УДК 327.8
Емузова Эвелина Анатольевна
кандидат филологических наук, научный сотрудник Института стратегических исследований Пятигорского государственного лингвистического университета
ЦИФРОВАЯ ВАЛЮТА «БИТКОЙН» КАК ВЫЗОВ НОВОМУ МИРОВОМУ ПОРЯДКУ
Emuzova Evelina Anatolyevna
PhD in Philology, Research Associate, Institute of Strategic Researches, Pyatigorsk State Linguistic University
DIGITAL CURRENCY "BITCOIN" AS A CHALLENGE TO THE NEW WORLD ORDER
Аннотация:
Целям нового мирового порядка, ориентированного на монетарную унификацию планетарного пространства, противоречат не только идеи возвращения к золоту, но и идеи децентрализованной цифровой валюты. Любая подобная цифровая валюта подрывает основы финансового господства, угрожая физическим и электронным деньгам, которые эмитируются банками. В настоящей статье, завершающей собой своеобразный цикл, автор рассматривает антисистемные черты биткойна и политические ответы на его распространение.
Ключевые слова:
монетарная концепция, новый мировой порядок, мировая валюта, цифровая валюта, биткойн.
Summary:
The goals of the new world order based on the monetary unification of the planetary space not only conflict with the idea of return to the gold standard, but also the idea of a decentralized digital currency. Any such digital currency undermines the foundations of the financial domination, threatening physical and electronic money, which are issued by banks. In this paper, completing the cycle, the author considers the anti-systemic features of bitcoin and political responses to its spread.
Keywords:
monetary conception, new world order, world currency, digital currency, bitcoin.
Новый мировой порядок (НМП), навязываемый всем государствам, не допускает появления никаких денежных эквивалентов, угрожающих или даже препятствующих монетарной унификации мира, базирующейся на американском долларе. Исходя из идеалов НМП, все члены мирового сообщества, независимо от существующего режима, благосостояния, численности населения и пр., обязаны проводить единую внутреннюю политику, координируемую местными центральными банками и закрепляющую господство доллара. Любая попытка, имеющая хоть какие-то шансы на успех, должна немедленно пресекаться, несмотря на возможные последствия для конкретного индивида, общества и государства. Лидеры и управляемые ими страны, бросившие вызов такому положению вещей, подвергаются опасности внешнего давления, вплоть до прямой интервенции. Мировая монетарная политика, направленная на принуждение «мировых диссидентов», проводится, как показывает практика, не считаясь ни с правовыми, ни с моральными законами.
Рассмотренные в предыдущих статьях инициативы Ливии и Малайзии [1], натолкнувшиеся на противодействие, игнорирующее все законы общественного сосуществования, предполагали возврат к традиционному средству обмена - золоту, уже не одно десятилетие «мешающему» фиатным деньгам. В современном мире, характеризующемся бурным развитием информационных технологий, зарождается новая угроза монетарной унификации, угроза принципиально иной, нежели золото, природы. Цифровая валюта, прописавшаяся в виртуальном пространстве и неподконтрольная ни одному правительству, безусловно, не соответствует замыслам, которые долго и активно претворяются в жизнь в политическом мире. Неудивительно, что биткойн - цифровая валюта, приобретшая ныне наибольшую популярность, - оказывается под мощнейшим скоординированным прессингом, инициированным субъектами НМП.
Сегодня биткойн обвиняется в том, что он способствует незаконной деятельности - продаже запрещенных товаров, отмыванию преступных доходов, вымогательству. Однако главная причина дискредитационной кампании против биткойна заключается не столько в этих его недостатках, которые в принципе присущи любым средствам платежа [2, р. 37], сколько в том, что он позволяет освободиться от централизованных финансовых систем, служащих инструментом господства и контроля. Цифровые валюты представляют по своей сути деньги, альтернативные существующим электронным деньгам, которые выпускаются банками.
Никакие финансовые власти не способны оказывать влияние на объемы биткойнов и транзакции с ними. Вся система биткойнов находится в частных руках, точнее во множестве частных рук. В настоящее время биткойны производят отдельные индивиды, а не центральные банки.
Все эти особенности биткойна сильно перекликаются с идеями экономиста Ф. Хайека, рассуждавшего в 1970-х гг. о мире конкурирующих между собой за признание и надежность денационализированных валют, вдохновленных экономическими моделями, напоминающими собой золотой стандарт [3]. Биткойн дает независимость от центральных банков - ключевых агентов НМП, которые утрачивают возможность отслеживать и блокировать транзакции, замораживать счета и произвольно списывать с них средства.
Биткойн появился в разгар финансового кризиса. И хотя такое совпадение могло быть чистой случайностью, многие политические аспекты биткойна тесно переплетены с теми проблемами, которые поставил кризис. С политической точки зрения биткойн обладает антисистемным характером, поскольку предлагает способ обмена, который исключает посредников и возлагает всю ответственность за управление транзакциями на самих пользователей. Другими словами, он подрывает сложившуюся систему электронных платежей, контролируемую властями, банками и платежными сервисами. Радикализм биткойна проистекает из того факта, что он делает мощный акцент на соблюдении анонимности и конфиденциальности для пользователей. Он не позволяет никому установить связь между реальной личностью и пользователем биткойна.
Все это приобретает особую актуальность в свете скандалов с WikiLeaks и американским АНБ, а также ситуации с международной межбанковской системой передачи информации и совершения платежей SWIFT. В декабре 2010 г. платежные системы PayPal, MasterCard и Visa отказались переводить через свои ресурсы частные пожертвования для WikiLeaks, перекрыв крупнейший канал финансирования сайта, опубликовавшего тысячи секретных документов американских государственных структур [4]. С середины 2013 г. в СМИ благодаря бывшему сотруднику ЦРУ и АНБ Э. Сноудену начали появляться сообщения о массовой слежке спецслужб ряда государств за миллиардами людей по всей планете, пользующимися различными телефонными сетями и интернетом [5]. Спецслужбы ЕС и США постоянно настаивают на доступе к SWIFT, крупнейшей базе данных о финансовых транзакциях [6].
В настоящее время многие правительства, опасаясь за стабильность сложившегося финансового порядка, постепенно начинают вмешиваться в работу системы биткойнов, объясняя свои шаги их увеличивающейся ролью в незаконной деятельности.
В декабре 2013 г. Народный банк Китая запретил банкам и другим финансовым организациям конвертировать биткойны в юани, параллельно порекомендовав торговым компаниям не принимать их к оплате. В результате BTC China и другие китайские обменники лишились возможности переводить средства клиентов из юаней в биткойны и обратно, иначе того, ради чего они создавались и существовали. Жители Китая пока еще могут расплачиваться биткойнами, но обменять их на традиционные деньги уже нельзя. Благодаря властям, биткойны превращаются в некие «виртуальные фантики» [7].
После терактов во Франции власти ЕС объявили об усилении контроля над биткойнами, рассматриваемыми как средство финансирования терроризма. 20 ноября 2015 г. в Брюсселе состоялась встреча министров внутренних дел и министров юстиции стран ЕС, на которой было решено тщательно проверить анонимные системы платежей, дающие возможность финансировать террористические атаки. В своем совместном заявлении, выпущенном по ее итогам, участники предложили Европейской комиссии, исполнительному органу ЕС, «усилить контроль над небанковскими способами платежей, такими как электронные анонимные платежи, денежные переводы, перевозка наличных, виртуальные валюты, трансферт золота и других драгоценных металлов, припейд-карты, в соответствии с тем риском, который они представляют» [8].
В январе 2014 г. Банк России опубликовал официальное заявление, ограничившее использование биткойнов. В заявлении, в частности, отмечалось: «Согласно статье 27 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" выпуск на территории Российской Федерации денежных суррогатов запрещается. ...Банк России предупреждает, что предоставление российскими юридическими лицами услуг по обмену "виртуальных валют" на рубли и иностранную валюту, а также на товары (работы, услуги) будет рассматриваться как потенциальная вовлеченность в осуществление сомнительных операций в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [9].
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что децентрализованные цифровые валюты, самая известная и популярная из которых - биткойн, с самого начала своего появления оказались в оппозиции к идеалам того НМП, который продолжает сегодня навязываться мировому сообществу. Такие валюты позволяют в перспективе выйти из-под контроля нынешнего мирового эмиссионного центра с его сетью центральных банков, тем самым лишив его влияния, достигавшегося не одно десятилетие, на мировую, а следовательно, и национальную политику многих государств. Поэтому биткойн и прочие подобные валюты расцениваются акторами, стоящими за НМП, как серьезная опасность, поскольку они могут легко превратиться в альтернативу не столько физических, сколько
электронных форм традиционных денег, которые массово и сознательно внедряются в повседневную жизнь всех стран. Ныне поднимающаяся волна противодействия «бесконтрольным» цифровым валютам охватывает одну страну за другой, заставляя их политическое руководство, объединившееся, несмотря на существующие в политике разногласия поверхностного уровня, возводить на пути их развития и внедрения правовые и экономические барьеры. И эту борьбу с цифровыми валютами ошибочно считать неким новым, самостоятельным явлением. Она всего лишь логичное продолжение, очередной этап в функционировании НМП.
Ссылки:
1. Емузова Э.А.: 1) «Золотая инициатива» М. Каддафи как вызов новому мировому порядку // Общество: политика, экономика, право. 2016. № 2. С. 43-46 ; 2) Малазийское движение за возрождение исламских металлических денег как вызов новому мировому порядку // Там же. № 3. С. 25-28.
2. Brito J., Castillo A. Bitcoin: A Premier for Policymakers. Arlington, 2013.
3. Hayek F.A. Denationalisation of Money - The Argument Refined: An Analysis of the Theory and Practice of Concurrent Currencies. London, 1990.
4. WikiLeaks лишился канала пожертвований через MasterCard и Visa [Электронный ресурс] // РИА «Новости». 2010. 7 дек. URL: http://ria.ru/technology/20101207/305699303.html (дата обращения: 25.11.2015).
5. Greenwald G. NSA Collecting Phone Records of Millions of Verizon Customers Daily [Электронный ресурс] // The Guardian. 2013. June 6. URL: http://www.theguardian.com/world/2013/jun/06/nsa-phone-records-verizon-court-order (дата обращения: 16.12.2015).
6. Romaniello M. The International Role of the European Parliament: The SWIFT Affair and the «Re-Assessed» European Institutional Balance of Power // Perspectives on Federalism. 2013. Vol. 5, № 1. P. 97-121.
7. Хилл К. Задушить биткоины: как в Китае борются с криптовалютой [Электронный ресурс] // Forbes. 2014. 21 янв. URL: http://www.forbes.ru/finansy/investitsii/249828-zadushit-bitkoiny-kak-v-kitae-boryutsya-s-kriptovalyutoi (дата обращения: 12.12.2015).
8. EU Steps up Controls on Bitcoin, Pre-Paid Cards to Curb Terrorist Funds [Электронный ресурс] // Reuters. 2015. November 20. URL: http://www.reuters.com/article/us-france-shooting-eu-terrorism-funding-idUSKCN0T922D20151120 (дата обращения: 02.12.2015).
9. Об использовании при совершении сделок «виртуальных валют», в частности Биткойн (27 января 2014 г.) [Электронный ресурс] : информация пресс-службы Центрального банка Российской Федерации (Банка России). URL: http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=27012014_1825052.htm (дата обращения: 09.12.2015).
References:
1. Emuzova, EA 2016a, '"Gold Initiative" of Gaddafi as a challenge to the new world order', Society: politics, economics, law, no. 2, p. 43-46; Emuzova, EA 2016b, 'The Malaysian Islamic movement for the revival of metallic money as a challenge to the new world order', Society: politics, economics, law, no. 3, p. 25-28.
2. Brito, J & Castillo, A 2013, Bitcoin: A Premier for Policymakers, Arlington.
3. Hayek, FA 1990, Denationalisation of Money - The Argument Refined: An Analysis of the Theory and Practice of Con-current Currencies, London.
4. 'WikiLeaks lost channel donations via MasterCard and Visa' 2010, RIA "Novosti", 7 December, retrieved 25 November 2015, <http://ria.ru/technology/20101207/305699303.html>.
5. Greenwald, G 2013, 'NSA Collecting Phone Records of Millions of Verizon Customers Daily', The Guardian, June 6, retrieved 16 December 2015, <http://www.theguardian.com/world/2013/jun/06/nsa-phone-records-verizon-court-order>.
6. Romaniello, M 2013, 'The International Role of the European Parliament: The SWIFT Affair and the «Re-Assessed» European Institutional Balance of Power', Perspectives on Federalism, vol. 5, no. 1, p. 97-121.
7. Hill, K 2014, 'Smother Bitcoins: how China's struggle with cryptocurrency', Forbes, January 21, retrieved 12 December 2015, <http://www.forbes.ru/finansy/investitsii/249828-zadushit-bitkoiny-kak-v-kitae-boryutsya-s-kriptovalyutoi>.
8. 'EU Steps up Controls on Bitcoin, Pre-Paid Cards to Curb Terrorist Funds' 2015, Reuters, November 20, retrieved 02 December 2015, <http://www.reuters.com/article/us-france-shooting-eu-terrorism-funding-idUSKCN0T922D20151120>.
9. On the use in transactions of "virtual currency", in particular Bitcoin (27 January 2014): the information of the press service of the Central Bank of Russian Federation (Bank of Russia) 2014, retrieved 09 December 2015, <http://www.cbr.ru/press/PR.aspx?file=27012014_1825052.htm>.