, осуществляющего от имени государства не только регулирование денежно-кредитной сферы, но и контрольно-надзорную деятельности, от эффективности которой зависит устойчивость и будущий подъем экономики, упрочнение позиций России на международном уровне.

АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУБЛИКАЦИЙ

Теоретическую основу данного исследования составили работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов, рассматривающих различные аспекты контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере: И.Т. Балабанова [1], Е.Б. Стародубцевой, О.М. Маркова и Е.Ф. Жукова [2], А.Г. Братко [5], И.В. Винниковой [6], Н.С. Зиминой [7], В.В. Иванова и Б.И. Соколова [8], Е.А. Лупандиной [11], А.В. Пасько [13], А.Ю. Симановского [14] и многих других.

ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

Определение направлений по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности Банка России в условиях экономики современного уровня развития предполагает уточнение сущности, формы и видов данной деятельности, а также ее инструментального обеспечения.

ОСНОВНОЙ РАЗДЕЛ

«Экономическая система как ключевой элемент рыночных отношений подразделяется на множество секторов. Одним из них является финансовый сектор, который благодаря банковской инфраструктуре стабилизирует политику государства и является участником процесса создания валового национального продукта. Главным органом банковской системы является Центральный банк Российской Федерации (Банк России, ЦБ)» [7, с.24].

Цели и задачи, принципы, направления деятельности, функции и роль ЦБ РФ определены в ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» [12]. В статье 56 данного закона отмечается, что ЦБ РФ не имеет административных полномочий по управлению кредитными организациями, не имеет права вмешиваться в их деятельность и проверять ее целесообразность. Тем не менее, Банку России предоставлено право осуществлять банковское регулирование и банковский надзор. ЦБ РФ «осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, нормативных актов Банка России, установленных ими обязательных нормативов и (или) установленных Банком России индивидуальных предельных значений обязательных нормативов. Банк России осуществляет анализ деятельности банковских холдингов и использует полученную информацию для целей банковского надзора за кредитными организациями и банковскими группами, входящими в банковские холдинги» [12].

В научной литературе сущность банковского надзора трактуется в контексте банковского законодательства. Так, А.Ю. Симановский определяет банковский надзор как «совокупность действий, осуществляемых органом банковского надзора в рамках установленной компетенции и, как правило, в соответствии с открытыми (официально опубликованными) процедурными нормами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее кредиторов, а также клиентов» [14, с.13]; А.Г. Братко — как «наблюдение Банка России (дистанционное и контактное) за исполнением и соблюдением кредитными организациями законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности» [4, с.206]; В.В. Иванов и Б.И. Соколов — как наблюдение ЦБ РФ «за исполнением и соблюдением кредитными организациям законодательства, регулирующего банковскую деятельность, установленных им нормативных актов, в том числе финансовых нормативов и правил бухгалтерского учета и отчетности. Сущность банковского надзора состоит в проверке соответствия решений и действий кредитной организации законам, регулирующим банковскую деятельность, и нормативным актам Банка России» [8].

По мнению И.В. Винниковой, контрольно-надзорную деятельность в банковской сфере следует рассматривать как «регламентированную нормами права деятельность Банка России, представляющую собой систему мероприятий по постоянному надзору за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации, требований, установленных нормативными актами Банка России, а также по применению мер воздействия за нарушение законодательства о банках и банковской деятельности с целью поддержания стабильности банковской системы Российской Федерации, защиты интересов вкладчиков и кредиторов, эффективного функционирования финансового рынка и обеспечения финансовой безопасности» [6, с. 15-16].

Основные направления КНД Банка России представлены на рисунке 1.

Составляющие (субъекты, объект, предмет) контрольно-надзорной деятельности ЦБ РФ закреплены в действующем законодательстве; их можно представить следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Составляющие контрольно-надзорной деятельности Банка России

Источник: составлено автором на основе изученной литературы

Исходя из содержания, определяются цели, задачи и функции контрольно-надзорной деятельности

Банка России (рис. 3).

Цель контрольно-надзорной деятельности ЦБ РФ — поддержание стабильности банковской системы страны

Задачи контрольно-надзорной деятельности ЦБ РФ: 1) предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами); 2) защищать интересы вкладчиков и кредиторов; 3) не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики; 4) способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма банковских работников.

Основные задачи банковского надзора: 1) проверка соблюдения законов и банковских правил; 2) проверка соблюдения экономических нормативов; 3) проверка бухгалтерского учета и отчетности

Основные функции:

- анализ и оценка финансового состояния кредитных организаций;

- осуществление контроля за выполнением кредитными организациями требований действующего законодательства и нормативных актов;

- применение в соответствующих случаях мер надзорного реагирования как предупредительного, так и принудительного характера

Вспомогательные функция:

- издание документов, определяющих вышеупомянутые процедурные нормы, уровни рисков, принятие которых банками считается допустимым и прочее

Превентивная функция — выражает способность надзора располагать специальным инструментарием, регулирующим процесс вхождения кредитных институтов в банковскую среду и их деятельность. Данная функция предполагает обеспеченность надзорного органа регулятивными нормами и требованиями к кредитным институтам, достаточным для того, чтобы формировать и поддерживать стабильность банковской системы.

Сигнализирующая функция — выражает способность надзора обладать диагностическим инструментарием, позволяющим своевременно выявлять негативные тенденции в деятельности банков и принимать меры надзорного реагирования. Данная функция сигнализирует в надзорный орган и непосредственно в банк о возникающих проблемах и побуждает их к активным действиям. Для реализации этой функции надзорный орган должен располагать специальной информационно-аналитической системой мониторинга финансового состояния банков и мер надзорного реагирования.

Контрольная функция — призвана выявлять отклонения в соблюдении регулятивных норм и требований, причины их возникновения, эффективность действий надзорного органа и кредитного института по предотвращению и устранению возникающих проблем. Основным инструментом, сопровождающим контроль, являются проверки кредитного института на месте

Система банковского регулирования и надзора включает в себя различные виды контроля: государственный (система банковского законодательства), общественный, ведомственный (со стороны Центрального банка и иных органов), независимый (аудит). При этом с точки зрения времени осуществления банковского контроля выделяют три его вида — предварительный, текущий и заключительный (рис. 4).

Банковский контроль — осуществление банками контрольных функций, связанных с их основной деятельностью: кредитованием, проведением расчетных, валютных, кассовых, фондовых и других операций; предоставление различного рода услуг — трастовых, лизинговых, факторинговых и др.

Предварительный осуществляется органом банковского надзора 1) до начала работы кредитной организации, т.е. в процессе государственной регистрации и лицензировании кредитной организации; 2) в ходе финансирования кредитной организации, когда требуется согласование или получение права на совершение отдельных операций.

Текущий — необходим для текущей оценки деятельности кредитной организации (в процессе текущего контроля надзорные органы проверяют выполнение кредитной организацией обязательных экономических нормативов, анализируют динамику и тенденцию развития банка и наличие проблемных ситуаций на раннем этапе их возникновения).

Заключительный — ставит целью предотвращения ошибок в будущем (данный вид не позволяет отреагировать на проблемы в момент их возникновения, но даёт информацию надзорному подразделению о том, какие недостатки характерны для кредитной организации и какие нарушения могут быть совершены ею при выполнении тех или иных операций).

Рис. 4. Виды банковского контроля

Источник: составлено автором на основе изученной литературы

С точки зрения направлений надзорной деятельности, как совокупности действий надзорного органа — Банка России, выделяют следующие составляющие банковского надзора:

• виды банковского надзора — прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование);

• формы банковского надзора — входной (государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности) и текущий пруденциальный контроль (по месту осуществления надзора делится на бесконтактный или дистанционный контроль — документальные проверки; контактный или прямой — инспектирование) (рис. 5) С точки зрения содержания банковской деятельности выделяют надзор за обслуживанием (хранением) средств бюджета, за валютными операциями, за обеспечением собственной ликвидности и др.

Банковский надзор — формирование, применение и контроль за соблюдением специальных правил и инструкций по

осуществлению банковской деятельности.

Прямой (превентивный) контроль

т

Входной (юридический) — контроль соблюдения законности

х

Текущий (пруденциальный или камеральный) — контроль за соблюдением норм и нормативов — I '

Либеральный контроль — защитное регулирование банковской деятельности

1. Государственная регистрация банковской деятельности:

• выполнение процедуры регистрации (требования к предъявляемым документам и процедуре регистрации) — осуществление контроля за первичным созданием, дальнейшим расширением, реорганизацией кредитных организаций;

• выполнение материально-правовых требований (требования к учредителям, уставному капиталу и руководству) — осуществление контроля за изменениями и дополнениями, вносимыми в устав кредитной организации, в составе участников и руководителей исполнительных органов.

2. Лицензирование банковской деятельности:

• выдача лицензий;

• отзыв лицензий.

1. Бесконтактный (дистанционный или документальный) контроль:

• требования к выполнению обязательств;

• контроль над отдельными банковскими операциями;

• жесткая система отчетности и аудита;

• принятие мер воздействия и т.п.

2. Контактный (прямой) — проведение инспекционных проверок (функциональных или инспекционных) с целью:

• контроля финансового состояния банков;

• выявления проблемных банков и определение мер воздействия.

I

• относительная свобода лицензирования;

• рекомендательно-совещательный характер отношений ЦБ и остальных банков;

• возможность для кредитных организаций самостоятельно устанавливать процентные ставки;

• отсутствие финансовой поддержки со стороны государства и ЦБ;

• создание системы саморегулирующих организаций.

В РФ контрольно-надзорную деятельность в банковской сфере осуществляет Банк России. При этом на практике преобладает сочетание нескольких видов (прямой, либеральный) и форм (входной, текущий) надзора за деятельностью банковских учреждений.

Входной контроль часто отожествляют с антиконкурентными правилами, ограничивающими доступ в сферу банковской деятельности при регистрации и лицензировании банковских учреждений. Его целью является минимизация риска допуска на рынок банковских услуг или на отдельный его сегмент кредитных организаций, функционирование которых заведомо несет угрозу интересам кредиторов и клиентов или угрозу системного характера [1, с. 14]. По мнению И.Т. Балабанова, причиной такого рода угроз является потенциальная недобросовестность, недостаточная квалификация менеджеров, непрозрачность корпоративной структуры, препятствующая реализации требований рыночной дисциплины и осуществлению эффективного надзора, заведомая неэффективность управления, исходная слабость капитальной или неадекватность материальной базы, повышенная опасность принятия чрезмерных рисков и т.д.

Пруденциальный банковский надзор (англ. prudential banking supervision — разумный банковский надзор) представляет собой «текущий контроль на регулярной основе, механизмом реализации которого является предоставление кредитной организацией различных видов отчетности Банку России» [5, с. 6]. Данный вид надзора проводится на дистанционной (бесконтактный) или документарной (контактной) основе.

«Дистанционный надзор заключается в мониторинге состояния отдельных банков, однородных по составу групп банков, а также банковской системы в целом. Надзорные органы систематически получают и анализируют данные о ликвидности, достаточности капитала, кредитном риске, качестве активов, крупных потенциальных процентных рисках и их концентрации, валютных и рыночных рисках, доходах и прибыльности, структуре баланса. Эти сведения необходимы для проведения всестороннего анализа банков, раннего выявления проблем отдельных банков и определения первоочередных направлений использования ограниченных ресурсов надзора в областях и видах деятельности, сопряженных с наибольшим риском» [9, с.65]. Для решения этих задач в системе Банка России созданы подразделения банковского надзора — Департамент пруденциального надзора, Департамент лицензирования кредитных организаций и некоторые другие департаменты, а в территориальных учреждениях — Управления (отделы) регулирования банковской деятельности.

Осуществление контактного надзора осуществляется посредством проверки деятельности кредитных организаций с выходом на места их расположения и изучением всех запрашиваемых группой инспекторов банковских документов. Для этих целей в структуре ЦБ РФ создаются специальные подразделения — Департамент инспектирования кредитных организаций и соответствующие структуры в его территориальных учреждениях (управления, отделы) [8].

Проверки деятельности банковских учреждений могут носить функциональный или инспекционный характер. Функциональные проверки представляют собой комплекс мероприятий, проводимых подразделениями ЦБ РФ, не являющимися подразделениями инспектирования, с целью изучения работоспособности конкретного процесса (вида операций) и соответствие его определённым нормативным документам (определение финансового состояния кредитной организации в задачи функциональной проверки не входит). Инспекционные проверки проводятся специальными подразделениями инспектирования, включая, как правило, комплексную проверку деятельности кредитной организации по всем направлениям с определением финансового состояния банка. Классификация инспекционных проверок представлена на рисунке 6.

Исходя из целей проверки, следует различать два общих объекта инспектирования: кредитная организация как таковая и системные связи между кредитными организациями. В каждом из этих объектов в соответствии с частными целями можно выделить три предмета инспектирования банковской деятельности: правовые отношения, финансовые отношения, бухгалтерских учет и отчетность. Если по итогам проверок Банк России выявил различного рода нарушения коммерческими банками банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право применить штрафные санкции: взыскать штраф, назначить временную администрацию для управления проблемным банком, отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.

По мнению А.Г. Братко [4], основным недостатком инспекционных проверок, осуществляемых в рамках надзорной деятельности, является то, что банковское инспектирование

ограничивается в основном изучением первого из названных объектов — кредитной организации как таковой, тогда как взаимосвязи кредитных организаций остаются не исследованными. В результате — снижается оперативность надзорной деятельности и достоверность ее результатов.

Рис. 6. Виды инспекционных проверок банковских учреждений России

Источник: составлено автором на основе изученной литературы.

Механизм регулирования и надзора — это совокупность определённых методов и инструментов, определённых и закреплённых законодательно. Методы надзора определяют специфику видов и форм контрольно-надзорной деятельности Банка России.

Инструменты надзора (табл. 1) определяются основными направлениями (см. рис. 1), по которым осуществляется контрольно-надзорная деятельность.

Рис. 7. Методы контрольно-надзорной деятельности Банка России

Источник: составлено автором на основе изученной литературы.

Таблица 1.

Основные инструменты контрольно-надзорной деятельности в банковской сфере

Формы надзора Инструменты

Государственная регистрация и лицензирование банковской деятельности • требования к кредитным организациям для получения лицензии и государственной регистрации: • виды лицензий; • требования к порядку представления кредитными организациями документов в надзорный орган и порядок их рассмотрения; • основания для отказа в выдаче лицензии или ее отзыва

Дистанционный (бесконтактный) надзор • пруденциальные нормы и требования к действующим кредитным орган и нациям; • методы и методики анализа отчетности и другой информации о кредитной организации; • методы и методики оценки деятельности кредитной организации и классификация их по степени проблемности; • система предупредительных и принудительных мер воздействия на кредитные организации, нарушающие пруденциальные нормы и требования

Контактный надзор • программа инспектирования; • методы и методики комплексных и тематических проверок банков; • рекомендации по составлению сводного заключения по результатам проверки; • процедуры рассмотрения результатов проверки и принятии соответствующих решений

Источник: [4].

Условиями реализации рассмотренных нами методов и инструментов банковского надзора «являются: наличие у надзорного органа права и инструментов сбора, оценки и анализа отчетности и статистической информации, поступающей от банков; наличие у надзорного органа инструментов независимой оценки надзорной информации путем проверки на местах или с помощью внешних аудиторов; разработка надзорным органом и доведение до банков пруденциальных норм и требований, наличие полномочий придавать своим решениям обязательный характер; хорошее представление органами банковского надзора сути банковской деятельности» [3].

Основой реализации методов и инструментов контрольно-надзорной деятельности ЦБ РФ являются принципы, которые подразделятся на общеправовые и организационно-правовые или специальные (рис. 8).

Центральное место среди конституционных принципов в сфере банковского надзора занимают положения статья 75 Конституции РФ, в соответствии с которым «защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти» [10]. Из принципа обеспечения устойчивости рубля вытекает основная цель банковского надзора — обеспечение стабильности банковской системы, а также принцип построения системы банковского надзора, который основан на принципе независимости Банка России.

Рис. 8. Принципы контрольно-надзорной деятельности Банка России

Источник: составлено автором на основе [12]

ВЫВОДЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подытожив результаты исследования, отметим следующее:

1. Банк России выполняет функцию по осуществлению контроля и надзора за банковским сектором страны. При этом он является независимым финансовым институтом и, по сути, мегарегулятором. Однако его независимость необходимо дополнить усилением ответственности за правильность принимаемых решений, особенно при осуществлении контрольно-надзорной деятельности (повышение содержательности методических рекомендаций, обоснованности нормативов, штрафных санкций и др.). Также, объективно необходимым является введение перекрестной проверки Банка России и кредитных организаций, что несколько снизит статус ЦБ как мегарегулятора, но вынудит его взвешивать свои решения и сделает процесс контрольно-надзорной деятельности более прозрачным для всех участников.

2. Учитывая пространственную переориентацию на рынке капиталов, произошедшую после глобального финансового кризиса и введенных санкций, российским банкам необходимо привести в соответствие с международными стандартами нормативно-правовые основы системы банковского контроля и надзора. За основу следует взять рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору и Вольфсбергские принципы.

3. Существующие проблемы банковского надзора в РФ порождены, в первую очередь, недостатками отечественной модели банковского сектора, ориентированной на экстенсивное развитие. Практикой доказано, что преобладание дешёвых, мобильных, краткосрочных банковских ресурсов не может являться основой для развития банковского бизнеса и экономики в целом. Кроме этого, «наличие проблемных точек в деятельности кредитных организаций может быть связано как с наличием одного признака, так и их произвольной совокупности. В общем случае, повышенная агрессия в отдельном секторе рынка влечет чрезмерную концентрацию рисков, неспособность управления которыми ведет к попытке их скрыть» [13]. В этой связи, Банку России необходимо переходить к риск-ориентированному надзору — раннему выявлению и ликвидации «слабых мест», будущей угрозы стабильности деятельности как отдельного банка, так и всей банковской системы страны.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ

В риск-ориентированном надзоре банковские риски становятся главным объектом управления. Сложность данного вида КНД банковского сектора предполагает разработку и обоснование принципиально новых принципов и механизмов. Именно этому и будет посвящен следующий этап нашего исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балабанов, И.Т. Банки и банковское дело / Под ред. И.Т. Балабанова. — СПб.: Питер, 2003. — 256 с.

2. Банковское законодательство: Учебник / Е.Б. Стародубцева, О.М. Маркова; под ред. Е.Ф. Жукова — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. — 240 с.

3. Банковское регулирование и надзор [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.intuit.rU/studies/courses/3584/826/lecture/31037 (дата обращения: 27.04.2018).

4. Братко, А.Г. Банковское право (вопросы теории и практики) / А.Г. Братко. — М.: Гарант, 2007. — 784 с.

5. Бровкина, Н.С. Банковский надзор: сущность и возрастающая роль в современных условиях / Н.С. Бровкина // ВЕСТНИК. —2007. — №15(1). — С. 64-67.

6. Винникова, И.В. Банковский надзор в системе финансово-правового регулирования банковской деятельности: Автор. дисс. на соиск. ученой степени канд. юрид. наук по специальности 12.004 — финансовое право; налоговое право; бюджетное право. — М.: ФГБОУ ВПФ «Московский государственный университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», 2015. — 24 с.

7. Зимина, А.С. Способы влияния Центрального банка РФ на ликвидность коммерческих банков / А.С. Зимина // Бизнес-образование в экономике знаний. — 2016. — № 3. — С. 24-27.

8. Иванов, В.В., Соколов Б.И. Деньги. Кредит. Банки / под ред. В. В. Иванова, Б. И. Соколова. — М.: ТК Велби, Проспект, — 2006. — 848 с.

9. Климович, В.П. Основы банковского аудита: учебник В.П. Климович. — М.: ФОРМУМ, 2005. — 194 с.

10. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: конституция принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ // Консультант Плюс: справочная правовая система. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2018).

11. Лупандина, Е.А. Банковский надзор и уроки кризиса / Е.А. Лупандина // Вестник ОГУ. — 2010. — № 13(119). — С. 174-176. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/bankovskiy-nadzor-i-uroki-krizisa (дата обращения 27.04.2018).

12. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) [Электронный ресурс]: фед.закон от 10.07.2002№ 86-ФЗ, в ред. от 30.12.2015, с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016 // Консультант Плюс: справочная правовая система. — Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения: 15.04.2018).

13. Пасько, А.В. Проблемы банковского надзора в Российской Федерации / А.В. Пасько, А.В. Корень // Современные научные исследования и инновации. 2014. — № 5. — Ч. 2. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/33790 (дата обращения 27.04.2018).

14. Симановский, А.Ю. Надзорные и контрольные функции Банка России: краткий экскурс / А.Ю. Симановский //Деньги и кредит. — 2001. — №5. — С. 12-18.

Экономнка crpoHTeflbCTBa h npup0g0n0flb30BaHHH № 3 (68) 2018 r.

CONTROL AND SUPERVISORY ACTIVITIES OF THE BANK OF RUSSIA: ESSENCE, FORMS AND TYPES, INSTRUMENTAL SUPPORT

Rogatenyuk E.V.

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol

Annotation. The global financial crisis and sanctions restricting Russian companies ' access to the international capital market have contributed to the intensification of threats to financial market participants. This has led to an increase in the role of the Bank of Russia as the main financial institution with a special legal status, carrying out on behalf of the state control and supervision activities, the effectiveness of which depends on the stability and future growth of the economy, strengthening Russia's position at the international level. Determination of the directions for improvement of control and Supervisory activity of Bank of Russia in the conditions of economy of modern level of development assumes clarification of its essence, forms and types, and also tool providing. Keywords: banking system, Central Bank, security of the banking system, banking control, banking supervision, control and Supervisory activities, methods of control and Supervisory activities, instruments of control and Supervisory activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.