Научная статья на тему 'Контрольно-измерительный материал на уроках чтения в начальных классах коррекционной школы VIII вида с использованием компьютерных технологий'

Контрольно-измерительный материал на уроках чтения в начальных классах коррекционной школы VIII вида с использованием компьютерных технологий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1040
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контрольно-измерительный материал на уроках чтения в начальных классах коррекционной школы VIII вида с использованием компьютерных технологий»

Контрольно-измерительный материал на уроках чтения в начальных классах

КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Шабалина Наталья Валериановна (shabali-natalya@yandex.ru)

ГОУ «Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», Республика Марий Эл

Весьма важным аспектом педагогической деятельности является оценивание учителем знаний обучаемых. Одним из способов быстрой проверки знаний является тестирование. Однако в настоящее время в связи с развитием информационных технологий, дистанционного обучения и, в частности, адаптивных обучающих систем тестирование может применяться как средство идентификации личности обучаемого для построения индивидуальной последовательности обучения. Тестирование становится одним из основных средств контроля знаний, поэтому особенно остро встает проблема создания качественных тестов, которые могли бы быстро, объективно и адекватно измерять уровень знаний обучаемых. При разработке тестов нужно учитывать два момента: разработка тестов, способных адекватно оценить знания обучаемых - это не просто составление заданий и объединение их в тест; нельзя сводить проверку знаний к одному лишь тестированию. Поэтому достаточно часто тестирование применяется как один из методов контроля усвоения материала.

В настоящее время перед школьным образованием стоит проблема - подготовить умственно отсталого ребенка к самостоятельной жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий.

Выпускнику современной школы, чтобы жить и трудиться в наступившем тысячелетии, необходимо обладать следующими качествами: гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, умело применяя их в практической деятельности; критически и творчески мыслить, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые знания могут быть применены в окружающей действительности; самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, нравственности, физического состояния, культурным уровнем; грамотно работать с информацией (уметь собирать, анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности, формулировать выводы и т. д.); быть коммуникабельным, уметь работать в различных группах.

Мы применяли разнообразные формы и методы в работе с детьми на уроках. Пришли к выводу, что применение игровых, проблемных ситуаций существенным образом влияет на активизацию мыслительной деятельности учащихся. Применяем педагогические технологии, которые помогают сделать обучение разнообразным, творческим, познавательным: коррекционно-развивающая технология, здоровьесберегающая технология, игровая технология, проектная технология. Трудно представить себе современный урок без использования компьютерных технологий. Использование компьютерных технологий позволяет нам вовлечь детей в активную работу и заразить их стремлением овладеть компьютерной грамотностью. В итоге возрастает интерес к занятиям.

Работа над проблемой «Активизация мыслительной деятельности путем применения контрольно-измерительного материала на уроках чтения и развития речи» побудила к поиску таких форм обучения, методов и приемов, что позволяет повысить эффективность усвоения знаний, помогает распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Одной из таких форм обучения и контроля знаний современных технологий оценки учебных достижений учащихся является использование тестовой технологии в компьютерной обработке, т. е. используются компьютерные тестовые задания, которые являются весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

Во-первых, обеспечивает объективность контроля, исключает субъективный фактор (за одну и ту же работу ученики получают разные оценки).

Во-вторых, легко обрабатываются результаты (проверять гораздо легче, чем контрольные работы), экономится время учителя.

В-третьих, развивается логическое мышление учащихся, внимательность.

Работая над данной проблемой, мы составили контрольно-измерительный материал с трех-четырех вариативным ответом на вопрос по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы. Москва «Просвещение» 2006 г. под редакцией доктора педагогических наук Валентины Васильевны Воронковой: 2 класс «Чтение и развитие речи». Авторы-составители: Н. М. Барская, С. Ю. Ильина, 3 класс « Чтение и развитие речи». Авторы-составители: З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева, 4 класс «Чтение и развитие речи». Авторы-составители: З. Н. Смирнова, Г. М. Гусева.

Целью данной работы является:

- проверка осознанности чтения произведений, оценка и контроль качества усвоения знаний учащихся по пройденным темам, диагностика знаний учащихся. Разработанные тесты прошли экспертизу и рекомендованы научно-методическим советом ГОУДПО(ПК)С «Марийский институт образования». По результатам данной работы выпущено учебно-методическое пособие «Контрольно-измерительный материал для начальных классов на уроках чтения и развития речи в специальной (коррекционной) школе VIII вида». В данном пособии присутствуют также ряд уроков с применением тестового материала: по чтению и развитию речи. Пособие адресовано учителям начальных классов, педагогам-дефектологам, родителям, имеющим детей с отклонениями в развитии.

Новый интерес к такой форме контроля знаний, как тестирование определяется развитием информационных технологий, которые позволяют интегрировать работу педагогов в рамках некоторых простых образовательных технологий.

Хорошо поставленный контроль позволяет учителю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи. В начальный период школьник должен иметь право на ошибку, на пробный, совместный с учителем, анализ последовательности учебных действий, объясняющих возможные пути исправления ошибок. Такой подход поддерживает ситуацию успеха и формирует правильное отношение ученика к контролю.

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе представлены через текущий, тематический и итоговый контроль.

Тестовые задания мы применяем во всех видах контроля: текущий, тематический, итоговый. Тестовая технология может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, учитель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив больше внимания слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой проверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны небольшие по объему письменные работы, а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. На усвоение содержания произведения используем такой вариант как работа с деформированным планом: необходимо расставить пункты плана рассказа по порядку. Тест на соответствие автора и названия произведения с привлечением портретов авторов.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения. Тесты составляются по разделу, например, «Сказки». Тут возможны различные варианты работы:

- задания по каждому произведению: читается отрывок произведения и из ряда авторов нужно определить одного;

- задания по нескольким произведения в одном вопросе: определить название и авторов по нескольким отрывкам;

Особенно трудна работа над пословицами, необходимо выбрать, проанализировать, что особенно трудно для наших детей, т. к. мышление у детей стереотипное, а также выбрать пословицу, которая соответствует теме раздела.

Итоговый контроль. Проверка проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными, но по всему разделу.

Учащиеся работают с данными карточками, выбирая, подчеркивая правильный ответ, или раздается таблица, куда заносятся номера выбранных ответов. Далее результат обрабатывает учитель.

При подготовке тестового материала используем программы: Microsoft Office Power Point, Microsoft Excel. В работе на персональном компьютере результат будет виден сразу.

Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний. Учащиеся уже в начальных классах осваивают специфику работы с тестовыми заданиями, что дает возможность быстро адаптироваться к подобным видам деятельности в школе в среднем и старшем звене. Поскольку нельзя сказать, что тестирование как способ проверки знаний лишено недостатков, его целесообразно сочетать с традиционными методами. Многолетний опыт использования программированного контроля знаний учащихся, особенно с применением компьютерной техники, при проверке знаний по чтению в начальных классах позволил выделить следующие положительные моменты: устранена возможность подсказок и списывания, повысилась объективность оценки знания, учитель освобождается от проверки контрольных работ и может, используя статистические данные, оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.

Объективность проверки знаний предполагает корректную постановку контрольных вопросов, вследствие чего появляется однозначная возможность отличить правильный ответ от неправильного. Именно тестовый контроль обеспечивает равные для всех обучаемых объективные условия проверки. Чаще всего используют тесты со свободно конструируемыми ответами и тесты с выборочными ответами. Последние дают возможность учащимся лучше понимать общие и отличительные качества изучаемых объектов, легче классифицировать различные явления. Кроме того, большинство технических средств контроля рассчитано на применение именно тестовых заданий с выборочными ответами. Применение метода с выборочными ответами позволяет учителю получить сведения об усвоении того или иного материала, не затрачивая время на беседу с учащимися или на проверку письменных работ. Возможность за 10-20 мин проверить и оценить знания всего класса улучшает обратную связь, делает ее регулярной.

Для разработки и составления тестов одних только знаний преподаваемой дисциплины недостаточно. Каким бы хорошим учителем Вы по своему предмету не были, но без специальных знаний о структуре тестов, о видах тестовых задании, о принципах построения тестов качественный тест составить нельзя. Тест -система заданий в соответствующей форме. Тестовые задания можно классифицировать по уровню сложности и по форме вариантов ответов. Основное требование к тестовым заданиям: однозначность ответа.

По форме вариантов ответов:

1. Задания открытого типа: вместо многоточия вписать только одно слово, словосочетание, фразу, предложение. Формулировка задания: закончите предложение, дополните определение, впишите вместо многоточия правильный ответ и т. п. Правила составления таких заданий: использовать не более трех пропусков подряд, лучше 1-2; дополнять нужно наиболее важное - то, что проверяем; дополнение лучше ставить в конце предложения; вопрос формулируем четко; ответ должен быть четким и однозначным.

2. Задание закрытого типа - альтернативный ответ. Дается два варианта ответов: да/нет или правильно/ неправильно. Формулировка задания: Верно ли высказывание; отметьте только верные высказывания и т. п. Использование таких заданий в виде отдельного вопроса часто приводит к простому тестированию. Правила составления таких заданий: вопрос должен содержать одну законченную мысль; в вопросе надо избегать слов, дающих возможность учащимся догадаться о правильном ответе («иногда», «обычно» и т. п.); не должно быть пространственных выражений и вопросов типа «Не считаете ли вы, что...»; число ответов «да» и «нет» в тесте должно быть приблизительно равным, чтобы исключить тенденцию отвечать одинаково.

3. Задание с множественным выбором - это основной вид заданий, применяемый в тестах. Формулируется задание, и предлагаются варианты ответов. Задачи формулируются так, чтобы было не менее 3-х правдоподобных ответов, похожих на правильные. Правила составления таких заданий: вопрос должен содержать только одну мысль или утверждение; все ответы должны быть грамматически согласованы с основной частью задания; ответ не должен зависеть от предыдущих ответов; лучше использовать длинный вопрос и короткий ответ; место правильного ответа не должно повторяться от вопроса к вопросу; правильные и неправильные ответы должны быть однозначны по содержанию, структуре и количеству слов.

4. Задания на соответствие-это задания, где необходимо найти или приравнять части, элементы, понятия, восстановить соответствие между элементами двух списков. Формулировка задания: установите стрелочками соответствие и т. п. Для усложнения заданий и исключения угадывания длина списков не должна совпадать. Пример: Укажите буквой, какому автору принадлежат книги, указанные в следующем списке (оставить не заполненной графу напротив книги автор, которой не указан в левом списке).

Систематическая проверка знаний не только способствует прочному усвоению учебного предмета, но и воспитывает сознательное отношение к учебе, формирует аккуратность, трудолюбие, целеустремленность, активизирует внимание, развивает способность к анализу. При тестовом контроле обеспечиваются равные для всех обучаемых условия проверки, т. е. повышается объективность проверки знаний. Наконец, этот метод вносит разнообразие в учебную работу, повышает интерес к предмету.

Литература

1. Аванесов В. С. Методологические и теоретические основы тестового педагогического контроля // автореф. д-ра пед. наук; Санкт-Петербургский гос. ун-т. - СПб., 2001.

2. БалыкинаЕ. Н. Формирование тестовых заданий для компьютерного контроля знаний. - БГУ. - Минск, 2002.

3. Муравьев А. А. Особенности технологического подхода в обучении. Новые технологии в науке и образовании. - Новосибирск, 1998. - С. 5-7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.