Научная статья на тему 'Контроллинг как функция саморегулирования менеджмента организации'

Контроллинг как функция саморегулирования менеджмента организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ / КОНТРОЛЬ / КОНТРОЛЛИНГ / УСЛОВИЯ / ФАКТОРЫ / ORGANIZATIONAL MANAGEMENT / MONITORING / CONTROLLING / CONDITIONS / FACTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синявец Татьяна Дмитриевна

Усложнение производственно-хозяйственных и управленческих процессов в организации, неопределенность и изменчивость среды, кризисные ситуации привели к формированию контроллинга как функции саморегулирования системы менеджмента организации. На базе традиционной функции менеджмента контроля сформировалась содержательно более наполненная и качественно выраженная функция контроллинг. Объективность данного факта раскрыта на основе анализа условий и факторов рыночной среды, определяющих успешность функционирования организаций, а также противоречий в системе менеджмента и потребности в сохранении динамического равновесия системы с помощью скоординированных действий (для организации это поддержание ее устойчивого развития).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Controlling as a function of self-management system

The increasing complexity of industrial, economic and management processes in the organization, the uncertainty and variability of the environment, crisis led to the formation of self-regulation as a function of controlling the management system of the organization. On the basis of the traditional functions of management control has formed a meaningful and full of expression, the function of controlling quality management system of the organization. The objectivity of this factor is disclosed in an article based on the analysis of market conditions and environment factors that determine the success of the functioning of the organizations, as well as contradictions in the system of management.

Текст научной работы на тему «Контроллинг как функция саморегулирования менеджмента организации»

Библиографический список

1. Патласов, О. Ю. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации : учеб. пособие / О. Ю. Патласов, О. В. Сергиен-ко. - М. : Книжный мир, 2009. - C. 85-87.

2. Трапезников, А. Модернизация экономики — основа индустриально-инновационного развития Туркменистана / А. Трапезников // Электронная газета Туркменистан: золотой век [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www. turkmenistan.gov.tm/?id = 5893 (дата обращения:13.04.2015).

3. Кривяков, С. В. Стратегии модернизации российской экономики [Электронный ресурс] / С. В. Кривяков. - Режим доступа : http:// www.finansy.ru/st/comment_1324894971. html#com (дата обращения: 08.05.2015).

4. Сергиенко, О. В. Антикризисное управление на макро- и микроуровнях экономики / О. В. Сергиенко, С. Е. Метелев // Materialy XI Miedznarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategizne pytania swiatowej nauka-2015», 07 — 15 lutego 2015 roku. Vol. 2 Ekonomiczne nauka Przemysl Nauka i studia, 2015. - P. 31-41.

5. Давосский форум разгадал загадку конкурентоспособности [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www.u-f. ru/ru/Archive/2008/1/1 /Article/ID_16608 (дата обращения: 10.05.2015).

6. Патласов, О. Ю. Стратегические вектора модернизации экономик России и Кыргызстана: реальность и мифы / О. Ю. Патласов // Вестник Кыргызского экономического университета им. М. Р. Рыскулбекова. — 2013. — № 1. — С. 93-96.

ПАТЛАСОВ Олег Юрьевич, доктор экономических наук, профессор (Россия), проректор по международной деятельности Омской гуманитарной академии, проректор по лицензированию и аккредитации Омского регионального института, профессор кафедры экономики и землеустройства ТФ Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина. Адрес для переписки: opatlasov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2015 г. © О. Ю. Патласов

УДК 6501 Т. Д. СИНЯВЕЦ

Омский государственный институт сервиса

КОНТРОЛЛИНГ КАК ФУНКЦИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Усложнение производственно-хозяйственных и управленческих процессов в организации, неопределенность и изменчивость среды, кризисные ситуации привели к формированию контроллинга как функции саморегулирования системы менеджмента организации. На базе традиционной функции менеджмента — контроля — сформировалась содержательно более наполненная и качественно выраженная функция — контроллинг. Объективность данного факта раскрыта на основе анализа условий и факторов рыночной среды, определяющих успешность функционирования организаций, а также противоречий в системе менеджмента и потребности в сохранении динамического равновесия системы с помощью скоординированных действий (для организации — это поддержание ее устойчивого развития).

Ключевые слова: система менеджмента организации, контроль, контроллинг, условия, факторы.

Исследовав эволюцию контроля, можно констатировать следующее: контроллинг является более развитым качественным уровнем контроля. Не случайно семантика слова контроллинг происходит от фран. controle — контролировать, управлять [1, с. 421]. Анализ условий и факторов, определивших развитие контроллинга, представлен в табл. 1.

Анализ условий и факторов, представленных в табл. 1, сильно повлиял на развитие контроллинга, что позволяет сделать вывод об изменении содержания контроля: от традиционно сложившегося наблюдения по отклонениям производственных процессов и результатов производственной деятельности, затрат ресурсов к действиям по отслеживанию состояний элементов внешней среды (конкурентов, законодательства, потребностей клиентов и общества и др.) и оценке эффективности и качества менеджмента организации.

Критический анализ процесса реализации функции контроля с использованием традиционной классификации противоречий (внешние и внутренние, антагонистические и неантагонистические, основные и второстепенные) позволил установить ряд объективно существующих противоречий в реализации данной функции. К основным относятся противоречия между масштабностью контролируемой сферы и уровнем сложности контроля; между целями контроля и механизмом его реализации, между интересами субъектов управления, между затратами ресурсов и результатами контроля, между объектами контроля.

К второстепенным противоречиям в реализации контроля автором отнесены:

— противоречия в целях контроля субъектов управления на разных уровнях управленческой иерархии;

о

от

Е

Т

Таблица 1

Условия и факторы, определившие существование и развитие контроля в деятельности хозяйствующих субъектов

Условия Факторы

Внешние

Общественное разделение труда. Неопределенность внешней среды. Усложнение хозяйственного управления. Поддержание конкурентоспособности. Экономические кризисы. Усложнение рыночной среды (в настоящее время глобализация экономики), ее неопределенность и изменчивость. Усиление конкуренции между товаропроизводителями на национальных и международных рынках. Политика государства и уровень развития законодательства.

Внутренние

Ограниченные ресурсы, имеющиеся в распоряжении конкретной организации. Увеличение размеров организации, количества подразделений, формирование корпораций. Усложнение системы менеджмента организации. Потребность в социально-ответственном менеджменте для гармоничного развития личности, общества и природы. Потребность в рациональном использовании ресурсов, учете (потенциальных и имеющихся) ресурсов для получения значимого результата. Потребность в оптимизации внутренних процессов деятельности. Необходимость прогнозирования развития фирмы с учетом масштаба и сложности технологических и управленческих процессов. Уровень развития других функций управления (планирования, организации, координации, регулирования, мотивации). Хозяйственная самостоятельность и инициатива деятельности, ведущие к использованию новых форм и методов управления. Уровень развития трудового потенциала организации. Кризисные ситуации, ошибки управления, противоречия в интересах субъектов управления. Потребность субъектов управления в повышении эффективности менеджмента для устойчивого развития организации долгосрочном периоде.

Таблица 2

Сравнительный анализ понятий «контроль» и «контроллинг»

Параметры сравнения Контроль Контроллинг

Цели Выявление отклонений производственной деятельности организации. Поддержание успешной деятельности организации в рыночной среде.

Основные объекты Затраты на сырье и материалы; производственные процессы, трудовая дисциплина, результаты производственной деятельности. Тактические и стратегические цели, центры ответственности, состояние рыночной конъюнктуры, качество трудового потенциала и уровень знаний, качество системы менеджмента, риски, безопасность организации.

Сущностные характеристики Количественная оценка, системность. Качественные оценки, опережающий характер, социальная направленность, оценка взаимодействия структурных подразделений (филиалов).

— противоречия между целями контроля и уровнем развития организации;

— противоречия в используемых методах контроля;

— противоречия в выборе показателей контроля и тому подобные, устранение которых зависит от профессиональных действий управленцев.

Исходя из выше изложенного, следует развести понятия «контроль» и «контроллинг» с использованием таких критериев, как цели, основные объекты, сущностные характеристики (табл. 2). Сравнительный анализ позволил сделать вывод о различии данных понятий и дать определение контроллинга системы менеджмента организации.

Контроллинг представляет собой функцию системы менеджмента, которая позволяет дать оценку успешности деятельности организации и направленно воздействовать на данную систему для поддержания ее устойчивого развития в дол-

госрочной перспективе. Цель контроллинга как функции саморегулирования состоит в поддержании устойчивого развития системы менеджмента для успешного функционирования организации в долгосрочной перспективе [2, с. 38]. Если рассматривать контроллинг как функцию саморегулирования системы менеджмента, то в его основе должно лежать выполнение действий, связанных:

а) с установлением эталона системы менеджмента;

б) наблюдением за состоянием системы и ее взаимосвязями со средой;

в) оценкой этих действий, с точки зрения достижения желаемого состояния системы;

г) активизацией реагирования субъектов на нарушения/ отклонения от желаемых параметров системы.

Исходя из целей функционирования и развития системы менеджмента организаций у субъектов

Рис. 1. Замкнутый контур контроллинга системы менеджмента

Рис. 2. Место контроллинга в системе менеджмента организации

о

от

Е

Т

управления складываются потребности в настройке процессов адаптации системы менеджмента к постоянным изменениям, происходящим в рыночной среде, а также в формировании перспективного видения целей развития фирмы и ее будущих желаемых состояний. Удовлетворение данной потреб-

ности является основной задачей контроллинга. Для этого необходимо обеспечить выполнение следующих контроллинговых действий:

1. Активизировать и поддерживать работу по прогнозированию деятельности фирмы, формированию ее миссии и выбору стратегии бизнеса

и стратегии управления персоналом, что позволяет достичь результативности и эффективности системы менеджмента в перспективе. Эти контроллинговые действия можно назвать упорядочиванием целеполагания. При этом функция контроллинга не заменяет прогнозирование будущих состояний и разработку целей, а заключается в организации, контроле и координации совместной деятельности субъектов управления 1-го и 2-го уровня (учредителей, собственников, топ-менеджеров, специалистов) по выбору или уточнению приоритетов развития, формулированию или корректировке миссии организации, ее целей. Перечисленные выше действия представляют собой работу в рамках стратегического управления. Именно поэтому многие авторы отождествляют контроллинг и стратегическое управление.

2. Организовать выбор критериев и показателей для оценки состояния системы менеджмента, а также форм и методов контроллинга. Эти действия можно назвать методическими.

3. Установить регламенты управленческой деятельности для достижения целей менеджмента и управления персоналом. Создание положений, регламентов процедур, классификаторов и рабочих инструкций, иных норм позволяет регулировать состояние системы. Эти действия можно назвать регламентированием.

4. Осуществлять периодическую оценку согласования всех видов планов и бюджетов и их соответствия целям организации. Эти действия можно определить как согласование планов. Разработка самих планов в контроллинг не входит.

5. Проводить систематические работы по установлению отклонений в ресурсах, процессах и результатах деятельности, что требует выполнения учетно-контрольно-аналитических действий, позволяющих обеспечить достоверность данных. В контроллинговые действия входит не только установление отклонений, возникающих в системе менеджмента, оценка их значимости и глубокий анализ причин отклонений, но и разработка методологии контроля и анализа деятельности по различным направлениям (выбор или разработка новых форм, методов и инструментов контроллинга, оценка их результативности и эффективности использования).

6. Способствовать созданию, поддержанию и совершенствованию информационного обеспечения системы менеджмента организации. Поскольку существует необходимость увязать стандарты, планы по различным функциональным направлениям деятельности, закрепленные за разными подразделениями, получать обобщенную информацию о деятельности организации или состоянии функциональных подсистем, то сделать это быстро и качественно можно только на основе единой информационной базы. Это действия по поддержанию информационного обеспечения.

7. Направлять корректирующие действия менеджеров организации на достижение оптимальных состояний отдельных процессов и элементов системы, на основе разъяснения методологических принципов выполнения работ, помощи в их осуществлении. Эти действия можно назвать консультативно-координационными.

8. Инициировать внедрение новых инструментов (форм и методов) оптимизации менеджмента (например, аутсорсинга, бенчмаркинга и т.д.), а также изменение концептуальных основ управления

организацией. Данные действия можно назвать эвристическими, или инновационными.

9. Оценивать результаты изменений в системе менеджмента для установления соответствия ее состояния заданным параметрам (типу оптимальности). Контроллинг является катализатором эффективности, в его рамках определяют резервы повышения внутренней и внешней эффективности менеджмента организации, ведущих к достижению успеха социально-экономической деятельности организации как ключевой цели менеджмента. Кроме того, оценка получаемых результатов управления является основой для принятия решений о безопасности и стабильном развитии системы менеджмента, следовательно, контроллинг выполняет защитную функцию.

Суть контроллинга как функции саморегулирования раскрывает замкнутый характер контроллинговых действий, поэтому они представлены в виде замкнутого контура контроллинга на рис. 1. Данные действия повторяются либо в установленные периоды времени, либо стихийно в случаях перемен в деятельности организации.

Если смотреть на контроллинг как на функцию системы менеджмента, которая реализуется в отношении самой системы, а не внутренних процессов деятельности, то контроллинг становится самостоятельным видом деятельности, поддерживающим стратегическое управление, стимулирующим внедрение бюджетирования, регламентации, стандартизации и других современных инструментов управления. Контроллинг может быть реализован как собственными силами организации (специалистами), так и вынесен за ее пределы (консультанты, эксперты). Место контроллинга в системе менеджмента организации представлено на рис. 2.

В заключение можно отметить, что существует проблема теоретического обоснования становления новой функции системы менеджмента. Автором уточнены и развиты некоторые теоретические положения контроллинга как функции саморегулирования системы менеджмента организации:

1. Систематизированы условия и факторы, а также противоречия, повлиявшие на развитие контроля и контроллинга как функций менеджмента.

2. Установлена связь между контроллингом и контролем как функциями систем разного порядка, причем контроллинг как функция системы менеджмента организации включает в себя контроль как функцию наблюдения за процессами, ресурсами и результатами организационной деятельности.

Библиографический список

1. Большой экономический словарь / Под ред. А. Н. Азри-лияна. — 6-е изд., доп. — М. : Ин-т новой экономики, 2004. — 1376 с.

2. Синявец, Т. Д. Теоретико-методологические основы контроллинга системы управления персоналом : моногр. / Т. Д. Синявец. — Новосибирск : Изд-во СО РАН Наука ; ОмГТУ, 2014. - 370 с.

СИНЯВЕЦ Татьяна Дмитриевна, доктор экономических наук, доцент (Россия), профессор кафедры экономики и менеджмента, доцент. Адрес для переписки: omtibonn@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 28.01.2015 г. © Т. Д. Синявец

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.