Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.
Инфекция и иммунитет
в Европе — на все данные направления имеются постоянные прямые рейсы как из, так и в Екатеринбург. Поэтому при выборе приоритетов в организации профилактических (противоэпидемических) мероприятий по санитарной охране территории региона нами было использовано важное положение риск-менеджмента: минимизация возможных негативных ситуаций и максимальность в получении благоприятных последствий при возможном наступлении рисков. Реализация этого подхода через «Комплексный план мероприятий по санитарной охране территории Свердловской области от завоза и распространения инфекционных болезней, имеющих важное международное значение...» реально позволило обеспечить биологическую безопасность при проведении в Екатеринбурге в 2009 г. совещания государств — членов Шанхайской организации сотрудничества и предупредить последствия ситуации, связанной с «диким» вирусом полиомиелита в Таджикистане: досмотреть около 11,0 тыс. человек, провакциниро-вать в порту более 3,0 тыс. человек, прибывших из Республики Таджикистан, и 34 600 таджиков, находящихся на территории Свердловской области, а также минимизировать до единичных случаев число медико-санитарных инцидентов в пункте пропуска через государственную границу РФ.
КОНТРОЛЬ ЗА МИГРАЦИОННЫМ ПРОЦЕССОМ КАК ОСНОВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИЙ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
Н.Л. Струин1, С.А. Перминова1, Н.Н. Струина2
Управление Роспотребнадзора по Свердловской области, г. Екатеринбург; 2АНО «Агентство социальных стратегий и проектов», г. Екатеринбург
Свердловская область в силу своего географического расположения и экономического потенциала является регионом, привлекательным для иностранных граждан на предмет получения работы. Степень этих миграционных процессов достаточно велика и, несмотря на регулирование объемов миграции законодательным образом — через региональные квоты привлечения иностранных работников, ежегодно число иностранцев, въехавших в регион, колеблется в пределах 60,0—70,0 тыс. человек.
Проблема миграции иностранцев сегодня важна с точки зрения возможных социальных рисков, в первую очередь реализуемых через вероятность ввоза различных инфекционных заболеваний, в том числе и представляющих опасность для постоянно проживающего населения.
Законодательно перечень этих инфекционных заболеваний регулируется целым пакетом документов, направленных на обеспечение санитарной охраны территории: СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории РФ», а также постановлениями Правительства РФ: от 02.04.2003 № 188 (о перечне заболеваний, являющихся основанием для отказа в выдаче иностранцам разрешения на работу в РФ) и от 01.12.2004 № 715 (определен перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих). Помимо перечисленных документов, следует учесть и документы Таможенного союза (решение комиссии от 28.05.2010 № 299 «О санитарных мерах в таможенном союзе»), согласно которым перечень
инфекционных заболеваний составляет 24 нозологии и вступает в определенное противоречие с национальными документами РФ. К этому необходимо добавить и требования, отраженные в ММСП (2005), с которыми должно быть гармонизировано национальное и межнациональное (Таможенный союз) санитарное законодательство.
Исходя из опыта работы с иностранными гражданами, которых только в 2011 г. было обследовано более 58 тыс. человек и при этом выявлено: 68 случаев ВИЧ, 329 случаев туберкулеза, 391 случай венерических заболеваний (сифилис), следует пересмотреть перечень инфекций (заболеваний), являющихся основанием для отказа в выдаче иностранцам разрешения на работу: расширить показатели по ВИЧ — ввести Z21 и К75 (по МКБ-10), ввести обследование на гепатиты В и С, имеющие схожие пути распространения с ВИЧ/СПИД.
ОБ ИТОГАХ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В.П. Топорков1, Н.Д. Пакскина2, А.Е. Шиянова1
1ФКУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора, г. Саратов; Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва
В процессе научного обеспечения конкретных мер по реализации на территории страны современного содержания санитарной охраны территории, сопряженной с внедрением Международных медико-санитарных правил (ММСП 2005 г.), были решены следующие вопросы:
— проведена оценка влияния социально-экономических факторов на содержание санитарной охраны территории в современных условиях;
— разработаны методология и алгоритм реализации ММСП (2005 г.), предусматривающие последовательное встраивание и нормативное закрепление новых положений в общую структурно-функциональную организацию противодействия чрезвычайным ситуациям санитарно-эпидемиологического характера с учетом вопросов технологической модернизации и укрепления материально-технической базы, подготовки кадров и межведомственного взаимодействия;
— применительно к Российской Федерации определен унифицированный объект надзора и контроля в рамках санитарной охраны — чрезвычайная ситуация в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (ЧС), в котором интегрированы все опасности (эпидемиологического и санитарно-гигиенического порядка), способные привести к нарушениям в международных сообщениях; определена позиция данного понятия относительно чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, социального характера;
— определен перечень инфекционных болезней, ассоциируемых с ЧС, в число которых вошли как нозологические формы, требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории