Научная статья на тему 'КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ'

КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ / УПРАВЛЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЯМИ / КОНТРОЛЛИНГ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алексеева Елена Анатольевна

Кризисные явления в экономике отечественных предприятий, а также нестабильность внешней среды и усиление конкуренции порождают необходимость внедрения в практику управления современных способов и приемов управления, одним из которых является контроллинг. Контроллинг по-прежнему является инновацией для многих белорусских предприятий, хотя эта система управления уже оправдала себя за рубежом за последние десятилетия. Внедрять контроллинг сегодня необходимо как с целью выхода из кризисного положения, так и для обеспечения долгосрочного выживания и успешного функционирования предприятий в будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ»

результатов управленческих решений а мониторингу устойчивости и динамичности параметров социально-экономического развития региона.

3. Обоснована взаимосвязь территориального отраслевого и хозяйственного подходов в управлении органически присущая условиям функционирования субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений Оптимизаиия взаимосвязи тероиториального, отраслевого и хозяйственного управления позволит обеспечить достижение максимальной социально-экономической эффективности на основе учета зсех регионообразующих параметров е их развитии во времени и пространстве

4 Выделены основные приоритеты трансформации территориального механизма, оазработана кпассификация региональных социально-экономических резервов упоавпение которыми направлено на оптимизацию региональной социально-экономической политики.

Резюме

Предложена новая парадигма совершенствования управления регионом базирующаяся на структурной трансформации его организационно-экономическою механизма и ориентированная на повышение потенциала человеческого развития Выделены приоритетные направления трансформации территориального механизма. отражающие согласование интересов государства региона отрасли, субъектов хозяйства и населения и нацеленные ча повышение потенциала человеческого развития

Разработана классификация региональных социально-экономических резервов, управление которыми опредепяется предложенным алгоритмом оптимизации региональной социально-экономической политики.

SUMMARY

New parad'qm of the 'mprovement oí the region management based on the structural transformaron of ;ts organizational and economic mechanism and oriented to the mprovement of the human development DOtential is suggested. Tne prionxy directions of transforma on of tne territorial mechanism, reflecting the coordination of interests of the state region, economic agents and population and oriented to the improvement of the human development potential are defined.

The class '¡canon of regional social and economic reserves the management of which s oefinea by the suggested algorithm of optimization of the regional social and economic policies is developed.

УЛК 653.012 (467)

КОНТРОЛЛИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

Е А, Алексеева

Рыночная практика свидетельствует что для успешного функционирования в условиях рынка и обеспечения выживаемости предприятиям недостаточно проведения анализа и исследования рынка Чтобы добиться успеха и признания на рынке, необходимо внедрять в практику наиболее прогрессивные методы управления К числу таких новаций относится прежде всего внедрение контроллинга который выступает как система обеспечения выживаемости компании, в краткосрочном плане нацеленная на оптимизацию прибыли, в долгосрочном - на поддержание гармоничных отношений с внешней средой

Контроллинг в системе антикризисного управления в Республике Беларусь играет одну из ключевых ролей. Главная его задача состоит в поиске и выявлении решений при возникновении финансовых, производственных, сбытовых и иных аналогичных проблем предприятий. Кроме того создание на предприятии службы контроллинга сносооствует постановке функции стратегического планирования

Вес>ник У О ВПУ

97

формированию механизма целеполагания, ориентирует раооту менеджеров на долгосрочную перспективу. Внедрение системы контроллинга облегчает и ускоряем процесс адаптации предприятия к рыночным условиям

Под контроллингом понимается система управления экономикой предприятия которая направляет его деятельность на достижение поставленных стратегических и оперативных целей и иных заданных результатов функционирования объединяя в сеое функции планирования, учета, анализа контроля и информационного обеспечения управленческих решений.

Основная цель контроллинга — ориентация управленческого процесса на достижение всех целей, стоящих перед предприятием. Для этого контроллинг обеспечивает выполнение следующих задач:

• координация управленческой деятельности по достижению целей предприятии;

• информационная и консультационная поддержка принятия управленческих решений:

• создание и обеспечение функционировании общей информационной системы управления предприятием'

• обеспечение оэциональносги управленческого процесса.

Необходимость появления на совоемеииых предприятиях такого феномена как контроллинг, можно объяснить следующими причииами.

• усиление нестабильности внешней среды выдвигает дополнительные требования к системе управления предприятием-

• смещение акцента с контроля прошлого на анализ будущего;

• увеличение скорости реакции на изменения внешней среды повышение гибкости предприятия;

• необходимость в непрерывном отслеживании изменений, происходящих во внешней и внутренней средах предприятия'

• необходимость продуманной системы действий по ооеспечению выживаемости предприятии и избежанию кризисных ситуаций;

• усложнение систем управления предприятием требует механизма координации внутри системы управления

• информационный бум при недостатке релевантной (существенной, значимой) информации требует построения специальной системы информационного обеспечении управления

• общекультурное стремление к синтезу, интеграции различных областей знания и человеческой деятельности

Очень широко контроллинг используется в антикризисном управлении при прогнозировании цен на продукцию и услуги, для определения нижних допустимых границ цен и тарифов, расчета ожидаемых прибылей, налоговых платежей и создаваемых резервов. В рамках контроллинга проверяется эффективность различных вариантов инвестиций до и в ходе их осуществления, моделируются условия реализации проекта. Информация, поставляемая службой контроллинга руководству предприятия незаменима для оперативного и стратегического управления.

Контроллинг как система управления достижением целей является неотъемлемой частью управления предприятием. Современный менеджмент разделяет цели предприятия на две группы' оперативные (краткосрочные) и стратегические (долгосрочные, перспективные). Поэтому контролпинг позволяет осуществлять постоянный контроль за достижением как стратегических, так и оперативных целей деятельности предприятия Следовательно, контроллинг как система включает в себя два основных аспекта: стратегический и оперативный.

Цель стратегического контроллинга — обеспечение выживаемости предприятия и "отслеживание" движения предприятия к намеченной стратегической цели развития.

Цель оперативного контроллинга — создание системы управления достижением текущих целей предприятия а также принятие своевременных решений по оптимизации соотношения затраты — прибыль.

ду Вес/ник УО РГ/У

В современных условиях среди исследователей нет единого мнения о сущности и функциях контроллинга. Можно выделить три группы концепций контроллинга которые связаны с его функциональным обоснованием и институциональным представлением: концепции, ориентированные на управленческий учет информационное обеспечение и кооодинацию управления

Концепция с ориентацией на учет концентрирует внимание менеджера на обеспечении прибыли предприятия в целом, опираясь на данные бухгалтерского учета. Контроллинг, базирующийся на учете, охватывает поежде всего оперативные данные в стоимостном выражении. При этом стратегический уровень управления затрагивается лишь косвенно когда речь заходит о потенциале успеха что, безусловно, ограничивает сферу применения данной концепции.

Так, Попова Исакова и Головина определяют контроллинг как Функционально обособленное направление экономической работы на поедприятии, связанное с реализацией финансозо-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений.

За рамки подхода, ориентированного на учет выходят концепции концентрирующие внимание на информации Контроллинг, ооиентиоованный на информацию, охватывает всю систему целей предприятия В этом случае кроме информации, предоставляемой бухгалтерским учетом, используется также количественная и качественная информация, предоставляемая функциональными областями предприятия. По мнению представителей этого направления Т.Райхмана и П.Праислерэ главная задача контроллинга заключается в информационном ооеспечении руководителей как лиц, принимающих решения посредством целенаправленного подбора и оЬработки релевантной информации Однако, в процессе постановки на предприятии контроллинга ориентированного на информацию, возникают сложности с определением границ информационного поля службы контроллинга и его интеграции с информационным хозяйством всего предприятия, поскольку потребности руководителей в информации сложны и плохо структурированы.

В концепции, ориентированной на координацию контроллингу предписывают координацию подсистем внутри управленческой системы предприятия оставляя координацию исполнения управленческих решений самой системе управпения. Этой концепции придерживаются авторы более поздних исследований.

В поспедние годы в экономической мысли наметилась тенденция интеграции различных рзглядов на контроллинг с целью сведения всех концепций в единую систему.

В странах с развитой рыночной экономикой предприятия имеют большой опыт рациональной экономической работы в условиях рынка. Несомненный интерес представляет система контроллинга, широко используемая на многих ведущих фирмах Германии.

Нужно отметить, что и на Западе, в частности в Германии нет четкого и общепризнанного представления о том, что такое система контроллинга каково ее содержание Дискуссия о том, нужен контроллинг или чет, окончена уже давно в пользу контроллинга. Еще в 1974 г. более 90 % крупных немецких предприятий (свыше 5000 занятых) располагали институционально обособленным подразделением контроллинга На сегодняшний день все большее и большее число средних и мелких предприятий также вводит у себя соответствующие службы. Различается используемый практически инструментарий контроллинга, на разных предприятиях по-разному построена эта служба организационно.

Широкое распространение получила система контроллинга и на предприятиях США. И если в Германии контроллинг зародился в рамках научных исследовании пеовоначально пройдя теоретическое обоснование и институциональное офоомление то американские поедприниматели начали активно использовать систему контроллинга еще до того, как этот термин сформировался в научно среде.

Вес/ник УО ВГГУ

99

Схему контроллинга функционирующую в западных странах нельзя переложить' одии к одному на наши условия. Учетно-аналитические школы стран различны и несмотря на общие черты, опираются на сооственные традиции и опыт. Отличается и менталитет счетиых работников управленцев, предпринимателей. Но белорусским предпринимателям не ебрйтись без контполлинга уже сейчас, на нынешнем этапе развития рынка.

Проблемы, стоящие перед предпринимателями стран с развитой рыночной экономикой во многом сходны. Однако отечественные предприятия зачастую несут убытки из-за слабой организации производства и управления и неириспосооленности к новым для них условиям хозяйствования. Поэтому предприятиям республики следует использовать опыт западных стран и внедрять в свою деятельность систему контроллинга, опраьдавшую себя и признанную за руоежом эдаптиоуя ее с учетом особенностей экономического развития поедприятий Республики Беларусь

На современном этапе развития рыночных отношений у большинства отечественных предприятий важное место занимают проблема выживания необходимость сохранения квалифицированных специалистов, обеспечения им приемлемой заработной платы. В этих условиях должен функционировать упрощенный ваоиаит оперативного контроллинга основанный на принципе максимальной загрузки производственных мощностей производством безубыточной по прямым затратам продукции при ооеспечении ее сбыта и оплаты.

Гак внедрение системы конт роллинга на предприятиях легкой поомышленности позволит сиизить непроизводительные затраты, повысить заинтересованность сотрудников в оезультатах своей оаботы устанорить систему контроля доходов и расходов обеспечить руководство всей необходимой информацией в виде, пригодном для принятия управленческих решений активизировать деятельность маркетинговых служб и т.д.

На следующих этапах возможно использование более сложных в методологическом отношении вариантов контроллинга, основанных на выборе одной из многих альтернатив загрузки мощностей применения различных систем скидск для обеспечения эффективного сбыта продукции и т. п. Наиболее сложная система контроллинга связана с поиском и обоснованием выбора варианта производственных и финансовых инвестиций. Ее практическое использование в наших условиях возможно тогда когда экономическое положение предприятий стабилизируется. а рыночные инструменты хозяйствования станут функционировать в полной мере.

Список использованных источников

1. Попова Л.В Исакова Р.F., Головина Т.А. Контроллинг: Учеб. пос - M Издательство «Дело и Сервис», 2003. - 192с.

2. Дайле А. Практика контроллинга' Пер. с нем. / Под оед и с предисл. МЛ Лукашевича E.H. "Гихоненковой - М. Финансы и статистика. 2003 - 336с

3. Контроллинг в бизнесе Методологические и практические основы пос~роения контроллинга в организации. / А М. Карминский Н.И. Оленев А.Г. Примак, С.Г. Фальке - 2-е из,о - М.: Финансы и статистика 2002. - 2ь6с.

4 Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А.Ананькина C.B. Данилочкин Н.Г. Данилочкина и др.: Под ред. Н.Г.Данилочкиной. -M 'Аудит ЮПИ ГИ, 1998. -2/9с.

5. Лебедев П. В. Контроллинг: ^еория. методика, практика. - Мн.: УП «ИВЦ Минфина»,2001 - 152с.

6. Майер Э. Контроллинг как система мышления и управления: Пер. с нем. Ю Г. Жукова и С И. Зайцева / Под редакцией С.А. Николаевой. -М.:Финансы и статист ика. 1993. - 96с

■j,„ Вестник У О ЯГ/У

7. Пич Г., Шерм Э. Уточнение содержании контроллинга как Функции управления и его поддержки. // Проблемы теории и поактики управления - 2001. - №3. - с.102.

УДК 658.5.011

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

И.Г. Бабеня

Необходимость поддержания и повышения уровня конкурентоспособности отечественных производителей в условиях растущей конкуренции на внутренних и внешних рынках делает актуальной разработку методического инструментария оценки уровня конкурентоспособности предприятий.

При разработке показателя конкурентоспособности предприятия были поставлены следующие задачи:

- разработать показатель, который предполагал бы использование единого подхода к оценке и анализу конкурентоспособности на разных уровнях: товара, предприятия, отрасли;

- избежать использования в расчетах экспертных оценок;

- использовать для расчетов общедоступную информацию.

Системный подход, рассматривающий предприятие как подсистему систем более высокого уровня, позволяет идентифицировать:

конкурентоспособность на входах в организацию. В этом случае предприятие оперирует на рынке материальных, финансовых, трудовых или информационных ресурсов выступая в хачестве покупателя.

конкуренция на выходах организации. В этом случае оценивается конкурентоспособность продукции или услуги.

конкурентоспособность отдельных подсистем внутренней среды организации. В этом случае оценивается внутренний потенциал предприятия включающий финансовый, маркетинговый, производственный, инновационный, кадровый управленческий потенциалы. Внутренний потенциал предприятия отражает степень силы предприятия в наращивании и использовании ресурсов, находящихся в его распоряжении, а также в реализации всех его видов деятельности и создании резервов для своего дальнейшего развития.

Предприятие вынуждено конкурировать за доступ к ресурсам, чтобы иметь возможность выполнять свою основную функцию - производить товар, предназначенный для реализации на товарном рынке. Конкурентоспособность отдельных подсистем внутренней среды - необходимое условие создания внутренних конкурентных преимуществ, эффективной деятельности и, как следствие, создания возможностей для развития самой организации. В связи с этим можно сделать вывод что концентрированным выражением конкурентоспособности предприятия является конкурентоспособность на выходах, т.е. конкурентоспособность товаров или услуг, производимых организацией, в сочетании с более высокой эффективностью деятельности по сравнению с конкурентами, так как последнее является необходимым условием инновационного развития повышения качества, развития потребительских свойств товара.

Методический аппарат оценки уровня конкурентоспособности предприятия сегодня предполагает использование одного из следующих групп методов"

Методы оценки по товарным признакам.

Матричные методы оценки конкурентоспособности.

Методы основанные на использовании частных показателей конкурентоспособности без расчета сводного индекса (например, многоугольник конкурентоспособности).

Вес, ник УОВГГУ 101

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.