Научная статья на тему 'Роль стратегического контроллинга в системе антикризисного управления'

Роль стратегического контроллинга в системе антикризисного управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатова В. А.

Контроллинг как эффективный инструмент антикризисного управления, предназначен для своевременного обнаружения сигналов кризисных ситуаций. Стратегический контроллинг призван отслеживать изменения во внешней и внутренней среде предприятия сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль стратегического контроллинга в системе антикризисного управления»

РОЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЛИНГА В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

© Филатова В.А.*

Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

Контроллинг как эффективный инструмент антикризисного управления, предназначен для своевременного обнаружения сигналов кризисных ситуаций. Стратегический контроллинг призван отслеживать изменения во внешней и внутренней среде предприятия сферы услуг.

При наступлении кризисных ситуаций существующие средства достижения целей становятся неадекватными и неэффективными, в результате чего предотвратить или преодолеть период непредсказуемости существования в экономической среде предприятию достаточно сложно. Существующие разработки в области антикризисного управления, управленческого учёта и бюджетирования, позволяют сделать вывод о большом потенциале, для внедрения современных методов и инструментов менеджмента, таких как контроллинг, необходимого для предвидения кризисных ситуаций, достижения поставленных целей и реализации стратегии антикризисного управления. Этому реально должна содействовать необходимость введения системы антикризисного управления на предприятиях сферы услуг.

В современных условиях среди зарубежных и отечественных исследователей в области контроллинга нет единого мнения по поводу его сущности и функций. В связи с этим отсутствует и общепринятое определение контроллинга (табл. 1).

Таблица 1

Основные подходы к содержанию контроллинга

Содержание контроллинга Авторы

Котроллинг - система интегрированного обеспечения планирования и контроля деятельности предприятия Хан Д.

Контроллинг - подсистема управления, которая координирует подсистемы планирования, контроля и информационного обеспечения, поддерживая тем самым системообразующую и системоувязывающую координацию Хорват П.

Контроллинг представляет собой элемент управления социальной системой, выполняющий свою главную функцию поддержки руководства в процессе решения им общей задачи координации системы управления с упором, прежде всего, на задачи планирования, контроля и информирования Вебер Ю.

Контроллинг - это концепция, направленная на ликвидацию «узких мест» и ориентированная на будущее в соответствии с поставленными целями и задачами получения определенных результатов Майер Э. Анискин Ю.П. Павлова А.М.

* Ассистент кафедры «Финансы и кредит».

Продолжение табл. 1

Содержание контроллинга Авторы

Контроллинг - это функционально обособленное направление экономической работы на предприятии, связанное с реализацией финансово-экономической комментирующей функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических решений Ананькина Е.А. Данилочкин С.В. Данилочкина Н.Г. Попова Л.В. Исакова Р.Е. Головина Т.А.

Контроллинг - это целостная концепция экономического управления предприятием, ориентирующая руководителей на выявление всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли Лукашевич М.Л. Тихоненкова Е.Н. Харин А.А. Коленский И.Л. Пущенко Н.Н. Старых В.А.

Контроллинг - это концепция системного управления и способ мышления менеджеров, в основе которых лежит стремление обеспечивать долгосрочное эффективное функционирование организации Карминский А.М. Оленев Н.И. Примак А.Г. Фалько С.Г.

Контроллинг - это концепция в практическом управлении, направленная на поиск возможных кризисных ситуаций, своевременную ликвидацию узких мест и отклонений, обеспечение тенденций устойчивого стратегического развития в соответствии с целью, планом и миссией Коротков Э.М.

Сравнивая и анализируя содержание определений, становится очевидным, что контроллинг является важнейшим средством эффективного функционирования предприятия, так как:

- обеспечивает необходимой информацией для принятия своевременных и эффективных управленческих решений путем интеграции процессов сбора, обработки, подготовки, анализа, интерпретации информации;

- предоставляет информацию для управления трудовыми и финансовыми ресурсами;

- обеспечивает выживаемость предприятия на уровнях стратегического и тактического управления.

По мнению А.М. Карминского контроллинг, являясь концепцией системного управления, организуется, как правило, там, где управление находится в кризисе, либо хозяйственная деятельность не удовлетворяет современным требованиям и требованиям рынка [4]. Факторы, являющиеся основанием для создания системы контроллинга в организации:

- ухудшение финансово-экономических показателей;

- появление новых или корретировка целей в сложившихся условиях функционирования;

- отсутствие согласования целей;

- устаревшие методы планирования, калькуляции и анализа, не удовлетворяющие менеджменту предприятия;

- отсутствие методик учета и анализа, несоответствие требованиям как основы для отслеживания деятельности и принятия управленческих решений;

- дублирование или отсутствие некоторых функций, наличие конфликтных ситуаций при их выполнении.

Осуществление в России рыночных реформ, высокий уровень влияния факторов внешней среды и ряд других причин обусловили интенсивность исследований в области контроллинга, о чем свидетельствуют многочисленные публикации. Вместе с тем теоретическое осмысление преимуществ создания службы контроллинга, функций и инструментария стратегического контроллинга в системе антикризисного управления остается весьма мало освещенной областью исследования.

Профессор Г.А. Александров считает, что контроллинг является основным современным инструментом профилактики кризисов. «Представляя собой функционально-обособленное направление экономической работы на предприятии, контроллинг, по сути, выполняет функцию «управления управлением» и является синтезом целого круга управленческих задач» [1, с. 72-73]. По его мнению [1], с помощью контроллинга как инструмента профилактики кризиса, возможно добиваться главной цели любого коммерческого предприятия - получения прибыли.

Особого внимания заслуживает мнение профессора Э.М. Короткова [2, с. 257], который считает, что «постепенно в процессах экономического развития контроллинг будет формироваться в тип управления». По его мнению, «контроллинг - это система непрерывного отслеживания тенденций развития организации по методике обнаружения слабых сигналов кризиса и анализа возможных их последствий».

В системе антикризисного управления контроллинг имеет важное значение при предупреждении кризиса или обеспечении готовности к его наступлению. Его основное преимущество заключается в способности своевременно отслеживать и реагировать на множество «сигналов» возможного кризиса, поступающих из внешней и внутренней среды, а также обеспечить постоянный контроль за стабильным функционированием и устойчивым развитием предприятия сферы услуг, в соответствии с его миссией, видением и стратегическими целями.

Необходимо отметить, что контроллинг призван обеспечивать связь тактики и стратегии развития предприятия. В качестве главных типов контроллинга выделяют стратегический и оперативный. Подчеркивая особенность контроллинга, И. Гусева [3, с. 100] считает, что «главной целью формирования системы контроллинга является разработка унифицированной методологии, позволяющей поэтапно осуществлять шаги, направленные на ее внедрение». Алгоритм построения комплексной модели контроллинга на предприятии предусматривает два основных этапа:

- внедрение системы оперативного контроллинга;

- внедрение системы стратегического контроллинга.

Особую роль играет стратегический контроллинг, который призван отслеживать изменения, происходящие как во внутренней, так и во внешней среде предприятия, а также создать условия для адаптации к этим изменениям и готовности к их возможным последствиям. По мнению профессора Э.М. Короткова [2, с. 265] стратегический контроллинг ориентирован на поддержание и формирование потенциала успеха, проведение антикризисной политики по всем направлениям и решает следующие задачи:

- контроль за параметрами развития, установление целей, определение принципов антикризисного управления в конкретных условиях;

- распределение ответственности за выполнение определенных заданий антикризисной стратегии;

- анализ и исследование вариантов стратегии антикризисного управления;

- определение «критических» внешних и внутренних факторов реализации антикризисной программы;

- определение поэтапных моментов реализации антикризисной программы, требующих усиления контроля, использования специальных методов оценки и обнаружения «сигналов» кризиса;

- формирование критериев, отклонений, нормативных величин.

Таким образом, стратегический котроллинг как эффективный инструмент антикризисного управления позволяет повышать эффективность управления посредством своевременного обнаружения отрицательных сигналов развития. Совершенствование процессов управления на предприятиях сферы услуг за счёт внедрения системы контроллинга оказывает непосредственное влияние на ускорение процессов принятия решений в стратегически ключевых сферах функционирования предприятий:

- в производственной сфере: контроллинг структуры и качества ресурсов;

- в инвестиционной сфере: контроллинг инвестиционных потоков внутри предприятия;

- в финансовой сфере: контроллинг движения денежных потоков (финансовых, кредитных, налоговых, страховых, пенсионных и др.) с целью их сбалансированности;

- в сфере кадрового обеспечения (рост эффективности и оплаты труда, социальных гарантий, создание действенной системы мотиваций, расстановки кадров, их профессионально-техническая подготовки и переподготовки);

- в инновационной сфере (научные исследования, опытное производство, модернизации основных средств и технологий).

Таким образом, с внедрением системы контроллинга в сферу управления предприятия сферы услуг получают совокупность современных мето-

дов и инструментов антикризисного управления, необходимых для предвидения будущих угроз и достижения прогнозируемых перспектив на основе системы адаптации к постоянно меняющимся условиям внешней и внутренней среды.

Список литературы:

1. Антикризисное управление: теория, практика, инфраструктура. -учебно-практическое пособие / отв. ред. Г.А.Александров. - М.: Изд-во БЕК, 2002. - 544 с.

2. Антикризисное управление: учебник / Под. ред. Э.М. Короткова. -2-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2008.

3. Гусева И. Модель стратегического контроллинга // Проблемы теории и практики управления. - 2008. - № 3. - С. 100-108.

4. Карминский А.М. Внедрение корнтроллинга в организации: этапы и типичные ошибки [Электронный ресурс] / Центр дистанционного обучения «Элитариум». - 2010. - Режим доступа: www.elitarium.ru.

4. Контроллинг в бизнесе. Методические и практические основы построения контроллинга в организациях / A.M. Карминский, Н.И. Оленев, А.Г. Примак, С.Г. Фалько. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 256 с.: ил.

СЕГМЕНТИРОВАНИЕ РЫНКА МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

© Халястова Э.А.*

Поволжский государственный университет сервиса, г. Тольятти

В статье рассмотрено понятие и значение сегментирования рынка применительно в оказании медицинских услуг, рынок медицинских услуг разбит на сегменты, которые имеют свои направления и формы предоставления данного вида услуг.

Адаптация традиционных систем здравоохранения к условиям рыночных отношений, исследования врачебной медицинской деятельности с точки зрения производства и продажи медицинских услуг, раскрытие действия экономических законов при организации и осуществлении лечебно-диагностического процесса - объективные реалии современного этапа медицины XXI века.

Сегментирование - деление рынка на отдельные группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться отдельные товары и услуги.

Рынок состоит из покупателей, а покупатели отличаются друг от друга по самым разным параметрам. Разным может быть все, потребности, гео-

* Соискатель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.