Научная статья на тему 'Модернизация экономик Туркменистана, Кыргызстана и России: мифы и реальность'

Модернизация экономик Туркменистана, Кыргызстана и России: мифы и реальность Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ / INNOVATION / MODERNIZATION OF THE ECONOMY / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Патласов Олег Юрьевич

Проведен сравнительный анализ модернизации экономик Туркменистана, Кыргызстана и России. Сформулированы гипотезы в рамках теории модернизации; направления, приоритеты и перспективы системной модернизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modernization of the economy of Turkmenistan, Kyrgyzstan and Russia: myths and reality

A comparative analysis of modernization of the economies of Turkmenistan, Kyrgyzstan and Russia is done. There is formulated the hypothesis in the theory of modernization; directions, priorities and perspectives of the system upgrade.

Текст научной работы на тему «Модернизация экономик Туркменистана, Кыргызстана и России: мифы и реальность»

9. Богославец, Т. Н. Налоговая культура в условиях социальных трансформаций / Т. Н. Богославец // Вестник Омского университета. Сер. Экономика. — 2011. — Вып. 1. — С. 193-196.

МИЛЛЕР Александр Емельянович, доктор экономических наук, профессор (Россия), заведующий кафедрой экономики, налогов и налогообложения. Адрес для переписки: aem55@yandex.ru

БОГОСЛАВЕЦ Татьяна Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, налогов и налогообложения. Адрес для переписки: bogoslavez@mail.ru МИЛЛЕР Надежда Викторовна, кандидат исторических наук, доцент кафедры экономики, налогов и налогообложения.

Адрес для переписки: nvmiller2008@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.04. 2015 г. © А. Е. Миллер, Т. Н. Богославец, Н. В. Миллер

УДК 330.342

О. Ю. ПАТЛАСОВ

Омская

гуманитарная академия

МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИК ТУРКМЕНИСТАНА, КЫРГЫЗСТАНА И РОССИИ: МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ

Проведен сравнительный анализ модернизации экономик Туркменистана, Кыргызстана и России. Сформулированы гипотезы в рамках теории модернизации; направления, приоритеты и перспективы системной модернизации. Ключевые слова: инновации, модернизация экономики, устойчивое развитие, техническое перевооружение.

Символами экономической модернизации настоящего времени является «постиндустриальная экономика», «информационная экономика», «экономика знаний», «экономика разнообразия», «эмерджментная» (виртуальная, синтетическая), «инновационная экономика», «креативная экономика», «глобализация экономики» и др.

Ученые-экономисты активно изучали причины, условия, меры амортизации последствий мирового финансового кризиса и антикризисных макроэкономических стратегий [1].

В последние годы пристальное внимание к проблемам модернизации привело к появлению контуров теории модернизации. Французское moderne, латинское modernus новейший от modo — только что, прямо сейчас от modus мера, способ, измерение. Знаменитое — modus vivendi — образ жизни. В общем контексте все эти значения содержательно сопрягаются и являются когерентными, за исключением значения «измерение». Отклонение и отказ — это существенные характеристики модернизации? Модернизация — это обновление, осовременивание и в данном смысле — отклонение и отказ от всего классического.

Модернизированное общество представляет собой комплекс экономической, политической, социальной и культурной модернизации. Ряд стран делает упор на определенные формы модернизации, например, в Кыргызстане на политическую.

В научной литературе выделяют следующие типы модернизации: органическую и неорганическую. Первичная (органическая) осуществлялась в странах-новаторах и проходила за счет внутренних факторов: коренных изменений в области культуры, ментальности, мировоззрения. Вторичная

(неорганическая) модернизация является реакцией на внешние вызовы со стороны более развитых и осуществляется на основе имитационных инструментов преимущественно под влиянием заимствование чужих технологий и форм организации производства и общества, приглашение иностранных специалистов, обучение кадров за рубежом, привлечение инвестиций. Российская модернизация связана, прежде всего, с экономическими новациями, поэтому она может классифицироваться как вторичная. Кыргызстан, начавший с изменений в политике, характеризуется неорганическим типом модернизации с видовым разнообразием — «догоняющая модернизация» или «модернизация с опозданием». Обычно догоняющая модернизация сопряжена с появлением анклавов современной жизни, например, крупные города, подобные Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро в Бразилии, Москве и Санкт-Петербургу в России. Такая анклавная модернизация как перспектива Кыргызстана может заключаться в появлении анклава — Бишкек, где будут существенные отличия от провинции уровнем жизни населения, экономическим мышлением. Представляется, что в Кыргызстане политически не определена эталонная модель модернизации, включая реперные точки технико-технологического и экономического прогресса. Существует опасность особой концентрации экономических успехов именно в крупнейшем административно-политическом, промышленном, научном и культурном центре — мегаполисе Ашхабад, при некотором отставании периферии; правда, региональная структура инвестиций в основной капитал изменилась: если в 2000-2007 годах лидирующие позиции в ней занимали Балканский велаят и Ашхабад, то в последние

о

от

Е

Т

годы отмечается рост инвестиции по другим вела-ятам, что говорит о диверсификации инвестиционной политики и поэтапном выравнивании развития всех регионов страны.

В Туркменистане постановлением Президента Туркменистана от 5 февраля (Байдак) 1999 г. № 4065 утвержден Перечень приоритетных направлений развития науки и техники:

1. Геология и добыча полезных ископаемых; химия нефти, газа, минеральных ресурсов и удобрений; сейсмология; архитектура и градостроительство с учетом национальных особенностей; энергетика.

2. Диагностика, профилактика и лечение заболеваний человека в аридной зоне.

3. Экология, охрана окружающей среды и рациональное использование биологических и водных ресурсов.

4. Разведение, селекция и воспроизводство сельскохозяйственных животных, семеноводство и селекция сельскохозяйственных культур; защита растений и животных от вредителей и болезней; производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции.

5. История, язык, литература и рукописное наследие туркменского народа; социально-философские аспекты политики Сапармурата Туркменбаши по построению в Туркменистане демократического-общества, укреплению независимости и нейтралитета Туркменистана.

6. Экономика Туркменистана в условиях перехода к рынку.

Теоретически любая экономика — рыночная, но могут быть разные модели — «рынок продавца» и «рынок покупателя», в этом смысле командная экономика — тоже рыночная.

Помимо модернизации топливно-энергетического комплекса Туркменистана изменения коснулись и высокотехнологичной строительной индустрии, и транспортно-коммуникационного комплекса, современной текстильной, химической и пищевой промышленности, международного туристического комплекса «Аваза»; дальнейшее развитие отмечается в машиностроении и металлообработке; модернизацией охвачен и агропромышленный комплекс.

По другой классификации выделяются три типа модернизации:

— эндогенная, которая осуществлялась странами на собственной основе (Европа, США);

— эндогенно-экзогенная, осуществляемая странами как на собственной основе, так и при заимствованиях (Россия, Турция, Греция и др.);

— экзогенная (имитационно-симуляционная), проводимая главным образом на основе заимствований.

Географически удаленное от Европы положение Туркменистана, Кыргызстана, Таджикистана является предпосылкой проведения третьего типа модернизации.

О масштабах модернизации в Туркменистане говорят показатели инвестиционной деятельности: суммарные инвестиции в основной капитал за 2013 год составили около 50 млрд манатов, увеличившись по сравнению с 2007 годом почти в 11 раз. При этом рост инвестиций по государственным предприятиям и организациям составил почти 12 раз, негосударственным — около 8 раз и индивидуальным застройщикам — более 8 раз. В структуре инвестиций по отраслям экономики также просматривается индустриальная направленность развития

Туркменистана. Так, доля промышленности составляет почти половину — 49 %. Значительные доли имеют жилищное строительство и коммунальное хозяйство — около 16 %, а также транспортно-ком-муникационный сектор — более 12 % [2].

Президент РФ в Послании Федеральному собранию в ноябре 2009 года объявил стратегической целью развития общества — создание «умной» экономики, удовлетворяющей интересы и потребности широких слоёв населения страны.

В РФ формируются органы управления модернизацией. В июне 2012 года В. В. Путин подписал указ, в соответствии с которым был образован Совет при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России. Одновременно была упразднена Комиссия при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики России.

В России определены 5 направлений модернизации: энергоэффективность и энергосбережение (в том числе вопросы разработки новых видов топлива); ядерные технологии; космические технологии; медицинские технологии; стратегические информационные технологии.

В октябре 2012 г. на заседании Совета при Президенте по модернизации экономики и инновационному развитию Президент России привел следующие факты: «В мировом рейтинге привлекательности деловой активности Россия сегодня занимает 112-е место, но при этом поднялась на 8 пунктов со 120-го». Перекосы в экономике России не устранены. Структура промышленного производства приобрела возросшую сырьевую направленность — в 2,6 раза увеличился удельный вес топливно-энергетического комплекса в общем объёме промышленного производства и в 1,9 раза сократилась доля инвестиционного комплекса, представленного в таблице машиностроением и металлообработкой. Доля России на мировом рынке наукоёмкой продукции за период 1990 — 2011 годов (1990 год данные по РСФСР. — Прим. Накануне. Ки) сжалась с 7,5 % до 0,3 %, а 65 % ВВП, 73 % капитальных вложений и 85 % совокупных прибылей экономики оседают в карманах сырьевых олигархов, перекупщиков, естественных монополий и металлургов.

Одновременно с этим по итогам 2011 года доля машин и оборудования в совокупном объёме экспорта товаров опустилась ниже 3,4 %, тогда как даже в деиндустриализированных экономиках Египта и Эфиопии аналогичный показатель превышает 4,6 % и 4,8 % соответственно. Доля взаимной торговли технологиями России и Туркменистана находится на низком уровне (табл. 1).

Среди основных позиций экспорта Туркменистана преобладает продукция отраслей промышленности — топливно-энергетической, химической, текстильной, стройматериалов и пищевой. В товарной структуре импорта Туркменистана за последние годы более трети приходится на технологическое оборудование, машины и механизмы (без учета транспортных средств), 35 — 40 % — на сырье и материалы для промышленности, строительства и других отраслей. На потребительские товары приходится менее 20 % суммарного импорта. Наметилась тенденция снижения импорта сырья и материалов, что связано с обеспечением внутренних потребностей продукцией отечественного производства по целому ряду позиций — цемент, изделия из черных металлов и т.д.

Таблица 1

Торговля технологиями в России со странами СНГ в 2013 году

Экспорт Импорт

Число соглашений Стоимость предмета соглашений, млн долл.США Поступление средств за год, млн долл.США Число соглашений Стоимость предмета соглашения, млн долл. США Выплаты средств за год, млн долл.США

Страны СНГ 545 716,8 75,3 455 325,5 88,1

Азербайджан 17 33,2 5,6 3 1,0 0,8

Армения 1 0,02 0,02 2 2,4 0,3

Беларусь 129 586,7 27,2 116 31,2 11,2

Казахстан 201 50,2 19,8 47 26,8 6,8

Киргизия 15 1,4 1,4 1 0,04 0,04

Республика Молдова 18 0,6 0,6 2 0,9 0,1

Таджикистан 5 7,4 5,2 2 0,02 0,02

Туркмения 4 0,2 0,1 - - -

Узбекистан 18 3,0 1,2 6 0,2 0,2

Украина 137 34,0 14,0 276 26,3 68,6

Источник: Российский статистический ежегодник. 2014: Стат.сб. / Росстат. — М., 2014. — С. 496.

Более того, удельный вес инновационной продукции в общем объёме промышленного производства России в результате проводимой в стране социально-экономической политики опустился с 16—18 % в начале 2000-х годов до менее чем 7 %. При этом даже в далеко не самой благополучной Португалии на долю высокотехнологичной продукции с высоким удельным весом добавленной стоимости приходится порядка 37,6 % суммарного выпуска товаров, а в Финляндии, передовой с точки зрения инновационной активности стране Евросоюза, на долю наукоёмкой продукции приходится 58,6 % совокупного выпуска продукции в промышленности. По доле машин и оборудования в структуре экспорта Россия уступает группе новых индустриальных стран (в Филиппинах — 69,3 %, Мексике — 54,3 %, Южной Корее — 56,8 %, Китае — 49,2 %) и странам Восточной Европы (в Венгрии — 56,9 %, в Словакии — 54 %, в Польше — 43 %). Не говоря об экономически развитых странах: в США на долю машин и оборудования приходится свыше 34,7 % совокупной стоимостной оценки экспорта, в Японии — 62 %, в Германии — 44,5 %, во Франции — 37,7 %.

Перспективы в РФ: объем финансирования модернизации российской экономики несколько замедлился как результат экономических санкций Запада.

Мы не разделяем мнение ученых об удачности выбранного момента для ликвидации технического отставания. Так, С. В. Кривяков (ТГУ, Томск) полагает, что момент для начала модернизации экономики выбран весьма удачно. В ближайшие 20 лет вследствие вступления мировой экономики в понижательный период цикла Кондратьева технологическое отставание России от мировых лидеров будет нарастать гораздо более медленными темпами, чем в предыдущее тридцатилетие. Именно в аналогич-

ный период предшествующей кондратьевской волны (60 — 80-е годы ХХ века) страны Юго-Восточной Азии сумели совершить технологический рывок и войти в число наиболее передовых экономик мира [3]. Однако для этого необходимо переориентироваться на стратегию догоняющего развития, которая требует активного заимствования и копирования передовых иностранных технологий, привлечения иностранного капитала в форме создания новых производств с вводом собственных технологий, массовых закупок передового иностранного оборудования, создания специальных экономических зон, ориентированных на инвесторов из технологически передовых стран и т.п.

В этом направлении творческое применение опыта НИС Азии могло бы помочь России повторить их весьма успешный путь модернизации. Аналогичную позицию занимают и другие ученые [4].

Перед теорией модернизации и, следовательно, практики в Туркменистане, России и Кыргызстане стоит ряд вопросов, требующих дополнительной аргументации:

1. Допустима ли низкая системность модернизации в условиях ограниченных финансовых и иных ресурсов? Известно, что экономический рост без повышения долговой нагрузки невозможен. Что первично: инвестирование или финансовые решения? Если нет финансов — зачем заниматься маниловщиной?

2. Что подлежит модернизации в Туркменистане, Кыргызстане и России?

3. Предполагает ли модернизация экономики трансформации социальной политики и построения новых институтов поддержки экономически активного населения?

4. Как совместить политику кластерного развития в регионах с попытками замены отраслевых программ модернизации на целевые (многоотраслевые)

0 от

Е

Т

программы модернизации экономики с учетом опыта Узбекистана?

5. Каковы противоречия, разрешаемые в ходе модернизации? Инновация — стихийное бедствие для производства, ломающая налаженный механизм.

6. Правильно ли полагать, что госкорпорации, государственные и муниципальные предприятия, акционерные общества с долей государства — основные «агенты модернизации»? Может ли малый венчурный бизнес оказать весомую помощь? Существует ли в странах критическая масса цивилизованных предпринимателей?

7. Возможна ли модернизация Туркменистана и России за счёт сырьевого комплекса РФ в условиях падения эффективности нефтегазовой отрасли при значительной инфляция издержек и снижения капиталоёмкости производства и мировых цен на нефть?

8. Возможно ли в принципе определить дерево целей модернизации в условиях нахождения мировой экономики в низшей точке всех основных известных наук экономических циклов Кондратьева, Кузнеца, Джаглера, Китчина?

9. Каковы перспективы модернизации экономик при ошибочной постановке задач модернизации? Может ли Россия ставить задачу в глобальном масштабе изменить структуру ВВП, сместить акценты с ресурсной экономики на производство технически и технологически сложной продукции? Должен ли Туркменистан проводить политику диверсификации промышленности, сокращая долю в ВВП топливно-энергетического комплекса? Может ли Кыргызстан изменить нынешнюю аграрно-торговую структуру экономики в более технологично-сервисную сторону особенно при исчерпании запасов месторождения Кумтор, согласно Стратегии развития Кыргызстана до 2031 года? Ошибочно полагать, что топливно-энергетический сектор экономики является не наукоемким. Перевооружение Туркменбашинского комплекса нефтеперерабатывающих заводов (ТКНПЗ) позволила превратить его в суперсовременный промышленный гигант, выпускающий около 40 видов нефтехимической продукции, ориентированной преимущественно на внешний рынок. В «Национальной стратегии развития нефтегазового комплекса до 2020 г.» предполагается, что к 2020 г. добыча нефти и газового конденсата возрастет до 100 млн т, газа — до 240 млрд куб. м.

10. Каковы экономические экспортные решения в условиях продолжающегося финансового мирового кризиса?

11. Возможно ли осуществить модернизацию в Туркменистане и Кыргызстане на базе демократической модели модернизации или с учетом социокультурного фона возможен только один способ проведения: авторитарная власть, мобилизующая все необходимые ресурсы; каковы задачи правящей элиты по осуществлению модернизации?

12. Как нейтрализовать клановость, коррупцию при принятии хозяйственных решений, госзакупках и пр.?

13. Целесообразно ли модернизацию в Туркменистане осуществлять, «сверяя часы», в первую очередь, со странами Азии: Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Узбекистаном и в какой-то мере с Россией?

14. Как учитываются направления развития и экологическая нагрузка на территории?

15. Каковы прогнозируемые результаты модернизации?

Несмотря на ангажированность мировых рейтинговых агентств, отслеживать изменения позиций стран целесообразно.

Существуют три основных центра по изучению конкурентоспособности стран: Институт стратегии и конкурентоспособности при Гарвардском университете; Всемирный экономический форум в Давосе и в Международном институте развития менеджмента.

В рейтинге конкурентоспособности, по информации Давосского форума, Киргизия находится на 126-м месте среди 140 стран, отставая от государств-соседей в экономическом развитии.

Оценка качества развития экономики Кыргызстана по трем критериям — производительность труда в целом по народному хозяйству, в сельскохозяйственном секторе и энергоемкость производства.

По сумме всех показателей, учитывающихся при составлении рейтинга конкурентоспособности, Россия заняла 58-ю строчку. Греция, например, оказалась на 65-м месте, Казахстан — на 61-м, Бразилия — на 72-м, Италия на 46-м. Лидируют в рейтинге — США, вслед за ними идут Швейцария, Дания и Швеция [5].

Анализ воспроизводственной структуры инвестиций в Кыргызстане позволяет предположить, что среди первоочередных мер — необходимость реконструкции и технического перевооружения действующего производства информирование благоприятного инвестиционного климата. К примеру, ТЭЦ Бишкека, отметившая 50-летний юбилей [2].

Необходимо создать правовую базу в сфере инновационного развития. Особый пункт — кадровое обеспечение инновационного развития.

Применительно к вузам и науке — создание широкой системы грантов и государственных заказов на прикладные исследования с обязательным привлечением провинциальных университетов. В Кыргызстане — это не только в г. Бишкек, в Таджикистане — не только столичные вузы.

В теоретическом плане, если признаем, что социально-рыночная экономика с социокультурной спецификой — модель индустриальной экономики, то должны ответить на вопрос: какова «идеальная» модель экономики знаний и какой тип модернизации выбрать [6]?

Насколько выбранная модель будет вписываться в расширение открытости экономики и, соответственно, уязвимости от мировых финансовых кризисов (в сложившейся финансово-кредитной политике прослеживается стабильность национальной валюты: официальный курс туркменского маната к одному доллару сохраняется на уровне — 2,85 туркменских маната); степень инфраструктурных преобразований, в том числе и в банковском секторе, при этом какая доля банковского сектора может приходиться на исламские банковские продукты, насколько устойчив для экономики сектор малого бизнеса и ориентиры в приватизационной политике. Снижение влияния Запада в мировой политике и экономике, в том числе рост возможностей Китая и России, самостоятельная внешнеэкономическая политика ряда стран, в том числе Туркменистана, не может у США не вызывать раздражение в связи с расширением Ашхабадом связей с Китаем и Ираном. Таким образом, Туркменистан, Кыргызстан и Россия ищут собственный путь инновационного развития в «эпоху могущества и счастья».

Библиографический список

1. Патласов, О. Ю. Антикризисное управление. Финансовое моделирование и диагностика банкротства коммерческой организации : учеб. пособие / О. Ю. Патласов, О. В. Сергиен-ко. - М. : Книжный мир, 2009. - C. 85-87.

2. Трапезников, А. Модернизация экономики — основа индустриально-инновационного развития Туркменистана / А. Трапезников // Электронная газета Туркменистан: золотой век [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http:// www. turkmenistan.gov.tm/?id = 5893 (дата обращения:13.04.2015).

3. Кривяков, С. В. Стратегии модернизации российской экономики [Электронный ресурс] / С. В. Кривяков. - Режим доступа : http:// www.finansy.ru/st/comment_1324894971. html#com (дата обращения: 08.05.2015).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Сергиенко, О. В. Антикризисное управление на макро- и микроуровнях экономики / О. В. Сергиенко, С. Е. Метелев // Materialy XI Miedznarodowej naukowi-praktycznej konferencji «Strategizne pytania swiatowej nauka-2015», 07 — 15 lutego 2015 roku. Vol. 2 Ekonomiczne nauka Przemysl Nauka i studia, 2015. - P. 31-41.

5. Давосский форум разгадал загадку конкурентоспособности [Электронный ресурс]. — Режим доступа : Ьйр:// www.u-f.rU/ru/Archive/2008/1/1/Article/ID_16608 (дата обращения: 10.05.2015).

6. Патласов, О. Ю. Стратегические вектора модернизации экономик России и Кыргызстана: реальность и мифы / О. Ю. Патласов // Вестник Кыргызского экономического университета им. М. Р. Рыскулбекова. — 2013. — № 1. — С. 93-96.

ПАТЛАСОВ Олег Юрьевич, доктор экономических наук, профессор (Россия), проректор по международной деятельности Омской гуманитарной академии, проректор по лицензированию и аккредитации Омского регионального института, профессор кафедры экономики и землеустройства ТФ Омского государственного аграрного университета им. П. А. Столыпина. Адрес для переписки: opatlasov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.05.2015 г. © О. Ю. Патласов

УДК 6501 Т. Д. СИНЯВЕЦ

Омский государственный институт сервиса

КОНТРОЛЛИНГ КАК ФУНКЦИЯ САМОРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ

Усложнение производственно-хозяйственных и управленческих процессов в организации, неопределенность и изменчивость среды, кризисные ситуации привели к формированию контроллинга как функции саморегулирования системы менеджмента организации. На базе традиционной функции менеджмента — контроля — сформировалась содержательно более наполненная и качественно выраженная функция — контроллинг. Объективность данного факта раскрыта на основе анализа условий и факторов рыночной среды, определяющих успешность функционирования организаций, а также противоречий в системе менеджмента и потребности в сохранении динамического равновесия системы с помощью скоординированных действий (для организации — это поддержание ее устойчивого развития).

Ключевые слова: система менеджмента организации, контроль, контроллинг, условия, факторы.

Исследовав эволюцию контроля, можно констатировать следующее: контроллинг является более развитым качественным уровнем контроля. Не случайно семантика слова контроллинг происходит от фран. controle — контролировать, управлять [1, с. 421]. Анализ условий и факторов, определивших развитие контроллинга, представлен в табл. 1.

Анализ условий и факторов, представленных в табл. 1, сильно повлиял на развитие контроллинга, что позволяет сделать вывод об изменении содержания контроля: от традиционно сложившегося наблюдения по отклонениям производственных процессов и результатов производственной деятельности, затрат ресурсов к действиям по отслеживанию состояний элементов внешней среды (конкурентов, законодательства, потребностей клиентов и общества и др.) и оценке эффективности и качества менеджмента организации.

Критический анализ процесса реализации функции контроля с использованием традиционной классификации противоречий (внешние и внутренние, антагонистические и неантагонистические, основные и второстепенные) позволил установить ряд объективно существующих противоречий в реализации данной функции. К основным относятся противоречия между масштабностью контролируемой сферы и уровнем сложности контроля; между целями контроля и механизмом его реализации, между интересами субъектов управления, между затратами ресурсов и результатами контроля, между объектами контроля.

К второстепенным противоречиям в реализации контроля автором отнесены:

— противоречия в целях контроля субъектов управления на разных уровнях управленческой иерархии;

о

от

Е

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.