11.3. КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ, ИЗЛОЖЕННЫХ В ПРЕДОСТЕРЕЖЕНИИ ПРОКУРОРА
Безсалий Олеся Рашидовна, аспирант. Место учебы: ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет». Подразделение: кафедра прокурорской деятельности. E-mail: [email protected].
Аннотация: Статья посвящена проблеме контроля за исполнением требований, изложенных в предостережении прокурора. Автором обращено внимание на то, что контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении прокурора должен распространяться на случаи, когда должностное или иное лицо, намерено совершить нарушение закона, после получения им предостережения, а также когда лицо, несмотря на направленное или объявленное предостережение, совершает нарушение закона.
Представленная статья базируется на детальном анализе форм контроля за исполнением требований, изложенных в предостережении прокурора, которые представляют собой внешнее выражение реализации контрольной деятельности прокурора в рамках проверки исполнения поднадзорными субъектами предостережения прокурора.
Ключевые слова: прокурор, контроль, формы контроля, нарушение закона, предостережение о недопустимости нарушения закона, предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, акт прокурорского реагирования.
CONTROL OVER THE IMPLEMENTATION OF THE REQUIREMENTS SET OUT IN THE WARNING OF THE PROSECUTOR
Bezsaliy Olesya Rashidovna, postgraduate student. Place of study: FGBOU VO «Ural state university of law». Department: prosecutorial activities chair. E-mail: [email protected].
Annotation: The article is devoted to the monitoring of compliance with the requirements set out in warning the public prosecutor. The author paid attention to the fact that the monitoring of compliance with the requirements set out in the warning should apply not only to cases where the officer or other person considered a warning of the prosecutor, refused to commit upcoming offense, but in the case of a person regardless of the direction or announced a warning, commits a violation of the law.
Presented article is based on a detailed analysis of the forms of control over the implementation of the requirements set out in warning the public prosecutor, which are the outward expression of the implementation of control activities in the framework of the prosecutor supervised entities check execution warnings prosecutor. Keywords: prosecutor, control, control forms, warning about the inadmissibility of violation of the law, the warning against performing extremist activity, act of the public prosecutors reacting.
В пункте 3 Указания № 39/7 указано на обеспечение строгого контроля за исполнением требований, изложенных в предостережении1, однако ни в одном нор-
1 О применении предостережения о недопустимости нарушения закона: Указание Генерального прокурора РФ от 6 июля 1999 г. №
мативном правовом акте не прописано то, какие мероприятия следует проводить в рамках указанного контроля, также вне правового регулирования осталась его процедура. Вместе с тем, без надлежащего контроля за исполнением требований, изложенных в предостережении, у прокурора будет отсутствовать информация о фактическом устранении деяний, которые могут привести к нарушению закона, в связи с чем вносилось предостережение, будет снижаться профилактическое воздействие указанного акта прокурорского реагирования, что, в свою очередь, приведет к не достижению поставленных целей и задач по предупреждению нарушений закона.
Отличительной особенностью предостережения от иных актов прокурорского реагирования является то, что законодателем не предусмотрен срок его рассмотрения лицом, которому данный акт направлен или объявлен, поэтому на практике у прокуроров возникают трудности не только с проведением контроля, связанного с исполнением требований, изложенных в предостережении о недопустимости нарушения закона и в предостережении о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, но также и с установлением факта нарушения закона, после направления или объявления должностному или иному лицу предостережения прокурора.
Сроком действия предостережения следует считать необходимый промежуток времени для устранения обстоятельств, которые могут привести к нарушению закона. Сроком окончания действия предостережения является момент, когда лицо после получения акта прокурорского реагирования осознало, что его действия или бездействие могут привести к нарушению закона, и предприняло меры к их недопущению.
Таким образом, контроль должен распространяться на случаи, когда должностное или иное лицо, намерено совершить нарушение закона, после получения им предостережения прокурора, а также в случае, когда лицо, несмотря на направленное или объявленное предостережение, совершает нарушение закона.
Контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении должен осуществляется в различных формах, которые представляют собой внешнее выражение реализации контрольной деятельности прокурора в рамках проверки исполнения поднадзорными субъектами предостережения о недопустимости нарушения закона и предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.
К формам контроля Е.Р. Ергашев, например, относил: проведение повторных прокурорский «общенадзорных» проверок, проведение по требованию прокурора проверок и ревизий, письменные и устные запросы прокурора поднадзорным субъектам о принятых мерах, вызов к прокурору должностных лиц (и иных предусмотренных законом лиц) для истребования у них объяснений по поводу нарушения закона, в случае неисполнения законных требований, изложенных в предостережении прокурора2.
Применяемая форма контроля будет различна в зависимости от того, отказалось ли должностное или иное лицо, которому направлено (объявлено) предостережение от действий (бездействий), которые могли привести к нарушению закона, или, несмотря на выне-
39/7 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры, том 1. - М., 2004.
2 Ергашев Е.Р. Предостережение о недопустимости нарушения закона как надзорный акт прокурорского реагирования: учеб.пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2009. - С.52.
сенный акт прокурорского реагирования, совершило правонарушение.
Прокурор после вынесения предостережения в адрес должностного или иного лица, не должен оставаться безучастным, он обязан предпринять все зависящие он него меры, в случае если у него появились сведения (жалобы, сообщения) о том, что лицо, несмотря на вынесенное предостережение намерено нарушить закон, в этом случае прокурор может применить следующие формы контроля: письменные и устные запросы прокурора поднадзорным субъектам о принятых мерах, проверка исполнения предостережения прокурора в рамках проведения повторных прокурорских проверок, проведение контролирующими органами по требованию прокурора проверок.
Одним из способов проверки, в случае если должностное или иное лицо намерено совершить нарушение закона, несмотря на полученное предостережение можно отнести письменные и устные запросы прокурора поднадзорным субъектам о принятых мерах по недопущению нарушения закона3. Получив письменные сообщения на свои запросы прокурор обязан приобщить их к материалам соответствующей проверки, являющейся основанием для направления (объявления) предостережения. В случае, когда сообщение носит устный характер прокурору необходимо зафиксировать его в справке и также приобщить к материалам проверки.
При проведении повторных проверок, если имеются сведения о том, что должностное или иное лицо намерено совершить нарушение закона, несмотря на полученное предостережение, прокурор, во-первых, должен проверить достоверность указанных сведений, во-вторых, должен убедиться в достаточности принятого акта прокурорского реагирования и в-третьих, проведение повторных прокурорских проверок позволяет прокурору выяснить, устранены ли обстоятельства, обусловившие направление и объявление предостережения, а также определить причины неисполнения данного акта прокурорского реагирования.
Право прокурора требовать проведения проверок контролирующими органами по поступившей в органы прокуратуры информации закреплено п.1 ст.22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации»4. С такими требованиями прокурор может обратиться в тех случаях, когда имеются сведения о готовящихся нарушениях закона, но для отнесения данных сведений к достоверным и истинным прокурору необходимо получить дополнительную информацию, которая не может быть им непосредственно установлена, и только с помощью таких форм как проведения проверок контролирующими органами прокурор сможет выяснить интересующие его сведения.
Сущность проверки состоит в подробном изучении различных вопросов деятельности предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, которые подтверждают или опровергают информацию, имеющуюся у прокурора о наличии сведений о готовящемся нарушении закона. Проверка может осуществляться с помощью анализа и сравнения данных со статистическими сведениями, изучение на месте реального положения дел и фактов, проведение иных действий5.
3 Там же. С.53.
4 О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1(в ред. от 05 октября 2015 г.)// Рос.газ. 1992. -18 февр.
5 Настольная книга прокурора / под ред. С.Г .Кехлерова, О.С.
Капинус. - М.: Юрайт, 2014. - 181 с.
Таким образом, проверки являются важным информационным источником, в связи с чем их материалы должны активно использоваться прокурорами.
В процессе проведения проверки всегда возникает вопрос о полноте истребованных документов, данный вопрос должен решаться прокурором, направившим требование о проведении проверки и государственным органом, непосредственно осуществляющим проведение проверки по согласованию с руководителем организации (предприятия, учреждения), где проводится проверка. Государственный орган, при возможном участии привлеченного специалиста (эксперта), осуществляет предварительное изучение истребованных документов.
Указанная информация может быть представлена в виде письменных документов, а также в форме электронных носителей. Кроме того, к материалам должны быть отнесены не только документы и электронные носители информации, но и различные виды продукции, оборудования, которые могут подтвердить факт готовящегося нарушения закона.
Государственные органы не вправе разглашать материалы проверок, проводимых органами прокуратуры до их завершения.
Правовую оценку результатов делает сам проверяющий прокурор.
При нарушении закона субъектом, в адрес которого было направлено или объявлено предостережение, проведение повторных проверок сможет помочь установить объективные и субъективные обстоятельства, которые привели к нарушению закона. Проведение повторных проверок в данных обстоятельствах, как правило, показывают негативное или безразличное отношение субъекта, в адрес которого вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона, предостережение о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.
Необходимо рассмотреть вопрос о пределах проведения проверок по поводу исполнения или неисполнения предостережения о недопустимости нарушения закона, предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности, поскольку Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не определяет срок проведения проверки и перечень документов, материалов и сведений, которые может затребовать прокурор.
Согласно п.1.2. Приказа Генерального прокурора РФ от 28 мая 2015 г. № 265 «О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»6 (далее - Приказ) срок проведения проверки не должен превышать двадцать рабочих дней.
Представляется, что пределы прокурорских требований по поводу исполнения (неисполнения) предостережения определяются относимостью требуемой информации от субъекта к возможному нарушению закона, в адрес которого вынесен данный акт прокурорского реагирования. Прокурор имеет право истребовать исключительно документы и сведения, относя-
6 О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: Приказ Генерального прокурора РФ от 28 мая 2015 г. № 265 // СПС «Консультант Плюс».
щиеся к факту исполнения (неисполнения) акта прокурорского реагирования.
В соответствии с п.1.1. Приказа по требованию прокурора данная информация, документы и другие материалы (их копии) должны быть представлены в разумный срок, однако если существует угроза причинения вреда жизни и здоровью срок исполнения требования прокурора может быть сокращен до одного дня.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» в случае неисполнения предостережения прокурора и нарушения закона предоставляет прокурору право вызывать должностных или иных лиц в прокуратуру для объяснений по поводу нарушений закона. Данное полномочие прокурора состоит из двух частей: требовать объяснений от должностного лица, в адрес которого внесено предостережение, и вызывать должностных или иных лиц для дачи указанных объяснений по поводу нарушения закона.
Вызов к прокурору должностных (и иных предусмотренных законом) лиц для истребования у них объяснений по поводу нарушения закона обеспечивает возможность установления результатов вынесенного предостережения путем личного общения с поднадзорным субъектом.
Представляется, что требование прокурора о даче объяснений состоит в предложении должностному или иному лицу сообщить все, что ему известно по поводу вынесенного акта прокурорского реагирования, а также то, какие меры были приняты для его исполнения, какие условия и причины не позволили должностному лицу исполнить данное требование прокурора. Объяснение может быть дано в устной и письменной форме.
Необходимо рассмотреть еще один аспект, связанный с вызовом лица для дачи объяснений по поводу готовящегося нарушения закона, когда прокурору стало достоверно известно (есть жалоба или иные сведения) о том, что, несмотря на вынесенное предостережение должностное или иное лицо намерено совершить нарушение закона.
Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не предусматривает право прокурора пользоваться таким полномочием как вызов лица в прокуратуру для дачи объяснений по поводу готовящегося нарушения закона, т.е. когда нарушения закона еще нет.
В связи с этим на сегодняшний день существует проблема, связанная с вызовом лица для дачи им объяснений по поводу готовящегося нарушения закона, после направления (объявления) ему предостережения, когда прокурору стало известно о том, что оно намерено его совершить (в прокуратуру поступила жалоба или иная информация о том, что лицо, несмотря на направленное (объявленное) ему предостережение, намерено нарушить закон).
Представляется наиболее верным решить данную проблему через расширение полномочий прокурора, а именно - расширить полномочие прокурора, связанное с возможностью вызова лица в прокуратуру для дачи объяснений по поводу готовящегося нарушения закона.
Если данное полномочие будет законодательно закреплено в ст. 22 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», вопрос, связанный с вызовом лица для дачи им объяснений по поводу готовящегося нарушения закона, когда прокурору поступили достоверные сведения о том, что должностное или иное лицо намерено совершить нарушение закона будет исчерпан.
Таким образом, наиболее рациональным решением проблемы вызова в прокуратуру лица, является наделение прокурора полномочием приглашать в прокуратуру лиц для дачи им объяснений, в случае если прокурору стало достоверно известно о том, что лицо намеренно совершить нарушение закона, после направления (объявления) ему предостережения о недопустимости нарушения закона или предостережения о недопустимости осуществления экстремистской деятельности.
С учетом вышеизложенного, необходимо сделать вывод о том, что при не использовании прокурором форм контроля за исполнением требований, изложенных в предостережении снижается профилактическое воздействие указанного акта прокурорского реагирования и не обеспечиваются цели и задачи по предупреждению нарушений законов поставленные перед прокуратурой в целом.
Список литературы:
1.Ергашев Е.Р. Предостережение о недопустимости нарушения закона как надзорный акт прокурорского реагирования: учеб.пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрГЮА, 2009.
2. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1(в ред. от 05 октября 2015 г.)// Рос.газ. 1992. -18 февр.
3.О применении предостережения о недопустимости нарушения закона: Указание Генерального прокурора РФ от 6 июля 1999 г. № 39/7 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры, том 1. - М., 2004.
4. О порядке исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.02.2015 № 2-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»: Приказ Генерального прокурора РФ от 28 мая 2015 г. № 265 // СПС «Консультант Плюс».
5. Настольная книга прокурора / под ред. С.Г.Кехлерова, О.С. Капинус. - М.: Юрайт, 2014.
Рецензия
на статью Безсалий Олеси Рашидовны «Контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении прокурора» аспиранта кафедры прокурорской деятельности ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет».
Статья О.Р.Безсалий посвящена необходимости осуществления контроля за исполнением требований, изложенных в предостережении прокурора. К формам контроля автор относит: проведение повторных прокурорский «общенадзорных» проверок, проведение по требованию прокурора проверок контролирующими органами, письменные и устные запросы прокурора поднадзорным субъектам о принятых мерах, вызов к прокурору должностных лиц (и иных предусмотренных законом лиц) для истребования у них объяснений.
Актуальность данной статьи не вызывает сомнения, поскольку ни в одном нормативном правовом акте не прописано какие мероприятия следует проводить в рамках указанного контроля, также вне правового регулирования осталась его процедура.
Автором обосновано обращено внимание на то, что без надлежащего контроля за исполнением требований, изложенных в предостережении, у прокурора будет отсутствовать информация о фактическом устранении деяний, которые могут привести к нарушению
закона, в связи с чем вносилось предостережение, будет снижаться профилактическое воздействие указанного акта прокурорского реагирования, что, в свою очередь, приведет к не достижению поставленных целей и задач по предупреждению нарушений закона.
В статье сделан вывод о том, что контроль должен распространяться на случаи, когда должностное или иное лицо, намерено совершить нарушение закона, после получения им предостережения прокурора (когда у прокурора об этом имеются сведения: жалоба, сообщения), а также в случае, когда лицо, несмотря на направленное или объявленное предостережение, совершает нарушение закона.
Обозначена проблема вызова лица в прокуратуру для дачи объяснений по поводу готовящегося нарушения закона, после направления (объявления) ему предостережения, когда прокурору стало известно о том, что оно намерено его совершить.
Научная статья О.Р.Безсалий «Контроль за исполнением требований, изложенных в предостережении прокурора» соответствует требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Научный руководитель
д.ю.н., профессор Евгений Рашидович Ергашев