_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Список использованной литературы
1. Указ Президента Российской Федерации от 13 апреля 2010 г. № 460 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 19 апреля 2010 г., № 16, ст. 1875.
2. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.). Текст концепции официально опубликован не был. // http://www.garant.ru.
3. Власенко Н.А., Грачева С.А., Рафалюк Е.Е. Теоретический анализ правовых средств и правовых моделей противодействия коррупции // Журнал российского права, № 11, ноябрь 2012 г.
4. Указ Президента Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. № 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г., № 15, ст. 1729
5. http://pasmi.ru/archive/131223
6. Корня А. Борьбу с коррупцией исполнительная власть ведет в основном на бумаге // Ведомости от 22 апреля 2015
7.http://www.vedomosti.ru/politics/articles/2015/04/22/borbu-s-korruptsiei-ispolnitelnaya-vlast-vedet-v-osnovnom-na-bumage
8. http://open.gov.ru/events/5513997
9. http://webnovosti.info
10. http://www.nsopb.ru/news/5005.php
© Гацко М.Ф., 2016
УДК 327.8
Емузова Эвелина Анатольевна
к.филол.н., научный сотрудник Нефедов Сергей Александрович
д.полит.н., профессор Пятигорский государственный лингвистический университет
г. Пятигорск, Российская Федерация
КОНТРОЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ ДЕНЕГ КАК ГЛАВНЫЙ РЕСУРС НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА
Аннотация
В статье рассматривается одна из функций денег, зачастую оставляемая за рамками научных исследований, в том числе политологических, но при этом активно используемая при строительстве и реализации нового мирового порядка. Авторы утверждают, что поскольку деньги обладают абсолютным спросом, т.е. они нужны всем и всегда, независимо от индивидуальных потребностей и интересов, то те, кто контролирует их выпуск, автоматически приобретают огромную власть, способную распространиться на всю планету. Деньги способны заменить такие ресурсы, как пропаганду и силу, которые во все усложняющемся мире утрачивают свою эффективность.
Ключевые слова
Новый мировой порядок, функции денег, контролирующая функция денег, монетарная концепция,
монетарная власть.
В основе нового мирового порядка (НМП) лежат денежные отношения, власть над которыми практически автоматически конвертируется во власть политическую. При этом главным является не
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
количество денег, а право их создания без каких-либо ограничений. Именно за это право идет сегодня, а точнее уже последние 100 лет, борьба, определяющая ход мировой истории. С этой точки зрения, НМП есть проект монетаризации социальной жизни и монетарной унификации планеты, осуществляемый посредством мировой политики [1]. Новое качество мировому порядку придает смена ролей: чисто политические отношения уступают место политико-монетарным.
С изобретением денег человеческая цивилизация сделала огромный шаг по пути своей эволюции. Не случайно, его ставят в один ряд с одомашниванием животных, началом обработки земли и началом использования энергии. До изобретения денег люди пользовались бартером. Чтобы состоялась типичная экономическая сделка между двумя контрагентами, каждый из них, если он желает удовлетворить свои потребности, должен был иметь вещь, которая в данный момент времени требовалось другому. Данная система торговли отличалась крайней неэффективностью, поскольку требовала огромного времени на поиск контрагента и ведение переговоров. С изобретением денег единая бартерная транзакция разделилась на две самостоятельные транзакции, продажу и покупку, что снизило сопутствующие издержки. Продавец немедленно получал за свои товары или услуги деньги, которые он мог хранить до того момента, пока ему потребуется совершить покупку, и которые он мог использовать для оценки стоимости товаров или услуг на рынке [6, р. 10-13].
Таким образом, деньги обрели свои традиционные функции, которые они сохраняют и по сей день. Эти функции вплелись в ткань подавляющего большинства определений денег. В 1919 г. известный тогда британский экономист заметил, что деньги - это одно из тех понятий, наподобие чайной ложки или зонтика, которые определяются предназначением или целью, которой они служат [7, р. 1]. Деньги - это все то, что способно, независимо от своих физических или правовых характеристик, выполнять некие специфические функции, а именно обеспечивать обмен, задавать стоимость и служить сбережениям. Будучи средством обмена, деньги считаются приемлемым для всех инструментом исполнения договорных обязательств. Благодаря своей безусловной равнозначности и внутренней однородности деньги позволяют обменивать одну единицу на другую [9, р. 462]. Деньги обменивают любое свойство и любой предмет на любое другое свойство или предмет, даже противоречащие обмениваемому [4, с. 150]. Как средство оценки стоимости деньги являются общей мерой для определения ценности различных товаров, услуг и активов. С помощью денег можно быстро и точно передать информацию о цене. По словам Г. Зиммеля, деньги свободны от каких бы то ни было качеств и определяются исключительно количеством, что дает им возможность все без исключения качественные различия между товарами конвертировать в арифметически просчитываемую систему чисел [9, р. 301]. «В своей денежной форме, - отмечал К. Маркс, - один товар выглядит совершенно так же, как и всякий другой» [3, с. 119]. Будучи средством сбережений, деньги позволяют сохранять и накапливать богатство, отдаляя во времени, хотя и не бесконечно, момент получения доходов от момента траты. Они позволяют преодолевать проблемы, присущие материальным запасам, которые портятся, требуют места и средств для хранения, могут быть украдены или уничтожены и пр.
Однако помимо этих традиционных, экономических функций, деньги выполняют еще одну, непосредственно связанную с политикой: деньги есть средство социального контроля. Деньги представляют собой обычный товар, по многим параметрам схожий с другими объектами купли-продажи. Однако от всех других товаров он отличается одним свойством: деньги обладают максимально возможным спросом. Они нужны всем и всегда, независимо от индивидуальных потребностей и интересов. Из этой уникальной особенности логично следует, что те, кто контролирует их выпуск, автоматически приобретают огромную власть [2].
Уже не одно десятилетие как замечено, что деньги - это не столько средство обмена, накопления и определения стоимости, сколько средство контроля. Г. Зиммель, например, утверждал, что в необычайно больших количествах деньги могут преодолеть свою пустую количественную природу, наполняясь фантастическими возможностями, превышающими определенность цифр [9, р. 294, 440]. Ж. Аттали называет его лучшим средством регулирования человеческих отношений, позволяющим избегать насилия [5, р. 124]. По сути, это одно из фундаментальных средств социального управления, стоящее в ряду с пропагандой и силой. Как правило, любое политическое сообщество в любой момент времени пользуется всеми этим
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
средствами одновременно. Конечно, иногда некоторые правительства акцентируют внимание на одном из них, при этом не забывая о других (так, нацистская Германия делала упор на пропаганду). Когда же правительство вообще отказывается от одного из этих средств, то оно оказывается вынужденным пропорционально интенсифицировать использование других. История знает случаи, когда власти полностью пренебрегали деньгами, не оставляя себе никаких альтернатив, как обратиться к политике массового террора. Именно такие случаи отчасти доказывают наличие у денег контролирующей функции.
В 1970-е гг. красные кхмеры попытались отказаться от денег [8, р. 320-322]. В 1974 г. Центральный комитет Коммунистической партии Кампучии (ЦК КПК) согласился с тем, что после падения Пномпеня необходимо как можно скорее запустить в обращение новую валюту, заблаговременно отпечатанную в Китае. В январе 1975 г. по тропе Хо Ши Мина в страну были доставлены деревянные ящики с новыми банкнотами. Спустя несколько месяцев на одной из партийных конференций прошло обсуждение предстоящего введения нового риеля и сопутствующих мер, которые бы обеспечили его адаптацию в качестве законного средства платежа. Летом все провинции получили новые купюры и постеры, описывающие новые деньги. Несколько десятков партийцев, которым вскоре предстояло возглавить отделения Национального банка в регионах, прошли соответствующее обучение. В начале сентября в качестве тестового испытания новые банкноты поступили в обращение в одном из районов страны.
Однако к тому времени некоторые влиятельные лидеры КПК выразили сомнение в разумности таких шагов. В частности, Та Мок, один из лидеров движения, настаивал на бартерной системе, считая, что деньги способствуют коррупции и упрощают деятельность иностранных агентов. Пол Пот нашел его аргументы убедительными. При этом он оперировал не столько практическими соображениями - режиму, не имеющему достаточно опыта, будет крайне трудно превратить полуграмотных, но вместе с тем «политически верно» подкованных молодых людей из бедных крестьянских семей в способных банковских служащих, - сколько более важными идеологическими мотивами. Обсуждая с членами ЦК, быть или не быть деньгам, он апеллировал к самой сути государства «красных кхмеров»: «Государство - это организм, чья цель состоит в поддержании власти одного класса, осуществляющего диктатуру, над другими во всех областях ... Но государство - это и инструмент, создающий привилегированную социальную страту, которая, развиваясь, отрывается от пролетариата и труда. Это произошло, например, в Советском Союзе ... и в меньшей степени в Северной Корее и Китае. В соответствие с принципами марксизма-ленинизма, необходимо ... постепенно устранять этот изъян в виде государства, заменяя его системой управляемых пролетариатом фабрик и управляемых крестьянами хозяйств. С этим исчезнет и привилегированная высшая страта. До сих пор мы не использовали деньги, что нанесло сильный удар по частной собственности и помогло коллективизации. Если мы вновь начнем использовать деньги, то мы вернем чувство собственности и мотив для выхода индивида из коллектива. Деньги - это инструмент, который порождает привилегию и власть. Тот, кто обладает им, может использовать его для подкупа работников ... и для подрыва нашей системы. Если мы позволим развиться чувству собственности, то мало помалу сознанием людей овладеет одна мысль, как сохранить и увеличить свою собственность. . Если мы встанем на этот путь, то что через год, 10 или 20 лет станет с нашим камбоджийским обществом, таким чистым до сей поры? Сегодня и в будущем деньги представляют опасность. Мы не должны второпях использовать их ... Нам надо более серьезно подумать над этим вопросом» [8, р. 321].
В сентябре 1975 г. на конференции ЦК было принято решение, подтвержденное спустя четыре месяца и Четвертым конгрессом КПК, полностью отказаться от использования денег в стране. Те банкноты, которые уже разошлись, были в скором времени изъяты из обращения и помещены в склады в Пномпене. Отказ от денег как от одного из возможных средств социального контроля, потребовал усиления террора, приведшего, как известно, к гибели миллионов человек.
Из всего вышесказанного следует, что деньги, благодаря присущим им свойствам, открывают перед их эмитентами широкие возможности по управлению различными социальными сообществами. Власть, даваемая правом выпуска денег, может вырасти до практически абсолютных пределов, если эмитенту удастся коммерциализировать многие социальные отношения и, главное, превратить свой «продукт» в
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
платежное средство, признаваемое во всем мире. Чтобы закрепить монетарную власть, ему необходимо преподнести свои идеалы как выгодное всем естественное состояние, как некий порядок. Список использованной литературы:
1. Емузова Э.А. Монетарная унификация как идеал нового мирового порядка // Теория и практика общественного развития. 2015. № 22. С. 90-92.
2. Емузова Э.А. Политические функции денег // Теория и практика общественного развития. 2015. № 21. С. 145-147.
3. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый. Книга I: Процесс производства капитала // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50 тт. Т. 23. М.: Издательство политической литературы, 1960. С. 1784.
4. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. В 50 тт. Т. 42. М.: Издательство политической литературы, 1974. С. 41-174.
5. Attali J. Les Juifs, le monde et l'argent. Paris: Fayard, 2002. 638 p.
6. Cohen B.J. The Geography of Money. Ithaca: Cornell University Press, 1998. 248 p.
7. Hawtrey R.G. Currency and Credit. London: Longmans, Green and Co., 1919. 414 p.
8. Short Ph. Pol Pot: The History of a Nightmare. London: John Murray, 2004. 672 p.
9. Simmel G. The Philosophy of Money. Abingdon: Routledge, 2011. 628 p.
© Емузова Э.А., Нефедов С.А., 2016
УДК 32
Хлопов Олег Анатольевич
кандидат политических наук, доцент кафедры мировой политики и международных отношений Российский государственный гуманитарный университет РГГУ
г.Москва РФ [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ТРАСФОРМАЦИИ ГЛОБАЛЬНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В
НАЧАЛЕ ХХ1 ВЕКА
Аннотация
В статье рассматриваются ведущие тенденции в области мировой энергетики, которые протекают на фоне усиления роли силы и формирования конкурирующих экономических пространств. Отмечается, что контроль над углеводородными ресурсами является одной из доминирующих особенностей глобальной политики.
Ключевые слова:
энергетика, нефть и газ, мировая политика.
Тема международного взаимодействия в сфере энергетики занимает одно из ведущих мест в списке проблем мировой политики и глобальной экономики. Как отметил в своей статье В.Путин «в условиях мировых экономических и прочих потрясений всегда есть соблазн решить свои проблемы за чужой счет, путем силового давления. Не случайно уже сегодня раздаются голоса, что, мол, скоро «объективно» встанет вопрос о том, что национальный суверенитет не должен распространяться на ресурсы глобального значения» [1].
Сегодня в качественно новых социально-экономических условиях в мире изменяется глобальный баланс сил, и политические кризисы в Украине и Сирии могут стать катализатором этих новых изменений.