Научная статья на тему 'Банк России как орган контроля и надзора'

Банк России как орган контроля и надзора Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5346
528
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ / НАДЗОР / ПОЛНОМОЧИЯ / БАНК РОССИИ / БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА / КРЕДИТНЫЕ РЕСУРСЫ / СТАВКА / ПОЛИТИКА БАНКА / ГОСУДАРСТВО / МАКРОРЕГУЛЯТОР / ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК / МИКРОУРОВЕНЬ / CONTROL / SUPERVISION / AUTHORITY / BANK OF RUSSIA / BANKING SYSTEM / CREDIT RESOURCES / THE RATE POLICY OF THE BANK / STATE / MACROREGULATORY / MONEY MARKET / MICRO

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Керимова Айнур Маил Кызы

В статье рассматриваются основные моменты, связанные с Банком России, которые представляет собой главный банк первого уровня, который выполняет важнейшие функции, направленные на эффективное функционирование банковской системы. Банк России выпускает банкноты и монеты, устанавливает процентную ставку по различным видам кредитов, устанавливает курсы валют и выполняет многие другие важнейшие функции и задачи. Однако помимо указанных функций, Банк России является еще и контролирующим органом, который осуществляет контроль и надзор за деятельностью многочисленной сети банков и небанковских финансовых институтов, функционирующих на территории страны. Именно контрольная и надзорная функция Банка России представляет в настоящее время экономический интерес. Это связано с кризисными явлениями в российской экономике: высоким колебанием курсов валют, приведших к огромной инфляции и росту ставок по кредитным ресурсам. В этой связи важной задачей Банка России является контроль за необоснованным завышением или завышением кредитных ставок, устанавливаемых различными банками и соответствия этих ставок политике Банка России. Кроме того, в числе основных контрольных задач и функций Банка России является контроль за исполнением банковскими учреждениями основных положений денежно-кредитной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Банк России как орган контроля и надзора»

Банк России как орган контроля и надзора Керимова А. М.

Керимова Айнур Маил кызы / Kerimova Aynur Mail kizi - магистр, кафедра финансово-правовых дисциплин и дисциплин имущественно-земельного цикла, Московский финансово-юридический университет Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: в статье рассматриваются основные моменты, связанные с Банком России, которые представляет собой главный банк первого уровня, который выполняет важнейшие функции, направленные на эффективное функционирование банковской системы. Банк России выпускает банкноты и монеты, устанавливает процентную ставку по различным видам кредитов, устанавливает курсы валют и выполняет многие другие важнейшие функции и задачи. Однако помимо указанных функций, Банк России является еще и контролирующим органом, который осуществляет контроль и надзор за деятельностью многочисленной сети банков и небанковских финансовых институтов, функционирующих на территории страны. Именно контрольная и надзорная функция Банка России представляет в настоящее время экономический интерес. Это связано с кризисными явлениями в российской экономике: высоким колебанием курсов валют, приведших к огромной инфляции и росту ставок по кредитным ресурсам. В этой связи важной задачей Банка России является контроль за необоснованным завышением или завышением кредитных ставок, устанавливаемых различными банками и соответствия этих ставок политике Банка России. Кроме того, в числе основных контрольных задач и функций Банка России является контроль за исполнением банковскими учреждениями основных положений денежно-кредитной политики.

Abstract: the article examines the main points associated with the Bank of Russia, which is the main Bank of the first level, which performs a very important function to ensure the effective functioning of the banking system. Bank of Russia to issue banknotes and coins, establishes the interest rate on various types of loans, sets exchange rates and performs many other important functions and tasks. However, in addition to these functions, the Bank of Russia is the regulatory body which exercises control and supervision over the activities of a large network of banks and non-Bank financial institutions operating on the territory of the strange. It is a control and Supervisory function of the Bank of Russia is currently of economic interest. It is connected with the crisis phenomena in the Russian economy: high fluctuation of exchange rates, led to huge inflation and growth of rates on credit resources. In this regard, an important task of the Bank of Russia is the control of unreasonably high or inflated lending rates, set different banks and in line with the rates policy of the Bank of Russia. In addition, the main control tasks and functions of the Bank of Russia is monitoring the performance of banking institutions the main provisions of the monetary policy.

Ключевые слова: контрольные функции, надзор, полномочия, Банк России, банковская система, кредитные ресурсы, ставка, политика банка, государство, макрорегулятор, денежный рынок, микроуровень.

Keywords: control, supervision, authority, Bank of Russia, banking system, credit resources, the rate policy of the Bank, state, macroregulatory, money market, micro.

Важнейшей контрольной и надзорной функцией Банка России является отслеживание процентных ставок, которые устанавливаются различными банками в различных регионах России. Важной задачей Банка России при этом является не допустить наличия ставок, превышающих или занижающих уровень, установленных Банком России на определенный момент времени.

Рассмотренные контрольные и надзорные функции Банка России должны быть уточнены и систематизированы с учетом кризисных явлений в российской экономике.

В уточнении, упорядочении и аналитическом обзоре контрольных функций Банка России заключается актуальность темы курсовой работы.

Центральный Банк России (Банк России) - это главный банк государства. Он не зависит от представительных и исполнительных органов власти и представляет собой самостоятельное экономическое учреждение. Банк России подотчетен только Федеральному собранию Российской Федерации.

В настоящее время деятельность Банка России регламентируется требованиями действующего законодательства. В настоящее время контрольные функции Банка России четко обозначены в федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 27.07.2022 г. № 86-ФЗ (последняя действующая редакция от 29.12.2014 г.).

Данный закон определяет совокупность функций и задач Банка России в рамках его контрольных действий. В частности, вопросу банковского контроля, регулирования и надзора посвящена глава 10 указанного нормативного акта. Кроме того, указание на выполнение Банком России конкретных функций в области банковского контроля и надзора уточнены в статье 4, главы 1 федерального закона № 86-ФЗ. Основные функции Банка России в части банковского контроля и надзора в соответствии с данным законом приведем на рисунке 1.

Содержание функций центрального банка Название функций

1 Осуществление эмиссии наличных денег и организация их обращения. 2. Организация системы рефинансирования кредитных организаций путем предоставления им кредитов. 3. Установление правил проведения банковских операций, регистрация кредитных организации, выдача ни лицензий на осуществление банковских операций. 4. Проведение операций по размещению н погашению государственного долга, ведению текущих счетов правительства. 5. Оказание воздействия на состояние совокупного денежного оборота, включающего наличную денежную массу в обращении н бешалнч-ные деньги, находящиеся на счетах в банках. а) Финансовый агент правительства б^ Регулирование н надзор за деятельностью кредитных организаций. в) Денежно-кредитного регулирования. г) Эмиссионный центр страны. д) Орган валютного регулирования и валютного контроля. е) Операционная.

Источник: справочно-правовая система «Консультант Плюс»

Рис. 1. Контрольные функции Банка России

Следует отметить, что информация на рисунке 1 систематизирована нами на основе собственных умозаключений посредством анализа основных положений федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Данные функции определяют основные задачи и принципы банковского контроля в России.

Помимо рассмотренных функций, важнейшей функцией Банка России является выполнение роли макрорегулятора денежного рынка, суть которой заключается в том, что банк устанавливает ключевые процентные ставки в соответствии с уровнем инфляции и курсом валют.

Таким образом, можно представить наиболее приемлемое на наш взгляд определение банковского контроля, которое представлено нами на основе определения контроля, принятого в экономических источниках в целом по различным видам деятельности.

Как нам представляется, банковский контроль - это законодательно регламентированная деятельность Банка России за соблюдением банками и небанковскими кредитными организациями основных положений денежно-кредитной политики, а также анализ экономической целесообразности и эффективности осуществляемых ими операций.

Следовательно, Банк России, как уже было отмечено выше, является независимым учреждением, наделенным достаточно существенными контрольными и иными функциями.

Высокая степень независимости банка обусловлена выполняемыми им задачами, в особенности, основной задачей, которая вытекает из его контрольных функций. Эта задача заключается в разработке основных направлений денежно-кредитной политики.

В целом задачи банковского контроля, таким образом, по мнению большинства экономистов, как показал анализ литературных источников, совпадают с основными контрольными функциями Банка России.

Принципы банковского контроля, представленные на рисунке, уточнены нами с учетом основных принципов финансового контроля, характерных для российской практики. Все принципы осуществления финансового контроля применимы для банковского контроля, однако адаптированы по отношению к специфике контрольных функций Банка России. Основными принципами банковского контроля, таким образом, являются принципы независимости, гласности, законности, объективности, ответственности, сбалансированности и системности.

Таким образом, следует сделать вывод о том, что Банк России - это независимое учреждение, функционирующее в соответствии с законодательством Российской Федерации и осуществляющее многочисленные полномочия, в том числе связанные с выполнением контрольных и надзорных функций за банковской системой страны.

Теоретические проблемы развития банковского регулирования и надзора всегда находились в центре внимания ученых-экономистов и практиков.

Это объясняется тем, что устойчивое экономическое развитие государства в немалой степени зависит от эффективности функционирования банковской системы. Если эта система дает сбой, то «заболеет» весь экономический организм. Поэтому банковскую деятельность относят к особому виду предпринимательской деятельности, поскольку банки работают с чужими деньгами, которые собственниками временно помещаются на банковские счета.

В целях защиты финансовых интересов кредиторов, вкладчиков и клиентов деятельность банков во всех странах подвергается государственному регулированию. При этом роль регулируемых органов состоит не только в том, чтобы в кризисный период помочь банкам. Деятельность регулирующих органов затрагивает глубинные процессы функционирования банков, активно влияющих на действие всего экономического механизма страны, вследствие чего роль регулирования и надзора не уменьшается ни в периоды экономического спада (что более или менее очевидно), ни в периоды подъема экономики и стабильного состояния банковской системы.

На современном, посткризисном этапе развития российской экономики роль государственного регулирования банковской деятельности существенно меняется. Сейчас уже недостаточно учесть уроки кризиса и разработать для нашей страны экономически обоснованные меры предотвращения возможности его повторения в будущем.

В рыночных условиях хозяйствования вопросы государственного регулирования и надзора за банковской деятельностью приобретают не только локальную актуальность для отдельно взятой страны, но и глобальную значимость для всей мировой экономики. Этому способствовал мировой финансовый кризис, выявивший серьезные изъяны и несовершенство действующих систем государственного

регулирования и надзора стран, экономика которых интегрирована в мировую систему.

Возникла необходимость не просто в совершенствовании системы банковского регулирования и надзора, а в ее кардинальном изменении и создании в России новой посткризисной модели банковского регулирования и рискориентированного надзора с учетом международного опыта.

В экономической литературе представлены различные подходы к определению сущности банковского регулирования и надзора. Подобное многообразие мнений объясняется отсутствием единства в понимании базовых и взаимосвязанных для характеристики банковского дела понятий банка (прежде всего Центрального), банковского регулирования, банковского надзора.

По нашему мнению, рассмотрению теоретических проблем банковского регулирования и надзора должно предшествовать точное определение, прежде всего, самого понятия «Центральный банк».

К исследованию сущности Центрального банка методически обычно подходят с двух сторон: юридической и экономической. При всей важности юридического аспекта проблема выяснения сущности Центрального банка остается не только в соотношении банка с законодательством. Не юридические нормы определяют сущность банка как такового, не операции, которые ему разрешило государство выполнять, а экономическая сторона дела природы банка, дающая ему законодательную возможность осуществлять банковские операции по оказанию банковских услуг.

Если сущность Центрального банка рассматривать в юридическом аспекте, то исходным пунктом исследования будет знакомство с общими положениями действующего законодательства. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в настоящее время применяется с учетом положений ФЗ от 27 октября 2008 г. № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года».

Закон определяет статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ как юридического лица. Определения экономической его сущности он не содержит. Обратимся к справочной литературе.

Наиболее общепринятое определение сущности Центрального банка РФ приводится в крупнейшем в нашей стране специализированном финансово-кредитном, энциклопедическом словаре под общей редакцией А. Г. Грязновой. «Центральный банк РФ - главный банк страны, эмиссионный центр Российской Федерации, орган денежно-кредитного регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций, проведения валютной политики страны, государственного валютного регулирования и валютного контроля, координации, регулирования и лицензирования расчетных, в том числе клиринговых систем» [3].

«Центральный банк страны - юридическое лицо, имеющее особый статус, отличительный признак которого - обособленность имущества. Статус связан с двойственной природой, присущей всем центральным банкам в государствах с рыночной экономикой: с одной стороны, он как бы орган государственной власти, осуществляющей от лица государства денежно-кредитную политику, с другой -субъект коммерческой деятельности» [2]. В данном определении экономической сущности Центробанка все еще сохраняется юридический аспект раскрытия его сущности. Вместе с тем вводятся такие новые отличительные признаки особого его статуса, как обособленность имущества и коммерческая деятельность. По нашему мнению, любое предприятие, ведущее коммерческую деятельность, должно быть юридическим лицом и иметь обособленное имущество. Следовательно, такие отличительные признаки не позволяют определить особый статус и специфическую особенность экономической сущности Центрального банка.

Центральные банки относятся преимущественно к сфере экономических отношений, поэтому их правомерно охарактеризовать как экономический институт. Действительно, деятельность Центрального банка России проявляется преимущественно на макроуровне экономических отношений. Обеспечивая рациональную организацию денежного обращения и выполняя другие свои основные функции, он создает условия, необходимые для социально-экономического развития всей страны.

Вместе с тем, как юридическое лицо Центральный банк осуществляет также операции с конкретными, другими экономическими субъектами.

Микроуровень экономических отношений здесь проявляется в полной мере.

При этом Центральный банк, в отличие от других банков, в основном работает не на себя, а на экономику страны в целом. Это характеризует его целевую экономическую деятельность как деятельность не только экономического, но и национального института. Неслучайно в большинстве стран мира его называют национальным банком соответствующей страны.

Например, Австрийский национальный банк, Банк Англии, Банк Франции, Банк России.

Банковская деятельность Центробанка по оказанию банковских услуг осуществляется в сфере экономических отношений. И как любая коммерческая организация, он представляет экономическим субъектам свои продукты и услуги, и так же, как и коммерческие банки, получает за них определенную плату, компенсирующую его затраты. Это обстоятельство дает некоторым экономистам основание утверждать, что Центральный банк также нужно считать предприятием.

Однако определение Центрального банка как предприятия не приближает к раскрытию его экономической сути, ибо в экономическом пространстве функционирует множество самых разнообразных предприятий. Все они производят продукцию, товары и услуги. В факте такого рода предпринимательской деятельности невозможно выделить такие специфические черты, которые присущи исключительно Центральному банку и не проявляются в других экономических субъектах [4].

Центральные банки занимаются самыми разнообразными видами деятельности. Они проводят не только традиционные для банков операции по кредитованию, организации расчетов, хранению денежных средств клиентов, имитированию платежных средств, но и управляют золотовалютными резервами страны, участвуют в разработке денежно-кредитной политики развития национальной экономики, выполняют регулирующую, надзорную, контрольную и многие другие функции. Сочетание столь разнообразных экономических, юридических и организационных функций в известной степени вуалирует сущность Центрального банка, делает его многоцелевым.

По нашему мнению, большие перспективы для выявления сущности Центрального банка открывает признание его системой управления. Причиной выявленных разногласий является недооценка основных положений теории менеджмента, которая дает нам необходимый методологический подход к решению проблем управления такими сложными экономическими объектами, как банковская система.

Признание Центрального банка системой управления банковской деятельностью позволяет при исследовании его экономической сущности применять системный подход, суть которого состоит в рассмотрении содержания каждого обобщающего понятия с позиции их взаимосвязи и поставленной перед системой в целом единой цели. Рассмотрим имеющиеся возможности применения управленческого аспекта в исследовании экономической сущности Центрального банка [3].

Управленческий аспект (наряду с юридическим и экономическим) при рассмотрении аргументации участников дискуссии о Центральном банке, а также обобщение законодательных и литературных источников позволили выявить

следующие характерные особенности исследуемого понятия «экономическая сущность Центрального банка».

Регулирующее воздействие государства на банковскую систему законодательно закреплено в главе Х Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В соответствии со статьей 56 данного закона Банк России является органом банковского регулирования и надзора. Центральный банк РФ осуществляет регулирование и постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами банковского законодательства, нормативных актов и установленных ими обязательных нормативов.

Система банковского регулирования и надзора находится в постоянном развитии и совершенствовании. Цели, задачи, функции данной системы всегда должны быть адекватны состоянию и динамике экономического и социального развития страны. Методы банковского регулирования и надзора могут существенно меняться в ходе экономического кризиса и в период ликвидации его последствий. В связи с этим повышаются требования к их экономическому обоснованию и обобщению российской и зарубежной практики их использования [7].

Согласно Федеральному закону «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», банковское регулирование и банковский надзор входят в компетенцию Национального банковского совета (п. 8, ст. 13 Закона).

Поскольку именно Банк России является органом банковского регулирования и надзора, можно сделать вывод о том, что при исследовании экономической сущности банковского регулирования и банковского надзора необходимо использовать единый методологический подход.

Ранее было установлено, что экономическую сущность Центробанка целесообразно рассматривать как систему управления банковской деятельностью. Такой методологический подход позволяет определить банковское регулирование и надзор как его функцию управления.

Исходя из изложенного управленческого аспекта, экономическую сущность банковского регулирования можно определить как составную часть системы управления банковской деятельностью, управленческое воздействие которой (с помощью методов экономического, административного и правового характера) уполномоченный государственный орган направляет на организацию деятельности банков второго уровня в целях обеспечения стабильного устойчивого функционирования как отдельно взятого банка, так и всей банковской системы.

Следующее понятие, сущность которого необходимо уточнить для раскрытия цели нашего исследования, - это банковский надзор. Знакомство со специальной литературой показало, что в настоящее время нет единой трактовки сущности банковского надзора.

Установление определенных рамок регулирования банковской деятельности всегда сопровождается системой мер по обеспечению соблюдения этих рамок. Таким образом, выстраивается особая система, называемая банковским надзором. В какой-то мере банковский надзор является практическим инструментом банковского регулирования. Следовательно, банковское регулирование и банковский надзор представляют собой единый процесс, поскольку они имеют единый объект деятельности и общие цели управления. Различают только методы и инструменты, технологии и процедуры достижения таких целей.

В Российской банковской системе надзорные функции за деятельностью банков и банковских групп законодательно закреплены за Комитетом банковского надзора Центрального банка РФ. Именно такое правовое понимание сущности банковского надзора широко представлено в экономической литературе.

Приведем наиболее типичное определение. «Банковский надзор - совокупность действий, осуществляемых органом надзора в пределах своей компетенции, определенной нормативными документами, в соответствии с процедурными нормами

36

и регламентами в целях обеспечения стабильности функционирования банковской системы и защиты интересов ее клиентов (прежде всего кредиторов и вкладчиков)» [2]. При этом банковский надзор (в своем расширенном понимании) включает лицензирование банковской деятельности, процедуры финансового оздоровления кредитных организаций и систему страхования депозитов (вкладов).

Дистанционный банковский надзор предполагает анализ деятельности банков на основании представленных надзорному органу документов и отчетности. Недостатком банковского дистанционного надзора, органически присущим его сути, можно считать то, что он основывается на отчетных данных и сведениях, передаваемых самим банком. В связи с этим с возрастанием у банка серьезных проблем уменьшается вероятность получения от него достоверной и полной информации о действительно сложившемся положении. Эффективный надзор за деятельностью банка в этом случае становится невозможным.

Инспекционные проверки на местах, в отличие от дистанционного надзора, позволяют убедиться в достоверности передаваемой информации и своевременно принять меры, стабилизирующие работу банка. Но проведение инспекционных проверок на местах - это трудоемкая работа, требующая привлечения квалификационных специалистов и достаточно дорогая. Поэтому орган банковского надзора вынужден проводить инспекционные проверки банков выборочно или не в полном объеме.

Еще одно понятие, сущность которого необходимо уточнить для раскрытия банковского надзора - это пруденциальное регулирование.

Пруденциальное банковское регулирование (англ. Prudential Banking Supervision -разумный банковский надзор) - регулирование, включающее систему лимитов и ограничений, накладываемых на банки с целью обеспечения их устойчивости и защиты интересов вкладчиков. Пруденциальное регулирование всегда нацелено на защиту системных интересов и потому носит макроэкономический характер.

Центральный банк РФ устанавливает перечень и порядок применения к банкам мер воздействия за нарушение пруденциальных норм деятельности.

Под пруденциальными нормами банковской деятельности в нормативных документах и экономической литературе понимаются предельные величины рисков, принимаемых кредитными организациями, нормы по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность и покрытие возможных потерь, а также требования, невыполнение которых может отрицательно повлиять на финансовое положение кредитных организаций или на возможность реальной оценки их финансовой деятельности, при регистрации, лицензировании и расширении видов деятельности кредитных организаций.

Наиболее важным и содержательным аспектом пруденциального регулирования выступает установление минимальных экономических стандартов банковской деятельности. При этом пруденциальное регулирование банковской деятельности осуществляется под строгим государственным контролем и от имени государства, как правило, органом специальной компетенции, центробанками государств. Следует также подчеркнуть, что системный подход к организации пруденциального банковского регулирования и его целевая направленность на управление банковской деятельностью позволяют при формулировании сущности пруденциального регулирования использовать управленческий аспект, который логично дополняет экономический и юридический подход к исследованию данного понятия.

Таким образом, сущность пруденциального банковского регулирования можно определить как составную часть системы банковского регулирования, осуществляемого государственным уполномоченным органом, основанного на контроле за выполнением банками установленных количественных параметров их деятельности и нормативов, обязательных к исполнению.

Литература

1. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) 27.07.2002 г. № 86-ФЗ (последняя редакция от 29.12.2014 г.).

2. Банковское дело: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / А. М. Тавасиев, В. А. Москин, Н. Д. Эриашвили. - 2-е изд., переб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 287 с.

3. Белотелова Н. П. Деньги. Кредит. Банки: учебник / Н. П. Белотелова, Ж. С. Белотелова. - 4-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2014. - 400 с.

4. Павлодский Е. А. Центральный банк. Особенности правового статуса // Право и экономика. 2011. № 6.

5. Тарасенко О. А. Включение субъектов предпринимательской деятельности в банковскую систему России // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». 2012. № 2.

6. Тарасенко О. А. Небанковские кредитные организации: современное состояние и перспективы развития // Предпринимательское право. 2012. № 3.

7. Федорова О. С., Харалгина О. Л., Королева М. В., Шатов В. Ю., Аникеева О. Е., Запольский С. В. Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2012 год // Налоги и финансовое право. 2012. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.