Научная статья на тему 'Контроллинг качества внутреннего аудита'

Контроллинг качества внутреннего аудита Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУДИТ / ВНУТРЕННИЙ АУДИТ / КОНТРОЛЛИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гетманова Ксения Сергеевна

В статье проводится анализ основных целей и задач контроллинга внутреннего аудита.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контроллинг качества внутреннего аудита»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

КОНТРОЛЛИНГ КАЧЕСТВА ВНУТРЕННЕГО АУДИТА

Гетманова К.С.

Гетманова Ксения Сергеевна - магистрант, направление: экономика, Институт магистратуры и аспирантуры Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

Аннотация: в статье проводится анализ основных целей и задач контроллинга внутреннего аудита.

Ключевые слова: аудит, внутренний аудит, контроллинг.

На современном этапе развития аудиторской деятельности в России проблема обеспечения качества аудита является актуальной. Сложность ее решения заключается в специфике деятельности по оказанию аудиторских услуг. Эта деятельность основывается на интеллектуальных способностях лиц, которые их оказывают - аудиторах. Качество аудита можно улучшить за счет внедрения комплекса мероприятий по управлению и его обеспечению. В связи с этим, в контексте создания предпосылок повышения качества аудита, вопросы управления и обеспечения качества аудита в аудиторской организации, рассмотрим во взаимосвязи.

Контроллинг, ориентированный на обеспечение качества аудита, на мой взгляд, можно представить как комплексную систему управления аудиторской организацией, направленную на достижение результатов в соответствии с целями по обеспечению качества, чтобы удовлетворить потребности всех заинтересованных сторон.

Считаю, что основная цель контроллинга качества аудита - ориентация системы управления аудиторской организацией на достижение поставленных целей, поиск и выявление узких мест, их анализ и корректировка деятельности аудиторской организации для того, чтобы эти проблемы не переросли в кризис.

Контроллинг качества аудита должен включать в себя два организационно и функционально связанных между собой уровня. На первом уровне рассматриваются вопросы, охватывающие всю деятельность аудиторской организации, на втором -вопросы выполнения конкретных аудиторских проектов (заданий).

Контроллинг качества аудита на первом уровне предполагает комплекс мероприятий по следующим направлениям:

- кадровая политика аудиторской организации (набор сотрудников, повышение их квалификации, обмен опытом, стажировки, организация кураторства ассистентам аудитора);

- методическое обеспечение аудиторской деятельности (наличие внутренних стандартов аудиторской деятельности, доступ к периодическим изданиям, справочно -информационным системам, специальной литературе);

- техническое обеспечение аудиторской деятельности (наличие персональных компьютеров с программным обеспечением по формированию рабочей документации, правовыми справочно-информационными базами).

На втором уровне контроллинг качества аудита предполагает комплекс мероприятий по следующим направлениям:

- формирование рабочих групп аудиторов и распределение аудиторов, в соответствии с их опытом и квалификацией, по участкам проверки для выполнения аудиторских заданий;

- обеспечение текущей проверки действий ассистентов аудитора и аудиторов руководителем рабочей группы;

- наличие внутренних стандартов, регламентирующих порядок исполнения конкретных задач в ходе аудита;

- отслеживание сроков выполнения аудиторских заданий и качества рабочей документации;

- проведение контрольных мероприятий в процессе всего аудита. Контроллинг качества аудита, являясь системой комплексного управления

аудиторской организацией, синтезирует, связывает воедино, интегрирует и координирует основные функции экономического управления, обеспечивая тем самым целостный взгляд на деятельность аудиторской организации в прошлом, настоящем и будущем. Поэтому организационная работа по управлению качеством в аудиторской организации будет заключаться в выполнении всего комплекса работ, связанных с информационным обеспечением, планированием, учетом, анализом, организацией оперативного управления, мониторингом и контролем ее деятельности. Контроллинг качества аудита решает задачу организации эффективной системы качества аудита.

Целью организации и функционирования в аудиторской организации системы контроля качества аудита является своевременное выявление и устранение отклонений, ошибок и неэффективности в работе для создания гарантированного качества аудита - обеспечения разумной уверенности в том, что аудиторская деятельность осуществляется с соблюдением нормативно - правовых актов Российской Федерации, профессиональных стандартов аудита, норм аудиторской этики и в соответствии с ожиданиями основных групп пользователей. Вместе системы обеспечения и контроля качества представляют реализацию контроллинга качества аудита в аудиторской организации и связывают воедино, интегрируют и координируют основные функции экономического управления, тем самым переводят управление аудиторской организацией на качественно новый уровень.

Функции контроллинга в аудиторской организации осуществляют контроллеры. Контроллер отвечает за правильность использования методов и инструментов планирования, контроля, анализа и принятия решений, а также за прозрачность и наглядность представления результатов.

От контроллера требуются профессиональные знания и навыки, позволяющие реализовать информационно-аналитические функции в аудиторской организации. Его задача предоставлять нужную информацию в нужное время, в достаточном объеме, в нужном месте и требуемого качества. Контроллер - это внутренний консультант по вопросам обеспечения качества, организации, управления и координации для руководителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что контроллинг качества аудита обеспечивает целостный взгляд на деятельность аудиторской организации в прошлом, настоящем, будущем и комплексный подход к выявлению и устранению возникающих проблем. Это управленческий системно-ориентированный контроллинг, осуществляющий взаимосвязь управления и обеспечения качества аудита в аудиторской организации. При этом обеспечение качества аудита осуществляется через процесс управления деятельностью аудиторской организации, поэтому системы обеспечения качества и контроля качества аудита входят в институциональный механизм обеспечения качества аудита на уровне аудиторской организации.

Список литературы

1. Сусин В.К. Контроль и ревизия: учебное пособие / В.К. Сусин, В.П. Шегурова, О.В. Шибилева. Саранск, 2010. 220 с.

2. Хан Д. Планирование и контроль: концепция контроллинга: пер. с нем. / под ред. А.А. Турчака, Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича. М.: Финансы и статистика, 2010.

3. Шеремет А.Д. Аудит: Учебник. / Шеремет А.Д., Суйц В.П. 5-е изд. Перераб. и доп. М.: ИНФРА. М, 2010. 448 с.

4. Анискин Ю.П., Павлова А.М. «Планирование и контроллинг»: Учебник. М.: Омега-Л, 2013.

5. Башкатова Ю. Роль контроллинга в планировании основной деятельности предприятия // Власть, 2010. № 12. С. 30-32.

6. Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация проведения / В.В. Бурцев // Менеджмент в России и за рубежом, 2002. № 4. С . 10-14.

7. Гусева Л.П. Методы контроллинга и внутренний контроль качества: взаимосвязь и различия [Текст] / Л.П. Гусева, И.И. Кульнева, Л.Ф. Лахина // Молодой ученый, 2014. № 21. С. 294-298.

ВНУТРЕННИЙ И ВНЕШНИЙ АУДИТ. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ И РАЗЛИЧИЯ Гетманова К.С.

Гетманова Ксения Сергеевна - магистрант, направление: экономика, Институт магистратуры и аспирантуры Рязанский государственный радиотехнический университет, г. Рязань

Аннотация: в статье проводится сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита.

Ключевые слова: аудит, внутренний, внешний, контроль.

Введение.

В последние годы в России получил широкое распространение аудит как независимый финансовый контроль, осуществляемый в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также оказания иных аудиторских услуг по постановке и ведению бухгалтерского учета, составлению деклараций о доходах, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства. В таком качестве аудит служит интересам не только собственников, но и государства.

По мере развития аудита, роста профессионализма аудиторов и накопления ими опыта работы идет наращивание аудиторских услуг и не только по налоговым и юридическим вопросам, но и по вопросам, касающимся выработки более эффективных систем управления и хозяйствования.

С точки зрения классификационных признаков различают следующие виды аудита: внешний и внутренний. Под внешним аудитом понимается контроль, осуществляемый независимыми специализированными организациями -аудиторскими фирмами и индивидуальными аудиторами в области соблюдения действующего законодательства. Внутренний аудит, его цель - оценка эффективности функционирования системы управления предприятием. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита).

На мой взгляд, в настоящее время проблема установления уровня существенности при планировании аудиторской проверки приобрела особую актуальность.

Тот факт, что необходимость аудита в ряде случаев установлена актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для экономических субъектов, так и для этих экономических субъектов.

Таким образом, аудит приобретает все большее значение для решения насущных проблем привлечения инвестиций, укрепления финансов и подъема экономики страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.