Библиографический список
1. Патласов, О. Ю. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации : учеб. пособие / О. Ю. Патласов, О. В. Сергиен-ко. - М. : Книжный мир, 2009. - C. 85-87.
2. Трапезников, А. Модернизация экономики — основа индустриально-инновационного развития Туркменистана / А. Трапезников // Электронная газета Туркменистан: золотой век [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www. turkmenistan.gov.tm/?id = 5893 (дата обращения:13.04.2015).
3. Кривяков, С. В. Стратегии модернизации российской экономики [Электронный ресурс] / С. В. Кривяков. - Режим доступа : http:// www.finansy.ru/st/comment_1324894971. html#com (дата обращения: 08.05.2015).
4. Сергиенко, О. В. Антикризисное управление на макро- и микроуровнях экономики / О. В. Сергиенко, С. Е. Метелев // Materialy XI Miedznarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategizne pytania swiatowej nauka-2015», 07 — 15 lutego 2015 roku. Vol. 2 Ekonomiczne nauka Przemysl Nauka i studia, 2015. - P. 31-41.
5. Давосский форум разгадал загадку конкурентоспособности [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.u-f. ru/ru/Archive/2008/1/1 /Article/ID_16608 (дата обращения: 10.05.2015).
6. Патласов, О. Ю. Стратегические вектора модернизации экономик России и Кыргызстана: реальность и мифы / О. Ю. Патласов // Вестник Кыргызского экономического университета им. М. Р. Рыскулбекова. — 2013. — № 1. — С. 93-96.
ПАТЛАСОВ Олег Юрьевич, доктор экономических наук, профессор (Россия), проректор по международной деятельности Омской гуманитарной академии, проректор по лицензированию и аккредитации Омского регионального института, профессор кафедры экономики и землеустройства ТФ Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина. Адрес для переписки: opatlasov@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.05.2015 г. © О. Ю. Патласов
№
УДК 6501 Т. Д. СИНЯВЕЦ
Омский государственный институт сервиса
КОНТРОЛЛИНГ КАК ФУНКЦИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ
Усложнение производственно-хозяйственных и управленческих процессов в организации, неопределенность и изменчивость среды, кризисные ситуации привели к формированию контроллинга как функции саморегулирования системы менеджмента организации. На базе традиционной функции менеджмента — контроля — сформировалась содержательно более наполненная и качественно выраженная функция — контроллинг. Объективность данного факта раскрыта на основе анализа условий и факторов рыночной среды, определяющих успешность функционирования организаций, а также противоречий в системе менеджмента и потребности в сохранении динамического равновесия системы с помощью скоординированных действий (для организации — это поддержание ее устойчивого развития).
Ключевые слова: система менеджмента организации, контроль, контроллинг, условия, факторы.
Исследовав эволюцию контроля, можно констатировать следующее: контроллинг является более развитым качественным уровнем контроля. Не случайно семантика слова контроллинг происходит от фран. controle — контролировать, управлять [1, с. 421]. Анализ условий и факторов, определивших развитие контроллинга, представлен в табл. 1.
Анализ условий и факторов, представленных в табл. 1, сильно повлиял на развитие контроллинга, что позволяет сделать вывод об изменении содержания контроля: от традиционно сложившегося наблюдения по отклонениям производственных процессов и результатов производственной деятельности, затрат ресурсов к действиям по отслеживанию состояний элементов внешней среды (конкурентов, законодательства, потребностей клиентов и общества и др.) и оценке эффективности и качества менеджмента организации.
Критический анализ процесса реализации функции контроля с использованием традиционной классификации противоречий (внешние и внутренние, антагонистические и неантагонистические, основные и второстепенные) позволил установить ряд объективно существующих противоречий в реализации данной функции. К основным относятся противоречия между масштабностью контролируемой сферы и уровнем сложности контроля; между целями контроля и механизмом его реализации, между интересами субъектов управления, между затратами ресурсов и результатами контроля, между объектами контроля.
К второстепенным противоречиям в реализации контроля автором отнесены:
— противоречия в целях контроля субъектов управления на разных уровнях управленческой иерархии;
о
от
Е
Т
Таблица 1
Условия и факторы, определившие существование и развитие контроля в деятельности хозяйствующих субъектов
Условия Факторы
Внешние
Общественное разделение труда. Неопределенность внешней среды. Усложнение хозяйственного управления. Поддержание конкурентоспособности. Экономические кризисы. Усложнение рыночной среды (в настоящее время глобализация экономики), ее неопределенность и изменчивость. Усиление конкуренции между товаропроизводителями на национальных и международных рынках. Политика государства и уровень развития законодательства.
Внутренние
Ограниченные ресурсы, имеющиеся в распоряжении конкретной организации. Увеличение размеров организации, количества подразделений, формирование корпораций. Усложнение системы менеджмента организации. Потребность в социально-ответственном менеджменте для гармоничного развития личности, общества и природы. Потребность в рациональном использовании ресурсов, учете (потенциальных и имеющихся) ресурсов для получения значимого результата. Потребность в оптимизации внутренних процессов деятельности. Необходимость прогнозирования развития фирмы с учетом масштаба и сложности технологических и управленческих процессов. Уровень развития других функций управления (планирования, организации, координации, регулирования, мотивации). Хозяйственная самостоятельность и инициатива деятельности, ведущие к использованию новых форм и методов управления. Уровень развития трудового потенциала организации. Кризисные ситуации, ошибки управления, противоречия в интересах субъектов управления. Потребность субъектов управления в повышении эффективности менеджмента для устойчивого развития организации долгосрочном периоде.
Таблица 2
Сравнительный анализ понятий «контроль» и «контроллинг»
Параметры сравнения Контроль Контроллинг
Цели Выявление отклонений производственной деятельности организации. Поддержание успешной деятельности организации в рыночной среде.
Основные объекты Затраты на сырье и материалы; производственные процессы, трудовая дисциплина, результаты производственной деятельности. Тактические и стратегические цели, центры ответственности, состояние рыночной конъюнктуры, качество трудового потенциала и уровень знаний, качество системы менеджмента, риски, безопасность организации.
Сущностные характеристики Количественная оценка, системность. Качественные оценки, опережающий характер, социальная направленность, оценка взаимодействия структурных подразделений (филиалов).
— противоречия между целями контроля и уровнем развития организации;
— противоречия в используемых методах контроля;
— противоречия в выборе показателей контроля и тому подобные, устранение которых зависит от профессиональных действий управленцев.
Исходя из выше изложенного, следует развести понятия «контроль» и «контроллинг» с использованием таких критериев, как цели, основные объекты, сущностные характеристики (табл. 2). Сравнительный анализ позволил сделать вывод о различии данных понятий и дать определение контроллинга системы менеджмента организации.
Контроллинг представляет собой функцию системы менеджмента, которая позволяет дать оценку успешности деятельности организации и направленно воздействовать на данную систему для поддержания ее устойчивого развития в дол-
госрочной перспективе. Цель контроллинга как функции саморегулирования состоит в поддержании устойчивого развития системы менеджмента для успешного функционирования организации в долгосрочной перспективе [2, с. 38]. Если рассматривать контроллинг как функцию саморегулирования системы менеджмента, то в его основе должно лежать выполнение действий, связанных:
а) с установлением эталона системы менеджмента;
б) наблюдением за состоянием системы и ее взаимосвязями со средой;
в) оценкой этих действий, с точки зрения достижения желаемого состояния системы;
г) активизацией реагирования субъектов на нарушения/ отклонения от желаемых параметров системы.
Исходя из целей функционирования и развития системы менеджмента организаций у субъектов
№
Рис. 1. Замкнутый контур контроллинга системы менеджмента
Рис. 2. Место контроллинга в системе менеджмента организации
о
от
Е
Т
управления складываются потребности в настройке процессов адаптации системы менеджмента к постоянным изменениям, происходящим в рыночной среде, а также в формировании перспективного видения целей развития фирмы и ее будущих желаемых состояний. Удовлетворение данной потреб-
ности является основной задачей контроллинга. Для этого необходимо обеспечить выполнение следующих контроллинговых действий:
1. Активизировать и поддерживать работу по прогнозированию деятельности фирмы, формированию ее миссии и выбору стратегии бизнеса
и стратегии управления персоналом, что позволяет достичь результативности и эффективности системы менеджмента в перспективе. Эти контроллинговые действия можно назвать упорядочиванием целеполагания. При этом функция контроллинга не заменяет прогнозирование будущих состояний и разработку целей, а заключается в организации, контроле и координации совместной деятельности субъектов управления 1-го и 2-го уровня (учредителей, собственников, топ-менеджеров, специалистов) по выбору или уточнению приоритетов развития, формулированию или корректировке миссии организации, ее целей. Перечисленные выше действия представляют собой работу в рамках стратегического управления. Именно поэтому многие авторы отождествляют контроллинг и стратегическое управление.
2. Организовать выбор критериев и показателей для оценки состояния системы менеджмента, а также форм и методов контроллинга. Эти действия можно назвать методическими.
3. Установить регламенты управленческой деятельности для достижения целей менеджмента и управления персоналом. Создание положений, регламентов процедур, классификаторов и рабочих инструкций, иных норм позволяет регулировать состояние системы. Эти действия можно назвать регламентированием.
4. Осуществлять периодическую оценку согласования всех видов планов и бюджетов и их соответствия целям организации. Эти действия можно определить как согласование планов. Разработка самих планов в контроллинг не входит.
5. Проводить систематические работы по установлению отклонений в ресурсах, процессах и результатах деятельности, что требует выполнения учетно-контрольно-аналитических действий, позволяющих обеспечить достоверность данных. В контроллинговые действия входит не только установление отклонений, возникающих в системе менеджмента, оценка их значимости и глубокий анализ причин отклонений, но и разработка методологии контроля и анализа деятельности по различным направлениям (выбор или разработка новых форм, методов и инструментов контроллинга, оценка их результативности и эффективности использования).
6. Способствовать созданию, поддержанию и совершенствованию информационного обеспечения системы менеджмента организации. Поскольку существует необходимость увязать стандарты, планы по различным функциональным направлениям деятельности, закрепленные за разными подразделениями, получать обобщенную информацию о деятельности организации или состоянии функциональных подсистем, то сделать это быстро и качественно можно только на основе единой информационной базы. Это действия по поддержанию информационного обеспечения.
7. Направлять корректирующие действия менеджеров организации на достижение оптимальных состояний отдельных процессов и элементов системы, на основе разъяснения методологических принципов выполнения работ, помощи в их осуществлении. Эти действия можно назвать консультативно-координационными.
8. Инициировать внедрение новых инструментов (форм и методов) оптимизации менеджмента (например, аутсорсинга, бенчмаркинга и т.д.), а также изменение концептуальных основ управления
организацией. Данные действия можно назвать эвристическими, или инновационными.
9. Оценивать результаты изменений в системе менеджмента для установления соответствия ее состояния заданным параметрам (типу оптимальности). Контроллинг является катализатором эффективности, в его рамках определяют резервы повышения внутренней и внешней эффективности менеджмента организации, ведущих к достижению успеха социально-экономической деятельности организации как ключевой цели менеджмента. Кроме того, оценка получаемых результатов управления является основой для принятия решений о безопасности и стабильном развитии системы менеджмента, следовательно, контроллинг выполняет защитную функцию.
Суть контроллинга как функции саморегулирования раскрывает замкнутый характер контроллинговых действий, поэтому они представлены в виде замкнутого контура контроллинга на рис. 1. Данные действия повторяются либо в установленные периоды времени, либо стихийно в случаях перемен в деятельности организации.
Если смотреть на контроллинг как на функцию системы менеджмента, которая реализуется в отношении самой системы, а не внутренних процессов деятельности, то контроллинг становится самостоятельным видом деятельности, поддерживающим стратегическое управление, стимулирующим внедрение бюджетирования, регламентации, стандартизации и других современных инструментов управления. Контроллинг может быть реализован как собственными силами организации (специалистами), так и вынесен за ее пределы (консультанты, эксперты). Место контроллинга в системе менеджмента организации представлено на рис. 2.
В заключение можно отметить, что существует проблема теоретического обоснования становления новой функции системы менеджмента. Автором уточнены и развиты некоторые теоретические положения контроллинга как функции саморегулирования системы менеджмента организации:
1. Систематизированы условия и факторы, а также противоречия, повлиявшие на развитие контроля и контроллинга как функций менеджмента.
2. Установлена связь между контроллингом и контролем как функциями систем разного порядка, причем контроллинг как функция системы менеджмента организации включает в себя контроль как функцию наблюдения за процессами, ресурсами и результатами организационной деятельности.
Библиографический список
1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азри-лияна. — 6-е изд., доп. — М. : Ин-т новой экономики, 2004. — 1376 с.
2. Синявец, Т. Д. Теоретико-методологические основы контроллинга системы управления персоналом : моногр. / Т. Д. Синявец. — Новосибирск : Изд-во СО РАН Наука ; ОмГТУ, 2014. - 370 с.
СИНЯВЕЦ Татьяна Дмитриевна, доктор экономических наук, доцент (Россия), профессор кафедры экономики и менеджмента, доцент. Адрес для переписки: omtibonn@rambler.ru
Статья поступила в редакцию 28.01.2015 г. © Т. Д. Синявец