Научная статья на тему 'Результативность урока, построенного по рефлексивно-оценочной саморазвивающей технологии'

Результативность урока, построенного по рефлексивно-оценочной саморазвивающей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНАЯ САМОРАЗВИВАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / РЕФЛЕКСИЯ / САМООЦЕНКА / САМОКОРРЕКЦИЯ ЗНАНИЙ / ДИАГНОСТИКА КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ / ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС "САМОДИАГНОСТИКА" / РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА РОСТ / PROGRAM COMPLEX "SELF-DIAGNOSTICS" / REFLECTIVE ESTIMATED SELF-DEVELOPING TECHNOLOGY / REFLECTION / SELF-ESTIMATION / KNOWLEDGE SELF-CORRECTION / DIAGNOSTICS OF TEACHING QUALITY / RESULTS OF A LESSON REST

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ахмедьянов З. У.

В статье описывается «Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ)». Приведены результаты уроков по этой технологии. Результаты анализируются и делается вывод об эффективности технологии в плане повышения качества обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ахмедьянов З. У.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes reflective estimated self-developing technology (REST). Results of lessons on this technology are resulted. Results are analyzed and the conclusion about efficiency of technology in respect of quality improvement of teaching becomes.

Текст научной работы на тему «Результативность урока, построенного по рефлексивно-оценочной саморазвивающей технологии»

протекающих в нем процессах) может рассматриваться как некая многофакторная система, детали которой скрыты от обучающихся, а потому и весь этот поток сведений в целом (его основы, направленность, цели, связи между элементами, причинно-следственные зависимости и т.п.) оказывается трудно доступным для восприятия. Наряду с этим возникает проблема темпа усвоения обучающимися материала с помощью компьютера (проблема возможной индивидуализации обучения при классно-урочной системе).

Эти и многие другие проблемы могут быть решены путем формирования информационно-комуникативной культуры обучающих и обучающихся. Причем процесс формирования информационной культуры должен начинаться с детства - таковы жесткие условия темпов сегодняшней жизни в условиях информатизации общества. Учитель сам должен быть компетентен в этой области.

Информационно-комуникатив-ная культура является составляющим элементом информационной культуры.

Таким образом, развитие информационно-компьютерной культуры является важным условием информатизации и компьютеризации образования и дает возможность участникам этого процесса стать полноправными членами «информационного общества».

Литература:

1. Информатизация педагогической деятельности в федеральной системе повышения квалификации / Сост. В. В. Воронов, А. А. Елизаров. - М., 1997

2. Ибрагимов И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения/И.М. Ибрагимов; под.ред. Ковшова А.Н. - М: ACADEMA, 2005. - 336с.

3. Якушев А.В. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя географии на основе геоинформационных технологий/ Казанский педагогический журнал, №6. - 2009. - с. 65-70.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УРОКА, ПОСТРОЕННОГО ПО РЕФЛЕКСИВНО-ОЦЕНОЧНОЙ САМОРАЗВИВАЮЩЕЙ ТЕХНОЛОГИИ

Ахмедьянов З.У.

В статье описывается «Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ)». Приведены результаты уроков по этой технологии. Результаты анализируются и делается вывод об эффективности технологии в плане повышения качества обучения.

Ключевые слова: рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология, рефлексия, самооценка, самокоррекция знаний, диагностика качества обучения, программный комплекс «Самодиагностика», результаты урока РОСТ.

Lesson productivity constructed by reflective estimated self-developing technology. This article describes reflective estimated self-developing technology

77

(REST). Results of lessons on this technology are resulted. Results are analyzed and the conclusion about efficiency of technology in respect of quality improvement of teaching becomes.

Key words: reflective estimated self-developing technology, reflection, self-estimation, knowledge self-correction, diagnostics of teaching quality, program complex «Self-diagnostics», results of a lesson REST.

Качество обучения в системе образования всегда было ключевой проблемой. Многие учителя в прошлом работали над его повышением. Совершенствуют качество образования и в настоящее время. В традиционном обучении под качеством понимали, в основном, только уровень сформи-рованности знаний. В современных условиях этого недостаточно. Полученные знания через несколько лет теряют свою актуальность (сказанное не относится к естественным наукам). Стало быть, новое содержание образования, кроме знаниевого элемента, должно иметь составляющие для формирования всесторонне развитой личности. Этими составляющими будут рефлексивная, коммуникативная и мыслительная деятельность. Но системы оценивания, которыми сейчас пользуются учителя в школах, явно не достаточно для оценки перечисленных составляющих. Поэтому для обновленного, многоэлементного содержания обучения еще предстоит создать новую, поликритериальную систему оценки и стандартные, системно организованные педагогические измерители качества обучения. Далее следует разработать алгоритм системной педагогической диагностики и мониторинга и уже на этой основе реально управлять качеством обучения.

В образовательных учреждениях республики Башкортостана все больше распространятся и получает известность «Рефлексивно-оценочная са-78

моразвивающая технология» (РОСТ). РОСТ является инновационной педагогической технологией, предлагающей один из способов повышения качества обучения [1]. Эта технология в равной степени может быть использована как в общеобразовательных учреждениях, так и в среднеспециальных учебных заведениях (ссуз).

Методологической базой построения алгоритма РОСТ является идея личностно ориентированного, развивающего и саморазвивающего обучения. Системообразующим звеном технологии является специальная рефлексивная форма - урок РОСТ.

Урок РОСТ встраивается в учебный процесс вместо контрольных и итоговых уроков по следующей схеме: тема1 ^ урок РОСТ ^ тема2 ^ урок РОСТ ^ и т.д. Следует отметить, что РОСТ не затрагивает учебное время, когда изучается новый материал.

Уроки, построенные по технологии РОСТ, состоят из этапов.

Этап 1. Мобилизующее начало. Активизация и мобилизация учащихся на саморазвитие путем создания учебной проблемной ситуации.

Этап 2. Первичная самодиагностика. Организация самостоятельной деятельности учащихся по изучению уровней развития основных элементов учебной деятельности.

Этап 3. Самооценка. Ученик выставляет себе оценку согласно шкале оценок и количеству проблем, выяв-

ленных при первичной самодиагностике.

Этап 4. Самокоррекция. Учитель проверяет результаты первичной диагностики и указывает на задания, в которых были допущены ошибки. Ученик, используя учебник, самостоятельно работает над ошибками.

Этап 5. Вторичная самодиагностика. Обучаемый выполняет второй вариант заданий, по содержанию идентичный первому, что позволяет оценить эффективность самокоррекции и увидеть результаты самостоятельной деятельности обучаемого.

Этап 6. Рефлексия индивидуальная. Учащийся сопоставляет результаты первичной и вторичной самодиагностики. Видит результаты своей самостоятельной учебной деятельности. Осознает динамику саморазвития.

Этап 7. Рефлексия коллективная. Ученики вместе с учителем обсуждают результаты урока РОСТ. Высказывают мнения по результатам своей деятельности и содержанию пройденной темы.

Особенностью технологии является предоставление учащимся возможности мобилизовать способности к саморазвитию. Это осуществляется следующим образом: после прохождения первичной самодиагностики обучающийся обнаруживает имеющиеся у него пробелы в знаниях. Далее начинается самокоррекция. Учащийся, используя учебник и тетради, восполняет свои недостатки знаний, умений и навыков. Он учится самостоятельно работать с учебником по осмыслению и наиболее полному усвоению пройденного материала. Этот процесс он выполняет с особым энтузиазмом, поскольку его ожидает вторичная самоди-

агностика. Наличие этапа самокоррекции между этапами самодиагностик является наиболее сильной стороной технологии в методическом плане для повышения качества обучения. Кроме того, снижается стрессогенность процедуры контроля знаний, поскольку ученик после самокоррекции имеет возможность «реабилитироваться».

В этой технологии для измерения качества обучения используются тестовые вопросы. Во время этапов тестирования проверяются уровень знаний, мышления и трансляции учащегося. Тем самым воплощается поликритериальная система оценивания учебных достижений в технологии РОСТ. Для этого используются специальным образом составленные контрольно-измерительные материалы [2]. Каждый этап самодиагностики включает в себя по двадцать вопросов. Вопросы с первого по десятый измеряют базовый уровень знаний (знаниевый компонент учебной деятельности). Вопросы с одиннадцатого по девятнадцатый измеряют уровень мышления учащихся (насколько развита их мыслительная деятельность) и углубленных знаний. Двадцатый вопрос направлен на проверку уровня трансляции. Уровень трансляции показывает, насколько знания, получаемые в ходе учебной деятельности, важны для обучающегося как ценность. Обычно этот вопрос формулируется в виде: «Каково ваше отношение к изучаемой теме?» Соответствующие вопросы первичной и вторичной самодиагностики должны быть идентичными по содержанию, но не являться их точными копиями. Это условие обеспечивает возможность видеть динамику результатов самостоятельной деятельности

по самокоррекции знаний. Кроме того, на третьем этапе урока диагностируется самооценка учащегося. Он учится процедуре самостоятельной оценки результатов своей деятельности - рефлексии, т.е. культивируется важный элемент учебной деятельности, что собственно обеспечивает развитие самой личности, его профессиональную компетентность.

Теперь приведем реальные результаты уроков, построенных по технологии РОСТ. Автором данной статьи разработан в 2006 году и по настоящее время развивается компьютерный программный комплекс «Самодиагностика», автоматизирующий этапы со второго по шестой урока РОСТ. Всего по республике Башкортостан имеется более 30 школ и ссузов, внедривших в свою практику «Самодиагностику». Поэтому ниже приводятся гистограммы результатов уроков, которые программный комплекс выдает в качестве отчетов по уроку РОСТ. В этих гистограммах по оси ординат откладывается качество обучения. Качество обучения (измеряемый в процентах) есть доля учащихся, получивших хорошие и отличные оценки. По оси абсцисс откладываются элементы поликритериального оценивания и самооценки учащихся. Элементы отображаются парой столбиков, кроме самооценки (показанный единственным столбиком). Высота первого столбика в паре соответствует уровню качества после первичной самодиагностики, высота второго - после вторичной. Последовательность элементов поликритериального оценивания такова: качество базовых знаний (Госстандарт), самооценка, уровень углубленных знаний, уровень мышления и уровень трансля-

ции. О результативности технологии необходимо судить по приросту качества (разности качества на выходе, т.е. после вторичной диагностики и на входе, после первичной диагностики), а также по его абсолютному уровню.

Выше было сказано, что занятия, построенные по технологии РОСТ, с успехом можно проводить в ссузах. Как доказательство успешности, на рисунках 1-8 приведены результаты этих уроков в Нефтекамском нефтяном колледже по дисциплине «Электрические аппараты» на втором курсе. На рисунках с 1 по 4 - результаты группы 22ЭЛ1, на рисунках с 5 по 8 -результаты группы 22ЭЛ2.

Полученные гистограммы позволяют судить о том, как уроки РОСТ позволяют повышать качество обучения. Приведем сначала анализ группы 22ЭЛ1. на первый взгляд кажется, что по результатам первых двух уроков нет никакого прогресса в знаниях студентов. Согласно гистограмме на рис. 1, не видно никакого улучшения в качестве базовых знаний - ноль процентов на входе и на выходе (следовательно, прирост равен нулю). Более того, наблюдается отрицательный прирост углубленных знаний и уровня трансляции. Положительный прирост только у уровня мышления. На второй гистограмме (рис. 2) уже наблюдается прирост по двум критериям оценивания - качество базовых знаний и уровень трансляции. Однако абсолютный уровень базовых знаний (даже на выходе) еще не высок. Пока отрицательный прирост у уровня углубленных знаний и мышления. Такие результаты первых двух уроков можно объяснить тем, что студенты еще не привыкли к этой технологии.

100 90 80 70 60 50 40 30 20

10 0

%

Первичная самодиагностика

Вторичная самодиагностика после работы над ошибками

Качество базовых знаний (Госстандарт)

Самооценка

Уровень углубленных знаний

Уровень мышления

Уровень трансляции

Рис. 1. Результаты урока РОСТ 21.03.09.

%

100 90

80 70 60 50

40 30 20 10 0

Первичная самодиагностика

Вторичная самодиагностика после работы над ошибками

Качество Само- Уровень Уровень Уровень

базовых оценка углубленных мышления трансляции знаний знаний (Госстандарт)

%

90 80 70 -60 -50 40 30 20

10 0

Первичная самодиагностика

Вторичная самодиагностика после работы над ошибками

Качество Само- Уровень Уровень Уровень

базовых оценка углубленных мышления трансляции знаний знаний (Госстандарт)

Рис. 3. Результаты урока РОСТ 15.06.09.

100 90

80 70 60 50

40 30 20 10 0

%

Первичная самодиагностика

Вторичная самодиагностика после работы над ошибками

Качество Само- Уровень Уровень Уровень

базовых оценка углубленных мышления трансляции знаний знаний (Госстандарт)

Но уже, начиная с третьей гистограммы (рис. 3), наблюдается положительный прирост всех элементов поликритериального оценивания, хотя их абсолютные значения еще не так высоки. На четвертой гистограмме (рис. 4) виден очень большой прирост качества базовых знаний и уровня углубленных знаний. А их абсолютные значения на выходе теперь имеют приемлемый уровень. Уровень мышления имеет небольшой прирост, но высокие абсолютные значения.

Таким образом, по мере вникания студентов группы 22ЭЛ1 в суть тех-

нологии РОСТ, они показали хорошее качество своей учебной деятельности.

Теперь проанализируем результаты серии уроков РОСТ студентов группы 22ЭЛ2. Первый урок (рис. 5) аналогичен соответствующему уроку группы 22ЭЛ1. Отличие лишь в том, что на выходе есть прирост качества базовых знаний, но абсолютное его значение еще не высоко. Вторая гистограмма (рис. 6) не сильно отличается по уровню углубленных знаний и уровню мышления от первой. Однако качество базовых знаний имеет неплохое абсолютное значение на выходе и прирост.

над ошибками

%

100

дд ■ Первичная

самодиагностика

80

У0 ■ Вторичная

самодиагностика

60 после работы

40 30 20

Качество Само- Уровень Уровень Уровень базовых оценка углубленных мышления трансляции знаний знаний

(Госстандарт)

Рис.5. Результаты урока РОСТ 14.03.09.

100 90 80 70 60 50 40 30 20

10

0

%

Первичная самодиагностика

Вторичная самодиагностика после работы над ошибками

Качество Само- Уровень Уровень Уровень

базовых оценка углубленных мышления трансляции знаний знаний (Госстандарт)

Рис. 6. Результаты урока РОСТ 11.04.09.

100 90 80 70 60 50

40 30 20 10 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

%

Первичная самодиагностика

Вторичная самодиагностика после работы над ошибками

Качество Само- Уровень Уровень Уровень

базовых оценка углубленных мышления трансляции знаний знаний (Госстандарт)

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

%

Первичная самодиагностика

Вторичная самодиагностика после работы над ошибками

Качество базовых знаний (Госстандарт)

Само- Уровень Уровень Уровень оценка углубленных мышления трансляции знаний

Рис. 8. Результаты урока РОСТ 1.07.09.

Результаты третьего урока (рис. 7) уверенно можно назвать провальными, но скорее всего, это случайно. Поскольку, четвертый урок (рис 8) показывает очень хорошие приросты и абсолютные значения на выходах.

Подводя итоги учебной деятельности с использованием технологии РОСТ у студентов групп 22ЭЛ1 и 22ЭЛ2, действительно можно наблюдать рост качества обучения. Анализ результатов двух групп позволяет утверждать, что данная технология действительно обеспечивает повышение качества образования, и что это повышение - не случайность, а закономерность.

Технология РОСТ очень эффективно применяется кроме ссузов и в общеобразовательных учреждениях. Поэтому будет целесообразным привести результаты уроков, построенных по данной технологии и для учащихся общеобразовательной школы.

Покажем результаты учащихся 8 класса Башкирской гимназии (г. Белорецк) по предмету «Биология».

Так же как и со студентами, первый урок (рис. 9) для учеников, видимо, был непривычным. Качество базовых знаний имеет отрицательный прирост. Абсолютное его значение на входе не превышает 20%. Но остальные уровни элементов поликритериального оценивания имеют положительные приросты и хорошие абсолютные значения. Но уже на втором уроке (рис. 10) ученики во всем показали положительные приросты и высокие абсолютные значения.

Таким образом, идеи технологии РОСТ действительно позволяют повышать качество образования, что доказано на практике. Эффективность можно видеть как в школах, так и в ссузах. Здесь играют очень большую роль и первый этап - правильная мотивация учащихся к самоконтролю; и

100 90 80 70 60 50 40 30 20

10 0

%

Качество

Первичная самодиагностика

Вторичная самодиагностика после работы над ошибками

Само-

Уровень Уровень Уровень

базовых оценка углубленных мышления трансляции знаний знаний

(Госстандарт)

Рис. 9. Результаты урока РОСТ 7.02.08

%

Первичная самодиагностика

Вторичная самодиагностика после работы над ошибками

Качество Само- Уровень Уровень Уровень

базовых оценка углубленных мышления трансляции знаний знаний (Госстандарт)

четвертый этап - самокоррекция знаний, умений, навыков; и шестой этап -рефлексия, подведение итогов своей учебной деятельности после каждого урока РОСТ. По результатам каждого урока учитель получает богатую пищу для размышления, каковы плоды его деятельности, что он может сделать для улучшения своей работы [3]. Наличие компьютерной поддержки технологии делает его еще более привлекательным. В заключение, надо отметить, что сегодня, «Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология» в сочетании с программным комплексом «Самодиагностика» является высокотехнологичным инструментом для современного педагога, нацеленного на результативную работу и профессиональный рост.

Литература:

1. Юнусбаев Б.Х. Рефлексивно-оценочная саморазвивающая технология (РОСТ): Учебно-методическое пособие. -Уфа: БИРО, 2007. - 238 с.

2. Ахмедьянов З.У. Содержание контрольно -измерительных материалов, применяемых в рефлексивно-оценочной саморазвивающей технологии // Актуальные вопросы современной науки: сб. науч. трудов: материалы VI-ой международной конференции (Таганрог, 15 окт. 2009) / под ред. д.п.н., проф. Г.Ф. Гребенщикова. - М.: Спутник+, 2009. - С. 27-31.

3. Ахмедьянов З.У. Рефлексивная деятельность учителя в технологии РОСТ // Опыт и перспективы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании: сб. материалов международной научно-практической конференции (ИТО-Томск-2009). - Томск, 2009. - С. 88-91.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.