Лазарев В.В. Общая теория государства и права. -М., 1994. - С. 169.
Гойман В. Правовой ннгилизм: пути преодоления // Советская юстиция. - 1990. - № 9. — С 3.
Семитко А.П. Правосознание и правовая культура // Теория государства и права. -М., 2004. - С 216.
Демин А.В. Теория государства и права. - М, 2002. - С. 157.
Протасов В Н. Теория государства и права. - М. 2004. -С. 51.
Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М . 1998. -
С. 583.
Матузов Н И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Теория государства и права. - М., 1997. - С. 590.
Любашиц В.Я., Мордовцев А.Ю., Тимошенко И.В.Теория государства и права. - Ростов-на-Дону, 2002. - С. 494
Морозова Л.А. Теория государств? и права. - М., 2003. -С. 188.
Рыбаков В,А. Теория государства и права: словарь-справочник. - Омск: ГУ, 2004. - С. 131.
Ильин И.А. О сущности правосознания. - М , 1993 - С. 22.
Варламова Н.В. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее в России? // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. - 2000. - № 1. - С. 90.
- Венгеров А.Б. Теория государства и правд. - М.. 1998. -С. 583.
I Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм // Теория государства и права. - М., 1997. - С. 606.
II Словарь иностранных слоп. - М., 1998. - С. 158.
■"Варламова Н.В. Правовой нигилизм: прошлое, настоящее и будущее в России? // Конституционное право: Вое точно-енроиенское обозрение. — 2000. - № 1. — С. 90.
" Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм / Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И. и Маль-ко A.B. - М„ 1997. - С. 596.
1 Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм / Теория государства и права / Под ред. Ма тузова Н.И и Малъ-ко A.B. - М„ 1997. - С. 596
"Баранов Ü.M. Правосознание, правовая культура, правовое воспитание / Теория государства и права /' Под ред. Бабаева В.К. - М„ 1999 - С. 317.
" Там же, С. 317.
"'Гойман В.И Правовой нигилизм: пути преодоления // Советская юстиция - 1990. — №9. - С. 5.
"Матузов Н.И. Прачоаой нигилизм и правовой идеализм / Теория г осударства и права / Под ред. Матузова Н.И. и Маль-ко A.B. - М, 1997. - С. 593.
" Матузов Н.И Правовой нигилизм и правовой идеализм / Теория государства и права / Под ред. Матузова Н.И. и Мальки A.B. - М, 1997. - С. 593.
СЕНИН И. Н., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин.
Статья поступила и редакцию 11.10.06. © Сенин И. Н.
удк 943 41 О. М. ГВОЗДЕВА
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ПРАВ ГРАЖДАН
НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ_
В статье проанализирован контроль федеральных служб России в сфере реализации социально-экономических прав граждан. Теоретические положения подкреплены примерами из практической деятельности территориальных управлений федеральных служб в субъектах Российской Федерации.
Контроль относится к числу объективно необходимых явлений общественной жизни. Его существование и особенности проявления порождены комплексом социально-экономических факторов, отражающих важнейшие закономерности социального развития.
Контроль определяется как наблюдение, надсмотр над чем-нибудь с целью проверки1.
Как способ обеспечения законности контроль можно характеризовать определенными признаками: 1) между субъектами контроля — контролирующим и подконтрольными органами существуют отношения подчиненности или подведомственности; 2) объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности подконтрольного
субъекта; 3) контролирующий орган наделен конкретными способами воздействия на деятельность подконтрольного — в частности, отменить те или иные решения подконтрольного субъекта; 4) контролирующий субъект вправе принимать меры воздействия к подконтрольному субъекту — в частнос ти, применять к нему установленные законодательством меры ответственности2.
Функциональное назначение контроля, специфика задач, стоящих перед различными органами государственной власти, определяет множественность видов его осуществления. Виды контроля зависят от уровня демократического развития государства, а также от его юридических традиций. В зависимости от научных и практических задач в основу классифи-
каций видов контроля могут быть положены различные критерии: природа субъектов контроля, задачи, содержание контрольной деятельности, характер контрольных полномочий, характер взаимоотношений субъекта контроля с подконтрольным объектом, стадии управления, на которых проводится контроль и др. То есть классифицировать виды контроля можно по самым разным основаниям, исходя из целей классификации, из того, какие свойства рассматриваемого явления в данный момент представляют наибольший интерес''.
H.A. Золотарев утверждал, что контроль должен видоизменяться, совершенствоваться по мере развития государства, его форм и структур власти, системы управления и общественного устройства. Кроме этого, известный специалист в области государственного контроля отмечал, что государство в дооктябрьский период в условиях преобладания частной собственности находило пути взаимодействия с собственниками и деловыми людьми, прежде всего, через финансовые и контрольные органы4. В этой связи стоит согласиться с Н.Д. Погосяном по поводу того, что в современных условиях необходимо искать новые формы, виды и способы осуществления контроля, которые могут оказаться более эффективными в сложившихся социально-экономических и политических условиях '.
Как иравило, выделяют следующие виды контроля: государственный и общественный. Некоторые исследователи каждый из названных видов контроля подразделяют на подвиды. Например, Е.В. Шори-на к контролю государственному относит контроль орг анов государственного управления, их руководителей и иных должностных лиц, прокурорский контроль; к общественному контролю — контроль общественных организаций, трудовых коллективов, контроль, осуществляемый отдельными гражданами. Партийный контроль считался отдельным видом1'.
М.С. Сгуденикина', K.M. Петров в зависимости от предмета контроля государственный контроль разделяют на два вида: общий и специальный. Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных объектов. Специальный контроль осуществляется по какому-либо конкретному вопросу или направлению деятельности подконтрольного объекта".
A.C. Наринский, Н.Г. Гаджиев по характеру субъектов контроля различают контроль внутренний и внешний, по объему деятельности — полный и частичный, по методу проверки документов — сплошные и выборочные проверки1', ав зависимости оттого, на какой стадии деятельности контрольного объекта проводится проверка, различают контроль предварительный (превентивный), текущий и последующий"1.
Предварительный контроль представляет собой проверку контролируемых объектов, проводимую до начала исполнения управленческих решений, получения информации об имевших место нарушениях, i Его преимущество состоит в том, что позволяет пред! отвратить возможные нарушения до того, как они ! произошли. Он играет важную роль в создании на: дежной системы управления государственными финансами и материальными ресурсами.
Текущий контроль проводится в процессе выполнения решений. Он позволяет своевременно выявить трудности и недостатки в реализации принятых решений и выработать меры по их устранению. Играет большую организационную роль в своевре-Л менном и надлежащем выполнении решений.
Последующий контроль — это проверка, проводимая после выполнения решений, получения информации о допущенных нарушениях. Он осуществляется с целью обобщения результатов выполнения решений, анализа причин выявленных недостатков. Результатом последующего контроля являются предложения по устранению причин выявленных недостатков, привлечению виновных к ответственности, компенсация причиненного ущерба, предотвращение нарушений в будущем".
Осуществление контроля за реализацией социально-экономических прав граждан на уровне субъекта РФ — тема обширная и может стать предметом диссертационного исследования, поэтому ограничимся государственным контролем, а именно контролем федеральных служб.
По признаку организационно-правовой самостоятельности выделяют двавида контрольных органов: организационно самостоятельные и входящие в состав других органов. Примером первых может служить Счетная палата РФ. Большинство же контрольных органов входят в состав органов исполнительной власти Российской Федерации или в состав органов исполнительной власти субъектов РФ12. Федеральные службы как раз и являются примером второго вида контрольных органов. Отметим, что они проводят контроль специальный, так как их контроль осуществляется по определенному направлению, например, соблюдение работодателями трудового законодательства, а в зависимости от стадий или времени проведения контроля эти контролирующие органы используют предварительный, текущий и последующий виды контроля.
В соответствии с Указами Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»13, «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»'4 для осуществления контроля создан ряд органов — федеральные службы, осуществляющие свою деятельность непосредственно или через территориальные органы во взаимодействии с другими органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими организациями.
Контроль за реализацией конституционного права граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности проводит Федеральная антимонопольная служба. Она осуществляет контроль и надзор за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе, за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и результатом которых может являться ущемление интересов потребителей товара, в отношении которого применяется регулирование, либо сдерживание экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка1Нужно отметить, что ранее эти функции выполняло упраздненное Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и находящиеся в его ведомстве территориальные управления по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Но, кроме того,
оно рассматривало факты нарушений законодательства о государственной поддержке предпринимательства, осуществляли проверки за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ законодательства о государственной поддержке предпринимательства'". Так, Ивановским территориальным управлением Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства в 2003 г.было рассмотрено 62 обращения граждан, проанализировано 714 законов, постановлений и т.п. актов местного уровня", что сегодня в функции Федеральной антимонопольной службы не входит. Сейчас право граждан на предпринимательскую и иную, не запрещенную законом экономическую деятельность Федеральной антимонопольной службой контролируется, в основном проверкой отдельных субъектов на предмет соблюдения Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ФЗ «О рекламе»"1. Так, Омское отделение федеральной антимонопольной службы обязало компанию «Сибнефть» вернуть в федеральный бюджет более 18 млн руб. Названная компания в течение 2003 г. и пяти месяцев 2004 г поставляла дизельное топливо в область по ценам, превышающим оптовые цены поставки в регион с сопоставимыми условиями — в Новосибирскую область. При этом «Сибнефть» занимает доминирующее положение по оптовым поставкам дизтомлина в Омской области, которые идут через дочернюю компанию (с долей около 90 %) ОАО «Сибнефть-Омскнефтепродукт». Действия «Сибнефти» нарушают Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В связи с'этим компании предписано: сверхприбыль вернуть й впредь не допускать подобных действий1'1. Нужно отметить, что с 26 октября 2006 г. вступил в силу ФЗ «О защите конкуренции»"1.
Считаем, что контроль в сфере предпринимательства ослаблен, следовало бы наделить Федеральную антимонопольную службу правом рассматривать факты нарушений законодательс тва о государственной поддержке предпринимательства, правом осуществлять проверки за соблюдением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ законодательства'о государственной поддержке предпринимательства.
Контроль за реализацией свободы труда граждан и права на отдых проводит Федеральная служба по труду и занятости, которая осуществляет государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, контроль за обеспечением государственных гарантий в области занятости населения21. Вопросы соблюдения работодателями законодательства о труде постоянно находятся под контролем Федеральной службы по труду и занятости. Так, в первом полугодии 2005 г. было проведено более 128 тыс. проверок (в первом полугодии 2004 г. -140,2тыс. проверок). Было выявлено свыше 1,02 млн нарушений трудовых прав работников (в 2004 г. -1,18 млн нарушений). Проверки проводились и совместно с другими органами. Например, совместно с ор I 'анами прокуратур ы было проведе но более 12 ты с. проверок, с федеральными органами исполнительной власти по надзору и сфере санитарно-эпидемиологического благополучия - около 2,5 тыс. проверок,
со службой занятости населения — 563 проверки, с профсоюзами — 6,6тыс. проверокТакие проверки позволяют значительно сократить количество нарушений конституционной свободы труда граждан. Например, по показателям проведенных всех видов проверок в 2005 г., в сравнении с 2004 г., отмечается, что количество отмененных ;.езакоиных дисциплинарных взысканий уменьшилось на 2700 единиц'1.
За9 месяцев 2005 г. сотрудниками государственной инспекции труда федеральной службы по труду и занятости по Читинской области было проведено 146 проверок по обучению и инструктированию работников по охране труда, при этом выявлено 1659 нарушений. Выполняя предписания государственных инспекторов труда по охране труда, по 40-часовой программе прошли обучение и аттестацию 1140 руководителей и специалистов организаций в учебных центрах области". Подобные проверки способствуют профилактике несчастных случаев на производстве.
Реализацию конституционных прав граждан па охрану материнс тва, детства и семьи, социальное обеспечение, на охрану здоровья и медицинскую помощь контролирует Федеральная служба по надзору в сфере здрапоохранения и социального развития, осуществляя надзор за фармацевтической деятельностью, соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения, контроль и надзор за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания, контроль за порядком устгшовления степени утраты профессиональной трудоспособнос ти в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Нужно отметить, что в процессе контроля реализации социально-экономических прав граждан специальными органами не только пресекаются выявленные нарушения, но так же о тмечае тся и успешная реализация прав граждан на уровне субъектов РФ. В част ности, в некоторых субъектах РФ отмечается успешная реализация конституционного права граждан на социальное обеспечение. Так, в тройку лучших вошла Липецкая область по результатам проверки Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которая проинспектировала 20 российских регионов. По мнению проверяющих, работники социальной защиты области находят нестандартные пути решения многих социально значимых проблем, и их опыт може т бы ть рекомендован для изучения и внедрения в масштабах ст раны. Инспекторы проверяли соблюдение государственных стандартов социального обслуживания населения и социальных гарантий, направленных на поддержку детей-сирот, оставшихся без попечения родителей. Инспекторы побывали в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, Липецком геронтологическом центре, учреждениях реабилитации несовершеннолетних, в гостях у пожилых граждан, находящихся на надомном социальном обеспечении, приемных семьях. Инспекционная группа отметила хорошо отлаженную систему социальной поддержки, имеющую в основе солидную нормативно-правовую базу, и широкое использование инновационных технологий2". Такие проверки позволяют выявить положительный опыт успешной реализации конституционных прав граждан, в данном случае, социальных прав, который может быть внедрен и использован в других субъектах РФ.
Реализация конституционного права граждан на охрану здоровья контролируется и Федеральной
службой по надзору в сфере, защиты прав потребителей и благополучия человека, которая осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка". Например, специалистами Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в ходе проведения мероприятий по контролю выявлены нарушения прав граждан на охрану здоровья. Приостановлена реализация 24 партий минеральной воды объемом 11839,74 литра из-за отсутствия сопроводительных документов, подтверждающих качество и безопасность (удостоверения о качестве и санитарно-эпидемиологические заключения), с истекшим сроком годности. В ходе проведения мероприятий по контролю возбуждено 53 дела об административных правонарушениях, одно дело передано в суд28. Подобные проверки позволяют предотвратить нарушения прав граждан на охрану здоровья, а гак же наказать виновных в их нарушении.
Контроль за реализацией права граждан на благоприятную окружающую среду проводит Федеральная служба по надзору в сфере природопользования. Она осуществляет контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводством лесов, за использованием и охраной водных объектов"1. Управлением Росприроднадзора по Сахалинской области по обращению жителей села Горнозаводск Невельского района на нарушения их конституционных прав на благоприятную окружающую среду проведено административное расследование по факту нарушений требований природоохранного законодательства при размещении сиалки твердых бытовых отходов в районе аммонит-ного склада в распадке «Аммонитный» с. Горнозаводск в водоохраной зоне ручья Богдановского, впадающего в реку Лопатинка в 1 км от акватории Татарского пролива. Выявлено несоблюдение экологических требований МУП «Горнозаводское» ЖКХ» при приеме и размещении твердых бытовых отходов на свалку, выразившее в отсутствии: согласования материалов, обосновывающих выбор места размещения свалки твердых бытовых отходов в с. Горнозаводск в водоохраной зоне и прибрежной защитной полосе ручья Богдановский, с Управления Росприроднадзора по Сахалинской области; заключения ГЭЭ материалов, обосновывающих выбор места размещения указанного объекта; согласования размещения свалки твердых бытовых отходов в водоохранной зоне ручья Богдановский с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда; утвержденной проектной документации, имеющей положительное заключение ГЭЭ. В соответствии с КоАП РФ юридическое лицо МУП «Горнозаводское ЖКХ» привлечено к административной ответственности в виде штрафа на сумму 20 тыс. руб.30 Территориальные управления Роспотребнадзора проводят также плановые и внеплановые проверки31, позволяющие предотвращать нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и восстанавливать уже нарушенные права.
Реализация конституционного права граждан на образование контролируется Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки. Ею осуществляется контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, науки, научно-
технической деятельности, молодежной политики, в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования12. Так, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в 2004-2005 учебном году, проведя проверку в Вологде, выявила серьезные нарушения. В частности, некоторыми средними общеобразовательными школами незаконно проводится конкурсный отбор учащихся, желающих поступить в 10 класс, исходя из оценок, полученных при окончании 9 класса. В ряде случаев устанавливается проходной бал или проводится тестирование, имеют место факты устного отказа в приеме заявлений, которые нигде не регистрируются. В текущем учебном году на август оказалось неустроенными в 10 класс 37 подростков. Практикуется отчисление из средних общеобразовательных школ при отсутствии согласия учеников и их родителей, что фактически является исклю чением из образовательного учреждения без законных оснований33. Подобные проверки способствуют устранению нарушений конституционного права граждан на образование.
Конституционное право граждан на участие в культурной жизни, свобода творчества находятся под контролем Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Служба осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной культурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числе совместно с органами государственной власти субъектов РФ, государственный контроль за состоянием Музейного фонда РФ, контроль за хранением и использованием отнесенных к культурному наследию народов РФ библиотечных фондов и кинофонда, за соблюдением законодательства РФ об авторском праве и смежных правах в сфере массовых коммуникаций34. Так, в третьем квартале 2006 г. Управлением Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу проведено 26 проверок соблюдения законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия. В соответствии с заключением экспертов Управления была запрещена к вывозу икона второй половины XIX века, представляющая особую музейную (историческую, художественную, коллекционную) ценность. Две культурные ценности, изъятые при попытке вывоза за пределы РФ, переданы на хранение в музей г. Томска35, тем самым предоставив гражданам возможность доступа к культурным ценностям.
Отметим, что в сентябре 2006 г. Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу приступило к тотальной проверке музеев Сибири на предмет безопасности и целостности экспонатов. Поводом для такого решения стали раскрытые в последние месяцы кражи музейных ценностей в Эрмитаже. По словам специалиста Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу Н. Михеевой, в поле зрения созданной комиссии попадут все музеи — как регионального, так и районного значения30. Такие проверки позволят решить проблемы обеспечения безопасности и сохранности музейных экспонатов, что в свою очередь поможет гражданам реализовать конституционное право на доступ к культурным ценностям.
Говоря о контроле за реализацией социально-экономических прав граждан, нельзя обойти вниманием службу, на первый взгляд не имеющую отношения
к социально-экономическим правам. Это Федеральная служба в сфере финансово-бюджетного надзора, осуществляющая контроль и надзор за использованием средств федерального бюджета, за соблюдением требований бюджетного законодательства РФ получателями финансовой помощи из федерального бюджета, за исполнением органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре'17. Роль этой службы важна для реализации любого социально-экономического права граждан, так как она имеет право проверять в организациях, получивших средства федерального бюджета, средства государственных внебюджетных фондов, в организациях - получателях финансовой помощи из федерального бюджета, гарантий Правительства РФ, бюджетных кредитов, бюджетных ссуд, правильность использования денежных средств, ценных бумаг, материальных ценностей. Иными словами, Служба имеет право контролирова ть поток денежных средств, выделенных, в том числе, и для реализации социально-экономических прав, к примеру, как потрачены в 2005 г. денежные средства, предназначенные на строительство социального жилищного фонда. Так, за 2004 г. специалистами ТУ Федеральной службы в сфере финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области проведено 474 ревизии и проверки, которыми выявлено финансовых нарушений на сумму 7,1 млрд руб , в том числе в использовании средств федерального бюджета — 6,3 млрд руб.:"!
За январь-июнь 2005 г. специалистами ТУ Росфиннадзора в Удмуртской республике проверено 69 организаций и учреждений. Ревизиями и проверками были выявлены сотни финансовых нарушений, причинивших ущерб на сумму 121296,95 тыс. руб. После проверок учреждениями представлена информация о возврате средств, использованных с нарушением законодательства, на сумму 81705,27 тыс. руб., в том числе средств федерального бюджета — 61091, 31 тыс. руб. Кроме того, дополнительно были приняты следующие меры: переданы в правоохранительные органы материалы ревизий по 5 учреждениям, к дисциплинарной ответственности привлечен 61 человек, к материальной ответственности привлечено 7 человек, составлено 6 протоколов об административной ответственности. По результа там рассмотрения дел об административных правонарушениях вынесено 4 предупреждения и наложены штрафы на сумму 44,0 тыс. руб.
Кроме федеральных служб контроль за реализацией социально-экономических прав в субъектах РФ осуществляют специально созданные региональные органы исполнительной власти. Например, Комиссия по вопросам защиты потребителей от некачественной и опасной для здоровья пищевой продукции в Красноярском крае осуществляет координацию органов исполнительной власти края с государственными органами контроля и надзора в реализации мероприятий по предотвращению поступления на потребительский рынок края опасной для здоровья населения и некачественной пищевой продукции'10. В республике Бурятия в целях усиления контроля за качеством лекарственных средств создано ГУ «Центр сертификации и контроля качества лекарственных средств Министерства здравоохранения Республики Бурятия»"1.
В Ямало-Ненецком автономном округе государственный контроль за обеспечением прав и закон-
ных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществляется Главной государственной жилищной инспекцией РФ и службой государственного надзора Ямало-Ненецкого автономного округа42. Идентичные функции выполняет Государственная жилищная инспекция Иркутской области'1'1, Томской области'".
Полномочиями по осуществлению государственного экологического контроле п Алтайском крае обладает определенный законом крут должностных лиц департамента но охране окружающей среды администрации крал'5.
В регионах проводятся проверки реализации национальных проектов, предоставления льгот'"'.
Надзор за реализацией социально-экономических арап граждан осуществляют органы прокуратуры47.
Контроль является неотъемлемой частью системы управления4", средством для достижения законности.
Важен контроль любой из рассматриваемых федеральных служб и контролирующих органов исполнительной власти субьектов РФ, но особого внимания, думается, заслуживает контроль финансовый, так как его основной целыо является, по правильному замечанию H.A. Саттаровой, такое управление общественными финансовыми средствами, которое обеспечивает прозрачность их использования и обеспечивает ответственность исполни тельной власти перед обществом'''1. Л реализация социально-экономических прав зависит не только от наличия материальных ресурсов, но и от целевого и эффективного их использования.
Примечания
1 Толковый словарь русского языка. В 4-хт Т. 1 / Пол Р<'А Д. Ушакопа. М., 1996. С. 725.
-'Викторов И.С. Охрана труда в РФ: повое: законодательство, правоприменительная практика и прокурорский надзор / И,С. Викторов, В.Г. Бессарабов, Д.Г. Алексеева, А.5. Швецов. М„ 2003. С. 5.
I Гам же. С 6.
' Золотарев I I A. Из истории государственного контроля в России 1892-1917гг. // Контроллинг, 1994. № 2. С. 33.
' Погосян Н.Д. Счетная палата РФ. / Н.Д. Погосяи // М. Юрист. 1998. С. 107.
" Шорина Е В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР / Е.В. Шорина. М., 1981. С. 43-45.
7 См.: Студеникина М.С. Государственные инспекции в СССР / М.С. Студеникина. М., 1987. С. 7.
" Петров K.M. Административное право для студентов вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. С. 154.
•' Наринский A.C., Гаджиев Н.Г. Контроль в условиях рыночной экономики / A.C. Наринский. Н.Г. Гаджиев. М.: Финансы и статистика, 1994 С. 11.
'"'■ Финансовое право: учебник / Под ред. О Н. Горбуновой. М., 1996. С. 63-64.
" Викторов Указ. соч. С. 10, Горбунова О.Н Финансовое право и финансовый мониторинг в современной России / О.Н. Горбунова. М., 2003. С. 22.
II Черников В.В. Судебные, правоохранительные и контролирующие органы России. Учебник / В,В. Черников. М.: ООО ТК Велби», 2002. С 399-400.
"О системе и структуре федеральных органов исполнительном власти: Указ Президента РФ от 09 марта 2004 г. N5 314 // Российская газета. 2004. 12 марта.
''Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 // Российская газета. 2004. 22 мая.
'Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 331 // СЗ РФ. 2004. № 31, Ст. 3259.
"'Об утверждении положения о Министерстве РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства: Постановление Правительства РФ от 12 июля 1999г. № 793 // С.З РФ 1999. № 29. Ст. 3756.
" Ивановская газета. 2004. 05 февр.
Российская газета. 2006. 15 марта.
Омское отделение федеральной антимонопольной службы (ФАС| обязало компанию «Сибнефть» вернуть в федеральный бюджет более 18 миллионов рублей // (Шр:// тлплпилпа-sibir.ru/viewnews 2006. 09 июня.
-'" Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 20061. № 135-Ф3 // Российская газета. 2006. 27 июля.
2|Об утверждении положения о Федеральной службе по груду и занятости: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 324 .// СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2901.
" Работодателям — не расслабляться! - Все об управлении персоналом - Журнал «Кадровое дело» // www.kdelo. ги/пе™з. 2006. 17 нояб.
-■'Подр. о результатах проверки см.: Федеральная служба по труду и занятости // Ше://Р:/Ооситетв%20апс1%5е1Мпч5. 2006. 01 сен-г.
!1 Руководителей области учат соблюдать правила охраны груда // Мф://оЫдс1т.cliila.ru/news.php . 2006. 17 нояб.
Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 323 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2900.
-"Липецкий опыт социальной поддержки населения признан лучшим в России // 1Шр:// www.regnum.ru/news. 2006. 10 июня.
Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004г. № 322 // СЗ РФ. 2004 № 28. Ст 2899.
-"В Красноярском крае 90% отечественной минеральной воды не соответствует заявленным качествам // http:www.reg-nuni.ru/news. 2006. 04 июня.
-"Об утверждении положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений к постановление Правительства РФ от 22 июля 2004г. № 370: Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004г. № 400 // СЗ РФ. 2004. К» 32. Ст. 3347
'" /Кители обратились - расследование ведется // Ы1р:// | www.prirodnadzordv.ru.200b. 13 дек. .
I "• См.. напр.: 556 нарушении выявлено в сфере природо-
пользования в Курганской области за 9 месяцев 2006г. // "п11р:п'№лл\гедпит.ги/пеюз. 2006. 13 дек. ! :Об утверждении положения о Федеральной сл\'жбе по
! надзору в сфере образования и науки: Постановление Пра-I вительства РФ от 17 июня 2004г. № 300 // СЗ РФ. 2004. № 26. | Ст. 2670.
! Федеральная служба по надзору в сфере образования
: нашла нарушения в Вологде // |Шр:// \vivw.regnum.ru/news. 2006 05 шин я.
Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране куль-I турного наследия: Постановление Правительства РФ от 17 нюня ,! 2004г. № 301 // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2671.
'■ Сибирский федеральный округ. Росохранкультура. Пресс-релизы // http:// www.sibfo.ru/fsmk/pressp.php. 2006. 13 дек.
Культурный осмотр — Культура - Эксперт // http:// www.expert.ru/prmtissues/siberia. 2006. 13 дек..
11 Об утверждении положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора: Постановление Правительства РФ от 15 июня 2004г. № 278 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2561.
"Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Волгоградской области // http://prestige-info.ru/pages. 2006. 07 июня.
"' Информационный бюллетень. О результатах работы "ГУ Росфиннадзора в УР за первое полугодие 2005 г. //: http:// federal.udm.ru/press-center/journal. 2006. 07 июня.
"'.См.: Постановление Совета администрации Красноярского края от 21 июня 2003г. № 176-п // СПС КонсультантПлюс.
■" Постановление Правительства Республики Бурятия от 03 ноября 2003г. № 327 // Бурятия. 2003. 11 нояб.
4- См.: Постановление Администрации Ямало-Ненецкого АО от 10 марта 2006г. № 94-А // Красный Север. 2006. 11 апр. (спецвып. № 25-26).
" См.: Постановление Главы администрации Иркутской области от 29 октября 2002г. N9 216-пг // Восточно-Сибирская правда. 2002. 14 нояб.
44 См.: Постановление Главы администрации Томской области от 29 декабря 1997г. № 374 // Офиц. ведомости (сборн. норм, прав, актов, подпис. Главой администрац. Томской обл.). № 13. 2003. 3.1 марта.
См.: Закон Алтайского края от 11 ноября 2003г. № 52-ЗС // Алтайская правда. 2003. 20 нояб.
4" См., напр.: О проведении проверок по реализации национального проекта в сфере здравоохранения, дополнительного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан за счет средств.федерального и республиканского бюджетов: Приказ Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 13 марта 2006г. № 103 // СПС КонсультантПлюс; О мониторинге льготного обеспечения лекарственными средствами: Приказ Министерства здравоохранения Республики Хакасия от 04 октября 2005г. Ns 378 // Там же.
" См., напр.: Ковалевский В. Результативность прокурорского надзора за своевременностью выплаты заработной платы / В. Ковалевский // Законность. 2005. № 12; Хлопушин С. Прокурорский надзор в сфере охраны биоресурсов Каспия / С. Хлопушин // Законность. 2005. № 9; Стрельников Ю., Ушакова Е„ Рубина F.. Обращение с отходами производства и потребления: Прокурорский надзор / Ю.Стрельников, Е. Ушакова, Е. Рубина // Законность, 2001. № 6; Викторов И. Прокурорский надзор за исполнением антимонопольного законодательства / И. Викторов // Законность. 2000. № 5; Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод, граждан / А. Чурилов // Законность . 1997. Ns 8.
41! См.: Агапцов С.А. Государственный финансовый контроль и бюджетная политика Российского государства / С.Л. Агапцов. М„ 2004. С. 95.
4" Саттарова H.A. К вопросу о государственном финансовом контроле / H.A. Сатарова // Финансовое право. 2006. Ns 1.
ГВОЗДЕВА Ольга Михайловна, юрисконсульт ООО «Противопожарная автоматика-Марс», соискатель кафедры государственного и муниципального права ОмГУ им. Ф.М. Достоевского. Научный руководитель: доктор юрид. наук, профессор А.И. Казанник.
Статья поступила в редакцию 14.10.06. £ Гвоздева О. М.