Научная статья на тему 'Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан в Санкт-Петербурге'

Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан в Санкт-Петербурге Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инфекция и иммунитет
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А.В. Мельцер, Е.В. Тимофеева, О.В. Парков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об организации медицинского освидетельствования иностранных граждан в Санкт-Петербурге»

2012, Т. 2, № 1-2

Обеспечение эпидемиологического благополучия

прием на работу без наличия результатов обследования на туберкулез и несвоевременное проведение периодических медицинских осмотров работников эпидемиологически значимых профессий, отсутствие химиопрофилактики и медицинского наблюдения за общавшимися с больными туберкулезом.

В целях повышения эффективности противотуберкулезных мероприятий Управлением Рос-потребнадзора предложен алгоритм проверки образовательных учреждений по разделу контроля за профилактикой туберкулеза. Указанный алгоритм включает: 1) сопоставление числа детей в образовательном учреждении с числом прошедших скрининг на туберкулез; 2) оценку соответствия количества детей, у которых по результатам скринирования выявлены показания для обследования на туберкулез — с числом детей, в течение 6-ти дней с момента постановки пробы Манту или в течение 3-х дней с момента получения результатов флюорографического осмотра направленных на консультацию к фтизиатру в противотуберкулезный диспансер по месту жительства; 3) выявление детей, не представивших в течение одного месяца с момента постановки пробы Манту заключение фтизиатра противотуберкулезного диспансера об отсутствии заболевания туберкулезом; 4) контроль за наличием у средних медицинских работников образовательных учреждений справки-допуска на постановку пробы Манту; 5) проверку наличия плана профилактических прививок против туберкулеза;

6) сопоставление числа туберкулиноотрицательных детей 7-ми и 14-ти лет с планом прививок и с числом ревакцинированных в этих возрастных группах;

7) контроль за проведением медицинского осмотра перед иммунизацией; 8) оценку полноты и достоверности регистрации сведений о выполненной прививке, туберкулиновой пробе; 9) наличие условий для проведения иммунопрофилактики против туберкулеза (наличие отдельного стола, соблюдение графика проведения прививок против туберкулеза; обращение с МИБП и других).

ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ ПАТОГЕННЫХ БИОЛОГИЧЕСКИХ АГЕНТОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

М.Н. Ляпин, Т.А. Костюкова, И.Ю. Сухоносов, М.В. Пчелинцева, Е.М. Головко

ФКУЗ Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», г. Саратов

Проведен анализ отечественной нормативно-правовой базы и аналогичных зарубежных документов, включая рекомендации ВОЗ, в области регулирования обращения патогенных биологических агентов (ПБА). Принципиально, отечественные нормативы соответствуют зарубежным документам и рекомендациям.

Сформулированы предложения, направленные на совершенствование отечественной нормативной базы в области обращения ПБА. В текст СП 1.2.036-95 «Порядок учета, хранения, передачи и транспортиро -вания микроорганизмов 1—1У групп патогенности» предлагаем: ввести раздел «Термины и определения», включив в него трактовку основных понятий; раздел «Нормативные ссылки» переработать с учетом действующей нормативной документации; от-

редактировать учетные формы движения материала в соответствии с приводимой в них номенклатурой учреждений и организаций; увеличить срок хранения законченных журналов движения ПБА; изъять из приложений к тексту СП 1.2.036-95 положение о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации возбудителей заболеваний и Список возбудителей заболеваний..., экспорт которых контролируется и осуществляется по лицензиям, переработать раздел по передаче ПБА в зарубежные страны, приведя его в соответствие с рекомендациями ВОЗ. Поскольку Типовые правила перевозки опасных грузов пересматриваются один раз в два года для ознакомления с действующими на международном уровне правилами следует дать ссылки на источник информации; ввести положение о специальной подготовке работников, участвующих в процедуре упаковки и процессе транспортировки инфекционных материалов. Следует провести детальное изучение опыта работы в полевых условиях в зарубежных странах и организовать широкое обсуждение со специалистами зоолого-паразитологического профиля вопросы совершенствования безопасного сбора и доставки для исследований материала, подозрительного на инфицированность с территорий природных очагов инфекций.

В ходе анализа выявлена тесная взаимосвязь СП 1.2.036-95 с другими действующими нормативными документами в области обеспечения биобезопасности, что предполагает целесообразность создания единого нормативного документа.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

А.В. Мельцер1, Е.В. Тимофеева1, О.В. Парков2

1Управление Роспотребнадзора по городу Санкт-Петербургу; 2СПбГУЗ «Клиническая инфекционная больница им. С.П. Боткина», Санкт-Петербург

Санкт-Петербург является местом привлекательным для мигрантов стран ближнего и дальнего зарубежья из-за развитой производственной базы и сравнительно высокого уровня заработной платы. В Санкт-Петербурге ежегодно разрешения на работу оформляют от 150 000 до 20 000 иностранных граждан.

Надзор за медицинским освидетельствованием иностранных граждан в Санкт-Петербурге проводится с 2007 г. В системе Роспотребнадзора с 2011 г. начата работа подготовки материалов по принятию решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан или лиц без гражданства в Российской Федерации по причине выявления у них инфекционных болезней.

В городе подготовлена нормативная база, создана комиссия при Комитете здравоохранения для отбора медицинских учреждений, осуществляющих медицинское освидетельствование мигрантов. Внедрена единая информационная система автоматизированного учета иностранных граждан ЕИС «Медсправка» для информационного обмена между медицинскими организациями города, Управлением Федеральной Миграционной службой, Управлением Роспотребнадзора.

Медицинское освидетельствование иностранных граждан проводится на наличие или отсутствие

Материалы X съезда ВНПОЭМП, Москва, 12-13 апреля 2012 г.

Инфекция и иммунитет

ВИЧ-инфекции, туберкулез, венерических болезней (сифилис) в 24 медицинских организациях.

25.01.2010 г. был открыт Единый Миграционный Центр, который работает по принципу единого окна и в силу централизации, комплексности услуги принял основной поток иностранных граждан, желающих получить разрешение на работу в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, в том числе и прохождение медицинского освидетельствования.

Это обеспечило достоверность медицинского освидетельствования иностранных граждан и значительное увеличение показателя выявляемости инфекционных болезней, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранным гражданам и лицам без гражданства, или вида на жительство, или разрешения на работу в Российской Федерации. Таким образом, создание подобных центров является примером эффективной организации работы с иностранными гражданами, в том числе и медицинского освидетельствования.

ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНЫХ МЕДИКО-САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ (2005 г.) В ФОРМАТЕ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Н.Д. Пакскина1, В.П. Топорков2, А.Е. Шиянова2

1Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Москва; 2ФКУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб» Роспотребнадзора, г. Саратов

Существом Международных медико-санитарных правил (ММСП 2005 г.), к разработке научных основ и новой концепции которых Российская Федерация имеет непосредственное отношение, являются, по данным ВОЗ в сравнении с ММСП (1969 г.), 3 аспекта: от трех инфекционных болезней ко всем угрозам общественному здоровью; от стандартных мер к адаптированным ответным действиям; от контроля границ + сдерживание у источника.

Вступление в силу ММСП (2005 г.) в 2007 г. на территории Российской Федерации сопровождалось этапом глубокой научной проработки и инвентаризации принципиально новых положений ММСП (2005 г.), последовательной замены этими положениями также тщательно дифференцированных утративших актуальность элементов содержания ММСП (1969 г.), в нормативном закреплении данной замены. В результате этих исследований была разработана методология внедрения ММСП (2005 г.) на национальном уровне, учитывающая укрепление организационных, технологических, материально-технических и кадровых ресурс ов при с овершенство-вании санитарной охраны и эпидемиологического надзора. В этой методологии заложены унифицированные основы для оценки полноты внедрения ММСП (2005 г.) в каждой из стран-членов ВОЗ при реализации стратегии ВОЗ по их реализации вплоть до 2016 г. через этапную оценку возможностей стран в 2012 г. При реализации ММСП (2005 г.) на территории Российской Федерации было разработано новых и переработано более 30 нормативно-методических документов федерального уровня.

Разработанная методология была внедрена в сферу санитарной охраны таможенной терри-

тории Таможенного союза. Ее основу составляет Соглашение таможенного союза по санитарным мерам, в целях реализации которого разработаны 4 документа. Обозначены функциональные направления санитарно-карантинного контроля: контроль лиц, транспортных средств, товаров и грузов. Объектами надзора определены как инфекционные (паразитарные) болезни, требующие проведения мероприятий по санитарной охране таможенной территории Таможенного союза (перечень содержит 24 нозологические формы), так и массовые неинфекционные заболевания (отравления), обусловленные потенциально опасной продукцией (товарами). Определены риски возникновения чрезвычайных ситуаций, требующие проведения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через внешнюю границу (9 позиций).

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Е.Ф. Работаев, Н.И. Исаев

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашии, г. Чебоксары

Хронология становления и развития санитарно-эпидемиологической службы свидетельствует о том, что ей пришлось пережить немало трудностей в своем становлении и развитии с 1920 г. и по настоящее время.

За эти годы она претерпела многочисленные реорганизации, такие как:

— проведение в 1959 г. реорганизации санитарно-эпидемиологических станций путем сокращения числа санитарно-эпидемиологических станций и организации в районах санэпидотделов при Центральных районных больницах республики.

— реорганизация в 1990 г. — переименование Республиканской санэпидстанции переименована в Чувашское медицинское санитарно-профилактическое объединение;

— организация в 1991 г. в соответствии с законом РФ № 103 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Центра Госсанэпиднадзора в Чувашской Республике;

— завершение в 2003 г. реорганизации сети учреждений службы Чувашской Республики путем присоединения маломощных центров к центрам с более обеспеченным кадровым составом и имеющим аккредитованные лаборатории;

— создание в 2005—2006 гг. в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Территориального управления Роспотребнадзо-ра по Чувашской Республике в форме слияния с Территориальным управлением государственной инспекции по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации по Чувашской Республике;

— создание в 2005 г. ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашия», а в 2011 г. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Чувашской Республике — Чувашии»;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.