Научная статья на тему 'Программный комплекс «Самодиагностика» как эффективное средство для автоматизации развивающего обучения'

Программный комплекс «Самодиагностика» как эффективное средство для автоматизации развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОГРАММА ТЕСТИРОВАНИЯ / РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ / РЕФЛЕКСИЯ / САМООЦЕНКА / САМОКОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ / ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / DEVELOPING TEACHING / EDUCATION INFORMATIZATION / TESTING PROGRAM / REFLECTIVE-AND-EVALUATIVE SELF-DEVELOPING TECHNOLOGY / TRADITIONAL MONITORING SYSTEM / REFLECTION / SELF-EVALUATION / KNOWLEDGE SELF-CORRECTION / DIAGNOSTICS OF TEACHING QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедьянов Загир Уразбекович

В статье рассматривается Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ) как эффективная система развивающего обучения. Для компьютеризации этой технологии разработан программный комплекс «Самодиагностика». Описаны некоторые из ключевых возможностей программного комплекса, которые активизируют и мобилизуют учащихся на саморазвитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"Self-Diagnostics" Program Complex as an Effective Means for Development Teaching Automatization

This article deals with reflective-and-evaluative self-developing technology (REST) as an effective system of developing teaching. "Self-diagnostics" program complex is developed for a computerization of this technology. Some of the key possibilities of the program complex which make active and mobilize pupils for self-development are described.

Текст научной работы на тему «Программный комплекс «Самодиагностика» как эффективное средство для автоматизации развивающего обучения»

УДК 37.016 ББК 74.202

Ахмедьянов Загир Уразбекович

соискатель г. Сибай

Akhmedyanov Zagir Urazbekovich

Applicant for a Degree Sibay

Программный комплекс «Самодиагностика» как эффективное средство для автоматизации развивающего обучения "Self-Diagnostics" Program Complex as an Effective Means for Development Teaching Automatization

В статье рассматривается Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ) как эффективная система развивающего обучения. Для компьютеризации этой технологии разработан программный комплекс «Самодиагностика». Описаны некоторые из ключевых возможностей программного комплекса, которые активизируют и мобилизуют учащихся на саморазвитие.

This article deals with reflective-and-evaluative self-developing technology (REST) as an effective system of developing teaching. "Self-diagnostics" program complex is developed for a computerization of this technology. Some of the key possibilities of the program complex which make active and mobilize pupils for selfdevelopment are described.

Ключевые слова: развивающее обучение, информатизация образования, программа тестирования, рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология, традиционная система контроля, рефлексия, самооценка, самокоррекция знаний, диагностика качества обучения.

Key words: developing teaching, education informatization, testing program, reflective-and-evaluative self-developing technology, traditional monitoring system, reflection, self-evaluation, knowledge self-correction, diagnostics of teaching quality.

В последнее время широко обсуждается вопрос информатизации образования, о чем свидетельствует большое количество научно-практических конференций, публикаций, обзоров и монографий, посвященных этой теме. Одним из аспектов информатизации является внедрение в учебный процесс технологий, позволяющих наиболее полно использовать возможности компьютерной техники для повышения качества образования. Наряду с этим, другим способом повышения качества образования является развивающее обучение. Поэтому, одной из важнейших задач является сочетание информатизации и развивающего обучения.

Концепция развивающего обучения интересовала педагогов многих поколений: Я. А. Коменского и Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци и И.Ф. Гербарта, К. Д.

Ушинского и др. В советское время ее интенсивно разрабатывали психологи и педагоги Л.С. Выготский, Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Н.А. Менчинская, а также А.К. Дусавицкий, Н.Ф. Талызина, В.В. Репкин, С.Д. Максименко и др.[2] Анализируя их работы, можно сделать вывод, что сутью развивающего обучения является привитие ребенку способности применения прежних знаний в нестандартных ситуациях, а также умение и желание самостоятельно добывать новые знания.

На российском рынке программного обеспечения предлагается довольно большое количество программ, автоматизирующих определенные этапы обучения. Например, существуют электронные учебники, которые облегчают поиск информации учениками. Они предназначены для автоматизации получения знаний. Согласно принципам развивающего обучения, знания не должны даваться в готовом виде. Необходимо создавать такие ситуации, чтобы учащиеся сами добывали знания. Кроме получения знаний в этапы обучения входит также контроль. Автоматизация контроля знаний воплощена только в виде тестовых программ. На самом деле контроль учителем на уроке может быть в виде устного опроса, письменной работы и других видов. Но компьютеризации сегодня хорошо подвергается только тестирование. Это имеет следующие причины. Во-первых, при возложении на компьютер проверку устного опроса, от компьютера потребуется распознавание речи. Но в настоящее время технологии распознавания речи находятся только в зачаточном состоянии. Во-вторых, для проверки работ, написанных руками, требуется распознавание символов. Распознавание печатных символов (печатной машинки, типографских символов) разработано очень хорошо, но уровень распознавания рукописных символов также низок. Более того, даже если речь или буквы будут распознаны, далее необходимо провести их лингвистический анализ и только после этого оценивать, верный был ответ или нет. А для этого требуются высокоразвитый искусственный интеллект и очень большие вычислительные возможности компьютеров. Но в наши дни искусственный интеллект еще не создан, а вычислительных возможностей для этих задач не хватает. Возможно в будущем, с развитием

технологий распознавания речи и символов, а также искусственного интеллекта, станут компьютеризированы и вышеперечисленные виды контроля. Автоматизация тестового контроля не требует больших технологических вложений, поскольку тест представляет собой серию вопросов и варианты ответов к ним, один из вариантов которых верный. Отследить, как ответил учащийся на данный вопрос, не представляется трудным.

Программы, автоматизирующие контроль знаний, представленные на российском рынке, не дают полноценного развивающего эффекта для учащихся. К такому выводу автор пришел после изучения 7 следующих тестовых программ: AVELife TestGold Studio, Adit Testdesk, SCHOOL, ADSoft Tester, MyTest, СТ М-Тест, ПО7нание. Их основные возможности: создание и редактирование тестовых заданий - вопросов с вариантами ответов с указанием верных ответов, проведение процесса тестирования, создание отчета по проведенному тестированию с выставлением оценок. Эти программы дают возможность продиагности-ровать знания, но не дают возможности скорректировать и восполнить пробелы в знаниях, совершенствоваться и расти как личность. Однако широкого распространения в российской системе образования эти программы не получили, что связано, во-первых, с недостаточной компетентностью учителей в области компьютерных технологий и во-вторых, с трудоемкостью создания необходимых контрольно-измерительных материалов (КИМ) по предметам.

В сложившейся ситуации возникает необходимость в создании компьютерной программы, воспроизводящей элементы развивающего обучения, обеспеченной большой базой КИМов и удобным пользовательским интерфейсом. Такой программный комплекс под названием «Самодиагностика» был разработан автором данной статьи в 2006 году и по сегодняшний день продолжает развиваться. «Самодиагностика» воплощает инновационную авторскую педагогическую технологию Юнусбаева Б.Х. Педагогическая технология Юнусбаева Б.Х. [3, 4], представляет собой рефлексивно-оценочную саморазвивающую технологию (РОСТ). Рефлексия здесь понимается как подведение итогов своей деятельности, а также размышление над тем, что ученик усвоил при изучении темы.

Методологической базой построения алгоритма РОСТ является идея личностно-ориентированного, развивающего и саморазвивающего обучения. Основными принципами построения РОСТ служат системно-деятельностный, рефлексивно-оценочный и диагностико-коррекционный подход управления качеством предметного обучения [4]. РОСТ позволяет создать высокоэффективную систему управления качеством предметного обучения и надсистему «РОСА» (рефлексивно-оценочную систему итоговой аттестации обучаемого и учителя). Системообразующим звеном технологии является специальная рефлексивная форма - урок РОСТ. Главной целью урока РОСТ является построение алгоритма системно-деятельностной и рефлексивно-оценочной формы организации педагогической диагностики и мониторинга основных элементов учебной деятельности (мотивационно-оценочной, содержательной, операционномыслительной и рефлексивной). РОСТ гарантирует реальное управление (самоуправление) качеством обучения, достижение эффекта саморазвития и самореализации сторон обучения в профессиональном плане [3].

Для лучшего восприятия и понимания предлагаемой педагогической технологии выделим более четко проблемы, внутренние противоречия традиционной системы контроля (ТСК). На фоне положительных изменений в процессе многочисленных реформ системы образования последних лет и реализации задач ее модернизации самым консервативным и противоречивым ее звеном остается ТСК. Одноканальная, авторитарная и монокритериально-знаниевая система традиционного контроля далеко неадекватна и необъективна для оценивания качества обучения и тем более для итоговой аттестации, где должны оцениваться сам процесс учебно-педагогической деятельности ученика и учителя как единая «субъект-субъектная» система их взаимодействия и его результат. Анализ ТСК и выявление ее внутренних противоречий позволяет охарактеризовать ее как педагогически малоэффективную, затратную по времени и отрицательно влияющую на здоровье ребенка.

Цели, задачи и содержание ТСК, а также процедура ее организации и проведения глубоко противоречат современной научно-педагогической идее ком-

петентностного, личностно-ориентированного обучения и построения современной системы управления (самоуправления) качеством предметного обучения.

По итогам анализа ТСК можно выделить целый ряд противоречий.

Во-первых, это односторонность, авторитарность, субъективность процедуры контроля. Из всех функций, выделяемых педагогикой и методикой по организации контроля качества обучения, на практике массовой школы реально работает одноканальная внешняя проверка и оценка знаний обучаемого. Моно-критериально-знаниевая ТСК не дает возможности учителю выяснить истинную причину удач или неудач учебной деятельности обучаемого. Один из парадоксов нашей системы обучения заключается в том, что самый важный, развивающий, системообразующий элемент деятельности обучаемого - рефлексия находится в «отключенном» состоянии. Хотя внутренняя оценка обучаемого всегда присутствует, но она не всегда совпадает с внешней оценкой педагога.

Во-вторых, в ТСК, ЗУН (знаниевый элемент учебной деятельности) является пока что единственным установленным критерием и показателем качества обучения. Более важные, чем знания, элементы учебной деятельности, такие как мотивационный, операционно-мыслительный, рефлексивный, самооценоч-ный, остаются вне поля зрения педагога. Потому учителю, ученику и самому эксперту остаются нераскрытыми истинные причины удач или неудач в учебной деятельности. Результаты исследований по поликритериальной системе оценки качества обучения показали, что даже при очень высоких «знаниевых» результатах, в целом КПД обучения и профессионального роста и развития учащихся и учителя остаются низкими. Практически, по традиционной системе происходит формирование толстого, мертвого знаниевого пласта, а сам педагогический процесс его формирования слабо мобилизует обучаемого на активную, самостоятельную учебную познавательную деятельность, на саморазвитие и самореализацию личности.

В-третьих, ТСК и есть тот постоянно и сильно действующий стрессовый фактор, который держит ученика в состоянии волнения и неизвестности. И мы

выделяем его как один из серьезных здоровьеразрушающих факторов в общей системе обучения ребенка. Этот фактор действует в течение всего урока, учебного дня, недели, года... Никто не подсчитывал, сколько здоровья теряет обучаемый и учитель.

В-четвертых, ТСК - времяемкая процедура, отнимающая слишком много времени. По данным исследователей учитель теряет для организации итогового тематического контроля от 2-х и более часов драгоценного времени! [3]

В отличие от ТСК, в инновационной технологии РОСТ эти противоречия разрешаются. Односторонность и авторитарность превращается в двусторон-ность и демократичность, «субъект-объектность» по форме организации становится «субъект-субъектным», личностно-ориентированным. Монокритериаль-ность оценивания (только знаний) меняется на поликритериальность. Для поли-критериального оценивания применяется пакет КИМа, измеряющего: достижения базового уровня знаний по предмету; уровень усвоения вариативной части содержания предмета (уровень профильного бучения); уровень понимания и оперирования знаниями по предмету; уровень осознанности, личностной оценки и отношения к полученным знаниям как к ценности по пройденной теме.

Фактор стрессогенности ТСК обусловлен тем, что учитель «выносит окончательный и безоговорочный приговор» знаниям ученика без возможности «обжалования». Урок, построенный по технологии РОСТ, отличается от традиционного контроля тем, что здесь нет «окончательного и безоговорочного приговора», и есть возможность «реабилитироваться». Таким образом, этот урок придает обучаемым чувство комфорта и уверенности.

Времяемкость процедуры контроля в технологии РОСТ уменьшается за счет использования специальных КИМов, созданных в тестовой форме. Тестовая форма заданий ускоряет проверку благодаря использованию ключей-ответов.

Развивающими элементами урока РОСТ являются самостоятельная оценка результатов своей деятельности и рефлексия [1].

Урок РОСТ встраивается в учебный процесс вместо контрольных и итоговых уроков по следующей схеме: тема1 ^ урок РОСТ ^ тема2 ^ урок РОСТ ^ и т.д. Следует уточнить, что урок РОСТ не затрагивает часть учебного времени, когда изучается новый материал.

Урок РОСТ состоит из семи последовательных этапов, каждый из которых имеет научно-педагогическое и психологическое обоснование, свой алгоритм и технологические нормы качества выполнения.

Первый этап урока. Целеполагание. Мобилизация обучаемого на самонаблюдение и саморазвитие. Суть данного этапа заключается в мобилизации обучаемого на активную самостоятельную работу по самоизучению, самооценке, самокоррекции и самонаблюдению результатов своей учебной деятельности, и таким образом, направлено на достижение саморазвития и самореализации личности в процессе предметного обучения. Реализуется это с использованием таких педагогических средств активизации, как эвристическая беседа и создание учебной проблемной ситуации с постановкой вопроса «Хотите ли вы сами себя изучить и оценить свой уровень развития, который вы получили в процессе изучения предмета?» Урок начинается с организации диалога в форме эвристической беседы, имеющий цель установить контакт с обучаемыми. В ходе такого диалога учитель шаг за шагом ведет к постановке главного проблемного вопроса и через него «доводит» учащихся до состояния: «Да, я хочу изучить и наблюдать свое развитие на уроке! Как это делается? Научите нас этому». Устанавливается взаимное согласие между учеником и учителем: «Я изучаю и наблюдаю сам себя. Я развиваю сам себя». Таким образом, на первом этапе урока РОСТ заключается договоренность с учащимися о том, что каждый захотел сам себя изучить, оценить, исправить (скорректировать) и на этой основе наблюдать свое развитие. Если на данном этапе учитель неправильно построит свой урок, то его занятие ничем не будет отличаться от традиционного урока контроля со всеми вытекающими проблемами, о чем было сказано выше.

Второй этап. Первичная самодиагностика качества обучения. В начале данного этапа преподаватель проводит краткий инструктаж по выполнению

первого варианта КИМов, т.е. по самодиагностике. КИМ - это специальный пакет заданий, состоящий из 20 тестовых заданий, удовлетворяющих требованию поликритериальности оценивания. С 1 по 10 вопросы - измерители базового уровня знаний, с 11 по 15 задания - измерители углубленных знаний, с 16 по 19-й - тесты для определения уровня мышления, а 20-й вопрос - измеритель отношения к данной теме или к своим знаниям как значимой для учащегося ценности.

Третий этап. Самооценка результатов первичной диагностики. В начале этапа преподаватель разъясняет суть шкалы оценки качества обучения. Используя этот инструмент, ученик самостоятельно оценивает результаты самодиагностики и выставляет сам себе оценку.

Четвертый этап. Проверка и оценка преподавателем результатов первичной самодиагностики (первичная внешняя, объективная оценка педагога).

Пятый этап. Рефлексия результатов первичной диагностики и самокор-рекция. На этом этапе учащиеся самостоятельно работают над ошибками и исправляют их, используя при этом учебники и тетради, спрашивают, общаются. Главное - активность должна исходить от самого обучаемого.

Шестой этап. Повторная самодиагностика. На этом этапе учащиеся выполняют второй вариант КИМов, которые должны быть строго идентичными первому, но не являются их точными копиями. Если варианты КИМов не идентичны, то невозможно выяснить причину повторных ошибок обучаемого.

Седьмой этап. Индивидуальная и коллективная рефлексия. На этом этапе каждый обучаемый изучает и анализирует собственные результаты учебной деятельности. Это самый ответственный этап саморазвития обучаемого. Он изучает и оценивает эффективность своей работы на уроке, сравнивая итоги первичной и вторичной самодиагностики по следующим показателям: достижение по базовому уровню знаний, уровень углубления предметного мышления, самооценки (рефлексии) и трансляции.

Программный комплекс «Самодиагностика» призван для автоматизации урока, построенного по технологии РОСТ. Им охватываются этапы со второго

по седьмой (кроме коллективной рефлексии). Комплекс рассчитан для работы в компьютерной сети. Он состоит из трех модулей: «Преподаватель», «Ученик» и «Редактор КИМ». Модуль «Преподаватель» предназначен для управления модулями «Ученик» и устанавливается на компьютере учителя. На компьютерах учеников устанавливаются модули «Ученик». Модуль «Редактор КИМ», как можно понять из названия, позволяет приготовить вопросы с вариантами ответов для тестирования.

В начале урока РОСТ, после проведения первого этапа, учитель при помощи модуля «Преподаватель» выбирает, по какому предмету и теме будет проводиться работа. После этого ученики смогут провести процессы самодиагностики, самокоррекции и рефлексии. В процессах первичной и вторичной самодиагностик (второй и шестой этапы) компьютер отображает вопросы КИМа на экране, учащийся выбирает верный ответ из предложенных вариантов с помощью радиокнопок и подтверждает свой выбор. В начале третьего этапа программа отображает шкалу оценки качества обучения. Обучающийся, ориентируясь на эту шкалу, вводит свою самооценку. Четвертый этап - проверка и оценка результатов первичной диагностики проходит в автоматическом режиме. В ходе пятого этапа (самокоррекции) неверные ответы выделяются красным цветом, ученики работают над своими пробелами в знаниях. На седьмом этапе программа отображает диагностическую карту ученика, где видны все результаты ответов на вопросы, а также оценки (согласно поликритериальности оценивания) базового уровня знаний, уровня усвоения вариативной части содержания предмета, уровня понимания и оперирования знаниями и уровня осознанности (личностной оценки). Этот этап называется индивидуальной рефлексией, здесь ученик сопоставляет результаты первичной и вторичной самодиагностики. Видит результаты своей самостоятельной учебной деятельности и осознает динамику саморазвития [1].

Таким образом, еще одним преимуществом программного комплекса «Самодиагностика» по сравнению с перечисленными выше программами, кроме возможности проведения коррекции, самооценки и рефлексии, является воз-

можность проведения полноценного урока. Кроме того, его использование на уроках «РОСТ» дает значительную экономию времени и материальных ресурсов на организацию диагностики качества обучения по сравнению с традиционным его вариантом.

%

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

□ Первичная самодиагностика

□ Вторичная самодиагностика после работы над ошибками

Качество базовых знаний (Госстандарт)

Самооценка Уровень Уровень мышления Уровень

углубленных трансляции

Рис. 1. Положительная динамика качества обучения по результатам урока РОСТ.

Теперь необходимо сказать о результативности урока, построенного по технологии «РОСТ». На рис. 1 приведена диаграмма, которую выдает программный комплекс «Самодиагностика» после окончания урока. Данная диаграмма была построена по результатам урока, проведенного в 2008 году по алгебре у учащихся 9 класса г. Белорецк. Из диаграммы видно, что рост качества базовых знаний составил более чем 50%, углубленных знаний - более 15%, уровня мышления - более 7% и уровня трансляции - более 23%. Такие результаты наблюдаются и в других школах, использующих «Самодиагностику». А всего по республике Башкортостан более 30 школ, внедривших в свою практику данный программный комплекс.

Использование программного комплекса «Самодиагностика» повышает качество образования, что доказано на практике. К настоящему времени создана значительная по объему база КИМов практически по всем предметам, изучаемым в школе. Идет непрерывная работа по совершенствованию существующих и разработке новых КИМов передовыми учителями, работающими по технологии РОСТ. География распространения программного комплекса расширяется с каждым годом. Таким образом, программный комплекс «Самодиагностика» является высокотехнологичным инструментом для современного педагога, нацеленного на результативную работу и профессиональный рост.

Библиографический список

1. Ахмедьянов З.У. Возможности программного комплекса «Самодиагностика» для ор-

ганизации индивидуальной рефлексии обучаемых [текст] // Прикладная математика и информационные технологии в науке и образовании. - Уфа, 2008. С. 122-127.

2. Развивающее обучение [электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://paidagogos.com/?p=105 (дата обращения 02.08.2009).

3. Юнусбаев Б.Х. Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ)

[текст]: Учебно-методическое пособие. - Уфа: БИРО, 2007. - 238 с.

4. Юнусбаев Б.Х. Технология диагностико-коррекционного урока [текст] // Школьные технологии. - Москва, 2001. - № 1. С. 104-109.

Bibliography

1. Akhmedyanov, Z.U. Possibilities of "Self-Diagnostics" Program Complex for the Organization of Pupils’ Individual Reflection [Text] // Applied Mathematics and Information Technologies in Science and Education. - Ufa, 2008. - P. 122-127.

2. Developing Teaching [Electronic Resource]. - Access Mode:

http://paidagogos.com/?p=105 (reference date 02.08.2009).

3. Yunusbaev, B.Kh. Reflective-and-Evaluative Self-Developing Technology (REST) [Text]: Guidance Manual. - Ufa: Bashkir Institute of Education Development, 2007. - 238 p.

4. Yunusbaev, B.Kh. Diagnostic-Correctional Lesson Technology [Text] // School Technologies. - Moscow, 2001. - № 1. - P. 104-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.